Выход рыб на сушу был заложен генетически

24 мая 2007 года, 19:58

Генетики университета Чикаго (University of Chicago), США, под руководством Маркуса Дэвиса (Marcus Davis) установили, что рыбы вышли из суши на море не внезапно, в ходе резкого эволюционного генетического скачка, а в результате более сложного, плавного генетического перехода, сообщает BBC News. По мнению ученых, некоторые виды рыб всегда имели генетическую предрасположенность к трансформации своих конечностей для приспособления к окружающей среде.

Теорию плавной революции ученым помогли подтвердить найденные в 2004 году окаменелые останки вида Tiktaalik roseae, способной передвигаться по суше. Это крокодилоподобное создание, явившееся переходным звеном между обитателями моря и сухопутными животными, обитало на планете приблизительно 380 млн лет назад. Его конечности приспособлены к жизни, как на суше, так и в воде.

В ходе исследования генетики сфокусировали внимание на HOX-генах, которые играют ключевую роль в регулировании развития конечностей. Специалисты наблюдали за экспрессией генов в процессе развития конечностей у четвероногих сухопутных животных и плавников у тропической рыбы данио, которая часто используется в подобных исследованиях.

Ученые заметили, что у сухопутных выделяются две отдельные стадии функционирования Hox-генов, которые включаются в различные моменты развития двигательных придатков. Формирование пальцев происходит при второй фазе. Она отсутствует у рыбы данио, однако ученые смогли обнаружить ее при наблюдении за другим видом рыб – веслоносами, которые по строению плавников гораздо более похожи на своих ископаемых собратьев.

По мнению ученых, то, что некоторые виды древних рыб вышли на сушу в то время как другие остались в воде, может быть объяснено влиянием окружающей среды. К примеру, внезапное превращение глубоководной среды обитания в мелководные ручейки могло привести к тому, что некоторые рыбы использовали генетически заложенную в них способность к трансформации конечностей.