Трюки со стандартом

Трюки со стандартом

Кийко Игорь/cartoonbank.ru

Я наконец заставил себя прочитать последний проект федерального стандарта старшей школы. Очевидно, что нас просто берут измором: в новом проекте излагается в точности то же самое, только немного в другой форме, в надежде, что мы не будем еще и еще раз поднимать скандал, собирать подписи и т. п. Скоро всем это обсуждение надоест, и когда все расслабятся, стандарт в неизмененном виде потихоньку проведут через инстанции.

Должен признаться, что эта стратегия эффективна и в моем случае: усилие, которое приходится совершать, чтобы заставить себя прочитать каждый новый вариант этого творения, становится все менее выносимым. Меня особенно повеселили два способа «учета замечаний». Во-первых, из списка обязательных предметов убрали ОБЖ и физкультуру, вызвавшие такое отторжение у общественности в предыдущем варианте. Но вместо этого добавили требование обязательно включить в учебный план не менее двух предметов из предметной области, состоящей ровно из двух пунктов: «физкультура» и «ОБЖ».

Во-вторых, провели героическую борьбу с объемом и пустословием основной части документа: сократили текст объемом 72 страницы по 30 строк и 65 знаков в строке до 40 страниц по 50 строк в 80 знаков. Итого, как легко посчитать, в действительности объем увеличивается примерно с 140 до 160 килобукв. Математику уже затем извести следует, чтобы люди отучились замечать такие трюки. Многие покупаются на красивый набор слов «введение профильной школы»: ведь профильность подразумевает некоторое повышение уровня. На самом деле мы имеем дело с неравномерным его понижением. Математики традиционно в старших классах было по 6 часов в неделю, при углубленном изучении — по 8. А здесь, как легко посчитать, даже «профильный» уровень предполагает не более 5 часов, «базовый» — 4, «интегрированный» — 3. Особенно раздражает употребление прекрасных слов «свобода выбора» и «демократия» в контексте, когда предлагается свободный выбор между плохим и худшим.

Сохранены и остальные принципиальные несуразицы. «Экология» опять в списке естественных наук, при том что она конкурирует с биологией, физикой, химией и практически отменяет сколько-нибудь серьезное их изучение. Но «экология», не основанная на понимании этих областей, — не более чем раздел ораторского искусства. Наоборот, география почему-то застряла в списке общественных наук: кто бы объяснил, какой в этом смысл? И нет уже сил говорить про предмет «Россия в мире», способный окончательно отвратить детей от любви к Отечеству. В наше время не было более эффективной антисоветской агитации, чем все эти сеансы принудительного лицемерного единомыслия: научные коммунизмы, политучебы и им подобные занятия.

Не вижу за этим ни заговора, ни желания навредить, а лишь освященное эпохой стремление надстройки над образованием освоить деньги, заодно ублажив почти всех: и простаковых, и псевдопедагогов, и чиновничество. В ужасе лишь родители, мечтавшие воспитать умных и одухотворенных детей, не сбегая из страны, да недобитое честное учительство. Силы явно неравные.

 
# Вопрос-Ответ