Райт, Уилбур

Уилбур Райт
Увеличить
Уилбур Райт

Уилбер (Уилбур) Райт, Wilbur Wright (англ.) (родился 16 апреля 1867 в Мелвилле, штат Индиана, США; умер от брюшного тифа 30 мая 1912 в Дейтоне, штат Огайо)— старший из братьев Райт, совершивших первый полет на аэроплане с двигателем внутреннего сгорания 17 декабря 1903.

Детство и юность

Уилбур Райт[1] был третьим ребенком в многодетной семье священнослужителя, где, помимо его знаменитого брата — Орвилла Райта, было еще 5 детей. Отец Уилбура — Мильтон Райт - был пастором церкви Объединенного Братства Евангелистов во Христе, профессором теологии, издателем церковной газеты и избранным епископом; мать — Сьюзан Катарина Кернер - получила высшее образование в Хартвилль колледже, где добилась особенных успехов в литературе и математике. Уилбур отучился в Высшей школе Ричмонда, штат Индиана, но, несмотря на превосходные успехи так и не получил диплома, потому что семья переехала в Дейтон, штат Огайо (1884), где он также прошел несколько подготовительных курсов в Центральной высшей школе, собираясь поступать в дальнейшем в Йельский университет. Однако его намерениям не суждено было осуществиться вследствие несчастного случая, когда во время игры в хоккей зимой 1885 — 1886 он получил травму лица. И хотя сама по себе травма была не столь серьезной, она вызвала нервное расстройство и как следствие — болезнь сердца. Это заболевание вынудило Уилбура постоянно оставаться дома. Прежде довольно уверенный в себе человек, Уилбур простился с идеей поступления в Йель и совершенно отгородился от внешнего мира, проводя много времени в библиотеке своего отца и ухаживая за больной туберкулезом матерью вплоть до ее смерти в 1889.

Увлечение воздухоплаванием

Вскоре Уилбур присоединился к брату, став его напарником сначала в издательском бизнесе (1889), а затем в компании по ремонту, сборке и продаже велосипедов (1896). В это время братья по настоящему увлеклись воздухоплаванием, интерес к которому пробудился еще в детстве, когда отец подарил им игрушечный вертолет, основанный на изобретении француза Альфонса Пено. Основываясь на работах немецкого инженера Отто Лилиенталя (1848 — 1896), сконструировавшего несколько летательных аппаратов, и американского инженера Октава Шанута, а также на испытаниях беспилотного планера американского физика Сэмюэлем Лэнгли (1896), братья занялись изучением проблем управляемого полета. В 1899 Уилбур Райт разработал систему гоширования - искривления крыла, которая позволяла управлять движением летучего змея или планера. С 1899 до 1903 братья Райт путем проб и ошибок, используя построенную ими аэродинамическую трубу, испытали в Китти-Хок, штат Северная Каролина, несколько планеров, способных поднять в воздух человека.

Постройка аэроплана с двигателем

К началу ХХ века уже существовали двигатели внутреннего сгорания, но они были слишком тяжелыми и братья Райт с помощью механика Чарли Тейлора зимой 1902 — 1903 разработали свою конструкцию двигателя и деревянного пропеллера. Первый авиационный мотор получился даже более мощным, чем рассчитывали его создатели (16 л.с.), но все равно этого было недостаточно, чтобы аэроплан мог подняться в воздух. Для облегчения взлета аэроплан решили установить на специальную тележку, которую по рельсам разгоняла бы команда помощников. Морозным утром 17 декабря 1903 самолет, названый "Флайер" ("Летун"), впервые поднялся в воздух в Китти-Хок, штат Северная Каролина, под управлением Орвилла. Самолет пролетел 12 секунд и покрыл расстояние всего в 39 м. В тот же день было совершено 4 полета и в последний раз самолетом управлял уже Уилбур Райт: полет длился 59 секунд, а аппарат пролетел 279 м на высоте до 14 м. В тот же день налетевший шквал перевернул стоявший на земле "Флайер". Детали двигателя пошли на создание следующей модели мотора [2].

Триумф и конец жизни

На протяжении 1904 — 1905 братья совершенствовали свой самолет, но, опасаясь кражи деталей своих разработок [3], несколько раз (1906 — 1907) отказывались совершать публичные полеты без заранее подписанного контракта. Только в 1908, подписав контракт с французской компанией и армией США, они возобновили демонстрации. Уилбур отправился во Францию, где 8 августа 1908 совершил публичный полет около города Ле-Ман. Хотя полет длился всего 1 минуту 45 секунд, возможность самолета поворачивать и кружить поразила не только французских зрителей, но даже пионеров французской авиации. Этот полет мгновенно прославил братьев Райт и в следующие несколько лет они совершили множество публичных полетов во Франции и Италии. По возвращении в США братья Райт и их сестра Катарина были приглашены в Белый дом, где получили награду от президента Тафта. 4 октября 1909 во время празднеств в Нью-Йорке Уилбур Райт совершил 33 минутный полет над городом, облетев вокруг Статуи Свободы. Это был настоящий триумф достижений братьев Райт в США.

Успешные полеты заставили правительство США подписать с братьями контракт на поставку самолетов для военного министерства. Однако публичные демонстрации позволили многим другим скопировать изобретение и братья Райт были вынуждены отстаивать свои права в суде. Особенно продолжительной была тяжба с Гленном Кертисом, которая подорвала здоровье Уилбура. В 1912 он заразился брюшным тифом и умер в возрасте 45 лет. Орвилл Райт, продавший в 1916 свои финансовые интересы авиационной компании, дожил до 1948. Братья никогда не были женаты и потомков они не оставили.

Цитаты

  • Я не могу обеспечивать жену и летательный аппарат.

Ссылки

"Вокруг света" об Уилбуре Рате

Статьи

Материалы "Телеграфа"

Примечания

  1. Мальчик был назван в честь Уилбура Фиске Сандерса (1834 — 1905), члена Конгресса США (Биографический указатель членов Конгресса США)
  2. Впоследствии Орвилл Райт восстановил самолет и показывал его в США, хотя аппарат больше уже не использовался для полетов. Ныне он находится в Национальном аэрокосмическом музее Смитсоновского института в Вашингтоне (с 1948)
  3. Братья Райт подали заявку на получение патента своего изобретения еще в 1903, но смогли его получить только в 1906 (Патент #821,393), который подразумевал не самолет с двигателем, а новый способ управления планером (Патент США #821,393)

--Axenophontov 08:43, 17 декабря 2006 (MSK)

К этой странице обращались 16 448 раз(а).