Талант, денежная единица

Афинская серебряная тетрадрахма с изображением головы Афины и оливковой ветки. 450 — 420 гг. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Увеличить

Афинская серебряная тетрадрахма с изображением головы Афины и оливковой ветки. 450 — 420 гг. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Талант, τάλαντον ("та́лантон", "вес" греч.), talentum (лат.), talent (англ.) — мера веса, распространенная в древности на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, которая также использовалась как денежно-расчетная — не монетная — единица в Древней Греции и Древнем Риме.

Талант в древности на Ближнем Востоке

Талант в Месопотамии

Талант как мера веса и термин появился при развития обмена в Месопотамии, видимо, еще в IV тыс. до н.э. или даже раньше. Этимология cлова неизвестна, но, вероятно, "талант" означал просто "вес". Появление в Шумере в конце IV тыс. до н.э. письменности, востребованной нуждами хозяйственной жизни, привело к развитию прикладных научных знаний, прежде всего астрономии и математики, основанной на 60-тиричной системе исчисления. Одновременно с ней была выработана метрическая система мер и веса. 1 Талант делился на 60 мин, и 1 мина на 60 сиклей[1].

В период правления III династии Ура[2] (2111 — 1996 гг. до н.э.), царства Шумера и Аккада в нижней Месопотамии, в связи с развитием международного обмена произоизошла окончательная унификация и упорядочение системы мер и веса. На Тильмуне существовал рынок международного обмена месопотамских товаров на металлы, которые доставлялись туда с территории современных Ирана и Афганистана, а также через Магану с полуострова Индостан. Прежде всего, на серебро закупалась медь, крупные партии которой высчитывались в талантах. Из документов Ура известно, что некий купец Алассу должен был сдать в царскую казну 250 талантов меди (свыше 15 тонн)[3]. Медь и олово использовались для выплавки бронзы, которая в основном применялась для изготовления бронзового оружия воинам. Цена на медь в начале правления царя Ларсы[4] РимСина I (1822 — 1763 гг. до н.э.) составляла 1 сикль серебра за 6 мин меди; цена на олово было в 36 раз выше меди и всего лишь в 6 раз ниже серебра: 1 сикль серебра за 1/6 мины олова.[5]

Шумерская система мер и весов была воспринята вавилонянами[6], ассирийцами[7] и постепенно распространилась по всему Ближнему Востоку[8], попав в Левант, Финикию, Лидию и Персию.


1 талант = 60 мин = 3600 сиклей = 30 кг
1 мина = 60 сиклей = 500 г
1 сикль = 8,333 г
1 уттату (1/3 сикля) = менее 3 г


Талант в Ахеменидской империи

Согласно Геродоту (История. III. 89), отдельные провинции (сатрапии) Персидской империи платили подати, исчислявшиеся в талантах. Царь Дарий I (549 — 485 гг. до н.э.) произвел распределение ежегодных взносов таким образом, что "тем, кто вносил подати серебром, царь назначил плату по весу вавилонского таланта, а платившим золотом, по эвбейскому весу. Вес вавилонского таланта составляет 70 эвбейских мин"[9]. 19 сатрапий платили серебром по вавилонскому стандарту, 20-я же сатрапия выплачивала подать золотым песком по эвбейскому стандарту (Геродот. История. III. 94). Далее Геродот пояснял, что "вавилонские серебряные таланты в переводе на эвбейский вес составляют 9880 талантов, и если принять отношение золота к серебру как 1 к 13, то ценность золотого песка составляет 4680 эвбейских талантов. Таким образом, общая сумма поступлений Дарию составляла 14 тыс. 560 талантов." (История. III. 95)[10]

Годовой доход персидского царя Дария I (в серебряных талантах)[11]

Сатрапия Вес в вавилонских талантах Вес в аттических талантах
Иония 400 520
Лидия 500 650
Фригия-Каппадокия 360 468
Киликия 360[12] 468
Сирия 350 455
Египет 700[13] 910
племена саттагидов, гандариев, дадиков, апаритов 170 221
Сузиана 300 390
Вавилония и Ассирия 1 000 1 300
Мидия 450 585
племя каспиев 200 260
Бактрия 460 468
Армения 400 520
племена сагартиев, сарангов, фаманеев, утиев, мики и островов Красного моря 600 680
племя саков 250 325
Парфия 300 390
парикании и азиатские эфиопы 400 520
племя алародиев 200 260
племена тибаренов, мосхов, маров и др. 300 390
Индия 4 680[14] 6 084
Все сатрапии 12 280 15 964

Талант в Древней Греции

По-видимому, талант как термин и расчетно-весовая категория был заимствован греками в Сирии — Финикии у семитских народов при возобновления контактов со странами Ближнего Востока в X — IX вв. до н.э.[15]. В текстах микенской эпохи (XV — XIII вв. до н.э.) термин талант не засвидетельствован: из табличек Кносса и Микен известно слово ta-to-mo, обозначающее "вес" (обычно идентифицируемое с греческим словом σταθμός, "статхмо́с")[16]. Впервые талант в качестве фиксированного веса встречается у Гомера, всегда обозначая вес золотом [17], хотя его масса и соответственно стоимость была в эту эпоху не особенно велика[18].

Название веса и монет были одни и те же — видимо, потому, что первоначально чеканившаяся монета содержала столько металла (серебра или меди), сколько показывало ее весовое название. Все монеты со времен Солона (594 до н.э.) были серебряные, поскольку золото и медь употреблялись до эпохи Александра Македонского очень мало. Талант и мина были единицами не монетными, а расчетными: талант был названием суммы в 100 мин или 6000 драхм, а мина — названием суммы в 60 драхм. Денежные единицы постепенно падали в цене, в частности, из-за "порчи монеты".[19] Предполагают, что при Александре и после его смерти ценность таланта значительно упала.

Аттический (Эвбейский) стандарт VI в. до н.э — III в. н.э.

Весовая категория

1 талант (вес) = 60 мин = 6000 драхм (вес) = 24,47 кг
1 мина = 100 драхм (вес) = 457,8 г
1 драхма (вес) = 4,578 г
1 талант (вес) = 60 мин = 6300 драхм (монет) = 27,47 кг
1 мина = 105 драхм (монет) = 457,8 г
1 драхма (монета) = 4,36 г

Денежная категория

1 талант = 60 мин = 6000 драхм = 36,000 оболов = 25,86 кг серебра
1 мина = 100 драхм = 600 оболов = 431 г серебра
1 драхма = 6 оболов = 4,31 г серебра
1 обол = 0,72 г серебра


Доходы граждан, оплата труда, цены

Основной монетой Афин была тетрадрахма (4 драхмы). Во времена Солона медимн[20] зерна стоил 1 драхму; бык — 5 драхм. При Перикле прожиточный минимум семьи составлял 1/3 драхмы в день.

Стоимость отдельных продуктов и товаров[21]

  • 1 котила[22] оливкового масла — 0,5 драхмы
  • Овца — 1 драхма при Солоне (Плутарх. Солон 23); от 12 до 16 драхм (IV в. до н.э.)
  • Папирус — 2 драхмы и 4 обола за 2 листа[23]
  • 1 медимн оливок — 2 драхмы (Плутарх. О спокойствии души. 470)
  • Стол — 4 драхмы[24]
  • 1 медимн ячменя — 5 драхм (330 г. до н.э.)
  • Лук — 7 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
  • Обувь — 8 драхм за пару (Аристофан. Богатство. 983)
  • 1 метретес[25] вина — 8 драхм (Плутарх. О спокойствии души. 470)
  • Коза — 12 драхм (IV в. до н.э.)
  • Гиматий (плащ) — 10 драхм 3 обола (329 г. до н.э.)[26]
  • Лук с колчаном — 15 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
  • Ложе — 19,6 драхм (250 г. до н.э., Делос)
  • Одежда из шерсти — 20 драхм (V в. до н.э.)[27]
  • Щит — 20 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
  • Бык/корова — от 51 (410 г. до н.э.) до 75 драхм (274 г. до н.э., Делос)
  • Дом — от 200 до 300 драхм (414 г. до н.э., Афины
  • Щит — 600 драхм (380 г. до н.э., Дельфы)
  • Лошадь (ездовая) — 1200 драхм (Аристофан. Облака 21)
  • Загородная усадьба — от 2 до 6 тыс. драхм

Зажиточные афиняне обладали достаточными средствами, чтобы дать своим дочерям хорошее приданое, сумма которого исчислялось от 3 до 6 тыс. драхм[28]. В 322 до н.э. только 9 тыс. афинских граждан владели имуществом стоимостью в 2 тыс. драхм и выше, а 12 тыс. афинян, не имевших этой суммы, были лишены права гражданства и высланы из Аттики (Диодор. Историческая библиотека. XVIII, 18).

В эллинистический период представители греческой интеллигенции — учителя получали в полисах в среднем около 500 — 700 драхм в год, в зависимости от сложности предметов. Этот доход позволял преподавателям входить в состав зажиточых слоев населения, имевших постоянный доход. За особые заслуги в честь учителей ставили плиты с почетными декретами, но бо́льшее вознаграждение за свой труд они могли получить только в богатых полисах[29].

Другой высокооплачиваемой категорией были врачи. Их труд обычно оплачивался выше, чем представителей других специальностей[30]. Еще более высокие гонорары выплачивали эллинистические цари: например, лейб-медик Селевка I Никатора Клеомброт с Кеоса за излечение царского сына, будущего Антиоха I, получил сумму в 100 талантов. Эта цифра несопоставима не только с доходом преподавателей, но даже и с той платой, за которую можно было приобрести, например, должность рядового жреца в святилище бога Асклепия на Косе. Цена была довольно высока — 5 тыс. драхм (т.е. меньше 1 таланта) — и власти города, учитывая трудность единовременного взноса всей суммы, давали покупателю право вносить плату в 2 приема. Иногда разбогатевшие врачи сами делали щедрые материальные пожертвования. Например, в 322 до н.э. — 319 до н.э. в Афинах врач Евенор, уроженец Эпира, подарил афинской казне целый талант серебра, за что его увенчали оливковым венком и дали права афинского гражданства[31]. Квалифицированный работник в Балканской Греции получал в среднем 1 драхму в день, тогда как в городах, входивших в состав эллинистических монархий, плата могла возрастать до 3 драхм в день[32].

В самом начале эллинистического периода труд квалифицированного зодчего ценился почти в 20 раз выше труда хорошего плотника. Так, в приписываемом Платону сочинении "Соперники" говорится, что плата плотнику составляла за 5 – 6 мин в год (500 – 600 драхм), а архитектора трудно было нанять и за 10 тыс. драхм (135b) [33].

В разные периоды истории Греции жалованье архитекторов колебалось. Так, в бедственные для афинян последние годы Пелопонесской войны (409 – 404 гг. до н.э.), когда возможности государства были крайне ограничены, ведущий архитектор достраивавшегося на акрополе Эрехтейона получал регулярную плату по 1 драхме в день [34]. Но и полвека спустя жалованье архитектора-проектировщика Феодота, строившего храм Асклепия в Эпидавре, не сильно отличалось. За период 3,5 года он дважды получал по 353 драхмы, а затем ему выплачивали еще по 350 драхм. Таким образом, Эпидавр платил ему регулярную плату по 1 драхме за все отработанные в каждом году дни[35].

В середине IV в. до н.э. годовое содержание ведущих архитекторов, работавших над восстановлением храма Аполлона в Дельфах, составляло 720 драхм (по 1 статеру в день); их помощники получали по 240 драхм в год (по 4 обола в день). В те годы, когда вставляли дополнительный месяц, к годовому заработку добавляли 60 драхм.

После катастрофического землетрясения 225 до н.э., разрушившего Родос (Полибий. Всеобщая история. V. 89), многие полисы материковой Греции и соседние монархи и династы (Гиерон I, Птолемей IV Филопатор, Селевк II, Митридат IV и др.), оказали значительную материальную помощь родосцам. Так, Птолемей IV в течение нескольких лет присылал 100 архитекторов и 350 рабочих, выделяя на их ежегодное содержание 14 талантов.

Гиеропеи[36] Делоса в 180 г. до н.э. купили за 5 драхм листы папируса[37], и за 4 драхмы и 3 обола жертвенного поросенка. За коня Букефала (Буцефал), приведенного из Фессалии и купленного Филиппом II для его сына Александра, было заплачено 13 талантов (Плутарх. Александр. 6).

Доходы Афинской Архэ в V веке до н.э.

В VI в. до н.э. финансы Афин были весьма ограниченными и, например, наиболее затратной статьей расходов было выделение средств в 3 таланта на проведение религиозных праздников (Лисий. Речи. 30.20). После захвата акрополя Афин персами в 480 до н.э., разграбившими все сокровищницы, финансы государства были подорваны и стали пополняться из отчислений от военной добычи (Геродот. История. VIII. 51). Одновременно, регулярно поступали 50 талантов от разработки серебряных рудников в Лаврионе (Геродот. История. VII. 144), а также от новоприобретенных серебряных и золотых рудников на фракийском побережье напротив Фасоса. (Фукидид. История. I. 100.2; IV. 105.1).

После побед в Греко-Персидских войнах ионийские города во главе с Афинами организовали в 478 до н.э. морской союз. Полисы-участники, наряду с денежными взносами в общесоюзную казну на Делосе, поставляли корабли, но со временем эти поставки были заменены денежной податью — форосом, сумма которого первоначально исчислялась в 460 талантов (Фукидид. История. I. 96.2)[38]. Между 470 до н.э.[39] и 468 до н.э.[40] казна была перенесена с Делоса на акрополь в Афины (Фукидид. История. I. 98-100). Во второй половине 450-х гг. до н.э. форос выплачивали около 160 государств. Данные о ежегодном форосе, вносимом союзниками Афин, известны из эпиграфических источников[41]. После заключения Каллиева мира с Персией в 449 до н.э. был принят декрет, разрешавший использовать резервный фонд союза (5 тыс. талантов) на нужды Афинского государства. Это была колоссальная сумма[42]. Многие союзники Афин были недовольны, пытались уклониться от уплаты (Милет, Эгина, Колофон), или вообще выйти из союза (Эвбея в 446 г. до н.э.; Милет в 442 г. до н.э.; Самос в 440 — 439 гг. до н.э.)[43]. В 439 до н.э. Афины ввели эпифору[44] и всячески стремились увеличить дань до уровня 446 г. до н.э.

В начале Пелопонесской войны Афины располагали резервным запасом в 8 тыс. талантов (Фукидид. История. II. 13.3)[45]. К 425 до н.э., после успешной битвы при Пилосе, афинское народное собрание приняло декрет о более высоком обложении союзников (их число увеличилось до 400 государств) в сумму в 1460 — 1500 талантов. Хотя далеко не все государства подчинились[46], сумма фороса в эти годы достигала 1200 — 1300 талантов (Плутарх. Аристид. 24) и была уменьшена только после заключения мирного договора в 421 до н.э.. Тогда, после 10 лет войны, афиняне были вынуждены создать непрекосновенный фонд в 1 тыс. талантов (Фукидид. История. II. 24.1; Ксенофонт. Анабасис. VII. 1.27)[47]. В 405 до н.э., после поражения афинского флота при Эгоспотамах[48], Афинская Архэ прекратила свое существование.


Год до н.э. Вес в талантах Сумма в драхмах Источник
477 460 2 760 000 Фукидид. История. I. 96
454 500 3,000 000 Meiggs R. Athenian Empire. P. 253
431 600 3 600 000 Фукидид. История I. 99.3; II. 13.6-7
428 800 4 800 000 Meiggs R. Athenian Empire. P. 325
425 1 500 9,000 000 Meiggs R. Athenian Empire. P. 343
421 1 200 7 200 000 Андокид. Речи. III. 9


Расходы греческих государств

Расходы Афин на строительство в 447 — 425 гг. до н.э.

По декрету от 449 до н.э. часть средств из резервного фонда в 5 тыс. талантов Афинского морского союза пошли на восстановление и строительство новых храмов в Афинах и в Аттике: храм Гефеста и Афины, Парфенон с хрисоэлефантинной статуей Афины[49]. Этот храм Афины Парфенос был очень дорогим сооружением: в год только на его постройку расходовалось до 32 талантов, что равнялось содержанию 12 триер в течение 5 месяцев[50]. Кроме того, Парфенон был построен целиком из мрамора и за довольно короткое время[51], тогда как, например, средства для сооружения храма Зевса в Олимпии (завершен в 456 г. до н.э.) собирались всеми греческими государствами на протяжении 100 лет. Огромные храмы Великой Греции (южная Италия и Сицилия) были построены богатыми по античным меркам государствами (Селинунт, Метапонт, Акрагант, Сегеста и др.) и из обычного камня[52]; храм Афины Победы в честь победы Делосского союза над персами (448 до н.э.); Эрехтейон на акрополе, Одеон, Пропилеи[53], Длинные стены, соединившие Афины с Пиреем и др.; храмы Посейдона в Сунии, Ареса в Ахарнах, Немесиды в Рамнунте; [54].


Год до н.э. Вес в талантах Сумма в драхмах Постройка
447 — 432 700 4 200 000 Парфенон
1000 6 000 000 Статуи Афины из золота и слоновой кости
400 2 400 000 Пропилеи
3 000 18 000 000 Одеон, ангары для хранения кораблей, расширение доков в Пирее, Длинные стены
200 1 200 000 2 золотые статуи Ники
433 — 425 2 700 16 200 000 Храм Ники; завершение строительства Парфенона
Всего за 447 — 425 8 000 48 000 000


Строительные расходы других греческих государств

Крупной статьей государственных расходов было возведение и ремонт городских стен, страдавших не только во время военных действий, но и от частых землетрясений. Например, между 249 и 244 гг. до н.э. Аргосом было предпринято восстановление оборонительных сооружений. Поскольку достаточной суммой государственная казна не располагала, аргивяне отправили посольство в дружественный Родос, граждане которого постановили одолжить Аргосу 100 талантов без процентов для восстановления стен и увеличения конницы[55].

Военные расходы Афин в период Пелопонесской войны 431 — 401 гг. до н.э.

Флот Афинского морского союза насчитывал до 200 триер и афиняне каждый год строили по 20 новых кораблей (Плутарх. Кимон. 12). На каждой триере было 188 моряков, каждый из которых за сезон в 210 дней получал 70 драхм. Моряки каждой триеры получали за сезон 13 тыс. 160 драхм. Расходы на весь флот составляли 2 млн. 632 тыс. драхм, т.е. 439 талантов. Таким образом, первоначальный форос в 460 талантов мог покрыть расходы союзников на поддержание флота (Плутарх. Фемистокл. 10). После Каллиева мира (449 до н.э.), когда бремя военных расходов ослабло, Афины стали строить 10 вместо 20 прежних кораблей[56].

К началу Пелопонесской войны Афины располагали суммой в 9 тыс. 700 талантов (Фукидид. История. II. 13.3). Из них на осаду Потидеи[57] ушло 2 тыс. талантов (Фукидид. История. II. 70.2). Флот Афин состоял из 300 триер (Фукидид. История. II. 13.9), а позднее был увеличен до 400 триер (Ксенофонт. Греческая история. III. 4), где служило не менее 20 тыс. человек, регулярно получавших выплаты. В 421 до н.э., после заключения мира, афиняне решили создать непрекосновенный фонд в 1 тыс. талантов, а военные расходы покрывать из других ресурсов (Фукидид. История. II. 24.1; Ксенофонт. Анабасис. VII. 1.27).

Талант в эллинистических государствах

При Селевкидах (323 до н.э. — 64 до н.э.), эллинистических наследниках державы Ахеменидов и Александра Македонского, по-видимому, использовались оба стандарта таланта — традиционно вавилонский, принятый на Ближнем Востоке, и аттическо-эвбейский, принесенный Селекидами как завоевателями-греками[58].

Грекам держава Селевкидов представлялась очень богатой: "Царства Азии всегда изобилуют золотом" (Тит Ливий. История Рима от основания города. XXXV, 28.7), а "домашняя челядь и сатрапы Селевка II Каллиника... богаче всех спартанских царей вместе взятых" (Плутарх. Агис, 7). Действительно, только в одной сокровищнице Селевкидов египтяне одновременно захватили сумму в 1500 талантов. Между тем как самый богатый человек в Греции во времена Полибия не обладал более чем 200 талантами (Всеобщая история. XXI. 26.14).

Одним из главных источников доходов был налог φορος (греч.) "фо́рос" — взнос зависимых от царя политических единиц, учрежденный еще Дарием I и остававшийся неизменным при Селевкидах, а впоследствии и при римских императорах. Налог с Иерусалима, например, составлял 300 талантов. Помимо прямых налогов, уплачивавшихся непосредственно жителями (подушной, "венечный", соляной и пр.), и отдельными общинами, царей получали также дополнительные средства с военной добычи, конфискаций и штрафов. Жители города Герры[59] должны были заплатить Антиоху III 500 талантов серебра, 1 тыс. талантов ладана и 200 талантов благовоний. Деметрий I Полиоркет получил 1 тыс. талантов от Ороферна за то, что восстановил его на каппадокийском троне. Согласно 2-й Книге Маккавеев, стратег Никанор собирался собрать сумму в 2 тыс. талантов, которую Антиох IV Эпифан должен был уплатить римлянам, продавая с аукциона еврейских пленных из расчета 90 человек за талант (II Книга Маккавейская. 8.10). Антиох III наложил на Селевкию на Тигре[60] контрибуцию в 1 тыс. талантов.

После войны с Римом финансы Селевкидов находились в плачевном состоянии. Сын Антиоха III Селевк IV попытался обобрать казну Сиона, содержавшую 400 талантов серебра и 200 талантов золота (II Книга Маккавейская. 3.11). Его преемник Антиох IV ограбил иерусалимский храм и увез оттуда 1800 талантов (II Книга Маккавейская. 5.21; I Книга Маккавейская. 1.21). Остатки персидских сокровищ Ахеменидов во дворцах Экбатан[61], уже разграбленные Александром, Антигоном I Одноглазым и Селевком I Никатором, тем не менее дали Антиоху III золото и серебро для чеканки монет на сумму 4 тыс. талантов. Нуждаясь в деньгах, царь иногда продавал земельные участки своих владений: за 350 талантов Антиох I уступил территорию городу Питане[62]; Антиох II продал отвергнутой им жене Лаодике домен за 30 талантов.

Расходами царского бюджета были подарки и субсидии политического характера. Так, в 169 до н.э. Антиох IV Эпифан отправил в Рим подарок ценой 50 талантов, а также дары городам Греции на сумму 100 талантов (Полибий. Всеобщая история. XXVIII, 20. 11, 22.1). Антиох III обещал царю Македонии Филиппу V субсидию в 3 тыс. талантов. Деметрий I подкупил египетского правителя Кипра, который за 500 талантов обязался передать ему остров.

Тяжелым грузом на царскую казну была выплата военных контрибуций, огромные суммы которых исчислялись тысячами талантов. В 189 до н.э. Антиох III обязался уплатить римлянам 500 талантов немедленно, 2,5 тыс. талантов после заключения мира и еще 12 тыс. талантов с выплатой по 1 тысяче в год (Полибий. Всеобщая история. XXI. 16.15). Еще более тягостными оказывались прямые военные расходы: на одно только жалованье армии и флоту во время войны с Римом, в 190 до н.э. было потрачено 8 тыс. талантов. Победа позволяла возмещать издержки. Так, например, добыча Птолемея III достигла 42 тыс. 500 талантов, а Луций Корнелий Сципион Азиатский[63], брат Африканского, после победы над Антиохом III привез в Рим 3 тыс. талантов, т.е. 3-х годичную контрибуцию[64].

Талант в Древнем Риме

Римляне соотнесли аттический талант с массой в 100 фунтов (100 librae). Поскольку 1 римский фунт составлял 3/4 греческой мины, то римский талант равнялся 1,25 аттического таланта.

Талант в значении "духовной одаренности" впервые употребляется в Новом Завете: κρύψαι τον τάλαντον εαυτου εν τη γη (греч. читается "крю́псай тон та́лантон хеауту́ эн те ге") "зарывать талант в землю" (Матф. 25:18)[65].

Драхма — самая распространенная древнегреческая денежная единица - равнялась 1/6000 части таланта. Серебряная хиосская драхма V века до н.э. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Увеличить

Драхма — самая распространенная древнегреческая денежная единица - равнялась 1/6000 части таланта. Серебряная хиосская драхма V века до н.э. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Ссылки

Русскоязычные ресурсы

Зарубежные ресурсы

Литература

  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Т. 1. М., 1983
  • Friberg J. A Remarkable Collection of Babylonian Mathematical Texts. N.Y., 2007
  • Haeberlin J.E.J. Die metrologische Grundlagen der ältesten mittelItalischen Münzsysteme. Berlin, 1909
  • Measuring and Weighting in Ancient Times. Haifa, 2001
  • Oppenheim A.L. Seqel, mine and talent in Nuzi // Orientalistische Literaturzeitung, T. 41, 1938, S. 485-486
  • Richardson W.F. Numbering and Measuring in the Classical World. Bristol, 2004
  • Ridgeway W. The Origin of Metallic Currency and Weight Standards. Cambridge, 1892

"Вокруг Света" о таланте

Статьи

Телепрограммы

Вопрос — ответ

Примечания

  1. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990. С. 147-150
  2. Древний город Ур возник в начале III тыс. до н.э., хотя поселение здесь существовало уже с VI тыс. до н.э. (убейдская культура). Городище Ура — Телль аль-Мука́йяр расположено на бывшем рукаве реки Евфрат (около совр. города Эн-Насирия в 360 км к югу от Багдада, Ирак). Раскопки города производились английскими и американскими археологами (Дж.Тейлор, Л.Вулли и др.) в 1854, 1918 — 1934 гг.: Ллойд С. Археология Месопотамии. М., 1984. С. 10, 114-118
  3. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990. С. 97
  4. Ларса — древний город в нижней Месопотамии, столица одноименного царства, возвысившегося после падения III династии Ура в 2025 г. до н. э. В 1762 г. до н.э Ларса была завоевана царем Хаммурапи и вошла в состав Вавилона. Городище Ларсы — Телль Сенкере расположено на одном из рукавов реки Евфрат (к север-западу от совр. города Эн-Насирия в 360 км к югу от Багдада, Ирак)
  5. Leemans W.F. Foreign Trade in the Old Babylonian Period. Leiden, 1960. P. 123-130
  6. Образец вавилонской каменной гири 1400 — 1200 гг. до н.э.; Каменные гири из раскопок храма Мардука в Эбле 1650 — 1600 гг. до н.э.
  7. При раскопках Нимруда были обнаружены несколько бронзовых гирь в виде фигурок льва (ныне в Британском музее)
  8. В Угарите (1800 - 1200 гг. до н.э.) было принято 2 типа весовых таланта: Угарит - Рас Шамра
  9. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 2002. С. 156-161
  10. Lang M. Herodotos and the Abacus // Hesperia, v. XXVI, 1957, n. 3, 271-87
  11. Геродот. История. III. 90-96; Burn A.R. Persia and the Greeks: The Defence of the West С. 546-478 BC. N.Y., 1962. Р. 123-126
  12. Страже Киликийских ворот отдельно платили 140 вавилонских (= 182 аттических) талантов
  13. Персидский гарнизон "Белых стен" (крепость Мемфиса) получал зерна, весом в 120 тыс. медимнов, т.е. количество, достаточное для годового пропитания 20 тыс. человек; рыночная стоимость зерна такого веса составляла в Афинах в 450 г. до н.э. 600 тыс. драхм или 100 аттических талантов (= 70 вавилонских талантов)
  14. Индийцы платили золотым песком, весом в 360 вавилонских талантов (= 468 аттических таланта), что при соотношении золота к серебру как 1:13 составляло 4 680 вавилонских таланта
  15. Олива П. Древний Восток и истоки греческой цивилизации
  16. Казанскене В.П., Казанский Н.Н. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Крито-микенский период. Л., 1986. С. 152; Maritime Matters in the Linear B Tablets; Примеры табличек микенского линейного B письма: Микенские идеограммы и греческие эквиваленты.
  17. δέκα χρυσοιο τάλαντα греч., "де́ка хрюсо́йо та́ланта" — "10 талантов золота" (Гомер. Илиада 9. 122): Liddle-Scott-Jones-McKenzie. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1753 - 1754.
  18. К такому выводу можно придти, исходя из списка наград, обещанных Ахиллом победителям-колесничим, соревновавшимся на погребальных играх по Патроклу (Гомер. Илиада 23. 262-270): 2 таланта должны достаться только препоследнему, 4-му победителю на скачках.; Chantraine P. Dictionnaire Étymologique de la Langue Grecque. Histoire des Mots. T. 1-2. Paris, 1968. P. 1088-1089; Ridgeway W. The Homeric Talent, Its Origin, Value, and Affinities // JHS, v. 8, 1887, P. 133-158
  19. "Порча монеты" - уменьшение количества чистого серебра в одной монете. Возникает по вине правительства, уменьшающего содержание чистого серебра в деньгах, не уменьшая их номинала.
  20. Медимн, Mεδιμνος греч. (ме́димнос) — мера веса сыпучих тел, составлявшая 52,53 л
  21. Данные приведены по работе: Pritchett W.K. The Attic Stelai. Part II // Hesperia, v. XXV, 1956, n. 3, P. 178-317
  22. Котила — мера жидкостей = 0,2736 л
  23. Были приобретены при строительстве Эрехтейона на акрополе в Афинах
  24. Плиний Старший (Естественная история. XIII. 92-93) сообщает, что Цицерон приобрел стол из мавританского дерева и слоновой кости за 500 тыс. сестерциев
  25. Метретес — мера жидкостей = 39,39 л; Дорогое вино с Хиоса могло стоить до 100 драхм за 1 метретес
  26. В 279 г. до н.э. на Делосе мужской гиматий стоил 24 драхмы; женский гиматий — 30 драхм в 200 г. до н.э.
  27. Дорогие одеяния могли стоить до 1 тыс. драхм
  28. Finley M. Studies in Land and Credit in Ancient Athens 500 - 200 B.C. New Brunswick, 1952. P. 79, 266
  29. Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983. С. 72
  30. Например, на богатом Делосе труд врача оценивался в 1 тыс. — 1 тыс. 250 драхм в год
  31. Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983. С. 90, 148, 194
  32. Известен декрет II в. до н.э. из города Селевкия в честь врача Асклепиада, сына Мирона, уроженца Перги, где говорится, что в течение многих лет Асклепиад получал по 1 тыс. драхм в год: Rostovtzeff M. The Social and Economic History of Hellenistic World. Oxford, 1941. P. 1600
  33. Полагают, что это сочинение было написано через полвека после смерти философа в 322 до н.э.
  34. Inscriptiones Graecae I, N 372
  35. Burford A. The Greek Temple Builders at Epidauros. A Social and Economic Study of Building in the Asclepian Sanctuary during the Fourth and early Third Centuries B.C. Liverpool, 1960. P. 106
  36. Выборные магистраты, наблюдавшие за правильной процедурой жертвоприношения
  37. Возможно, что папируса должно было хватать на несколько месяцев вперед
  38. Установление размера фороса для каждого города с учетом его финансовых возможностей было произведено афинским политическим деятелем Аристидом (Плутарх. Аристид. 24.1); Впоследствии, Перикл довел сумму дани до 600 талантов
  39. Год восстания на Наксосе, пожелавшего выйти из Делосского союза
  40. Год битвы при Эвримедонте (река в Памфилии, совр. Копрючай 49 км к востоку от Анталии на юге Турции), где эскадра афинян и их союзников разгромила персидский флот.
  41. Начиная с 454 до н.э. на акрополе стали выставляться мраморные стелы с указанием городов и размера выплачиваемой дани: Meritt B.D., Wade-Gary H.T., McGregor M.F. The Athenian Tribute Lists. Cambridge, 1939
  42. Декрет Перикла от 450 до н.э. предполагал дар Афине 5 тыс. талантов, а также последующие выплаты 3 тыс. талантов в течение 15 лет: Wade-Gary H.T., Meritt B.D. Athenian Resources in 449 and 431 B.C. // Hesperia, v. XXVI, 1957, n. 3, 163-197
  43. Meritt B.D., Wade-Gary H.T., McGregor M.F. The Athenian Tribute Lists. III. Р. 39-52
  44. Эпифора — это процент на позднюю уплату дани, штраф в 3 мины на талант в месяц
  45. Закон Перикла от 431 до н.э.: Wade-Gary H.T., Meritt B.D. Athenian Resources in 449 and 431 B.C. // Hesperia, v. XXVI, 1957, n. 3, 183
  46. В течение нескольких лет сопротивлялся Мелос, сдавшийся только в 418 г. до н.э. (Фукидид. История. V. 84.1, 116)
  47. Meiggs R. The Athenian Empire. Oxford, 1972; Samons L.J. Empire of the Owl: Athenian Imperial Finance. Stuttgart, 2000; Kallet-Marx L. Money, Expense, and Naval Power in Thucydides' History 1-5.24. Berkeley, Los Angeles, Oxford, 1993
  48. Эгоспотамы, Αιγος ποταμοί греч., "Айго́с потамо́й" — маленькая речка на Херсонесе Фракийском (совр. Галлиполи), впадающая в Геллеспонт немного севернее античного Сеста (около совр. города Эсеабат в Турции)
  49. Хрисоэлефантинная техника использовалась для изготовления культовых статуй, при этом деревянная основа покрывалась тонкими листами золота (χρυσός греч., "хрюсо́с") и пластинками слоновой кости (ελεφάντινος греч. "элефа́нтинос"). Самыми известными произведениями искусства, выполненными в хрисоэлефантинной технике, были статуи Зевса в Олимпии и Афины Парфенос на акрополе Афин, изготовленные Фидием
  50. Stanier R.S. The Cost of Parthenon // JHS, v. 73, 1953, P. 68-76
  51. Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя Парфенон и Эрехтейон. М., 1973
  52. The Western Greeks. Ed. by G.P. Carratelli. Venezia, 1996. Р. 315-346
  53. Сумма в 2012 талантов, потраченная на сооружение Пропилей была равна годовому прожиточному минимуму 67 тыс. семей по условиям жизни в Афинах того времени: Блаватский В.Д. Культура Афин времени Фидия // ВДИ, № 2, 1971, С. 104
  54. Meritt B.D., Wade-Gary H.T., McGregor M.F. The Athenian Tribute Lists III, P. 298; Dinsmoor W.B. The Temple of Ares at Athens // Hesperia, v. IX, 1940, n. 1, P. 1-52; Zimmern A. Greek Commonwealth. Oxford, 1931. P. 421-422
  55. Неизвестно, сколько было потрачено на ремонт стен, но даже сумма в 50 талантов свидетельствовала в крупных строительных работах: Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983. С. 240
  56. Zimmern A. Greek Commonwealth. Oxford, 1931. Р. 420
  57. Потидея, Ποτίδαια греч., "Поти́дайя" — древнегреческий город, основанный Коринфом около 600 г. до н.э. на перешейке Паллена (совр. Кассандра), юго-западного выступа полуострова Халкидика. Потидея капитулировала в 428 до н.э.. Недалеко от античных руин находится совр. Неа Потидея, административный регион Центральная Македония
  58. Селевкидская империя
  59. Герра — город на южном берегу Персидского залива, основанный в конце VI в. до н. э. халдеями, бежавшими из Вавилона во время персидского завоевания: Полибий. Всеобщая история, XIII, 9.18
  60. Селевкия на Тигре, Σελεύκεια греч., основанная около 305 до н.э. Селевком I Никатором, находилась на правом берегу Тигра напротив городка Опиды (позднее Ктесифон), немного к северу от Багдада. В 164 г. н.э. Селевкия на Тигре была разрушена римлянами
  61. Экбатаны — столица Мидии, ставшая одной из столиц державы Ахеменидов. Сейчас холм, где некогда стоял древний город, находится рядом с Хамаданом (Иран)
  62. Питана — эолийский город в Мисии. Руины Питаны находятся около города Чандарли в Турции
  63. Аврелий Виктор. О знаменитых людях, LIII
  64. Бикерман Э. Государство Селевкидов
  65. Я. Кротов. Комментарий к Евангелию. Притча о талантах

--Axenophontov 16:19, 15 февраля 2008 (MSK)

К этой странице обращались 70 395 раз(а).