Петра

Петра. "Мавзолей с урной" I в., который бедуины называли "Хазне-эль-Фарун" (сокровищница фараона), считая, что в урне, на вершине храма круглой формы с конической кровлей, спрятаны сокровища фараона. Новейшие исследования обнаружили под Хазной погребальную камеру, которая могла принадлежать набатейскому царю Арете III Филэллину или Арете IV
Увеличить

Петра. "Мавзолей с урной" I в., который бедуины называли "Хазне-эль-Фарун" (сокровищница фараона), считая, что в урне, на вершине храма круглой формы с конической кровлей, спрятаны сокровища фараона. Новейшие исследования обнаружили под Хазной погребальную камеру, которая могла принадлежать набатейскому царю Арете III Филэллину или Арете IV

Петра, البتراء (по-арабски читается "Аль-Батра", Al-Batrāʾ), Πέτρα (греч. "скала"), Petra (англ.) — древний город и столица Набатейского царства — ныне археологический памятник и символ Иордании, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО[1], одно из 7 новых чудес света [2].

Петра находится к западу от городка Вади-Муса[3], губернаторство (мухафаза) Маан[4], на юго-западе Иордании, в 200 км к югу от Аммана.

Поэтическое прозвище: "Город цвета красной розы"[5]

Координаты: 30°19´ с.ш., 35°26´ в.д. [6]

Дата основания: XIV в. до н.э.

Карты:

Территория Петры

Географически Петра находится почти посередине между Мертвым морем (в 80 км к северу) и заливом Акаба[7] Красного моря в 100 км к югу.

Петра расположена в зоне средиземноморского климата. Годовое количество осадков составляет около 200 мм. Наибольшее количество осадков выпадает между октябрем и апрелем, с сильными ливнями в ноябре — марте, и опасностью внезапных наводнений в ущелье Сик[8]. Среднемесячная температура января — +6°C, июля — +22°C. Самая низкая температура зимой — 0°C, самая высокая в летние месяцы — +39°C. Преобладающие ветры дуют с запада и юго-запада. Среднесуточное испарение составляет 6.8 мм; самая высокая степени испарения наблюдается в июне — 9.8 мм/день, самая низкая в декабре — 3.6 мм/день. Среднегодовая влажность воздуха составляет 49.9%, от 62% зимой до 45% летом[9].

Ущелье Сик — восточный путь к Петре, который выводит к Хазне-эль-Фарун — "Мавзолею с урной", I в. н.э.
Увеличить

Ущелье Сик — восточный путь к Петре, который выводит к Хазне-эль-Фарун — "Мавзолею с урной", I в. н.э.

Петра расположена в долине Вади-Муса, в центре более или менее плоской, орошаемой несколькими горными потоками террасы, которая на востоке примыкает к горной стране Джебель аш-Шара, на западе постепенно опускается к Вади-Араба, на севере ее ограничивает Вади-Немела, на юге — Вади-Сабра. Здесь группами разбросаны скалы красного песчаника: 2 самые высокие гряды замыкают террасу с востока и запада. Река Вади-Муса, втекающая из источника Айн-Муса неподалеку от современной деревни Эльджи, пересекает долину и ряды скал и делит ее на 2 части — северную и южную. С востока доступ к Петре открывает 3-км проход Сик, глубиной до 100 м, и иногда сужающийся до 3 м в ширину, через который Вади-Муса втекает в долину. Путь к городу с юга от Вади-Араба также проходил через узкое ущелье.

Петра знаменита своей системой гидравлических сооружений, созданных древними жителями города. Набатеями была построена искусная система запруд, водосборных цистерн, тоннелей, самотечных каналов, наполняемых речкой Айн-Муса, которые позволяли предотвращать сезонные наводнения и в то же время обеспечивать водой 30 тыс. население города[10].

Расцвет Петры был предопределен удачным расположением на путях караванной торговли. С одной стороны, через Селу/Петру проходила известная на Древнем Востоке Царская дорога (Via Regia лат.)[11], а с другой — караванный тракт из Южной Аравии — "Путь благовоний"[12], который ко II в. стал частью Великого шелкового пути[13].

История Петры и Набатейского царства

Древнейшая история XV — VII вв. до н.э.

Как город Петра появилась сравнительно поздно, но территория вокруг была освоена с древнейших времен, начиная с позднего палеолита[14]. Уже с эпохи бронзы (5500/5400 — 2200 гг. до н.э.), в 25 км к северу от Петры, в Вади-Файнан разрабатывались медные залежи[15].

Во второй половине II тыс. до н.э. территорию Петры населяли мидианитяне, пастушеские племена, жившие в Северной Аравии, к северу от залива Акаба[16]. Позднейшая традиция приписывала мидианитскому царю Рекему основание города в свое имя (Иосиф Флавий. Иудейские древности. IV.7.1). На протяжении всей набатейской истории город носил название Рекем [17].

Впервые Петра упоминается в египетских документах XVIII династии ("Амарнский архив"[18]) под названием Пел, Села или Сеир (XV — XIV вв. до н.э.). В списке "Станов Израиля в странствовании от Египта до Иордана", датируемой приблизительно XIII в. до н.э.[19], местности, отмеченные в главах с 28 по 32, обычно связывают с территорией, географически близкой к Петре (Ветхий Завет. Числа. 33) [20]. В этот период область Петры, известной под названием Села (2 Книга Царств. XIV.7), населяли хорреи[21].

Во второй половине IX в. до н.э. хорреев, по-видимому, изгнали эдомиты[22] и территория стала называться Эдом ("красный")[23]. В начале VIII в. до н.э., при царе Амасии[24], иудеи разгромили эдомитян и захватили Селу/Петру (4 Книга Царств. 14:7), но уже в конце столетия при царе Ахазе[25] потеряли ее.

Период VII — IV вв. до н.э.

  • VII — VI вв. до н.э.: набатеи завоевали Петру, перенеся сюда из Гайи свой административный и сакральный центр[26]

  • Середина VII — последняя четверть IV вв. до н.э.: набатеи и другие арабские племена попали под власть Ассирийской империи[27]. Несмотря на то, что набатейский племенной вождь Натну первым изъявил свою покорность ассирийскому царю Ашшурбанапалу[28], он вел сложную политическую игру, то вступая в союзы с предводителем антиассирийского арабского движения племени кедаритов Абиатой, сыном Тери, то предоставляя убежище злейшему врагу Ассирии Йате, которого впоследствии все-таки выдал ассирийцам[29]. После 612 до н.э., когда пала столица Ассирии Ниневия, набатеи попали под влияние Нововавилонского царства, а с конца VI в. до н.э. — под власть Персидской державы до ее разгрома Александром Македонским в 334 — 323 гг. до н.э. Осенью 332 до н.э. набатеи из Петры участвовали в защите Газы[30], которую в течение 2-х месяцев осаждал Александр

Период эллинизма

  • 312 до н.э.: желая захватить торговые пути в Южную Аравию, а также лишить важного опорного пункта Азии своего противника Птолемея Лага[31], Антигон Одноглазый [32] отправил для завоевания Петры войско в 4 тыс. пехотинцев и 600 всадников под командованием Афинея. Воспользовавшись тем, что набатеи отправились на ярмарку и покинули Петру, оставив там стариков, женщин и детей, Афиней за 3 дня и 3 ночи прошел со своим войском 2200 стадий (около 407 км) и ночью с ходу овладел городом. Разграбив Петру и захватив много благовоний и 500 талантов серебра, Афиней, опасаясь нападения набатеев, ушел из города и встал от него лагерем в 200 стадиях (37 км)[33]. Набатеи под командованием своего вождя Рабиля собрали 8 тыс. ополчение, внезапно напали на лагерь Афинея и полностью его уничтожили (Диодор. Историческая библиотека. XIX. 94-95)

  • 311 — 302 до н.э.: набатеи отправили Антигону послание на арамейском языке с протестом по поводу нападения Афинея, но тот попытался снять с себя ответственность, заявив Афиней действовал вопреки его указаниям. Пока шла переписка, Антигон подготовил новое войско для нападения на Набатею, отправив 4 тыс. легковооруженных пехотинцев и более 4 тыс. всадников под командованием своего сына Деметрия Полиоркета[34]. Набатеи не доверяли Антигону и, выставив на дорогах сторожевые посты, вовремя узнали о приближении врагов. Оставив в Петре военный гарнизон, они откочевали в пустыню. Деметрию удалось проникнуть в Петру, но, осознав бесперспективность своего пребывания в городе, он ушел оттуда и расположился лагерем вблизи Мертвого моря, а потом и вовсе покинул пределы Набатеи (Диодор. Историческая библиотека. XIX. 96-100)

  • 301 до н.э.: после битвы при Ипсе, где Антигон потерпел поражение от войск Лисимаха[35] и Селевка[36] и погиб, Палестина и южная часть Сирии оказались в сфере влияния Птолемея Лага, который установил с набатеями Петры и их вождем Раббэлем союзнические отношения[37]

  • III — II вв. до н.э.: становление Набатеи с центром в Петре как независимого государства под властью царей. Воспользовавшись ослаблением Селевкидов в Сирии и Палестине, набатейские цари, начиная с Ареты I [38], расширяли свое царство, занимая обширные пространства в Южной Палестине (Негев[39]), в Заиорданье и Хауране[40]. Отношения с Иудеей менялись от дружественных до крайне враждебных (II Книга Маккавейская. 8.32)[41]. Основное внимание набатеев было обращено на юг. В середине II в. до н.э. еще никто не мешал им в продвижении по Аравийскому полуострову, но на Красном море их интересы столкнулись с Египтом: Птолемеи, начиная еще с Птолемея II Филадельфа[42], пытались изолировать и подчинить Петру в целях захвата торговых путей на юг (Диодор. Историческая библиотека. III. 43). В конце II в. до н.э. набатеи, нападая на египетские корабли и грабя их, практически нарушили египетскую морскую торговлю, так что правительство Египта было вынуждено отправить против них карательную морскую экспедицию, нанесшую набатеям серьезный урон[43]

  • 96 до н.э.: Газа, осажденная иудейским царем Александром Йаннаем[44], обратилась за помощью к Арете II[45]. Прежде чем набатейский царь сумел предпринять эффективные меры, Александру удалось взять город (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 13.3). Эта неудача, нарушившая связи между Петрой и эллинистической Газой, отрицательно сказалась на набатейской караванной торговле: поселения набатеев в Негеве, отрезанные от выхода к Средиземному морю, совершенно опустели

  • 96 до н.э. — 85 до н.э.: Ободат I [46], продолжил политику укрепления Набатейского государства. Нанеся около 93 до н.э. поражение Александру Йаннаю у Гадары[47] в Гавланитиде (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 13.5), он приостановил продвижение иудеев в Заиорданье и тем самым предотвратил утрату важных территорий, открывавших доступ в Сирию. В 85 до н.э. он сумел разгромить у селения Кана армию одного из последних Селевкидов, Антиоха XII[48], пытавшегося восстановить империю своих предков (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 15.1; Иудейская война. I. 387-391), причем оба царя погибли на поле сражения. Для оживления набатейской торговли в Негеве Ободат I основал в глубине пустыне город, переименованный в его честь после гибели царя на поле сражения[49]

  • 84 до н.э. — 62 до н.э.: политика Ободата I была продолжена Аретой III Филэллином[50], которому сначала удалось добиться определенных успехов. Так, он основал на пути от Петре к Акабе город Авару[51], а в Сирии одержал блестящую дипломатическую победу: по просьбе властей Дамаска, опасавшихся нападения со стороны Птолемея, тетрарха Халкиды[52], он присоединил Дамаск к своим владениям. В результате Александр Йаннай оказался в кольце набатейских владений. Около 82 до н.э. Арета вторгся в Палестину и нанес поражения иудеям в битве при Адиде, однако спустя некоторое время Йаннаю удалось восстановить свое положение как на юго-восточном побережье Средиземноморья, так и в Южной Сирии (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII. 15.3-4). В 72 до н.э. Арета потерял Дамаск, захваченный царем Армении Тиграном II[53], но в период 69 — 64 до н.э. город снова оказался в руках набатеев до аннексии Западной Сирии римлянами при Помпее Великом. Враждебные отношения между Набатейским и Иудейским царствами превратили Петру в единственное убежище для многих изгнанников из Иудеи. После смерти Йанная Арета вмешался в династическую борьбу между претендентами на власть в Иудее, поддержав свергнутого с престола Гиркана[54] против Аристобула[55]. В 65 до н.э., накануне Пасхи, набатейская армия нанесла поражение Аристобулу и осадила Иерусалим, в котором заперся узурпатор. Тем временем Сирия была оккупирована Римом, вмешавшемся в события, происходившие в Палестине (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XII. 16; XIV. 1-3). Римляне в лице Гнея Помпея и Марка Эмилия Скавра [56] поддержали Аристобула и предложили Арете снять осаду. Набатейский царь подчинился. Вскоре Аристобул собрал силы и нанес поражение набатейской армии у Папирона [57] в долине Иордана (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIV. 3.3)

Петра как вассал Рима

Большой храм в центральной части Петры, занимающий площадь 7560 м², был построен в последней четверти I в. до н.э. и использовался вплоть до V в.
Увеличить

Большой храм в центральной части Петры, занимающий площадь 7560 м², был построен в последней четверти I в. до н.э. и использовался вплоть до V в.

  • 62 до н.э.: Марк Эмилий Скавр, первый проконсул римской провинции Сирия, осадил Петру, продемонстрировав набатеям силу римского оружия. Получив взятку в размере 300 талантов, Скавр прекратил осаду. Арета III признал себя вассалом Римской республики (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIV. 5.1)

  • 56 — 30 до н.э.: новый правитель Набатейского царства Малику I[58] был не в состоянии вести последовательную политику и его действия определялись общей ситуацией на Ближнем Востоке. Придя к власти около 56 г. до н.э., он отказался признать власть Рима, поэтому в 55 г. до н.э. Петру вновь осадила армия проконсула Сирии Авла Габиния[59] (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIV. 6.4). Во период гражданских войн Малику I поддержал Цезаря, предоставив ему конницу во время военной кампании в Египте в 47 до н.э. (Александрийская война. 1). В 40 г. до н.э., когда Парфии удалось захватить значительную часть Сирии и Иудеи, Малику изменил Риму, отказавшись предоставить убежище иудейскому правителю Ироду[60] (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIV. 13.9, 14.1). Поэтому после разгрома парфян в 38 г. до н.э. римский полководец Вентидий[61] наложил на Малику I военную контрибуцию. В 34 г. до н.э. Марк Антоний[62] подчинил Набатею египетской царице Клеопатре[63], заставив выплачивать ежегодную дань в 200 талантов[64]. В решающей битве при Акции 2 сентября 31 г. до н.э. набатеи еще участвовали в армии Марка Антония и Клеопатры (Плутарх. Антоний. 61.2), но после их поражения быстро переметнулись на сторону Августа, уничтожив египетские корабли в Суэцкой гавани, тем самым не дав Клеопатре бежать от победителя (Плутарх. Антоний. 69.2-3)

Театр в Петре, построенный в I в. н.э., изначально имел 45 рядов и мог вмещать до 6 тыс. зрителей. Театр серьезно пострадал в результате землетрясения 363 г.
Увеличить

Театр в Петре, построенный в I в. н.э., изначально имел 45 рядов и мог вмещать до 6 тыс. зрителей. Театр серьезно пострадал в результате землетрясения 363 г.

  • 25 до н.э.: по приказанию Августа в Счастливую Аравии[65] была отправлена военная экспедиция под командованием префекта Египта Элия Галла[66], которую сопровождал набатейский отряд и брат царя Ободата II[67] Силлей, вызвавшийся быть проводником[68]. Через 6 месяцев римско-набатейская армия с большими трудностями и потерями добралась до Марсиабы[69], но нехватка воды побудила Галла снять осаду и вернуться обратно (Страбон. География. XVI. 4.22-24)[70]

  • 9 до н.э. — 106 н.э.: при царе Арете IV (9 г. до н.э. — 40 г. н.э.)[71] набатеям удалось расширить свои владения в Заиорданье, включая Кумран[72], после того, как в 36 г. н.э. Арета вторгся в пределы Иудеи и полностью уничтожил армию Ирода Антипы[73] (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII.1). Ирод Антипа пожаловался императору Тиберию и тот приказал отправить против Петры армию сирийского проконсула Вителлия, однако в 16 марта 37 н.э. император скончался и экспедиция не дошла до цели своего назначения (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII.2-3). В царствование Малику II (40 — 70 гг. н.э.) Набатея потеряла свои владения на севере Заиорданья, а также в Негеве, где нападения кочевников (самудцев и сафатенцев) привело к запустению многих городов, а также нарушило торговлю через Газу[74]. Во время Иудейской войны (66 — 73 гг. н.э.) Малику II[75] послал на помощь сыну Веспасиана Титу войско (5 тыс. пехоты, 1 тыс. всадников), причем набатейские солдаты отличились своими зверствами по отношению к еврейским перебежчикам в ходе осады Иерусалима (Иосиф Флавий. Иудейская война. III. 4.2; V.13.4). Последний набатейский царь Раббэль II (71 — 106) перенес столицу своего государства из Петры в Босру[76]

Аннексия Набатейского царства. Римская Петра

Храм Душары (Каср аль-Бинт, "Замок дочери фараона") в Петре. I в.
Увеличить

Храм Душары (Каср аль-Бинт, "Замок дочери фараона") в Петре. I в.

  • 106 н.э.: легат Корнелий Пальма[77], посланный в Сирию императором Траяном[78], провел успешную военную кампанию, аннексировав Набатею и включив ее в состав провинции Каменистая Аравия (Arabia Petraea лат.) со столицей в Петре[79]. Для улучшения сообщения между Босрой, Петрой и Акабой была построена Новая Траянова дорога (Via Traiana Nova или Via Novaлат.)[80], представлявшая собой часть известной на Древнем Востоке Царской дороги (Via Regia лат.). В середине I в. город пережил быстрый подъем: городской центр был расположен по обеим сторонам главной улицы, украшенной колоннадой, между театром в восточной части и храмом Душары (Каср аль-Бинт, "Замок дочери фараона") в западной части.

  • II в.: Петра, управлявшаяся римскими пропреторами[81], сохраняла свой статус метрополии и оставалась важным военным, административным и торговым центром провинции, но главной базой дислокации римской армии (III римский легион "Киренаика", Legio tertia Cyrenaica лат.) в провинции стала Босра (120 г.), получившая в честь императора Траяна название Новая Траянова Босра (Nova Trajana Bostra)[82]. В 131 Петру посетил император Адриан (117 — 138) и город стал называться "Адрианова Петра" (Hadriane Petra лат.)[83]. Для защиты провинции с востока и обеспечения безопасности торговых путей в пустыне была возведена система укреплений "Арабский лимес" (Limes Arabicus лат.)[84]

  • III — IV вв.: когда Римская империя фактически распалась на 3 части, ее восточные части (Сирия, Палестина, Аравия, Египет) вошли в состав Пальмирского царства (260 — 273)[85]. Расцвет Пальмиры как важного торгового центра на Ближнем Востоке, постоянная угроза вторжения со стороны Сасанидского царства, привели к изменению направления торговых путей и как результат — потерю Петрой своего прежнего положения как одного из главных перевалочных пунктов. После административных реформ при императоре Диоклетиане (284 — 305), Петра вошла в состав Восточного диоцеза[86] , а в 390 — в провинцию Палестина Третья[87], став ее столицей.

Закат и забвение Петры IV — XIII вв. Открытие Петры в XIX в.

Южный неф византийской церкви 450 — 550 гг.: пол украшен мозаиками с изображениями животных; на мраморной алтарной преграде вырезан крест
Увеличить

Южный неф византийской церкви 450 — 550 гг.: пол украшен мозаиками с изображениями животных; на мраморной алтарной преграде вырезан крест

  • IV — VI вв.: в 350 Петра стала местопребыванием епископа[88]. Несмотря на сильнейшее землетрясение 13 мая 363, которое разрушило значительную часть города[89], жизнь в нем не прекратилась. В это время, наряду с тем, что многие монументальные сооружения были приспособлены под христианские храмы[90] и хозяйственные склады, в городе не прекращалось строительство новых зданий. Около 450 г. была построена церковь, украшенная искусными мозаиками[91]. 9 июля 551 произошло новое сильное землетрясение, которым воспользовались персы Сасанидского царства для захвата города. Вскоре они были выбиты оттуда византийцами [92].

  • VII — VIII вв.: в начале 600-х на территории, окружающие Петру, началось постепенное проникновение арабов, исповедующих ислам. Этот процесс в основном был довольно мирным, учитывая историческую терпимость мусульман к христианству. В 629, при Мутахе близ Эль-Карака[93], в 80.5 км северу от Петры, византийская армия, возглавляемая сакелларием Феодором Трифирием нанесла поражение мусульманам, отправленным пророком Мухаммедом для покорения арабских племен за Иорданом[94]. Однако уже в 636 (1520 августа) арабы взяли реванш и разбили византийцев в битве при Ярмуке[95], что привело к потере Дамаска и всей Сирии, а в последующие годы — Византийской Армении (638-639) и Египта (639-642). Временное оживление жизни в Петре произошло под властью Омейядского халифата (661 — 750). Для многих паломников, совершавших хадж из столицы халифата Дамаска, набатейский город был одним из остановок на пути следования в Мекку. Сильное землетрясение 747, разрушившее Джераш [96] и многие другие города в Заиорданье и Палестине, вероятно, положило конец жизни последним обитателям Петры, тем более что со сменой власти в халифате новая династия Аббасидов переместила столицу в Багдад (762), в результате чего пути к святыням ислама — Мекке и Медине теперь миновали Петру.

  • XI — XIII вв.: известно, на Джебаль Харун — самой высокой из гор, окружающих Петру, в XI — XII вв. жили монахи церкви Св. Аарона, которые обратились к королю Иерусалимского королевства Балдуину I[97] с просьбой защитить их от нападений сарацинов. Балдуин отправил в Петру войска и она вошла в состав Синьории Заиорданье[98]. Для защиты восточной границы с севера на юг была возведена система обороны, состоявшая из отдельных замков. В районе Петры были построены 3 крепости, расположенные в нескольких километрах друг от друга: главная крепость Эль-Вуэйра перед входом в долину Вади-Муса, форт Хабис в центре древнего города, и форт на плато над Петрой[99]. Все эти крепости пали, когда на территорию Заиорданья в 1187 вторгся Саладин[100]. Последнее упоминание Петры датируется 1276 годом, когда в заброшенном городе останавливался султан Бейбарс I [101]

  • 1812, 23 августа: швейцарский ориенталист Иоганн Людвиг Буркхардт[102], путешествуя по Сирии и современной Иордании, первым из европейцев обнаружил руины заброшенного города в долине Вади-Муса и определил, что они принадлежат столице Каменистой Аравии Петре [103]

Ссылки

Литература

  • Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура. М., 1976
  • Lindner M. Petra und das Konigreich der Nabataer: Lebensraum, Geschichte und Kultur eines arabischen Volkes der Antike. München, 1997
  • Petra - A Royal City Unearthed // Near Eastern Archaeology, Vol. 65, 2002, No. 4
  • Petra Rediscovered: Lost City of the Nabataeans. New York, 2003.
  • Taylor J. Petra and the Lost Kingdom of the Nabataeans. Cambridge, Mass., 2002.

"Вокруг света" о Петре

Статьи

Телепрограммы

Материалы «Телеграфа»

Путеводители

Примечания

  1. Петра
  2. Новые 7 чудес света
  3. Вади-Муса, وادي موسى араб., "Долина Моисея" — маленький городок (губернаторство Акаба), где расположены отели и рестораны для туристов, приехавших посетить Петру
  4. Маан, معان‎ араб. — самое большое по площади губернаторство Иордании, 33163 км²: Данные Министерства внутренних дел Иордании
  5. Современное поэтическое прозвище древнего города идет от финальной строчки из поэмы "Петра", написанной в 1845 году англиканским священником Джоном Уильямом Баргоном (1813 — 1888; John William Burgon): "a rose-red city half as old as time" (англ.) "город цвета красных роз, почти такой же древний как само время"). Баргон, знавший по рассказам, но никогда не побывавший в Петре, получил в 1846 за эту поэму престижнейшую Ньюдигейтскую премию, которой награждали студентов Оксфордского университета за лучшее поэтическое произведение на английском языке
  6. Координаты Петры как памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО
  7. Залив Акаба, خليج العقبة араб., Gulf of Aqaba англ. — залив в северо-восточной части Красного моря, отделяющий Синайский от Аравийского полуострова. Свое название залив получил название по расположенному в его северной оконечности иорданскому порту Акаба. Немного западнее от него находится израильский портовый город Эйлат, поэтому залив иногда называют Эйлатским (מפרץ אילת ивр.).
  8. Al-Weshah R.A., El-Khoury F. Flood Analysis and Mitigation for Petra Area in Jordan // Journal of Water Resources Planning and Management, Vol. 5-6, 1999, P. 174
  9. Al-Weshah R.A., El-Khoury F. Flood Analysis and Mitigation for Petra Area in Jordan // Journal of Water Resources Planning and Management, Vol. 5-6, 1999, P. 170; Погода в Петре
  10. Разрушение древней системы запруд и тоннелей приводит к периодическим, приблизительно раз в 50 лет, внезапным наводнениям, вызываемых сильными ливнями. Например, в 1963 уровень воды в ущелье Сик достигал 10 м, что привело к гибели группы туристов. Поэтому в 1984 здесь была построена метеорологическая станция, фиксирующая колебания уровня воды в речке Айн-Муса: Al-Weshah R.A., El-Khoury F. Flood Analysis and Mitigation for Petra Area in Jordan // Journal of Water Resources Planning and Management, Vol. 5-6, 1999, P. 170
  11. Царская дорога — один из древнейших торговых путей на Ближнем Востоке: она начиналась в Египте (Гелиополь, Ἡλίου πόλις греч., ỉwnw др.егип. Иуну), пересекала Синайский полуостров с запада на юго-восток, доходя до места, где сейчас находится Суэц (в VI в. до н.э. здесь был выход канала Нехо II, соединявшего Нил с Красным морем, и поэтому впоследствии это место получило название Κλύσμα греч. "устье"), проходя по извилистому 32 км ущелью Митла (в 50 км к востоку от Суэца), минуя египетские форты Нехл и Темед в Синайской пустыне, к Эйлату и Акабе, откуда поворачивала на север и шла через пустыню Арава (הָעֲרָבָה‎ ивр), Петру и Маан (معان‎ араб.), через столицу Эдома Селу (السلع‎ араб., סֶּלַע‎ ивр), Эль-Карак (مدينة الكرك араб., в 140 км к югу от Аммана), через область Моав к Мадабе (مدينة مادبا араб.), через Раббат Аммон (совр. Амман), Джераш, Босру, Дамаск, Тадмор (Пальмира), и заканчивалась в Ресафе (الرصافة араб.; Сергиополь с IV в.) на верхнем Евфрате: Ветхий Завет. Числа 20:17; Historical Routes in the Middle- East
  12. "Путь благовоний" — сеть трансаравийских торговых путей, перевозившей южноаравийские ароматы (ладан, мирра, индийские специи, эбеновое дерево, шелк и ткани) и восточно-африканские товары (ценные породы дерева, перо, шкуры экзотических животных, и золото), которая расцвела в IV в. до н.э., хотя ее сложение относят еще к VIII в. до н.э. : Бухарин М.Д. Аравия, Восточная Африка и Средиземноморье. Торговые и историко-культурные связи. М., 2009 С. 199-239
  13. Великий шелковый путь, Seidenstraße нем. — обширная система торговых путей, связывавшая Восточную, Южную, и Западную Азии cо Средиземноморьем, включая северную и северо-восточную Африку, и страны Европы. Впервые понятие "Seidenstraße" было введено немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном (1833 — 1905) в 1877 в связи с торговлей дорогими китайскими шелками, которая началась при династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.): Карта Великого шелкового пути в период античности; The Silk Road
  14. Early History of the Petra Area
  15. Early History of the Petra Area - The Calcolithic period and the Bronze Age; Вади-Файнан; The Wadi Faynan Project
  16. Медианитяне, מִדְיָן‎ ивр., Μαδιανίτης греч. — племена, упоминаемые в Ветхом Завете (Бытие 37:28; Исход 2:11, 2:21; [1] Числа 31:1; Книга Судей Израилевых 6) и Коране (Сура 6; Сура 7)
  17. Рекем (rqmw) встречается в форме Рекам встречается в переводах Библии на арамейский язык, в "Ономастиконе" Евсевия Кессарийского (s.v. Ρεκέμ), в кумранских рукописях (4Q462). Это семитское название иногда связывают с корнем rqm — "быть разноцветным", "быть пестрым". Современное название "Петра" появилось при переводе иудейского названия Села (säla) "скала" на греческий язык (Πέτρα): Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура. М., 1976. С. 14-15
  18. "Амарнский архив" — собрание клинописных глиняных табличек, содержащих дипломатическую переписку на аккадском языке администрации египетских фараонов XVIII династии со странами Ближнего Востока: Вавилоном, Ассирией, Митанни (государство на севере Сирии в 1500 — 1300 гг. до н.э.), Хеттским царством, Ханааном (совр. Израиль, Палестина, Ливан, часть Сирии, Иордании, и северо-восточного Египта), Сирией, и Аласией. Архив был обнаружен в 1887 — 1903 в Тель эль-Амарне при археологических раскопках Ахетатона — столицы фараона Эхнатона (1350 — 1330): Амарнский архив
  19. Знаменитый исход иудеев из Египта, описанный в Ветхом Завете (книги: Исход, Левиты, Числа, Второзаконие), относится скорее к области мифологии, нежели истории: Did the Red Sea Part? No Evidence, Archaeologists Say
  20. Мифка (33:28-29$; מִתְקָה‎ ивр.) — местность на границе Моава и Эдома; Хашмон (33:29-30; חַשְׁמֹנָה‎ ивр.) — местность рядом с горой Хор, к югу от Петры; Мосероф (33:30-31; מֹסֵרוֹת‎ ивр.) — местность у подножия горы Хор, где скончался Аарон; Бене-Яакан (33:31-32; בְּנֵי יַעֲקָן ивр.) — местность вблизи от горы Хор, где находились источники воды
  21. Хорреи — племена, упоминаемые в Ветхом Завете (Бытие. 14:6, 36:20; Второзаконие. 2:12), занимавшие территории вокруг горы Сеир (הַר-שֵׂעִיר‎ ивр.), горной страны, простиравшейся вдоль восточной части пустыни Арава от юго-восточной оконечности Мертвого моря до залива Акаба
  22. Эдомиты или идумеи — племена, говорившие на семитском языке, упоминаемые в письменных источниках с X в. до н.э. до времени окончания Иудейской войны (66 — 135)
  23. Эдом или Идумея, אֱדוֹם ивр., Ἰδουμαία греч. — область к югу от Мертвого моря, получившая, согласно Ветхому Завету, название по имени Исава, брата Иакова (Бытие. 25:19).
  24. Амасия, אֲמַצְיָה ивр. — сын Иоаса, царь Иудеи в 769 — 781 гг. до н.э.
  25. Ахаз, אָחָז ивр. — сын Иоафама, Царь Иудеи в 732 — 715 гг. до н.э.
  26. Гайа, располагавшаяся у отрогов горного района аш-Шара, была первоначальным центром набатаейско-саламийского племенного союза. Главным божеством поклонения был Душара — бог войны, виноградный лозы, бог-громовержец, покровитель горной страны, владыка мира и устроитель мировой гармонии, рожденный девой, воскресающий и умирающий бог обновляющейся природы; династическое божество царей Петры. Греки отождествляли Душару с богом Аресом (Suda. s.v. Θεύς ’Aρης) и Дионисом (Hesych. s.v. Δουσάρης). Позднегреческий писатель Епифаний (Epiph. Haer. 51) приводит интересный рассказ, сообщая, что в тот самый день, 25 декабря, когда христиане празднуют Рождество Христово, в капище Петры совершалась церемония, где на арабском языке воспевали девственницу, называя ее по-арабски Хаабу, и родившегося от нее Душару, т.е. единородного сына Господа: Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура, С. 94-97
  27. Возможно, что набатеи (na-ba-tu) упоминались уже при перечислении завоеваний ассирийского царя Тиглатпаласара III, Tukultī-apil-Ešarra аккад. (745 — 727): Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура, С. 15
  28. Ашшурбанапал, Aššur-bāni-apli аккад. — сын Асархаддона, последний великий царь Ново-ассирийской империи, правивший в 668 — 627 гг. до н.э.
  29. Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура, С. 15-16
  30. Газа غزة‎ араб., עזה ивр. — древний город на побережье Средиземного моря, основанный хананеямя во II тыс. до н.э. В эллинистическую эпоху Газа была конечным пунктом на Пути благовоний в Восточное Средиземноморье, который находился под контролем набатеев: Бухарин М.Д. Аравия, Восточная Африка и Средиземноморье. Торговые и историко-культурные связи. М., 2009 С. 238
  31. Птолемей I Сотер, Πτολεμαῖος Σωτήρ греч. (367 — 283) — основатель династии Птолемеев, правившей Египтом после смерти Александра
  32. Антигон Одноглазый, Ἀντίγονος ὁ Μονόφθαλμος греч. (384 — 301 гг. до н.э.) — один из полководцев Александра, получивший после его смерти (323 до н.э.) в управление часть Малой Азии, захвативший в борьбе с другими диадохами весь полуостров и Сирию
  33. Предполагают, что лагерь Афинея находился в Мото, совр. Мавта, в 85 км от Петры
  34. Деметрий Полиоркет, Δημήτριος Πολιορκητής греч. (337 — 283 гг. до н.э.) — один из талантливейших полководцев раннеэллинистического времени, царь Македонии в 294 — 288 гг. до н.э.
  35. Лисимах, Λυσίμαχος греч. (360 — 281 гг. до н.э.) — один из диадохов, с 306 г. до н.э. правивший Фракией, Македонией, и Малой Азией
  36. Селевк I Никатор, Σέλευκος Νικάτωρ греч. (358 — 281 гг. до н.э.) — начальник конницы Александра Македонского, один из диадохов, основавший Селевкидское царство
  37. Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура, С. 19-20
  38. Арета I известен как царь, ко двору которого в 168 г. до н.э. бежал изгнанный из Иудеи первосвященник Ясон: II Книга Маккавейская. 5.8
  39. Негев, (נֶגֶב‎ ивр.) или Аль-Накаб (النقب араб.) — обширный район (13 тыс. км²) пустынь и полупустынь в южной части Израиля: Набатеи в Негеве; Набатеи и Негев
  40. Хауран, حوران‎ араб., Hauran, Hawran или Houran англ. — вулканическое плато на территории юго-западной Сирии и северо-западной Иордании, упоминаемое в Книге пророка Иезекииля 47.16-18 как Авран на границе древнего царства Израиль: Набатеи в Хауране; Изучение древнего Хаурана
  41. Полузабытое еврейство Набатеи и провинции Аравии
  42. Птолемей II Филадельф, Πτολεμαῖος Φιλάδελφος греч. (285 — 246 гг. до н.э.) — сын Птолемея I Сотера, известный тем, что при нем в Александрии была построена знаменитая библиотека — крупнейшее книгохранилище античности. Знаменитая камея Гонзага, хранящаяся в Эрмитаже, представляет собой парный портрет Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои II, приходившейся ему сестрой (отсюда прозвище "Филадельф" — "любящий сестру")
  43. Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура, С. 20-22
  44. Александр Йаннай (Яннай), אלכסנדר ינאי ивр., ’Aλέξανδρος ’Ιανναῖυς греч. — сын Иоанна Гиркана, царь Хасмонейской династии, правивший Иудейским царством в 103 — 76 гг. до н.э.
  45. Арета II — царь Набатейского государства в 120/110 — 96 гг. до н.э.
    "Монастырь", по-арабски "Аль-Дейр", представляет из себя заупокойный храм I в. до н.э., возведенный в честь обожествленного после гибели в 85 до н.э. на поле сражения набатейского царя Ободаты I
    Увеличить

    "Монастырь", по-арабски "Аль-Дейр", представляет из себя заупокойный храм I в. до н.э., возведенный в честь обожествленного после гибели в 85 до н.э. на поле сражения набатейского царя Ободаты I

  46. Ободат I, сына Ареты II, правил Набатейским царством в 96 — 85 гг. до н.э. Погиб на поле сражения, отражая вторжение селевкидского царя Антиоха XII. После смерти царь был обожествлен и в Петре существовала коллегия почитателей бога Ободата: Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура, С. 23
  47. Гадара, גדרה ивр., Γάδαρα греч. — древний город, основанный в IV в. до н.э. Древняя Гадара находится в 110 км к северу от Аммана, вблизи городка Умм Кайс (أم قيس‎ араб., Umm Qais англ.). Город известен как родина многих знаменитых греческий поэтов, риторов, философов, и ученых: киника Мениппа (III в. до н.э.), поэта-философа Мелеагра (I в. до н.э.), эпикурейца Филодема (II — I вв. до н.э.), математика Филона (III в.): Античная Гадара; Gadara, the Decapolis city near Galilee
  48. Антиоха XII Дионис, Αντίοχος Διόνυσος греч. — младший из пяти сыновей Антиоха VIII Грипа, царь Селевкидской империи, правивший в 87–85 гг. до н.э. Погиб на поле битвы
  49. Ободат, именуемый сейчас как Авдат, עבדת‎ ивр., عبدات‎ араб. — древний город в Негеве, стоявший на Пути благовоний между Петрой и Газой, ныне находится на территории Израиля и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
  50. Арета III Филэллин (84 — 62 гг. до н.э.) — первый правитель Набатейского царства, который стал чеканить в Дамаске монету по античному образцу, с надписями на греческом языке вместо набатейского. Арета называл себя Филэллином (Φιλέλλην греч.), т.е. "другом греков": Bowersock G.W. A Report on Arabia Provincia // The Journal of Roman Studies, Vol. 61, 1971, P. 219-242
  51. Steph. Byz. s.v. Aυαρα; Авара или Хавара находится возле городка Хумайма (Humayma): Археологическое изучение древней Авары
  52. Халкида, Χαλκίς греч. — город в Антиливане, в северной Сирии, в 25 км к югу от древнего Алеппо (совр. Халеб), на месте совр. сирийского города Киннасрин (Qinnasrin): Изучения античной Халкиды
  53. Тигран II Великий, Τιγράνης ο Μέγας греч. — царь Великой Армении, сын Тиграна I, из династия Арташесидов, правивший в 140 — 55 гг. до н.э. На время правления Тиграна II приходится наибольшее расширение Великой Армении: царь вел войны с Парфией, Селевкидской империей, Набатейским царством, а родство с понтийским царем Митридатом VI Евпатором, на дочери которого он был женат, привело к столкновению с Римом. 6 октября 69 до н.э. Луций Лициний Лукулл разбил армию Тиграна и захватил столицу его царства Тигранакерт (руины находятся у совр. города Сильван, провинция Диярбакыр, Регион TRC Южная Восточная Анатолия, Турция)
  54. Гиркан II — старший сын Александра Йанная, первосвященник и царь Иудеи в 67 — 66 гг. до н.э.; был казнен Иродом Великим в 30 г. до н.э.
  55. Аристобул II — младший сын Александра Йанная, первосвященник и царь Иудеи в 66 — 63 гг. до н.э.; был отравлен в 49 г. до н.э.
  56. Марк Эмилий Скавр, Marcus Aemilius Scaurus лат. — римский политик и полководец I в. до н.э. (эдил 58 г., претор 56 г., консул 54 г. до н.э.) В ходе Третьей Митридатовой войны (73 — 63 гг. до н.э.) Гней Помпей назначил Скавра военным трибуном и послал его в Иудею. Аристобул обвинил Скавра во вымогательстве 1 тыс. талантов, но Помпей не поверил в обвинения, доверяя своему шурин (Помпей был кратковременно женат на сестре Скавра — Эмилии Скавре, умершей при родах в 82 г. до н.э.)
  57. Папирон — город в районе Тивериадского озера, где изготовляли папирус. Точное местоположение неизвестно (Hezser C. Jewish Literacy in Roman Palestine. Tübingen, 2001. P. 131), хотя есть предположения, что город находился на реке Арнон в Моаве: Kraeling E.G. Two Place Names of Hellenistic Palestine // Journal of Near Eastern Studies, Vol. 7, 1948, No. 3, P. 199-201
  58. Малику I — царь Набатеи, правивший в 56 — 30 гг. до н.э.
  59. Авл Габиний, Aulus Gabinius лат. — римский политик и полководец, сторонник Гнея Помпея
  60. Ирод Великий, הוֹרְדוֹס‎ ивр., Ἡρῴδης греч. (70 — 4/1 г. до н.э.) — сын Антипатра I Идумеянина, царь Иудейский, Галилеи и Батанеи, правивший с 37/36 г. до н.э. Среди деяний Ирода Великого — восстановление Второго Храма в Иерусалиме в 20 г. до н.э. Христиане обвиняли Ирода в избиении младенцев в Вифлееме (Евангелие от Матфея. 2.16-18), хотя современные исследователи сомневаются в историчности этого эпизода
  61. Публий Вентидий Басс, Publius Ventidius Bassus лат. — римский полководец и сторонник Цезаря, разгромивший парфян в 38 г. до н.э. в битве при Гиндаре
  62. Марк Антоний, Marcus Antonius лат. (83 — 30 гг. до н.э.) — римский политический деятель и полководец, сторонник Цезаря
  63. Клеопатра VII Филопатор, Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ греч. — последняя царица Египта из династии Птолемеев, правившая с 51 до 30 гг. до н.э.
  64. Этот налог по поручению Клеопатры взимал Ирод Великий: Иосиф Флавий. Иудейские древности. XV. 4
  65. Счастливая Аравия, Arabia Felix лат. — южная часть Аравийского полуострова, включая Йемен: Inside Arabia Felix
  66. Элий Галл, Aelius Gallus лат. — префект Египта в 26 — 24 гг. до н.э.: Jameson S. Chronology of the Campaigns of Aelius Gallus and C. Petronius // Journal of Roman Studies, Vol. 58, 1968, no. 1-2, P. 71-84
  67. Ободат II — царь Набатеи в 30 — 9 гг. до н.э.
  68. Страбон утверждает, что все бедствия римляне потерпели из-за вероломства Силлея, который старался всячески запутать римлян: Страбон. География. XVI. 4.23
  69. Марсиаба — город племени рамманитов (Страбон. География. XVI. 4.24), который отождествляют с Марибом (مأرب‎ араб., Ma'rib), столицей Сабейского царства, ныне городом, расположенным в 120 км к востоку от столицы Йемена Саны: Amari R. The Romans Explore Western and Southern Arabia; Sidebotham S.E. Roman Economic Policy in the Erythra Thalassa, 30 B.C.-A.D. 217. Leiden, 1986. P. 120
  70. Бухарин М.Д. Аравия, Восточная Африка и Средиземноморье. Торговые и историко-культурные связи. М., 2009 С. 60-64
  71. Арета IV принял титул "Тот, кто возлюбил свой народ", соответствующий эллинистическому Φιλόδημος греч., "любящий народ", что, возможно, связано с изменениями в политическом строе Набатейского царства: Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура, С. 27
  72. Кумран, חירבת קומראן‎ ивр. — плато на северо-западном побережье Мертвого моря, на западном берегу реки Иордан, где в 1947 — 1956 были обнаружены поселения секты ессев. В пещерах Кумрана были найдены 900 свитков древних сочинений: Rysev S.E. The Dead Sea Scrolls as a Source on Palestine History of 1st Century CE; Амусин И.Д. Кумранская община
  73. Ирод Антипа — сын Ирода Великого, тетрарх Галилеи и Переи (4 г. до н.э. — 39 г. н.э.), с именем которого связывают казнь Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, причем Иосиф Флавий сообщает, что "некоторые иудеи видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна": Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII.2
  74. Шифман И.Ш. Набатейское государство и его культура, С. 27
  75. В тексте Иосифа Флавия он назван "аравитянином Малхом": Иудейская война III. 4.2
  76. Босра, بصرى араб. — древний город в Сирии, известный с XIV в. до н.э. Босра входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
    "Дворец-мавзолей", вероятно, относящийся ко времени правления Раббэля II (71 — 106); "Коринфский" мавзолей, датируемый царствованием Малику II (40 — 70)
    Увеличить

    "Дворец-мавзолей", вероятно, относящийся ко времени правления Раббэля II (71 — 106); "Коринфский" мавзолей, датируемый царствованием Малику II (40 — 70)

  77. Корнелий Пальма, Aulus Cornelius Palma Frontonianus лат. — римский полководец эпохи Траяна, консул 99 и 109 гг., пропретор Ближней Испании в 104 г., казнен при императоре Адриане в 117
  78. Марк Ульпий Траян Marcus Ulpius Nerva Traianus лат. — римский император, правивший в 98 — 117 гг.
  79. Каменистая Аравия — римская провинция, включавшая Набатейское царства, южную часть совр. Сирии, Синайский полуостров, и северо-западную часть Саудовской Аравии: Bowersock G.W. A Report on Arabia Provincia // The Journal of Roman Studies, Vol. 61, 1971, P. 219-242; Bowersock G.W. Roman Arabia. Cambridge, 1983
  80. Траянова дорога получила название Новой, чтобы отличать ее от Трояновой дороги, проложенной в Италии (Via Traiana лат. представляла собой продолжение Аппиевой дороги (Via Appia) от Беневентума до Брундизия). Строительство Новой Траяновой дороги было завершено при императоре Адриане: Graf D.F. Roman Roads East of the Jordan
  81. Источники сохранили имена нескольких римских пропреторов Петры: Тит Юлий Юлиан Александр (125 г.), Секстий Флорентин (126 — 127 гг.), Гатерий Непот (130 г.). Тит Секстий Флорентин (Titus Sextius Florentinus лат.) известен по надписи на его скальной гробницы в Петре, а также по папирусным фрагментам из Пещеры свитков в Нахаль Хевере: Amadasi M.G., Schneider E.E. Petra. Chicago, 2002. P. 180-181
  82. Gatier P.-L. La Legio III Cyrenaica et l'Arabie // Les légions de Rome sous le Haut-Empire. V. I. Lyon, 2000, P. 341-344
  83. Chancey M.A. Greco-Roman Culture and the Galilee of Jesus. Cambridge, 2005. P. 103
  84. Арабский лимес включал 4 крепости, между которыми стояли более мелкие форты и наблюдательные башни. Крепости были расположены на расстоянии 100 км друг от друга. На севере главной была Босра, где стоял III римский легион "Киренаика", в центральной части — Беттхор (Betthorus лат., совр. Эль-Леджун), построенный уже ок. 300 г., где базировался IV римский легион Марция (Legio IV Martia лат.), далее к югу — Удрух (Udruh) II в., расположенный немного восточнее Петры, с VI Железным легионом (Legio VI Ferrata лат.), и на крайнем юге — крепость в Акабе, построенная в конце IV — начале V в., где был расквартирован X римский легион Пролива (Legio X Fretensis лат.), ранее стоявший в Иерусалиме: Legionary Fortresses in Arabia. Форты (castellum или castra) были построены таким образом, чтобы наилучшим образом наблюдать за передвижениями в пустыне. В 44 км к северу от Петры, в пустыне Хизма, в конце II в. был построен самый первый форт Арабского лимеса под названием Авара, который был расположен на северной окраине набатейской Хавары (совр. Хумейма): Римские форты Арабского лимеса. Арабский лимес прекратил свое существование около 530 г., что привело к завоеванию этого региона мусульманами в начале VII в.
    Мавзолей с урной, возможно, является усыпальницей набатейского царя Малики II (40 — 70 гг. н.э.). В 447 г. при епископе Ясоне мавзолей был превращен в храм Христа Спасителя, о чем свидетельствует греческая надпись, высеченная слева на дальней внутренней стене главного зала
    Увеличить

    Мавзолей с урной, возможно, является усыпальницей набатейского царя Малики II (40 — 70 гг. н.э.). В 447 г. при епископе Ясоне мавзолей был превращен в храм Христа Спасителя, о чем свидетельствует греческая надпись, высеченная слева на дальней внутренней стене главного зала

  85. Пальмира или Тадмор, تدمر араб. — древний город в центре Сирийской пустыни, расположенный в оазисе в 215 км к северо-востоку от Дамаска и в 180 км к юго-западу от Евфрата. Пальмира входит в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО
  86. Восточный диоцез, Dioecesis Orientis лат., Ἐῴα Διοίκησις греч. — крупная административная единица поздней Римской империи, куда входили провинции Среднего Востока между Месопотамией и Средиземным морем. Столицей диоцеза была Антиохия на Оронте (около совр. турецкого города Антакья)
  87. Палестина Третья (Palestina Tertia лат.) или до 538 Палестина Счастливая (Palestina Salutaris лат.) — провинция поздней Римской империи, куда входили Негев, Заиорданье, часть Синайского полуострова. Столицей провинции была Петра: Lewis B. Palestine: On the History and Geography of a Name // The International History Review, Vol. 2, 1980, No. 1, P. 1-12; Lewis B. Islam in History: Ideas, People, and Events in the Middle East. Illinois, 2001. P. 155-156
  88. Афанасий Великий (293–373) упоминает епископа Петры Астерия (Anhioch. 10)
  89. Точная дата землетрясения установлена на основе нумизматических данных (находка 85 бронзовых монет императора Констанция II (337-361), выпущенных после денежной реформы 354 г.), а также упоминания разрушения Рекема/Петры в письме иерусалимского епископа Кирилла (Κύριλλος Α΄ Ἱεροσολύμων греч.; 313-386): Землетрясение 363 г.
  90. Так, в церковь был превращен заупокойный храм набатейского царя Ободаты I — ныне "Аль-Дейр" ("монастырь"), а также так называемый "Мавзолей с урной": Церкви Петры
    Мозаики в нефе византийской церкви 450 — 550 гг.
    Увеличить

    Мозаики в нефе византийской церкви 450 — 550 гг.

  91. Византийская церковь в Петре, обнаруженная при археологических раскопках 1990 г. в 200 м от улицы с колоннадой, рядом с храмом крылатых львов. Размеры церкви: 26 м в длину и 15 м в ширину. Первоначально она имела только одну апсиду, но при перестройке в 500 — 550 гг. были добавлены еще 2 апсиды. Здание базиликального типа было украшено колоннами и рельефами, частично взятых из разрушенных сооружений набатейского и римского периодов. Северный и южный нефы (70 м²) украшены прекрасно сохранившимися мозаиками, сюжетом которых являются фигуры животных (местных, экзотических, и мифологических), предметов и людей, воплощающих тему Времен года, Океана, Земли, и Мудрости. Алтарь церкви украшен геометрическими узорами, составленных из мрамора и местного камня. Перед входом в церковь, с западной стороны, находились построенные в середине V в. атриум (открытый двор перед храмом, место для ритуальных омовений) и баптистерий (крещальня) — самый большой и лучше всего сохранившийся из известных на Ближнем Востоке. Церковь просуществовала до начала VII в., когда она была уничтожена пожаром, а затем землетрясением. В декабре 1993 г. при археологических исследованиях в церкви были обнаружены 152 папирусных свитка хозяйственно-экономического содержания, датирующиеся периодом с 528 г. до времени правления византийского императора Маврикия (582 — 602). Это крупнейшая находка письменных источников в Иордании. Свитки сохранились благодаря карбонизации, произошедшей в результате пожара начала VII в.: Byzantine Church, Petra; Папирусные рукописи из византийской церкви в Петре
  92. Frye R.N. The Political History of Iran under the Sasanians // Cambridge History of Iran, vol. 3(1), 1983, P. 116-180
  93. Эль-Карак, الكرك‎ араб. — город в западной части Иордании, известный крепостью крестоносцев Керак (1140): История Эль-Карака
  94. Битва при Мутахе, состоявшаяся в период правления византийского императора Гераклия (Φλάβιος Ἡράκλειος греч.; 610-641), была первым историческим столкновением христиан и мусульман
  95. Ярмук, نهر اليرموك‎ араб., נהר הירמוך ивр. — река, текущая с плато Хауран, крупнейший приток Иордана, впадающий в нее между Тивериадским озером и Мертвым морем, образуя ныне границу Иордании и Израиля.
  96. Джераш, مدينة جرش араб. — столица и самый большой губернаторства (мухафаза) Джераш, расположенная в 48 км к северу от Аммана. В древности — город Гераса (Γέρασα греч.), основанный при Александре Великом как поселение для отслуживших ветеранов: Древняя Гераса
  97. Балдуин I Иерусалимский, Baudouin de Boulogne фр. — брат Готфрида Бульонского, один из руководителей Первого крестового похода, граф Эдессы, и первый король Иерусалима, правивший в 1100 — 1118
  98. Заиорданье, Oultrejordain фр. — обширная, без четких границ область, называвшаяся Синьория Заиорданье (La seigneurie d'Outre-Jourdain фр.) или Синьория Монреаля (Seigneurie de Montréal фр.), образованная в 1115 году по приказу Бадуина I после возведения крепости Монреаль (Crac de Montréal фр.; сейчас называется замок Шобак). Заиорданье простиралось к югу через пустыню Негев до Залива Акабы; на севере и востоке оно не имело определенных границ: на севере оно доходило до Мертвого моря, а на востоке граничило с территорией Хиджаза, через который тянулись караванные и паломнические дороги, находившейся под контролем султана Дамаска.
  99. Петра времени крестоносцев; Эль-Вуэйра; Эль-Хабис; форт на плато
  100. Саладин, Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб, صلاح الدين يوسف بن أيوب‎ араб. — султан Египта и Сирии в 1174 — 1193 гг.
  101. Бейбарс I, Аль-Малик аз-Захир Рукн ад-дунийа ва-д-дин Бейбарс аль-Бундукдари ас-Салих, الملك الظاهر ركن الدين بيبرس البندقداري‎‎ араб. — мамлюкский султан Египта и Сирии в 1260 — 1277 гг.
  102. Иоганн Людвиг Буркхардт, Johann Ludwig Burckhardt нем. (24 ноября 1784 — 15 октября 1817) — уроженец Лозанны, получивший образование в университетах Гёттингена и Кембриджа, в совершенстве овладел арабским языком, что позволило ему свободно путешествовать по Сирии, Аравийскому и Синайскому полуостровам, Египту под видом шейха Ибрагима ибн-Абдаллаха: Travels in Nubia; Travels in Syria and the Holy Land; Travels in Arabia
  103. John Lewis Burckhardt. Travels in Syria and the Holy Land

--Axenophontov 03:58, 2 июня 2010 (MSD)

К этой странице обращались 88 034 раз(а).