Овидий

Публий Овидий Назон. Фреска 1499—1502 гг. кисти Луки Синьорелли в капелле Сан-Брицио в Орвието, Умбрия, Италия
Увеличить

Публий Овидий Назон. Фреска 1499—1502 гг. кисти Луки Синьорелли в капелле Сан-Брицио в Орвието, Умбрия, Италия

Публий Овидий Назон, Publius Ovidius Naso (лат.), Ovide (фр.), Ovid (англ.) (родился 20 марта 43 до н. э. в Сульмоне; умер в 17 н. э. в городе Томы[1]) — великий древнеримский поэт, знаменитый своими произведениями о любви, автор многих крылатых слов и выражений, которые вошли в русский и другие европейские языки.

Жизнь и труды

Родившись в богатой провинциальной семье всадника, Овидий получил прекрасное образование в Риме, обучаясь у известных риторов эпохи Августа Марка Порция Латрона и Ареллия Фуска[2]. Завершив свое образование в Афинах и Малой Азии, Овидий вернулся в Рим и по настоянию отца пошел на государственную службу. Отчасти по состоянию здоровья, отчасти от нежелания участвовать в политической жизни, Овидий полностью посвятил себя поэзии и быстро вошел в литературный кружок Марка Валерия Мессалы, где подружился с другими поэтами его поколения — Альбием Тибуллом и Секстом Проперцием.

Посвященные любовной теме стихи Овидия отличались изяществом и остроумием и потому быстро распространились среди римской молодежи и получили широкую известность. Первый сборник "Любовные элегии" (Amores лат.) в 5 книгах появился в 14 до н. э. и оказался столь популярен, что был переиздан автором в 1 до н. э. в том сокращенном варианте в 3 книгах, в каком он дошел до нашего времени. Вскоре Овидий выпустил в свет следующий сборник "Героини" (Heroides лат.), где с использованием мифологического материала рассказал о женщинах, причитающих о покинувших их мужьях и возлюбленных. Следующим и самым известным поэтическим произведением Овидия стали 3 книги шутливо-эротической поэмы "Наука любви" (Ars amatoria лат.), к которой сюжетно примыкают "Лекарство от любви" (Remedia amoris лат.) и "Притирания для лица" (Medicamina faciei femineae лат.). "Наука любви" — это настоящее руководство по ухаживанию, где в первых 2 книгах подробно рассказано о том, как отыскать любовницу и как ее удержать, а в 3-й приведены аналогичные советы девушкам.

Монументальным произведением Овидия считаются "Метаморфозы" (Metamorphoses лат.), написанные характерным для эпической поэзии гекзаметром. В 15 песнях изложены 246 мифов, рассказывающих о создании всего сущего: от превращения Хаоса в Космос и до превращения божественного Цезаря в звезду. Так метаморфозы греческих и римских мифов, тщательно связанные между собой в единой композиции, переплетаются у Овидия с героическом прошлым и настоящим Рима.

Одновременно с "Метаморфозами" Овидий приступил к написанию еще одной большой поэмы — "Фасты" (Fasti лат.), посвященной праздникам и обрядам римского календаря. До своей ссылки, последовавшей по приказу Августа в 8 н. э., он успел завершить только 6 песен, остальные, видимо, так и не были написаны. Причина высылки Овидия нам неизвестна: возможно, он был фаворитом внучки Августа, Юлии, которую тогда же сослали за развратный образ жизни, или же стал свидетелем чего-то, что касалось императрицы Ливии Друзиллы, но формально ему в вину был поставлен непристойный характер его сочинений. Сам поэт так объясняет причину ссылки: "два преступления сгубили меня — стихи и проступок". Для только что вновь женившегося 50-летнего поэта отъезд на окраину империи в варварский край даков оказался настоящей катастрофой. До конца своих дней он так и не смог оправиться от этого удара. В написанных в последние годы "Скорбных элегиях" и "Письмах с Понта" поэт жаловался на свою судьбу и просил друзей похлопотать за него перед Августом. Однако даже преемники покойного императора не сжалились над высланным поэтом. Овидий умер в 17 н. э. в городе Томы[3].

Цитаты

Любовь

  • Будь уверен, прежде всего, что овладеть можно любой женщиной, — и овладеешь ею, расставляй только свои сети! Вот в чем тайна искусства любви

  • Те, кто хочет исцелиться от любви, займитесь делом

  • Вы, женщины, должны снисходительнее относиться к разыгрывающим из себя влюбленных в вас — ведь они могут влюбиться не на шутку

  • Сколько ракушек на морском берегу, столько на свете страданий от любви

  • Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю

  • Безобразное явление — старческая любовь

  • Быть влюбленным — значит быть в бешенстве при здравом уме

  • Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что в восторге от ее красоты

  • Кто может скрыть любовь?

  • Любовь травами не лечится

  • Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви

  • Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка

  • Чтобы любовь заслужить, мало одной красоты

  • Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура, — ты должен физическую красоту соединить с даром ума

  • Странная воля любви — чтоб любимое было далеко

Женщины

  • Многие женщины являются на спектакли только для того, чтобы самим обратиться в зрелище

  • Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели

  • Не вздумай ставить на вид женщине ее недостатки

  • Ничто не увлекает женщин больше, чем обещания

  • Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут куда им угодно

  • Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?

Время

  • Время исцеляет любовную тоску

  • День миновавший всегда лучше, чем нынешний день

  • Всепожирающее время

  • Молодость быстро летит: лови уходящее время

  • Все может ослабить время, только не мою печаль

  • Капля камень точит, обручальное кольцо истончается от постоянного ношения [4]

  • Мгновения вечно сменяют друг друга

  • Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут

  • Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось

  • Событие прошло, памятники остаются

Искусство

  • Искусство — в умении скрыть искусство

  • Чего не сможет искусство? — Женщины умеют и красиво плакать! Они плачут, когда хотят и как хотят

  • Искусства смягчают нравы

  • Посвятить себя свободным искусствам

Здоровье, медицина

  • Подчас болезнь оказывается сильнее медицины

  • Не всегда во власти врача исцелить больного

  • Если болезнь не захвачена в начале, то запоздалые средства бесполезны

Старость, смерть

  • Души не умирают. Покидая прежнее местопребывание, они живут в других местах, которые вновь принимают их

  • Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание

  • Мы незаметно старимся

  • Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов

Мораль, нравственность

  • Результат оправдывает поступки [5]

  • Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь

  • Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного

  • О чем не знают, того не желают

  • Пусть не хватает сил, но желание все же похвально

  • Нетрудно быть добродетельным там, где ничто этому не препятствует

  • Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой

  • Целомудренна та, которую никто не пожелал

  • Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен

  • Чистая совесть смеется над лживой клеветой

Надежда

  • Пока дышу — надеюсь

  • Всякая надежда, основанная на заслуге, законна

Доблесть, мужество

  • Храброму — вся земля родина

  • Мы боремся с трудностями, но доблесть всегда трудна

  • Смелому помогает и Венера, и счастливый случай

Страх

  • Потерпевший кораблекрушение и тихой воды страшится

Недостатки

  • Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное

  • Зависть терзает и сама терзается

  • Полноте, люди, сквернить несказанными яствами тело

  • Лучше поборешь порок, если уступишь ему

  • Не считай, сколько у тебя денег, так поступают только бедняки

  • Груз становится легким, когда несешь его с покорностью, о неразумные, вы думаете, что черное пятно убийства может смыть речная вода!

Учеба, труд

  • Сказано — сделано

  • Учиться дозволено и у врага

  • Трудитесь, пока позволяют силы и годы

  • Учитесь ходить, как следует женщине. В походке есть своего рода красота, пренебрегать которой не годится

  • Стремление к деятельности крепнет с годами

  • Трудиться понапрасну

  • Занятия налагают отпечаток на характер

Судьба

  • Каждый в пределах своей пусть остается судьбы

  • Ненадежное колесо судьбы

  • Довольствоваться своей судьбой

Счастье, несчастье

  • Есть некоторое наслаждение в слезах

  • Слезам присуща подчас сила слова

  • Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит

Сочинения Овидия

Ссылки

Дополнительная литература

  • Brill's Companion to Ovid. Ed. by B.W. Boyd. Leiden, 2002

"Вокруг света" об Овидии

Статьи

  • Август 1972 Римские путешествия (никакие путешествия не могли сравниться с жизнью в Риме, а изгнанника ожидали забвенье и скорая гибель, как это было с Овидием, угасшим в отдаленной провинции)

  • Сентябрь 1972 Отблески (эпизод из "Метаморфоз" Овидия о Филемоне и Бавкиде символичен: слабые, полунищие старики, в которых жизнь едва теплится, кажется, и существуют лишь для того, чтобы состоять неумирающими хранителями при своем очаге)

  • Ноябрь 1986 Источник царевича Адониса (долгое время считалось, что легенду о любви Венеры к Адонису Овидий почерпнул из древнегреческого эпоса, но оказалось, что сами греки заимствовали ее у жителей восточного Средиземноморья — финикийцев)

  • Апрель 1991 Колдовство. Часть II (описание страха перед черной магией у Овидия)

Материалы "Телеграфа"

Вопрос — ответ

Примечания

  1. Томы, Τόμοι (греч.) — древний город в области расселения фракийцев и скифов на западном побережье Черного моря, основанный в 663 г. до н. э. ионийцами из Милета. С 29 г. до н. э. Томы (Tomi или Tomis лат.) входили в область Скифский лимес (Limes Scythicus лат.). Совр. Констанца, Constanţa (рум.) в Румынии.

  2. Сенека Старший. Contr. X. p. 172
  3. Green P. Ovid in Tomis // Grand Street, Vol. 2, No. 1, 1982, P. 116-125
  4. Почему-то крылатым выражением стала только первая часть этого высказывания
  5. Exitus acta probat (лат.), отсюда — "цель оправдывает средства"

--Axenophontov 12:13, 3 января 2010 (MSK)

К этой странице обращались 32 444 раз(а).