Ночное небо: на что посмотреть в сентябре

Зенит в сентябре оккупирован царственной четой – Цефеем и Кассиопеей. Но самый заметный астеризм (сочетание звезд) — это, конечно, квадрат Пегаса с характерным треугольником у верхнего правого угла. Летит он над водной стихией: Рыбами, Китом, Дельфином, Эриданом, Водолеем и Южной Рыбой с Фомальгаутом. Яркие планеты продолжают скрываться в солнечных лучах, так что придется взять бинокль и поискать дальних членов планетного семейства — Уран и Нептун.

Противостояние Урана будет 8 октября, Нептуна — 29 августа. Так что сентябрь — лучшее время для их наблюдения. Блеск Нептуна — 7,8m — тут не обойтись без хорошего бинокля и тщательно подготовленной поисковой карты. Уран на две звездные величины ярче (5,7m) при особо благоприятных условиях даже виден невооруженным глазом.

11 сентября найти Уран поможет Луна, которая под утро проходит совсем рядом с ним (а в северных городах даже ненадолго покрывает его). Но из-за высокой яркости почти полной Луны без телескопа в таких наблюдениях не обойтись.

12 сентября Луна покрывает и открывает звезду омикрон Рыб (4,3m). Тут самое интересное — поймать момент, когда не очень яркая звездочка появится из-за почти невидимого темного края лунного диска.

В ночь на 15 сентября Луна пересекает рассеянное звездное скопление Гиады. Она, правда, умудряется при этом не зацепить ярких звезд, но красиво смотрится рядом с красным Альдебараном.

В конце месяца в 6–6:30 утром, то есть примерно за час до восхода Солнца, на высоте 10-15° над юго-восточным горизонтом можно попробовать разглядеть в бинокль комету C/2012 K1 PANSTARRS. Ее блеск составит около 6m, так что без бинокля не обойтись.

А еще в конце сентября у Марса появится два новых спутника. Американский MAVEN займется изучением атмосферы и связью с марсоходами, а первый индийский межпланетник Mars Orbiter Mission — отработкой дальней космической связи и навигации.

Карты составлены на 02:30 15 сентября 2014 года для широты Москвы (56°).