Птерозавр высокого полета

18 октября 2010 года, 08:08
Птерозавр высокого полета

Биомеханик Майкл Хабиб (Michael Habib) из университета Чэтема (Chatham University), США, провел исследование, показавшее, что 65-70 млн лет назад крупные птерозавры были способны пролетать без остановки больше 15 тыс. км, сообщает ScienceNews. Ученый сделал доклад о своем открытии на ежегодном собрании Общества палеонтологии позвоночных (Society for Vertebrate Paleontology) 10 октября.

Летающие рептилии, например, Quetzalcoatlus northropi, в высоту были примерно как современные жирафы и «запускались» в воздух наподобие ракет, раскрывая перепончатые крылья общим размахом приблизительно в 10 м. Эти рептилии были большими даже по меркам птерозавров. Если нынешние расчеты тела и размеров крыльев реалистичны и если птерозавры действительно могли ловить теплые воздушные течения и скользить по ним, как птицы, то это делало их летунами на самые длинные безостановочные дистанции в истории Земли, рассказал Майкл Хабиб.

Таким образом, сверхгигантские ископаемые, обнаруживаемые на различных континентах, не могут автоматически считаться принадлежащими к различным видам, предполагает ученый. Правда, если сама идея долгих перелетов не показалась другим ученым такой уж странной, идея родства видов вызвала уже большие сомнения.

Кстати, ранее «Вокруг света» писал, как команда палеонтологов из Бразилии, Германии, Китая и Великобритании нашла доказательства в поддержку теории о том, что птерозавры были способны летать, а не только парить в потоках воздуха. С помощью новой методики, использующей ультрафиолетовые лучи, палеонтологи исследовали хорошо сохранившиеся останки птерозавра, найденные во Внутренней Монголии. Выяснилось, что это существо, жившее 220 млн лет назад, имело несколько слоев специальных волосков, с помощью которых оно управляло плоскостью крыла.

Это означает, что птерозавры были способны совершать сложные маневры в воздухе, превосходя в этом даже современных летучих мышей. Ранее считалось, что ящеры имели примитивное устройство крыльев и могли только парить над поверхностью. Ученые также предположили, что птерозавры были теплокровными животными, способными контролировать температуру тела.