Прыжок во взрослую жизнь: как разные птенцы становятся на крыло

Все птенцы на первый взгляд кажутся похожими. Но, оказывается, есть птицы выводкового типа, а есть птенцового, и сходства между ними не больше, чем между бушменом и викингом

Птенцы оляпки

Гнездо оляпок Cinclus cinclus располагалось среди обломков корней вынесенной на отмель коряги. В нем уже третью неделю подрастали птенцы. Родители прилетали с кормом каждые две-три минуты, иногда делая длительные перерывы для отдыха. Набрав полный клюв разнообразных водных беспозвоночных, взрослые оляпки сначала появлялись на застрявшем над протокой березовом стволе, забавно приседали, косили глазом на мое укрытие, а потом перелетали на ближнюю к гнезду ветку, уже оттуда бросались к птенцам и за 1–2 секунды передавали корм одному или двум своим голодным отпрыскам.

Юные оляпки поджидали родителей на подступах к гнезду. Иногда в воду падали капли детского помета. Но, видимо, большинство птенцовых экскрементов оставались в пределах гнезда. Слётки были уже настолько взрослыми, что проблема чистоты в гнезде стала нерешаемой — непереваренные остатки пищи уже давно не заключались в капсулы, удобные для переноски родителями, как это было в первые дни жизни. В итоге недоросли справляли нужду там, где жили, прямо как птенцы дятлов, которые загрязняют свой дом с самого появления на свет. А вот и отец явился, с едой — но кормить детей что-то не торопился…

Жизнь птенцовых

Орнитологи относят птиц, птенцы которых появляются на свет беспомощными, к птенцовому типу. К этой группе принадлежат воробьинообразные, попугаи, голуби, стрижи и многие другие.

Прыжок во взрослую жизнь: как разные птенцы становятся на крыло

Птенцы обыкновенной овсянки (Emberiza citrinella)

Blickwinkel via Legion Media

Детство (в данном случае время пребывания в гнезде) у большинства воробьиных птиц очень короткое — десяток дней или чуть больше. Разбив скорлупу яйца, птенец еще ничего не видит и умеет только открывать клюв, реагируя на сотрясения. Полученная от родителей пища быстро усваивается, а непереваренные остатки выделяются в виде запрятанных в пакетик из слизи экскрементов, который родители уносят подальше от гнезда.

Вскоре глаза открываются, на теле появляются трубочки будущих перьев, и птенец, непрерывно выпрашивая у родителей корм, стремительно взрослеет. К десятому дню своей жизни птенцы в случае опасности способны покинуть гнездо, еще едва вспархивая. Обычно их называют слётками. У многих овсянок время пребывания в гнезде может сократиться до 5–6 дней, если родителей кто-то беспокоит и они часто подают сигнал тревоги.

Птенцы, еще не полностью оперенные, даже толком не умея ходить, один за другим ковыляют из гнезда, вступая в суровое отрочество. Они не умеют самостоятельно кормиться и поэтому непрерывно подают призывные сигналы, чтобы родители могли их найти и покормить. Такое рассредоточение снижает риск гибели от хищников всего выводка сразу, хотя беспомощный слёток первое время представляет собой очень легкую добычу для охочих до молодого мяса зверей и птиц. В некоторых случаях на птенцов могут напасть даже бурундуки или дятлы.

Прыжок во взрослую жизнь: как разные птенцы становятся на крыло

Гнездо обыкновенного щегла (Carduelis carduelis)

Blickwinkel via Legion Media

Нагрузка на родителей в это время только возрастает — нужно найти не только корм для птенцов, но и самих отпрысков. Еще необходимо постоянно отслеживать: не появился ли в районе взросления птенцов кто-то опасный, чтобы вовремя отвлечь внимание на себя, подать сигнал тревоги. Молодняк в такие моменты затаивается и не помышляет о настойчивом требовании корма.

Но везде успеть родителям удается далеко не всегда. Поэтому и встречи с доверчивыми слётками, которые без родительских сигналов не затаиваются и попадаются на глаза, происходят в тайге постоянно. Особенно печально, когда такой несмышленыш обнаруживается на берегу реки, а потом отправляется в полет над бурными водами. Мне не раз приходилось спасать таких незадачливых летунов.

В отличие от всех других представителей отряда воробьинообразных, оляпки сидят в гнезде долго. Гнездо, сложенное из мха, обычно располагается над водой, и покинуть его можно, только научившись достаточно прилично летать. Вот и сидят молодые птицы в гнезде по 20–27 дней. Непросто решиться покинуть привычный мирок гнезда и шагнуть во взрослую жизнь!

Путь выводка

Развитие птенцов у тетеревиных птиц, куликов, гусеобразных и ряда других систематических групп проходит по типу, называемому выводковым. Детство (в отличие от птенцового типа) в этом случае протекает стремительно: в гнезде птенцы могут находиться только несколько часов и вскоре отправляются жить суровой отроческой жизнью.

Прыжок во взрослую жизнь: как разные птенцы становятся на крыло

Птенец рябчика (Tetrastes bonasia)

Обсохнув после вылупления из яйца, птенцы превращаются в симпатичных пуховичков с хорошо развитыми зрением и слухом, поэтому они уже готовы к относительно самостоятельному существованию и начинают свою жизнь сразу со стадии, которая у воробьиных птиц соответствует выходу из гнезда.

Пропитание они добывают сами, пробуя на «клюв» всё, что попадется в поле зрения. Вот только тепловой баланс поддерживать «малолетнему» страннику первое время невозможно, и тут без помощи родителей, которые согреют в трудную минуту, никак не обойтись. Родители, сопровождая своих самостоятельных детей, не только работают самоходными обогревателями, но и отвлекают на себя внимание хищников. Всё же, если сравнить их заботы с заботами воробьиных птиц, живется им несравненно легче. Кормить-то птенцов не нужно!

Для выращивания такого потомства достаточно даже одного опекуна. Что мы в природе и наблюдаем. Утят водят одни самки, у тетеревиных птиц, как правило, тоже, хотя известны случаи, когда самцы рябчиков Tetrastes bonasia заменяли погибшую самку. Самцы куропаток также номинально участвуют в опеке отпрысков, охраняя дальние подступы гнездовой территории, где могут отвлечь внимание хищника на себя.

Что касается тетеревов и глухарей, то у этих видов петухи себя родительскими чувствами не обременяют. А среди куликов, наоборот, главной нянькой нередко оказывается папаша. Особенно выделяются в этом отношении плавунчики Phalaropus, у которых заботы матери о детях заканчиваются со снесением последнего яйца.

Прыжок во взрослую жизнь: как разные птенцы становятся на крыло

Птенец круглоносого плавунчика (Phalaropus lobatus)

В отдельных случаях птенцы выживают, даже лишившись родителей. Так, в 2004 году на реке Бурунда Норского заповедника (Амурская область) я наблюдал троих гоголят Bucephala clangula в возрасте 1–2 недели, которые жили в заливчике реки без опеки матери, видимо погибшей. Птенцы умудрялись спасаться от щуки, которая временами охотилась за ними, и чувствовалось, что их шансы стать взрослыми весьма велики.

Из литературы известно, что гоголята могут и по своей воле перейти на «беспризорную» жизнь. Хотя на реке Вишере (Северный Урал) нераспавшиеся выводки этого вида встречаются до начала августа.

Птенцы тетеревиных птиц к концу первой недели жизни начинают сносно вспархивать. Неслучайно их народное название — «поршки». При этом они еще совсем незначительно увеличиваются в размерах (по сравнению с тем, какими были по выходу из яйца).

Ранний подъем на крыло позволяет в какой-то степени уберечься от хищников. Такая особенность развития характерна для всех наших тетеревиных: рябчиков, тетеревов, глухарей, белой и тундряной куропаток. Но всё же процент гибели молодняка от хищников и иных причин у птиц очень велик: от 40 до 80%. Чем больше птенцов в выводке, тем меньше их доживает до зрелого возраста. В итоге численность популяций птиц остается более или менее стабильной.

Прыжок во взрослую жизнь: как разные птенцы становятся на крыло

Семья обыкновенных гоголей (Bucephala clangula)

На этом фоне в условиях северной тайги случаются и резкие колебания численности. Обычно пуховички тетеревиных птиц погибают в массовых количествах при возврате холодов: снег на Урале и в других районах Сибири может вдруг пойти и в июне, и в июле. В этом случае резко снижается активность всяких мелких беспозвоночных животных, которыми в основном и питаются недавно появившиеся на свет рябчики, тетерева и глухари. Птенцы не могут найти себе корм, быстро теряют тепло при его поиске и погибают, поскольку, согреваясь только возле матери, выжить невозможно.

Впрочем, такое случается и с воробьиными птицами: в этом случае родители не находят достаточное количество корма для птенцов и вынуждены на первое место поставить собственное выживание. При затяжных дождях могут сказаться и просчеты в выборе места для гнезда. Мне приходилось наблюдать за гнездами пеночек, где при длительном ненастье птенцы постоянно мокли и в итоге погибали от переохлаждения.

К «экстремалам» можно отнести крачек и куликов, гнездящихся на галечных островках и отмелях сибирских и дальневосточных рек. Здесь резкие колебания уровня воды происходят ежегодно и не по одному разу. Поэтому при подъемах воды часто тонут и кладки, и птенцы.

Кажется, что для этих видов успешное гнездование подобно выигрышу в лотерею. Хотя некоторые пернатые родители «прорабатывают» вопрос о выборе безопасного от наводнений места для гнезда. Так, многие кулики-перевозчики Actitis hypoleucos устраивают гнезда в таких участках берега, где сохранились старые листья. Есть листья — значит, это место не затопляется даже в пору разгула стихии.

О полумерах

Хищных птиц, с характерным для них длительным пребыванием птенцов в гнезде, можно было бы отнести к птенцовому типу, но что делать с пуховым покровом у новорожденных соколов, ястребов, орлов и сов? Поэтому для таких птиц был введен промежуточный тип развития — полувыводковый.

Прыжок во взрослую жизнь: как разные птенцы становятся на крыло

Гнездо сапсана (Falco peregrinus)

Детство у хищников тоже не радужное, хоть они и не беззащитные воробьи. В неблагоприятные годы родители не могут обеспечить птенцов кормом в достаточном количестве, и старшие начинают есть младших. Вероятно, именно поэтому у птенцов наблюдается большая разница в возрасте (насиживание начинается с первого яйца, а не после откладки последнего). Подобные случаи каннибализма известны и у цапель.

Конечно, развитие птенцов хищников зависит и от поведения родителей: в свое время Варвара Осмоловская писала, что птенцы сапсанов Falco peregrinus, у которых самки сами разделывают добычу на мелкие кусочки и кормят всех поровну, быстро утрачивают разницу в размерах и благополучно становятся взрослыми. А вот зимняки Buteo lagopus не заботятся о правильном и справедливом распределении пищи между птенцами: они просто бросают добычу на край гнезда. В итоге получается, что если добычи мало, то старшие получают всё, а младшие ничего, что и приводит к уже упомянутым плачевным последствиям.

Среднее число яиц, по данным Осмоловской, в кладках сапсана составило 3,4, и выживало из них 2,7 птенца. У мохноногого канюка при средних размерах кладки в 4 яйца взрослыми становилось также 2,7 птенца. Таковы результаты родительского небрежения в кормлении детей. Необходимо отметить, что и у воробьиных птиц птенцы могут погибнуть в гнезде, будучи затоптанными братьями и сестрами. Такой случай я сам наблюдал в гнезде певчего дрозда в 2010 году.

Юность у части видов птиц оказывается довольно продолжительной. Если у мелких воробьиных птиц родители заботятся о своих чадах после вылета из гнезда от силы 2–3 недели, то врановые опекают своих детей значительно дольше. Яркий пример продолжительного детства являет собой крупнейший представитель воробьинообразных — ворон Corvus corax, который освоил всё северное полушарие.

Кажется, что приспособляемость этого вида к меняющемуся миру безгранична. Одна из причин успеха птиц — в длительном взрослении. Вóроны-родители обеспечивают своим птенцам долгую беззаботную жизнь после вылета из гнезда (около 5 месяцев). Молодые птицы могут, не задумываясь о пропитании, проводить время в играх и забавах. При этом их пытливый ум насыщается разнообразной информацией и приобретает бесценный для последующей жизни опыт. Видимо, этот период «юности» играет большую роль в формировании взрослой птицы, легко приспосабливающейся к любым условиям.

Прыжок во взрослую жизнь: как разные птенцы становятся на крыло

Юные воронята (Corvus corax)

Долгая юность, когда молодые начинают гнездиться лишь спустя продолжительное время (от 1 до 7 лет), характерна для крупных куликов, журавлей, крупных хищников, крупных водоплавающих. Но в отличие от «многоумных» воронов такая задержка происходит просто по причине длительного развития, связанного с большими размерами птиц. Размножение проходит медленно, и, как следствие, восстановление численности после воздействия на популяцию каких-то неблагоприятных факторов тоже. Неслучайно многие из этих видов попали в Красные книги…

* * *
Тем временем самец оляпки долго сидел на стволе березы, приседал и как будто демонстрировал птенцам свой набитый вкусностями клюв. Казалось, он выманивал детей покинуть гнездо. Но слётки наблюдали за ним и оставались на месте. В конце концов родитель не выдержал и накормил своих нерешительных отпрысков. Надеясь застать момент вылета из гнезда, я какое-то время еще просидел в укрытии, но птенцы явно не собирались пока покидать отчий дом. Пришлось уйти, так и не дождавшись торжественного момента. Страшновато расставаться с детством!

Материал опубликован в журнале «Наука в фокусе» № 11, ноябрь 2012, частично обновлен в январе 2024