Юрьев день

Сергей Васильевич Иванов, «Отъезд крестьянина от помещика в Юрьев день»
Увеличить
Сергей Васильевич Иванов,
«Отъезд крестьянина от помещика в Юрьев день»

Юрьев день - отмечается 26 ноября по старому стилю, по новому стилю приходится на 9 декабря. В XVI-XVII веках приходился на 6 декабря.

День Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев (γεωργός, "георгос" по-гречески "земледелец").

В этот день происходили расчеты помещиков с нанятыми крестьянами по результатам сбора урожая, то есть на селе заканчивался финансовый год. Слово "объегорить" пошло от Егорьева дня, как иначе называли Юрьев день, и означало обмануть при расчетах.

Разрешенный в Юрьев день уход от помещика

В ХV веке крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом - пожилое. Крестьяне - старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему "все пожилое", остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть - в зависимости от количества прожитых лет.

С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы - в течение недели до Юрьева дня и недели после него.

В Судебнике 1550, изданном при царе Иване IV Грозном, право "выхода" сохранилось.

Режим заповедных лет

"Заповедь " означает "запрет". По инициативе Бориса Годунова царь Фёдор Иоаннович запретил переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день в определенные годы на время составления писцовых книг (описи населения и земельного фонда). Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, возникла поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"

Но у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году, в правление того же самого царя Фёдора Ивановича, вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян - 5 лет. Если же в течение "урочных лет" помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма "урочных лет" прикрепила к земле не только тяглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие "заповедных лет". Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.

Далее Борис Годунов то отменял, то вновь вводил этот срок.

Закрепощение крестьян

В 1649 году было принято Соборное Уложение, юридически закрепившее бессрочный сыск беглых крестьян и возвращение их "с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил".

Соборное Уложение укрепляло централизованное управление и самодержавную власть. Это новое законодательство упраздняло некоторые традиционные для феодальной знати права - все города, а также монастырские и боярские слободы передавались под управление царской администрации; учреждался монастрыский приказ, ставивший владения церкви под контроль государства; монастырям запрещалось приобретать земли. Изъятие привилегий царское правительство компенсировало за счет крестьян. Крепостное состояние теперь становилось наследственным, а сыск беглых крестьян - бессрочным. Частновладельческие крестьяне прикреплялись не к земле, а к личности её владельца.

В наибольшем выигрыше оказались дворяне, получившие право передавать поместья с крестьянами по наследству женам и детям.

С Соборным Уложением 1649 принято связывать окончательное оформление крепостничества. В свою очередь, помещики были обязаны взыскивать подати со своих крепостных и своевременно вносить их в казну, а также (со времен Петра I) - сдавать определенное количество своих крепостных в солдаты. За укрывательство беглого рекрута любого помещика ждало суровое наказание.

Государственные "черносотные" крестьяне прикреплялись к земле, подати платили непосредственно царю и в своей повседневной жизни, как и в организации своего труда, были более свободными.

В итоге большинство крестьян было лишено земли и права смены места жительства. Поскольку крепостные были только частично заинтересованы в результатах своего труда, сформировавшийся аграрный строй сильно уступал европейскому.

Крепостничество и горожане

Рядовые горожане, или "посадские люди", получили монопольное право торговли в городах, но их также непосредственно затронуло крепостное право. Теперь их переезд из города в город и даже из одной посадской слободы в другую в одном городе делался невозможным. Посадские люди, как и крестьяне, несли тягло (платили подати) общинно, на основе круговой поруки и долю ушедшего из слободы должны были выплачивать те, кто в ней оставался. Беглые посадские люди также подлежали бессрочному сыску.

Юрьев день в классической русской литературе

Литература

  • Глухов В.П. Россия в XVI-XVII вв. М., 2001
  • Михельсон М.И. Русская мысль и речь: свое и чужое: опыт русской фразелогии: Сборник образных слов и иносказаний. В 2 т. М., 1997
  • Скрынников Р.Г. Россия накануне "смутного времени". М., 1985
  • Соборное Уложение 1649 года
  1. XI глава - "суд о крестьянех"
  2. XIX глава - "о посадских людех"
К этой странице обращались 124 892 раз(а).