Чуваши

Чувашская девушка в национальном костюме с характерными украшениями и головным убором, делавшимися из серебра.
Увеличить

Чувашская девушка в национальном костюме с характерными украшениями и головным убором, делавшимися из серебра.

Чуваши́, чăваш, чăвашсем мн. ч. (самоназвание), Chuvash people (англ.), Tschuwaschen (нем.), Tchouvaches (франц.) — титульная нация Чувашской Республики в Среднем Поволжье в Российской Федерации. Чуваши говорят на чувашском языке булгарской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В чувашском языке выделяют верховой ("окающий") и низовой ("укающий") диалект, на основе которого сформировался литературный язык. Наиболее ранним был тюрский рунический алфавит, замененный в X-XV вв. арабским, а в 1769-1871 - русской кириллицей, к которой затем добавили специальные знаки[1]. Чуваши делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги: верховые (вирьял, тури) на западе и северо-западе Чувашии, низовые (анатари) - юге, причем в центре республики выделяют группу средненизовых (анат енчи). Традиционные занятия чувашей - пашенное земледелие, животноводство, огородничество, хмелеводство и пчеловодство. Чуваши с XVI-XVIII вв. - православные (80-90% населения), однако в 1990-е-2000-е гг. наблюдался интерес к языческому прошлому. В Министерстве юстиции Чувашской Республики зарегистрировано 2 объединения этнических верований чувашей. По антропологическому типу большинство чувашей - европеоиды с некоторой долей монголоидности (субуральский расовый тип).

Расселение

Чуваши проживают на территории России, в основном, в Чувашии: согласно переписи населения 2002 г., из 1 млн 637 тыс. чувашей России - 889,2 тыс. жили в Чувашии. Значительная часть чувашей живет в Татарстане (126,5 тыс.), Башкирии (117,3 тыс.), Ульяновской области (111,3 тыс.), Самарской области (101,3 тыс.). По своей численности чуваши занимают 5-е место в Российской Федерации после русских, татар, украинцев и башкиров[2]. Кроме того, 22,3 тыс. чувашей жило в Казахстане [3] и 10 тыс. - на Украине (2001)[4].

Типы верховых чувашей в национальных одеждах. Фотография Г.Ф. Локке, 1869 г. Слева - невеста в праздничном костюме.
Увеличить

Типы верховых чувашей в национальных одеждах. Фотография Г.Ф. Локке, 1869 г. Слева - невеста в праздничном костюме.

Этимология этнонима

По поводу этимологии названия народа существует, по крайней мере, 8 гипотез. Предполагается, то самоназвание чăваш восходит напрямую к этнониму части "булгароязычных" тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš. В частности, название племени савиров ("сувар", "суваз" или "суас"), упомянутое арабскими авторами X в. (ибн-Фадлан), предполагается считать источником этнонима чăваш - "чуваш": название считается просто тюркской адаптацией названия булгарского "Suvar". Согласно альтернативной теории чăваш - деривант тюркского jăvaš - "дружественный, кроткий", в противоположность şarmăs - "воинственный". К самоназванию чувашей восходят и название этноса у соседних народов. Татары и мордва-мокша называют чувашей "чуаш", мордва-эрзя - "чуваж", башкиры и казахи - "сыуаш", горные марийцы - "суасла мари" - "человек на сувазский (татарский) лад". В русских источниках этноним "чаваш" впервые встречается в 1508 г., а потом распространяется[5].

Этническая история

670-е гг: одна из древних болгар орд ("серебряные болгары"), состоявшая преимущественно из кутригуров, под предводительством Котрага, сына Кубрата (ок. 605-ок. 665), хана Великий Болгарии, двинулась из Приазоских степей на север, в лесостепные районы Cредней Волги и Камы, где начала смешиваться с местным финно-угорским населением[6].

732-737: савиры, видимо, тюркский гуннского союза племен, под натиском арабов отошли из Северного Кавказа в Среднее Поволжье, где расположились к югу от булгаров. Возникновение союза тюркских и угро-финнских племен во главе с булгарами[7].

Конец IX в.- начало X в. - 1237-1240: существование государства Волжская Булгария. В 922 булгары приняли ислам, сувары (т.е. савиры) же отказались это сделать. Формирование булгарской народности - предков чувашей и татар[8].

XIII-XIV вв.: под натиском монголо-татар, уничтоживших в 1237-1240 Булгарию, и из-за последующих набегов кочевников и новгородцев, масса булгарского населения ушла на север, где стала перемешиваться с финноязычными аборигенами (марийцами), результатом чего явилось формирование этнографичес­кой группы верховых чувашей. Позднее, в XIII-XIV вв., язычники-сувары поселились на правобережье Волги, на территорию современной Чувашии, что привело к образованию "низовых чувашей", сохранивших в большей мере культуру и быт своих булгарских пред­ков[9].

1241-1391: чуваши в составе улуса Золотой Орды, они были обязаны платить десятину и поставлять воинов[10].

1359-1438: в период нестабильности и распада Золотой Орды юго-западные районы Татарстана и юго-восточные территории Чувашии были опустошены (сожжено 2000 селений) и превратились в "дикое поле" - районы летнего кочевья ногайских татар[11].

1438-1551: чуваши в составе Казанского ханства жили преимущественно в окрестностях р. Свияги. Хотя в чувашских землях располагались владения татарской знати, власть хана была тут не столь прочной. Во главе чувашей стояли ханские наместники, свои "сотенные князья", которые собирали ясак и отряды в ханское войско. К XV в. относится окончание этногенеза чувашей[12].

1551-1557: принятие российского подданства чувашами. В конце 1546 восставшие против власти Казани чуваши и горные марийцы призвали на помощь Россию. В 1547 русские войска вытеснили татар с территории Чувашии. Летом 1551 во время основания россиянами крепости Свияжска на месте впадения Свияги в Волгу, чуваши горной стороны вошли в состав Российского государства. В 1552-1557 в подданство русского царя перешли и чуваши, проживавшие на луговой стороне[13]

Низовые чуваши Казанской губернии. Фотография Г.Ф. Локке, 1869 г.
Увеличить

Низовые чуваши Казанской губернии. Фотография Г.Ф. Локке, 1869 г.

XVI-XIX вв.: участие чувашей, числившихся податными государственными "черными крестьянами", в кампаниях русских царей путем поставки одного воина с 3-х ясаков (6 дворов). Крупная и средняя знать, которая могла бы составить военное сословие, была уничтожена в войнах, осталась лишь мелкая деревенская знать. Особую прослойку мелких землевладельцев составляли служилые чуваши (4-5 тыс.), которые несли пограничную сторожевую службу в XVI-XVII вв. С 1705 среди чувашских крестьян стали набирать рекрутов в армию на бессрочную военную службу. В 1718-1723 знать и служилые чуваши по указу Петра I (1682-1725) были приравнены в правах к государственным крестьянам. Чуваши сражались в русских войска во время Ливонской войны (1558-1583), участвовали в походах на Москву в 1611 и в 1612, в русско-турецких войнах XVIII в. и в Отечественной войне 1812 г., когда они составили два полка в составе Казанского ополчения[14].

XVI-XX вв.: восстания чувашей против насилия чиновников, захватов земли и насильственной христианизации: в 1571–1573, 1609-1610, 1634; бунтовали чуваши и в период крестьянских войн под предводительством С.Т. Разина (ок. 1630-1671) в 1670-1671 и Е.И. Пугачева (1742-1775) в 1774[15]. Переселение части чувашей в Самарское Заволжье. С целью пресечения изготовления оружия в начале XVII в. царское правительство запретило поволжским народам заниматься кузнечным ремеслом. Запрет действовал вплоть до XIX в. В 1842 произошло вооруженное восстание 10 тыс. государственных крестьян - чувашей, марийцев и татар (так называемая Акрамовская война), направленная против реформ графа П.Д. Киселева (1788-1872) по управлению государственными крестьянами[16]. В феврале 1907 чувашские крестьяне села Чемеева и соседних деревень Ядринского уезда Казанской губернии выступили против столыпинской аграрной реформы. В 1913 крестьяне-чуваши из 12 селений того же Ядринского уезда опять выступили против реформ (Атменьское восстание)[17]. 24-27 января 1921 - выступление 6-7 тыс. чувашских крестьян на территории современного Аликовского района Чувашской республики (в тот период - Чувашско-Сорминской волость Ядринского уезда) против продразверстки (Чаппанское восстание).

Чувашские девушки из Башкирии. Фото 1929 г.
Увеличить

Чувашские девушки из Башкирии. Фото 1929 г.

1740: начало массового обращения чувашей в православие. Однако до 1870-х гг. христианизация была поверхностной и многие чуваши оставались приверженцами традиционных верований. Лишь с началом подготовки священников, владеющих чувашским языком или из самих чувашей, с введением проповедей на чувашском языке и изданием на нем религиозной литературы, к христианству склонилось почти всё население[18].

1920-2001: 24 июня 1920 г. создана Чувашская автономная область в составе РСФСР. 21 апреля 1925 была образована Чувашская АССР в составе РСФСР. Формирование "социалистической" чувашской нации, стирание региональных различий, переход на русско-чувашское двуязычие. 24 октября 1990 Чувашская АССР преобразованная в Чувашскую Советскую Социалистическую Республику, а с 13 февраля 1992 имеет статус Чувашской (Чаваш) Республики в составе Российской Федерации; с 2001 г. название было изменено на Чувашская Республика-Чувашия.


Геннадий Егоров. Древнетюркский этнический компонент казачества. См. Егоров Геннадий Петрович. Воcкресение шумеров. Чебоксары, Атал, Изд. 2, 1993, С. 38-5

Чувашское сопротивление монголам

Примечание от друзей Урала: Казаки - одни из любимых нами степных всадников Евразии.

В данной статье из книги чувашского исследователя Геннадия Егорова "Воскресение шумеров" - мы представляем мифологизированную точку зрения на историю казачества.

В принципе, автор, т.е. Геннадий Петрович , в своей книге говорит и о тюркском субстрате в составе современных казачьих войск, правда называя его не тюркским, а шумерским - поскольку Геннадий традиционно относит тюрков к алтайским племенам.

Мы друзья Урала, сторонники совсем другой версии, и допускаем, что к примеру древние скифы - были тюрками по происхождению и языку, а не иранцами. - Со временем попытаемся обосновать свою точку зрения...

Правильно ли прототюрков относить только к алтайским племенам? Можно ли считать, к примеру, древних скифов прототюрками? Шумеры были урало-алтайцами?... - и ещё очень много остальных, неразгаданных и довольно неизвестных сторон из истории народов мира предстоит открыть исследователям...

Итак, попробуем это узнать вместе.

Не удивляйтесь, не судите строго автора. В данной статье можно найти много нового. Итак лучше читайте и судите обо всём сами:

_______________________________________

Самое первое упоминание о казаках сохранилось в летописи Киева, когда Святослав в 965 году совершил поход на хазар. В истории ЧАССР (Чувашии —прим. Aryslan) говорится, что «переселившись с Приазовья на Среднюю Волгу, пулкары (‘’Пулкар’ чувашское название ’Булгар’ - прим. Aryslan) не освободились от хазарского засилия». Царь Чувашского государства Алмаш с целью освободить народ от зависимости обратился за помощью к халифу Багдада. Халиф обещал помощь и динарами, но с условием, если население Пулкар примет магометанство. Алмаш и часть местной аристократии в 922 году приняла новую веру. Но со стороны Багдада не поступили ни динары, ни обещанная помощь. Рыцари Чувашского государства — асы и казаки вели войну против хазар одни.

Поход Святослава на хазар в 965 году был на руку защитникам Пулкар. В Повести временных лет (т. 1, М-Л, 1950, стр. 244) говорится; «В лето 6473 (965) года пошел Святослав на хазар, одолел хазар и город их взял... И победил асов и касогов».

В те годы удачный был поход или нет, всегда писали о победе независимо конечного результата. Первой заинтересованной стороной в разгроме хазар было Чувашское государство. Святослав в той войне участвовал не один. В летописи говорится, что Святослав победил асов и касогов. Но последующие события говорят об обратном.

Вот что пишет об этом академик В. Бартольд: «От разгрома хазар волжские булгары извлекли больше выгод, чем Киев... Святослав ушел из хазарских земель» (История изучения Востока в Европе и России. Л, 1925, стр. 167). Выходит, казаки и асы в итоге вынудили Святослава уйти из покоренных земель. Бартольд мотивирует уход Киева «под влиянием просьбы Византии о помощи в борьбе против дунайских болгар». Если верить Повести, Святослав в том году не ходил на дунайских болгар. А в следующем 966 году выступил против вятичей — южных соседей народа мурома по Оке, «покорил вятичей, наложил на них дань». Выходит, просьба Византии в уходе Святослава роль не играла. Что было и как было в 965 году, сказать трудно. Но факт остается фактом: основная заслуга в победе над хазарами принадлежит рыцарям Чувашского государства, а не Киеву. Они поставили окончательную точку в этой битве. Казаки и асы не только освободили чувашский народ от засилия, также напрочь прогнали хазар с низовья Волги — с бывших земель, где жили чуваши во. 2-7 веках. С 965 года земли Междуречья Атал-Дон и территории Низовья Волги, принадлежавшие шумерам еще до прихода хазар, уже контролировали рыцари Пулкарии. (Все события, связанные с государством Пулкар, его народом, безусловно были тщательно описаны чувашскими летописцами. Где теперь эти бесценные труды? Неужели все сожжено татаро-монголами?).

Остановимся вкратце на видоизмененном названии казаков — касогах. Историки полагают, что касоги — предки черкесов (адыгейцев). Так ли это? «Черкесы — общее наименование адыгов, появившееся в письменных источниках в период монгольских завоеваний в 13 веке» — сказано СИЭ (т.15, стр. 843). Выше говорили, что поселение Черкассы основано казаками в 1236-1240 годах (13 век), в период татаро-монгольских завоеваний. Видимо, местное население в первое время казаков называло Черкассами по названию их села. По истечении времени адыгейцы, проживающие вблизи казачьего поседения Черкассы, сами себя начали именовать черкасами. Сомнений нет, именно от названия поселения казаков Черкассы возникло второе именование адыгейцев — черкесы. Выходит, историки косвенно, но говорили истину, полагая, что касоги (казаки) — предки черкесов. Именование народа осетин, видимо, также имеет прямое отношение ко второму роду войска шумеров — асам. Выше говорили, что предки осетинцев были соседями чувашей в Средней Азии (вспомните город Аскарта и Одина).

В БСЭ появление казаков объясняют как «стихийно возникшее общество холостяков, вольных, которые объединились в приграничных районах Руси на почве нежелания подчиниться никакой власти». Так ли это? Река Яик (Урал), Атал, Терек, Дон, Черкассы, где обитали казаки в 1236—50 годах, не относились к приграничной зоне Руси. Проживание казаков на Яике до 1550 годов подтверждает челобитня донских атаманов, написанная царю в начале 17 века. Атаманы, прося у царя земли Дона сверху донизу (в награду за взятие Казани) писали: «По его (Ивана IV) указу атаманы казаки выходили с Дону и с Яика, и с Волги, и с Терека...» (Р. Скрынииков. Ермак М. 1986, с. 14). Следовательно, приведенное в БСЭ определение, говорящее о возникновении казачества в приграничных районах Руси явно надумано.

«На первых порах среди казаков преобладали татары», — пишет Р. Скрынников (Ермак. М. 1986. с. 7). Видимо, историк этим хотел подчеркнуть, что казаков родил русский народ, но к ним в первое время «примазались татары». А с какой стати татарам, жившим в то время в сыру и в масле, надо было скитаться по «диким полям» десятилетиями? В книге пишется далее, что «казаки рыбу, дичь меняли (у русских — авт.) на хлеб, потом снова возвращались в степи». Если казаки были русскими, была ли необходимость заниматься «бартерной сделкой»? Русь своих защитников кормила и обувала без всяких условий. Если казаки были русскими, зачем им надобно было уходить в степи, где бесчинствовали татары? Не лучше ли было жить в деревнях, в тепле рядом со своими женами? Худо-бедно, но в период татаро-монгольского хозяйничания русские жили с хлебом и солью. А казаки жили в лесах, в землянках, на открытой природе. Если они были русскими, на кой черт сдались им эти скитания, муки и лишения? В выводах Скрынникова нет связи. Несостоятельность и выдуманность приведенной в БСЭ трактовки доказала жизнь. Казаки — высокоорганизованные, потомственные рыцари со сложившимися традициями и убежденьями, а не «стихийно возникшее объединение удальцов».

В книге «Ермак» отмечено, что «казак, атаман, есаул -несомненно татарского происхождения». К сожалению, выводы сделаны поспешные. К_а_с_с_а_к — чувашское слово (кас — режь). Касак (касакан) дословно — ‘резающий’ . Чуваши в название своих рыцарей вложили прямой смысл — ‘резающий врага’. Атаман — глава войска, отец войска. Название атаман образовано от а_т_т_е м_а_н (мой отец). Есаул — его помощник. Остановимся на происхождении этого названия. Вначале проследим ход мыслей атамана: «Если я — отец войска (атаман), то мой помощник должен называться сыном». Напрашивается именно такой логический переход. Есаул — это видоизмененное э_с ы_в_а_л (ты сын). Звук «в» по истечении времени упустился, «а» заменен на «у»: эс ывал — эсавал — есаул. Название есаул непосредственно исходит от атамана. Чины рыцарей атаман (мой отец) — есаул (ты сын) взаимосвязаны. Хорунжий (младший офицерский чин) возникло от чувашского х_у_р_а_н_ш_и (стоящий у березы, хуран — береза). На него возлагалась большая ответственность. Он — казак-тыловик. Он охранял курен и заготавливал припасы за время отсутствия атамана и казаков. Одним словом, он ' обеспечивал надежный тыл казакам. К указанному времени, в обусловленном месте (у березы) он ожидал возвращения казаков. Видимо,поэтому ему дано имя — хуранши (стоящий у березы).

Казаки — шумеры (чуваши). Они —- рыцари Чувашского государства Пулкар. Посвящая героическим сражениям за отцову землю и последующему их мужеству, храбрости, самопожертвенности вне территории государства Пулкар, будет написана еще не одна книга. Татары одолели казаков количеством. Но выжившие, уцелевшие — не прекращали борьбу с завоевателем, не мирились с поражением. Скитаясь в приграничных территориях родных земель, терпя лишения, тяготы, неустроенность быта, они сохранили верность к родному народу, отечеству.

В 1239—40 годах казаки вернули Пулкар народу. В 1241 году татарам вторично удалось завоевать страну. Казаки снова ушли в «дикое поле». Непобедимые рыцари систематически напоминали захватчикам о своем присутствии.

В непрекращающейся борьбе за праведное дело прошло полтораста лет. В конце 14 века казаки снова подняли родной народ на ноги. Потерпев неудачу, заполыхали огнем чувашские деревни.

Казаков в период монголо-татарского гнета было несколько групп. Одна группа обитала на Яике (Урале), другая — в Поволжье, третья — на Дону, Тереке, четвертая — в приграничной зоне Руси. В первой половине 16 века и окско-сурские казаки переселились на юг — на Дон. По сложившимся шумерским традициям, казаки заняв новые земли, обосновались также около рек и ее притоков. Терек — чувашское название (т_е_р_е_к— опора, сила), Кубань, Кума, Ийа, (Ея).Туслйх (Тузлов), Непарна (Чубурка), Кёсле купйс (Псекупс), Кёпёрле (Куберле), озеро Ахтар и другие, видимо, именованы казаками.

Говорить о преданном служении окско-сурских казаков русским князьям трудно. Происшедшие события выявляют существование разногласий между ними. В середине 16 века (до похода на Казань) Иван IV, отвечая на жалобу ногайцев, писал, что «казаки поселились на Дону без его ведома, убежав из государевых владений». Видимо, Иван Грозный под «государево владением» имел ввиду расширенную территорию на Востоке. Возможно, именно из-за захвата Русью западных земель Пулкар казаки ушли на Дон. .Ногайцы в своей жалобе упоминали атамана Сары Азман. Имя и фамилия атамана — чувашские; Сара — красивый, Асман — святость матери, означает — моя память. Москвичи не отрицали, что Сара Асман прежде служил царю, но «те холопи в нашей земле многое лихо учинили». Это следующий примечательный факт. Если казаки были русскими, то могли на землях Руси «многое лихо учинить»? Нет. Правду о казаках, об их происхождении раскрывается сам Р. Скрынников: «Поначалу казаки жались к украинам, но с годами уходили все дальше и дальше в дикое поле» (Ермак. М. 1986, с. 8). Если казаки были русскими, тогда почему поначалу жались к украинам? Потом уходили все дальше в поле? Во-первых потому, что еше до нашествия татаро-монгол казаки воевали против Руси. Во-вторых, со второй половины 10 века, с момента разгрома хазаров казаки контролировали территории Дона. По этому жались поначалу к Дону.

В 1531—-1549 годах в Казанском ханстве происходили вооруженные восстания. В летописи об этих событиях говорится: «Не хотяще казанцы меныция слушати и покориться большим». Б 1546 году в Москву прибыла делегация чувашей (сказано 100 человек). Этот год считается «годом добровольного вхождения чувашского народа в состав русского государства». Сколько здесь правды, сегодня ни один историк определенно сказать не может. В летописи о чувашском народе, также о вхождении в состав государства не говорится. Там отмечено о прибытии «черемисов горняя». Делегация просила русского царя Ивана IV, «чтобы государь послал рать на Казань, они (чуваши) с воеводами государю служить (помочь) хотят «(История, стр. 57). Исходя из этих строк можно ли говорить о вхождении в состав Руси, когда летописец даже не упомянул народ своим именем?

Вот что сохранилось в памяти чувашского народа о посещении делегации Ивана IV: «Несмотря на невыносимые условия жизни во времена господства татар, чувашский царь и его наследники не покинули народ. С момента нашествия захватчиков и до времен взятия Казани поменялось их несколько (сколько, в предании не говорится). Последнего чувашского царя звали Пике патша. Он, что было в его силах, руководил и сплачивал народ вокруг себя.

Время от времени ему надо было ходить к хану на поклоны. В каждое посещение казанский хан всячески издевался над ним. Когда хану надо было садится на коня, Пике патшана (царя) ставил на колени рядом с конем, наступая одной ногой на его плечо, другой — на голову залезал вверх. Чувашский царь долго терпел издевательства. Но терпению пришел конец. Патша, собрав народных мудрецов и своих воинов, отправился к Ивану IV. Он просил русского царя освободить чувашский народ и себя от ханского гнета и издевательств...» (Народные сказания, НИИ ЯЛИЭ, Ч, 1987 г. с. 313). В народе сохранились еще два сказания, где говорится о посещении Ивана IV. Но ни в одном из них нет упоминаний о вхождении в состав русского государства.

Адьюнкт профессор Казанского университета В. А. Сбоев, исследователь быта чуваш, утверждал, что «у русских летописцев до 1551 года не встречается имени чуваш». По А. И. Артемьеву (составителя «Календаря Вятки») о проживании чуваш на Вятке отмечено в 1548 году. Но основное открытие, что «черемисы горняя» называются чувашами, русскими сделано только в 1552 году. После переправы Суры к русским воинам начали приходить «черемисы горняя, а по их чуваша зовомые, язык особливый» (История ЧАССР).

Определение черемисы чаще применяли нижегородцы, переселившиеся на Суру. Действительно, чувашей и марийцев они называли черемисами. Оно в дальнейшем привело к искажению многих исторических фактов. Во взятии Казани, например, принял активное участие чувашский народ. В правобережье от Суры до Атал жили чуваши. Марийцы обитали севернее, около Васильсурска-Козьмодемьянска. В левобережье — в Приказанье, как отметил в начале 16 века австрийский посол С. Герберштейн, находились 63 чувашские деревни. Это подтвердилось последующими документами. В Приказанье в 16-17 веках отмечено только чувашские и татарские деревни. Марийских там не было. Основная масса марийцев проживала в левобережье в глухой лесной зоне, намного севернее Казани. Следовательно, в событиях, где упоминаются черемисы, это вовсе не означает, что речь идет о марийцах. Также в восстаниях «черемисов», происшедших на территории Чувашии в 16-19 веках, уверенно можно сказать, что марийцев там вообще не было.

Сегодня, обращаясь к факту взятия Казани, марийские историки говорят: «Большой вклад марийского народа. Конечно, там были и чуваши... До взятия Казани на большей части территории сегодняшней Чувашии жили черемисы (марийцы)». Вот что значит искажать названия народов, не называть вещи своими именами в свое время. В глазах марийских историков чувашского народа не видать.

При взятии Казани под черемисами подразумевались чуваши. Русские до времен Октябрьской революции чувашей называли «приклееным именем». По этому поводу В. К. Магницкий пишет: «Чуваши под пером дьяков в грамотах нередко превращались в черемис. Это имя дьякам почему-то было особенно памятно. Чуваши-черемисы проскальзывается даже в ученой литературе» (Чувашские имена, 1905 год, стр. 4). Удивительно"1 ничего тут нет. В «приклееном названии» хорошо просматривается духовное богатство и отношение, начиная от босяка-крестьянина до дьяка и ученого, к порабощенному народу, их желание с поводом и без унизить его.

По преданию царь Иван стоял под Казанью несколько лет, пока на помощь к нему не явились казаки с Яика, Поволжья, Дона и Терека. В 1552 году свершилась трехсотлетняя мечта казаков освободить землю отцов от захватчиков. Память об отважных атаманах, героически бившихся с татарами за Казань, долго жила в казачьих станицах. В этих событиях упоминается храбрый донской атаман Сусар Федоров (Сусар — чувашское имя). Геннадий Егоров. Чуваши - булгары по происхождению См. Егоров Геннадий Петрович. Воcкресение шумеров. Чебоксары, Атал, Изд. 2, 1993, С. 38-5

После взятия Казани казаки очищали землю отцов от сохранившихся отрядов татаро-монгол и освободили от неприятеля пространство до Астрахани. Чувашский народ тем временем, окрыленный свободой, в честь победы над захватчиком воздвигнул в Казани многоярусную башню. По своей архитектуре она неповторима. В ней нет ни Азии, ни Востока, ни Европы. Башню назвали в честь чувашки-амазонки, принявшей активное участие во взятии Казани — Судам Пике (огонь-красавица). Башня сегодня — одна из достопримечательностей города Казани.

У Ивана Грозного взятием Казани разыгрался аппетит. Он не отказался от захватнической политики, от коварных замыслов лишить исторических земель и свободы чувашский народ. Начались конфликты. Весной 1557 года, как уведомили царские дипломаты ногайцам, «царь велел с Волги всех казаков сослать» (Р. Скрынников. Ермак, М. 1986 г. стр. 15.) Государь послал на Волгу «замену» казакам — вооруженные отряды Степана Кобелева и Ляпуна. Филимонова. Первый отряд закрыл дорогу казакам с Волги на Дон, второй — расположился на Термезе. Казаки-герои взятия Казани, недавно очистившие Атал от неприятеля до Астрахани, обманулись. Поняв случившееся и оценив ситуацию они повели себя соответствующим образом. Это было началом войны казаков против Руси.

Поддерживая своих рыцарей, поднялся на борьбу весь чувашский народ. (Годы не указаны). Начиная с 1557 года до похода Ермака в Сибирь приводимые в источниках даты спорные. Поэтому датирование тех или иных исторических событий могут быть уточнены после изучения царских указов и спрятанной библиотеки Ивана Грозного). В книге «Ермак» говорится о восстании черемисов. «Царское правительство вынуждено было направить против восставших крупные военные силы. Им удалось подавить восстание лишь после упорной трехлетней войны», — пишет Р. Скрынников (Ермак, стр. 42). А мы говорим о «добровольном вхождении» в состав русского государства. Чувашский народ столько натерпевшийся, переживший от татаро-монгол в лице русских увидел не освободителей, а новых завоевателей. Русь использовала чувашский народ и казаков для победы, потом «хорошо отблагодарил» за это. Словом, сценарий прошел по Ивану Грозному.

По предположению пожилых в период восстания народа Иван IV пригласив чувашского царя, преданных ему князей и атаманов якобы на переговоры в Москву, по прибытии на место оковал их в кандалы и бросил в подземелье Москвы. Как бы тяжело ни было в период татаро-монгольской резни и 300-летнего гнета, чаваш патши (царь) всегда был вместе с народом. Царь не мог покинуть благословение предков в беде. Бог доверил ему народ. Следовательно, отлучить от народа мог только Он. Против чувашского царя и атаманов Иван Грозный применил силу, предательски заманив их в ловушку. Летописи кое-что должны прояснить в этом плане. Чувашские цари по традиции носили перстни. Жизнь полна неожиданностей. Возможно, еще обнаружим эту реликвию. Может быть в музее, может в личной шкатулке одного из собирателей необычного, может в подземелье рядом с кандалами. Это печальное событие произошло в 1557-1560 годах. У Ивана Грозного, видимо, отсутствовало благородство, чувство чести, достоинства, коль прибегнул к такой низости, ради достижения своих безнравственных замыслов. Настоящий царь никогда не позволит себе так низко пасть, не поднимет руку на человека, стоящего к нему спиной.

Подавив восстание народа, Иван IV приступил к истреблению казаков. На Волге казаками руководил атаман Ермак Йармак (Ермак) — чувашское имя. Есть село с названием Йармак в Моргаушском районе Чувашской Республики. Прозвище атаману было — Тукмак. В понимании казаков Тукмак означало (такое же значение в чувашском языке) — деревянная колотушка. Казаки Йармака беспощадно грабили царские суда, разоряли купцов. На своих легко управляемых судах они устраивали неожиданные нападения на царские караваны. Австрийский посол С. Герберштейн отметил, что «чуваши отличаются хорошим знанием судоходства... самые искусные стрелки» (История ЧАССР, стр. 56). Отсюда, надо полагать, казаки чувствовали себя на реке Атал как рыбы в воде.

«Стольник Иван Мурашкин, предводительствуя сильным отрядом, многих из них взял и казнил; но другие не смирились, уходили на время в пустыни, снова являлись» — говорится в Предании века (Н. М. Карамзин, стр. 620). Описывая этот период, в летописи отмечено: «Казаки аки волки... В них старейшина атаман Ермак». Казаки, оказавшие неоценимую помощь Руси во взятии Казани и в освобождении Волги от неприятеля, буквально были преданы глумлению. В книге «Ермак» говорится: «Оставшиеся, в своем кругу посовещавшись, ушли на Урал». Более триста лет мечтавшие об отчем крае, о собственном могучем государстве казаки снова вынуждены были скитаться по чужим краям.

В этот период на «новые владения» Руси начали вторгаться вооруженные отряды Кучюма. Эти события сохранились в памяти чувашского народа. Кучюм, согласно сказания, был послом татарского хана. Желая вернуть потерянные владения, он неоднократно' совершил нападение на чувашские села (Кучём варе. Народные сказания. Ч. 1987, с. 330). В связи с вторжением отряда Кучюма Иван IV высочайше повелел: «Сослать Ермака с казаками в Сибирь, дабы покрыть вины свои усмирением остяков и вогуличей... Изменников (непокорных казаков— авт.) перевешать» (Н. М. Карамзин. Предание века, стр. 622). В 1582 (?) году Йармак, собрав своих казаков в количестве 540 человек отправился в поход. Его «покорность» осудил атаман Барбош, находившийся в то время на Урале (Парпош — чувашское имя). Надо полагать, атаман Йармак согласился выступить против Кучюма только с целью оградить чувашский народ от набегов татар, желая уничтожить последние отряды бывшего Казанского ханства. Йармак разбил войско Кучюма. Сообщить о своей победе послал казака Черкас Александрова с отрядом в 25 человек. В летописи это событие отмечено: «Прибыл сеунче атаман (атаман-победитель)*. В сибирьском походе был один атаман — Йармак. Прибывший сообщить о победе был близкий к атаману казак. Летописец не понимал значение слова сеунче (слава Богу, хоть записал в искаженном виде). Несший весть о победе говорил на чувашском языке — $ёнчё атаман (атаман победил). Слово победил (сенче) записано сеунче. Надо пологать, что казак Черкас говорил в Москве именно те слова, которые просил передать Йармак. Атаман послал в Москву, безусловно, преданного ему человека. Тогда выходит, что сам Йармак (Тукмак) и его казаки говорили на чувашском языке. Это подтверждается сохранившейся в народе молвой, которая гласит: «Путь в Сибирь для Руси открыли чуваши». Р. Скрынников также приводит в книге чувашские слова: «Казаки беглых и плененных называли ясыр, некоторых карчиг». Ясыр — сохранившееся слово от чувашского йатсар (без имени), карчиг — это карчак (старуха). Людей ворчливого нрава чуваши называют карчак.

«Царь Кучюм против Йармака собрал войско со всех улусов, укрылся на Иртыше под горою Чувашьею», — пишет Н. М. Карамзин (Предание века, стр. 623). Название реки Иртыш, efe притоков легко объясняются на чувашском. Как сохранилось в Сибири название горы Чаваш? Видимо, она именована задолго до нашествия татаро-монгол, еще до переселения чувашей (шумеров) со Средней Азии на Северный Кавказ. Место, бузусловно, связано с жизнью и прошлым чувашского народа. В этих местах (по предположению историков) погиб легендарный атаман Тукмак. Живет противоположное мнение: Йармак не погиб, а скрылся с гла Ивана Грозного, оставляя в место себя казака-двойника. П указанию царя (до похода в Сибирь) многие казаки Ермака был повешаны. Поэтому громогласные воспевания о «служении царю и покорности» атамана, являвшегося для молодых казаков примером непобедимости, храбрости, мужества, верности казачьим законам, очень и очень сомнительные. Поход в Сибирь для Йармака был взлетом Его Звезды, в то же время хорошо продуманным тактическим ходом. По сегодняшний день говорят о двойнике атамана. Эта молва возникла не оттого, что кому-то так захотелось. У него был двойник. Атаман являлся не только непобедимым и бессмертным рыцарем, также умнейшим полководцем. Славу, почет и уважение казакам он добыл. Но в то же время хорошо видел коварство Ивана Грозного. Йармак, чувствовавший себя на Волге как рыба в воде, в то же время целый и невредимый (и не раненый), утонул в мелкой речушке? В это никто не поверит. Таким «путем» скрылся двойник атамана.

Период жизни Йармака для чувашей был тяжелым периодом. Несмотря на это дочери и сыны народа из глухих лесов сегодняшней территории республики начали возвращаться на исторические земли. •В 16-17 веках на священных землях отцов появились сотни чувашских сел и деревень. По сохранившимся в памяти народа воспоминаниям о хлебных полях, лугах, водах предков, чуваши переселились на Каму, на сегодняшние территории Ульяновской, Самарской, Саратовской, Пензенской областей. Практически в 17 веке, часть свободных исторических земель была охвачена народом.

Гремела слава казаков, но раны, полученные от учиненных над ними жестоких расправ, не заживали. В начале 17 века грянуло «смутное время». Казаки, составившие ядро повстанческой армии, осадили Москву. Следуя традициям атаманов, во второй половине 17 века Степан Разин поднял на борьбу донских казаков. Его считают преемником Йармака на Волге. Рыцари Разина не только грабили царские суда, разоряли русских купцов, по прошествии времени начали крупномасштабную войну против Руси. В 1772 году восстали яикские (уральские) казаки. Это восстание было жестоко подавлено царским правительством. Вскоре талантливый полководец, борец за свободу народа, прославленный отвагой, мужеством, силой, одаренный умом атаман Емельян Пугачев засиял во всем величии. Он хотел покорить всю Русь. И это восстание казаков было жестоко подавлено.

Происшедшие события говорят сами за себя. Бог казаков родил из шумеров (чувашей). Все старания историков связать их происхождение со славянами и тюрками лишены под собой основания. Казаки вели непримеримую войну против татар с первых дней нашествия захватчиков на Чувашское государство Пулкар. Какое было отношение правителей Руси к казакам в период Казанского ханства видно из этих строк: «Москва исподволь поддерживала войну казаков против ордынцев. Но как только их действия приводили к осложнениям или наносили ущерб царской казне либо союзникам, власти отказывались нести за них какую бы то ни было ответственность и призывали ордынцев к истреблению их. При этом разъясняли туркам и татарам, что казаки не являются подданными царя.» (Р. Скрынников. Йармак. М. 1986, с. 10). Эти строки обнажают действительность. Казаки не были подданными царя, не были войском Руси, не были русскими. Своих воинов, сынов своего отечества ни одно государство не отдаст на истребление. А Русь от чувашских рыцарей отказалась без зазрения совести. Эта «благосклонность» царского правительства была хорошо известна казакам. Одним словом, атаман Сара Асман и его казаки не без причины «многое лихо учинили» на землях Руси и ушли на Дон. А причину, из-за которой началась война казаков против Руси после взятия Казани, вы уже знаете.

В БСЭ говорится: «Степан Разин наблюдал издевательское отношение царской администрации и военноначальников к казакам» (т. 35, с. 619). Царю казаки нужны были только как солдаты, способньг'на все ради порабощения народов и захвата новых земель. Видимо, понимая действительность, брат Степана — Иван Разин увел предводимый им отряд казаков с рус с ко-польской войны на Дон. За приверженность к казачьим законам и нежелание подчинится властям князь Ю. А. Долгоруков казнил атамана. В книге «Йармак» говорится (стр. 15): «Среди казаков существовал закон, запрещавший атаманам целовать крест царю и поступить в государевы люди. Даже при царе Михаиле Федоровиче Романове в '17 веке донские казаки отказывались присягать правительству». Вот так. А историки всеми правдами-неправдами «тащут» рождение казаков от русского народа, в то же время причисляя их к татарам.

Верное служение атаманов и их богатырей родному чувашскому народу, которые не уронили честь своих славных предков — честь Рода Адамова, не запятнали себя трусостью и изменой, не теряли силу духа, мужество, храбрость, героизм в неимоверно тяжелых условиях — по Благовелению Бога, заслуженно принесло казакам Мировую Славу. Казаки — это непобедимые рыцари-чуваш и, Ар-танйаны, Артосы, Партосы, Арамисы. Академик Н. Я. Марр говорил: «Баски находились в ближайшем родстве с чувашами». Имена прославленных героев-мушкетеров являются тому подтверждением. (Читайте раздел 2, чувашские мужские имена).

У чувашей и казаков все общее. Структура управления народом до начала 18 века у чувашей была такая же, как у казаков: вунпу (десятник), серпу (сотник), пинпу (тысячник), эмпу (десятиты-сячник), турхан (князь), последнее звено — патша (царь). У десятника (вунпу) в подчинении было 10-25 дворов, у сотника (?ёрпу) — 100-150 дворов, у тысячника (пинпу) — 1000-1500, у эмпу — от 10 до 15 тысяч дворов. Основной функцией турхан, наследников царя и царя (патша) была забота о народе, сплочение народа, улучшение, обогащение его жизни. Такая структура управления давала царю возможность в случае войны в кратчайшее время поднять на ноги большое количество населения. Эту структуру управления ликвидировала Екатерина. После чего весь чувашский народ стал «равным» — холопи, черемисы. Так была отнята у народа тысячелетняя традиция чинопочитания и подчинения верховенству. Но в некоторых чувашских селах эта .традиция сохранилась и во. второй половине 18 века. Подтверждается документами. Так, например, из заявления крестьянина чуваша из д. Хоркассы Цивильского уезда Игнатия Антипова (датировано 1763 годом) записано: «Сотник-чуваш Илментей, а по русски как зовут не знает, да десятник...» (В. Димитриев. История Чувашии 18 века. Ч. 1959, стр. 302). Не ликвидировали бы структуру управления народом, возможно, чуваши и по сегодняшний день жили бы по тем же законам, идущим из глубин тысячелетий.

До насильственной христианизации имена Касак, Атаман в народе были распостраненными. Они — в списке чувашских имен. По сложившимся традициям имена передавались из поколения в поколение. С внедрением христианства многое быстро растерялось. Но живы предания. В них сохранились сказания о спасителях народа — богатырях-атаманах. А филологи внесли здесь искажение. Вместо улап-атаман (атаман-богатырь) начали писать улап-утаман (название государства Пулкар пишут Палхар). С таким отношением к истории и языку народа нетрудно забыть порог к родному дому. Имена Касак, Атаман в список чувашских дохристианских имен попали не с потолка. Они — чины чувашских рыцарей. Почему этих имен нет ни у одного другого народа? У чувашей — пожалуйста. С именами Касак, Атаман благославляли новорожденных мальчиков, почитая славу чувашских рыцарей, их богатырьскую силу, отвагу- мужество, непобедимость. Когда и где первоначально родилось войско шумеров — казаки? На Кавказе, в Средней Азии, может быть в Месопотамии? Сохранившееся предание о казаке-богатыре, который выиграл поединок у богатыря соседнего царства говорит, что казаки у чувашей были еще до переселения на Среднюю Волгу. Жаль, не сохранились исторические повествования чувашских правителей, они сегодня многое прояснили бы. Может быть в спрятанной библиотеке Ивана Грозного обнаружим кропотливый труд чувашских летописцев? Неспроста же спрятал Иван VI многовековые описания. Была на то причина. Какая и только ли касающаяся Руси?

По традиции царей, цариц и видных воинов чуваши предавали земле на возвышениях — на курганах. Название возникло от к_у_р к_а_н (дословно — смотри, усыпальница. К_а_н, к_а_н_н_а, — усопший). Эту древнюю традицию хорошо помнят казаки. С принятием христианства святыня шумеров ушла в прошлое. Курганы, сохранившиеся в Месопотамии, Средней Азии, на Урале, Дунае, в Поволжье, на Дону — это места захоронения видных чувашей. Много преданий о народных богатырях — улап-атаманах связано с курганами. Происхождение Уральских гор также трактуется со сказанием о кургане.

Старинные имена казаков — АРУН, АТАШ, АХТАР (АХТАМАР), САВВА, САМАР, КУНТОР, ПАТУР, ПЕРВИЛ, ТАРАНУХ, ТОРНА, тит (ТИТИМЁР), ШИКАЙ, ЧАКМАС, ЧИКЕ — все чувашские. КУрен — войсковой термин казаков означает место расположения воинов. Пай курен на чувашском -восстанавливать силы. Курен — место, придающее силы. Хата, хутор образованы из хит (уют, комфорт), в переносном смысле — дом (хата), хатар (ваш комфорт) — хутор. Сохранилось в народе гордое слово мужчины — касака тухап (уйду в казаки). У чувашей много Казаковых по фамилии. Есть чувашские села с названиями Касаккассы(Канашский район), Нукасак (в Башкирии). На земном шаре есть еще один народ, на территории проживания которого были бы села с названиями связанных с именем КАЗАК? Нет. Они есть только у чувашей.

Черты лица Степана Разина и Емельяна Пугачева на полотнах — чувашские (имя Емельян произошло из чувашского Эмелке — исцеляющий, эмел — лекарство). В памяти народа Сохранилось много сказаний об этих двух героях. Степан Разин чувствовал себя на Волжских землях как дома. Он жил в чувашских лесах. Упоминаются места прохождения, отдыха казаков Разина. Некоторые сказания подробны до мелочи. Плоскогорье около села Асапус — называется гора Разина. Жители села Карапаш Марпосад-ского района сохранили в памяти тропинку, поднимающуюся с Волги на гору, по которой ходил Разин. Она именуется — тропинка Разина (Народные сказания, с. 336). Вот что говорится в народных сказаниях о Е. Пугачеве: «Пугачев ненавидел угнетателей чувашей — помещиков, жестоко расправлялся с ними. Раздавал жителям деревень соль и деньги... В войске Е. Пугачева было около 4 тысяч казаков» (Народные сказания. НИИ ЯЛИЭ. Ч. 1987. с. 348, 349, 351). Другое упоминание: «После битвы с царским войском отряд казаков прибыл вечером в деревню ^ителлё. Атаман, также большинство казаков в отряде были чуваши... Около Серпу (Цивильска) царские каратели Пугачева схватили». (Народные сказания. НИИ ЯЛИЭ. Ч. 1987. с. 350). В сказании говорится, что на помощь Пугачеву выехали жители чувашских деревень Башкирии. Они вступили в бой с регулярным царским войском под Казанью и были разбиты. Е. Пугачев сделал для чувашского народа все, что смог. До тех пор, пока его не схватили, oil верно служил родному народу. Один из пугачевских йанралов (полковник) перед казнью «призвал чувашский народ никогда не забывать Пугачева, сохранить имя атамана в памяти всех поколений» (Народные сказания. Ч. 1987. с. 358). В истории не упоминается место ареста атамана. Там говорится, что «Е. Пугачев был арестован в Заволжских степях» (БСЭ. Т. 21. с. 635). Но память народа сохранила точное место ареста Пугачева — Серпу (районный центр в Чувашской Республике).

Илья Муромец также был казак. «Аи тут старый казак да Илья Муромец стал добра коня он заседливать...» — говорится в Былине (М, «Советская Россия», 1988 г, стр. 124). К его имени Илья (чувашское — Илче) добавлено Муромец по месту обитания казаков. Само название города Муром не имеет отношение К былинному богатырю. Оно исходит от названия финно-угорского племени мурома, близкого мордве, жившего на Оке — на территории нынешней Владимирской области. «В 10-11 веках мурома платила дань Руси, в 12 веке полностью обруссела» — говорится в БСЭ (т. 17, стр. 367). Чувашские князья и их семьи, покинувшие государство Пулкар с нашествием татаро-монгол, в первое время обосновались в лесах народа мурома. Они вынуждены были покинуть страну. Ибо захватчики в первую очередь уничтожали правителей и умов народа. Илче богатырь и его казаки сопровождали чувашскую аристократию, спасая их от истребления.

Период обитания казаков и атамана-богатыря в приграничной зоне Руси можно ограничить 1236-1270 годами. В былине Илья Муромец везде упоминается как «старый казак». Молодость богатыря прошла не на Руси. Илче богатырь и казаки появились на Оке лишь после 1236 года, в периоды первых десятилетий скитаний по «диким полям». Между князем Владимиром и казаками были разногласия. Это видно из этих строк: «Как Владимир князь да столонокиевской поразгневался на старого казака Илья Муромца, засадил его во погреб во глубокий...» (Былины, стр. 120).

Отношение князя Владимира к Илье Муромцу, видимо, было такое же, как у Ивана Грозного к Йармаку. Далее в былине говорится, что князь Владимир изгнал Илья Муромца: «Ай поехал Илья Муромец в чисто поле... Аи во то ли во село, село Качарово, как он жить-то по своему к отцу-матушке» (Былины, стр. 149). Упоминаемое «чисто поле» — это, безусловно, «дикое поле», где обитали казаки. В былине много добавлено. Здесь участвует и Йармак, и Добрыня, и Алеша Попович, йармак жил в 1530—1600 годах, а Добрыня и Алеша Попович — в 10 веке. Они никак не могли присутствовать в событиях Илья Муромца. Но название села, где жили «отец и матушка» богатыря, видимо, не придумано. Качар — название чувашского села. Где оно находилось? В левобережье или правобережье Атал? Село, конечно, сожжено татаро-монголами. Единственное, что можем сказать сегодня — это то, что зола одной из 2-х тысяч стертых с лица земли деревень" принадлежит Качару. В других источниках место рождения богатыря называют Карачарово. Два села с названием Карачар (Малые и Большие Карачуры) есть в Чебоксарском районе Чувашской Республики. Чувашское происхождение богатыря-казака Илья Муромца — несомненно. Если он был русским, не скитался бы в лесах народа мурома (видимо, еще не обруссевшего в то время) и «в чисто поле». Илья богатырь был атаманом казаков Чувашского государства Пулкар.

Также широко рекламируемые доспехи рыцарей — заостренный шлем, кольчуга, нагрудные защитные пластины, мечь, чокмарь и другие — не можем отдать русским. Во-первых потому, что металлургия у чувашей была развита с древности. Первые металлурги никак не могли копировать у соседних народов доспехи для своих рыцарей. Во-вторых, названия доспехов чувашского происхождения: сёл е-сёлём-шлем; калчака — кольчуга (калча — кольцо, калчака — сплетение колец); хёс-хёч-меч; чукмар (дубина) — чокмарь.

Заостренный шлем идет от чувашей. Это доказывает сохранившийся головной убор девушек — тухйа, кото рый в сущности есть приукрашенная модель защитного шлема рыцарей. Одним словом, доспехи Илья Муромца на полотнах и картинах — это доспехи чувашских рыцарей казаков.

Окончательную точку в величие, непобедимость и яркую славу казаков ставит предание, сохранившееся в чувашском народе. Приведу краткое содержание: «Нашему царю надо было воевать с соседней страной. Казак-богатырь предложил завершить спор поединком богатырей двух царств,...В благодарность за победу над богатырем соседней страны, патша отдал земли и воды Урала казаку-богатырю» (Народные сказания, НИИ ЯЛИЭ, Ч, 1987. с. 334). Земли Урала, Приуралья, долины реки Ийа (Яик), ее притоков, лосле ухода мадьяров в конце 9 века, принадлежали Чувашскому государству. Пулкар, конкретно его рыцарям – казакам. Основываясь на вышесказанном можно сделать окончательный вывод: история казаков — это неотъемлемая часть истории чувашского народа. Чуваши и казаки — один народ. Не было бы чувашского народа — не было бы ни атаманов, ни есаулов, ни казаков и не возникло бы казачество вообще.

Ссылки

Материалы электронных изданий

Литература

Чувашские женщины перед избой. Раскрашенная гравюра из книги: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812.
Увеличить

Чувашские женщины перед избой. Раскрашенная гравюра из книги: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812.

  • Археология и этнография Чувашской АССР: Библиографический указатель. Чебоксары, 1986.
  • Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. (Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. 18). Казань, 1902.
  • Болгары и чуваши. Чебоксары, 1984.
  • Бытовая культура чувашей. Чебоксары, 1985.
  • Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары, 1970.
  • Вопросы материальной и духовной культуры чувашей. Чебоксары, 1986.
  • Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья: материалы к этногенезу. Чебоксары, 1980.
  • Денисов П.В. Религиозные верования чувашей. Чебоксары, 1959.
  • Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары, 1969.
  • Димитриев В.Д. История Чувашии ХVIII века. Чебоксары, 1959.
  • Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1983.
  • Закиев М.З. Лингвоэтнические особенности волжских булгар// Закиев М.З. Волжские булгары и Волжско-Булгарское государство. Казань, 2009.
  • Иванов Л.А. Современный быт и культура сельского чувашского населения. Чебоксары, 1973.
  • Иванов В.П. Этническая история чувашей. Чебоксары, 1992.
  • Иванов В.П. Расселение и численность чувашей. Чебоксары, 1992.
  • Иванов В.П. Чувашская Республика и диаспора. Чебоксары, 1997.
  • Иванов В.П. Этническая карта Чувашии. Чебоксары, 1997.
  • Иванов В.П. Современная этнополитическая ситуация в Чувашской Республике и проблемы ее оптимизации. Чебоксары, 1999.
Чувашская девушка. Раскрашенная английская гравюра 1768 г.
Увеличить

Чувашская девушка. Раскрашенная английская гравюра 1768 г.

Чувашская женщина. Раскрашенная гравюра из издания: Георги И.-Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 1. СПб., 1776.
Увеличить

Чувашская женщина. Раскрашенная гравюра из издания: Георги И.-Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 1. СПб., 1776.

  • Матвеев Г.Б. Чувашское народное зодчество: от древности до современности. Чебоксары, 2005.
  • Моя Чувашия. Чебоксары, 1979.
  • Николаев В.В. Чуваши: Этническая история и традиционная культура. М., 2000.
  • Николаев В.В., Иванов В.П., Иванов-Орков Г.Н. Чувашский костюм: от древности до современности. М.; Чебоксары; Оренбург, 2002.
  • Никольский Н. Краткий курс этнографии чуваш. М., 1928.
  • Новые исследования по археологии и этнографии Чувашии. Чебоксары, 1983.
  • Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. Чебоксары, 1985.
  • Петров-Тенехпи М.П. О происхождении чуваш. Чебоксары, 1925.
  • Поппе Н.Н. Чуваши и их соседи. Чебоксары, 1927.
  • Салмин А.К. Духи требуют жертв: Систем$а традиционных обрядов Чувашии. Чебоксары, 1990.
  • Сергеев Т.С. Культура Советской Чувашии. Чебоксары, 1989.
  • Сбоев В. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. М., 1865.
  • Сенковский А.И. Чуваши, их происхождение и верования// Сенковский А.И. Собрание сочинений. Т. 6. СПб., 1895.
  • Симбирско-Саратовские чуваши: монографическое исследование / Под ред. М. Г. Кондратьева. Чебоксары, 2004.
  • Современные остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш / Сост. Н. Каменский. Казань, 1879.
  • Современные социальные и этнические процессы в Чувашской АССР. Чебоксары, 1978.
  • Статистико-этнографические исследования в Чувашской АССР. Чебоксары, 1984.
  • Чуваши Самарской Луки. Чебоксары, 2003.
  • Чуваши Приуралья. Чебоксары, 1989.
  • Чуваши: современные энтокультурные процессы. М., 1988.
  • Чуваши: Этнографическое исследование. Ч. 1-2, Чебоксары, 1956-1970.
  • Чуваши: этническая истории и традиционная культура/ Состав. В.П. Иванов. М., 2000.
  • Чувашские народные сказки, Чебоксары, 1993.
  • Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.
  • Юхма М. Древние чуваши. Чебоксары, 1996.
  • Chuvash studies/ Ed. by A. Rona-Taş. Budapest, 1982.
Чувашская женщина в летнем одеянии. Раскрашенная гравюра из издания: Георги И.-Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 1. СПб., 1776.
Увеличить

Чувашская женщина в летнем одеянии. Раскрашенная гравюра из издания: Георги И.-Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 1. СПб., 1776.

"Вокруг света" о чувашах

Статьи

Примечания

  1. Горский С.П. Очерки по истории чувашского литературного языка дооктябрьского периода. Чебоксары, 1959; Егоров В.Г. Современный чувашский литературный язык в сравнительно-историческом освещении. Второе, исправленное издание. Чебоксары, 1971; Каховский В.Ф. О рунической письменности древних чувашей// 100 лет новой чувашской письменности. Чебоксары, 1972.
  2. Население по национальности владению русским языком по субъектам Российской Федерации
  3. Демоскоп. № 245-246. 1-21.05.2006
  4. Всеукраїнський перепись населения 2001. Национальность и родной язык
  5. Чуваши; Ковалевский А.П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана. Чебоксары, 1965.
  6. Трофимова Т.А. Антропологические материалы к вопросу о происхождении чувашей// Советская этнография. 1950. № 3. С. 55; Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  7. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  8. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  9. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  10. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  11. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  12. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  13. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  14. Исторический очерк; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  15. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  16. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. Т. 1-2. М.; Л., 1946—1958.
  17. Ефимов Л.И. Элĕк Енĕ (Край Аликовский). Элĕк, 1994.
  18. Основные конфессии; Денисов П.В. Религиозные верования чувашей. Чебоксары, 1959; Салмин А.К. Духи требуют жертв: Система традиционных обрядов Чувашии. Чебоксары, 1990.

--Anefedkin 04:00, 21 июня 2010 (MSD)