Сартр, Жан-Поль

Жан-Поль Сартр
Увеличить
Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр, Jean-Paul Charles Aymard Sartre, (родился 21 июня 1905 в Париже, скончался 15 апреля 1980 в Париже) — французский философ-экзистенциалист, писатель, драматург и эссеист, исследовавший в своем творчестве проблемы одиночества, свободы, и абсурдности бытия.

Жизнь и творчество

Родился в семье морского инженера, вскоре умершего, и Анн-Мари Сартр, двоюродной сестры Альберта Швейцера; учился в Высшей нормальной школе (Эколь Нормаль) (закончил в 1929), где познакомился с учившейся в Сорбонне Симоной де Бовуар, Раймоном Ароном и Мерло-Понти. После службы в армии (1929 — 1930) Сартр преподавал философию в одном из лицеев Гавра; в 1933 — 1934 Сартр стажировался во Французском институте в Берлине, а по возвращении во Францию — занимался в Париже преподавательской деятельностью. В 1938 Сартр выпустил свой первый и наиболее удачный философский роман "Тошнота"[1] и сборник рассказов под названием "Стена".

Во время Второй мировой войны Сартр, служивший метеорологом, попал в плен и провел 9 месяцев в концлагере (выпущен в апреле 1941). Вернувшись в Париж, Сартр вместе с друзьями организовал подпольную группу "Социализм и свобода", которая после ареста нескольких участников распалась. Однако Сартр не отчаялся и продолжил свою деятельность в движении Сопротивления (вместе с Камю). В этот период были написаны несколько пьес ("Мухи" 1943, "За запертой дверью" 1944) и объемное сочинение — "Бытие и ничто", главный труд Сартра, после чего он сделался признанным лидером экзистенциалистов.

После войны Ж.-П. Сартр вместе с Симоной де Бовуар и Мерло-Понти основал журнал "Новые времена", где регулярно печатал отдельные тома своих публицистических и литературно-критических очерков под названием "Ситуации". Известностью также пользовались его пьесы "Мертвые без погребения" (1946), "Почтительная потаскушка" (1946) и "Грязные руки" (1948), биографические исследования жизни и творчества Бодлера и Жене. В 1950-е годы сотрудничал с Французской коммунистической партией; выступал против французского колониализма в Алжире, вторжения СССР в Венгрию в 1956 и Чехословакию в 1968, войны во Вьетнаме (1959); в 1953 Сартр был избран членом Всемирного совета мира. В 1960-е Ж.-П. Сартр стал одним из кумиров студенческого движения, протестовавшего против "обуржуазившейся" культуры (события мая 1968). 22 октября 1964 Ж.-П. Сартр был удостоен Нобелевской премии, но отказался от нее, как и ранее от ордена Почетного легиона (1945).

Под конец жизни совсем ослеп, не мог больше писать, и потому давал интервью и обсуждал политические события с друзьями. Похоронен на кладбище Монпарнас[2].

Цитаты

Философия

  • Экзистенциализм — это гуманизм

  • Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность

Прошлое, настоящее, будущее

  • Ничто не меняется так часто, как прошлое

  • Действительное будущее — есть возможность такого настоящего, которое я продолжаю в себе и которое есть продление действительного в себе. Мое будущее вовлекает как будущее сосуществование очертания будущего мира… будущее в-себе, которое обнаруживается моим будущим, существует в направлении прямо соединенном с реальностью, в которой я существую

  • Я есть мое прошлое, и если меня нет, мое прошлое не будет существовать дольше меня или кого-то еще. Оно не будет больше иметь связей с настоящим. Это определенно не означает, что оно не будет существовать, но только то, что его бытие будет неоткрытым. Я единственный, в ком мое прошлое существует в этом мире

  • У каждого настоящего есть свое будущее, которое освещает его и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим

Время

  • Вот оно время в его наготе, оно осуществляется медленно, его приходится ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что замечаешь, что оно давно уже здесь

  • Диалектика как движение действительности невозможна, если не диалектично время, т.е. если отрицают определенную активность будущего как такового. Мы должны понять, что ни люди, ни их действия не находятся во времени: время, как конкретное свойство истории, созидается людьми на основе их изначального времяполагания

Свобода, выбор, отчаяние, абсурд

  • Если вы одиноки, когда вы один, значит, вы в дурном обществе

  • Жизнь до того, как мы ее проживем — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл

  • Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня

  • Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно. ...Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем

  • За любое счастье приходится расплачиваться, нет такой истории, которая не кончилась бы плохо. Пишу об этом не с какой-то патетичностью, а просто так, хладнокровно, потому что всегда так думаю и потому что надо было об этом здесь сказать. Это ничуть не мешает мне впутываться в истории, но у меня всегда было убеждение, что у них будет мрачный конец, никогда мне еще не приходилось испытать счастья без того, что бы я не подумал о том, что произойдет после

  • Мне кажется, что у каждого из нас есть свое отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим

  • Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаем ей смысл

  • Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу

  • Мы являемся тем, что мы хотим

  • Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния

  • Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо

  • Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!

  • Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю

  • Я думаю, что добрая половина всех человеческих деяний имеет своей целью реализовать нереализуемое. Думаю, что большинство наших самых мелких разочарований объясняется тем, что нечто нереализуемое представляется нам в будущем, а затем, какое-то время спустя, уже в прошлом — реализуемым, и тем, тогда-то мы и чувствуем это, что мы его не реализовали

  • Я сам своя свобода

  • Делать что бы то ни было в три часа ночи либо слишком поздно, либо слишком рано

  • Как приятно впадать в безнадежное отчаяние. Это дает право дуться на весь мир

  • Ад — это Другие

  • Абсурд — это грех без Бога

  • Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же

  • Респектабельные люди верят в Бога, чтобы только не говорить о нем

Человек

  • У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее как может

  • Человек обречен на свободу

  • Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам

  • Наедине с собой этот человек всегда спит

  • ...с каждым днем он все более похож на свой будущий труп

  • А ну, познания человеческие, поглядим, кто — кого!

  • Бывают дни, когда человек вселяет в меня ужас

  • Когда человек ничего не делает, он думает, что отвечает за всё

  • Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь

  • Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом

  • Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей

  • Если человечество вдруг исчезнет, оно в самом деле убьет своих мертвецов

  • Достаточно, чтобы один человек ненавидел другого, — и ненависть, переходя от соседа к соседу, заражает все человечество

  • Недоверие ведет к войне

  • Израиль — единственная страна в мире, где можно назвать человека евреем, не опасаясь прослыть антисемитом

Из предсмертной беседы Сартра со своим секретарем

  • Мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел. Думаю, будущее опровергнет многие мои суждения; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но во всяком случае История не спеша движется к пониманию человека человеком...

Ссылки

Сочинения

Литература

"Вокруг света" о Сартре

Статьи

Примечания

  1. Герой "Тошноты", Антуан Рокентен, осознав абсурдность существования, приходит к мысли о написании романа, потому что творчество — это единственное занятие, имеющее хотя бы какой-то смысл
  2. Рядом с ним была впоследствии похоронена Симона де Бовуар, умершая 14 апреля 1986

--Axenophontov 22:25, 20 июня 2007 (MSD)

К этой странице обращались 24 661 раз(а).