Туапсе

Порт Туапсе
Увеличить
Порт Туапсе

Туапсе - город в России, расположен на восточном берегу Черного моря в предгорьях Главного Кавказского хребта между устьями рек Паук и Туапсинка. Административный центр Туапсинского района Краснодарского края. Расстояние до Москвы 1672 км (по железной дороге). Скорый фирменный поезд "Сочи" №102М проходит это расстояние за 1 сутки 1 час 7 минут [1]. Жители города называются "туапсинцы".

Население: 63.1 тыс. чел. (оценка на 1.1.2010)[2]

Площадь города 33,41 км2. Город условно разбит на пять микрорайонов: Центр, Приморье, "Грознефть" (от названия первого в Туапсе нефтеперерабатыващего завода), "Сортировка" - от расположенной там железнодорожной сортировочной станции и микрорайон улицы Звездная. Карта города здесь.

Телефонный код 86167******


Физическая география

Географические координаты Туапсе (44°06'с.ш. 39°04' в.д.)[3]

Город находится в климатической зоне сухих субтропиков средиземноморского типа. Среднемесячные температуры в самые холодные месяцы года - декабре и январе соответственно +8,1°C +10,4°C. Среднемесячные температуры самых теплых месяцев года - июля и августа соответственно +27 +28°C [4]

История Туапсе

Важнейшие ресурсы по истории Туапсе:

Название Туапсе встречается византийских авторов VI века н.э. "Tуапс" - "местность, лежащая ниже слияния двух рек" (Псынэф-Пшенахо и Чылэпсы-Чилипси) или, по другой версии, просто "две воды" (на языке шапсугов "ту" - два, "псе" - вода).

В XV столетии побережье захватили турки. Они вывозили рабов на рудники, лес и шкуры животных. Турция же принесла на побережье ислам. После подписания Адрианопольского мирного договора в 1829 восточное побережье Черного моря от устья реки Кубань до форта св. Николая отошло к России. Однако русские столкнулись с ожесточенным сопротивлением местных жителей.

Россия в 1838 году начала строить Черноморскую береговую укрепленную линию из нескольких фортов для того, чтобы прервать пути доставки оружия из Турции и Англии, которые стремились ослабить Россию. Так на месте современного города Туапсе возник Вельяминовский форт. Путь снабжения горцев оружием через Гойтхский перевал был перекрыт. С первых дней своего существования укрепление подверглось ожесточенным атакам местных племен, и вскоре было разрушено.

В 1840 году Вельяминовский форт был восстановлен. Но и после этого Береговая линия оказалась не в состоянии осуществлять контроль над горцами.

Главные силы русской армии в те годы были направлены против Шамиля. Войска продвигались по реке Белая. Начавшаяся в 1853 году Крымская война не только затормозила завоевание Западного Кавказа, но и вынудила русских разрушить и покинуть все укрепления Черноморской береговой линии.

Уход русских оживил связь горцев с турками и англичанами. Туапсе и Геленджик превратились в эти годы в торговые поселения. Торговали оружием, снаряжением, лесом, шкурами, заложниками.

Но в 1859 году морской десант под командованием майора Левашова уничтожил пункт торговли оружием и невольниками, устроенный турками в Туапсе. Местные жители начали эвакуироваться в Турцию. Только по официальным данным, в те годы уехало около 500 тысяч адыгов, убыхов, шапсугов.

22 февраля 1864 года отряд генерала Геймана дошел до Туапсе и овладел развалинами форта Вельяминовского. Форт Вельяминовский был восстановлен солдатами Геймана. Но теперь это был уже не форт, а пост, в котором стали нести службу два пехотных батальона. Вокруг поста стал складываться посад. В 1866 году по так называемому посадскому уложению стала заселяться приморская территория от Туапсе до реки Бзыбь. Земли береговой полосы стали раздаваться в собственность под "культурные дачи".

27 июня 1867 года был образован Черноморский округ в составе Кубанской области. Самым большим в округе оказался Вельяминовский отдел (он же Туапсинский). Годом раньше в Туапсе была учреждена карантинно-таможенная застава. В бухту стали еженедельно заходить пассажирские пароходы Одесского акционерного общества «Кавказ и Меркурий». На мысе Кадош был построен маяк. Тогда же началась постройка шоссейной дороги к Майкопу, затянувшаяся на несколько десятков лет. С 1875 года в Туапсе появилось упрощенное городское управление.

В 1897 году Вельяминовский посад был переименован в городской посад Туапсе. Он стал окружным центром Черноморской губернии. В 1898 году посады Сочи и Туапсе Черноморской губернии были включены в расписание поселений с упрощенным общественным управлением (староста, помощник и 12 уполномоченных). В 1916 году посад Туапсе объявлен городом с введением в нем полного городского устройства.

Дореволюционные годы

С введением полного городского устройства в городе были построены гостиницы, купальни, водолечебницы, городской сад, цирк "Буфф", два кинотеатра ("Одеон" и "Наука и жизнь"), отделение Русско-Азиатского банка, телеграфная контора и многое другое.

К 1916 году в Туапсе работало семь учебных заведений, из них Варваринское училище плодоводства и виноградства , церковно-приходская школа( при православном соборе) и начальные школы.

В 1913 году в городе открылась первая библиотека, построен Народный дом (ныне здание ДЮСШ).

В 1891 году началось строительство шоссе Новороссийск-Сухуми, так что к началу ХХ века Туапсе был связан с Новороссийском и Сочи дорогой.

В 1911 году началось строительство нового порта и строительство Армавиро-Туапсинской железной дороги. Дорога была закончена в 1914 году.

В 1914-15 годах Туапсе стал крупным промышленным центром: порт, железнодорожная станция, механический завод, цементный завод, два кирпичных завода, ледоделательный завод, две механические мастерские (баржи, транспортеры, краны),паровозное депо, железнодорожные мастерские.

После революции

9 марта 1918 года в Туапсе была установлена Советская власть, в ходе гражданской войны город не раз переходил из рук в руки.

Дальнейшим развитием город обязан переработке и экспорту нефти.

2 марта 1927 года - закладка нефтеперегонного завода и Туапсинской ветви нефтепровода на Грозный. Нефтепровод Грозный-Туапсе построен по проекту известного инженера В.Г. Шухова. Его протяженность - 618 км.

В 1928 году переоборудован и пущен в строй машиностроительный завод.

29 марта 1929 года бензовоз "Нефтесиндикат СССР" пришел в Туапсе. В апреле состоялся пробный налив горючего.

1933 год. Созданы судоремонтные мастерские ныне - судоремонтный завод.

1935 год - в порту построен нефтепирс, механические мастерские, широкий мол с 5 причалами для сухогрузов. В городе появилось автобусное сообщение по маршруту: город-Грознефть; Сортировочная-Паук. 1932 год - в Туапсе создано пароходство "Совтанкер", к нему приписаны 11 танкеров и 2 баржи.

Туапсе в годы войны

Период Великой Отечественной войны является одним из наиболее героических в истории города Туапсе. Война пришла в город с самых первых ее дней. Через Туапсе началась эвакуация промышленных предприятий и населения юга СССР. Город превратился в гигантский эвакогоспиталь, ежедневно по два-три теплохода приходили в Туапсинский порт с тысячами раненными на борту. Все больницы, школы, здравницы, детсады и пионерлагеря были переоборудованы под госпитали. С июля 1941 года по июль 1942 года порт Туапсе принял раненых солдат и офицеров – 150 тысяч, эвакуированных граждан – 120 тысяч, 11 детских садов и яслей – 2100 детей. Железнодорожники и портовики перешли на круглосуточную работу. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. В октябре 1941 года началось строительство Агойского аэродрома. И уже к маю 1942 года с площадки Агойского аэродрома поднимались легендарные "У-2".

Особенно тяжелое положение сложилось летом 1942 года, когда пал Севастополь и Туапсинский порт стал главной военно-морской базой, снабжавшей всю Черноморскую группу войск. В августе 1942 года началась одна из значительных операций, которая вошла в историю под названием "Туапсинская оборонительная". В кровопролитных боях враг был остановлен на подступах к Главному Кавказскому хребту. Город подвергался жесточайшим бомбардировкам, бои развернулись на подступах к городу, но фашистские войска были остановлены в 23 км от Туапсе. 25 тысяч немецких солдат и офицеров погибли под Туапсе, наши потери составили около 100 тысяч человек.

Послевоенные годы Туапсе

Ущерб, нанесенный Туапсе в ценах 1943 года составил более 22 млн. руб. В конце 1943 года было введено 2840 кв. метров жилья, восстановлены депо, электростанция, хлебозавод, мясокомбинат, фруктоварочный и рыбный завод.

В 1943 году из Сочи в Туапсе были переведены механические мастерские, к 1947 году на их базе создан ТМЗ Главморречстроя.

С 1946 года заработал судоремонтный завод, с 1947 - восстановленный машиностроительный завод.

1949 год - возвратился из эвакуации нефтеперерабатывающий завод и дал первую продукцию.

В 1947 году под руководством знаменитого архитектора Алексея Викторовича Щусева разработан генеральный план реконструкции Туапсе.

В 1957 началось автобусное сообщение, заработал аэропорт в Агое (первые рейсы - Туапсе-Краснодар, самолеты "АН-2").

Был реконструирован морской порт, в 1964 построен морской вокзал. На южном молу возведены нефтеналивные причалы, станция очистки балластных вод и новый пассажирский причал.


Промышленное и экономическое значение Туапсе

Туапсе - важный морской порт, в настоящее время Морской торговый порт Туапсе - второй в стране по объему грузооборота. На его территории и акватории функционируют ОАО "Туапсинский морской торговый порт", ЗАО "Туапсинский морской рыбный порт", ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" и ЗАО "Туапсинский судомеханический завод".

ОАО "Туапсинский морской торговый порт" состоит из 3-х специализированных районов: сухогрузного, наливного и пассажирского. ОАО "Туапсинский морской торговый порт" - градообразующее предприятие. По итогам 2002 года грузооборот порта составил 17.9 миллионов тонн, туапсинская гавань обслужила 13 тысяч судов. Туапсинский порт посещают суда из Европы, Ближнего и Среднего Востока, Африки, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Северной и Южной Америки других стран[5]. Другими крупнейшими предприятиями, влияющими на социально-экономическое положение города - ОАО "Роснефть-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод" и ОАО "НК Роснефть-Туапсенефтепродукт".

Музеи Туапсе

СМИ

Ссылки

Примечания

  1. Расписание поездов
  2. Федеральная служба государственной статистики, таблица "Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1.1.2010"; на 1.1.2009 - 63.3 тыс. чел.: Федеральная служба государственной статистики о городах Краснодарского края; на 1.1.2008 население - 63.7: Федеральная служба государственной статистики о городах Краснодарского края; на 1.1.2007 население - 63.5 тыс. чел.: Сведения на официальном портале администрации города
  3. Координаты метеостанции Туапсе
  4. Климатические данные о Туапсе
  5. Сведения на официальном сайте Администрации морского порта Туапсе
К этой странице обращались 38 397 раз(а).