Южный магнитный полюс Земли

Стрелка компаса в районе Южного магнитного полюса: северный конец показывает на юг. Фото участников экспедиции на яхте "Апостол Андрей", 2005

Южный магнитный полюс Земли, southern magnetic pole (англ.) - точка, на которую указывает южный полюс магнитной стрелки. Находится в южном полушарии Земли, по положению не совпадает с географическим Южным полюсом.

Люди впервые побывали на Южном магнитном полюсе 16 января 1909 года (британская антарктическая экспедиция, определил местоположение полюса Дуглас Моусон).

На самом магнитном полюсе наклонение магнитной стрелки, то есть угол между свободно вращающейся стрелкой и земной поверхностью, равно 90º. С физической точки зрения Южный магнитный полюс Земли на самом деле - северный полюс магнита, который представляет собой наша планета. Северный полюс магнита - это тот полюс, из которого выходят силовые линии магнитного поля. Но во избежание путаницы этот полюс называют южным, так как он близок к Южному полюсу Земли.

Магнитный полюс смещается на несколько километров в год. Геофизики в своей работе ориентируются на местоположение магнитного полюса, рассчитанное по данным Всемирного центра данных по геомагнетизму, World Data Center for Geomagnetism, расположенного в Киото. Созданная им база данных называется IGRF, International Geomagnetic Reference Field. Таблица местоположения магнитных полюсов в 1900-2010 годах по расчетам IGRF

Согласно математической модели IGRF, в 2007 году географические координаты Южного магнитного полюса 64º 30´ ю.ш., 137º 42´ в.д., он находится в антарктическом море Д'Юрвиля. Когда же люди впервые достигли Южного магнитного полюса, его координаты были 72º 25´ ю.ш., 155º 16´ в.д. и он находился на суше, в глубине Антарктиды.

"Вокруг света" о Южном магнитном полюсе Земли