Погодных землетрясений не бывает

Вспышка молнии в момент извержения вулкана Серро-Негро (Никарагуа) 12 апреля 1992 года. Фото: AFP/EAST NEWS

В своей новой книге профессор Билл Макгуайер, эксперт по геологическим рискам Лондонского университетского колледжа (Великобритания), утверждает, что незначительные климатические явления могут привести к катастрофическим геологическим изменениям. Климатолог Ирина Делюсина, научный сотрудник геологического факультета Калифорнийского университета в Дэвисе (США), в этом сомневается. Она побеседовала о гипотезах Макгуайера с коллегами по факультету.

Известны ли вам примеры геологических катастроф, землетрясений или вулканических извержений, которые были бы вызваны внешними процессами? Существуют ли исследования, подтверждающие, что энергии процессов, происходящих в океане и атмосфере, достаточно для того, чтобы инициировать геологические катаклизмы в земной коре?

Профессор Элдридж Мурс (Eldridge Moores), специалист по тектонике плит:
«Я не знаю ни одного землетрясения или извержения вулкана, которые были бы вызваны атмосферными и океаническими процессами. Более того, Геологическая служба США утверждает, что нет “погодных землетрясений”, потому что изменения давления в атмосфере значительно меньше, чем в лежащих в земле горных породах. Однако если землетрясение уже и так готово произойти, небольшого изменения давления может быть достаточно для того, чтобы его спровоцировать.  Можно привести такой пример: когда водохранилище за плотиной загружается водой в первый раз, вес воды добавляет нагрузку на земную кору. Если стрессовая ситуация на дне водохранилища близка к критической точке, это может вызвать так называемое “резервуар-индуцированное” сейсмическое событие, толчок. Такой толчок может дать начало оползням, которые, в свою очередь, спровоцируют цунами на водохранилище. Но я не знаю ни одного сейсмического события на океаническом дне, которое было бы вызвано изменением атмосферного давления или увеличившимся давлением воды».

Выглядят ли гипотезы Макгуайера реалистичными?

Июнь 1991 года: Филиппинцы спасают свою жизнь после того, как на них обрушились сразу тайфун, селевые потоки, наводнение, землетрясение и извержение вулкана Пинатубо. Фото: AFP/EAST NEWS
Заслуженный профессор геофизики Кеннет Виросаб (Kenneth Verosub):
«Несколько моментов вызывают у меня недоверие. Многие явления, вызванные климатическими изменениями, которые описывает автор, теоретически возможны. Но он рассматривает относительно небольшие физические изменения, такие как увеличение атмосферных осадков, таяние вечной мерзлоты, подъем уровня моря, и преувеличивает размер событий на много порядков (может быть, в миллион раз в некоторых  случаях) с целью «произвести» геологические катастрофы.

Например, как нетрудно подсчитать, подъем уровня моря на несколько сантиметров не изменит существенно давления на дно океана на глубине 6 км. Даже если речь пойдет о подъеме на метры. Похожая ситуация с таянием ледников в Альпах. Можно предположить, что растаявший грунт вызовет обрушение некоторых склонов, но очень трудно предсказать, где именно случится оползень.

Что особенно важно: если бы это была научная теория, это должно быть что-то такое, что мы можем проверить, подвергнуть тестированию. Но у нас нет возможности установить, каковы были землетрясения тысячи лет назад и чем они были вызваны. Существуют исследования по палеосейсмологии, но у нас нет достаточной статистики, чтобы привязать их к определенному периоду времени. Мы не можем определить, например, была ли особая сейсмическая активность в период резкой смены климата во время отступления последнего оледенения (примерно 15 тыс. лет назад), и даже если бы она была, то у нас нет доказательств, что именно изменения климата породили эту активность.

Если смотреть в будущее — как мы смогли бы определить, что 10 % роста оползней или землетрясений, или вулканических извержений были результатом климатических изменений? Возможно, они просто представляют собой нормальное статистическое распределение. Я не считаю подобные утверждения научными в прямом смысле этого слова, они написаны в стиле преувеличения, драматизации событий и их последствий».