Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Стена Чингисхана была частью Китая

23 апреля 2012
Стена Чингисхана была частью Китая

Стена Чингисхана не имела к прославленному полководцу никакого отношения

Забытый 100-километровый фрагмент Великой Китайской стены найден в пустыне Гоби на территории Монголии

Сведения о том, где именно искать древнее сооружение, участникам международной экспедиции подсказал общедоступный сервис Google Earth. Руководствуясь полученными с помощью этой программы сведениями, британский исследователь Уильям Линдси (William Lindesay) вместе с коллегами в августе 2011 года обнаружил искомое в пограничной зоне на юге Монголии. Отчет об экспедиции опубликован в мартовском номере китайского издания журнала National Geographic.

Великая Китайская стена — величайший архитектурный памятник в буквальном смысле этого слова, общая ее длина с учетом всех ответвлений составляет почти 9 тыс. км. Строительство началось в III веке до н. э. во времена династии Цинь. Простираясь вдоль границ Северного Китая, стена не только защищала население империи от набегов кочевников, но и удерживала самих китайцев в рамках цивилизации, предотвращая побеги крестьян и их тесное общение с варварами. В разные времена расположение главной линии обороны менялось, пока наконец вся стена не потеряла свое значение и не была заброшена во времена маньчжурской династии Цин (1644–1911). Новонайденный фрагмент Великой Китайской стены, судя по всему, возводился для отражения нападений монгольских захватчиков с севера. Сейчас от него сохранился лишь вал посреди пустыни высотой менее 3 м, который сами монголы предпочитают называть Стеной Чингисхана и не испытывают к сооружению большого интереса (разумеется, к самому Чингисхану и его наследникам стена никакого отношения не имеет).

Стена Чингисхана была частью Китая

Как ни странно, научные исследования этих руин никем до сих пор не проводились. Объясняется это их расположением: в монгольском аймаке (районе) Умнеговь, граничащем с Китаем, плотность населения составляет лишь 0,3 человека на квадратный километр — самая низкая в Монголии.

К счастью, стена хорошо просматривается на спутниковых снимках Google Earth, где различимы два разных по составу участка. Один сооружался в основном из глины и саксаула, а другой — из блоков черной вулканической породы. Линдси считает, что изначальная высота стены была выше еще по крайней мере на 2 м.

«То, что мы обнаружили, можно сравнить с черепом или берцовой костью, оставшимися от полного скелета, — говорит он. — Вероятно, стена не только была значительно выше, но и охватывала огромную территорию».

Темный базальт, выбранный в качестве строительного материала для стены, которая пересекала поля потухших вулканов, кажется весьма естественным выбором. Аккуратные ровные края блоков указывают на то, что камень добывали с помощью высокопрофессиональных работников и доставляли на место посредством какой-то весьма эффективной транспортной системы.

Древние монгольские тексты уверяют, что так называемая Стена Чингисхана была построена великим правителем для своего сына, хана Угэдэя в качестве ограждения для диких газелей, удерживаемых на этой земле. Однако в пустыне Гоби никогда не водилось сколько-нибудь крупных стад газелей. Никаких иных предназначений, кроме фортификационных, у этой стены быть не могло. Китайские исследователи сочли вначале наиболее вероятным строительство этих стен во времена династии Хань примерно в 115 году до н. э. Но радио углеродная датировка сохранившихся остатков древесины и веревок, извлеченных из стены, дает иные цифры: строительство «саксаульного» сегмента продолжалось больше ста лет и происходило примерно на тысячу лет позже, в 1040–1160 годы н. э. Всё это свидетельствует в пользу династии Западное Ся (Си Ся), при которой могли быть выстроены новые стены или по крайней мере восстановлены старые. Во времена Западного Ся монгольские племена необыкновенно усилились и отваживались совершать набеги на юг.

Впрочем, экспедиция не нашла ни черепков от посуды, ни мусора, ни монет, ни оружия. Поэтому, скорее всего, эта стена никогда не была по-настоящему укомплектована, никто тут не нес службу. Об этом же свидетельствует и отсутствие сторожевых башен, которые неизменно украшают сохранившиеся участки Великой Китайской стены в самом Китае.

Фото: TAO IMAGES/AGE/EAST NEWS, IMAGINECHINA/AFP/EAST NEWS

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения