Инсулин из тестикул

13 декабря 2010 года, 17:54
Инсулин из тестикул

Ученые из Медицинского центра университета Джорджтауна (Georgetown University Medical Center) в Вашингтоне, США, «научили» клетки мужских яичек производить инсулин, сообщает журнал Science News. Результаты их работы были представлены 12 декабря на ежегодной встрече Американского общества клеточной биологии (American Society for Cell Biology).

В ходе эксперимента биологи выделили из тестикул клетки, ответственные за выработку сперматозоидов. Эти клетки можно легко вернуть в состояние стволовых, из которых в дальнейшем могут развиться любые клетки и ткани организма. Воздействуя на них определенными веществами, ученые получили клетки, аналогичные бета-островковым клеткам поджелудочной железы, которые в здоровом организме как раз отвечают за выработку инсулина.

Больная диабетом мышь, которой подсадили эти перепрограммированные клетки, выздоровела в течение недели. С человеком все пока не так просто: островковые клетки нашей поджелудочной железы вырабатывают гораздо больше инсулина, объем его производства доходит до 10% общей белковой «выработки» клетки. До такого результата бывшим клеткам тестикул пока еще далеко, однако ученые надеются повысить их продуктивность.

Пока что новый метод может быть использован в перспективе только для лечения мужчин. Однако ученые обещают адаптировать его и для слабого пола, правда, источник стволовых клеток при этом, конечно, придется искать другой.

Напомним, что диабет первого типа, или ювенильный сахарный диабет, развивается из-за неспособности поджелудочной железы самостоятельно вырабатывать гормон инсулин, отвечающий за расщепление глюкозы. Поэтому страдающим этим заболеванием людям необходимы регулярные инъекции инсулина, в противном случае им угрожает гипергликемическая кома и смерть.

«Вокруг Света» уже рассказывал о различных исследованиях, связанных с лечением диабета. Так, в 2007 году бразильские и американские ученые открыли способ лечения диабета первого типа при помощи трансплантации пациентам их собственных стволовых клеток крови. Год спустя специалисты из Гарвардского университета (Harvard University), США, разработали лекарственный комплекс, позволяющий больным диабетом первого типа вырабатывать инсулин самостоятельно.

В разное время сообщалось, что для профилактики диабета полезны кофе, чай и корица, а один из перспективных методов лечения основан на использовании табака.