На Земле нашли новую форму жизни

03 декабря 2010 года, 14:50
На Земле нашли новую форму жизни

Ученые под руководством Фелисы Вольф-Саймон (Felisa Wolfe-Simon) из университета Аризоны (Arizona State University), США, обнаружили на дне оз. Моно (Mono Lake), штат Калифорния, бактерию, которая может жить в среде, богатой мышьяком, сообщает BBC News со ссылкой на публикацию в журнале Science. Это открытие подтверждает теорию о том, что жизнь может строиться на неизвестных ученым принципах и химическое устройство бактерий на других планетах может отличаться от устройства бактерий на Земле. Кроме того, новая бактерия может много рассказать об истории возникновения жизни на Земле, а также о том, что жизнь на Земле возникала не однажды. Теория о том, что любое живое существо должно состоять как минимум из углерода, водорода, азота, кислорода, серы и фосфора, опровергнута.

Новая бактерия радикальным образом отличается от всех известных форм жизни. «Сейчас у нас нет понимания, было ли возникновение жизни случайностью, которая произошла только на Земле, или же это естественная часть фундаментальных процессов, происходящих во Вселенной. Тогда жизнь должна возникать во всех местах, где есть похожие на Землю условия», – разъяснил один из соавторов исследования, профессор Пол Дэвис (Paul Davies). «Сейчас принято придерживаться второй версии происхождения жизни, однако никаких доказательств ее истинности пока нет,  –сказал он. – Однако если эта теория верна, то жизнь на Земле могла независимо зарождаться несколько раз, и вокруг нас есть "теневая биосфера", которую мы не замечаем, так как она не кажется нам знакомой».

Доказательство того, что на Земле есть организмы, нарушающие  законы биохимии, является поистине революционным. До последнего времени никому не приходило в голову искать бактерии в ядовитой среде, так как казалось очевидным, что там ничего не будет найдено. Теперь же ученые нашли бактерии из оз. Моно, известного тем, что в его водах содержится мышьяк. Они стали выращивать эти бактерии в лабораторных условиях, постепенно увеличивая содержание мышьяка и уменьшая содержание фосфора в водной среде. Однако одна из бактерий выжила, вместо того, чтобы погибнуть, и даже стала расти быстрее.

Как рассказывал «Вокруг света», многие серьезные ученые всерьез поддерживают теорию о том, что на других планетах могут существовать разумные формы жизни. Так, Саймон Конвей Моррис (Simon Conway Morris), профессор Кэмбриджского университета (Cambridge University), Великобритания, считает, что люди на самом деле не знают точно, что именно им искать. Пришельцы могут сильно отличаться от того, как мы их представляем. Тем не менее, считает профессор, у них есть общие черты с жителями Земли: все они подчиняются одним и тем же законам эволюции, не могут существовать без воды и углерода.

Стивен Хокинг (Stephen Hawking), известный британский астрофизик, страдающий от рассеянного склероза, считает, что людям лучше попытаться избежать контакта, вместо того чтобы стремиться к нему, отправляя в космос радиосигналы, диаграммы с расположением Земли и т.д. Если представители этой жизни появятся на Земле, то «последствия могут быть такими же, как для индейцев во время прибытия Колумба в Америку».

Поисками инопланетной жизни озабочено и ООН. В сентябре этого года Мазлан Отман (Mazlan Othman), женщина-ученый из Малайзии и глава Агентства ООН по проблемам космического пространства (UN Office for Outer Space Affairs), была назначена послом к инопланетянам.