Берлин. Торговый дом KaDeWe

Берлин. Торговый дом KaDeWe

Фото: Laif/Vostock Photo
ОПЛОТ РОСКОШИ В АНТИБУРЖУАЗНОЙ СТОЛИЦЕ

Берлин — пожалуй, одна из самых антибуржуазных столиц мира, город панков и свободных художников. Но прямо посреди этого города стоит громадный универмаг, уже сотню лет торгующий золотом и деликатесами, воспевая роскошь и буржуазность, — и очень уверенно себя чувствует.

Говорят, больше берлинского KaDeWe в Старом Свете только лондонский Harrods, но берлинцы называют свой торговый дом самым большим в континентальной Европе, не считая островную Британию. Универмаг открыл в 1907 году коммерсант Адольф Яндорф. Здание, построенное по проекту архитектора Йохана Эмиля Шаудта, тогда было в три раза меньше. Позже Яндорф продал KaDeWe компании Hertie, активно взявшейся за расширение торговых площадей и достройку новых этажей. В 1930-е годы, во время нацистской диктатуры, вся собственность Hertie, включая KaDeWe, была конфискована у владельцев-евреев и перешла в распоряжение государства. Но в 1943-м на KaDeWe упал сбитый американский бомбардировщик — здание было практически полностью разрушено. Его восстановили лишь к 1950 году, да и то лишь частично: 3 июля состоялся праздник по случаю открытия для посетителей первых двух этажей, остальные же отстроили вновь сильно позже. Во времена железного занавеса KaDeWe, оказавшийся на территории Западного Берлина, стал символом изобилия и успеха экономической модели Западной Германии — в противовес Восточной, попавшей под влияние Советов и никакого изобилия в глаза не видевшей.

Экскурсии
По KaDeWe можно гулять с экскурсоводом: в торговом доме работают русскоговорящие гиды, тур длится полтора часа и, по желанию клиента, завершается ланчем и бокалом шампанского. Заказывать экскурсию и шампанское надо заранее, заполнив специальную форму на сайте kadewe.de или отправив запрос по e-mail: kundenservice@kadewe.com

Сегодня KaDeWe по-прежнему остается оплотом капитализма и консьюмеризма. Семь этажей под завязку забиты парфюмерией, дизайнерскими туфлями на шпильках, платьями, предметами декора и игрушками, фарфоровыми вазами, цепочками Tiffany и часами Cartier. Но нас интересует шестой этаж — гастрономический. Сойдя с эскалатора, попадаешь в царство конфет и шоколада, делаешь пару шагов — и все, ты пропал, заблудился. Неизвестно, кто здесь руководил расстановкой прилавков, но это был гениальный иллюзионист: расположение лотков, стендов и буфетов больше всего напоминает круговой лабиринт. Чувствуешь себя Алисой, падающей в кроличью нору — вокруг, насколько хватает глаз, бесконечные полки, на полках диковины в банках, бутылках и пакетах. Найти то, что нужно, не получается ни с первого раза, ни со второго. Попытки развернуться и попасть туда, откуда пришел, заканчиваются тем, что лабиринт запутывается еще больше. Впадать в отчаяние не надо: гастрономический этаж все-таки имеет границы, и рано или поздно впереди замаячит эскалатор. Лучше всего расслабиться прямо на старте, опрокинуть бокал шампанского в баре Jacquart и отправиться на поиски новых открытий.

Важное предупреждение: KaDeWe ни в коем случае не похож на рынок. Весь ассортимент обезличен — за товарами на прилавке нет никакой конкретной истории. Поболтать с продавцами не получится — они придерживаются официального стиля поведения и даже улыбки свои экономят. Все происходящее здесь скорее похоже на выставку достижений и деликатесов: рукодельного шоколада, козьего сыра, воздушных пирожных, выдержанного виски, образцовой редиски и показательного ревеня. Посетители с фотоаппаратами наперевес бродят по этажу, как по музею. Но экспонаты в этом музее можно купить и съесть.

В отделе Юго-Восточной Азии можно найти любые специи, кокосовое молоко и консервы с кимчи и подкрепиться в буфете Thai Kitchen: порция риса карри с овощами обойдется в 8.90 евро, с креветками — 16.90 евро, с курицей и орехами кешью —12.90 евро, утка с рисом и овощами — 15.90 евро. Цены как в нормальном ресторане, и примерно раза в три выше, чем в киосках азиатского фастфуда у метро.

В отделе продуктов США продаются блинная мука, кленовый сироп, специи для жарки лосося и конфеты с арахисовым маслом, которые почему-то можно найти только в двух местах в мире — в Америке и в KaDeWe.

В мясном отделе обнаруживается огромное количество сортов сосисок и колбас. Чтобы не мучиться выбором, возьмите венские сосиски (1.98 евро за 100 г) и шварцвальдскую копченую ветчину (2.28 евро за 100 г) — не ошибетесь. Убедиться в этом и попробовать сосиски можно тут же, в буфете.

1. Во главе мясного отдела, разумеется, бесчисленные колбаски и сосиски
2. Изобилие неизбежно порождает проблему выбора: к хлебу в буфетах KaDeWe предлагают пять видов масла Фото: Fiona Gray, Keystone Pressedienst

Из мясного отдела есть короткий путь к эскалатору, ведущему на седьмой этаж, где расположена столовая LeBuffet. Делать там особо нечего, поскольку те же самые блюда найдутся на шестом этаже, где, в отличие от седьмого, кипит жизнь и можно поглазеть на покупателей и туристов. Если же, не доходя до эскалатора, свернуть от мясного отдела налево, впереди окажутся две больших стойки кафе Lenôtre. Тут вполне разумно остановиться, чтобы выпить кофе с пирожным в компании пенсионеров, у которых старость удалась. Корзиночки с ягодами стоят 2.80 евро (и ягоды в них такие, словно их только что сорвали с куста); эклеры и пончики в шоколадной глазури — 1.50 евро.

Далее, за Lenôtre, начинается аттракцион «Красивая жизнь» — буфет с морепродуктами. Здесь лежит на льду, раскинув клешни, огромный омар из Канады — его можно унести с собой, заплатив 6.45 евро за каждые 100 граммов веса. Аналогичного омара можно съесть тут же, на месте, попросив к нему бокал прохладного белого вина (тогда 100 г будут стоить 7.45 евро). Рядом с омаром покоится красный королевский краб из Берингова моря (12.95 евро за 100 г, если съесть на месте, и 9.95, если забрать с собой). За стойкой сидят взрослые люди, потягивают белое и хрустят скорлупой омара. Туристы щелкают затворами — фотографируют краба, а к ним уже спешит суровый служащий универмага: «На этом этаже фотографировать запрещено! Verstehen?». Сказано же было — музей.

Сегодня, как и сто лет назад, сияющее в ночи здание в центре Берлина остается символом роскоши и консьюмеризма. Фото: Laif/Vostock Photo

Новая история
1950
3 июля 1950 года около 180 тысяч человек пришли на праздник по случаю открытия восстановленного KaDeWe. Сначала работали лишь два этажа, остальные постепенно достроили позже.
1970–1989
В 1970-е годы торговые площади KaDeWe увеличились вдвое. После падения Берлинской стены KaDeWe принял рекордное количество посетителей: в него хлынули жители Восточного Берлина.
1996
На верхнем этаже под стеклянным куполом открылись ресторан и зимний сад. Общая площадь торгового дома достигла 60 тысяч квадратных метров. Hertie, компания-владелец KaDeWe, куплена компанией Karstadt AG.
Детский сад
На третьем этаже работает детский сад для детей от двух до десяти лет: пока родители бродят по KaDeWe, с детьми играют, мастерят и рисуют воспитатели, причем первые три часа они делают это бесплатно, а после — за 5 евро в час.
 
# Вопрос-Ответ