Чуваши

Чувашская девушка в национальном костюме с характерными украшениями и головным убором, делавшимися из серебра.
Увеличить

Чувашская девушка в национальном костюме с характерными украшениями и головным убором, делавшимися из серебра.

Чуваши́, чăваш, чăвашсем мн. ч. (самоназвание), Chuvash people (англ.), Tschuwaschen (нем.), Tchouvaches (франц.) — титульная нация Чувашской Республики в Среднем Поволжье в Российской Федерации. Чуваши говорят на чувашском языке булгарской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В чувашском языке выделяют верховой ("окающий") и низовой ("укающий") диалект, на основе которого сформировался литературный язык. Наиболее ранним был тюрский рунический алфавит, замененный в X-XV вв. арабским, а в 1769-1871 - русской кириллицей, к которой затем добавили специальные знаки[1]. Чуваши делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги: верховые (вирьял, тури) на западе и северо-западе Чувашии, низовые (анатари) - юге, причем в центре республики выделяют группу средненизовых (анат енчи). Традиционные занятия чувашей - пашенное земледелие, животноводство, огородничество, хмелеводство и пчеловодство. Чуваши с XVI-XVIII вв. - православные (80-90% населения), однако в 1990-е-2000-е гг. наблюдался интерес к языческому прошлому. В Министерстве юстиции Чувашской Республики зарегистрировано 2 объединения этнических верований чувашей. По антропологическому типу большинство чувашей - европеоиды с некоторой долей монголоидности (субуральский расовый тип).

Расселение

Чуваши проживают на территории России, в основном, в Чувашии: согласно переписи населения 2002 г., из 1 млн 637 тыс. чувашей России - 889,2 тыс. жили в Чувашии. Значительная часть чувашей живет в Татарстане (126,5 тыс.), Башкирии (117,3 тыс.), Ульяновской области (111,3 тыс.), Самарской области (101,3 тыс.). По своей численности чуваши занимают 5-е место в Российской Федерации после русских, татар, украинцев и башкиров[2]. Кроме того, 22,3 тыс. чувашей жило в Казахстане [3] и 10 тыс. - на Украине (2001)[4].

Типы верховых чувашей в национальных одеждах. Фотография Г.Ф. Локке, 1869 г. Слева - невеста в праздничном костюме.
Увеличить

Типы верховых чувашей в национальных одеждах. Фотография Г.Ф. Локке, 1869 г. Слева - невеста в праздничном костюме.

Этимология этнонима

По поводу этимологии названия народа существует, по крайней мере, 8 гипотез. Предполагается, то самоназвание чăваш восходит напрямую к этнониму части "булгароязычных" тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš. В частности, название племени савиров ("сувар", "суваз" или "суас"), упомянутое арабскими авторами X в. (ибн-Фадлан), предполагается считать источником этнонима чăваш - "чуваш": название считается просто тюркской адаптацией названия булгарского "Suvar". Согласно альтернативной теории чăваш - деривант тюркского jăvaš - "дружественный, кроткий", в противоположность şarmăs - "воинственный". К самоназванию чувашей восходят и название этноса у соседних народов. Татары и мордва-мокша называют чувашей "чуаш", мордва-эрзя - "чуваж", башкиры и казахи - "сыуаш", горные марийцы - "суасла мари" - "человек на сувазский (татарский) лад". В русских источниках этноним "чаваш" впервые встречается в 1508 г., а потом распространяется[5].

Этническая история

670-е гг: одна из древних болгар орд ("серебряные болгары"), состоявшая преимущественно из кутригуров, под предводительством Котрага, сына Кубрата (ок. 605-ок. 665), хана Великий Болгарии, двинулась из Приазоских степей на север, в лесостепные районы Cредней Волги и Камы, где начала смешиваться с местным финно-угорским населением[6].

732-737: савиры, видимо, тюркский гуннского союза племен, под натиском арабов отошли из Северного Кавказа в Среднее Поволжье, где расположились к югу от булгаров. Возникновение союза тюркских и угро-финнских племен во главе с булгарами[7].

Конец IX в.- начало X в. - 1237-1240: существование государства Волжская Булгария. В 922 булгары приняли ислам, сувары (т.е. савиры) же отказались это сделать. Формирование булгарской народности - предков чувашей и татар[8].

XIII-XIV вв.: под натиском монголо-татар, уничтоживших в 1237-1240 Булгарию, и из-за последующих набегов кочевников и новгородцев, масса булгарского населения ушла на север, где стала перемешиваться с финноязычными аборигенами (марийцами), результатом чего явилось формирование этнографичес­кой группы верховых чувашей. Позднее, в XIII-XIV вв., язычники-сувары поселились на правобережье Волги, на территорию современной Чувашии, что привело к образованию "низовых чувашей", сохранивших в большей мере культуру и быт своих булгарских пред­ков[9].

1241-1391: чуваши в составе улуса Золотой Орды, они были обязаны платить десятину и поставлять воинов[10].

Чувашская девушка. Раскрашенная английская гравюра 1768 г.
Увеличить

Чувашская девушка. Раскрашенная английская гравюра 1768 г.

1359-1438: в период нестабильности и распада Золотой Орды юго-западные районы Татарстана и юго-восточные территории Чувашии были опустошены (сожжено 2000 селений) и превратились в "дикое поле" - районы летнего кочевья ногайских татар[11].

1438-1551: чуваши в составе Казанского ханства жили преимущественно в окрестностях р. Свияги. Хотя в чувашских землях располагались владения татарской знати, власть хана была тут не столь прочной. Во главе чувашей стояли ханские наместники, свои "сотенные князья", которые собирали ясак и отряды в ханское войско. К XV в. относится окончание этногенеза чувашей[12].

1551-1557: принятие российского подданства чувашами. В конце 1546 восставшие против власти Казани чуваши и горные марийцы призвали на помощь Россию. В 1547 русские войска вытеснили татар с территории Чувашии. Летом 1551 во время основания россиянами крепости Свияжска на месте впадения Свияги в Волгу, чуваши горной стороны вошли в состав Российского государства. В 1552-1557 в подданство русского царя перешли и чуваши, проживавшие на луговой стороне[13]

Низовые чуваши Казанской губернии. Фотография Г.Ф. Локке, 1869 г.
Увеличить

Низовые чуваши Казанской губернии. Фотография Г.Ф. Локке, 1869 г.

XVI-XIX вв.: участие чувашей, числившихся податными государственными "черными крестьянами", в кампаниях русских царей путем поставки одного воина с 3-х ясаков (6 дворов). Крупная и средняя знать, которая могла бы составить военное сословие, была уничтожена в войнах, осталась лишь мелкая деревенская знать. Особую прослойку мелких землевладельцев составляли служилые чуваши (4-5 тыс.), которые несли пограничную сторожевую службу в XVI-XVII вв. С 1705 среди чувашских крестьян стали набирать рекрутов в армию на бессрочную военную службу. В 1718-1723 знать и служилые чуваши по указу Петра I (1682-1725) были приравнены в правах к государственным крестьянам. Чуваши сражались в русских войска во время Ливонской войны (1558-1583), участвовали в походах на Москву в 1611 и в 1612, в русско-турецких войнах XVIII в. и в Отечественной войне 1812 г., когда они составили два полка в составе Казанского ополчения[14].

XVI-XX вв.: восстания чувашей против насилия чиновников, захватов земли и насильственной христианизации: в 1571–1573, 1609-1610, 1634; бунтовали чуваши и в период крестьянских войн под предводительством С.Т. Разина (ок. 1630-1671) в 1670-1671 и Е.И. Пугачева (1742-1775) в 1774[15]. Переселение части чувашей в Самарское Заволжье. С целью пресечения изготовления оружия в начале XVII в. царское правительство запретило поволжским народам заниматься кузнечным ремеслом. Запрет действовал вплоть до XIX в. В 1842 произошло вооруженное восстание 10 тыс. государственных крестьян - чувашей, марийцев и татар (так называемая Акрамовская война), направленная против реформ графа П.Д. Киселева (1788-1872) по управлению государственными крестьянами[16]. В феврале 1907 чувашские крестьяне села Чемеева и соседних деревень Ядринского уезда Казанской губернии выступили против столыпинской аграрной реформы. В 1913 крестьяне-чуваши из 12 селений того же Ядринского уезда опять выступили против реформ (Атменьское восстание)[17]. 24-27 января 1921 - выступление 6-7 тыс. чувашских крестьян на территории современного Аликовского района Чувашской республики (в тот период - Чувашско-Сорминской волость Ядринского уезда) против продразверстки (Чаппанское восстание).

Чувашские девушки из Башкирии. Фото 1929 г.
Увеличить

Чувашские девушки из Башкирии. Фото 1929 г.

1740: начало массового обращения чувашей в православие. Однако до 1870-х гг. христианизация была поверхностной и многие чуваши оставались приверженцами традиционных верований. Лишь с началом подготовки священников, владеющих чувашским языком или из самих чувашей, с введением проповедей на чувашском языке и изданием на нем религиозной литературы, к христианству склонилось почти всё население[18].

1920-2001: 24 июня 1920 г. создана Чувашская автономная область в составе РСФСР. 21 апреля 1925 была образована Чувашская АССР в составе РСФСР. Формирование "социалистической" чувашской нации, стирание региональных различий, переход на русско-чувашское двуязычие. 24 октября 1990 Чувашская АССР преобразованная в Чувашскую Советскую Социалистическую Республику, а с 13 февраля 1992 имеет статус Чувашской (Чаваш) Республики в составе Российской Федерации; с 2001 г. название было изменено на Чувашская Республика-Чувашия.

Ссылки

Материалы электронных изданий

Литература

Чувашские женщины перед избой. Раскрашенная гравюра из книги: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812.
Увеличить

Чувашские женщины перед избой. Раскрашенная гравюра из книги: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812.

  • Археология и этнография Чувашской АССР: Библиографический указатель. Чебоксары, 1986.
  • Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. (Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. 18). Казань, 1902.
  • Болгары и чуваши. Чебоксары, 1984.
  • Бытовая культура чувашей. Чебоксары, 1985.
  • Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары, 1970.
  • Вопросы материальной и духовной культуры чувашей. Чебоксары, 1986.
  • Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья: материалы к этногенезу. Чебоксары, 1980.
  • Денисов П.В. Религиозные верования чувашей. Чебоксары, 1959.
  • Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары, 1969.
  • Димитриев В.Д. История Чувашии ХVIII века. Чебоксары, 1959.
  • Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1983.
  • Закиев М.З. Лингвоэтнические особенности волжских булгар // Закиев М.З. Волжские булгары и Волжско-Булгарское государство. Казань, 2009.
  • Иванов Л.А. Современный быт и культура сельского чувашского населения. Чебоксары, 1973.
  • Иванов В.П. Этническая история чувашей. Чебоксары, 1992.
  • Иванов В.П. Расселение и численность чувашей. Чебоксары, 1992.
  • Иванов В.П. Чувашская Республика и диаспора. Чебоксары, 1997.
  • Иванов В.П. Этническая карта Чувашии. Чебоксары, 1997.
  • Иванов В.П. Современная этнополитическая ситуация в Чувашской Республике и проблемы ее оптимизации. Чебоксары, 1999.
  • Иванов В.П. Чувашский этнос. Чебоксары, 1999.
  • Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Чебоксары, 2005.
  • Иванов В.П., Матвеев Г.Б. и др. Чуваши Приуралья: Культурно-бытовые процессы. Чебоксары, 1989.
  • Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  • Иванов В.П., Фокин П.П. Семья у чувашей. Чебоксары, 1991.
  • Иванов Л.М. Предыстория чувашского народа. Чебоксары, 2003.
  • Изоркин А.В. Чувашские военные организации и их роль в национальном самоопределении этноса
  • Изоркин А.В. Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары, 2001.
  • История, археология и этнография Чувашской АССР. Чебоксары,1975.
  • Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. Чебоксары, 1965.
  • Ковалевский А.П. Чуваши и болгары по данным Ахмеда Ибн-Фадлана. Чебоксары, 1954.
  • Комиссаров Г. (Кури Вантер). Чăваш халăх историйĕ. Шупашкар, 1990.
  • Коровушкин Д.Г. Чуваши Западной Сибири (этнодисперсная группа на современном этапе). Новосибирск, 1997.
  • Культура и быт низовых чувашей. Чебоксары, 1986.
  • Культура чувашского края, Чебоксары, 1995.
  • Мадуров Д. Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. М., 2001.
Чувашская женщина. Раскрашенная гравюра из издания: Георги И.-Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 1. СПб., 1776.
Увеличить

Чувашская женщина. Раскрашенная гравюра из издания: Георги И.-Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 1. СПб., 1776.

  • Матвеев Г.Б. Чувашское народное зодчество: от древности до современности. Чебоксары, 2005.
  • Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1991.
  • Моя Чувашия. Чебоксары, 1979.
  • Николаев В.В. Чуваши: Этническая история и традиционная культура. М., 2000.
  • Николаев В.В., Иванов В.П., Иванов-Орков Г.Н. Чувашский костюм: от древности до современности. М.; Чебоксары; Оренбург, 2002.
  • Никольский Н. Краткий курс этнографии чуваш. М., 1928.
  • Новые исследования по археологии и этнографии Чувашии. Чебоксары, 1983.
  • Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. Чебоксары, 1985.
  • Петров-Тенехпи М.П. О происхождении чуваш. Чебоксары, 1925.
  • Поппе Н.Н. Чуваши и их соседи. Чебоксары, 1927.
  • Салмин А.К. Духи требуют жертв: Систем$а традиционных обрядов Чувашии. Чебоксары, 1990.
  • Сергеев Т.С. Культура Советской Чувашии. Чебоксары, 1989.
  • Сбоев В. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. М., 1865.
  • Сенковский А.И. Чуваши, их происхождение и верования // Сенковский А.И. Собрание сочинений. Т. 6. СПб., 1895.
  • Симбирско-Саратовские чуваши: монографическое исследование / Под ред. М. Г. Кондратьева. Чебоксары, 2004.
  • Современные остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш / Сост. Н. Каменский. Казань, 1879.
  • Современные социальные и этнические процессы в Чувашской АССР. Чебоксары, 1978.
  • Статистико-этнографические исследования в Чувашской АССР. Чебоксары, 1984.
  • Чуваши Самарской Луки. Чебоксары, 2003.
  • Чуваши Приуралья. Чебоксары, 1989.
  • Чуваши: современные энтокультурные процессы. М., 1988.
  • Чуваши: Этнографическое исследование. Ч. 1-2, Чебоксары, 1956-1970.
  • Чуваши: этническая истории и традиционная культура/ Состав. В.П. Иванов. М., 2000.
  • Чувашские народные сказки, Чебоксары, 1993.
  • Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.
  • Юхма М. Древние чуваши. Чебоксары, 1996.
  • Chuvash studies/ Ed. by A. Rona-Taş. Budapest, 1982.
Чувашская женщина в летнем одеянии. Раскрашенная гравюра из издания: Георги И.-Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 1. СПб., 1776.
Увеличить

Чувашская женщина в летнем одеянии. Раскрашенная гравюра из издания: Георги И.-Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 1. СПб., 1776.

"Вокруг света" о чувашах

Статьи

Примечания

  1. Горский С.П. Очерки по истории чувашского литературного языка дооктябрьского периода. Чебоксары, 1959; Егоров В.Г. Современный чувашский литературный язык в сравнительно-историческом освещении. Второе, исправленное издание. Чебоксары, 1971; Каховский В.Ф. О рунической письменности древних чувашей // 100 лет новой чувашской письменности. Чебоксары, 1972.
  2. Население по национальности владению русским языком по субъектам Российской Федерации
  3. Демоскоп. № 245-246. 1-21.05.2006
  4. Всеукраїнський перепись населения 2001. Национальность и родной язык
  5. Чуваши; Ковалевский А.П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана. Чебоксары, 1965.
  6. Трофимова Т.А. Антропологические материалы к вопросу о происхождении чувашей// Советская этнография. 1950. № 3. С. 55; Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  7. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  8. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  9. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  10. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  11. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  12. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  13. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  14. Исторический очерк; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  15. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
  16. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. Т. 1-2. М.; Л., 1946—1958.
  17. Ефимов Л.И. Элĕк Енĕ (Край Аликовский). Элĕк, 1994.
  18. Основные конфессии; Денисов П.В. Религиозные верования чувашей. Чебоксары, 1959; Салмин А.К. Духи требуют жертв: Система традиционных обрядов Чувашии. Чебоксары, 1990.

--Anefedkin 04:00, 21 июня 2010 (MSD)

К этой странице обращались 110 062 раз(а).