Хитрости иммунной системы

01 октября 2010 года, 16:23
Хитрости иммунной системы

Группа ученых под руководством доктора Мелани Скотт (Melanie J. Scott) из университета Питтсбурга (University of Pittsburgh), США, обнаружила новые данные о том, как иммунная система опознает «врагов» в бактериях и вирусах. Ученые считают, что система комплемента активируется рецепторами внутри и снаружи иммунных клеток с помощью общих уникальных проводящих путей. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Leukocyte Biology.

Ученые считают, что их работа приведет к разработке новых лекарств и лечебных процедур, которые позволят контролировать иммунные реакции. «Наше исследование помогает понять, как именно иммунная система активируется, когда речь идет о бактериях и вирусах. Чем больше у нас информации об этом процессе, тем больше вероятность, что мы сможем помочь нашей иммунной системе побороть инфекции», – объяснила доктор Скотт.

В процессе исследования ученые следили за производством особой части системы комплемента под названием «factor B» в макрофагоцитах, иммунных клетках, атакующей «пришельцев» и помечающей их для уничтожения другими иммунными клетками. «Как это исследование показывает, иммунная система невероятно сложна. Оно также подчеркивает количество, необходимое для нашего выживания. Вирусы и бактерии эволюционировали так, чтобы не вызывать ответа иммунной системы, однако у иммунной системы есть свои трюки и альтернативные пути», – заметил доктор Джон Верри (John Wherry), заместитель редактора журнала Journal of Leukocyte Biology.

Кстати, как этим летом выяснили ученые из Вашингтонского университета (University of Washington), США, иммунная система может играть ключевую роль в развитии болезни Паркинсона. Иммунологи провели исследование: на протяжении 20 лет они наблюдали за 4 тыс. человек, половина из которых страдала болезнью Паркинсона. Результаты наблюдения позволили выявить связь между нейродегенеративным недугом и генами HLA, которые контролируют иммунитет.

Эти гены очень важны для работы иммунной системы: они позволяют ей отличать инородные организмы от собственных клеток тела. Теоретически это позволяет иммунной системе атаковать вредоносные организмы, но не себя саму, однако иногда система дает сбои. Некоторые варианты генов связаны с повышенным риском или защитой от инфекционных заболеваний, в то время как другие могут спровоцировать аутоиммунное заболевание, в ходе которого иммунная система атакует ткани собственного организма.

Болезнь Паркинсона – хроническое прогрессирующее дегенеративное заболевание центральной нервной системы. Болезнь возникает тогда, когда разрушаются допаминовые нейроны мозга. Это приводит к двигательным нарушениям, постепенному снижению мотивации, энергии больных, к снижению способности испытывать положительные эмоции (ангедония), ослаблению памяти, уменьшению интеллектуальной продуктивности, обучаемости и органическому слабоумию (деменции).