Юзом по волне

Юзом по волне

Каждым летом можно наблюдать оживление в компаниях, производящих или изобретающих амфибии. Это и понятно: жара, тянет на водоемы, хочется плюхнуться в реку не пересаживаясь, прямо в автомобиле… Вот только странно: многие ли читатели видели «живую» амфибию на дороге или в водоеме? Если говорить о бывших некогда более-менее доступных моделях, то это, пожалуй, немецкий Amficar да украинский ЛуАЗ-967. Последний, впрочем, имел и другое название: ТПК — транспортер переднего края, так что был не совсем, точнее, совсем не гражданским аппаратом. В чем же дело?



Главная причина экзотичности амфибий в невозможности создать автомобиль, идеально приспособленный для движения в разных средах — в воде и воздухе. Тут разные требования к аэродинамике, к конструкции шасси, системе охлаждения двигателя, вентиляции кузова. Попытка совместить несовместимое приводит к тому, что амфибия не слишком хорошо ездит и столь же неважно плавает. То есть катер и автомобиль всегда лучше того, что нынче называют «два в одном». И кстати, часто получается дешевле!

Остановимся на некоторых сложностях. Например, герметизация двигателя затрудняет его охлаждение, забортной воды на шоссе нет, а остужать мотор всё равно необходимо. Все узлы ходовой части — шарниры, амортизаторы и т. д. — должны выдерживать регулярное омовение, в том числе и соленой водой. Это сразу ведет к их резкому удорожанию и укрупнению. Автовладельцы уже привыкли к периодичности обслуживания раз в год или после пробега 15 тыс. км, а для амфибии это проблематично.Светотехника должна соответствовать как требованиям к автомобилям, так и к катерам. А ходовые огоньки на последних совершенно другие, чем габаритные на первых. Что делать с колесами? Если оставить их в воде, они будут тормозить амфибию. Делать убирающиеся шасси, как в самолетах? Это очень дорого!

Еще одна проблема — момент выхода из воды. В это время вес амфибии сильно уменьшен выталкивающей силой и ее колеса будут скользить по илистому, порой крутому берегу. Тут необходим приличный дорожный просвет и полный привод. Короче, забудьте об экономичности, быстроходности и управляемости на шоссе. Ваш лимит будет около 100 км/ч в лучшем случае! С другой стороны, сделать острый нос для рассекания воды тоже нельзя — тут будут против стандарты по безопасности пешеходов. Тупой же перед не позволит лихо рассекать по волнам. Впрочем, какие волны! Удел большинства амфибий — пруды и озера. А двери? Залезать в авто, как в катер через борт, или делать сложную герметизацию дверных проемов наподобие люков субмарин?

Но хватит о рациональном. Мечта о собственной амфибии всё равно жива, и они таки рождаются не только в чертежах, но и в металле. Несколько новинок летнего сезона — 2014 перед вами.


НЕ КАТЕР, НО ЯХТА, НЕ АВТОМОБИЛЬ, НО ДОМ



Американцы предлагают не мелочиться и приобрести за 850 тыс. долларов 13-метровый плавающий кемпер Terra Wind версии 2014 года. Несмотря на массу в 18 тонн, этот автобусо-подобный монстр не тонет, а даже плывет по гладкой воде со скоростью 13 км/ч. Учитывая аэро- и гидродинамику кирпича, для этого пришлось установить 7,2-литровый турбодизель Caterpillar в 330 л. с. На борту — роскошные апартаменты с мраморными (!) полами и кожаной мебелью, баки для питьевой воды (415 л) и фекалий (210 л) — ни пить, ни загрязнять забортную воду в цивилизованных странах нельзя. Плавучесть и какую-никакую остойчивость обеспечивают автоматически надуваемые боковые поплавки (они хорошо видны на снимке), а вот с выходом на берег у Terra Wind проблемы: требуется бетонированный/асфальтированный плавный спуск. Иными словами, пускаясь в плавание, заранее подумайте, как и где будете выезжать на дорогу!

РАЗРУШИТЕЛЬ СТЕРЕОТИПОВ



Если верить посулам фирмы Fountain Valley Bodyworks из Лонг-Бич (штат Калифорния, США), ее амфибия Panther может разгоняться на суше до 130 км/ч и на воде до 70 км/ч. Фишка во втягивающихся на плаву колесах и редане под днищем. Это позволяет амфибии, построенной на основе Jeep Wrangler, выходить на глиссирование, как только вся мощь 250-сильного 3,7-литрового V6 от Honda переключится с колес на водометный движитель. На берег надо вылетать с разбега — привод у «Пантеры» лишь на задние «лапы». Чтобы не было нужды как-то особенно герметизировать двери, их сильно обрезали снизу. И даже при открытых дверках вход в амфибию похож на посадку в катер — в общем, ногу надо задирать высоко! В продажу эта амфибия поступает по цене от 135 тыс. долларов, но это, скорее, лишь для справки: весь тираж этого года уже предоплачен.

ФЕН В ВАННЕ?



Вообще-то фен в ванне — смертельная штука, но электромобиль-амфибия — это совсем другое дело. В первом случае убивает не электричество само по себе, а провода из розетки: один из них всегда имеет потенциал в 220 В относительно заземленных труб. В электромобиле же источник тока автономный, нигде и никак с землей не связанный.

Придумала этот концепт японская фирма Fomm (First One Mile Mobility). Можно ли в полной мере назвать этот аппарат амфибией? Ну во всяком случае, он может некоторое время держаться на воде и плыть, увлекаемый небольшими водометными движителями. На трассе же его приводят в движение два задних мотор-колеса (по 6,7 л. с. и по 280 Н·м каждое), которые питаются литий-ионными аккумуляторами, обеспечивающими запас хода по земле до 100 км. Габаритами (2495 х 1295 х 1550 мм) Concept One напоминает двухместный Smart, но здесь четыре сиденья (видимо, японцы в среднем меньшего размера, чем европейцы). Двери раздвижные, и как раз поэтому на плаву машинка массой 460 кг держится именно «некоторое время». Баранки и педалей здесь нет — всё управление на мотоциклетном руле. Найдет ли проект своих приверженцев? Предполагаемая цена вопроса: 7200 евро.
 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи