Дракон на орбите

09 декабря 2010 года, 15:55
Дракон на орбите

В США с мыса Канаверал частная компания впервые успешно запустила на орбиту и затем вернула на Землю космический аппарат, сообщает Associated Press. Прежде успешные запуски ракет совершались только национальными агентствами, действующими по государственным программам.

Капсула аппарата, построенного компанией Space Exploration Technologies Inc (SpaceX), упала практически точно в заданное место в Тихом океане после трехчасового полета и двух оборотов вокруг Земли. Этот успех открыл компании возможность запустить свою ракету в рабочий полет на МКС следующим летом.

Космический аппарат «Дрэгон» (Dragon) имеет около 5,2 метра в длину и 3,7 метра в диаметре и напоминает старые капсулы NASA, которые заканчивали свои полеты в океане. Это был только второй полет ракеты такого типа. Следующее поколение аппаратов «Дрэгон», приспособленных для принятия на борт человека, сможет садиться четко на указанную точку на земле размером всего лишь с вертолетную площадку. Это будут контролируемые спуски с использованием посадочных шасси, похожих на установленные на аппарате «Аполло» (Apollo) для посадки на Луну. Сама капсула «Дрэгон», а также первая ступень ракеты «Фалькон 9» (Falcon 9) сделаны многоразовыми. Для транспортировки людей капсулу оснастят оборудованием жизнеобеспечения и аварийно-спасательными системами.

«Этот проект был осуществлен руками всего 1200 человек, а не силами государств и национальных корпораций, – говорит генеральный директор компании SpaceX Илон Муск (Elon Musk). – Если после нашего вчерашнего успеха кто-то еще будет сомневаться в перспективах частных космических полетов, то я им сочувствую. Эти люди воюют на стороне проигравших вчерашнюю войну».

Это был первый полет в рамках проекта NASA «Коммерческие орбитальные транспортные услуги» и первый полет действующего аппарата «Дрэгон». Во время первого запуска, осуществленного компанией SpaceX в июне 2010 года, ракета «Фалькон 9» несла макет капсулы, который на обратном пути был сожжен в атмосфере Земли. В прошлом месяце Федеральное управление гражданской авиации США (Federal Aviation Administration) выдало SpaceX первую лицензию на космический полет с возвращением на Землю, что обеспечило возможность вчерашнего запуска ракеты.

Сейчас NASA платит России за перевозку своих астронавтов по 26 млн долл. в год за человека. В следующем году эта цифра возрастет до 51 млн долл., а к 2013 году – до 56 млн долл. на человека в год. Поэтому NASA предпринимает усилия для того, чтобы передать все работы по транспортировке грузов и астронавтов на МКС и обратно нескольким частным компаниям, а самой сфокусироваться на полетах к астероидам в глубоком космосе и к Марсу. Такое распределение ролей стало еще более значимым после того, как срок работы МКС в космосе продлили до 2020 года, в то время как у NASA в запасе осталось только два полета шаттлов в феврале и апреле 2011 года. Агентство надеется также получить финансирование третьего, заключительного, полета шаттла следующим летом, чтобы пополнить запасы своей орбитальной лаборатории на случай, если график коммерческих запусков сдвинется. На данный момент компания SpaceX имеет контракт с NASA на 12  рейсов стоимостью 1,6 млрд долл., а компания Orbital Sciences Corp. из штата Вирджиния – на 8 полетов стоимостью 1,9 млрд долл.

До запуска аппарата «Дрэгон» на орбиту и его счастливого возвращения на Землю успешные запуски ракет совершались только государственными организациями пяти независимых государств: США, России, КитаяЯпонии и Индии – а также содружеством стран Европы в лице Европейского космического агентства (European Space Agency).