Стоит ли закрывать информацию о микробиологических исследованиях?

Запрещена публикация результатов исследования по вирусу птичьего гриппа H5N1, где рассказывается, как дать этому вирусу большую способность передаваться от млекопитающего к млекопитающему. Статьи об этом уже были приняты в журналы Nature и Science. Теперь ученые спорят, стоило ли накладывать на них запрет.

Мое мнение по обсуждаемому вопросу отличается от мнения большинства специалистов. Я не эпидемиолог и не специалист по биобезопасности. Тем не менее я думаю, что ограничивать информацию о проведенных опытах в данном случае не имеет большого смысла.

Автор одной статьи — Рон Фухьер (Ron Fouchier) из Нидерландов. Сначала он и его коллеги ввели три мутации, про которые уже было известно, что они облегчают размножение вируса птичьего гриппа в клетках млекопитающих. А потом этот вирус стали пассировать на хорьках. И когда он стал передаваться от хорька к хорьку, оказалось, что появились еще две мутации. Так что всего для передачи вируса от хорька к хорьку нужно пять мутаций.

То, что уже известно о работе голландцев, позволяет повторить ее в любой лаборатории, имеющей опыт, оборудование и финансирование. Отсутствие сведений о деталях использованных методов препятствием не является. Но большинство ученых склонны проявлять осторожность, которая, на мой взгляд, не даст ожидаемого результата.

Почему вообще нужно заниматься исследованиями вируса птичьего гриппа и узнавать, как он может мутировать? Такие исследования, как те, вокруг публикации которых сейчас идет полемика, очень важны для оценки вероятности появления тех или иных мутаций при циркуляции вируса, то есть для прогноза и предотвращения пандемий.

Вирус H5N1 в его настоящем виде может поражать человека, но, чтобы человек заразился им, надо получить очень большую его дозу. Нужно, чтобы вирус попал в те немногие клетки носоглотки, которые он способен заразить.

Белок вируса гриппа, которым вирус прикрепляется к клетке, у птичьих и человеческих вирусов различается. В птичьем кишечнике, где циркулирует большинство вирусов гриппа птиц, элементы поверхности клетки (рецепторы), к которым вирус прикрепляется, одного типа, а в большинстве клеток носоглотки человека — другого. В носоглотке слишком мало клеток, у которых рецепторы похожи на птичьи (при этом их много в легких).

Среди мутаций, которые нужны, чтобы вирус Н5N1 приспособился к распространению от хорька к хорьку (или от человека к человеку), есть такие, которые позволяют вирусу прикрепиться к клеточным рецепторам большинства клеток носоглотки млекопитающих. Такие мутации могут произойти в природе, их-то ученые и исследовали на хорьках.

Отдельные случаи передачи от человека к человеку вируса H5N1 описаны, они происходили при очень тесном контакте и большой дозе заражения. Очень важно, чтобы не было более длинной цепочки передач. Ведь несколько передач вируса от человека человеку могут, в принципе, оказаться достаточными, чтобы все-таки возник опасный штамм, способный эффективно распространяться.

Когда ученые только узнали о существовании вируса H5N1 в 1997 году, возникла некоторая паника. Думали, что он легко может приспособиться к человеку. Оказалось, что нет. Почему? Это долго не было ясно, и только два года назад в Великобритании обнаружили важную причину, по которой ему трудно приспособиться. Нужно, чтобы в одном из генов вируса заменились два соседних нуклеотида. Вероятность одной такой замены вообще невелика, а сразу двух рядом — исчезающе мала. Если бы возникла цепочка пассирования от человека к человеку, то в конце концов такой вирус появился бы.