Плацента за все в ответе

17 ноября 2010 года, 14:53
Плацента за все в ответе

Плацента играет ключевую роль в определении продолжительности беременности у человека и других млекопитающих, сообщает BBC News. Исследование, проведенное доктором Изабеллой Капеллини (Isabella Capellini) из университета Дурхама (Durham University), Великобритания, связывает скорость роста плода внутри матки со структурой плаценты и способом, которым она связывает мать с младенцем. Статья на эту тему была опубликована в журнале American Naturalist.

Плацента играет ключевую роль в размножении млекопитающих: она доставляет плоду кислород и питательные вещества и забирает отходы жизнедеятельности плода. Структура плаценты у разных животных очень сильно отличается. В ходе исследования были изучены плаценты 109 видов млекопитающих. Установлено, что чем сложнее устроена плацента, тем короче продолжительность беременности животного. Такие плаценты имеют морщинистую структуру. Что позволяет доставлять больше питательных веществ плоду в единицу времени, что, в свою очередь, способствует более быстрому росту плода. У человека плацента имеет гладкую структуру и малое число связей между плодом и плацентой. А у леопардов плацента имеет целую сеть связей с плодом и более активно доставляет питание.

Помимо структуры плаценты, на продолжительность беременности влияют такой фактор, как размер плода, причем более крупные млекопитающие имеют тенденцию дольше вынашивать своих детенышей. Также имеет значение способность новорожденного животного выжить без помощи матери. Так, детеныши антилопы и морской черепахи сразу после рождения готовы покинуть своих родителей, а детеныши мышей и белок рождаются слепыми и нуждаются в материнской заботе. Кроме того, роль плаценты в беременности может объяснить, почему у животных с одним и тем же весом срок вынашивания может быть различным. Так, длительность беременности дикобраза, обладающего морщинистой плацентой, составляет два месяца, а самки бабуинов, плацента которых более гладка, вынашивают детенышей целых 6 месяцев.

Интересно, что будущие мамы, имеющие пониженный уровень гормона, вырабатываемого щитовидной железой, чаще сталкиваются с трудными родами. Недостаточное количество гормона тироксина осложняет течение беременности, увеличивает риск выкидыша, преждевременных родов и преэклампсии. У женщин с нехваткой тироксина зачастую обнаруживается неправильное положение плода – хотя ребенок располагается головой вниз, лицом он обращен к спине матери, а не к животу. Такое положение усложняет течение родов: процесс не только затягивается и осложняется, но и может потребовать наложения хирургических щипцов, медицинской банки или даже проведения кесарева сечения.

Исследователи говорят, что с гормональными проблемами сталкивается каждая десятая беременная женщина, поэтому анализ крови на гормон тироксин должен стать обязательным этапом дородовой диагностики.