Игроманов выращивают производители игр

06 декабря 2010 года, 15:18
Игроманов выращивают производители игр

Компьютерные игры могут вызывать серьезную зависимость. В них используются инструменты психологического воздействия, которые могут способствовать появлению навязчивых состояний у некоторых пользователей, – таковы результаты журналистского расследования, проведенного репортерами программы BBC «Панорама», сообщает Daily Mail.

В современных компьютерных играх используются средства, воздействующие на механизм поведения, который еще в 1950-х годах исследовал американский психолог Беррес Скиннер (Burrhus Skinner). Он показал, что поведение человека можно контролировать при помощи простых стимулов и системы вознаграждений.

Для проверки своих теорий Скиннер придумал специальное устройство, позже названное в его честь камерой Скиннера. Устройство представляло собой клетку для небольшого животного, например крысы, в которой есть кнопка.

Нажимая на кнопку, крыса получала вознаграждение – кусочек сухого корма. Но если крысе давали сухой корм за каждое нажатие кнопки, то она быстро привыкала к постоянной доступности еды и переставала нажимать кнопку. Поэтому вознаграждение должно выдаваться не каждый раз, а через случайные промежутки времени. Эксперименты показывают, что при таком подходе животное очень быстро начинает давить на кнопку все время как одержимое. Таким образом у подопытного «сформировался условный рефлекс путем последовательного приближения к конечной цели».

Ученые выяснили, что человек в этом смысле недалеко ушел от крысы. «Если дать человеку кнопку и случайным образом выдавать за ее нажатие награду, он будет нажимать ее постоянно», – сказал в интервью программе «Панорама» создатель компьютерных игр в компании SixToStart Эдриан Хон (Adrian Hon). На таких рефлексах построено большинство азартных игр: рулетка, «однорукие бандиты» и различные компьютерные игры.

В играх вместо пищи игроки периодически получают дополнительные жизни, виртуальные или реальные деньги, различные бонусы для своих героев. Цель разработчиков – создать почву для возникновения навязчивого желания играть постоянно. Для этого они используют описанную Скиннером технику «оперантного обусловливания», она очень проста и очень действенна и является основной причиной возникновения у людей игромании (зависимости от игр).

«Любая зависимость складывается из трех факторов – времени, активности и награды, и существует несчетное количество способов, при помощи которых эти три составляющие можно объединить друг с другом для того, чтобы геймер демонстрировал тот стереотип поведения, который нужен разработчику», – пишет в своей статье Джон Хопсон (John Hopson), разработчик игр в компании Microsoft.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, WHO, World Health Organisation) считает, что сетевые игры, в которые люди играют друг против друга через Интернет, представляют серьезную опасность для психического здоровья молодежи. Однако игромания пока еще не признана болезнью. Тем не менее профессор Марк Гриффитс из международного подразделения по исследованию игр (International Gaming Research Unit) университета Ноттингем Трент (Nottingham Trent University), Великобритания, считает, что данная тема требует дальнейшего исследования.

«Многие люди не попадутся на психологический “крючок”, встроенный разработчиками в компьютерную игру, однако если человек хоть немного уязвим или восприимчив для какого-либо рода навязчивых состояний, то он подвергается опасности зайти намного дальше, чем нормальный человек», – говорит профессор Гриффитс.

Разработчики одной из самых популярных сетевых игр World of Warcraft компания Blizzard Entertainment прокомментировала ситуацию так: «Наши игры созданы для развлечения, но, как и в случае с любым другим развлечением, нормальная каждодневная жизнь должна иметь более высокий приоритет. Наши игры оснащены практическими инструментами, помогающими игрокам и их близким следить за количеством времени, проведенным за игрой».

Однако в Великобритании ситуацию с игроманией считают весьма серьезной: отраслевая организация «Интерактивные развлечения Великобритании» (United Kingdom Interactive Entertainment) подала заявку на дополнительные исследования проблемы и обещает выпустить свод советов для родителей, которые помогли бы им определить признаки и оценить степень зависимости их детей от компьютерных игр.

«Вокруг света» уже писал о том, что в США каждый десятый ребенок страдает зависимостью от компьютерных и видеоигр, а 8,5% юных геймеров нуждаются в квалифицированной помощи, поскольку не в состоянии самостоятельно избавиться от этой привычки.

Ключевые слова: обычаи и нравы
Просмотров: 3237
Все лента новостей