Япония: самый красивый фастфуд в мире

Япония: самый красивый фастфуд в мире

Японцев, настроенных поесть, отсутствие стен в кафе не смущает. Фото: Aya Brackett

Жизнь японского города крутится вокруг да около крупных станций метро. Едва выйдя за турникет, попадаешь в шумный лабиринт из магазинов с сэндвичами и пончиками, лавок-стоиенников и стоячих кафе, кишащих «офисными воротничками», поспешно и с шумом втягивающими в себя гречневую лапшу. Магазины одежды чередуются с кассами, где можно купить билет на любой вид транспорта — и, не отходя от кассы, уехать в любую точку страны. Европейского вида кофейни с собственными пекарнями предлагают сезонные скидки на кофе, который, кстати говоря, в Японии варить не умеют: в большинстве заведений предлагают сомнительный бурый кофейный напиток. Зато автоматы с зеленым чаем в бутылках — на каждом углу.

Японцы едят в первую очередь глазами, поэтому даже «быстрая» еда здесь очень красива. Лучший пример этому — конечно, бэнто. Педантично уложенный в коробочку полноценный обед можно купить где угодно, от круглосуточного супермаркета и киоска на станции метро до приличного ресторана. А по офисным районам в обеденное время разъезжает специальная машина, обеспечивающая недорогими бэнто окрестных работяг, завидующих, в свою очередь, тем счастливчикам, что приносят из дома коробочки, заботливо собранные женами. Каждая уважающая себя японская хозяйка умеет собирать бэнто любого вида и по любому поводу — в школу ребенку, на работу мужу или всей семье разом на прогулку по случаю цветения сакуры.

Чтобы прижиться в этой стране, нужно принять ее правила игры: это относится и к еде. Взять хотя бы темпуру: сейчас овощи и морепродукты в хрустящем кляре кажутся абсолютно японской историей, им посвящены километры страниц меню местных ресторанов — хотя на самом деле темпуру привезли сюда в XVII веке португальские миссионеры. Гастрономическая Япония разборчива, и уж если принимает в свою кухню иностранную еду, то непременно меняет ее на собственный лад. Так, несмотря на зашкаливающую популярность всего американского, хот-дог здесь превратился в два своеобразных вида фастфуда — аккуратную сосиску на палочке и яки-соба-пан, булку с японской вермишелью внутри. Даже в космополитичном «Макдоналдсе» не обошлось без японского влияния, воплощенного в «терияки-гамбургере» со свининой в сладком соусе.

Но самое яркое гастрономическое впечатление ждет того, кому повезет попасть на один из японских праздников. В первый день нового года, например, вдоль дорожки, ведущей к храму, с самого утра выстраиваются тележки с такояки, кальмарами-гриль на палочках, куриными шашлычками-якитори и чанами с кипящим маслом, где вовсю скворчит темпура. И непременно — палатки с крошечными красными яблочками и клубничинами в алой карамели для детей. «Ирассяй-ирассяй!» — надсадно сипит зазывала при тележке с такояки. Энергичный торговец в традиционном костюме и с полотенцем вокруг потного лба ловко перекидывает золотистые шарики с осьминогом с жаркой сковороды в пластиковую коробку, поливает сладким соусом, упаковывает и с щелчком перетягивает резинкой, лихо подкладывая под нее две зубочистки. Такояки на ходу принято есть именно так: подцепил зубочисткой — и, шумно втягивая воздух, перекатывай горячий шарик на языке, пока не остынет.

Дорогие гости
В Японии посетитель кафе или ресторана — прежде всего кормилец. Поэтому даже в самом простом заведении гостя принято встречать стаканом воды или чашкой чая. И от него, кстати, никогда не ждут чаевых.
 
# Вопрос-Ответ