Потерянная и обретенная Пиета

Потерянная и обретенная Пиета

Картина, долго пролежавшая за диваном в семье Мартина Кобера (Martin Kober), подполковника военно-воздушных сил США, проживающего в г. Тонаванда (Tonawanda) к северу от Буффало, может оказаться творением кисти Микеланджело (Michelangelo). Как уже рассказывал «Вокруг света», на незаконченной работе изображена Мария, держащая на руках Иисуса. Но далеко не все ученые признают подлинность этой работы, сообщает Associated Press.

Однако и признать ее подделкой тоже не просто. История ее открытия – это не просто история удачной покупки на гаражной распродаже. Ее хозяин Кобер может перечислить владельцев картины вплоть до XVI века. К тому же, картина уже выставлялась как Микеланджело в музее «Метрополитен» (Metropolitan Museum), Нью-Йорк, США, в конце XIX века. Но уже позже, в 40-е годы ХХ века, эксперт из музея Изабель Гарднер (Isabel Gardner Museum), Бостон, США, отказал картине в принадлежности кисти Микеланджело.

После этого отец и дядя Кобера безрезультатно блуждали с «Пиетой» по музеям Нью-Йорка. Потом картина висела дома у Коберов, пока 27 лет назад ее не сбили со стены теннисным мячиком, так что последующие годы она провела завернутой в оберточную бумагу за диваном. На ней также осталось несколько повреждений от теннисных мячей, оставленных в то время, когда Кобер и его брат еще были детьми.

Около 2 лет назад Антонио Форчеллино (Antonio Forcellino), итальянский историк и реставратор, откликнулся на приглашение Кобера исследовать картину. «Только гений мог нарисовать эту картину – темнота, подчеркивающая страдание, словно кричащая Дева Мария, и тело Христа после снятия с креста. Определенно, это Микеланджело, и мне повезло, что я нашел документы, указывающие на это. А рентген-сканирование только подтвердило догадки», – рассказал Форчеллино в недавнем интервью Sunday Times. 

Форчеллино провел расследование, в ходе которого нашел письмо в библиотеке Ватикана, указывающее на то, что работа была написана Микеланджело для его друга Витториа Колонна (Vittoria Colonna) около 1545 года. Позже она перешла к католическому кардиналу, бывшему архиепископом в Хорватии. Какое-то время картина хранилась у немецкой баронессы, которая оставила ее фрейлине, а та, в свою очередь, была свояченицей прапрадедушки господина Кобера. В Америку картина переехала в 1883 году. После этого она провела некоторое время в музее Сиракьюз и на временной выставке музея «Метрополитен».

«К сожалению, никогда не было точных доказательств. Вы можете провести научный анализ картины и холста, но это покажет только то, что мы имеем дело с чем-то из XVI века. Я буду очень рад дать полотну второй шанс, если оно будет восстановлено и выставлено на всеобщее обозрение. Я не могу объявить, что эта картина принадлежит кисти Микеланджело, но совершенно точно, это подлинная картина того времени, и поэтому она заслуживает более пристального внимания», – заявил Уильям Уоллес (William Wallace), профессор истории университета им. Вашингтона (Washington University), Сент-Луис, США.

Уоллес не удивлен скептицизмом мира искусствоведов. «Новые Микеланджело всплывают по всему миру с периодичностью два раза в год за последние 10 лет, и, за исключением некоторых, все они были работами ассистентов, последователей или подражателей. Все они преподносятся как великие открытия, но быстро уходят из нашего поля зрения из-за низкого качества. А сейчас перед нами объект высокого качества», – добавил он.

«Вокруг света» рассказывал ранее, что группа специалистов обнаружила в Британском музее (British Museum), Великобритания, ряд эскизов Микеланджело, спрятанных под более поздними набросками. А в 2007 году в архивах Ватикана был обнаружен ранее неизвестный чертеж, выполненный рукой Микеланджело. Речь идет о небольшом рисунке, сделанном весной 1563 года, когда великому живописцу и архитектору было уже 88 лет. На чертеже изображен один из пилястров барабана купола собора св. Петра. Предполагается, что это последний рисунок, выполненный рукой мастера. 

Ключевые слова: искусство, курьезы
 
# Вопрос-Ответ