Русские

Сватовство у семейских, представителей этнографической группы русских страробрядцев, живущих в Забайкалье с XVIII в.
Увеличить

Сватовство у семейских, представителей этнографической группы русских страробрядцев, живущих в Забайкалье с XVIII в.

Ру́сские, Russians (англ.), Russen (нем.), Russes (франц.) ― титульная нация Российской Федерации, говорящая на русском языке, принадлежащем восточнославянской подгруппе славянской группы индо-европейской языковой семьи. Всего в мире насчитывается порядка 145 млн русских, из которых большинство живет в России, странах СНГ и Балтии. Согласно Всероссийской переписи населения-2002, в России проживало 115 889 107 этнических русских, что составляло 79,8% населения[1]. Русские проживают на большей части территории Российской Федерации, от Калининграда до Владивостока и Чукотки, от Мурманска до Северного Кавказа, границ Казахстана и Китая. Основной религией традиционно является православие[2], официально принятое в 988, однако лишь 3% практикуют религиозные обряды, 17% ходят в церковь, а до 1/3 населения вообще считает себя атеистами. Для письма используется алфавит — вариант кириллицы. По антропологическому типу русские принадлежат к европеоидной расе, на юге — с примесью монголоидных элементов.

Расселение

Б.М. Кустодиев (1878-1927). "На ярмарке в Саратове", 1910. Саратовский государственный художественный музей имени А.H. Радищева
Увеличить

Б.М. Кустодиев (1878-1927). "На ярмарке в Саратове", 1910. Саратовский государственный художественный музей имени А.H. Радищева

Ближнее зарубежье

Основная масса русского населения проживает на Украине (8 млн 334 тыс. человек, 17.3% от общего количества населения на 2001, причем в Крыму русские составляли 58,5% всего населения)[3], в Казахстане (3 млн 906 тыс., 25.08%, от общего количества населения на 2007)[4] и Белоруссии (1 млн 141,7 тыс., 11.4% от общего количества населения на 1999)[5], а также в Латвии (626 тыс. 136 человек — на 2009 г.)[6], Узбекистане (около 620 тыс. — на 2005 г.)[7], Киргизии (603 201 человек по переписи 1999)[8], Эстонии (342 тыс., 25.6% — на 2000)[9], Литве (219 789, 6.31% — на 2001)[10], Молдавии (201 218 по переписи 2004 без учета Приднестровья)[11], в Приднестровье (168 678 — на 2004 г.)[12], Азербайджане (142 тыс. на 2008)[13], Туркмении (142 тыс. на 2005)[14], Таджикистане (68,2 тыс. по переписи 2000 г.)[15], Грузии (67 648, 1.5% от всего населения по переписи 2002, без Абхазии и Южной Осетии)[16], Абхазии (23 420 по переписи 2003)[17], Армении (14 660, 0.46%, по переписи 2001)[18], Южной Осетии (2016 человек, 2.8 % на 2008)[19].

Дальнее зарубежье

Наибольшее количество русских в дальнем зарубежье проживают в США — 3 млн 129 тыс. 738 человек оказались русскими в 2008 (1% от всего населения страны)[20]. Этноним Russians в США понимают широко и под него подпадают русскоговорящие выходцы с территорий бывшего СССР различных национальностей, в частности евреи, армяне и другие[21]. Поэтому более реальной выглядит численность собственно этнических русских США, определяемая на 2000 г. в 750 тыс. человек[22]. Русскоязычное население, в основном, сконцентрировано в городах Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сиэтл, Детройт[23]. Далее по численности русского населения следуют Канада (500,6 тыс. человек русского происхождения в 2006 г., 1.6% населения)[24], Великобритания (≈ 300 тыс., 0.5%, на 2006)[25], Израиль (≈ 200 тыс., 3% населения на 2003)[26], Италия (199,6 тыс., большинство из которых женщины, вышедшие замуж, на 2001)[27], Германия (188 тыс. 253 российских граждан, 60% из них — женщины, пребывали в ФРГ в конце 2008)[28], Франция (115 тыс.)[29], Аргентина (более 100 тыс. по неофициальным данным)[30], Австралия (15 тыс. 354 человека пребывало в Австралии в 2006, а еще 67 тыс. 055 чел. заявили о своих русских корнях)[31], Бразилия (≈ 70 тыс., начало 2000-х)[32], Чили (около 70 тыс.)[33], Куба (50,2 тыс. по данным переписи 2002)[34], Финляндия (≈ 50 тыс. человек, 0.92% населения, 2008)[35], Турция (до 50 тыс., из которых 80—90% — женщины, вышедшие замуж за турок)[36], Испания (42,58 тыс. по данным переписи 2005, в значительном числе, женщины и дети, постоянно живущие в купленной тут недвижимости), Ливан (36,6 тыс. русских работают в сфере бизнеса, главным образом в столице Бейруте, на 2005 г.), Румыния (36 тыс. 397 чел., 0.2%, по переписи 2002, главным образом, старообрядцы-липоване)[37], Бельгия (35 тыс. или, по неофициальным данным, — 80 тыс., на 2010)[38], Австрия (21,8 тыс., на 2009)[39], Китай (15,6 тыс. по данным всекитайской переписи населения 2000 г., русские более компактно живут в русской национальной волости Шивэй под городом Ээргуна Автономного района Внутренняя Монголия)[40], Болгария (15,5 тыс., на 2002), Норвегия (13,9 тыс., на 2009 г.)[41], Греция (13,6 тыс, 0.12% населения, на 2001 г.), Чехия (12,3 тыс., 0.1%, перепись 2001)[42], Кипр (4,9 тыс. русских (главным образом, женщин) работают в сфере услуг; женщины также являются женами киприотов, 2001 г.)[43].

Этимология этнонимов

Н.К. Рерих (1874-1947). "Заморские гости", 1901. На картине изображены варяги, плывущие в Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Увеличить

Н.К. Рерих (1874-1947). "Заморские гости", 1901. На картине изображены варяги, плывущие в Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наименование "русские" по своему происхождению является субстантивированным прилагательным, восходящим к географическому названию Русь, Русская земля. Впервые данный термин упомянут во франкских "Бертинских анналах" под 838 г.: к византийскому императору Феофилу II (829-842) явились послы, "которые утверждали, что их, то есть их народ, зовут Рос (se ... gentem suam Rhos vocari dicebant лат.)", а посланы они их правителем-хаканом. Потом это посольство вместе с византийцами отправилось ко двору короля франков Людовика I Благочестивого (814-840), который выяснил, что послы на самом деле являются "свеонами", то есть норманнами-шведами[44]. Другой важнейший источник для исследования этимологии - "Повесть временных лет" Нестора, рассказывающая о призвании варягов во главе с Рюриком в Новгородскую землю в 862 г. следующим образом: "И идоша за море къ варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свие... Реша русь, чюдь, словени и кривичи: "Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ. Да поидете княжить и володети нами". И изъбрашася 3 братья с роды своими, и пояша по собе всю русь, и придоша". ... "И отъ техъ варягъ прозвася руская земля, новугородьци, ти суть людье новугородьци от рода варяжьска, преже бо беша словени". Также летописец замечает: "А словеньскый языкъ и русскый одно есть, от варягъ бо прозвашася Русью, а первое беша словене"[45]. Данное новгородское предание было записано монахом Киево-Печерского монастыря Нестором позднее, около 1113 г., который, возможно, внес в традицию свою интерпертацию происходившего и идентификацию народов[46]. Тема же происхождения народа от иноземцев, часто имевших в чем-то созвучный этноним, была достаточно популярной в XI-XIII вв. Она позволяла включить историю данного этноса во всемирно-исторически процесс, создать стройную схему существования человечества от потопа до сего дня.

Воин Московского государства. Гравюра из немецкого издания книги Сигизмунда Герберштейна (1486-1566) "Записки о Московии" (Herberstein S., Freiherr von. Moscovia der Hauptstat in Reissen. Wien, 1557).
Увеличить

Воин Московского государства. Гравюра из немецкого издания книги Сигизмунда Герберштейна (1486-1566) "Записки о Московии" (Herberstein S., Freiherr von. Moscovia der Hauptstat in Reissen. Wien, 1557).

Австрийский посол в России Сигизмунд Герберштейн (1486-1566) в своих "Записках о Московии" изложил различные объяснения этимологии названия государства, существовавшие в западной науке и русском фольклоре его времени, в первой трети XVI в., часть из которых продолжает оставаться актуальными и сегодня: "О происхождении названия Russia существуют различные мнения. Одни полагают, что оно произведено от (имени) Русса (Russus лат.), брата польского государя Леха, поскольку этот (Русс) был-де государем русских. Другие ведут его от имени весьма древнего города Русы (Russum лат.), неподалеку от Новгорода Великого. Есть и такие, которые объясняют это название смуглостью жителей. Однако большинство считает, что Руссия — это измененное имя Роксолания. Сами же московиты, отвергая подобные мнения, как не соответствующие истине, уверяют, будто их страна изначально называлась Россея (Rosseia лат.), а имя это указывает на разбросанность и рассеянность ее народа, ведь Россея на русском языке и значит “разбросанность” или “рассеяние”." ... "Но каково бы ни было происхождение имени Руссия, народ этот, говорящий на славянском языке, исповедующий веру Христову по греческому обряду, называющий себя на родном своем языке Russi, а по-латыни именуемый Rhuteni, столь умножился, что либо изгнал живущие среди него иные племена, либо заставил их жить на его лад, так что все они называются теперь одним и тем же именем русские". Следовательно, европейские ученые предполагали следующие этимологии названия страны: 1) простое евгемеричное[47] объяснение названия от некоего прародителя Русса; 2) от названия города Старая Русса к югу от Новгорода; 3) видимо, от русого цвета волос жителей; 4) от наименования древнего сарматского племени роксоланов. Сами же русские на основании народной этимологии, базировавшейся на простом созвучии, предполагали, что название страны Россия-Рассея возникло от глагола "рассеять".

Васнецов В.М. "Варяги", 1909 г. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва. На картине представлены скандинавы, торгующие с русами.
Увеличить

Васнецов В.М. "Варяги", 1909 г. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва. На картине представлены скандинавы, торгующие с русами.

До сих пор этимология названия Русь остается предметом научной дискуссии. По подсчетам украинского топонимиста А. С. Стрижак, существуют 15 научных гипотез о происхождении данного этнонима[48]. В общем, последователи норманнской теории возникновения Русского государства поддерживали «северное» (главным образом, скандинавское) происхождение термина, тогда как славяно- и русофилы пытались обосновать «южную» (в основном, славянскую) этимологию. Классическая схема построения норманистов о происхождении термина Русь выглядит, в общем, так: Ro(d)slagen / *Rhōter→ Ruotsi→ русь→ Rhos, где Roslagen - название жителей шведского побережья (совр. Руден), которое финны превратили в Ruotsi, от чего, собственно говоря, и образовалось название Русь. Причем наименование Roslagen считается более поздним, сменившим название Rhōter, жители которого именовались rhōtskarlar, rhōts-maen или rhōts-byggiar, что означало "гребцы", "мореходы" или "жители морских проливов"[49]. В середине IX в. на Западе, в Византии и в среде арабских географов действительно отличали русов-скандинавов от славян. Сочинение византийского императора Константина VII Багрянородного (905-959) "Об управлении империей" (гл. 9) называет славянские и "росские" (Ρωσιστί) названия Днепровских порогов, причем последние достаточно убедительно этимологизируются из древнескандинавского или древнешведского языка[50]. Епископ Кремоны Лиутпранд (≈ 920-972) писал, что Византия имеет соседями "с севера венгров, печенегов, хазаров, русиев, которых иначе мы называем норманнами (Rusios quos alio nos nomine Nordmannos apellamus лат.)" (Лиутпранд. Воздаяния, I,11). С одной стороны, епископ, дважды побывавший в Византии, прямо отождествляет норманнов с русами, с другой - он явно говорит о Руси как о территориальном государстве, соседнем с Византией.

Одна из гипотез северной теории связывает название Русь с полабско-поморскими славянами, в частности, с наименованием острова Рюген (Rügen нем., Rugia лат., Rana польск.) в Балтийском море, который был населен славянским племенем рушан или ругов (Rugiani, Rugi). Ругами же немецкие источники X-XI вв. называли выходцев с Руси, тем самым указывая не только на схожесть названий по звучанию, но, возможно, и на генетическую близость обоих народов. Причем это отождествление этнонимов произошло не в славянской среде - летописи не упоминают названия Ругия и руги. Таким образом, по мнению сторонников данной гипотезы, получается, что Рюрик с ругами прибыл на Русь с данного острова[51].

Воин-рус X века. Реконструкция середины XIX в. Воспроизведено по книге: Солнцев Ф.Г. Одежды Российского государства. СПб., 1869.
Увеличить

Воин-рус X века. Реконструкция середины XIX в. Воспроизведено по книге: Солнцев Ф.Г. Одежды Российского государства. СПб., 1869.

"Южная" теория происхождения этнонима Русь, поддерживаемая еще М.В. Ломоносовым (1711-1765)[52], была особенно популярна в советское время, в соответствии с господствовавшей тогда этноисторической концепцией развития. Основными аргументами "южной" теории являются исторические, лингвистические же остаются весьма слабыми. Взяв за основу тезис о внутреннем формировании русского государства, исследователи полагают, что еще до Киевской Руси существовало надплеменное образование - Русская земля, которая включала в себя Киевскую, Переяславскую и Черниговскую области, поэтому-то и "Повесть временных лет" рассказывает о принятии варягами князя Олега названия русь в Киеве в 882 г.[53]. Согласно другой гипотезе, считающей корни рос- и рус- взаимозаменяемыми, этноним происходит от названия реки Рось в Среднем Приднепровье, однако лингвистический анализ корней (по-древнерусски - Ръсь, род. пад. - Рси) и фонетики опровергает данное предположение. К тому же, особого славянского племени с названием русов или росов тут не существовало, а жители берегов реки Рось именовались в летописи поршанами[54]. Академик Б. А. Рыбаков (1908-2001) предложил связать этноним росомоны (Rosomonorum gens лат.), однажды упоминаемый готским историком Иорданом (Гетика, 129) как народ, входивший в состав готской державы Германариха, с существованием племенем рось на реке Рось[55]. Однако данный этноним упоминается лишь однажды и подтвердить или опровергнуть данную гипотезу не представляется возможным. Да и на реке Рось, пограничной с кочевым миром, славянские памятники вплоть до XI-XII вв. не появляются[56].

Уязвимо для критики предположение о происхождении этнонима Русь от прилагательного русый (общеславянское *rud- / *rus- → *rud-sa), ведь, как показал немецкий лингвист Г. Шрамм, собственно славянских этнонимов, возникших от внешних признаков людей, не существует[57]. Предполагается и альтернативная этимология для названия русские, которое связывается с иранским корнем rūxs- / roxs- - "светлый"[58]. Сарматский народ с данным названием - роксоланы (Ρωξολανοί греч.; Roxolani лат. ) - "светлые аланы" - кочевал в степях Юга России в последние века новой эры[59]. Однако подобное перенесение этнонима с ираноязычных номадов на иноязычных оседлых славян маловероятно по историческим и лингвистическим причинам[60]. Также "кельтская" и "готская" этимология названия Русь не основываются на прочных лингвистических и исторических аргументах[61].

Академик С. Ф. Платонов (1860-1933)[62] выдвинул "объединительную" гипотезу, согласно которой русью считались славяно-варяжьи дружины, совершавшие дальние экспедиции. И, в таком случае, само понятие Русь должно было обозначать "войско, дружина", о чем напоминает финское Ruotsi, древнеисландское rōþs и руническое ruÞ. В подобном социальном значении слово русин встречается еще в XI в. в краткой редакции "Русской правды", где оно обозначает дружинника или представителя княжеской администрации. В таком случае понятно, на каком основании у Людовика I варяги именовали себя росами. К началу XII в. слово совсем утратило свой первоначальный социальный смысл. Оно стало географическим, а позднее этническим названием[63].

В Ветхом Завете, в "Книге пророка Иезекииля" (VI в. до н.э.) упоминается "Гог, в земле Магог, князь Роша, Мешеха и Фувала" (38, 2-3; 39, 2), который в греческой "Септуагинте" стал "архонтом Ρως"[64]. Последнее наименование сближается с известным византийцам народом "Рос", который окажется в армии северных варваров, двинувшейся на Святую Землю во главе с Гогом. Данное эсхатологические понимание этнонима вполне закономерно для религиозного сознания византийцев, но сейчас этимология названия Рош возводится к древнееврейскому ראש, - "глава" и считается не имеющим ничего общего с древними русами[65].

В сирийской "Церковной истории" Псевдо-Захарии (≈ 518 г.) упоминается некий народ Hros (Захария Митиленский. Церковная история, 115), который рассматривается рядом исследователей как свидетельство о русах в VI в.[66] Источник пишет: "Вглубь от них (= кочевников) живет народ амазраты и люди-псы, на запад и на север от них живут амазонки, женщины с одной грудью, они живут сами по себе и воюют с оружием и на конях". ... "Соседний с ними народ ерос (рос,- согласно Н. В. Пигулевской), мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. Дальше на восток, у северных краев, есть еще три черных народа". Как видно, данное известие показывает мифологическую карту народов Северного Кавказа, которая, впрочем, считалась вполне реальной. Сам же источник данного упоминания следует искать в той же Библии, в греческом переводе пророчеств Иезекииля[67].

Естественно, мнение сторонников яфетической теории академика Н. Я. Марра (1864-1934)[68] и современных "исследователей" вопроса, связывающих наименование русских с этрусками (Τυρρηνοί греч.; Tusci лат.), не имеется под собой ни лингвистических, ни исторических оснований, а основывается, по существу, "на сходстве звона", на некоторой схожести этнонимов обоих народов.

Набросок карты Европы, сделанный Леонардо да Винчи около 1493. Великое княжество Московское обозначено как "Россия", Rossia."Атлантический кодекс", стр. 1006 об.
Увеличить

Набросок карты Европы, сделанный Леонардо да Винчи около 1493. Великое княжество Московское обозначено как "Россия", Rossia.

"Атлантический кодекс", стр. 1006 об.

Современное название Россия восходит к среднегреческому языку. Слово Россия-Ρωσία (греч.) впервые встречается у Константина Багрянородного в трактате "Об управлении империей" (гл. 9). Оно образовано от заимствованного византийцами этнонима Ρώς (греч.), с обычным корневым чередованием ω и ου, к которому прибавилось стандартное топонимическое окончание слова -ία. В памятниках же собственно русской письменности в XI-XIV вв. употреблялись традиционные названия Русь, Русская земля, русин. С середины XV в. увлечение греческой культурой привело к использованию новых книжных форм Росия или Росея. Митрополит киевский Михаил Рогоза (1589-1599), принявший Брестскую унию с римским папой в 1596 г., стал именоваться "архиепископом всея России". С XVII в. в письменных источниках встречается термины Великая Россия и великороссы, которые уже можно считать этнонимами. Еще в XVIII - начале XIX в. слова Россия и росс считались принадлежавшими высокому "штилю", тогда Русь и русские таковыми не являлись. В настоящие время в обиходе используется как пара Русь и русский для обозначения страны и этноса, так и Россия, российский, россияне в качестве названий, связанный с РФ в целом[69].

С начала XIV в. в источниках встречается понятие Малая Русь, обозначавшее первоначально юго-западную Галицкую Русь. Подобное географические деление страны не является уникальным - оно иногда встречается в качестве обозначение политического статуса, существовавшего в государстве (например: Великая и Малая Польша), то есть, в общем, большая часть страны противопоставляется ее определенной меньшей по размеру части. В граммоте от 1335 г. галицко-волынского князя, поляка по происхождению, Юрия II (1323/5-1340) впервые употреблен титул dux totius Russiae Minoris (лат. "князь всея Малой Руссии")[70]. До XVI в. в Московии понятие Малая Русь не использовалось, вместо него иногда встречалось наименование Червонная Русь (= Красная Русь, от города Червень). В первой половине XVII в. в Московском государстве использовались греческие термины Великая и Малая Росия, а также прилагательное росский и этноним рос. С конца XVII в. Малая Россия приобретает форму этнонима - земли, населенной украинцами. В современном польском языке сохраняется с XVIII в. различие для обозначения русских-великорусов (Rosya, rosyanin, rosyjski) и украинцев (Ruś, rusin, ruski)[71].

В нарративных источниках XIV в. встречается понятие Белая Русь, обозначавшее Северо-Западную часть страны. Происхождение данного названия остается неясным. Согласно двум вероятным объяснениям, оно произошло от "обельного" статуса населения, свободного от податей, или от цветового соотношения сторон света, в котором белый символизировал Запад. Попытки напрямую связать наименование Белая Русь с цветом одежды населения не представляются убедительными[72].

Этническая история

Сражающиеся скифы. Верхняя часть золотого гребня из кургана Солоха, IV в. до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Увеличить

Сражающиеся скифы. Верхняя часть золотого гребня из кургана Солоха, IV в. до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

  • Б. А. Рыбаков доказывает, что предками славян и позднее Руси в середине I тыс. до н.э. были скифы-пахари, сколоты, упоминаемые "отцом истории" Геродотом (История, IV,6), которые жили на Украине, впрочем, это - лишь гипотеза[73]. Однако иранское (скифо-сарматское) влияние на анторопогенез отрицать нельзя.

  • Середина I тыс. н. э.: разделение общеславянского массива на западных, южных и восточных славян: венедов, склавинов (Σκλαβηνοί греч., Sclaveni лат.) и антов (Άνται греч., Antes лат.).

  • III-IV вв.: археологические памятники данного периода между Верхним Днестром и бассейном левых притоков Среднего Днепра признаются славянскими. Можно вспомнить, что 1500-летие Киева отмечалось в 1982 г., то есть временем его легендарного основания считается 482 год.

Переговоры печенегов с русскими. Миниатюра из русской летописи.
Увеличить

Переговоры печенегов с русскими. Миниатюра из русской летописи.

  • VIII-IX вв.: славянская колонизация Северо-Запада России согласно археологическим данным. Образование ряда союзов восточнославянских племен (с севера на юг): 1) ильменские словене, центром которых был Великий Новгород, стоящий на берегу реки Волхов; 2) кривичи, жившие в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска, Ростова Великого, Суздаля; 3) полочане, расселившиеся на реке Полоти, при ее впадении в Западную Двину, где стоял главный город племени - Полоцк, или Полотск; 4) дреговичи жили на берегах реки Принять, где располагались города Туров и Пинск; 5) радимичи, обитавшие в междуречье Днепра и Десны; 6) вятичи жили по Оке, где располагалась старая Рязань; 7) северяне занимали бассейн Десны, Сейма и Суды. В их землях находились Новгород Северский и Чернигов; 8) древляне жили в лесах по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Их главным городом был Искоростень на реке Уж; кроме того у них существовали другие города - Овруч, Городск; 9) волыняне поселились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень; 10) поляне населяли земли вокруг Киева и Переяславля; 11) белые хорваты жили вокруг Перемышля на реке Сан; 12) уличи занимали земли между Днестром и Южным Бугом вплоть до побережье Черного моря. Их главным городом был Пересечень; 13) тиверцы занимали пространства между Прутом и Днестром, до устья Дуная и берегов Черного моря; 14) бужане, жившие, вероятно, на берегах Южного Буга[75].

  • IX-XII вв.: в результате постепенного слияния союзов восточнославянских племен внутри Киевской Руси формируется древнерусская народность.

  • XI-XVI вв.: постепенная ассимиляция русскими восточнофинских народов: мещёры, жившей по Оке на Мещерской низменности (к середине XVI в. смешались с русскими, татарами и башкирами), муромы в районе Мурома (с XIV в. не упоминается в источниках) и мери (вероятно, марийский этнос) в районе Костромы, Ростова, Ярославля (ассмилирована в XI-XIV вв.).

  • Середина XII-вторая треть XIII вв.: постепенная ассимиляция "черных клобуков" (торков, берендеев и печенегов) - кочевых союзников киевских князей, - поселенных в Поросье, на границе со степью для защиты от кочевников-половцев[76].

Взятие Батыем Смоленска в 1240. Миниатюра Лицевого свода. Галицынский свод, XVI в. Российская национального библиотека, Санкт-Петербург.
Увеличить

Взятие Батыем Смоленска в 1240. Миниатюра Лицевого свода. Галицынский свод, XVI в. Российская национального библиотека, Санкт-Петербург.

  • XIII-XV вв.: в результате Батыева нашествия (1237-1241 гг.) и последующих постоянных татарских набегов значительная часть населения Восточной и Южной Руси погибла, уведена в полон и продана в рабство или просто разбежалась. В указателе сельских поселений и курганов X-XII вв. Северо-Восточной Руси находим, что из 371 домонгольского поселения, упомянутого в указателе, 105 прекратили существование не позднее XIII в., и только 46 имели наряду с домонгольскими слоями археологический материал XIV-XV вв. (по остальным ситуация не ясна)[77]. Массовые переселения в поисках большей безопасности от этих набегов привели к значительному уменьшению населения и запустению пограничных русских княжеств и перемещению центров политической жизни в Северо-Восточную Русь. Причиной массовой иммиграции русского населения на север (в Москву, Тверь, Ростов, Ярославль и далее – в сторону Белого озера, Великого Устюга, Вятки) и на запад были непрерывные «татарские рати» последней трети XIII в., повторяющиеся почти ежегодно (с 1273 по 1297 г. - 15 походов только на Северо-Восточную Русь). Наиболее опасными на Северо-Востоке были владимирские земли по Клязьме, Переяславское и Рязанское княжества, Муромские земли по реке Оке[78].

  • XIII-середина XX вв.: постепенная ассимиляция русскими православных финских народностей Северо-Запада России: води (vaďďalain - народности, родственной эстам, в Кингисеппском районе Ленинградской области; по переписи 2002 г. - 72 человека), ижоры (ižoralaine - карельской народности в Ленинградской области; по переписи 2002 г. - 362 человека знали ижорский язык) и вепсов (vepslaine, lüdilaine, вепсляйжед, людиникад - ранее: чудь, весь - в Ленинградской и Вологодской областях и в Карелии; по переписи 2002 г. - 8240 человек)[79].

  • XIV-XV вв.: на основе бывшей некогда единой древнерусской народности формируются три восточнославянских этноса: русские, украинцы и белорусы. Этому способствовало разделение территории бывшей Киевской Руси между русскими княжествами, первенствующее положение среди которых заняло Московское, Литвой и Польшей.

  • Вторая половина XIV-XV вв.: переход литовских князей на службу в Московское государство, образование ряда знатных русских родов Московского царства (Бельские, Волынские, Глинские, Голицыны, Куракины, Мстиславские, Трубецкие, Хованские).

Гравюра из книги С. Герберштейна (Siegmund Freiherr von Herberstein, 1486-1566) "Rerum Moscoviticarum Commentarii" (Basel, 1556) с изображением русской знати (1-я треть XVI в.). Слева направо: боярин (Moscovita magnatu habitus лат.), дворянин (Moscovita nobilis familia лат.), воин (Moscovita habitu militari лат.) и татарин в характерных штанах (Tartarus gentili mors armatus лат.).
Увеличить

Гравюра из книги С. Герберштейна (Siegmund Freiherr von Herberstein, 1486-1566) "Rerum Moscoviticarum Commentarii" (Basel, 1556) с изображением русской знати (1-я треть XVI в.). Слева направо: боярин (Moscovita magnatu habitus лат.), дворянин (Moscovita nobilis familia лат.), воин (Moscovita habitu militari лат.) и татарин в характерных штанах (Tartarus gentili mors armatus лат.).

  • XV-XVI вв.: переход татарских князей с сопровождающими на службу в Московское царство. Основная масса татар влилась в господствующий слой русского общества. М.Н. Загоскин (1789-1852) насчитал 120 дворянских родов татарского происхождения, что составило 15% от всего дворянства (Апраксины, Бибиковы, Ермоловы, Карамзины, Матюшкины, Мусины, Тургеневы, Урусовы, Чаадаевы, Юсуповы и другие)[80]. Также татары участвовали в формировании родов в других сословиях Российской империи (Байбурины, Булгаковы, Есенины, Катаевы и другие)[81].

  • Конец XVI-XVIII вв.: освоение и заселение русскими колонистами, главным образом поморами и казаками, Сибири. В середине XVII в. казаки дошли до Амура, Чукотки и Охотского моря. Возникновение смешанных групп населения, например: марковцы на Анадыре, карымы - в Забайкалье, камчадалы - на Камчатке и другие.

Гравюра из книги С. Герберштейна (Siegmund Freiherr von Herberstein, 1486-1566) "Moscovia der Hauptstat in Reissen" (Wien, 1557) с изображением русской конницы в тегиляях (1-я треть XVI в.).
Увеличить

Гравюра из книги С. Герберштейна (Siegmund Freiherr von Herberstein, 1486-1566) "Moscovia der Hauptstat in Reissen" (Wien, 1557) с изображением русской конницы в тегиляях (1-я треть XVI в.).

  • XVI-XIX вв.: в ходе миграций русские должны были адаптироваться к новым природным условиям в результате чего появились этнографические группы русского народа. Северные группы: наиболее древняя группа (c XII в.) - поморы на побережье Белого и Баренцева моря, заонежане, каргопольцы; центральные группы: ильменские поозёры, псковичи, мещёра в Рязанской области, тудовляне - в Тверской области; южные группы: горюны в центральной части Сумской области Украины, обоянцы — на юге Одесской области, саяны - в Курской области, полехи - в бессейне рек Десна и Сейм, цуканы - в Воронежской области; локальные, чаще старообрядческие, группы в Поволжье: кержаки - в Нижегородском Заволжье, на Урале, а также в Сибири; в Сибири: затундренные (затундренные крестьяне) - вдоль рек Дудинка и Хатанга на Таймырском полуострове, каменщики (бухтарминские каменщики, бухтарминцы) - на Юго-Западном Алтае, камчадалы - на Камчатке, колымчане - по реке Колыма, карымы - в Забайкалье, марковцы - на берегах среднего течения Анадыря, поляки - на Алтае и в Забайкалье, русскоустьинцы — жители села Русское Устье Аллаиховского улуса Якутии, в устье Индигирки, семейские - в Забайкалье; якутяне (ленские крестьяне) — в районе Якутска, Олёкминского и Хангаласского улусов республики Саха-Якутия ; в Средней Азии: уральцы - в Казахстане и Каракалпакии (Узбекистан); в Закавказье: молокане на территории Армении и Азербайджана[82]. В XVI-XVII вв. существовало особое сословие однодворцев, служилых "по прибору", которые за владение землей (без крепостных крестьян) должны служить на южных границах России. В начале XVIII в.однодворцы, в связи с переходом пограничной полосы государства далее на юг, были переведены в категорию государственных крестьян, а в 1866 г. упразднены вовсе. В XIX в. однодворцы составляли этнографическую группу русских, живших на бывших пограничных, а теперь - в центрально-чернозёмных губерниях Российской империи — Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской. К началу XX в. однодворцы практически полностью ассимилировались[83].

Польский художник-баталист Юлиуш Коссак (1824-1899). Донские казаки, 1877 г. Народный музей, Кельце.
Увеличить

Польский художник-баталист Юлиуш Коссак (1824-1899). Донские казаки, 1877 г. Народный музей, Кельце.

Амурские казаки. Фотография 1890-1900 гг. Среди этнических русских видим одного эвенка.
Увеличить

Амурские казаки. Фотография 1890-1900 гг. Среди этнических русских видим одного эвенка.

  • 1598-1613: "Смутное время" привело к глубокому хозяйственному упадку, выразившемуся, прежде всего, в падению численности крестьянского населения, его обнищании, сокращении наделов, росте различных категорий кабальных, сокращении числа городов и торгово-промышленных поселков в Центральной и Северо-Западной части России. Население бежало на Юг и Юго-Запад России. По Столбовскому миру со Швецией (1617 г.) Новгород был возвращен России, тогда как юго-западные земли Карелии были переданы Швеции. В это время все население Новгорода состояло из нескольких сотен человек. Православное население с отданных Швеции областей выселилось в Россию, карелы – в Тверскую область. Хотя в среднем площадь обрабатываемой земли в Европеской России сократилась в 4-10 раз, но в некоторых уездах центра России размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян - в 4 раза. В ряде районов страны даже в 1620-1640-е гг. плотность населения оставалась ниже уровня XVI в.[87]

  • Середина XVII-XIX вв.: постепенное медленное обрусение части немецкого населения Российской империи (в 1913 г. - 2,4 млн человек), которое в своем большинстве сохраняло в России свой язык и лютеранское или католическое вероисповедание, что служило препятствием для браков с православным населением. Обычными в среде светского общества стали жены-немки.

Кустодиев Б.М. (1878-1927). "Крестный ход на Пасху", 1915 г. Чувашский государственный художественный музей.
Увеличить

Кустодиев Б.М. (1878-1927). "Крестный ход на Пасху", 1915 г. Чувашский государственный художественный музей.

  • 1667-1905: бегство старообрядцев с насиженных мест началось после решений Большого московского собора 1666-1667 гг., проклявшего противников реформ патриарха Никона (1652-1666 гг.). Из-за репрессий, проводимых царицей Софьей (1682-1689 гг.) против своих политических противников, среди которых были старообрядцы, усилилось их бегство в Великое княжество Литовское, Швецию, Пруссию, Турцию и даже Китай. За границей старообрядцы селились отдельными колониями со своими церквями, монастырями и скитами. В России также существовали свои старообрядческие центры: Ветка - в Гомельской области, Выгореция – в Олонецком районе Карелии, Иргиз – на реке Иргиз, притоке Волги, в Саратовской и Самарской губерниях, Керженец - в Нижегородской губернии, Новозыбков и Клинцы - в Брянской области, Стародубье - в Черниговской губернии. О размерах бегства зависимого населения свидетельствует тот факт, что во время правления Петра I (1689-1725 гг.) по сведениям Сената в бегах находилось более 900 тыс. душ (≈ 10% населения). По переписи 1897 г., в Российской империи насчитывалось 2 млн 204,5 тыс. старообрядцев. Лишь в 1905 г. противников никоновской реформы вместо раскольников стали именовать старообрядцами, им были возвращены религиозные права, а в 1971 г. проклятье было снято Русской православной церковью. Крупные старообрядческие общины являются также особыми этнографическими группами русских (каменщики, кержаки, липоване, молокане, семейские и другие)[88].

  • Конец XVIII-первая половина XIX вв.: заселение немногочисленными колонистами побережья Аляски. В 1812 г. Российско-американская компания основала Форт-Росс (Fort Ross англ.) на побережье Северной Калифорнии (США) примено 80 км севернее Сан-Франциско. Это был самый южный пункт продвижения русских колонистов в Америке. Форт-Росс был продан американцам в 1841 г.

Установка телеграфного сообщения в России в 1896 г.
Увеличить

Установка телеграфного сообщения в России в 1896 г.

  • Конец XVIII-начало XX вв.: постепенная ассимиляция некоторой части польского населения Российской империи - в основном тех, кто переселился в столице и в губерниях, населенных русскими. Однако, в большинстве своем поляки сохраняли католическое вероисповедание, что служило препятствием для смешивания с православным населением.

  • XIX в.: завершение формирование трех восточнославянских наций: русских, украинцев и беларусов.

  • 1907-1914: в ходе аграрной реформы председателя Совета министров П. А. Столыпина (1862-1911) в Южную Сибирь переселилось 2,4 млн крестьян (395 тыс. семей). Население Сибири за эти годы выросло на 153%, однако значительная часть крестьян (5-12%) вернулась назад из-за необустроенности быта.

  • 1918-1924: "белая эмиграция" - "первая волна" эмиграции из России после завершения основных этапов Гражданской войны (1918-1922 гг.). Всего выехавших эмигрантов "первой волны" насчитывается 2-4 млн человек (вероятнее, 2-2,5 млн), также 2 млн прибалтов и поляков уехало из России в свои новообразованные страны. Основной поток беженцев шел в трех направлениях: Европа (в основном, Болгария - ок. 200 тыс., 1926 г., Германия - 560 тыс., Латвия, Франция - ок. 400 тыс., 1926 г., Чехословакия, Югославия), Китай (главным образом, Маньчжурия - ок. 400 тыс., 1923 г.) и США (730 тыс.). В социальном плане эмигранты были бывшими военными белых армий, дворянами и другими "чуждыми" по духу большевикам элементами, не принявшими новую власть[89].

Советский плакат, посвященный коллективизации и дню урожая, празновавшемуся в сентбре. 1920-е - 1930-е гг.
Увеличить

Советский плакат, посвященный коллективизации и дню урожая, празновавшемуся в сентбре. 1920-е - 1930-е гг.

  • 1920-1991: создание в СССР новой наднациональной социальной общности - советский народ, национальной по содержанию и интернациональной по духу. Для данного периода характерно большое количество смешанных браков не только в крупных городах, но и в деревнях и, соответственно, постепенная ассимиляция малочисленных этносов. В РСФСР доля межнациональных браков составляла 11%, а в национальных республиках - 14%[90].

  • 1921-1923: голод в России, известный как "голод в Поволжье", так как Южный Урал и Поволжье пострадали от него наиболее сильно. Голод был вызван засухой и нехваткой посевного зерна у крестьян вследствие продразвёрстки. Согласно официальной статистике, голод охватил 35 губерний с населением в 90 млн человек, из которых голодало не менее 40 млн. От голода и его последствий погибло около 5 млн человек[91].

  • 1930-1953: на демографическую ситуацию в стране существенно повлияли сталинские репрессии. По подсчетам специально изучавшего документы органов внутренних дел СССР В.В. Лунеева, за данный период по политическим обвинениям было осуждено 3 613 654 человека, из которых было приговорено к высшей мере наказания 755 528[92].

  • 1930-1954: спецпереселенцы - раскулаченые крестьяне - были отправлены на Север и в Сибирь, где использовались как дешевая рабочая сила на различных работах; к началу 1933 г. их насчитывалось 1,3 млн человек[93].

  • 1932-1933: голод в западной части СССР. Согласно заключению комиссии при Государственной Думе РФ на территории Украины, Крыма, Белоруссии, Центрально-Черноземной области, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, части Западной Сибири и Казахстана "от голода и болезней, связанных с недоеданием" погибло около 7 млн человек, причиной чему были неурожай 1932 г. и "репрессивные меры для обеспечения хлебозаготовок"[94].

Б.Е. Владимирский (1878-1950). "Розы для Сталина", 1930-е гг. Типичная картина тоталитарной эпохи, прославляющая великого кормчего.
Увеличить

Б.Е. Владимирский (1878-1950). "Розы для Сталина", 1930-е гг. Типичная картина тоталитарной эпохи, прославляющая великого кормчего.

  • 1941-1944: "вторая волна" эмиграции из СССР - лица, оказавшиеся за границами СССР в ходе Второй мировой войны и уклонившиеся от репатриации домой. По подсчетам социолога П. Поляна, до 500-700 тыс. советских граждан оказались невозвращенцами, включая и жителей бывших прибалтийских республик. По социальному составу это были военнопленные, казаки (110 тыс. которых сражались за немцев), власовцы, остарбайтеры (Ostarbeiter нем.), беженцы-коллаборационисты, этнические немцы (Volksdeutschen нем.), главным образом с территории Украины, Белоруссии и Прибалтики. Этнические русские составляли около 7% от всей массы невернувшихся, остальные были поляками, эстонцами, латышами, литовцами, украинцами. Основной поток масса эмигрантов направлялся в Западную Европу, а затем в США, Австралию и другие страны[95].

  • 1941-1945: Демографические потери СССР в ходе Великой Отечественной войны оцениваются в 26,6 млн человек, из них 8 млн 509,3 тыс. составляли военнослужащие (74% из них - мужчины в возрасте до 35 лет), остальные - гражданское население[96]. Они привели к диспропорции между мужским и женским населением в СССР: первое теперь составяло лишь 44,3%; причем потери мужской части населения в возрасте 20-29 лет составили 30%. Образовался демографический провал, повторяющийся в последующих поколениях (дети военных детей и т. д.). Если население СССР в 1940 г. было 194 млн человек, то в 1950 г. - 178 млн.

  • 1948-1985: эмиграция периода “холодной войны” ("третья волна"), которая, по прикидкам П. Поляна, насчитывала до 500 тыс. человек, главным образом, евреев, немцев и армян[97].

Советский плакат эпохи развитого социализма, демонстрирующий превосходство социалистической системы. 1970-е гг.
Увеличить

Советский плакат эпохи развитого социализма, демонстрирующий превосходство социалистической системы. 1970-е гг.

  • 1986-1990-е: "четвертая волна" эмиграции из России в страны Европы и Северной Америки, связаная с развалом СССР и кризисными явлениями в экономике. По этническому составу данная волна в основном состояла из евреев, немцев, армян, греков, поляков, корейцев. Поэтому-то основными странами иммиграции оказались Израиль, Германия, США. Постепенно растет количество выезжающих в Канаду и Австралию[98]. В 1992-2004 гг. на ПМЖ в Ближнее зарубежье из России выехало 2 млн 249 тыс. человек, в основном представителей бывших союзных республик, но также и русских - членов семей последних[99]. По прикидкам М. Пальникова, ведущего научного сотрудника ИНИОН, всего в данный период Россию покинуло до 4,5-5 млн человек, из них порядка 500 тыс. - это научные сотрудники, ученые, составляющие так называемую категорию "утечки мозгов"[100]. В это же время значительная часть русского населения выехала из стран Ближнего зарубежья в Россию. Иммиграция за период 1991-2002 гг. насчитывает порядка 7 млн человек[101].

  • 1987: урбанизация населения СССР - 66% от всего населения составляли жители городов, тогда как в 1917 г. - 17%. Процесс роста численности городского населения, особенно мегаполисов, и депопуляции деревни продолжается: за период с 1991 по 2009 г. РФ запустело около 20 тыс. деревень.

Вологодская девушка в праздничном наряде. Рисунок И.Я. Билибина (1876-1942) для почтовой открытки 1905 г.
Увеличить

Вологодская девушка в праздничном наряде. Рисунок И.Я. Билибина (1876-1942) для почтовой открытки 1905 г.

  • 2003-2009: по средней продолжительности жизни Россия в 2008 г. занимала 129 место в мире: 59 лет жили мужчины и 73 года женщины[102]. По сложившейся традиции мужчины в возрасте 15-65 лет выпивают 80% от всего количества использованного алкоголя. По статистике на душу населения приходится 18 литров спирта в год (что соответствует 90 пол-литровым бутылкам водки), хотя 8 литров спирта считается критическим объемом, за котором следует разрушение генофонда нации[103]. С алкоголем связаны 72,2% убийств, 42,1% самоубийств, 52,6% смертей от других внешних обстоятельствах, 67,6% смертей от циррозов печени, 60,1% - от панкреатитов, 23,2% - от сердечно-сосудистых заболеваний и 25% - от других смертей. Абсолютные потери от алкоголизации населения достигают 750 тыс. человек в год (2003 г.)[104]. Молодежь в возрасте 14-28 лет приобщилась к наркотикам, которые приводят к летальному исходу от них или от сопутствующих им заболеваний ежегодно около 30 тыс. человек[105]. Потребление крепкого алкоголя и наркотиков является наиболее существенным фактором повышенной смертности в России, в первую очередь, мужчин в работоспособном возрасте. Высокая смертность мужского населения привела к изменению соотношения полов. Если по переписи 1897 г. на 1000 мужчин приходилось 1055 женщин, то в начале 2006 г. - 1158[106]. В 2006 г. Россия по уровню смертности занимала 22 место в мире: 15,2 человека на 1000 человек населения[107]. За 15 лет с 1992 по 2006 г. естественная убыль населения России составила 11 млн 790,6 тыс. человек; принимая во внимание компенсационный поток иммирантов, - 5 млн 468,2 тыс. человек. По оценкам Федеральной службы государственной статистики (Росстата), демографические потери численности населения за 2006 г. составили 561,2 тыс. человек, или 0,39% (за 2005 г. — 720,7 тыс. человек, или 0,5%). Учитывая внешнюю иммиграцию, естественная убыль населения за 2006 год составила 689,5 тыс. человек, или 0,48% (за 2005 г. — 846,6 тыс. человек)[108]. Высокая смертность мужчин ведет не только к снижению рождаемости, но и к поиску женщинами супругов за границей среди иностранцев. Отъезду женщин способствует и экономический фактор - выезд на заработки. Только в странах Западной Европы на рынке сексуальных услуг работает порядка 300–400 тыс. российских женщин в возрасте 18–24 лет, что составляет не менее 4–5% от данной возрастной группы[109]. Кроме того, наблюдается, как в остальной Европе, общий процесс старения населения: в 2009 г. на 1000 работающих приходится 650 неработающих. Меры, предпринятые Правительством РФ по стимулированию рождаемости в стране, принесли свои плоды. По информации Фонда социального страхования РФ, прирост рождаемости отмечался во всех федеральных округах России. В первом полугодии 2009 г. родилось 788,4 тыс. россиян (408,2 тыс. мальчиков и более 380 тыс. девочек), что на 26 тыс. (4%) больше, чем за аналогичный период 2008 года. Лидером по показателям рождаемости оказался Центральный федеральный округ РФ[110]. Хотя полностью здоровых детей появляются на свет лишь 14% (2006 г.)[111].

 Типичная русская деревня вблизи Смоленска, 1983 г. В послевоенный период запрещалось строить настоящие двухэтажные частные дома.
Увеличить

Типичная русская деревня вблизи Смоленска, 1983 г. В послевоенный период запрещалось строить настоящие двухэтажные частные дома.

  • 2008 - по настоящее время: новый поток эмиграции, связанный с мировым финансо-экономическим кризисом. Уже уехавших или собирающихся это сделать насчитывается до 100 тыс., в основном это - управленцы, предприниматели и студенты, которые не отказываются от российского гражданства, а рассматривают свое прибывание за границей как временное. В общем, это- обычная трудовая эмиграция[112].

Этнография

 Сарай и дом на Севере России. Изображение XIX в.
Увеличить

Сарай и дом на Севере России. Изображение XIX в.

На рубеже XVII-XVIII вв. петровские реформы разделили культуры дворян и мещан, с одной стороны, и основной массы населения - крестьян, с другой. Носителями традиционной культуры остались крестьяне и отчасти горожане. Вплоть до 1920-х гг. продолжали существовать и локальные различия в духовной и материальной культуре русского населения различных регионов России.

В XIX в. на Севере стандартной у крестьян была высокая срубная изба с двускатной крышей, под которой располагался чердак для хозяйственных вещей, с подклетом и подгребом. На Юге изба была срубной или каркасной с обмазанными глиной стенами и четырехскатной крышей[113]. Во второй половине XX в. в поселках стали возводить блочные пятиэтажки городского типа. В начале XXI в. городах России основная масса населения также проживает в блочных домах, обычно в приватизированных квартирах.

Национальная одежда сохранялась у дворян до начала XVIII в., у мещан - до середины XIX в., а в крестьянской среде - до первой трети XX в. В начале XXI в. национальную одежду носят по праздникам сельчане или фольклорные коллективы. У женщин длинная холщовая сорочка дополнялась сарафаном на Севере и понёвой на Юге, которые в конце XIX в. сменились юбкой и кофтой. Девушки на голове носили ленту, замужние женщины - плотно прикрывали волосы разнообразными головными уборами. Мужчины надевали косоворотку навыпуск, штаны, онучи и лапти, а в качестве верхней одежды - суконный кафтан[114]. Во второй половине XX в. одежда населения по покрою и комплексу стала общеевропейской. На Севере России (в частности, в Санкт-Петербурге) доминируют темные цвета одежды, хотя молодежь, особенно девушки и дети, одеваются ярко[115].

Замужнаяя женщина из Олонецкой губернии и замужняя женщина в праздничной одежде из Вологодской губернии. Рисунки И. Билибина для почтовых открыток 1905 г.
Увеличить

Замужнаяя женщина из Олонецкой губернии и замужняя женщина в праздничной одежде из Вологодской губернии. Рисунки И. Билибина для почтовых открыток 1905 г.

Несмотря на введение новых сельскохозяйственных культур и распространение промышленных продовольственных товаров, структура питания русских в начале XXI в. сохраняет свои традиционные особенности. Типичными блюдами русской национальной кухни являются борщ, щи, блины, каша, студень, творог, ржаной хлеб, мёд, квас. С XVIII в. повсеместно распространился картофель, а в XIX в. - чай. Типично русским на Западе считается сладкий чай с лимоном[116]. По традиции пищу принимают 3 раза в день: утром - завтрак (каша, творог, бутерброды, кофе), днем - обед из трех блюд (на первое - суп, на второе - мясное блюдо с гарниром, на третье - компот или чай) и вечером - ужин из одного основного блюда, дополненного чаем со сластями[117]. В советское время были распространены водка и плодово-ягодные вина (Портвейн, Вермут, грузинские и молдавские вина), в 1980-е - 2000-е гг. стало широко употребляться пиво и джин-тоники.

Христианство, постепенно проникавшее в быт основной массы крестьянского населения, уживалось с языческими верованиями. Новые святые наделялись функциями старых богов: Илья-Пророк - Перуна, Власий - Велеса; христианские праздники включались в традиционный аграрный календарь (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Иван-Купала). Полностью дохристианской осталась "низшая мифология" - вера в Банников, Водяных, Домовых, Леших, Русалок, Ведьм. Даже в XXI в. сильной остается вера в различные приметы (черная кошка, разбитое зеркало, случайное падение ножа или ложки и т.д.)[118].

Семейные обряды (родильные, свадебные, рекрутские, похоронные) еще можно встретить в деревнях. Характерными чертами свадебного обряда было сватовство, смотрины, сговор, мальчишник или девичник, во время которого невеста прощалась с со своей девичьей волей с причитаниями, венчанием в церкви, приезд невесты в дом жениха, свадебный пир, гуляние, посещение родителей невесты[119]. В похоронных обрядах важную роль играли причитания, ставшие отдельным жанром фольклора[120].

Крестьянин и кучер. Литография А.О. Орловского (1777-1832), 1826 г.
Увеличить

Крестьянин и кучер. Литография А.О. Орловского (1777-1832), 1826 г.

В XX-XXI вв., наряду с религиозными праздниками (Масленица, Пасха в апреле, Рождество 7 января, Крещение 19 января, отмечаемые по Юлианскому календарю), отмечаются и традиционные праздники: Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января и Старый Новый год в ночь с 13-го на 14-го января, народные недавно появившиеся праздники: 25 января - Татьянин День, 14 февраля - День Святого Валентина, а также общенациональные государственные праздники Российской Федерации: 8 марта - Международный женский день, 23 февраля - День защитника Отечества, 9 мая - День Победы над гитлеровской Германией в 1945 г., 1 сентября - День знаний; 4 ноября - День народного единства[121].

Значимым явлением в русском фольклоре являются былины - эпические песни о подвигах богатырей, дошедшие до нас в редакциях XIV-XIX вв. Они повествуют о витязях, имевших реальные исторические прототипы в домонгольской Руси: о князе Владимире Красном Солнышке, Илье Муромце, Алеше Поповиче, Дунае Ивановиче[122]. Сохранились и исторические песни о событиях русской истории XVI-XIX вв. (о Стеньке Разине, Ермаке, Иване Грозном)[123]. Живописные русские сказки являются многоэпизодичными волшебными или сатиричными, повествующими о людях и, в меньшей степени, о животных[124].

Во второй половине XIX в. из плясовой и гуляночной песни развились частушки - жанр народной песенной миниатюры, ставший популярным среди сельской молодежи. Истоки данного жанра можно искать в прибаутках скоморохов. В юмористическом или сатирическом духе в частушках высмеиваются общественно-политические и любовно-бытовые ситуации, подчас с использованием ненормативной лексики. Текст частушки - это четверостишия, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки, - сопровождаемые припевом и проигрышем. Обычно частушки исполнялись под аккомпанемент гармони или балалайки[125].

Кучер и продавец веников у кабака. Вероятно, литография А.О. Орловского (1777-1832).
Увеличить

Кучер и продавец веников у кабака. Вероятно, литография А.О. Орловского (1777-1832).

Народные промыслы первоначально были прикладными по своему характеру, обладая в тоже время значительной художественной ценностью. С украшением одежды, полотенец, постельного белья были связаны ткачество, вышивка (Заонежье) и плетение кружев (Вологодская и Кировская область); с украшением жилища и утвари - резьба по дереву (Богородское в Московской области); с украшением интерьера - роспись (Жостово в Подмосковье, мезенская роспись в Архангельской области, Палех в Ивановской области, Федоскино в Московской области, Хохлома в Нижегородской области), с производством посуды - керамика (Гжель в Московской области)[126].

Ссылки

Материалы электронных изданий

Русские крестьяне Ярославской губернии, 1830.  Воспроизведено по книге: Солнцев Ф.Г. Одежды Российского государства. СПб., 1869.
Увеличить

Русские крестьяне Ярославской губернии, 1830. Воспроизведено по книге: Солнцев Ф.Г. Одежды Российского государства. СПб., 1869.

Литература

  • 777 заговоров и заклинаний русского народа. М., 1997.
  • Абдулатипов Р. Г. Мой русский народ: кубанские казаки. М., 2005.
  • Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 2003.
  • Андрушкевич Н. Н. Русская белая эмиграция (историческая справка). Буэнос-Айрес, 2004.
  • Аникин В. П. О книге и знании: Пословицы и поговорки русского народа. М., 1979.
  • Антипословицы, антипоговорки нового русского народа. М., 2007.
  • Афанасьев А. Н., Даль В. И. Садовников Д. Н. Русский народ. Пословицы, загадки, сказки. М., 2007.
  • Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. М., 1985.
  • Баранов Д.А., Шангина И.И. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь. СПб., 1999.
  • Беловинский Л.В. Изба и хоромы: из истории русской повседневности. М., 2002.
  • Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа XVIII - начало XX в. М., 2007.
  • Беляков Ю. П. Приметы русского народа. Ярославль, 1991.
  • Бодрихин Н. 400 сражений Руси: Великие битвы русского народа. М., 2009.
  • Бугаев Б. А. Традиции и обычаи русского народа. СПб., 1999.
  • Былины русского народа. М., 2008.
  • Быт великорусских крестьян-хлебопашцев: Описание материалов этнографического быюро князя В. Н. Тенишева (На примере Владимирской губернии). СПб., 1993.
  • Вайль П., Генис А. 60-е: Мир советского человека. М., 2001.
  • Вайль П., Генис А. Русская кухня в изгнании. М., 2002.
  • Военное прошлое русского народа XVII в. - начало XIX в. Л.,1939.
  • Вознесенская И. Мед - великое лекарство народа русского. М., 2008.
Русские крестьяне. Рисунок Е.М. Карнеева (1780-1839) в книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812. Pl.1
Увеличить

Русские крестьяне. Рисунок Е.М. Карнеева (1780-1839) в книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812. Pl.1

Русские крестяне из Тверской губернии. Рисунок из книги: Wahlen A. Moeurs, usages et costumes de tout les peuples du monde. T. I. Bruxelles, 1844. P. 62.
Увеличить
Русские крестяне из Тверской губернии. Рисунок из книги: Wahlen A. Moeurs, usages et costumes de tout les peuples du monde. T. I. Bruxelles, 1844. P. 62.

Русские крестьяне из центральных губерен Европейской части России. Литография из книги: Pauli G.F.Ch. Description ethnographique des peuples de la Russie. Saint-Pétersbourg, 1862.
Увеличить

Русские крестьяне из центральных губерен Европейской части России. Литография из книги: Pauli G.F.Ch. Description ethnographique des peuples de la Russie. Saint-Pétersbourg, 1862.

"Вокруг света" о русских

Статьи

Русские переселенцы-страобрядцы-молокане в деревне Графовка в Муганской степи в Азербайджане. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1905-1915 гг.
Увеличить

Русские переселенцы-страобрядцы-молокане в деревне Графовка в Муганской степи в Азербайджане. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1905-1915 гг.

Русские крестьяне Пензенской губернии, 1862.  Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза, 1862.
Увеличить

Русские крестьяне Пензенской губернии, 1862. Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза, 1862.

Телепрограммы

Русские крестьяне Пензенской губернии, 1862.  Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза, 1862.
Увеличить

Русские крестьяне Пензенской губернии, 1862. Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза, 1862.

Материалы "Телеграфа"

Примечания

Русские крестьяне Пензенской губернии, 1862.  Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза, 1862.
Увеличить

Русские крестьяне Пензенской губернии, 1862. Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза, 1862.

  1. Данные переписи населения РФ-2002
  2. Официальный сайт Русской православной церкви
  3. Данные Государственного комитета статистики Украины
  4. Демографический ежегодник Казахстана, 2007 г. Астана, 2008
  5. Данные переписи населения Министерства анализа и статистики РБ
  6. Данные Статистического управления Латвии
  7. Предполагаемая аналитиками ВВС численность русского населения
  8. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии
  9. Данные Статистического комитета Эстонии
  10. Данные переписи населения 2001 г.
  11. Некоторые итоги переписи 2004 года в Молдавии// Демоскоп. № 249-250. 2006.
  12. Евразийская панорама // Демоскоп. № 213-214. 2005.
  13. Данные Госкомстата Азербайджана; ср.: 144 тыс. в 2003 по данным информационного агентства Фергана.ру
  14. Предполагаемая аналитиками ВВС численность русского населения
  15. Итоги переписи населения Таджикистана 2000 года// Демоскоп. № 191-192. 2005.
  16. Динамика статистики населения Грузии в XX в.
  17. Статистическая характеристика Абхазии
  18. Данные Национальной статистической службы Республики Армения
  19. Официальный сайт Президента Республики Южная Осетия
  20. Данные Цензового бюро США
  21. Сочинов М. "Русские" американцы — "американские" русские (2004); Наши за границей (2009)
  22. Русские в мире; Неймер Ю.Л. Иммиграция в США, русская и иная // Демоскоп. № 115-116. 2003.
  23. Наши за границей (2009)
  24. Данные канадского статистистического бюро
  25. Данные Workpermit.com
  26. Какого быть русским в Израиле?
  27. Русские в Италии. Кто они?
  28. Статистические данные Федерального статистического управления Германии
  29. Русские в мире.
    Русские крестьяне Пензенской губернии, 1862.  Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза, 1862.
    Увеличить

    Русские крестьяне Пензенской губернии, 1862. Воспроизведено по книге: Орлов Н. Типы населения Пензенской губернии. Пенза, 1862.

  30. Русские в Аргентине
  31. Отдел иммиграции и гражданства правительства Австралии
  32. Русские иммигранты в Бразилии; Петрушенко К. Русские в Бразилии (2004)
  33. Русские в Латиской Америке, Чили
  34. Национальное бюро статистики Кубы
  35. "Финляндия в цифрах" - сборник, издаваемый агентством статистики
  36. Российская культура в Турции должна стать популярной
  37. Официальные данные румынской переписи населения; Данные переписи населения Румынии в 2002 г. (см.: № 4: Populatia dura etnie)
  38. Независимая газета, 19.02.2010.
  39. Статистический сборник Австрии, с. 12 (2009)
  40. Газета "Жэньминь жибао он-лайн" (2006 г.)
  41. Immigrants and Norwegian-born to immigrant parents. Statistics Norway
  42. Данные Czech Statistical Office
  43. Сравнение данных переписей 1992 и 2001
  44. Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Славяне и скандинавы / Пер. с нем. М., 1986. С. 189.
  45. Повесть временных лет / Под ред. В. Адриановой-Перетц. Ч. 1. М.; Л., 1950. С. 18, 23; "Повесть временных лет" в переводе Д. С. Лихачева.
  46. Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов // Известия общества русского языка и словесности. Т. 9. Вып. 4. СПб., 1904. С. 334.
  47. Евгемер - древнегреческий философ из Мессены (III в. до н. э.), доказывавший, что боги - это обожествленные древние люди.
  48. Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990. С. 117.
  49. Ловмяньский Х. Русь и норманны / Пер. с польского. М., 1985. С. 179.
  50. Брайчевский М.Ю. "Русские" названия порогов у Константина Багрянородного // Земли Южной Руси в IX-XIV вв. Киев, 1985. С. 21; Константин Багрянородный. Об управлении империей / Под ред. Г. Г. Литаврина. М., 1989. С. 319, примеч. 28.
  51. Ловмяньский Х. Руссы и ругии // Вопросы истории. 1971. № 1. С. 43-52; Трухачев Н.С. Попытка локализации Прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X-XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР, 1980. М., 1981. С. 159-175.
  52. Ломоносов М.В. Древняя российская история.
    Крестьяне Орловской губернии. Воспроизведено по книге: Рауль. Несколько народных типов России. Ч. 1. Одесса, [1878].
    Увеличить

    Крестьяне Орловской губернии. Воспроизведено по книге: Рауль. Несколько народных типов России. Ч. 1. Одесса, [1878].

  53. Насонов А. Н. "Русская земля" и образование территории древнерусского государства. М., 1951. С. 24-41; Агеева Р. А. Страны и народы... С. 130-132.
  54. Агеева Р. А. Страны и народы... С. 136, 150.
  55. Рыбаков Б.А. Древние русы // Советская археология. Т. 17. 1953. С. 95-99; рассмотрение этнонима и критику славянской этимологии, см.: Зиньковская И. В. Росомоны Иордана в свете германской эпической традиции и этимилогии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История, политология, социология. Вып. 2. 2008. С. 25-36.
  56. Древнерусские поселения Среднего Поднепровья. Киев, 1984.
  57. Schramm G. Die Herkunft des Namens Rus // Forschungen zur osteuropaeischen Geschichte. Bd. 30. Berlin; Wiesbaden, 1982. S. 30-31.
  58. Толстов С.П. Из предыстории Руси (палеэтнографические этюды) // Советская этнография. 1947. № 6-7. С. 39-59; Vernadsky G. The Origin of the name Rus’ // Suedost-Forschungen. Bd. 15. 1956. P. 167-179.
  59. Мачинский Д.А. Некоторые проблемы этногеографии восточноевропейских степей во II в. до н. э.– I в. н. э. // Археологический сборник Государственного Эрмитаже. Вып. 16. 1974. С. 122–133.
  60. Ловмяньский Х. Русь и норманны. С. 187.
  61. Константин Багрянородный. Об управлении империей / Под ред. Г. Г. Литаврина. С. 302-303, примеч. 1.
  62. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории; Брачев B.C. Сергей Федорович Платонов // Отечественная история. 1993. № 1.
  63. Брим В.А. Происхождение термина Русь // Россия и Запад. Вып. 1. Пг., 1923. С. 7-10; Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги... С. 203-205.
  64. Флоровский А. «Князь Рош» у пророка Иезекииля (Из заметок об имени Русь) // Сборник в честь на Васил Н. Златарски. София, 1925. С. 505-525.
  65. Константин Багрянородный. Об управлении империей / Под ред. Г.Г. Литаврина. С. 295-296, примеч. 1; Ловмяньский Х. Русь и норманны. С. 188-189.
    Крестьянин из Тамбовской губернии, 1870-е гг.  Воспроизведено по книге: Рауль. Несколько народных типов Росcии. Ч. 1. Одесса, 1878.
    Увеличить

    Крестьянин из Тамбовской губернии, 1870-е гг. Воспроизведено по книге: Рауль. Несколько народных типов Росcии. Ч. 1. Одесса, 1878.

  66. Дьяконов Н. В. Имя «рус» в сирийском источнике VI в. н. э. // Вестник древней истории. 1939. № 4. С. 83-90; Пигулевская Н. В. Сирийский источник VI в. о народах Кавказа // Вестник древней истории. 1939. № 1; Ловмяньский Х. Русь и норманны. С. 188.
  67. Ловмяньский Х. Русь и норманны. С. 283, примеч * и ** к стр. 188; Петрухин В. Я. Народ "рос" и амазонки в Среднем Поднепровье (2006)
  68. Назаров И. А. Теория языкознания Марра и марксизм; Марр Н. Я. К происхождению языков // Марр Н.Я. Избранные работы. Т. 1. Л., 1933. С. 217-220
  69. Агеева Р. А. Страны и народы... С. 150-153.
  70. Державин Н. С. Происхождение русского народа. М., 1944. С. 109; Агеева Р. А. Страны и народы... С. 141-142; Родословие галицких князей.
  71. Агеева Р. А. Страны и народы... С. 141-153.
  72. Иванов В. В. Цветовая символика в географических названиях в свете данных типологии: К названию Белоруссии// Балто-славянские исследования, 1980. М., 1981. С. 163-177; Агеева Р. А. Страны и народы... С. 142-150.
  73. Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. М,, 1979. Passim; Он же. Киевская Русь и русские княжества. М., 1983. С. 8-107.
  74. Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. С. 29-31.
  75. Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. М., 1953; Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.
  76. Сагацкий И.И. Черные клобуки // Донская целина. 7 октября 1953 г.(США).
  77. Очерки по истории русской деревни X-XIII вв./ Отв. ред. Б. А. Рыбаков. М., 1956.
  78. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития Феодальной Руси. М., 1967. Гл. 15-16.
  79. Всероссийская перепись населения 2002 года
  80. Юдин В.Д. Курс лекций по истории России
  81. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1972.
  82. Румянцев В. Историко-этнографические группы русской нации; Чистов К.В. Русские // Народы мира: историко-энографический справочник. М., 1988. С. 381-382.
  83. Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (XVI-начало XX вв.). М., 1973. С. 32-33.
  84. Чистов К.В. Русские // Народы мира: историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 381-382.
  85. Ненахов Ю.Ю. Кавалерия на полях сражений XX века: 1900-1920. Минск, 2004. С. 83.
  86. Данные переписи населения 2002 г. в таблицах "Демоскопа Weekly
  87. История России с древнейших времён до конца XVII века / Под ред. Л. В. Милова. М., 2007. С. 512-514.
  88. Мельников Ф. Е. Краткая история древнеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999.
  89. Полян П. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию // Россия и ее регионы в XX веке: территория - расселение - миграции / Под ред. О. Глезер, П. Поляна. М., 2005.С. 493-519.
  90. Чистов К.В. Русские // Народы мира: историко-энографический справочник. М., 1988. С. 385
  91. Белокопытов В.И. Лихолетье (Из истории борьбы с голодом в Поволжье 1921-1923 гг.). Казань, 1976.
  92. Лунев В.В. Статистика политических репрессий // Демоскоп. № 313-314. 2007.
  93. Земсков В. Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930-1960. М., 2003.
  94. Постановление Государственной Думы РФ от 2 апреля 2008 г. N 262-5 ГД "О заявлении Государственной Думы Российской Федерации «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР».
  95. Полян П. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию // Россия и ее регионы в XX веке: территория - расселение - миграции / Под ред. О. Глезер, П. Поляна. М., 2005. С. 493-519.
    Крестьянская семья из Нижегородской губернии, 1870-е гг.  Воспроизведено по книге: Рауль. Несколько народных типов Росcии. Ч. 1. Одесса, 1878.
    Увеличить

    Крестьянская семья из Нижегородской губернии, 1870-е гг. Воспроизведено по книге: Рауль. Несколько народных типов Росcии. Ч. 1. Одесса, 1878.

  96. Подсчеты Минобороны РФ, 2010 г.
  97. Полян П. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию // Россия и ее регионы в XX веке: территория - расселение - миграции / Под ред. О. Глезер, П. Поляна. М., 2005.С. 493-519.
  98. Пятая волна эмиграции из России (2009)
  99. Пальников М. Четвертая волна эмиграции // Перспективы. 22.12.2007.
  100. Пальников М. Четвертая волна эмиграции // Перспективы. 22.12.2007.
  101. Чернышев М. За последние 11 лет в Россию въехало более 7, а выехало более 3 миллионов человек // Фергана.ру. 10.01.2003.
  102. Средняя продолжительность жизни
  103. Ефимов Н. Масштабы алкоголизации России (2009)
  104. Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Российский демографический кризис
  105. Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Российский демографический кризис
  106. Динамика смертности населения России
  107. Коротаев А.В. Велика ли смертность в России по мировым меркам?
  108. Белгородов И. Депопуляция в России: 15 лет демографической трагедии// Демографические исследования. № 6. 2006.
  109. Пальников М. Четвертая волна эмиграции // Перспективы. 22.12.2007.
  110. В России сохраняется рост рождаемости
  111. Показатели здоровья населения
  112. Пятая волна иммиграции из России (2009)
  113. Баранов Д.А., Шангина И.И. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь. СПб., 1999; Беловинский Л.В. Изба и хоромы: из истории русской повседневности. М., 2002; Русская изба
  114. Народный костюм; Русский костюм (по материалам Государственного исторического музея); Короткова М.В. Русские народные традиции (о женском костюме).
  115. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье. М., 1982.
  116. Похлёбкин В.В. Чай, его история, свойства и употребление. М., 1981. Гл. 3.1.
  117. Емельянова Е. Особенности национальной русской кухни; Из истории русской кухни; Меджитова Э.Д. Русская кухня. М., 1992; Узун О. Русский народ: Русская кухня. М., 2009.
  118. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981; Крупина А.Н. Верования, традиции и обряды восточных славян в дохристианский период: Учебное электронное текстовое издание. Екатеринбург, 2005.
  119. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. М., 1985; Обычаи русской свадьбы; Русский свадебный обряд.
  120. Похоронный обряд в Новгородской области
  121. Календарь российских праздников
  122. Пропп В. Я. Русский героический эпос. Л., 1955; Всё о русских былинах; Русские былины; Работы по славянской мифологии и эпосу
  123. Лозанова А. Предисловие // Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях / Сост. Б.М. Добровольский, А.Д. Соймонов. М.; Л., 1956.
  124. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986; Русские сказки; Русские народные сказки
  125. Симаков В. И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913; Елеонская Е. Н. Сборник великорусских частушек. М., 1914; Лазутин С. Г. Русская частушка: Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж, 1960; Квятковский А.П. Частушка // Квятковский А. П. Поэтический словарь. М., 1966. С. 333—338; Буртин Ю. О частушках // Новый мир. № 1. 1968; Зырянов И. В. Поэтика русской частушки. Пермь, 1974.
  126. История народных промыслов в России; Народные промыслы России; Русские народные промыслы и русские художественные промыслы

07.03.2010 -- Anefedkin

К этой странице обращались 220 375 раз(а).