Евреи празднуют Хануку

01 декабря 2010 года, 14:22
Евреи празднуют Хануку

Сегодня начинается еврейский праздник Ханука. Главный раввин России Берл Лазар уже поздравил своих единоверцев, сообщает «Интерфакс». «Чудо Хануки распространило свой свет не только в пространстве, но и во времени, дало важный урок всем последующим поколениям, в том числе нам с вами», – написал он в своем послании.

Берл Лазар напомнил, как часто в нашей жизни мы «видим трудности без счета, видим мрак, сгущающийся со всех сторон» и «как легко в подобных ситуациях опустить руки». «Но тут мы вспоминаем о Хануке и понимаем, что Бог ждет от нас совсем другого. Он требует, чтобы мы делали сегодня все, что в наших силах, – в тех силах, которые Он нам дал. Каждый может и должен добавить свет вокруг себя – свет добра, справедливости, свет, который принесет тепло в мир!» – говорится в послании раввина.

История Хануки связана с историей освобождения Иерусалима от захватчиков. Во II веке до н. э. Иудея находилась под властью Селевкидов — потомков одного из сподвижников Александра Македонского. В отличие от своих предшественников, лояльно относившихся к иноверцам, царь Антиох IV Эпифан начал политику насильственной эллинизации, повсеместно насаждая культ греческих богов и заставляя евреев отречься от своей веры. В ответ евреи подняли восстание, которое возглавил Иехуда Маккавей.

После того как был освобожден Иерусалимский храм, победители решили восстановить храмовую службу, которая не совершалась уже 3 года. Для этого было необходимо зажечь храмовой светильник – менору, но удалось найти лишь один небольшой кувшин с чистым маслом, который был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры. Однако маккавеи все же решили зажечь менору, и тогда произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. В память об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в течение восьми дней.

В память о чуде в еврейских домах принято зажигать ханукальные свечи, которые ставят на особый подсвечник — «ханукию». В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй – две, в третий — три и так далее. На ханукии обычно есть место и для девятой, так называемой «служебной» свечи, от которой зажигают остальные свечи. Непременным атрибутом праздника является праздничный стол, на котором непременно присутствуют картофельные оладьи – «латкес» и «суфганийот» — аппетитные пончики с разнообразной начинкой, покрытые сахарной пудрой или глазурью.

Большая часть еврейских праздников установилась в эпоху окончания египетского плена и приурочена к конкретным событиям: исходу (Песах-Пасха), дарованию Торы (Шавуот), жизни в шалашах в пустыне (Суккот). Тогда же начали отмечать Новый год (Рош ха-Шана — буквально «голова года») и Йом-Кипур — Судный день поста и покаяния, когда Всевышний определяет людские судьбы на следующий «отчетный период». Позднее прибавились еще два новых праздника. Один в память о чудесном спасении от гибели евреев в Персидской империи — Пурим, другой — в память о чуде, свершившемся в Храме, — Ханука. Во все эти праздники (кроме Йом-Кипура) принято устраивать веселую трапезу.

Ключевые слова: обычаи и нравы, религия
Просмотров: 3231
Все лента новостей