Фрингилла

На Биостанции проводится ряд научных исследований, в том числе по изучению навигации птиц и определению влияния долговременных флуктуаций климата на численность птиц в Северном полушарии.

«Фрингилла» – полевой стационар орнитологической станции (Биостанции) «Рыбачий» Зоологического института РАН по кольцеванию птиц и изучению их миграционного состояния. Расположен на территории ФГУ Национальный парк «Куршская коса» в 11,5 км от пос. Рыбачий Калининградской области. Наименование происходит от лат. Fringilla, по родовому названию одного из основных объектов орнитологических исследований – зяблика (Fringilla coelebs).

Место массового кольцевания гнездящихся и пролетных птиц, а также исследования физиологического состояния особей (возраст, пол, масса тела, состояние подкожных жировых резервов, стадия линьки, наличие заболеваний, продолжительность жизни, динамика численности). Полученные данные служат эмпирической базой для изучения миграции и популяционной экологии птиц.

Основная масса птиц пролетает в пролегающем здесь Беломоро-Балтийском направлении миграции в апреле, при возвращении с юга к местам гнездовья, и в конце сентября-октябре, во время массовой миграции на зимовку. В этот период над Куршской косой пролетает более 250 видов орнитофауны общей численностью более миллиона особей в сутки, в том числе редкие и малочисленные виды, например черный аист (Ciconia nigra, внесен в Красную книгу РФ). Многие виды делают остановку на Куршской косе для отдыха и кормежки.

Стационар открыт для посещения с апреля по октябрь, ежедневно с 9.00 до 18.00. Самостоятельная прогулка не разрешена, попасть на «Фрингиллу» можно только в составе экскурсионной группы (от 6 человек, составляется по мере набора посетителей). Научные сотрудники биостанции проводят экскурсии на русском, немецком и английском языках. Стоимость входного билета на «Фрингиллу» – 80 р., детский билет – 30 р.

Куршская коса, на территории которой расположена Биостанция – это песчаный полуостров длиной 98 км и шириной от 350 до 3800 метров.

«Фрингилла»: хронология

1901, 1 января – немецкий теолог и естествоиспытатель Иоганнес Тинеманн[1] основал Vogelwarte Rossitten – «Росситенскую орнитологическую станцию», первую в мире орнитологическую станцию в пос. Росситтен (ныне пос. Рыбачий). Vogelwarte Rossitten была открыта на средства Германского Орнитологического общества. В 30-х гг. XX столетия здесь были созданы методики исследования физиологического контроля мигрирующих птиц, а также выполнен ряд научных разработок в области их навигационной ориентации и изучения биологических ритмов. Усилиями Иоганнеса Тинеманна и его приемника Эрнста Шютца Росситенская орнитологическая станция, включавшая полевой стационар «Ульменхорст», получила мировую известность как центр массового кольцевания[2] и центр изучения миграционных путей и миграционного поведения птиц.

1944 – из-за военных действий в регионе станция была закрыта.[3]

Рыбачинская ловушка – самая большая орнитологическая ловушка в мире: ширина входа – до 30 м, длина – до 60 м, высота до 15 м.

1956, 16 марта – Президиумом Академии наук СССР принято специальное решение о создании Орнитологической станции (Биостанции) «Рыбачий». Организатором и директором (1956–1967) Биостанции стал зоолог, орнитолог, д. биол. н. Л.О. Белопольский (1907–1990). Поскольку «Ульменхорст» пришел в негодность, полевой стационар был размещен в другом месте и получил новое название «Фрингилла».

1957 – на «Фрингилле» установлена первая ловушка для поимки птиц, сконструированная сотрудником Биостанции Янисом Якшисом по принципу Гельголандской ловушки. По форме она напоминает рыболовный трал. Вход ориентирован навстречу преобладающему миграционному потоку, далее сети сужаются. Ложные боковые стенки мешают птицам вернуться к выходу; они летят по коридору вплоть до приемной камеры, в которую ловец попадает через закрытый сеткой лаз-«дверцу».[4] Приспособление получило собственное название – «Рыбачинская ловушка». В первый же год работы с ее помощью было поймано 40 000 птиц.

Ловушка закреплена на земле и растянута на опорах-столбах с помощью корабельных лебедок.

Ловушки рыбачинского типа стали наиболее популярным орудием массового лова птиц в научных целях. В настоящее время в период миграции на «Фрингилле» в них попадает от нескольких сотен до нескольких тысяч птиц за сутки. Максимальное зарегистрированное число – девять тысяч особей (поймано тремя ловушками).

Для кольцевания птиц используются металлические кольца из легких сплавов; надпись включает индивидуальный номер (код) и название центра кольцевания.

Самыми обычными являются гнездящиеся птицы[5] Куршской косы: зяблик (Fringilla coelebs), большая синица (Parus major), синица лазоревка (Parus caeruleus), зарянка (Erithaucus rebecula), пеночка-весничка (Phylloscopus trochilus), желтоголовый королек (Regulus regulus), крапивник (Troglodytes troglodytes), славка черноголовая (Sylvia atricapilla), деревенская ласточка (Hirundo rustica), чиж (Spinus spinus), мухоловка-пеструшка (Ficedula hypoleuca), а также скворец (Sturnus vulgaris), чечевица (Carpodacus erythrinus), певчий дрозд (Turdus philomelos), черный дрозд (Turdus merula) и ряд инвазионных видов, в том числе большой пестрый дятел (Dendrocopos major), сойка (Garrulus glandarius) и свиристель (Bombycilla garrulus).

Нередко в ловушки попадает ястреб-перепелятник (Accipiter nisus) и ушастая сова (Asio otus). Сов орнитологи приманивают с помощью звуковых сигналов. Манком служит детская игрушка-пищалка, с помощью которой имитируется писк грызунов, обычного охотничьего объекта сов. За одну ночь таким способом удается заманить в ловушку до двух сотен ушастых сов. Редкими в отловах остаются сапсан (Falco peregrinus), мохноногий сыч (Aegolius funereus), удод (Upupa epops), зеленый дятел (Picus viridis), зеленая пеночка (Phylloscopus trochiloides).

Наблюдение за крупными хищными птицами, такими как осоед (Pernis apivorus), черный коршун (Milvus migrans) и канюк (Buteo buteo), а также редко появляющимися на Куршской косе беркутом (Aquila chrysaetus), орланом-белохвостом (Haliaeetus albicilla) и скопой (Pandion haliaetus) ведется визуально, т.к. представители этих видов летают слишком высоко и не попадают в сети.

Ловушки действуют семь месяцев в году, с конца апреля по конец октября. При штормовом ветре (от пяти баллов) их спускают на землю, причем, если спустить конструкцию может один человек за пять-семь минут, для подъема требуется как минимум двое сотрудников, и работа занимает не менее получаса. Срок службы сетей – три полевых сезона. Обычно на «Фрингилле» задействованы две ловушки, раскрытые входом навстречу преобладающим потокам мигрирующих птиц. В период массового пролета функционирует до четырех ловушек одновременно. С их помощью удается отловить около 80 000 особей в год. За время существования Биостанции на «Фрингилле» было поймано, исследовано и окольцовано более 2 500 000 птиц.

Работа орнитологической станции поддерживается Фондом Хайнца Зилльмана, Германия (Heinz-Sielmann-Stiftung), который оказывает финансовую помощь и ведет спутниковый мониторинг в рамках совместных исследовательских программ и научных экспериментов.

1. Johannes Thienemann (1863-1938)
  2. Впервые научное кольцевание птиц состоялось в октябре 1899 г. Начало было положено датским учителем и орнитологом-любителем Х.К. Мортенсеном, который использовал цинковые пластинки, а затем кольца из легких сплавов с обозначением порядкового номера и почтового адреса исследователя. Основателю Vogelwarte Rossitten И. Тинеманну принадлежит первый опыт масштабного кольцевания. В России начало научной работы по кольцеванию связывают с именем барона Ф.Э. Фальц-Фейна, который стал кольцевать птиц в своем имении Аскания-Нова (начало работы 90-е гг. XIX в., официальная дата – 1907). Орнитолог Г. Лоудон в 1907-1912 гг. окольцевал свыше 1000 птиц в Лифляндской губернии. Студенты Лесного института в Санкт-Петербурге и члены Русского орнитологического комитета при «Русском обществе акклиматизации животных и растений» в Москве начали кольцевать птиц с 1908, используя кольца Vogelwarte Rossitten.
  3. 1946 – работа была продолжена в Германии; орнитологическую станцию перенесли в замок Бодман в г. Мёггинген (Möggingen), расположенный в двух км от г. Радольфцелль на Боденском озере (Radolfzell am Bodensee). В настоящее время станция Vogelwarte Radolfzell является подразделением Института орнитологии общества им. Макса Планка.
  4. Существенным отличием Рыбачинской ловушки от Гельголандской являются большие габариты и не жестко фиксированный каркас.
  5. Птицы России: справочная информация