Пастер, Луи

Луи Пастер. Портрет работы финского художника Альберта Эдельфельта
Увеличить
Луи Пастер. Портрет работы финского художника Альберта Эдельфельта

Луи Пастер, Louis Pasteur франц. (родился 27 декабря 1822 года в городе Доль, департамент Юра, ныне регион Франш-Конте[1]; умер 28 сентября 1895 года в Вильнёв-л'Этан[2]) — великий французский биолог, создатель современной микробиологии.

Совершил несколько революционных открытий: установил, что брожение вызывают микроорганизмы, что есть живые существа, способные существовать без кислорода (анаэробы), что микроорганизмы вызывают опаснейшие инфекционные заболевания.

Пастер открыл микроорганизмы, являющиеся возбудителями холеры, родильной горячки и сибирской язвы, разработал первую теорию иммунитета и создал вакцины от этих болезней, а также от бешенства и нескольких других.

Он также предложил метод обеззараживания пищевых продуктов путем длительного нагревания до 60 °С, носящий в его честь название пастеризация.

Работы в области микробиологии ведет основанный им Пастеровский институт, имеющий отделения во многих странах мира.

Цитаты

• В бутылке вина больше философии, чем во всех книгах.

• Не профессия делает честь человеку, а человек делает честь профессии.

• Лечить при случае, приносить облегчение как можно чаще, слушать всегда. (Девиз медика по Пастеру)

• Лучший врач - это природа: исцеляет три четверти всех болезней и при этом не ругает собратьев по профессии.

• Счастье улыбается только хорошо подготовленному уму. (Об открытиях, сделанных "случайно")

• У науки нет родины.

• Греки оставили нам в наследство прекраснейшее слово нашего языка: "энтузиазм", от "эн тео", что значит "бог, который внутри".

"Вокруг света" о Луи Пастере

1. Отец Луи Пастера, старший сержант армии Наполеона Жан-Жозеф Пастер, после окончательного поражения 1815 года женился на дочери хозяина кожевенной мастерской, с которым он познакомился на военной службе. Жан-Жозеф переехал к тестю в маленький город Доль на востоке Франции (департамент Юра, регион Франш-Конте). Там в комнате над дубильней и появился на свет великий ученый Луи Пастер.

2. Вильнёв-л'Этан (Villeneuve-l'Étang франц.) — совр. муниципалитет Марн-ла-Кокетт (Marnes-la-Coquette) в департаменте О-де-Сен (Hauts-de-Seine), Иль-де-Франс