Мухи

Спиломия глазастая (Spilomyia diophthalma), семейство Мухи-журчалки (Syrphidae), МО, Кубинка-2, 01.09.2009

Мухи - условное название различных представителей отряда Двукрылые (Diptera - Мухи и комары), многие из которых хоть и похожи внешне, но не являются друг другу близкими родственниками. В мире двукрылых известно свыше 150 000 видов.

К группе длинноусые (Nematocera, в усиках более 6 члеников) относятся в основном комары, к группе короткоусые (Brachycera, трёхчлениковые усики) относятся преимущественно мухи. Обычно при слове «муха» большинство людей представляет надоедливую комнатную муху (Musca domestica) или рой зеленых мух, кружащихся над помойкой.

В действительности мухи гораздо разнообразнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд. Какие мухи наши друзья, а каких стоит бояться? Почему некоторые мухи так интересуются падалью? Как выглядят разные мухи? Обо всем этом я и расскажу в своём фото-очерке.

Нередко при виде фотографий мух, сидящих у меня на пальце, девушки кричат «Фи!», словно я делаю что-то неприличное. Им кажется, что мухи ужасны, они разносят заразу. На самом деле лишь некоторые виды мух кусаются и переносят инфекции, остальные же – безобидные существа не хуже бабочек-махаонов. Более того, если бы не мухи и их личинки, наша планета покрылась бы тоннами не переработанных тухлых растений и трупами животных. Паразитические и хищные мухи участвуют в сложных жизненных циклах – взрослые опыляют растения, а их личинки пожирают клопов и гусениц.

Кто изучает мух

Специалист по двукрылым – диптеролог – профессия не такая уж и распространенная, но немало диптерологов можно обнаружить на портале «Диптера.инфо», а благодаря разделу Diptera Gallery нетрудно найти разные виды мух. На форуме этого сайта помогут определить двукрылых до семейства, рода или вида.

Как изучают мух

Пестрокрылка бодяковая (Urophora cardui), Фото Olga Sytina

Пестрокрылка бодяковая (Urophora cardui), Фото Olga Sytina

Как происходит изучение мух? Исследователь отправляется в какой-то регион, где фотографирует всех встреченных мух или ловит их сачком. Если он занимается исследованием поведения мух, то ученый метит насекомых и целыми днями сидит неподвижно, наблюдая за ними. Полезно иметь с собой и микроскоп, чтобы сразу же посмотреть – интересный ли это материал или уже какой-то всеми изученный. Ведь некоторые мухи очень малы (вспомните плодовых мушек – дрозофил), а отличить разные виды можно только по какому-нибудь пятнышку на брюшке, по строению гениталий или по длине щетинок. Просто поразительно, сколько встречается внешне похожих серых мух, которые при ближайшем рассмотрении оказываются разными видами, отличающимися поведением и образом жизни!

Пойманные мухи помещаются в баночки со спиртом или, что лучше, высушиваются и сразу накалываются на энтомологические булавки под микроскопом. Рядом с мухой накалывается этикетка. На этикетке указывается предполагаемое название, дата и место поимки, условия сбора – это было, допустим, на цветущем колокольчике или в грязи у водоёма.

Затем улов тщательно запаковывается в коробки и переправляется в Зоомузей. Если закрыть коробку неплотно, туда могут забраться муравьи и уничтожить всю коллекцию. Мухи – нежные создания, зачастую если сразу же в экспедиции их не поставить на булавки (смонтировать), то потом это сделать будет непросто. Если все-таки приходится разбирать сухой материал, то, чтобы расправить сухих мух, нужно сделать их податливыми, иначе лапки и крылья сломаются. Мух размягчают, поместив во влажную камеру. Хорошая коллекция – залог успешной работы, потому что рассматривать мух, у которых голова и лапки перекорежены, не просто. А если определить вид можно только по щетинке, которая торчит под головой, а голова криво высохла, и ее никак не отогнешь!?

В Зоомузее коллекция будет лежать в беспорядке до тех пор, пока не найдётся энтузиаст, который потратит несколько месяцев на работу с ней. Нужно рассмотреть всех мух под микроскопом и определить до вида с помощью определителя на английском языке. Если опознать какую-то муху никак не удаётся, приходится обращаться за помощью к профессорам в других странах – специалистам по данному семейству. Я бы не хотела усыплять мух – таких жизнерадостных и весёлых созданий. Но учёным приходится делать это, поскольку без коллекций трудно разобраться в систематике.

Разнообразие мух

Русское и латинское названия животного
Название
на английском и фото
Подробности

Семейство Толкунчики, эмпидиды (Empididae)

Один из самых крупных наших толкунчиков - эмпис тесселята (Empis tessellata), МО, Кубинка-2, 27.05.2010

Толкунчик с добычей - подёнкой, МО, Дмитровский р-н, 24.05.10
Толкунчик с добычей - подёнкой, МО, Дмитровский р-н, 24.05.10
Эмпис триграмма, самец (Empis (Xanthempis) trigramma, male) пьет воду, обратите внимание на половой аппарат этого самца с чем-то вроде "капельницы", МО, Кубинка, 27.05.10
Эмпис триграмма (Empis (Xanthempis) trigramma, female), самка
Эмпис триграмма (Empis (Xanthempis) trigramma, female), самка
Самец толкунчика держит самку, а самка держит подарок - комара-долгоножку
Самец толкунчика держит самку, а самка держит подарок - комара-долгоножку

Хотя толкунчики похожи на крупных комаров с длинными хоботками, они не кусаются и человеческой кровью не интересуются. Кажется, что округлая, непропорционально маленькая голова этих мух совсем не подходит к мощному телу на длинных ногах. Толкунчики питаются мелкими мухами, а закусывают нектаром.

В брачный период толкунчики пляшут в воздухе, выбирая пару. Отдельными группами танцуют самцы, отдельными группами – самки. К ним подлетают представители противоположного пола и приглядываются. Самка соглашается спариться только в обмен на подарок – мушку, завернутую в упаковку – шелковый шарик, который самец делает сам. Если подарок не понравится, самец рискует стать закуской. Спаривание происходит на лету, но иногда пара присаживается, и тогда можно сфотографировать эту сложную конструкцию. Для фиксации самки в воздухе у самцов толкунчиков имеется сложный половой аппарат. Хотя некоторые виды толкунчиков похожи, их гениталии отличаются, что можно разглядеть даже на снимках.

Добычу толкунчики тоже ловят на лету, а потом присаживаются, чтобы высосать из нее внутренности. Добычу удерживают шипами на передних ногах. Толкунчики бывают разного размера – от крохотных, малозаметных до довольно крупных. Личинки толкунчиков хищничают в воде или во влажной почве.

Семейство мухи-зеленушки, долихоподиды (Dolichopodidae)

Long-Legged Fly

Долихопус, самка (Dolichopus sp.), 27.05.10, МО, Кубинка-2
Долихопус, самка (Dolichopus sp.), 27.05.10, МО, Кубинка-2
Рафиум коммунэ, самец (Rhaphium commune), Наро-Фоминский район, 10.05010
Рафиум коммунэ, самец (Rhaphium commune), Наро-Фоминский район, 10.05010

Небольшие мухи с зеленоватым металлическим блеском или же просто серые. В семействе свыше 3500 видов. Обитают и в тропиках, и в Европе на сырых лугах, по берегам рек. Эти хищники нападают на мошек, комаров, на личинок комаров и другой живности, которую ловят на поверхности воды или на лугу. Некоторые долихоподиды любят закусить нектаром. На поверхности воды наряду с клопами-водомерками можно заметить более мелких мух зеленушек-водомерок (род Hydrophorus). Личинки зеленушек хищничают во влажной почве.

На коре деревьев охотятся зеленушки-медетеры (род Medetera), особенно их привлекают ногохвостки (так называемые подуры), а личинки медетер прячутся под корой, где поедают короедов. Таким образом эти зеленушки – друзья садоводов.

Интересно брачное поведение медетер. Когда насекомые бегают среди извилин коры, трудно разглядеть, кто же там самец, а кто самка. Но размножаться все-таки надо, поэтому, завидев возвышающуюся над корой спину, самец медетеры тут же прыгает на нее. После чего вдруг обнаруживается, что эта муха — тоже «мальчик». Однако если целый день одни «мальчики» будут приставать к другим, рано или поздно им повезёт и они найдут себе «невесту».

Невнимательный человек мог бы предположить, что самцам мух просто нравится приставать к другим самцам. Но проверить теорию «обмана зрения» удалось так — исследователь воткнул в щели коры маленькие бумажки. И вот уже заинтересованные самцы прыгают на бумажки и щупают их — а вдруг это самки! Видимо, этот вид совершенно не использует обоняние при поиске самки.

Некоторые долихоподиды при встрече с самками отчаянно размахивают длинными передними ногами, пытаясь таким образом привлечь их внимание.

Семейство Ходуленожки, микропезиды (Micropezidae)

Eurasian stilt-legged fly

Спаривание ходуленожек нерия кибария (Neria cibaria, copula), самка в это же время занята едой, 28.05.10, МО, Кубинка-2
Очень маленькая ходуленожка микропеза корригиолята, самка (Micropeza corrigiolata (female), Дмитровский р-н, 23.05.10

Этих мух с другими не спутаешь – у них тонкие, вытянутые тела и удлиненные ноги. Издалека кажется, будто бы мухи ходят на ходулях. Вышагивая по листьям на своих длинных ногах, микропезиды ищут пищу – мертвых насекомых. Пригнувшись и расставив ноги в стороны, мухи высасывают найденных мертвых насекомых, например, тлей, златоглазок.

Личинки разных видов питаются по-разному – растениями, мертвыми насекомыми. Некоторые взрослые хищничают. Распространены ходуленожки повсеместно, кроме Новой Зеландии и островов Маккуори (около 1,5 тыс.км от Тасмании). Описано 54 рода и около 500 видов.

Некоторые ходуленожки очень удачно подражают осам и муравьям, они даже держат вытянутыми лапками таким образом, что он напоминают усики ос.

Семейство навозные мухи, навозницы, скатофаги, скатофагиды (Scathophagidae)

Dung Fly

Скатофага фурката (Scathophaga furcata) с добычей - маленькой черной мухой, Дмитровский район, 23.05.10
Нореллия высматривает добычу. Обратите внимание на передние ноги, усаженные шипами, Дмитровский район, 23.05.10
Навозница рыжая, спаривание (Scatophaga stercoraria, copula), редкий случай среди двукрылых, когда самец крупнее (около 1 см) самки, 10.05.10. МО, Наро-Фоминский р-н, д. Плесенское

Услышав название «навозная муха», многие тут же представляют зеленых мух, которые копошатся в навозе. На самом деле зеленые и блестящие – это падальные мухи, а навозницы не блестят. Да и навоз они не едят.

Скатофагиды – довольно привлекательные мелкие, средние и крупные мухи, покрытые густым желтым или серым «мехом». При ближайшем рассмотрении некоторые виды напоминают жёлтых плюшевых мишек. Все навозницы – хищники. Передние ноги многих навозниц вооружены длинными шипами, с помощью которых они удерживают добычу. Я видела, как эти милые «медвежата» ловят других двукрылых – ежемух, мусцид – и умерщвляют их быстрым укусом. Причем добыча иногда крупнее самой скатофаги.

Когда приходит пора обзавестись семьей, самцы мух слетаются к свежему навозу и поджидают подруг. Как только прилетает самка, они набрасываются на нее с таким рвением, что дамочке просто не скрыться! Каждый самец хочет первым успеть завладеть невестой, поэтому иногда к одной самке наперегонки бросаются сразу несколько женихов.

Навозницы откладывают оплодотворенные яйца и вновь возвращаются в мир цветущего укропа, незабудок и других прекрасных растений, где поджидают свою добычу. А их личинки живут в навозе. Но они его не едят, а подкарауливают там личинок других видов, на которых и охотятся. У некоторых видов навозных мух личинки развиваются в стеблях растений. Личинки некоторых видов развиваются в гниющих водорослях и наземных растениях.

Известно около 500 видов навозниц и 66 родов. Большинство обитают в Палеарктике, Северной Америке, Мексике, некоторые завезены с домашним скотом в Южную Африку и Бразилию. Наиболее разнообразны на Дальнем Востоке России.

Тенницы, сциомизиды (Sciomyzidae)

Marsh Flies

Тетаноцера лесная, самка (Tetanocera cf. silvatica Meig., female)
Тетаноцера лесная, самка (Tetanocera cf. silvatica Meig., female)
Гидромия дорсалис (Hydromya dorsalis (Fabr.), МО, Кубинка-2, 05.04.2010)
Гидромия дорсалис (Hydromya dorsalis (Fabr.), МО, Кубинка-2, 05.04.2010)
Лимния унгуикорнис (Limnia unguicornis)
Лимния унгуикорнис (Limnia unguicornis)
Тетаноцера высокая, самец и самка (Tetanocera elata, copula), МО, 10.06.2010
Тетаноцера высокая, самец и самка (Tetanocera elata, copula), МО, 10.06.2010
Эти небольшие (2 – 11 мм) стройные мухи питаются нектаром и соком растений, а их личинки – паразиты наземных и водных моллюсков. Так что, если вас замучили слизни на даче – заведите тенниц. Тенницы предпочитают влажные луга и леса, часто встречаются возле водоемов. В Европе известно около 62 видов сциомизид.
Семейство Падальные мухи, каллифориды (Calliphoridae)

Blow-flies, carrion flies, bluebottles, greenbottles, or cluster flies

Первовесенняя муха (Protophormia terraenovae), 02.04.2010, МО, Кубинка-2
Первовесенняя муха (Protophormia terraenovae), 02.04.2010, МО, Кубинка-2
Полления, самец (Pollenia sp.)), 02.04.2010, МО, Кубинка-2
Полления, самец (Pollenia sp.)), 02.04.2010, МО, Кубинка-2
Полления, самка (Pollenia sp.)), 02.04.2010, МО, Кубинка-2
Полления, самка (Pollenia sp.)), 02.04.2010, МО, Кубинка-2
Циномия, "муха мертвых" (Cynomya sp.), 10.05.2010, МО
Циномия, "муха мертвых" (Cynomya sp.), 10.05.2010, МО

Этих мух невозможно не заметить – блестящие, зеленые или синие, они с громким гудением летают на помойках. Но чаще всего их можно обнаружить на цветах, где они питаются нектаром. Помойки же их интересуют как дома для будущих детей. Каллифориды живут в основном в тропиках, насчитывается их около 900 видов.

В Европе личинки каллифорид развиваются на падали, иногда на живых лягушках и других мелких животных, но в тропиках встречаются виды, которые развиваются под кожей живых млекопитающих, например, слонов. В тропиках лучше не спать на полу и не садиться голым телом на слонов и других животных (рекомендуется подстелить циновку и надеть джинсы), иначе может произойти заражение личинками падальных мух. К смерти это не приведет, но долгое лечение в кабинете тропической медицины будет обеспечено.

Ранней весной на мать-и-мачехе встречаются самые первые мухи каллифориды. Например, муха первовесенняя (протоформия терраенова – Protophormia terraenovae). Она распространена по всему северному полушарию. Личинок этой мухи используют в медицине – стерильные, выращенные в лабораторных условиях личинки поедают некротическую ткань, очищая и дезинфицируя раны больных. Такое удивительное лечебное свойство мух было замечено еще в годы первой мировой войны, когда личинки мух спасли больного от гангрены.

В криминалистике энтомологи используют протоформий для определения времени смерти человека, так как разные личиночные стадии протоформии соответствуют определенным отрезкам времени. Скорость развития зависит еще и от температуры, поэтому к работе привлекают именно энтомологов, разбирающихся в жизненных циклах мух. Что-то подобное можно увидеть, если последить за персонажем Гила Гриссома (Уильям Петерсон) в популярном сериале «Место преступления: Лас-Вегас» (CSI: Las Vegas).

По личинкам протоформии можно так же установить, был ли человек при жизни наркоманом, так как наркотические вещества накапливаются в организме личинок. С помощью личинок каллифорид можно определить, были ли трупы сразу сброшены, например, в овраг, или перед этим подверглись заморозке. В 2007 году в одном нашумевшем деле о пропаже 26 женщин личинки протоформий помогли судебным энтомологам узнать кое-что важное о найденных о таких замороженных трупах и найти преступника – хозяина свинофермы в Британской Колумбии (провинция на западе Канады).

Не все падальные мухи питаются мертвечиной. Например, личинки поллений (Pollenia sp.) – серых мух из этого же семейства каллифориды паразитируют на живых личинках жуков и на дождевых червях. Взрослые мухи питаются нектаром. Самцов от самок можно отличить по строению головы – у самцов глаза близко посажены, а у самок разделены широкой лобной полосой. Если бы мужчины и женщины отличались друг от друга по такому же принципу, то у мужчин глаза были бы в кучку, а у женщин – по бокам головы.

Интересно, как зеленые падальные мухи из рода люцилия (Lucilia) выбирают объекты для откладки яиц? Одни виды вынюхивают мертвых животных и откладывают яйца только на них. Другие виды запахи тухлятинки не волнуют, поэтому они откладывают яйца на всё пушистое, что попадётся – живых спящих собак, кошек и даже на одуванчики! Конечно же, потомство таких мух обречено. Но иногда они все-таки попадают в точку, да еще оказываются на жертве самыми первыми – ведь она пока не успела запахнуть. Пока самки мирно восседают на падали, к ним на спины прыгают самцы, привлеченные блеском спинки. В это время мимо летят другие самцы, причём иногда даже другого вида. В спешке они прыгают на спину первым попавшимся мухам, которые оказываются самцами. В результате возникают целые живые пирамиды из мух, где каждый озабочен вопросом, кто же первый доберётся до самки.

Надо сказать, что отличить самок мух от самцов человек может по поведению – обычно самки спокойно питаются на цветах или падали, у них одна забота – пополнить запас витаминов, необходимых для развития яиц. Самцы же всё время суетятся, прыгают, бегают кругами. Эти «дёрганые» существа пытаются одновременно и поесть, и «жён» найти, и других самцов прогнать.

В стихотворении "Муха" Иосиф Бродский пишет:

"Пока ты пела, осень наступила. Лучина печку растопила. Пока ты пела и летала, похолодало.

Теперь ты медленно ползешь по глади замызганной плиты, не глядя туда, откуда ты взялась в апреле".

Возможно, речь идет о какой-то серой каллифориде - они просыпаются весной и случайно залетают в квартиры самыми первыми.

Семейство Ежемухи, тахины, тахиниды (Tachinidae)

Ежемуха толстокрылая (Ectophasia crassipennis) на золотарнике, 15.09.09, МО, Кубинка-2
Телярия черноногая (Thelaira cf nigripes)
Телярия черноногая (Thelaira cf nigripes)
Эрнестия пупарум (Ernestia puparum), 13.04.2010, МО, Кубинка-2
Эрнестия пупарум (Ernestia puparum), 13.04.2010, МО, Кубинка-2
Ежемуха свирепая, самец (Tachina fera, male)
Ежемуха свирепая, самец (Tachina fera, male)

Ежемухи покрыты длинными чёрными волосками, словно ежи – иголками. Одни ежемухи серенькие и невзрачные, у других интересный узор на брюшке, например, у эрнестий (Ernestia puparum), а третьи – настоящие красавицы. К таким красоткам относятся гимнозомы (Gymnosoma clavatum) – рыжие в черных точках и ежемухи толстокрылые (Ectophasia crassipennis), чьи толстые узорчатые крылья складываются «самолётиком». Ежемухи толстокрылые даже красивее некоторых бабочек, но они небольшие, поэтому увидеть их могут лишь самые внимательные натуралисты.

Всего ежемух известно свыше 8 200 видов. В Северной Америке встречается более 1300 видов ежемух, причем некоторые завезены специально для борьбы с гусеницами. Тахиниды встречаются во всех областях по всему миру – От Африки до Австралии.

Все ежемухи – паразитические насекомые. Это означает, что время от времени самка перестает с невинным видом порхать над цветами, вкушая нектар, и начинает искать жертву. Найдя клопа, гусеницу бабочки или личинку пилильщика, ежемуха прицельно откладывает на неё яйца. Иногда яйца откладываются на почву, и вылупившиеся личинки сами ищут, чем поживиться. Ежемухи толстокрылые умудряются откладывать яйца на летящих клопов, прямо под надкрылья, чтобы те их не соскребли.

Я нередко находила гусениц совок, пораженных ежемухами. Яйца приклеиваются настолько крепко, что их нельзя отодрать, не повредив гусеницу. Личинки ежемух питаются внутренностями хозяина, затем выходят наружу, окукливаются и падают в почву. Хозяин погибает. Недавно я нашла красивую гусеницу пяденицы. Она всё ещё была жива, хотя из её спины выходили личинки ежемухи – белые извивающиеся существа размером с рисовые зерна. Поначалу такое зрелище может вызвать содрогание и отвращение, но затем привыкаешь, ведь жутким это кажется только с нашей точки зрения.

Паразитические свойства ежемух используют в больших садовых хозяйствах для борьбы с гусеницами пядениц и капустниц. Ежемух даже продают садоводам, чтобы они «натравили» их на гусениц, пожирающих урожай. Такой экологической способ ухода за садом позволяет избежать возни с ядохимикатами, которые вредят и человеку, и животным. Некоторые мелкие паразитические осы заражают своими яйцами личинок ежемух. Затем личинки ежемухи проникают в гусениц, а уже там из них выходят личинки ос, они-то и поедают гусениц живьем. Такие находчивые осы называются сверхпаразитами.

Разнообразие мух, часть 2

Эристалинус аенеус ( Eristalinus aeneus) – первая весенняя журчалка в Подмосковье, 02.04.2010

Русское и латинское названия животного
Название
на английском и фото
Подробности

Семейство журчалки, сирфиды, сирфы (Syrphidae)

Hover-fly

Ксантограмма (Xanthogramma pedissequum), ее личинки питаются тлей у корней растений, 27.05.2010, МО, Кубинка-2
Свидание пчеловидок из рода эристалис (Eristalis)- самка на цветах и самцы, зависшие в воздухе, 07.06.2010, МО, Кубинка-2
Журчалка (шмелевидка) прозрачная (Volucella pellucens) на пузыреплоднике калинолистном (Physocarpus opulifolius)
Рингия - журчалка с большим рыжим рострумом (похож на нос Буратино), к которому крепится хоботок
Личинка журчалки на земле, 22.09.2009
Личинка журчалки на земле, 22.09.2009
Личинки журчалки из рода дазисирфус (Dasysyrphus) на дереве
Личинки журчалки из рода дазисирфус (Dasysyrphus) на дереве

"Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые - В них застежки золотые" - бывают ли мухи так красивы, как это описано в стихотворении Корнея Чуковского? Конечно. Например, некоторые журчалки покрыты золотистыми волосками, в глазах у них - полоски и пятнышки, а тело разукрашено яркими узорами.

Даже те, кто совсем не интересуются насекомыми, наверняка замечали журчалок в саду, принимая этих ярких и нарядных мух за пчелок. Журчалки – отличные летуны, они умеют летать даже задом наперед. Журчалки подолгу висят в воздухе на одном месте, поджидая особей противоположного пола. Они жужжат, как пчелы или журчат, за что и получили свое милое название. Журчалок известно в мировой фауне свыше 6 000 видов. Встречаются они повсеместно, кроме пустынь и тундр. Особенно велико разнообразие журчалок в России и Европе, а в Юго-Восточной Азии они не так поражают воображение своим разнообразным обликом. Изучают журчалок «сирфидчики» – специалисты, сосредоточенные на этом семействе мух.

Личинки многих журчалок – симпатичные существа, похожие на приплюснутых ребристых гусениц. Сквозь полупрозрачное тело видно, как бьётся красное «сердечко». Найти их можно в траве и на деревьях. Одна личинка журчалки может за свою жизнь съесть до двух тысяч тлей и мелких гусениц! Некоторые журчалки живут в гнездах пчел и муравьев. Личинки некоторых видов едят растения.

Журчалки подражают пчёлам и осам, причём достигли в этом такого совершенства, что даже я, любитель мух, иногда не сразу понимаю, кто передо мной – оса или журчалка. Журчалки бывают в жёлтую полосочку и в пятнышках, а бывают коричнево-рыжие и пушистые, словно шмели. У журчалки глазастой меня восхищают глаза – огромные, сверкающие, со сложным рисунком, напоминающим карту каких-то островов. Для чего некоторым мухам такие пятнисто-полосатые красивые глаза – не понятно. Быть может, это помогает им строить друг другу глазки во время свиданий.

Обычно журчалок можно отличить от ос по более толстой «талии», двум крыльям и большим глазам. Еще одно верное отличие двукрылых от перепончатокрылых – наличие жужжалец. У крупных мух и комаров-долгоножек хорошо видны позади крыльев парные придатки, похожие на маленькие гантели или булавки. Это и есть жужжальца. Когда-то они были полноценными крыльями, но постепенно редуцировались. Сейчас они служат мухам органами равновесия и ориентации. Если удалить жужжальца, муха не сможет летать.

В саду многие журчалки очень полезны, поэтому я приманиваю их укропом, луком, анемонами и другими цветущими растениями. Журчалки иногда залетают в дома, обследуя цветы. Они довольно сообразительны, и, если не закрывать балконную дверь, находят выход обратно. Однажды я искала на лугу гусениц, устала, и села на пенёк закусить персиком. Сладкий сок полился по руке. Я хотела его вытереть, но тут мне на палец приземлилась маленькая стройная журчалка эрисирф (Episyrphus balteatus). Так я и расхаживала с мухой на руке, потому что улетать она не хотела. Когда журчалка тыкала хоботком в палец, посасывая сок персика, было немного щекотно. Журчалки не способны укусить, потому что их сосущий хоботок устроен по типу пипетки, а не иглы или ножа.

Журчалки летают над цветами до поздней осени, радуя сердце натуралиста. Журавли улетели, трава пожухла, а нарядные мушки всё суетятся на поздних ромашках и тысячелистнике – коричневые пчеловидки-эристалисы (Eristalis tenax), словно бы одетые в полосатые пижамы гелофилусы (Helophilus) и чёрные шмелевидки (Volucella pellucens).

Семейство Слепни, табаниды (Tabanidae)

Слепень светлоглазый
Слепень светлоглазый
Слепень златоглазик
Слепень златоглазик
Дождёвка
Дождёвка
Самка слепня (Tabanus sp.) откладывает яйца на ветку ивы над прудом, 30.05.2010
Самка слепня (Tabanus sp.) откладывает яйца на ветку ивы над прудом, 30.05.2010
Кладка яиц слепня на веточке над водой, 03.06.2010
Кладка яиц слепня на веточке над водой, 03.06.2010

В мире насчитывается свыше 3500 видов слепней. Распространены повсеместно, кроме Антарктиды, Гренландии, Исландии и некоторых островов.

Слепни – любители растительных соков, кровь пьют только самки и только несколько раз в жизни – когда приходит пора откладывать яйца. Как только кровь переваривается – яйца созревают. В момент питья крови самка так увлечена, что ничего не замечает вокруг, словно бы слепнет – отсюда и название.

У самок слепня глаза разделены широкой лобной полосой, у самцов такой полосы нет, а брюшко заострено на конце. Слепни вооружены сложным ротовым аппаратом, в нижней части которого находится что-то вроде острых ножей. Этими «ножами» самка слепня разрезает кожу, а затем погружает в кровь хоботок. В слюне содержатся токсины, которые вызывают отёк и боль.

Больше всего кусючих мух встречается на заболоченных местах. Дождёвки, златоглазики, бычьи и прочие слепни держатся возле воды, потому что им постоянно надо пить. Большая потеря влаги ведёт к гибели. Самки откладывают яйца на растения вблизи водоемов, а личинки живут или на берегу, или на дне. Юные личинки питаются гнилыми остатками растений, а более взрослые обычно хищничают. Развиваются они 2-4 года, а взрослые слепни живут только одно лето.

Слепни по своему жизненному циклу похожи на комаров, у тех тоже только самки – кровососы. Однако не все насекомые-вампиры ведут такой образ жизни. Например, у оленьих кровососок, они же – лосиные мухи (Lipoptena cervi, семейство кровососки – Hippoboscidae) кровью питаются и самцы, и самки. Первым делом эти плоские подвижные мухи пытаются не укусить лося, а забраться ему поглубже в шерсть и поселиться там. Так же они поступают и при знакомстве с человеком. В Подмосковье я их никогда не встречала, а в лесах под Санкт-Петербургом эти существа любят докучать грибникам, забираясь в густую шевелюру и копошась там.

Какие еще мухи, кроме слепней и лосиных мух, кусаются? Их не так много. Еще кусаются цеце из семейства глоссиниды (Glossinidae) и мухи-жигалки из подсемейства стомоксины (Stomoxinae) семейства Настоящие мухи (Muscidae). Остальные кусючие существа более мелкие и относятся к группе Комары.

Семейство Оводы подкожные (Hypodermatidae) и семейство оводы желудочные (Gasterophilidae)

фотографии оводов

Многие думают, что слепень и овод – это одно и тоже. Однако разница между этими насекомыми примерно такая же, как между уткой и гусем. Встретить слепней совсем не трудно – они часто ударяются о проезжающие машины и падают на дорогу. Много их попадается на влажных лугах и там, где пасутся лошади и коровы. Оводы обычно менее заметны и больше интересуются животными, чем людьми. К тому же, в Европе оводы встречаются довольно редко. Нужно поехать куда-нибудь в степи Забайкалья, чтобы полюбоваться этими мухами. У оводов глаза примерно в два раза меньше, чем у слепней, тёмные, широко расставленные. Сами оводы не такие стройные, как слепни, четких полосок на теле у них нет. Оводы не умеют кусаться – они вообще не питаются, хоботки недоразвиты.

Подкожные оводы (семейство Hypodermatidae) досаждают животным так – самки откладывают яйца в нос и на кожу овец, коров, лошадей. Личинки мигрируют под кожей до 9 месяцев. Затем они собираются на спине животного, кожа прорывается, личинки выходят на поверхность. Пока они не успели свалиться на землю, их склевывают птицы и собирают люди. В некоторых странах зажаренные личинки – лакомство, а жители Заполярья так и вовсе едят их сырыми, выдавив из-под кожи северных оленей. В Америке и некоторых других тёплых краях днём нужно прикрываться сеткой, если спишь на лугу – оводы могут отложить свои яйца на голову человека.

У желудочных оводов (семейство Gasterophilidae) немного другой путь – самка откладывает яйца на голову или грудь животных. Те чешутся и кусают себя, и личинки попадают в желудок, где могут вызвать язву и другие заболевания. Весной вместе с помётом личинки попадают в землю и окукливаются.

На Севере оводы нередко портят шкуры животных – они выглядят так, словно их изрешетили пулями. Раньше оводов травили ДДТ, но приводило это к тому, что погибало много птиц, пчел и разных насекомых, а также сам человек рисковал отравиться. Сейчас разработаны современные безопасные для человека и животных препараты для борьбы с оводами, например, «Гиподектин». Инъекции делают осенью или ранней весной.

Обычно личинки сосредоточены под кожей на спине животного. Некоторые виды оводов впрыскивают свои яйца в уголки глаз, в том числе человеку, в результате чего развивается коньюктивит и даже слепота, поэтому возле пастбищ нужно быть настороже. Обычно популяция оводов привязана к одному стаду, поэтому нетрудно уничтожить всех оводов одним махом. Важно соблюдать карантин – с новыми животными из других регионов можно привезти и личинок оводов.

При виде стайки оводов животные становятся беспокойными, разбегаются. Некоторые копытные боятся оводов даже больше слепней. Помните роман «Овод» Этель Лилиан Войнич (1864 – 1960)? Автор имела в виду историю знаменитого греческого мудреца Сократа. Властители Афин приговорили его к смертной казни за то, что он обличал их пороки. Защищаясь на суде против несправедливого приговора, Сократ сравнивает себя с оводом. Овод надоедает неторопливому коню, побуждая его бежать и действовать. Приговорённый к смерти, Сократ мог бы спастись, если бы пошёл на сделку с совестью. Ему нужно было всего лишь отречься от своих убеждений, но он предпочёл смерть. Наделяя своего героя прозвищем Овод, писательница напоминает нам о Сократе, подчёркивая тем самым основное его качество – верность своим убеждениям. Мне слепни кажутся симпатичнее оводов, так что, возможно, Сократ перепутал этих насекомых. Впрочем, и слепень, и овод – мухи, а письмо Овода к Джемме заканчивается мудрыми строками из стихотворения Уильяма Блейка (1757 – 1827):

"Счастливой мошкою Летаю, Живу ли я Иль умираю".

Семейство Цветочные мухи, антомииды (Anthomyiidae)

Гидрофория, самец (Hydrophoria sp.)
Гидрофория, самец (Hydrophoria sp.)
Эгле (Egle sp.), эти маленькие мухи в апреле встречаются на "плачущих" березах, где пьют сок
Гидрофория ланцифер (Hydrophoria lancifer), самец, 17.05.2010, МО, Кубинка-2
Гидрофория ланцифер (Hydrophoria lancifer), самец, 17.05.2010, МО, Кубинка-2

Внешне антомииды похожи на настоящих мух (мусцид), поэтому их путают. Отличить антомиид можно по нескольким признакам – например, анальная жилка доходит до края крыла, в основании базального членика задней лапки находится вентральная (от лат. ventralis от venter, живот – то есть брюшная, расположенная на брюшной поверхности или обращенная к ней) щетинка, щиток снизу обычно с волосками. Щиток – это задняя часть спинки среднегруди, образующая особую хитиновую пластинку, обычно треугольной формы.

Взрослые антомииды питаются нектаром и прочими выделениями растений. Встретить антомиид можно на цветах и на деревьях, где они слизывают сок. Личинки питаются живыми и разлагающимися растениями. Некоторые - паразиты насекомых. Интересны саранчеедки, например, саранчеедка Сахарова (Acridomyia sacharovi Stackelberg) – она откладывают яйца в саранчу, и вылупившиеся личинки съедают саранчу изнутри.

Самцы от самок отличаются расположением глаз – у самцов они в кучку, у самок разделены широкой лобной полосой. Многих цветочных мух по снимкам не определишь, а ловить их и препарировать гениталии или разглядывать аристы (придатки на усиках, они бывают опушенные и голые) под микроскопом мне не хочется, ведь эти невинные муханы мне ничем не навредили, они даже кусаться не умеют.

Семейство Бекасницы (Rhagioidae)

Бекасница обыкновенная, самка
Бекасница обыкновенная, самка
Рагио трингариус, самец
Рагио трингариус, самец

Небольшое семейство (21 род) крупных стройных мух в основном серого или желтоватого цвета.

Бекасницы часто сидят на деревьях головой вниз. За такую привычку по-английски их называют «down-looker». Предполагается, что так они высматривают добычу – мелких насекомых. Однако никто пока не видел, чтобы они кого-то ловили. Скорее, деревья – что-то вроде мест свиданий для рагио. Людьми рагио не интересуются, не кусаются.

Внешне эти мухи похожи на других хищных стройных мух – ктырей. Личинки бекасниц хищничают в почве и воде, на водных корягах. Иногда бекасницы залетают на балкон, где громко жужжат и бьются о стекло, пока я их не поймаю и не выпущу.

Семейства Мухи настоящие (Muscidae)

Хелина импункта (Helina impuncta Fall)
Хелина импункта (Helina impuncta Fall)
Фаония дудниковая (Phaonia angelicae), ее личинки - вегетарианцы
Фаония дудниковая (Phaonia angelicae), ее личинки - вегетарианцы
Трикопс семицинереус (Thricops semicinereus), самка на цветущем подорожнике, личинки хищничают
Графомия пятнистая, самка (Graphomya maculata, female)
Графомия пятнистая, самка (Graphomya maculata, female)
Графомия пятнистая, самец (Graphomya maculata, male)
Графомия пятнистая, самец (Graphomya maculata, male)

Известно около 4000 видов настоящих мух в более чем 100 родах. Все они ведут разнообразную жизнь, но паразитов среди них мало.

Взрослые настоящие мухи в зависимости от вида питаются нектаром, растительным соком, слезами, потом, кровью, мертвыми насекомыми, растительными остатками, ловят живых насекомых. Личинки развиваются в гниющих растениях, почве, внутри живых растений, в гнездах птиц, в иле, в падали.

Нередко летом, прогуливаясь по лесу, можно заметить роящихся возле человека мух. Кусаться они не собираются, а просто следуют за человеком, который показался им хорошим теплым «деревом» для роения. Роение у двукрылых – это способ встречи самцов и самок.

Говорят, что мухи к осени становятся злыми. На самом деле осенью появляются несколько видов мух, которые здорово кусаются (подсемейство Stomoxinae) – жигалок (Stomoxys calcitrans). С виду они похожи на всем известных домашних мух (Musca domestica), но хоботки устроены по-другому. Некоторые виды настоящих мух, например, дазифоры (Dasyphora) развиваются в теле матери, и попадают в навоз уже почти взрослыми. Навоз и падаль – настолько питательные и редкие среды, что мухам приходится вести жестокую конкуренцию за место под солнцем, вот их личинки и развиваются в разное время и по-разному.

Семейство Ктыри, асилиды (Asilidae)

Robber Fly

Ктырь (Laphria)
Ктырь (Laphria)
Ктырь (Leptogaster)
Ктырь (Leptogaster)
Ктырь диоктрия (Dioctria) с добычей - ежемухой
Ктырь диоктрия (Dioctria) с добычей - ежемухой

Асилид насчитывается около 7100 видов во всем мире.

Ктырей нетрудно узнать по стройному телу и выпуклым глубоко разделенным глазам. Эти мухи – настоящие ястребы мира насекомых. Стремительные, ловкие они охотятся на различных членистоногих, утаскивая даже пауков с их сетей и ловя крупных стрекоз. Сильный яд ктырей мгновенно парализует насекомых. Затем ктырь высасывает разжиженную добычу острым хоботком. Людьми ктыри совершенно не интересуются, но если их схватить – будут обороняться. Говорят, укус столь же болезнен, как удар пчелиным жалом.

Личинки ктырей – тоже активные хищники. Они охотятся на личинок других насекомых в почве и древесине деревьев. Ктыри бывают как некрупные, так и весьма внушительные – до 4-5 см. Например, сатана гигантский (Satanas gigas) – редкое степное насекомое. Ктыри из рода ляфрия настолько пушистые и симпатичные, что их можно принять за крупных шмелей.

Семейство Жужжалы (Bombyliidae)

Темнокрылка (печальница) темная (Hemipenthes morio)
Темнокрылка (печальница) темная (Hemipenthes morio)
Жужало большой (Bombylius major)
Жужало большой (Bombylius major)

Описано свыше 4500 видов жужжал.

Это быстрокрылые ловкие мухи, похожие на пушистых пчел. Их крылья напоминают крылья скоростных самолетов, а хоботки удивительно длинные. Благодаря таким хоботкам и маневренности полета, жужжалы зависают в воздухе над цветками с глубоким венчиком и пьют их них нектар подобно колибри и бражникам. Личинки жужжал – паразиты пчел, саранчовых, жуков, бабочек. Нередко жужжал можно заметить возле норок земляных пчел, куда они откладывают яйца.

У Николая Олейникова есть замечательное стихотворение "Муха":

"Я муху безумно любил! Давно это было, друзья, Когда еще молод я был, Когда еще молод был я..."

В финале автор восклицает "О муха! О птичка моя!". Больше всего на странных птичек похожи именно жужжалы.

Семейство Мухи мясные, саркофагиды (Sarcophagidae)

Flesh flies

Мясная муха
Мясная муха

Крупное семейство, включающее более 2000 видов. В тропиках мясных мух мало, больше всего видов встречается в умеренных зонах северного полушария.

Обычно мясные мухи серого цвета черными и пятнышками вроде шахматного рисунка и с красными глазами. Часто встречаются очень крупные мухи – до 2 см длиной, но попадаются и мелкие – 6 мм. Большинство личинок мясных мух развиваются на разлагающемся мясе, навозе и других органических веществах. Некоторые – паразиты жуков, улиток, гусениц. Есть виды, которые откладывают яйца в раны животных.

Некоторые мясные мухи практикуют живорождение – то есть откладывают не яйца, а уже личинок в разлагающиеся трупы. По возрасту личинки судебные энтомологи могут определить время убийства. Мясные мухи улавливают запахи издалека. Например, когда у меня на балконе зацветает стапелия – красивый цветок в виде красной звезды, пахнущий тухлой колбасой – крупные мясные мухи тут же прилетают на нее и откладывают яйца.

Семейство Большеголовки, конопиды (Conopidae)

Thick-headed flies

Миопа (Myopa sp.)
Миопа (Myopa sp.)
Большеголовка желтоногая (Conops flavipes)
Большеголовка желтоногая (Conops flavipes)

Известно около 800 видов конопид в 47 родах во всем мире за исключением полюсов и многих Тихоокеанских островов. Около 70 видов обитает в Северной Америке, около 33 видов – в Европе. Большинство – черные, черно-желтые или коричневатые.

Большеголовки – маленькие и крупные (3 – 20 мм) симпатичные мухи, похожие на ос с тонкой талией, загнутым книзу брюшком и крупной головой. Питаются нектаром. Однако на цветах они ищут не только нектар, но и поджидают своих жертв – пчел, ос и шмелей, на тела которых закрепляют яйца с отростками, похожими на гарпуны. Постепенно выедая тело хозяина изнутри, личинка убивает его.

Семейство Пестрокрылки (Tephritidae)

Fruit flies, peacock flies

Урофора (Urophora)
Урофора (Urophora)
Оксина постенная, самец (Oxyna parietina, male)
Оксина постенная, самец (Oxyna parietina, male)
Оксина постенная, самка (Oxyna parietina, female)
Оксина постенная, самка (Oxyna parietina, female)

Пестрокрылок насчитывается в мире около 5000 видов в 500 родах. Это мелкие или средние мухи с красивым рисунком на крыльях – полоски, пятна, сложные рисунки в виде паучьих ножек или муравьев. Одни виды подражают осам и паукам, другие используют свои красивые крылья для брачных демонстраций – самцы прилетают к самке и кружатся вокруг нее, помахивая крыльями. Самки отличаются от самцов длинными яйцекладами, похожими на узкие конусы.

Взрослые пестрокрылки живут около недели, питаются нектаром. Их личинки – типичные фитофаги, причем каждый вид приурочен к определенному растению. Например, оливковые пестрокрылки развиваются только в плодах олив. Многие европейские пестрокрылки откладывают яйца в соцветия бодяка и лопуха – за этим занятием их и можно сфотографировать.

Семейство Толстоножки (Bibionidae), подотряд Длинноусые (Nematocera)

March flies and lovebugs

Толстоножка, самец (Bibio marci)
Толстоножка, самец (Bibio marci)
Бибио помоне (Bibio pomonae)
Бибио помоне (Bibio pomonae)

Толстоножек известно во всем мире свыше 650 видов. Самцы обычно мельче самок, а голова у них крупнее. Глаза самцов устроены своеобразно – глаз разделен на две части, фасетки в верхней половине крупнее, чем в нижней. Летают эти насекомые тихо, не зудят. В теплые дни их можно во множестве обнаружить во влажных местах на деревьях и цветах, где самцы поджидают самок.

Взрослые или совсем не питаются, или питаются нектаром, опыляя цветы. Крупные личинки с большими челюстями – мастера по переработке почвы. Они питаются растительными остатками и другими органическими веществами, улучшая свойства почвы. Потомство одной самки образует большую колонию в земле. Некоторые виды питаются корнями живых растений.

Бибиониды прославились в области палеонтологии – именно это семейство наиболее часто попадается в окаменелостях Третичного периода. Окаменелости из Европы включают множество экземпляров, похожих на тропический рода плеция (Plecia), который сейчас в Европе не обитает. В Третичный период климат был мягче.

Семейство Муравьевидки, сепсиды (Sepsidae)

Black scavenger flies or ensign flies

Муравьевидка (Sepsis sp.)
Муравьевидка (Sepsis sp.)
Муравьевидка точечная, самец и самка (Sepsis punctum, copula)
Муравьевидка точечная, самец и самка (Sepsis punctum, copula)

В мире насчитывается около 250 видов сепсид. Это маленькие черные блестящие мухи, похожие на стройных муравьев с крыльями. Обычно их в большом количестве можно обнаружить на стволах раненых деревьев, на гниющих растениях, компостных кучах, экскрементах животных и человека. Самцы сепсид постоянно размахивают крыльями, словно пропеллерами – так они привлекают самок. Особую выразительность этим сигналам-взмахам придают черные пятнышки на конце крыла. Личинки муравьевидок – одни из главных деструкторов (разрушителей) отходов в лесу.

Некоторые виды сепсид приятно пахнут мятой. Предполагается, что так они отпугивают врагов – ведь это для людей мята – аромат свежести, а для многих животных – неприятный, резких запах.

Семейство Острокрылки (Lonchopteridae)

Spear-winged flies or pointed-wing flies

Острокрылка (Lonchoptera)
Острокрылка (Lonchoptera)

Описано около 50 видов острокрылок во всем мире.

Это маленькие (длиной 2-5 мм), стройные желтые или коричневые мухи с длинными острыми крыльями. Встречаются в сырых тенистых местах, где бегают по растениям в поисках партнеров. Личинки развиваются в разлагающихся листьях, овощах, стеблях. У некоторых видов самцы не найдены, предполагается, что эти мухи развиваются партеногенетически - то есть самки без участия самцов.

Семейство Львинки (Stratiomyidae)

Soldier-fly

Львинка обыкновенная, самец
Львинка обыкновенная, самец
Львинка зеленая, львинка-солдат Soldier-fly (Oplodontha viridula)
Львинка зеленая, львинка-солдат Soldier-fly (Oplodontha viridula)

Львинок насчитывается в мире свыше 1500 видов в 400 родах.

Львинки внешне похожи на журчалок – разноцветные, яркие или блестящие – и так же интересуются нектаром растений. От журчалок отличаются жилкованием крыльев, уплощенным телом и усиками, заканчивающимися кольчатым члеником. Личинки живут в почве и водоемах, питаются детритом – остатками органических веществ. Некоторые обитают в навозе, под корой, в гниющей древесине, в муравейниках.

Семейство Мухи це-це, глоссиниды (Glossinidae)

Tzetze, tik-tik flies фотографии мух це-це

Нередко при виде мух с яркими пятнистыми крыльями дети начинают кричать «Караул, муха цеце!». Однако в Европе цеце нет, обитают они только в тропической и субтропической Африке. Там их очень боятся, и при виде приближающегося роя цеце прячутся в траву, в палатки, в водоемы.

Глоссинид известно 34 вида. Цеце похожи на обычную домашнюю муху. Отличить их можно по длинному колющему хоботку и по тому, как они держат крылья – их концы плотно прилегают друг к другу. Крылья прозрачные, сами мухи неприметные, коричневатые, среднего размера – 8-14 мм. Все виды глоссинид живородящи, то есть не откладывают яйца, а рождаю личинок, готовых к окукливанию. Самка вынашивает личинку пару недель, а затем откладывает ее на землю, куда та зарывается и окукливается.

Чаще всего люди встречаются с мухами цеце вдоль берегов рек, если решат устроить там пастбища. Одно время в Африке пытались отстреливать всех диких антилоп, которые являются носителями сонной болезни (трипаносомоза, наганы), но сами при этом от нее не погибают. Вырубали кустарники, поджигали траву, распыляли повсюду пестициды. Однако более разумным оказался такой метод борьбы – ученые выращивали цеце в лаборатории, стерилизовали самцов при помощи радиации и выпускали на волю. Там они спаривались с самками, а самки не давали потомства.

Сами мухи цеце – не возбудители, а переносчики сонной болезни. Муха кусает антилопу, затем заражённая муха кусает человека, передавая трипаносом ему. Заболевшего человека мучает слабость, тошнота и депрессия. Без ранней диагностики и лечения болезнь заканчивается смертью. Цеце убивают 250 000-300 000 человек ежегодно. Как ни странно, от трипаносом и цеце есть и польза. Муха цеце – неподкупный егерь дикой природы. Местные жители не трогают участки саванны, где много цеце. Не пускают туда коров, которые разрушают саванну, порождая эрозию почв и истощая ресурсы. А ещё одно время на основе трипаносом разрабатывали действенные противоопухолевые препараты.

Цеце – древние жители нашей планеты. В своем современном морфологическом виде они встречались уже 34 миллиона лет назад. В горных областях цеце нет. Сейчас разрабатываются различные ловушки для цеце, которые можно расставить вокруг стада и защитить животных и людей. Обычно цеце нападают на все, что движется, кроме зебр. Возможно, черно-белые полосы их дезориентируют.

Семейство Плодовые мушки, дрозофилы, дрозофилиды (Drosophilidae)

Fruit Flies, Vinegar Flies

Плодовая мушка скамптомиза паллида (Scaptomyza pallida) - минер растений, то есть ее личинки внедряются в ткань растения и прогрызают листья, ветки и цветы изнутри

Достаточно летом в теплой квартире оставить на столе фрукты, и через несколько дней произойдет знакомство с дрозофилами. Это те самые маленькие мушки, которые докучливо летают вокруг фруктов, ягод, вокруг чайного гриба.

Как избавиться от плодовых мушек? Бороться с ними можно несколькими способами – убирать фрукты в холодильник, тщательно следить за чистотой мусорного ведра и поставить на окне ловушку для мух – банку с виноградом, периодически накрывая ее и вынося улов из квартиры. Еще один способ – положить на блюдечко перезревший банан, и когда на него слетятся мушки, втянуть их пылесосом. Способ борьбы для отъявленных любителей насекомых – завести парочку богомолов, они как раз питаются мушками.

Дрозофилы встречаются повсеместно, а самый известный вид – дрозофила чернобрюхая (Drosophila melanogaster), которая давно служит человеку в области генетики, физиологии, экологии и т.д.

Большинство плодовых мушек – не вредители, а полезные переработчики гниющего материала – ягод, фруктов, овощей. Отличить дрозофил от других мелких красноглазых мух можно по жилкованию крыльев и лобным щетинкам.

Дрозофилы – любимые подопытные «белые мышки» среди двукрылых, поскольку обладают удобными для исследований характеристиками. Мушки быстро и хорошо размножаются в неволе – при температуре 25 градусов их жизненный цикл составляет всего лишь 10 дней. То есть достаточно поместить в теплое место пробирку с мухами, и уже через две недели мы получим новых гибридов. Скажем, если скрестить черных бескрылых мух с желтыми крылатыми, то можно получить разнообразное потомство – бескрылые, крылатые, черные, черно-желтые. У дрозофил нетрудно отличить самцов от самок – самцы мельче, и их гениталии выглядят иначе. Плодовых мушек часто используют на занятиях и практикумах по генетике в медицинских и биологических университетах.

У генома плодовой мушки и человека много общего. Геном дрозофил полностью изучен и расшифрован. Около 61 процента человеческих заболеваний имеют соответствие в генетическом коде плодовой мушки, а 50 процентов белковых последовательностей имеют аналоги у млекопитающих.

Все это делает дрозофил отличными генетическими моделями для исследования и генетического моделирования человеческих заболеваний, например, болезни Паркинсона, Альцгеймера, диабета, рака, иммунных заболеваний, наркотической зависимости. На плодовых мушках изучают как те или иные гены влияют на поведение, потенцию и эмоции. Дрозофилы даже подвержены алкогольной зависимости – так, если им предлагать обычный корм и корм с добавлением алкоголя, они предпочтут второй. Со временем они даже начнут есть тот корм, который им не нравился, если в него добавить алкоголь.

Семейство Паллоптериды, паллоптеры (Pallopteridae)

Trembling-wing, or waving-wing flies

Паллоптера сальтуум (Palloptera saltuum)
Паллоптера сальтуум (Palloptera saltuum)

Когда я впервые заметила этих маленьких желтых мух на листьях деревьев, они ели птичий помет, потом бегали кругами по листу и трепетали крыльями. По-английски этих мушек так и называют – «дрожащее крыло, муха-махокрыл». Предполагается, что самцы паллоптерид, размахивая своими пятнистыми крыльями, обозначают так охраняемую территорию, а самки, показывая крылья, завлекают самцов.

Известно более 50 видов паллоптерид из 15 родов в Северном и Южном полушариях. Образ жизни слабо изучен. Обычно обитают на растениях в тенистых мечтах. Личинки растительноядные и хищные, например, некоторые охотятся на жуков-жужелиц.

Семейство Перегнойницы, лауксанииды (Lauxaniidae)

Минеттия длиннокрылая (Minettia longipennis) - маленький лесной мусорщик - как и ходуленожка находит и подъедает мертвых насекомых

Описано около 1800 видов перегнойниц из 126 родов. Большинство видов найдены в тропиках Азии и Америки. В Европе насчитывается всего около 180 видов.

Это маленькие мухи длиной около 5 мм или меньше с крупными яркими глазами. Большинство обитают в лесах, бегая по листьям низких кустарников или в траве. Личинки главным образом поедают листовой опад, гниющую траву и т.п.

Семейство Пиофилиды, сырные мухи (Piophilidae)

Cheese flies фотографии пиофилид

Так же как и падальных мух, сырных иногда используюсь в криминалистике. Личинки пиофилид развиваются в сыре, вяленом мясе. Информацию о пиофилидах я узнала в беседе с Андреем Леонидовичем Озеровым, заведующим сектором энтомологии Зоологического музея МГУ. Однажды он участвовал в расследовании преступления.

На свежий труп первыми прилетают крупные падальные мухи – каллифориды, их личинки постепенно видоизменяют труп с помощью внешнего пищеварения. По прошествии пяти-шести месяцев прилетают мелкие черные пиофилиды. Таким образом, по личинкам разных видов мух можно определить дату смерти. Как-то еще при советской власти в бочке были найдены кости, Андрей Леонидович обследовал их и обнаружил личинок пиофилид. Так примерно установили дату гибели и просмотрели картотеку пропавших в этом время людей. Одна кость была с рубцом, и в картотеке как раз нашелся человек с зажившим переломом. Это оказался военнослужащий, которого убила жена.

В спорных криминальных случаях благодаря личинкам мух можно установить, где был убит человек – например, в доме или в лесу, в России или в Египте. Однако определять личинок мух и самих мух очень непросто. Нужен специалист по личинкам, а если личинки живые – можно вывести из них мух и определять их. Почти всегда существует несколько похожих видов мух, так что приходится идти в музей и смотреть коллекцию. А если там есть только пять видов похожих двукрылых из нужных тридцати? Тогда приходится искать по другим музеям, в других странах.

Личинки сырной мухи пиофилы вида Piophila casei известны как мастера по производству сыра касу марцу (casu marzu). Сыр этот считается деликатесом на Сардинии. Говорят, на вкус он острый и пикантный. Личинки перерабатывают гниющий сыр, после чего его можно есть, надев на лицо очки – ведь личинки прыгают прямо в глаза! Дегустация такого сыра может привести к отравлению и аллергическим реакциям, поэтому официальная продажа такого сыра в Италии запрещена. Но его можно раздобыть нелегально.

Семейство Пятнокрылки (Ulidiidae)

Picture-winged fly

Пятнокрылка Seioptera vibrans собирает птичий помет на рогозе
Пятнокрылка Seioptera vibrans собирает птичий помет на рогозе

Симпатичные мухи с рисунком на крыльях. В мировой фауне известно около 150 видов. Обычно они расхаживают кругами на листьях, где есть птичий помет или возле гниющих частей растений, размахивая своими крыльями. У части видов личинки развиваются под корой поваленных деревьев. Большинство – в подземных частях растений.

Взрослые мухи питаются сладкими выделениями тли, пометом птиц, навозом (род Seioptera) и разлагающимся животным материалом (род Euxesta, Pterocalla). Пятнокрылки родов Otites,Herina, Dorycera встречаются на цветках.

"Вокруг света" о мухах

Статьи

Телеграф Вокруг света

OKuvykina, очерк в работе

Автор благодарит за помощь в подготовке материала диптеролога, сотрудника Зоомузея МГУ Никиту Вихрева и макрофотографа Николая Владимирова .