Пражский зоопарк

Чтобы добраться до зоопарка, нужно доехать на метро до станции Надражи Голешовице (Nádraží Holešovice), далее автобусом Zoobus, бесплатно с апреля по октябрь, или на рейсовом №112 до конечной остановки. На личном транспорте можно припарковаться на открытых стоянках у Главного (130 мест), Северного (120) или Южного (600) входа.

«Зоологический сад города Праги» (Zoologická zahrada hl. m. Prahy), Zoo Praha, (англ). Prague Zoological Garden – крупнейший[1] зоопарк Чешской республики, один из лучших зоопарков мира (входит в десятку лучших по версии журнала Forbes Traveler). Открыт 28 сентября 1931, в день Вацлава Святого, духовного покровителя Чехии (День чешской государственности). Общая площадь зоопарка 58 га, выставочный ареал 42 га. Ежегодно Zoo Praha посещает около миллиона человек.

Стоимость разового посещения 150 крон, дети до трех лет – бесплатно, от 3 до 15 лет, а также студенты, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и лица, их сопровождающие – 100 крон. Пенсионеры старше 70 могут посетить зоопарк за 1 крону.[2] Билеты продаются в кассах у Главного входа, продажа заканчивается за полчаса до завершения работы зоопарка.
С апреля по октябрь до Zoo Praha можно доплыть по р. Влтава. Теплоход отправляется от Рашиновой набережной (Rašínova nábřeží). Поездка длится час двадцать минут. С 1 мая по 11 сентября отплыть можно по будням в 9.00, 12.00 и 15.30, по выходным дополнительно в 8.30.[3]
В кассах зоопарка можно купить Тройскую карту (Trojská karta), которая дает возможность посетить три главных объекта района Троя: Зоопарк, Ботанический сад и Тройский замок. Карта действует с апреля по сентябрь; посещение можно разбить по дням.

Zoo Praha – член природоохранных, научно-исследовательских, образовательных организаций и программ, в том числе Международного союза охраны природы (IUCN), Общеевропейской Программы сохранения и разведения редких и исчезающих видов (ЕЕР), Всемирной ассоциации зоопарков и аквариумов (WAZA), Европейской Ассоциации зоопарков и аквариумов (EAZA), Международной Ассоциации Педагогов Зоопарка (IZE), Союза чешских и словацких Зоопарков (UCSZ).

На 31. 12. 2010 г. в Пражском зоопарке содержалось 4422 животных 672 видов, в том числе 1051 особь млекопитающих 171 вида, 1429 птиц 277 видов, 853 пресмыкающихся 121 вида, 96 амфибии 13 видов, 956 рыб 59 видов и 36 беспозвоночных 30 видов. Из этого числа 488 видов включены в списки Международной Красной книги, 54 вида – в список EEP, 39 признаны исчезающими видами фауны Чешской Республики.

Zoo Praha участвует в программах по защите биоразнообразия и сохранения природных экосистем, в том числе:

• программе по сохранению гангского гавиала в местах обитания, совместно с правительством Индии; кроме того, на финансирование охранных мероприятий перечисляется одна крона из стоимости каждого входного билета;

• программе «Защита последней дикой популяции аддаксов в Нигере» и программе по возвращению в естественную среду лошадей Пржевальского.

Zoo Praha ведет Международную племенную книгу (International studbook) лошадей Пржевальского (Equus przewalskii), кубинской игуаны (Cyclura nubila), калимантанской, или малазийской гигантской черепахи (Orlitia borneensis), Европейскую племенную книгу тигров.

Животные в Пражском зоопарке успешно размножается; так, в 2010 году появился на свет 821 детеныш, в том числе 204 млекопитающих, 350 птиц и 267 пресмыкающихся.

Директор Zoo Praha (c 1.1.2010 по наст. время) – Мирослав Бобек (Miroslav Bobek, 1967), выпускник Карловского Университета, ученый, публицист, популяризатор науки, с 1993 по 2009 – сотрудник Чешского радио, в том числе создатель и шеф-редактор on-line службы «Чешское радио 8» (2000), директор радиостанции «Леонардо» (2005-2009), автор проекта «Открытия».

К началу XX в. северо-африканские антилопы аддаксы были истреблены в  Алжире,  Тунисе,  Ливии,  Египте,  Сенегале. Сегодня последние представители этого вида обитают в Центральной и Южной Сахаре.
К началу XX в. северо-африканские антилопы аддаксы были истреблены в Алжире, Тунисе, Ливии, Египте, Сенегале. Сегодня последние представители этого вида обитают в Центральной и Южной Сахаре.

Zoo Praha открыт круглый год: в апреле и мае, сентябре и октябре время посещения с 9 до 18, с июня по август – с 9 до 19, с ноября по январь – с 9 до 16, в феврале и марте – с 9 до 17. В Рождественский сочельник ( 24.12) и под Новый год ( 31.12) зоопарк открыт для посещения в сокращенном режиме: с 9 до 14.[4]

Характерные отличия лошадей Пржевальского от домашних – короткая стоячая грива, отсутствие челки и хвост с короткими волосами на верхней части репицы.
В нижнем ареале расположен Остров лемуров, на котором можно увидеть восточного колобуса (Colobus guereza), рыжего вари (Varecia variegata rubra) и черно-белого вари (Varecia variegata variegata, на снимке).
В экспозиции «Африканская панорама» можно увидеть самых высоких (до 6 метров) млекопитающих на Земле –  угандийских жирафов, или жирафов Ротшильда.
В экспозиции «Африканская панорама» можно увидеть самых высоких (до 6 метров) млекопитающих на Земле – угандийских жирафов, или жирафов Ротшильда.
Почти все вольеры лишены решеток. К миролюбивым животным разрешено заходить в вольер – они изолированы низким барьером и/или рвом.

Около Главного входа расположен образовательный центр, павильон лемуров, экспозиция ластоногих и павильон пингвинов Гумбольда. Перед экспозицией ластоногих возведен амфитеатр, вмещающий 260 зрителей. Каждые выходные, в летний период (июль, июль, август) каждый день, в 13:30 можно увидеть показательное обучение калифорнийских морских львов (Zalophus californianus).

В Zoo Praha содержится немало видов, редких для европейских зоопарков, например гунди (Ctenodactylus gundi), семейство Гребнепалые.

В нижней части зоопарка находится Большой вольер хищных птиц, павильон животных-гигантов и террариум. Также в нижнем ареале размещены вольеры малой (красной) панды (Ailurus fulgens), тапиров (Tapirus terrestris), двурогого калао (Buceros bicornis), попугаев, в том числе синежелтых (Ara araruana) и зеленокрылых (Ara chloroptera) ара.

Дальше расположен павильон «Сычуань», павильон гавиалов, павильоны горилл и больших черепах (в том числе слоновых, или галапагосских Testudo elephantopus). В дальней части ареала находятся павильоны кошачьих. Посетители могут увидеть тигров – амурских (уссурийских, Panthera tigris altaica) и суматранских (Panthera tigris sumatrae), амурского леопарда (Panthera pardus orientalis), дымчатого леопарда (Neofelis nebulosa), каракала (Felis (Caracal) caracal), онциллу – тигровую кошку (Leopardus tigrinus), гепардов (Acinonyx jubatus). В нижнем ареале можно посетить экспозиции водных и околоводных обитателей, увидеть королевского китоглава (Balaeniceps rex) и лысых ибисов (Geronticus eremita).

В этой же части Zoo praha расположен Детский зоопарк (перестроен в 2005), где представлены домашние животные: камерунские козы и овцы, собаки, кролики, морские свинки, лебеди, утки, бронзовые индейки, а также птицы, обычные для чешской фауны: сороки, сойки, чижи, коноплянки, щеглы.[5]

В верхней части зоопарка, недалеко от Главного входа, находится павильон белых медведей, павильон «Индонезийские джунгли», экспозиция «Африка вблизи». В верхнем ареале собраны животные четырех континентов: европейские зубры (Bison bonasus), североамериканские бизоны (Bison bison), австралийские эму (Dromaius novaehollandiae) и шлемоносные казуары (Casuarius casuarius), кубинские хутии Конга (Capromys pilorides), кафрские рогатые вороны (Bucorvus cafer (leadbeateri)), южноамериканские нанду (Rhea americana), кустарниковые собаки (Speothos venaticus).

Здесь же экспонируются африканские антилопы: аддакс (Addax nasomaculatus), саблерогая антилопа (Orix dammah), черная антилопа (Нippotragus niger), ситатунга (Tragelaphus spekei), а также карликовый буйвол аноа (Bubalus depressicornis), такин (Budorcas taxicolor) и символ Пражского зоопарка – лошади Пржевальского. В дальней части верхнего ареала можно подняться на Смотровую башню.

Два уровня зоопарка связывает канатная дорога. Она функционирует с конца марта по конец октября, в летние месяцы с 9.30 до 18.30, в остальные с 9.30 до 17.00. Билеты продаются в автоматах рядом с крытым входом на подъемник.

• Для ребенка на Главном входе можно бесплатно взять специальную тележку (необходимо любое удостоверение личности). С апреля по октябрь по зоопарку можно перемещаться на прогулочном поезде-электромобиле. Один маршрут проложен в северной части, другой в южной, каждый состоит из двух трасс. Платформы находятся у Главного и Северного входа. Дети до 10 лет могут кататься только в сопровождении взрослых.

Эндемик Австралийского континента, хохлатый бронзовокрылый голубь.
    Эндемик Австралийского континента, хохлатый бронзовокрылый голубь.
  • По зоопарку можно гулять с собакой (20 крон). При входе владелец должен предъявить сертификат вакцинации. Собаку нельзя спускать с поводка, выгуливать на газонах и дорожках, заходить с ней в павильоны, на остров лемуров, на территорию Детского Зоо и в рестораны.

Zoo Praha: хронология

1583 – появился самый известный из средневековых пражских зверинцев – Львиный двор в Пражском Граде, созданный в годы правления императора Священной Римской империи Рудольфа II[6].

1881, 11 февраля – в газете «Prager Tagblatt» появилось "Открытое письмо Мориса, графа Свиртс-Шпорк[7], к гражданам Праги", которое дало старт публичным инициативам по созданию национального зоопарка. Было высказано предложение приурочить открытие к свадьбе эрцгерцога Рудольфа[8] и бельгийской принцессы Стефании, которая была назначена на май того же года. Идея понравилась,[9] но не получила широкой общественной поддержки и одобрения Габсбургов.[10]

1891 – на заседании "Ассоциации по улучшению положения приезжих граждан" князь Шварценберг (Schwarzenberg) выступил с инициативой организовать подготовительный комитет по созданию зоопарка. В том же году комитет был учрежден и получил название "Кооператив по созданию зоологических и акклиматизационных садов".

1891 – возник Комитет по созданию зоологического сада в Королевском парке.

1899 – "Кооператив по созданию зоологических и акклиматизационных садов" опубликовал специальный меморандум; городскими властями Праги одобрен новый проект в саду Кински в Смихове.[11]

1904 – за дело взялись ученый-натуралист, профессор Иржи Янда (Jiří Janda) и исследователь африканского континента Уильям Немец (Vilém Němec). Дело затянулось из-за разногласия между учеными. У. Немец настаивал, чтобы для строительства выбрали участок земли на Страхове – по мнению проф. Янды, территория для зоосада не подходила. Противостояние длилось несколько лет, затем все планы были отложены из-за начала Первой мировой войны.

1919 – создан официальный комитет по подготовки строительства, на специальном заседании консультационного совета по математическим и естественным наукам Министерства образования и народного просвещения.

1922 – проект зоопарка утвержден Министерством Чешской Республики. Для строительства выбраны земли на правом берегу р. Влтава, в районе Тройской котловины, с естественными холмами и крутым рельефом. Территория принадлежала землевладельцу Алоису Свободе (Alois Svoboda), который безвозмездно передал ее городу, в том числе 24 га строго под размещение зоопарка.

1926 – для решения финансовых и организационных проблем создан «Кооператив казначейства, закупок и строительства Зоологического сада в Праге». Архитектор Машек (Mašek) разработал проект, план и макет зоосада; после неожиданной смерти архитектора работы были перепоручены проектному бюро Гагенбека, владельца Гамбургского зоопарка. Бюро были спроектированы вольер для волков и Большой вольер хищных птиц.

1927 – к концу года закончено строительство ограждений вокруг первых восьми гектаров территории в нижнем ареале.

1926 – начали появляться животные для зоопарка. Пока шло строительство, супруги Янда держали их на своей вилле, которая была расположена в том же районе Троя.

1930, 23 марта – в Трою доставили четырехмесячную самку индийского ( азиатского) льва (Pantera leo persica). После гастролей в Праге цирка Ребернига владелец подарил ее президенту Чехии, однако чешский лидер отказался принимать подарок, и львица по просьбе проф. Янды была передарена Пражскому зоопарку.[12]

1931, 21 июня – в Zoo Praha официально появилось первое животное, самка европейского волка (Canis lupus) по кличке Лотта. Небольшое время она провела в клетке, затем была перемещена в специальный вольер (Vlčinec), расположенный недалеко от Главного входа.

1931, 28 сентября – Иржи Янда назначен директором Пражского зоопарка (занимал должность до 25.08.1938).

1931 – достроили Большой вольер хищных птиц. По тем временам это был смелый проект: высота сооружения достигала 14 метров, длина 26, ширина – 16. В том же году под Большим вольером были устроены пруды для водоплавающих и болотных птиц.

1932, апрель – привезли первых тигров, самца Бенгали и самку Митаве, которую в зоопарке стали звать Миной (Mína). Их подарил цирк Гагенбека – хищники оказались непригодны к дрессуре. Тогда же в зоопарке появился первый белый медведь, самка по кличке Нора.

1932, июнь – Zoo Praha получил в подарок несколько хищных птиц, в том числе ястреба-тетеревятника (Accipiter gentilis) по кличке Орлик и самку беркута (Aquila chrysaetus) по кличке Солон.

1932, 1 августа – по решению Министерства образования и народного просвещения Чехии в зоопарк доставили двух лошадей Пржевальского, жер. Али и коб. Минку. С 1933 началась работа по изучению и сохранение этого вида – дело, в которое Пражский зоопарк внес исключительный вклад.

1933, 17 июля – в павильон слонов, гиппопотамов и носорогов (Tlustokožce) поселили первого обитателя, самца азиатского слона (Elephas maximus indicus) по кличке Baby, которого купили у Гагенбека за 51 000 крон. Baby был привезен с острова Цейлон; в Пражский зоопарк его доставили в возрасте около 15 месяцев. Это был первый слон не только в Zoo Praha, но и во всей Чехии. Первые несколько лет Baby мог перемещаться по территории в сопровождении смотрителя; эти прогулки были очень популярны среди посетителей.

1933, октябрь – привезли бегемота (Hippopotamus amphibius) по кличке Петр, черного носорога (Diceros bicornis) Макса и гепарда (Acinonyx jubatus) Миньона. Этих животных приобрели в цирке Карела Клудского, сыновья которого после смерти отца (1930) распродали оборудование и зверей. Кроме того, популярнейший в то время чешский актер Власта Буриан (Vlasta Burian, 1891–1962) подарил зоопарку двух калифорнийских морских львов, Гиту и Батула.

Кистеухая свинья (Potamochoerus porcus) образует много подвидов; в Zoo Praha можно увидеть самый красивый из них – камерунский (P. p. pictus).

1938, 28 апреля – стараниями проф. Янды появилась новая благотворительная организация – «Общество друзей зоопарка», призванная находить денежные средства и поддерживать общественный интерес.

1938 – Zoo Praha получил мировую известность как первый зоопарк, где удалось в инкубаторе вывести андского кондора (Vultur gryphus).

1940, март – сильное наводнение затопило часть зоопарка и повредило павильон хищников. Ледяные глыбы пронеслись по территории и заблокировали животных на верхнем ярусе; чтобы их освободить, понадобилось два дня. Были затоплены склады с фуражом, мастерские, другие хозяйственные постройки, разрушены ограждения, повреждена электрическая система и система отопления. Общий ущерб составил 114 000 крон.

После наводнения был принят новый генеральный план развития Пражского зоопарка. Было решено разрабатывать естественные склоны и разноуровневые участки со старыми вишневыми садами и виноградниками, так как нижний ареал доказал свою уязвимость. План корректировали биологи, гидрологи и геологи. Была принята концепция «единой природной среды», согласно которой зоопарк и окружающий ландшафт должны были стать частями единого комплекса.

1942 – впервые в мире был искусственно выкормлен детеныш белого медведя, дочь Норы по кличке Илун.

Первого орангутанга, самку по кличке Соня, в Zoo Praha привезли в 1961 из Индонезии; через год доставили самца по кличке Бимбо, с острова Суматра.

1944 – из Берлина, который бомбили войска союзников, удалось вывезти и доставить в Прагу самку бегемота Сусанну. Ее выкупили в Берлинском зоопарке по символической цене: одна чешская крона за килограмм живого веса.[13] К концу Второй мировой в Zoo Praha стали привозить животных из германских городов, в основном из Дрездена (всего 75 особей).

1949 – достроен павильон обезьян. Первым обитателем стала самка шимпанзе по кличке Мок.

1950 – Пражский зоопарк перешел под управление городской администрации и под контроль Министерства информации и просвещения.

1952, 22 ноября Пекинский зоопарк передал в дар Пражскому зоопарку небольшую коллекцию редких животных, в том числе китайских аллигаторов (Alligator sinensis) и дальневосточных леопардов (Panthera pardus orientalis). В течение следующих шести лет Пекинский зоопарк подарил Zoo Praha несколько десятков особей редких и экзотических видов, среди которых были китайские ушастые ящеры (Manis pentadactyla), королевские кобры (Ophiophagus hannah), малые (красные) панды и уссурийские тигры.

1959 – директором назначен знаменитый чешский зоолог, д. биол. н. Зденек Веселовский (Dr. Zdeněk Veselovský, 1928-2006). Он занимал эту должность почти 30 лет (1.06.1959–31.12.1988) и 25 лет оставался президентом Ассоциации директоров зоопарков мира. Во многом благодаря его усилиям Пражский зоопарк стал одним из лучших на планете.

1959 – Пражский зоопарк организовал первый Международный симпозиум по сохранению лошадей Пржевальского, а в 1960 получил право вести Международную племенную книгу вида, в которой была собрана информация обо всех особях, рожденных в рамках проектов по сохранению вида с 1899 г.

Kazik живет в Пражском зоопарке до сих пор (2011). В природе численность казуаров продолжает сокращаться из-за браконьерской охоты и уничтожения естественной среды обитания птиц.

1963 – доставили первую гориллу, самца по кличке Титан.

1970 – привезены первые пять особей жирафа Ротшильда (Giraffa camelopardalis rothschildi).

1971 – в Праге состоялась конференция Международного Союза директоров Зоологических садов, в которой приняли участие многие известные зоологи, в том числе директор Франкфуртского зоопарка (с 1945), автор книг и фильмов о животных проф. Бернхард Гржимек (Bernhard Klemens Maria Grzimek, 1909-1987).

1971 – появился на свет первый детеныш орангутанга, названный Кама, 1972 – первые детеныши гепарда (второй случай в мире), 1974 – первый детеныш жирафа, 1983 – первое потомство у зебр Греви (Equus grevyi).

1988 – начата программа по разведению наиболее редкого представителя семейства оленебыков, антилопы бонго (Taurotragus eurycerus).

1989, 18 мая – из Эдинбургского зоопарка был доставлен шлемоносный казуар Kašík, еще один вид, внесенный в Международную Красную книгу.

Желтый (лисий) мангуст (Cynictis penicillata), обитатель экспозиции «Африка вблизи».

2001, 29 апреля – появились на свет два птенца японского журавля (Grus japonensis), впервые в Чехии.

2001 – в отдаленной части верхнего ареала открыт павильон «Африканский дом», в экспозиции которого представлены трубкозубы (Orycteropus afer), сурикаты (Suricata suricatta), многие виды африканских птиц. Перед ним организована огромная территория, имитирующая саванну – «Африканская панорама». С вышки-платформы посетители могут наблюдать за жирафами Ротшильда, африканскими антилопами и страусами.

2002, август – из-за сильнейших ливней р. Влтава вышла из берегов и затопила почти половину территории зоопарка. Более 1000 животных эвакуировали, 134 погибло. Калифорнийский морской лев Гастон уплыл и был пойман в Эльбе недалеко от Дрездена (вскоре животное погибло от голода и переохлаждения). Старожил Zoo Praha, самка индийского слона по кличке Гулаб (1959 г.р.) не пострадала, самец Кадир погиб.

Специальный купол эллиптической конструкции изолирует двухуровневый павильон «Индонезийские джунгли» от внешней среды.

2004, 21 февраля – в северо-восточной части зоопарка открылся павильон «Африка вблизи». Старый павильон (1956) был полностью реконструирован. Экспозиция представлена так, чтобы посетители чувствовали себя путешественниками, которые вышли к заброшенному африканскому поселению. Перед павильоном можно увидеть большеухих лисиц (Otocyon megalotis), фенеков (Vulpes zerda), земляных белок (Geosciurus inauris), а также медоеда (Mellivora capensis).

В 2010 в нижнем ареале после реконструкции открылась экспозиция околоводных птиц, где можно увидеть 40 видов пернатых из пяти  частей света:  Европы,  Азии,  Африки,  Америки и  Австралии.
В 2010 в нижнем ареале после реконструкции открылась экспозиция околоводных птиц, где можно увидеть 40 видов пернатых из пяти частей света: Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии.

В павильоне в небольших инсектариях и террариумах представлены мадагаскарские шипящие тараканы (Gromphadorhixa portentosa), нильские травяные крысы (Arvicanthis niloticus niloticus), редкие в зоопарках иглистые мыши (Acomys cilicicus), многие другие виды теплокровных, рептилий и насекомых. Часть павильона, в которой содержатся ночные виды, освещается специальными лампами – в дневное время свет голубоватого оттенка, ночью белый. Всего в «Африки вблизи» 60 видов животных в 40 экспозициях.

В 2011 самка комодского варана по кличке Аранка отложила четвертую кладку яиц. Это лучший результат в мире, полученный от особи, содержащейся в неволе.

2004, 29 ноября – открыт павильон «Индонезийские джунгли», самый крупный и дорогостоящий проект чешских зоопарков: площадь оранжереи 1900 кв. м., объем 16 000 куб. м., стоимость более 170 млн. крон. «Индонезийские джунгли» возвели на месте павильона обезьян, который служил почти 50 лет. Внутри павильона расположен комплекс-оранжерея с растениями тропических и мангровых лесов (около 70 видов, в том числе орхидеи), водопадами и террасами. В павильоне поддерживается температура 30-35°C и влажность 90%. Барьером между животными и людьми служат невысокие заграждения и вода.

Здесь обитают орангутанги, гиббоны (Hylobatidae), макаки (семейство Cercopithecidea), лангуры (Presbytis). Несколько видов птиц свободно летает по вольеру, в том числе эндемик о. Бали майна Ротшильда (Leucopsar rothschildi). На нижнем уровне павильона размещена экспозиция ночных животных. Посетители могут увидеть бинтуронга (Arctictis binturong), хипогеомиса (Hypogeomys antimena), толстого лори (Nycticebus coucang), тупайю (Tupaia belangeri), сенегальского галаго (Galago senegalensis).

2004 – Чехия получила в подарок от президента Индонезии Мегавати Сукарнопутри двух гигантских, или комодских варанов (Varanus komodoensis), самых больших ящериц в мире.[14] Вольер комодских варанов в павильоне «Индонезийские джунгли» занимает площадь 100 кв. м. При строительстве павильона особое внимание уделили теплу – 10 инфракрасных обогревателей общей мощностью 20 000 ватт нагревают песок и камни вольера до 50°C; охладиться животные могут в искусственных норах из бетона.

2004 – завершена реконструкция павильона «Сычуань». Внутри большого полукруглого павильона обустроено общее пространство, в котором люди и птицы не разделены заграждениями. Посетители могут перемещаться по дорожкам и мостикам через ручьи, среди посадок бамбука и рододендронов, и наблюдать за экспонируемыми видами, в том числе голубой иреной (Irena puella), краснохвостой кустарницей (Garrulax milnei), юхиной ошейниковой (Yuhina diademata), сероголовой суторой (Paradoxornis gularis), лиоцихлой омейской (Liocichla omeiensis) и бульбулями (Pycnonotidae).

2004 – появился на свет первый в Чехии детеныш гориллы, названный Мойя.

2008, 23 января – в Пражский зоопарк привезли гангских гавиалов (Gavialis gangeticus). По специальному разрешению индийских властей семь молодых особей были доставлены из Индии, три самца и четыре самки. Новый павильон гавиалов, включающий бассейн для животных и смотровой зал-аквариум, был открыт для посетителей 5.04.2008.

2011, 14 июня – состоялся первый в истории Чехии перевоз лошадей Пржевальского в Монголию.[15] Проект был приурочен к 80-летию Zoo Praha. Четыре особи – жер. Матиас (2008 г.р.), коб. Лима (2007), Кордула (2006) и Кассовиа (2006) – были доставлены на военно-транспортном самолете в национальный парк Хара Ус Нур (Khar Us Nuur). Животные, неродственные обитателям заповедника, должны способствовать оздоровлению популяции, в которой на 2010 г. было всего 24 особи и 5 единиц потомства. Проект осуществлен в сотрудничестве с Фондом по сохранению и защите лошадей Пржевальского (FPPPH) и монгольском филиалом Всемирного фонда дикой природы (WWF).

1. Другие – Либерецкий зоопарк ZOO Liberec (г. Либерец), старейший на территории республики (1919), зоопарк «Африканское Сафари» (Зоо-Сафари) в г. Двур Кралове-над-Лабем, Пльзенский зоопарк (г. Пльзень), зоопарк в г. Усти-над-Лабем, Оломоуцкий зоопарк «На Святом холме» (г. Оломоуц), «Зоологический сад города Брно», Остравский зоопарк (г. Острава), Зоопарк в г. Злин и ZOO Chleby (около г. Нимбурк)