Татары

Выступление татарского фольклорного ансамбля из Казани. Фотография 2009 г.
Увеличить

Выступление татарского фольклорного ансамбля из Казани. Фотография 2009 г.

Тата́ры, татарлар (самоназвание), Tatars (англ., франц.), Tataren (нем.) — титульная нация Республики Татарстан в составе Российской Федерации. Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В татарском языке выделяют западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский) диалекты. Литературный язык сформировался на основе среднего диалекта. До 1927 татары использовали арабскую графику, замененную в 1927 латинским алфавитом, а в 1939 - русской кириллицей с добавлением специальных знаков. Татары делятся на 3 основные этно-территориальных группы: татары Среднего Поволжья и Приуралья, сибирские татары, астраханские татары. Кроме того, выделяют отдельную группу польско-литовских татар. Крымские татары в силу своего этно-исторического развития считаются отдельным народом. Поволжские татары делятся на 3 группы: казанские татары, мишари и тептяри, касимовские татары составляют промежуточную группу. Сибирские татары разделяются на 3 группы: барабинские, тобольские, томские. Астраханские татары также разделяются на 3 группы: юртовские, кундровские татары и карагаши, близкие к ногайцам. Традиционные занятие татар - пашенное земледелие, у астраханских татар — скотоводство и бахчеводство. Татары — мусульмане-сунниты, за исключением незначительных групп кряшен и нагайбаков, обращенных в православие еще в XVI—XVIII вв. По антропологическому типу казанские татары — европеоиды, часть астраханских и сибирских татар принадлежат к южносибирскому типу монголоидной расы.

Семья богатого казанского татарина. Фото последней трети XIX в.
Увеличить

Семья богатого казанского татарина. Фото последней трети XIX в.

Расселение

Россия

Численность татар в мире определяется около 8 млн. Количество татар в России по переписи 2002 г. составляет 5 млн 554,6 тыс. человек (3,83 % населения РФ). Татары являются 2-й по численности народностью в Российской Федерации после русских. Однако татары составляют чуть более 1/2 населения (52,9 % по переписи 2002 г.) Татарстана[1]. Также татары компактно проживают с следующих субъектах РФ: Башкортостан - 990,7 тыс. (24,14% всего населения Башкирии), Челябинская область - 205 тыс. (5,69%), Ульяновская область - 168,7 тыс. (12,20%), Свердловская область - 168,1 тыс. (3,75%), Москва - 166 тыс. (1,6%), Оренбургская область - 165,9 тыс. (7,61%), Пермский край - 136,59 тыс. (4,84%), Самарская область - 127,9 тыс. (3,95%), Удмуртия - 109,2 (6,96%), Ханты-Мансийский автономный округ - 107,6 (7,51%), Тюменская область - 106,95 тыс. (8,07%), Пензенская область - 86,8 тыс. (5,97%), Астраханская область - 70,5 тыс. (7,02%)[2].

Зарубежье

За рубежом татары в основном живут на территории бывшего СССР, в "ближнем зарубежье": в Узбекистане — 324 тыс. (2002)[3]; в Казахстане — 203,3 тыс. (2009 г.)[4], на Украине — 73,3 тыс. (2001 г.)[5], в Киргизии — 45,5 тыс. (1999 г.)[6], Азербайджане — 30 тыс. (2008)[7], Таджикистане — 19 тыс. в 2000 г. (вместо 79,4 тыс. в 1989)[8], в Белоруссии - 10,1 тыс. (1999)[9]. В Литве в 2001 г. осталось лишь 3235 татар[10].

В 2002 в Румынии проживало 24,1 тыс. татар[11], в Турции живут в сельской местности ок. 10 тыс. татар[12]. С конца XIX в., татары поселились на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В 2001 г. 5,1 тыс. татар (塔塔尔族 кит. — Tǎtǎěrzú) компактно проживали там и продолжали использовать для письма свой традиционный арабский алфавит[13].

Этимология и эволюция этнонима

"Тартары". Раскрашенная гравюра по меди из книги  французского  картографа Аллена Мансона Малле (1630—1706) "Описание мира" (Mallet, Allain Manesson. Description de l`univers. Paris, 1683. Pl. X). Очевидно, мужчина — стилизованный  монгол 1650-х гг., как он представлен в  описании голландского посольства в Китай в 1655—1657: Nieuhof J. An Embassy from the East-India Company of the United Provinces, to the Grand Tartar Cham, Emperor of China. London, 1673. P. 115: Suytadsen, Zutadsen (т.е. Sao Ta-tzu кит.) — "Мерзкие/ вонючие татары" — так северные китайцы называли монголов.
Увеличить

"Тартары". Раскрашенная гравюра по меди из книги французского картографа Аллена Мансона Малле (1630—1706) "Описание мира" (Mallet, Allain Manesson. Description de l`univers. Paris, 1683. Pl. X). Очевидно, мужчина — стилизованный монгол 1650-х гг., как он представлен в описании голландского посольства в Китай в 1655—1657: Nieuhof J. An Embassy from the East-India Company of the United Provinces, to the Grand Tartar Cham, Emperor of China. London, 1673. P. 115: Suytadsen, Zutadsen (т.е. Sao Ta-tzu кит.) — "Мерзкие/ вонючие татары" — так северные китайцы называли монголов.

Общепринятой этимологии этнонима татар нет. Тюрколог Н.А. Баскаков предложил 3 возможные этимологии: 1) от слова тат — "иноплеменник"; 2) от основы тат —, таты — "испытывать" и аффикса причастия - ар → "испытывающий", "опытный советник" или (3) от основы тат — производной от слов татув — "союз", "мир", татувлы — "мирный2 → татувдаш – "союзник"[14].

Исследователь калмыкского языка Г.-Й. Рамшедт сопоставил калмыцкое слово татр и старописьменное монгольское татари — "говорящий с иностран­ным акцентом", "плохо говорящий, заика" с барабинским теле тартык — "заика"[15]. Вероятно, первоначально название "татары" относились к племенам, говорящим на непонятном или плохо понятном для их соседей языке, а впоследствии экзоэтноним "татары" вполне мог превратиться в самоназвание[16].

В XIII в. этноним "татар" получает распространение внутри самой Монгольской империи, ставший обозначением как покоренных монголами народов, в частности, собственно татар, так и самих монголов. К началу XIV в. термин "татары" на территории Улуса Джучи (западных регионов разделенной Монгольской империи) приобретает социальный смысл — обозначение кочевой военно-служилой знати, преимущественно монгольского происхождения. Постепенно оседлое население татарских ханств "татарами" стала именовать всех кочевников. В китайской литературе возник двойной этноним мэн-да (монголо-татары)[17], принятый современной исторической наукой — "монголо-татары"[18].

В период существования Золотой Орды, в XIII—XV вв., в Среднем Поволжье, вероятно, у значительной части населения сохранялось булгарское самосознание. Поскольку в средневековом менталитете конфессиональное религиозное самосознания превалировало над этническим, то уже в XV—XVI вв., судя по русским источником, население именовало себя "мусульманами", в русском варианте — "бесермянами". Лишь в —XIX вв. среди татар Поволжья и Приуралья стало распространяться название "татары"[19]. Название получило распространение в связи с развитием татарского национализма на рубеже XIX—XX вв. и окончательно закрепился с образованием Татарской АССР. Данный процесс был дополнительным стимулом для распространения этнонима "татары" на тюркоязычное население Сибири и Нижнего Поволжья[20].

В России вплоть до начала XX в. этноним "татары" использовался расширительно и применялся ко многим, в основном, тюркоязычным, обычно кочевым или полукочевым, народам Евразии: алтайские татары (алтайцы), братские татары (буряты), закавказские татары (азербайджанцы), горские татары (карачаевцы и балкарцы), дагестанские татары (кумыки), ногайские татары (ногайцы), абаканские / енисейские / минусинские татары (хакасы), казанские татары, крымские татары (самоназвания: qırımtatarlar — крым-татары или qırımlar —крымцы). Например, один из полков Кавказской туземной конной дивизии ("Дикая дивизия"), сформированной в 1914, именовался "Татарский конный полк", хотя полк был набран из азербайджанцев[21]. В обиходной речи в XIX в. "татарами" называли мусульман-горцев Северного Кавказа[22].

В Западной Европе, начиная с XIII в., татары стали именоваться по созвучию Tartari лат., Tartares франц., Tartaren нем., Tartars англ., что связано с античным Тартаром (Τάρταρος греч., Tartarus лат.), который в Средние века ассоциировался с адом, а сами татары, соответственно, — с выходцами из преисподней[23]. Уже первый европеец, посетивший ставки монгольских ханов в 1246—1247 и оставивший описание своего путешествия — францисканец Плано Карпини (ок. 1180—1252) так и назвал свое сочинение "Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus" лат."История монгалов, которых мы именуем тартарами". Вплоть до XIX в. в западноевропейской литературе татарами-тартарами собирательно называли азиатские кочевые и полукочевые тюркские и монгольские народы.

Этническая история

Памятник Кюль-тегину (732) с тюркской и китайской надписью был найден в 1889 сибирским ученым Н.М. Ядринцевым (1842—1894) в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. Орхон в Северной Монголии. Руническая надпись были прочитаны в 1893 датским лингвистом В.Л.П. Томсеном (1848—1927).
Увеличить

Памятник Кюль-тегину (732) с тюркской и китайской надписью был найден в 1889 сибирским ученым Н.М. Ядринцевым (1842—1894) в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. Орхон в Северной Монголии. Руническая надпись были прочитаны в 1893 датским лингвистом В.Л.П. Томсеном (1848—1927).

732 — 1202: Первое упоминание о татарах — 732 — племена "отуз-татар" и "токуз-татар" фигурируют в тексте тюркской рунической надписи, посвященной военачальнику Второго тюркского каганата Кюль-тегинy (Kül Tigin тюрк., 闕特勤 кит., 685—731)[24]. Через уйгуров название "татары" попало в китайские источники, в которых оно регулярно встречается с 842 — по-китайски: 韃靼 - дада, датан. Согласно китайским источникам, племена татар жили в Х—ХI вв. по верхнему и среднему течению Амура[25]. Тюркский ученый Махмуд Кашгарский (1029—1101) называл обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном "Татарской степью". Махмуд Кашгарский в своем бессмертном лингвистическом труде "Диван лугат ат-тюрк" (Kitâbü divân-i lûgat it-Türk — "Собрание тюркских диалектов")[26] отметил, что у народов чумул, кай, ябаку, татар и басмыл есть свой язык, но они хорошо говорят и на тюркском, что, видимо, подтверждает монголоязычность древних татар[27]. В “Сокровенном сказании” (ок. 1240), излагающем историю Чингис-хана (1155/ 1162—1227), упоминаются различные татарские племена: айриуд-буйрууд, обое татар и дорбен-татар ("четверо татар"), делящееся на 4 рода: чаан-татар, алчи-татар, дудаут-татар и алухай-татар (Сокровенное сказание, § 16, 53, 58, 141, 153). К середине XII в. татары стали одним из наиболее сильных племенных объединений в Монголии. Они разгромили монголов на рубеже 60-70-х гг. XII в. Китайские источники стали называть "татарами" (да-дань) всех кочевников восточной части Великой Степи независимо от их этнической принадлежности. В 1196 Чингиз-хан разгромил татар, а в 1202 уничтожил всех татар, кто ростом был выше оси телеги, в наказание за их восстание[28]. Остатки татар были инкорпорированы в монгольскую орду[29].

1204 — 1241: эпоха великих монгольских завоеваний, образование Монгольской империи (Yeke Mongγol ulus старомонг. - "Великое Монгольское государство" с 1211) от Кореи до Румынии площадью 2 млн 741 тыс. км кв (22% суши) и с населением ок. 100 млн человек[30]

1224 — 1391: время существование Золотой Орды (Улуса Джучи), в которой правили потомки старшего сына Чингиз-хана Джучи (ок. 1184—ок. 1227). Улус включал в себя территорию Южной Украины, Северный Кавказ, Поволжье, Западная Сибирь, Казахстан и северную часть Средней Азии. В 1269 улус стал полностью независим от великого хана в Ханбалыке. Основную массу кочевого населения Орды составляли кочевые кипчаки (половцы). Доля собственно монголов среди номадов была невелика, и вскоре они растворились в окружавшей их тюркской массе. Оседлое население составляли булгары, народы Поволжья и Хорезма. В XIII в. официальным языком Золотой Орды был монгольский, дипломатическим — уйгурский, а разговорным — кипчакский, который стал общеупотребительным и к середине XIV в. превратился в официальный[31].

1312: хан Золотой Орды Узбек (1312—1342), приняв ислам, сделал его официальной религией государства и стал преследовал шаманистов и буддистов[32].

Татарин. Гравюра из книги Сигизмунда Герберштейна (1486—1566) "Записки о Московии" (Herberstein S. Rerum Moscoviticarum comentarii. Wien, 1549).
Увеличить

Татарин. Гравюра из книги Сигизмунда Герберштейна (1486—1566) "Записки о Московии" (Herberstein S. Rerum Moscoviticarum comentarii. Wien, 1549).

1391—1502: упадок Золотой Орды и ее падение в 1502, когда войска Крымского ханства взяли Сарай, столицу Большой Орды — остатка Золотой Орды, вынудив последнего хана Шейх-Ахмеда (1495-1502) бежать в Литву[33].

XIV-начало XVIII вв.: во время нестабильности в Золотой Орде и татарских ханствах масса татарских князей с сопровождающими перешла на службу в Московское царство. Основная масса татарской знати влилась в господствующий слой русского общества и стала служилыми людьми.

1799-1920: служилые татары-казаки мусульманского вероисповедания в составе Донского, Оренбургского, Уральского и Сибирского казачьего войска. 12 октября 1799 по именному указ Павла I (1796-1801), ясачные крестьяне и татары Оренбургского округа были выключены из подушного оклада и причислены к Оренбургскому казачьему войску, однако в 1819 значительная часть оренбургских татар была переведена в податное сословие[34]. В Сибирском казачьем войске в 1914 г. казаков-татар было всего 0,81%, т.е. около 1,3 тыс. человек[35]. История татар-казаков заканчивается с ликвидацией казачества как класса в Советской России декретом ВЦИК в 1920[36].

1918-1922: в ходе Гражданской войны в России некоторая часть татар эмигрировала в Турцию и в Харбин в Китае, откуда позже переселились в различные страны Европы и Америки[37].

Казанские татары

Существует 3 основных научных гипотезы об этногенезе казанских татар: 1) булгаро-татарская - основная в советское время. Татары считались автохтоным населением - прямыми потомками тюркских волжских булгаров, на которых господство монгольских ханов оказало незначительное влияние[38]; 2) монголо-татарская гипотеза, согласно которой основой татарского этноса стали монголо-татарские племена, смешавшиеся с половцами[39]; 3) тюрско-татарская гипотеза, выделяющее многоэтапность этногенеза татар: булгарский с преобладанием тюрского элемента, золотоордынский, время существования Казанского ханства, консолидация нации в составе Русского государства в XVI-XVIII вв. и становление нации в XVIII-XX вв. На сегодняшний день данное сложное построение принимается большинством исследователей[40]

670-е гг.-конец IX в.: одно из древних тюкроязычных болгар племен, состоявшая преимущественно из кутригуров, под предводительством Котрага, сына Кубрата (ок. 605-ок. 665), хана Великий Болгарии, двинулась из Приазоских степей на север, в лесостепные районы Cредней Волги и Камы, где начала смешиваться с местным финно-угорским населением[41].

Начало X в.-1240: существование государства Волжская Булгария. В 922 булгары приняли ислам, ставшей основной религией населения. На смену рунической системе письма пришло арабское. В этот период формируется булгарская оседлая народность - предки татар и чувашей. В 1236-1240 Булгария была завоевана монголами[42].

Татарские всадники. Гравюра на меди швейцарца Йохана Якоба Шейхцера (Johann Jakob Scheuchzer) (1672-1733), 1731 г.
Увеличить

Татарские всадники. Гравюра на меди швейцарца Йохана Якоба Шейхцера (Johann Jakob Scheuchzer) (1672-1733), 1731 г.

1241-1391: "этап средневековой татарской этнополитической общности" в составе улуса Золотой Орды. Этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства ведёт к формированию к XIV в. татарской этнополитической общности. На основе огузо-кыпчакского языка происходит становление литературного старотатарского языка, самый ранний памятник которого - поэма Кул Гали (1183-1236) "Кыйса-и Йосыф" ("Легенда об Иосифе") написана еще в 1233[43]. Монгольский язык выходит из употребления даже в канцелярии к концу XIV в.[44].

1438-1552: эпоха Казанского ханства - формирование этнической общности, имевшей локальное самоопределение. Основная масса татар согласно этносословной стратификации занимала в государстве привелегированное положении, в частности татары были "казаками", которые были обязаны служить за владение землей[45].

1552-1556: завоевание казанского ханства войсками Ивана Грозного - Казанская война. 15 октября 1552 после 41-дневной осады 150-тысячным русским войском пала Казань, которую защищали ок. 30 тыс. воинов. Мужчины, в основном, перебиты, женщины и дети взяты в плен. Вскоре, в 1552-1553, началось восстание сотника марийца Мамич-Бердея (Мамыш-Берды татар.). Было объявлено восстановление Казанского ханства, во главе которого встал ногайский мурза Али-Акрам. Ханство объявило России войну, что вынудило Ивана Грозного летом 1553 начать свой 5-й казанский поход. Территории ханства стали прочесываться в поисках мятежников, которые принимали бой. В апреле 1556 столица восставших Чалым была взята штурмом, а Али-Акрам был убит, а Мамич-Бердей был взят в плен и казнен в Москве. Для гарантии будущей безопасности в будущем в Казань были переселены 7000 русских колонистов, а всё её прежнее население выселено в Кураншеву слободу. Земли, запустевшие во время подавления восстания, Иван Грозный передал своим приближённым, и они были заселены русскими из центральной России[46].

XVI-XVIII вв.: этап консолидации локальных групп татар в составе Русского государства. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к России, усилились процессы миграции татар (в частности, с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этническими группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавшие различные группы татарского народа[47].

Различные типы татар Пензенской губернии. Цветная фотография из издания: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза, 1862.
Увеличить

Различные типы татар Пензенской губернии. Цветная фотография из издания: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза, 1862.

XVI-XVIII в.: из-за религиозных притеснений и насильственной христианизации, захвата земель, приписывания к заводам происходят восстания мусульманского населения Поволжья. 1572-1574, 1582-1584 - cтихийные народные восстания в конце правления Ивана Грозного. В 1615-1616 из-за введения новых налогов и рекрутской повинности происходит восстание татар, чувашей и башкир под предводительством татарина Джангали Шагурова (ҖәмАли Шөгер татар.). В 1662 татары и башкиры напали на русские крепости. В 1669 6-тысячный отряд татар под предводительством Хасана Карачурина присоединился к восстанию Степана Разина (ок. 1630-1671). 1682-1684 - до 30 тыс. представителей поволжских народов во главе с муллой Сагитом Ягафаровым поднялись на борьбу против насильственной христианизации. Отряд из Тамьянской волости Зауралья возглавлял башкир Тюлекей-батыр (Түләкәй-батыр татар.), позднее взятый в плен и казнённый. В 1705 из-за введения новых многочисленных налогов произошло выступление татар во главе с Дюмаем Ишкаевым. 1707-1708 - восстание Алдара-тархана и Кусюма-батыра, сына казненного Тюлекея, которые руководили восставшими общей численностью до 30-40 тыс. человек, действовавших во всем Волжско-Уральском крае. В ходе подавления восстания только в Казанской провинции было убито ок. 11 тысяч, ограблено и сожжено свыше 300 деревень. В 1709-1711 отряд Алдара продолжал сражаться в При- и Зауралье. В 1717-1718 ясачный татарин Саит-батыр и его племянник Габдрахман Туйкин, выйдя из казахских степей с 5-тысячным отрядом, снова начали боевые действия против русских властей. В 1735-1740 против строительства крепостей вспыхнуло новое восстание 10 тысяч татар и башкиров, руководителями которых стали учитель Кильмяк Нурушев и старшина Тамьянской волости Казанской дороги Акай Кусюмов. По подсчетам историка П. Рычкова, за период 1735-1737 в ходе подавления восстания в Казанской губернии было сожжено 696 деревень, 16893 человека были убиты в ходе боев или казнены, 3406 человек сослано в ссылку, 9194 женщин и детей было роздано русским. Восстание 1755-1756 годов под предводительством имама Батырши- "Смелого шаха" (Габдулла Галиев, 1715-1762) охватило обширные территории Волго-Уральского региона[48]. Активно участвовали татары и в Пугачевской крестьянской войне в 1773-1775: число татарских повстанцев исчисляется в 84 тыс. человек[49].

Казанские татары. Открытка на основе фотографии начала XX в.
Увеличить

Казанские татары. Открытка на основе фотографии начала XX в.

1570-е гг.-1917: участие татар в военных кампаниях русского государства. В 70-х годов XVI в. в охране границ Российского государства против набегов кочевников на территории Арзамасского уезда принимают участие арзамасские служилые татары, а в 1580-х гг. - алатырские служилые. В XVI в. татарская знать, находившаяся на службе московского государя, входила в состав поместной конницы 10 тыс. - из 70 тыс. Во время Ливонской войны (1558-1583) количество служилых татар в армии из 33,4 тыс. человек составляло 5854 воина. Участвовали отряды татарских музр и во 2-м ополчении, которое отправилось освобождать Москву в 1612. В 1613 был издан царский указ о верстании татар на военную службу и в 1615 число татарских всадников, отправленных на войну против Речи Посполитой, было 6019[50]. Татары участвовали в войнах с поляками в 1617, 1632-1634, 1647-1667 и в 1673, против турок и крымцев - в 1677-1679, 1689, против шведов - в Северную войну (1700-1721). В начале XVIII в. служилые татары переведены в сословие однодворцев, - в основном, мелких землевладельцев, служащих за обладание землей в пограничной территории. В 1722 Петром I (1682-1725) рекрутская повинность была распространена на татар. В это же время было принято решение призывать 10-12-летних мальчиков на службу в качестве денщиков офицеров. Татары (всадники, пешие и гребцы) принимали участи в Персидском походе Петра I в 1722-1723[51]. Также участвовали татарские солдаты в Отечественной войне 1812 г. (2 из 4 конных полков участвовали в боевых действиях), в Кавказской войне, длившейся с 1817 по 1864, в Крымской войне (1853-1856)[52]. Во время Первой мировой войны в российскую армию были призваны около 1,5 млн. татар и башкир[53].

Татары Нижнего Новгорода. Картина А.О. Карелина (1837—1906).
Увеличить

Татары Нижнего Новгорода. Картина А.О. Карелина (1837—1906).

XVIII-начало XX в.: становление татарской нации. С XVIII до середины XIX в. - этап "мусульманской" нации, на котором объединяющим фактором выступала религия. С середины XIX в. до 1905 г. - этап "этнокультурной" нации. С 1860-х гг. система образования книгоиздание и периодическая печать на татарском языке завершили утверждение в самосознании всех основных этнических групп татар представления о принадлежности к единой нации. Во 2-й половины XIX в. начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м гг. он полностью вытесняет старотатарский[54].

1905-1990: этап "политической" нации, имеющей свое государственное образование. Первым проявлением были требования культурно-национальной автономии, высказанные интеллигенцией во время революции 1905-1907. 22 марта 1918 декретом ВЦИК РСФСР была провозглашена автономная Татаро-Башкирская Советская Республика, которая, однако, не была организована из-за начавшейся Гражданской войны и в связи с созданием отдельной Башкирской АССР 23 марта 1919. 27 мая 1920 был подписан декрет ВЦИК и Совнаркома РСФСР об образовании Татарской Советской Республики в составе РСФСР, переименованная 30 декабря 1922 при образовании СССР в Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. После середины 1920-х гг. в республике исчезают остатки этносословного самосознания. Формируется "советская социалистическая" татарская нация. С 30 августа 1990 республика официально называется Республика Татарстан[55].

Генерал-лейтенант Х. Гельмих (H. Gelmich) проводит смотр татарского батальона легиона "Идель-Урал" летом 1943
Увеличить

Генерал-лейтенант Х. Гельмих (H. Gelmich) проводит смотр татарского батальона легиона "Идель-Урал" летом 1943

1942-1945: формирование из плененных немцами татар и других народов Поволжья волжско-татарского легиона "Идель-Урал" численностью 12,5 тыс., боевой группы "Идель-Урал" Восточно-тюркского соединения СС, 15 хозяйственных, саперных, железнодорожных и дорожно-строительных рот. Всего - ок. 40 тыс. человек. Организационно части подчинялся командованию восточных легионов (Kommando der Ostlegionen нем.)[56].

Астраханские татары

Астраханские татары (Әстерхан татарлары татар.) — этнотерриториальная группа татар - потомки тюркоязычного населения Золотой Орды, говорящие на своем диалекте татарского языка.

1456-1556: период формирования народа во время существования Астраханского ханства со столицей в Хаджи-Тархане в 12 км от Астрахани, которое стало полностью независимым в 1502, когда перестала существовать Большая Oрда. В 1554 у хана насчитывалось 500 мурз и 10 тыс. "черных людей", которые вели полукочевой образ жизни. 2 июня 1556 русский отряд вошел в столицу, которую покинула большая часть населения вместе с последним ханом Дервиш-Али (1554-1556), бежав в Азов под защиту турок[57].

XVIII-XX вв.: формирование смешанного населения в Астраханской губернии (существовала с 1717). Северный районы были освоены русским и украинским населением. На Нижнюю Волгу стали прибывать первые группы из представителей народов Среднего Поволжья: чуваши, мордва, казанские татары. Осели полукочевые пригородные юртовские ногайцы, переходили к оседлости едисанские (килинчинские) ногайцы. Языки юртовских татар и карагашей испытали сильное влияние ногайского языка. В области кочевали калмыки и казахи. В XVIII в. усилилось этническое взаимодействие и смешение астраханских с волго-уральскими татарами. В конце XVIII в. доля последних в Астраханской губернии составила 13,2%, а в начале XX в. превысила 1/3 от общей численности татарского населения[58].

Согласно переписи населения России в 2002 г., астраханских татар (алабугатские и юртовские татары) насчитывалось лишь 2003 человека[59].

Касимовские татары

1452-1681: существование удельного Касимовского ханства. В 1452 великий князь Василий II Темный (1425-1462 гг.) пожаловал Низовой Городец за службу татарскому царевичу Касиму (1562-1569 гг.), бежавшему в Россию из Казани. Таким образом было образовано буферное с Казанским ханством государство на Рязанской земле. В 1471 в честь Касима город и получил свое современное название. В 1575 по неясной причине касимовского хана Саин-Булата (1567-1573), принявшего крещение в 1573 под именем Симеона, царь Иван Грозный сделал на 11 месяцев вместо себя "царем и великим князем Всея Руси", венчав на царство в Успенском соборе в Кремле. Он известен в документах как царь Симеон Бекбулатович (1575-1576). Потом бывший царь получил во владение Тверское княжество. В 1681 Касимовское ханство было упразднено[60].

Сейчас касимовских татар (самоназвание: кэчим татарлары, кэчим халкы) насчитывается всего лишь ок. 1,1 тыс. человек[61].

Польско-литовские татары

Юлиуш Коссак (1824-1899). "Татарский танец". Акварель, 1885 г. Показана схватка татар с поляками в XV—XVI вв.
Увеличить

Юлиуш Коссак (1824-1899). "Татарский танец". Акварель, 1885 г. Показана схватка татар с поляками в XV—XVI вв.

Польско-литовские татары (польские татары, белорусские татары, Lipkowie польск., Lipcani или Muślimi лат.) — потомки крымских и ногайских татар, живущие на территории бывшей Речи Посполитой: в Северо-Восточной Польше (447 человек в 2002 г.)[62], Белоруссии (10,1 тыс. по данным переписи 1999 г.)[63], Литве (3,2 тыс., 2001 г.)[64], Юго-Восточной Латвии (3 тыс. татар)[65]. Всего в мире насчитывается 10-15 тыс. польско-литовских татар. Обычно татары двуязычны, говоря также на языке того государства, в котором они живут. Используют латиницу или кириллицу в зависимости от страны проживания. По религии - мусульмане-сунниты. Этот татарский субэтнос имеет свой этноним - "липки" (ед.ч. Lipka польск.), образованный от крымско-татарского названия Литвы Libķa/ Lipķa, от которого образовался польский деривант Lipka. Литовские татары, таким образом, сами стали называть себя "липки", используя термин крымцев (lupkalar, lupka tatarlar турец.).

Татарский улан польской армии начала XVIII в.
Увеличить

Татарский улан польской армии начала XVIII в.

1397-1775: в 1397 масса пленных крымских татар была поселена литовским князем Витовтом (1492-1430) в окрестностях Вильнюса, Тракая, Каунаса, Минска (в будущей Татарской слободе) и Гродно. Даже лишенный власти в Золотой Орде Тохтамыш (1381-1395) с многочисленными сопровождающими нашел приют в Литве у Витовта в 1398-1399. Литовский князь Свидригайло (1430-1432) собрал 3000 татар и ногаев для службы в своей армии. В частности, татары сражались в Грюнвальдской битве в 1410, в походе на Вену в 1683. Количество татар в Литве увеличивалось за счет пленных и беглецов из Золотой Орды и Крымского ханства, продолжавшегося до начала XVI в. Татары женились на местных женщинах. В XVI в. часть татар, особенно знать, уже перешла на польский язык, тогда средние и низшие слои стали говорить на белорусском, используя, впрочем, для письма арабский алфавит (до 1930-х гг.). Ислам остался этноопределяющим фактором. Согласно анонимному сочинению "Risāle-yi Tatar-i Leh", написанному в 1557-1558 для турецкого султана Сулеймана Великолепного (1520-1566), существовало 100 татарских поселений с мечетями. До середины XVI в. татарская знать обладала равными правами с литовской шляхтой, а татары стали служилым классом, имевшим землю, освобожденную от налогов, и обладавшим свободу вероисповедания. В 1775 сейм подтвердил привилегия татар. Татары служили в легкой кавалерии, которая позднее, в середине XVIII в., получила польское название уланов: ułan от татарского "оглан" (оğlan) - "молодец" - термин, первоначально обозначавший молодых представителей татарской знати. Если говорить более точно, то название "уланы" произошло от имени полковника Александра Улана (Aleksander Ułan) - представителя татарской знати, отряд легкой конницы которого служил саксонским куфюрстрам и польским королям Августу II Сильному (1697-1704, 1709-1733) и Августу III (1734-1764). Полк особенно отличился в польской гражданской войне 1715-1716, за что его перевели на службу в саксонскую армию в 1717. После смерти Александра (ранее 1740) его полк получил кличку "Улановы дети" (Ułanowe dzieci польск.) или "Уланово войско" (Ułanowe wojsko польск.), откуда и произошло название "уланов". Уже во время Войны за австрийское наследство (1740-1748) и в Семилетнюю войну (1756-1763) все татарские полки Великого княжества Литовского стали именовать "уланами"[66]. В XVIII в. в Речи Посполитой было 5 регулярных полков татарских уланов, имевших, впрочем, польскую военную организацию[67].

Литовский татарин. Графический рисунок XIX в.
Увеличить

Литовский татарин. Графический рисунок XIX в.

1438-1494: существование в Великом княжестве Литовском вассального владения (тумена) Яголдая (Jahołdajewszczyzna, Księstwo Jahołdajowe, Jahołdajowa tjma польск.). Удел был основан Витовтом между 1428 и 1438 для царевича Яголдая Сарайевича (Cağalday татар.), ушедшего от Улу Мухаммада, хана Золотой Орды в 1424-1428, на территории современной Курской области России - тогда пограничной у Литвы с татарами. Потом данная территория опять вошла в состав Великого княжества Литовского и поделена между киевскими боярами, а в 1500 была уже в границах Московского царства. Кроме Яголдаева удела на Левобережной Украине существовали еще 2 татарские лена, называемые в русских источниках Курская и Черниговская тьма[68].

1672: восстание татарских эскадронов (choragwie польск.) в Подолии, принадлежавшей тогда Польше, общей численностью 2-3 тыс. воинов. В 1667 сейм принял законы ограничившие религиозную свободу и военные привилегии татар. Во время вторжения турецких войск в Подолию татары присоединились к туркам. В 1679 сейм восстановил привилегии татар, что послужило для них поводом вернуться на службу Речи Посполитой. Король Ян III Собеский (1674-1696) распределил в коронных землях около Бреста, Кобрина и Гродно татарам поместья площадью 0,5-7,5 км кв в соответствии с их военным чином. Последние отряды татар вернулись в Польшу в 1691[69].

Группа кавалеристов Полка татарской кавалерии (Grupa żołnierzy Pułku Jazdy Tatarskiej пол.). Фото 1919 г.
Увеличить

Группа кавалеристов Полка татарской кавалерии (Grupa żołnierzy Pułku Jazdy Tatarskiej пол.). Фото 1919 г.

XVIII-XIX вв.: после разделения Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией в 1772-1795 татары оказались на территории разных государств. Татарская знать у тут продолжала нести военную службу. В 1797 в Российской империи был создан Литовско-татарский конный полк (1168 строевых и нестроевых в штате), который в 1803 был разделен на 2 полка: литовцы и поляки стали служить в Литовском конном полку, а татары - в Татарском конном полку[70]. В 1812 в Вильно Наполеон I (1804-1814/ 1815) набрал из добровольцев эскадрон литовских татар эскадрон во главе с Мустафой Мурзой Ахматовичем, назначенным майором 1-го эскадрона татарской кавалерии французской гвардии. В начала 1813 оставшиеся в живых кавалеристы были причислены к легкой коннице гвардии[71]. В данную эпоху происходит полонизация верхнего и среднего слоя татар, которые переняли польский язык и обычаи, тогда как нижний слой татарского общества перенял белорусский или украинский языки, однако мусульманская религия оставалась, являясь энтноопределяющим фактором[72].

1919-1939: после восстановления польской государственности в 1918, татары опять стали служить в польской армии. В 1919 из татар был создан "Полк татарской кавалерии им. (полковника) Мутсафы Ахматовича" (Pułk Jazdy Tatarskiej im. Mustafy Achmatowicza польск.), переименованный 3 февраля 1920 в "Татарский полк уланов" (Tatarski Pułk Ułanów imienia Mustafy Achmatowicza польск.), который имел вместо полкового знамени бунчук. Полк был расформирован 10 сентября 1920, а значительная масса кавалеристов перешла в 13-й Полк виленских уланов (13 Pułk Ułanów Wileńskich польск.), 1-я рота которого до 1936 носила название "татарской"[73].

1944-1951: "Обмен населением" между СССР и Польшей, в процессе которого ок. 3 тыс. татар переехала с территорий, отошедших к СССР в 1939, обратно в Польшу, на территории которой оставалось всего 2 татарских села: Бохоники (Bohoniki) и Крушиняны (Kruszyniany)[74].

Томская татарка. Раскрашенная гравюра начала XIX в.
Увеличить

Томская татарка. Раскрашенная гравюра начала XIX в.

Сибирские татары

Сибирские татары (Себер татарлары татар., самоназвание — Сыбыртар), проживают к западу от Оби в степной и лесостепной зонах, в основном в сельских районах Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей. Сибирские татары состоят из 3 этнографических групп: тоболо-иртышских, барабинских и томских татар, различающихся говором и культурными особенностями. Основные занятия скотоводство и пашенное тобольским и тюменским татарам земледелие, известное еще до прихода в регион русских, у барабнцев - рыболовство[75]. По переписи населения 2002 г., сибирских татар насчитывалось 9,6 тыс. человек[76].

XIII-XVI вв.: этногенез тюрско-татарского населения Западной Сибири - эпоха "донационльного развития" сибирских татар (по татароведу Д.М. Исхакову). Основное ядро сибирских татар вышло из среды кочевников-кипчаков, которые в процессе этногенеза взаимодействовали с угорскими и самодийцами народами. Несмотря на деление социума на массу этно-географических групп-племен, уже во 2-й половине XVI в. сибирские мусульмане уже именуются в русских источниках единым названием ("татаровя", "бусормане", "сибирские люди"), что говорит о формировании этнической общности[77].

1468-1582: существование независимого от Золотой Орды Тюменского, а с 1495 - Сибирского ханства. Существовала этно-социальная стратификация общества: служилые татары, представлявшие золотоордынскую знать, были высшим слоем общества, которые которые жили в городках (последних насчитывают ок. 70), тогда как остальные татары были простым "черным людом", платящим ясак и поставляющим воинов[78]. В 1582-1598 ханство было завоевано казаками, которыми до своей гибели 6 августа 1585 руководил Ермак (между 1532 и 1542-1585)[79].

Томский татарин. Гравюра Е.О. Скотникова (ок. 1780-1843) по рисунку Е.М. Корнеева (1780-1839), 1809 г.
Увеличить

Томский татарин. Гравюра Е.О. Скотникова (ок. 1780-1843) по рисунку Е.М. Корнеева (1780-1839), 1809 г.

XV-XX вв.: переселение в Сибирь узбеков и таджиков, которые поселялись в городах под общим названием бухарцев (сартов). Также казанские татары селились в Сибири, в частности, беженцы из-за смут в Казани и после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Ногаи постоянно сталкивались с сибирянами, поставив последнему хану Кучуму (1563-1598) гвардейцев. Все они были, в основном, ассмилированы сибирскими татарами к середине XIX в., оказав влияние на культуру сибирян[80]. В конце периода сибирские татары уже полностью осознавали себе как отдельный этнос, что было закреплено уже в советский период с введением пункта "национальность" в общегражданский паспорт[81].

Кряшены

Кряшены (от русск. "крещёные татары", керәшен татарлар татар.) — этноконфессиональная группа татар, исповедующая православие и живущая, в основном, в Татарстане. Решающее значение на этногенез кряшенов оказал процесс христианизации татар Поволжья во 2-й половине XVI-XVII вв. ("старокрещённые татары") и в 1-й половине XVIII в. ("нововокрещённые татары"). Сформировались 5 этнографических групп кряшенов: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская, нагайбакская (последняя была выделена в отдельную национальность в 2000 г.)[82]. По переписи населения СССР 1926 г., кряшен насчитывалось 101,4 тыс. человек[83], а в 2002 г. - всего 24,6 тыс.[84]

Нагайбаки

С XVIII в. в Оренбургском казачьем войске состояли нагайбаки (нагайбәкләр татар.) — сословие крещенных татар, которые жили и в отдельных поселениях и в казачьих станицах. В конце XVIII в. нагайбаки жили в Верхнеуральском уезде - в Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбакский в Челябинской области) и в 13 других поселениях. Сейчас нагайбаки проживают в Челябинской области. По переписи населения 2002 г. нагайбаков насчитывалось 9,6 тыс. человек, большинство из которых жило Челябинской области (9,1 тыс.)[85]. Еще в 1926 г. они считали себя отдельным народом и сохраняли национальное самосознание (11,2 тыс.)[86]; в советское время нагайбаки считались частью татарского народа, однако постановлением Правительства РФ № 255 от 24 марта 2000 года "О едином перечне коренных малочисленных народов РФ" нагайбаки опять зарегистрированы как отдельный этнос[87].

</ref>.</p>

Мишари

Мещерские татарки в праздничных нарядах в юрте. Фото рубежа XIX-XX вв. из архива ГМАЭ им. Петра Великого, Санкт-Петербург.
Увеличить

Мещерские татарки в праздничных нарядах в юрте. Фото рубежа XIX-XX вв. из архива ГМАЭ им. Петра Великого, Санкт-Петербург.

Мишари (мишәр тат.) — этнографическая группа татар, говорящая на западном диалекте татарского языка, проживающая на территории Башкирии. Название, вероятно, восходит к к финно-угорскому племени мещёра, часть которого обрусела, а другая - отатарилась[88]. После распада Золотой Орды земля мишарей не вошла в состав Казанского ханства, а с 1493 вошла в состав Русского государства. Еще в 1784 мурзы мишарей были приравнены в своих правах к русскому дворянству. В целом, название "мишари"-мещёра обозначало служилое сословие Башкиро-мещёрякского войска, созданного в 1798 на основе переселенных в Башкирию служилых татар из Пензенской и Симбирской губерний. Башкиро-мещерякское войско — иррегулярные воинские формирования, расселенные по типу казачьих войск на территории Оренбургской, Самарской и Вятской губерний. Территориально войско делилось на 16 кантонов, 5 из которых были мишарских. Военнообязанными были мужчины в возрасте 20-50 лет, служившие от 4-5 дворов поочерёдно. Мишари участвовали в походах и несли пограничную службу вдоль реки Урал. В Отечественной войне 1812 года из мишарей было сформировано 2 конных полка, 1-й полк в 1812-1814 нес гарнизонную службу в Москве, а 2-й полк дошел до Парижа. В 1847 был установлен 30-летний срок службы. По "Положению о башкирах" от 14 мая 1863 г. башкиры, мишари, тептяри и бобыли получили права свободных сельских жителей, а 2 июля 1865 была упразднена кантонная система. При переписи 1926 г., 242 тыс. человек отнесли себя к мишарям[89]. Сейчас этноним мишәр в сохраняется лишь как самоназвание 2-го уровня после общего этнонима "татары"[90].

Тептяри

Рядовой тептярского полка, 1819—1825. Униформа скроена по казачьему образцу.
Увеличить

Рядовой тептярского полка, 1819—1825. Униформа скроена по казачьему образцу.

1631-1926: тептяри (типтәр тат.) — этносословная группа в Башкирии, платившая ясак, упоминаемая в русских источниках с 1631. В 1734 была проведена перепись тепярей и бобылей, они поделены на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинились Уфимcкому и Мензелинскому воеводам и Оренбургской комиссии. По характеру своих повинностей тептяри занимали переходное место между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами. В 1790 тептяри переведены в разряд военно-служилого сословия, из них был сформирован тептярский полк, позднее еще 2-й. Во время Отечественной войны 1812 1-й тептярский полк входил в состава отдельного казачьего корпуса атамана М.И. Платова (1853-1818). С 1855 тептяри присоединены к Башкирскому войску и включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. С упразднением Башкирского войска в 1865 исчезло и сословие тептярей. В 1926 во время переписи населения СССР зарегистрировано 27,3 тыс. тептярей[91], которые позднее вошли в состав татарского и, в меньшей степени, башкирского народа[92].

Ссылки

Соревнование в скачке у казанских татар, начало XIX в. Воспроизведено по книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812.
Увеличить

Соревнование в скачке у казанских татар, начало XIX в. Воспроизведено по книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812.

Казанский татарин. Раскрашенная гравюра 1768 г.
Увеличить

Казанский татарин. Раскрашенная гравюра 1768 г.

Материалы электронных изданий

Казанская татарка. Раскрашенная гравюра 1768 г.
Увеличить

Казанская татарка. Раскрашенная гравюра 1768 г.

Литература

Казанская татарка в доме, начало XIX в. Воспроизведено по книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812.
Увеличить

Казанская татарка в доме, начало XIX в. Воспроизведено по книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812.

  • Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Казань, 1992.
  • Валеев Р. Татары у себя дома. Казань, 2005.
  • Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история культура. (Культура народов России. Т. 2). Новосибирск, 1996.
  • Валеев Ф.Х. Древнее искусство Татарстана. 2-е изд. Казань, 2002.
  • Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. Казань, 1998.
  • Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч. 1-4. СПб., 1863-1887.
  • Давлетшин Т. Советский Татарстан: Теория и практика ленинской национальной политики. Лондон, 1974.
  • Давлетшина З.М. Татарское население Башкортостана: этнодемографическое исследование. Уфа, 2001.
  • Габдуллин И.Р. От служилых татар к татарскому дворянству. М., 2006.
  • География и культура этнографических групп татар в СССР. М., 1983.
  • Гришин Я.Я. Польско-литовские татары: наследники Золотой Орды. Казань, 1995.
  • Гришин Я.Я. Польско-литовские татары: взгляд через века: Исторические очерки. Казань, 2000.
  • Гришин Я.Я. Казань и Казанский край глазами польских ссыльных. Казань, 2008.
  • Егоров В.Л. Золотая Орда: Мифы и реальность. М., 1990.
  • Зайцев И.В. Астраханское ханство. М., 2006.
  • Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар. М., 2003.
  • Знаменский П. Казанские татары. Казань, 1910.
  • Золото и серебро казанских татар / Казан татарларынын алтын hэм комеше / Gold and silver of the kazan tatars: из собраний Национального музея Республики Татарстан. Казань, 2002.
  • Идегей: Татарский народный эпос. Казань, 1990.
  • Измайлов И.М. Завоевание казанского ханства: причины и последствия (критический разбор новых тенденций современной российской историографии)// Татарский народ после 1552 года: потери и приобретения. Материалы научно-практической конференции. Казань, 2003.
  • Истоки: Татарский народ. Казань, 2000.
  • История татар в семи томах. Т. I-III. Казань, 2002-2009.
  • История Татарской АССР. Т. 1. Казань, 1955.
  • История Татарской АССР. Казань, 1973.
  • История Татарской АССР. Казань, 1980.
  • История Татарстана (Вторая половина XVI-XVIII вв.). Казань, 2005.
  • Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения, формирование, расселение и демография). Казань, 1993.
  • Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань, 1997.
  • Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. Казань, 1998.
  • Исхаков Д.М. Татарская нация: история и современное развитие. Казань, 2002.
  • Исхаков Д.М. Татарская нация: история и современное развитие. Научная публицистика. Казань, 2004.
  • Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. Казань, 2004.
  • Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI-первой четверти XV в. Казань, 2000.
  • Ишболдин Б. Очерки из истории татар/ Пер. с англ. 2-е изд. Казань, 2005.
Казанские татарки. Воспроизведено по изданию: Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб., 1869.
Увеличить

Казанские татарки. Воспроизведено по изданию: Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб., 1869.

  • К вопросу об энической истории татарского народа. Казань, 1986.
  • Каримуллин А. Татары: этнос и этноним. Казань, 1988.
  • Лойко Л.М. Татары в Санкт-Петербурге. СПб., 2003.
  • Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. М., 1972.
  • Мухамедова Р.Г. Татарская народная одежда/ Татар халык киемнэре. Казань, 1997.
  • Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. М., 1977.
  • Мухаметшин Р. Татары и ислам в XX веке : ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана. Казань, 2003.
  • Нагайбаки: Комплексное исследование группы крещеных татар-казаков. Сборник. Казань, 1995.
  • Ногманов А.И. Самодержавие и татары: очерки истории законодательной политики второй половины XVI–XVIII веков. Казань, 2005.
  • Орлов А.М. Мещера, мещеряки, мишари. Казань, 1992.
  • Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. Нижний Новгород, 2001.
  • Паркер Е.Г. Тысяча лет из истории татар/ Пер. с англ. В.С. Мирзаянова.
  • Происхождение казанских татар. Казань, 1948.
  • Рахимзянов Б. Р. Касимовское ханство (1445–1552 гг.): Очерки истории. Казань, 2009.
  • Рашитов Ф.А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней. Саратов, 2001.
  • Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Казань, 1999.
  • Сибирские татары: Монография/ Отв. ред. С.В. Суслова. Казань, 2002.
  • Сказание о Казани: Предания, баиты, исторические свидетельства. Сост. С.М.Гилязетдинов. Казань, 1992.
  • Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты. Т. 1-2. М., 2005.
  • Современная татарская нация: концептуальные исследования. Казань, 2007.
  • Сокровища культуры Татарстана: историческое наследие, культура и искусство. СПб., 2004.
  • Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность. Казань, 1999.
  • Суслова С.В. Женские украшения казанских татар середины XIX - начала XX вв. М., 1980.
  • Татарский энциклопедический словарь/ Под ред. М. Х. Хасанов. Казань, 1999.
  • Татары. (Народы и культуры). М., 2001.
  • Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.
  • Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978.
  • Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце ХVI-первой четверти XIX вв. Томск, 1981.
  • Тулвинские татары и башкиры: Этнографические очерки и тексты/ Отв. ред. А.В. Черных. Пермь, 2004.
  • Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. Казань, 1984.
  • Фәхретдинов Р. Татар халкы һәм Татарстан тарихы. (Татарский народ и история Татарстана)
  • Хайруллин Г.Т. История татар. Алматы, 1998.
  • Халиков А.Х. Татар халкыныц килеп чыгышы. Казан, 1974.
  • Халиков А.Х. Происхождение татарского народа. Казань, 1978.
  • Халиков А.Х. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья: XIX - начала XX вв. М., 1981.
Казанские татары, 1862. Воспроизведено по изданию: Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб., 1869.
Увеличить

Казанские татары, 1862. Воспроизведено по изданию: Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб., 1869.

  • Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1989.
  • Халиков Н.А. Хозяйство татар Поволжья и Урала (середина XIX – начало XX в.). Казань, 1995.
  • Харисова Л.А. Культура народов Татарстана. Казань, 2005.
  • Хасанов X.X. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, 1977.
  • Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991.
  • Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1989.
  • Халиков А.Х. Кто мы: булгары или татары? Казань, 1992.
  • Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923.
  • Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время. Казань, 1997.
  • Якупов Р.И. Тептяри: Этносоциальный феномен и научная проблема. Уфа, 1998.
  • Borawski P. Tatarzy w dawnej Rzeczypospoltej. Warszawa, 1986.
  • Borawski P., Dubiński A. Tatarzy polscy: dzieje, obrzędy, legendy, tradycje. Iskry, 1986.
  • Farale D. La Russie et les Turco-Mongols: 15 siècles de guerre. Paris, 2007.
  • Kemper M. Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789-1889: Der Islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. Berlin, 1998.
  • Kryczyński W. Tatarzy litewscy: próba monografii historyczno-etnograficznej. Warszawa, 1938.
  • Kryczyński S. Kronika wojenna Tatarów Litewskich, Związek Tatarów Rzeczypospolitej Polskiej. Gdańsk, 1997.
  • Pelenski E. Russia and Kazan: conquest and imperial ideology (1438-1560). Paris; La Hague; Mouton, 1974.
  • Rorlich A.A. The Volga Tatars: A Profile in National Resilience. Stanford, 1986.
  • Tyszkiewicz J. Tatarzy na Litwie i w Polsce. Studia z dziejów XIII-XVIII w. Warszawa, 1989.
  • Tyszkiewicz J. Z dziejów Tatarów polskich: 1794-1944. Pułtusk, 2002.
  • Warmińska K. Tatarzy polscy, tożsamość reli­ gijna i etniczna. Kraków, 1999.

"Вокруг света" о татарах

Статьи

 Казанская татарка. Раскрашенная гравюра из книги: Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. Ч. 2. СПб., 1799. Рис. между с. 16-17.
Увеличить

Казанская татарка. Раскрашенная гравюра из книги: Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. Ч. 2. СПб., 1799. Рис. между с. 16-17.

Телепрограммы

Материалы "Телеграфа"

 Казанская татарка начала XVIII в. Гравюра из книги: Cornelis de Bruins. Reizen over Moskovie, door Persie en Indie. Amsterdam, 1714. P. 91.
Увеличить

Казанская татарка начала XVIII в. Гравюра из книги: Cornelis de Bruins. Reizen over Moskovie, door Persie en Indie. Amsterdam, 1714. P. 91.

Хронограф

Вопрос-Ответ

Шотландский художник В. Эллен (William Allan, 1782–1850). "Татары-грабители делят добычу" (Tartar Robbers Dividing Spoil англ.), 1817. Галерея Тейта, Лондон.
Увеличить

Шотландский художник В. Эллен (William Allan, 1782–1850). "Татары-грабители делят добычу" (Tartar Robbers Dividing Spoil англ.), 1817. Галерея Тейта, Лондон.

Примечания

  1. Данные переписи населения 2002 г. на портале Госкомстата
  2. Данные переписи населения 2002 г. в таблицах "Демоскопа Weekly"
  3. Этнический атлас Узбекистана (2002. С. 202); World Facts
  4. Итоги переписи населения Казахстана 2009 г.
  5. Данные всеукраинской переписи населения 2001 г.
  6. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии
  7. Данные Госкомстата Азербайджана
  8. Демоскоп Weekly. № 191-192. 21.02.-06.03.2005.
  9. Данные переписи населения Министерства анализа и статистики РБ
  10. Данные Статистического департамента Литвы
  11. Данные переписи населения Румынии в 2002 г. (см.: № 4. Populatia dura etnie)
  12. Татары в Турции - Материал сайта "Республика Татарстан".
  13. Regional Autonomy for Minority Peoples
  14. Баскаков Н.А. Модели тюркских этнонимов и их типологическая классификация // Ономастика Востока. М., 1980.
  15. Ramstedt G.-J. Kalmuckisches Wörterbuch. Helsinki, 1935. S. 384
  16. Филоненко В.И. К вопросу о происхождении и значении слова “тат” // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Симферополь, 1928. Т. 2 (59); Люшкевич Ф.Д. Термин “тат” как этноним в Средней Азии, Иране и Закавказье // Советская этнография. 1971. № 3; Бушаков В. Этноним “татар” во времени и пространстве // Qasevet. 1994. № 1 (23). С. 24-29.
  17. См.: "Мэн-да бэй-лу" (蒙韃備錄 кит., 蒙鞑备录 упр. кит.) — записки южнокитайского посла, направленного к монгольскому наместнику в Северном Китае в 1221 — Мэн-да бэй-лу ("Полное описание монголо-татар") / Пер. Н.Ц. Мункуева. М., 1975.
  18. Бушаков В.А. Этноним "татар" во времени и пространстве // Сквозь века (Приложение к журналу "Крымский контекст"). Вып. 2. Симферополь, 1996. С. 41-52; Мустакимов И. Очерк истории этнонима "татар" в Волго-Уральском регионе.
  19. Исхаков Д. Формирование татарской нации и развитие национального самосознания// Мирас. Казань, 1992. С.94-104 (на татар. яз.).
  20. Бушаков В.А. Этноним "татар" во времени и пространстве // Сквозь века (Приложение к журналу "Крымский контекст"). Вып. 2. Симферополь, 1996. С. 41-52; Мустакимов И. Очерк истории этнонима "татар" в Волго-Уральском регионе.
  21. Салахлы Ч. Туземная конная дивизия // Биржа Plus. 3 и 10 декабря 2004.
  22. Толской Л.Н. Хаджи-Мурат (1912) // Толстой Л.Н. Собрание сочинений. Т. 14. М., 1964. С. 23-148.
  23. Oxford English Dictionary (1989), s.v. Tartar, Tatar, n. 2. Данное значение сохранилось в русской пословице "провалиться в тартарары" Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
  24. Мелиоранский П.М. Памятник в честь Кюль Тегина. СПб., 1899.
    Семья казанских татар. Фотография Рауля, 1870-е гг., воспроизведено по книге: Рауль. Несколько народных типов России. Ч. II. Одесса, 1878.
    Увеличить

    Семья казанских татар. Фотография Рауля, 1870-е гг., воспроизведено по книге: Рауль. Несколько народных типов России. Ч. II. Одесса, 1878.

  25. Кюнер П.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961. С. 10
  26. Диван лугат ат-тюрк (Словарь тюркских наречий) / Пер. З.-А. Ауэзова-Эрмерс. Алматы, 2006.
  27. Ибрагимов С.К., Храковский В.С. Махмуд Кашгарский о расселении племен на территории Казахстана в Х в. // Вестник Академии наук Казахской ССР. 1958. № 11 (154).
  28. Сокровенное сказание монголов / Пер. С.А. Козина. § 154
  29. Бушаков В.А. Этноним "татар" во времени и пространстве // Сквозь века (Приложение к журналу "Крымский контекст"). Вып. 2. Симферополь, 1996. С. 41-52; Мустакимов И. Очерк истории этнонима "татар" в Волго-Уральском регионе.
  30. Вернадский Г.В. История России: Монголы и Русь. М.; Тверь, 2000; Boyle J.A. The Mongol World Empire, 1206-1370. London, 1977.
  31. Мустакимов И. Очерк истории этнонима "татар" в Волго-Уральском регионе
  32. Sinor D. Inner Asia: History, Civilization, Languages; A Syllabus. Bloomington, 1969; Morgan D. The Mongols. Oxford, 1990.
  33. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960; Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV-XV вв.). М., 1975.
  34. Семенов В.Г. Татары в Оренбургском казачьем войске; Габдуллин И.Р. От служилых татар к татарскому дворянству. М., 2006.
  35. Отчет о состоянии Сибирского казачьего войска за 1913 год. Ч. 2. Омск, 1914. С. 15
  36. Ненахов Ю.Ю. Кавалерия на полях сражений XX века: 1900-1920. Минск, 2004. С. 83.
  37. Китайские национальные меньшинства; Татарское национальное меньшинство (по переписи 2000 г.)
  38. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1989; Татары. М., 2001, С. 42; Измайлов И.Л. Булгарский средневековый этнос: критика традиционных методик определения // Этнологические исследования в Татарстане: Материалы итоговой конференции Института истории АН РТ, посвященной 10-летию Института. Вып. 1. Казань, С. 5.
  39. Губайдуллин Г.С. К вопросу о происхождении татар// Вестник научного общества Татароведения. Казань, 1928. № 8.
  40. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Образование Золотой Орды и формирование средневекового татарского этноса (XIII — первая четверть XV века)// Татары. М., 2001; Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. Казань, 2004; Исхаков Д.М. Татарская нация: история и современное развитие. Научная публицистика. Казань, 2004.
  41. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Чебоксары, 2000.
    Татарская девушка из Нижнего Новгорода. Открытка последней трети XIX в.
    Увеличить

    Татарская девушка из Нижнего Новгорода. Открытка последней трети XIX в.

  42. Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. Казань, 2004.
  43. Исхаков Д.М., Измайлов Л.И. Образование Золотой Орды и формирование средневекового татарского этноса (XIII — первая четверть XV века)// Татары. М., 2001.
  44. Григорьев А.П. Официальный язык Золотой Орды XIII-XIV вв.// Тюркологический сборник. 1977. М., 1981. С. 8189.
  45. Исхаков Д. К вопросу об этносоциальной структуре татарских ханств(на примере Казанского и Касимовского ханств XV-сер. XVI вв.); Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1990; Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. Казань, 2004.
  46. Очерк об истории Русского государства в 1508-1598 годах; Похлебкин В.В. Татары и Русь: 360 лет отношений, 1238-1598 гг. М., 2000.
  47. Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. Казань, 2004.
  48. Имамов В. Запрятанная история татар; Алишев С.Х. Национальные аспекты в антифеодальной борьбе крестьян // Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода. Казань, 1990. С. 56-57.
  49. Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании. Казань, 1973. С. 192.
  50. Алишев С.Х. Ќангали батыр // Мирас. 1993. № 10. Б.68-70.
  51. Панов В.А. Пётр I как полководец. М., 1940. C. 111-113.
  52. Булгаро-татары в составе империи
  53. Сенюткина О. Татары-мусульмане на службе Отечеству// Сборник материалов первого ежегодного научно-богословского семинара «Рамазановские чтения», проходившего в Нижнем Новгороде в священный месяц Рамадан в 2005.
  54. Исхаков Д.М. Татарская нация: история и современное развитие: Научная публицистика. Казань, 2004; Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. Казань, 2004.
  55. Тагиров И.Р. История национальной государственности Татарского народа и Татарстана. Казань, 2000; Исхаков Д.М. Этнография татарского народа. Казань, 2004.
  56. Дробязко С. Восточные легионы и казачьи части в вермахте. (Военно-историческая серия "Солдатъ"). М., 2000; Романько О.В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. М., 2004; Гилязов И. А. Легион «Идель-Урал». Казань, 2005; Юрадо К.К. Иностранные добровольцы в вермахте. 1941-1945. М., 2005.
    Татары-мещеряки перед избой. Открытка рубежа XIX-XX вв.
    Увеличить

    Татары-мещеряки перед избой. Открытка рубежа XIX-XX вв.

  57. История Астраханского края. Астрахань, 2000.
  58. Исхаков Д.М. Астраханские татары, этническое расселение и динамика численности в XVIII-начале XX в. // Астраханские татары. Казань, 1992. С. 5-33; История Астраханского края. Астрахань, 2000.
  59. Данные переписи населения 2002 г.
  60. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч. 1-4. СПб., 1863-1887; Шишкин Н. И. История города Касимова с древнейших времен. 2 изд. Рязань, 1891; Шарифуллина Ф.Л. К вопросу об этнических компонентах касимовских татар// География и культура этнографических групп татар в СССР. М., 1983. С. 43-65; Шарифуллина Ф. Касимовские татары (1990); Рахимзянов Б. Р. Касимовское ханство (1445–1552 гг.): Очерки истории. Казань, 2009.
  61. Рахимзянов Б. Р. Касимовское ханство (1445–1552 гг.): Очерки истории. Казань, 2009.
  62. Данные Министерства народов и этносов в Польше (Mniejszości narodowe i etniczne w Polsce). Данные занижены: только севернее Гданьска насчитывают ок. 4000 татар, см.: Szrwczyk J. Polish heirs of Tokhtamysh// Daily News. 12.2009.
  63. Данные переписи населения Министерства анализа и статистики РБ
  64. Данные Статистического департамента Литвы
  65. Ethnic Minorities in Latvia
  66. Kryczyński S. Kronika wojenna Tatarów Litewskich, Związek Tatarów Rzeczypospolitej Polskiej. Gdańsk, 1997; Tyszkiewicz J. Tatarzy na Litwie i w Polsce. Studia z dziejów XIII-XVIII w. Warszawa, 1989.
  67. Черенков Л.Н. Из этнической истории литовских татар// География и культура этнографических групп татар в СССР. Москва, 1983; Borawski P. Tatarzy w dawnej Rzeczypospoltej. Warszawa, 1986; Tyszkiewicz J. Tatarzy na Litwie i w Polsce. Studia z dziejów XIII-XVIII w. Warszawa, 1989; Mirza-Juszeński Chazbijewicz S. Szlachta tatarska w Rzeczypospolitej// Verbum Nobile # 2. Sopot, 1993.
  68. Kuczyński S. Jahołdaj i Jahołdajewicze siewerscy// Miesięcznik Heraldyczny. T. 13. 1934. № 3. S. 33–35; Kuczyński S. Jahołdaj i Jahołdajewicze lenni książęta tatarscy Litwy// Studia z dziejów Europy Wschodniej X-XVII w. Warszawa, 1965. S. 223-226.
  69. Borawski P. Tatarzy w dawnej Rzeczypospoltej. Warszawa, 1986; Tyszkiewicz J. Tatarzy na Litwie i w Polsce. Studia z dziejów XIII-XVIII w. Warszawa, 1989; Warmińska K. Tatarzy polscy, tożsamość reli­ gijna i etniczna. Kraków, 1999.
  70. Литовский уланский полк
  71. Чиняков М. Малоизвестные элитные части Наполеона
    Татарские старшины Сегачевского уезда Нижегородской губернии. Открытка конца XIX в.
    Увеличить

    Татарские старшины Сегачевского уезда Нижегородской губернии. Открытка конца XIX в.

  72. Черенков Л.Н. Из этнической истории литовских татар// География и культура этнографических групп татар в СССР. Москва, 1983; Borawski P. Tatarzy w dawnej Rzeczypospoltej. Warszawa, 1986; Tyszkiewicz J. Z dziejów Tatarów polskich: 1794-1944. Pułtusk, 2002; Szrwczyk J. Polish heirs of Tokhtamysh// Daily News. 12.2009.
  73. Księga jazdy polskiej/ Pod protektoratem E. Śmigłego–Rydza. Warszawa, 1936; Przemsza-Zieliński J. Wielka księga chwały kawalerii polskiej. Warszawa, 1995.
  74. Tyszkiewicz J. Z dziejów Tatarów polskich: 1794-1944. Pułtusk, 2002.
  75. Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Казань, 1993.
  76. Данные переписи населения 2002 г.
  77. Исхаков Д.М. О методологических аспектах исследования проблемы становления сибирско-татарской этнической общности// Сибирские татары: Монография/ Отв. ред. С.В. Суслова. Казань, 2002. C. 7-16.
  78. Файзрахманов Г. История сибирских татар с древнейших времен до начала XX в.
  79. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1986; Бузукашвили М.И. Ермак. М., 1989; Копылов Д.И. Ермак. Иркутск, 1989.
  80. Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Казань, 1993.
  81. Сибирские татары: Монография/ Отв. ред. С.В. Суслова. Казань, 2002.
  82. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. М., 1977; Исхаков Д. Кряшены (историко-этнографический очерк)// Идел. 1994. №5-6. С. 34-42; Журавский А. Кряшены: судьба народа без названия (29.03.2003).
  83. Данные переписи населения СССР 1926 г.
    Казанские татары, 1870-е гг. Воспроизведено по изданию: Рауль. Несколько народных типов России. Ч. II. Одесса, 1878.
    Увеличить

    Казанские татары, 1870-е гг. Воспроизведено по изданию: Рауль. Несколько народных типов России. Ч. II. Одесса, 1878.

  84. Данные переписи населения 2002 г.
  85. Данные переписи населения 2002 г.
  86. Данные переписи населения СССР
  87. Бектеева Е.А. Нагайбаки (Крещеные татары Оренбургской губернии): Очерк // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1902. С. 165-181; Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения, формирование, расселение и демография). Казань, 1993; Нагайбаки: Комплексное исследование группы крещеных татар-казаков. Сборник. Казань, 1995; Исхаков Д.М. Этнодемографическое развитие нагайбаков до первой четверти ХХ в.// Исхаков Д.М. Татарская нация: история и современное развитие. Казань, 2002; Шакуров Р. Нагайбак: антропоним-топоним-этноним// Ватандаш: Общественно-политический, научно-популярный и художественный журнал.
  88. Орлов А.М. Мещера, мещеряки, мишари. Казань, 1992.
  89. Данные переписи населения СССР
  90. Гациский А. С. Нижегородские татары — татары ли?// Нижнегородские губернские ведомости. 1886. № 39, 41, 42; Мухамедова Р. Г. Татары-мишари. М., 1972; Орлов А.М. Мещера, мещеряки, мишари. Казань, 1992; Ахмаров Г. О языке и народности мишарей. Казань, 2000; Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. Нижний Новгород, 2001.
  91. Данные переписи населения СССР 1926 г.
  92. Якупов Р.И. Тептяри. Этносоциальный феномен и научная проблема. Уфа, 1998; Ахмаров Г. Тептяри и их происхождение. Казань, 2000; Исхаков Д.М. Тептяри. Опыт этностатистического изучения // Татарская нация: история и современное развитие: сборник. Казань, 2002.

--Anefedkin 02:35, 28 июня 2010 (MSD)

К этой странице обращались 141 026 раз(а).
Рейтинг@Mail.ru