Динозавры умели плавать

25 мая 2007 года, 11:38

Найденные следы древних ископаемых животных, динозавров, позволяют предположить, что они умели плавать, сообщает BBC. Такие выводы сделали ученые, исследовавшие след лапы динозавра длиной почти 15 м, найденный на дне озера в долине Камерос (Cameros Basin) в испанской провинции Риоха.

S-образная форма этих следов и в особенности найденные на берегу озера царапины позволяют предположить, что животные царапали когтями дно, плавая на глубине примерно 3 м, утверждают авторы доклада, напечатанного в журнале Geology. Царапины были оставлены примерно 125 млн лет назад в ранний меловой период мезозойской эры огромным двуногим динозавром-хищником.

Отпечаток хорошо сохранился на песчанике. Он состоит из 12 последовательных засечек, каждая из которых состоит из 2-3 царапин. По словам Луиса Костера (Dr. Loic Costeur), одного из ведущих исследование ученых, палеонтолога университета Нанта (University of Nantes), Франция, отпечатки лап в долине Камеро ученые обнаружили три года назад. Однако именно этот отпечаток отличался от всех остальных. «В этом месте найдены тысячи следов различных видов ископаемых животных, оставленных в процессе ходьбы, однако когда мы увидели этот след, мы со всей четкостью осознали, что это был именно водоплавающий динозавр», - говорит эксперт.

Дело в том, что если след оставлен в процессе ходьбы, можно определить форму стопы, объясняет доктор Костер. Однако тут этого сделать не удалось: след представляет собой лишь засечки когтей на камнях. Их могло оставить лишь животное, тело которого держалось на воде. Волнообразные отметки вокруг следа позволяют предположить, что животное плыло против течения, пытаясь удержаться на одном месте.

Дальнейшие исследования, вероятно, помогут раскрыть и то, как именно плыл динозавр. Костер полагает, что это животное совершало гребки задними конечностями, аналогично тому, как бы оно ходило по поверхности земли. Так плавают современные водоплавающие птицы.

Вопрос о том, умели ли динозавры плавать, долгое время оставался без ответа. Палеонтологи, основываясь на анатомии динозавров и знаний о тех условиях, в которых они обитали, предполагали, что они действительно умели это делать. Однако доказательств этой теории было крайне мало. По словам господина Костера, найденный след – одно из самых явных свидетельств в пользу этого предположения. Он позволяет сделать новые выводы о психологии и физических возможностях динозавров, как и о той экологической нише, которую они на самом деле занимали.