Московская область

Талдомский район Московской области. Канал имени Москвы в районе шлюза №2

Талдомский район Московской области. Канал имени Москвы в районе шлюза №2

Московская область - субъект Российской Федерации. Расположена в центре Европейской России вокруг столицы страны города Москва. Основная часть территории области находится в междуречье Волги и Оки.

Площадь 45,8 тыс. км², население 6 млн 752,7 тыс. чел. (на 1.1.2010)[1]

В Московской области насчитывается 80 городов, 70 поселков городского типа; область делится на 38 районов.

Крупнейшие города, с населением в тыс. чел. на 1.1.2009: Балашиха - 192.8, Химки - 186.3, Подольск - 182.4, Королев - 175.4, Мытищи - 164.3, Люберцы - 158.7, Коломна - 148.4, Электросталь - 146.3, Одинцово - 128, Железнодорожный - 125.3, Серпухов - 123.4[2]

Соседние области: на западе Смоленская, на северо-западе и севере Тверская, на северо-востоке Ярославская, на востоке Владимирская, на юго-востоке Рязанская, на юге Тульская, на юго-западе Калужская.

Официальные ресурсы

Природа Московской области

Фауна Московской области

Класс Насекомые (Insecta)

Отряд Чешуекрылые (Lepidoptera) В Московской области не менее 620 видов, из них дневных бабочек — 120 видов.

Подробности

Дневной павлиний глаз (Inachis io), нимфа Ио, семейство Нимфалиды (Nymphalidae)

European Peacock

Дневной павлиний глаз, Московская область, Кубинка-2
Дневной павлиний глаз, Московская область, Кубинка-2
Гусеница дневного павлиньего глаза
Гусеница дневного павлиньего глаза

Одна из самых наших обычных бабочек. Облик ее настолько характерен, что с другими не спутаешь – на буро-красном фоне сверкают крупные черно-синие «глаза». Снизу крылья черные.

Обычно бабочки дают два поколения – с июня по июль и с июля до сентября. В августе можно увидеть массовый лет бабочек на ароматных цветках на лугу и в садах. На лугу бабочек привлекают короставник, бодяк и скерда, а в садах – буддлея и бархатцы. На зиму бабочки забиваются под кору деревьев, в стога сена, в щели сараев, на чердаки и спят до весны. В апреле они начинают порхать над мать-и-мачехой и цветущей ивой вместе с другими зимующими бабочками – крапивницами и репейницами. Появление Ио в разное время года и даже зимой в прогретых подъездах напоминает о тех мифологических временах, когда Ио была вечной скиталицей.

Не смотря на повсеместное распространение, появление такой яркой бабочки на дачном участке вызывает неизменный восторг. В Москве дневной павлиний глаз часто встречается в ботанических садах и парках. Чтобы всегда иметь возможность любоваться павлиньим глазом, необходимо избегать кошения травы и сохранять хотя бы небольшие участки крапивы жгучей и крапивы двудомной, на которой кормится дневной павлиний глаз и некоторые другие нимфалиды. Черные гусеницы с шипами и «рожками» и чередой белых точечек сидят на нижней стороне листьев крапивы группами. Стадия яйца – 1 неделя, стадия гусеницы – 2-3 недели, стадия куколки – 10-14 дней, затем рождается бабочка. Как и все новорожденные бабочки, несколько часов она висит на стебле растения, вытягивая и обсушивая крылья. Куколка крепится к нижней части крапивы или кустарника.

Согласно древнегреческой мифологии, прекрасная Ио была дочерью речного бога Инаха, в которую влюбился Зевс. Чтобы скрыть ее от ревнивых глаз супруги Геры, Зевс превратились Ио в белоснежную корову. Но Гера нашла Ио, лишила дара речи и перенесла на другой край земли под надзор стоглазого великана Аргуса. Тогда Зевс попросил о помощи хитрого бога Гермеса, тот усыпил сто глаз великана и убил его.

Узнав о происшествии, Гера натравила на Ио гигантского вечно голодного слепня, который погнал ее в бесконечные скитания. Странствия привели Ио к Прометею в Колхиду, где он был прикован к скале, и его печени клевал орел Зевса. Прометей предсказал Ио, что она еще долго будет скитаться, но однажды ее мучения закончатся на берегах реки Нил. Так оно и было – в Египте Зевс вернул Ио человеческий облик, вскоре у них родился темнокожий сын Эпаф, ставший первым царем Египта и родоначальником поколения героев, к которым принадлежал и Геракл.

Крапивница (Aglais urticae), семейство Нимфалиды (Nymphalidae) Small Tortoiseshell
Крапивница
Крапивница
Гусеницы крапивницы на крапиве
Гусеницы крапивницы на крапиве

На крапивницу похожи и некоторые другие нимфалиды, например, многоцветницы, но только крапивницы летают ранней весной и в августе так массово, что иногда стены сараев полностью облеплены этими бабочками – так они греются на солнце. Отличительный признак этого вида – окантовка крыльев синими пятнышками-полумесяцами.

В октябре крапивницы уходят на зимовку. Нередко их можно обнаружить в подъездах и дачных домиках, откуда их лучше выпроводить на улицу, чтобы они успели найти себе более укромное место. Если же бабочек оставить в дачном домике и не выпустить их в первые дни весны – они погибнут от голода.

Крапивницы непугливы – если неподвижно стоять среди цветов, они то и дело садятся на человека, принимая его за разогретое на солнце дерево. Гусеницы темные с двумя желтоватыми полосами по бокам, живут на крапиве. Куколки золотистые, хорошо замаскированные у основания побегов крапивы.

“Urtica” по-латыни – крапива, “Aglais” – Аглая (Ἀγλαΐα), в греческой мифологии – одна из трех граций (богини изящества, прелести, красоты и радости жизни), дочь Зевса и Эвриномы. Народное название крапивницы – шоколадница.

Репейница (Vanessa cardui), семейство Нимфалиды (Nymphalidae) Painted Lady
Репейница на бархатцах (Tagetes). Москва, Кузьминки, 11.08.2009
Репейница на бархатцах (Tagetes). Москва, Кузьминки, 11.08.2009
Гусеница репейницы
Гусеница репейницы

Новичку кажется, что разобраться в многообразие бабочек невозможно, но, со временем, при должной наблюдательности можно заметить характерные черты всех нимфалид – передние ноги укорочены и похожи на щеточки (это такие органы осязания), на крыльях обычно нет утолщенных жилок, общий силуэт широкий, как бы слегка квадратный. Окраска разнообразная, но у многих европейских нимфалид преобладают рыжие цвета.

Репейница – вполне типичная и при этом довольно крупная нимфалида – крупнее крапивницы. В Подмосковье репейница подвержена колебаниям численности – так, в 2008 году этих бабочек было немного, зато в 2009 только ленивый не снимал их на цветах в Кузьминках или у себя на даче.

Не смотря на хрупкий облик, репейница – выносливая мигрирующая «пташка», весной она прилетает в Европу из Северной Африки. Репейница дает два, а иногда и три поколения. Гусеницы серые в желтую полоску и с желтыми шипами, кормятся на бодяке, чертополохе, крапиве, мать-и-мачехе. “Cardui” – от “Carduus” – чертополох, “Vanessa” – Ванессы – в славянский мифологии – бабочки-эльфы к пестрых платьях, которые будят и укладывают спать цветы, трав, птиц в лесу.

Адмирал (Vanessa atalanta), ванесса Аталанта, семейство Нимфалиды (Nymphalidae) Red Admiral
Адмирал. 29.08.2009. Московская область, Одинцовский район, Кубинка-2
Адмирал. 29.08.2009. Московская область, Одинцовский район, Кубинка-2

Красные полосы на черном фоне напоминают парадный мундир главного военачальника флота – адмирала. Стремительная, сильная мигрирующая бабочка – некоторые популяции осенью улетают на юг. В год обычно бывает два поколения. Гусеницы похожи на гусениц других нимфалид, но отличаются поведением – живут они всегда поодиночке в свернутых трубочку листьях крапивы или чертополоха. Куколку можно отличить по блестящим серебристым пятнам. Помимо нектара цветов, адмиралы любят лакомиться соком опавших груш и слив. Это еще не самое экзотическое блюдо для бабочек, ведь некоторые другие виды жить не могут без сока раненых деревьев, помета животных, минеральных грязей и слез животных.

Карл Линней (1707-1778) еще в гимназии очаровался мифической историей Аталанты, и позднее именно в честь нее назвал одну из красивейших бабочек Европы.

Царь Аркадии Иас мечтал о сыне, но родилась дочь – Аталанта. Иас приказал отнести ее в лес и оставить там, но девочке повезло – сначала ее взяла на воспитание дикая медведица, а затем – охотники. Со временем Аталанта стала лучшей охотницей и бегуньей во всей Аркадии. Она даже приняла участие в калидонской охоте наравне с мужчинами и первой ранила дикого вепря. Прекрасную Аталанту осаждали поклонники, и, чтобы избавиться от них, она устраивала соревнования. Только тот, кого она не смогла бы догнать, стал бы ее женихом, а проигравшего разило копье охотницы. Немало юношей погибло, прежде чем находчивый Гиппомен не стал ее мужем. Он бросал на бегу золотые яблоки – подарок Афродиты – Аталанта наклонялась за ними, и, таким образом, проиграла соревнование.

Пестрокрыльница изменчивая, сеточница весенняя (Araschnia levana), семейство Нимфалиды (Nymphalidae) Map Butterfly
Пестрокрыльница изменчивая, весенняя форма
Пестрокрыльница изменчивая, весенняя форма
Пестрокрыльница изменчивая, летняя форма
Пестрокрыльница изменчивая, летняя форма

Небольшая нимфалида, интересная своим сезонным диморфизмом – весенние бабочки желто-оранжевые, летние – черные. Самка откладывает зеленые яйца столбиком на нижнюю поверхность листьев. Черно-коричневая гусеница похожа на гусеницу дневного павлиньего глаза, питается на крапиве. Зимует куколка.

“Araschnia” – от греческого «паук» (ἀράχνη ) и Арахна – в древнегреческой мифологии искусная ткачиха, победившая в соревнованиях саму Афину, богиню войны и мудрости. Разгневанная Афина порвала ткань и ударила Арахну в лоб, и, та, не перенеся позора, повесилась. Освободив ее из петли, Афина превратила Арахну в паука со словами: «Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве». Возможно, пестрокрыльница названа в честь Арахны за сетчатый рисунок крыльев. “Levana” – римская богиня подрастающих детей.

Пеламутровка большая лесная (Argynnis paphia), семейство Нимфалиды (Nymphalidae) Silver-washed Fritillary
Перламутровка большая лесная на короставнике
Перламутровка большая лесная на короставнике

Одна из крупнейших бабочек среди нимфалид и шашечениц. Встречается с июня по сентябрь в одном поколении. Зимует гусеница. Гусеница кормится на дикой фиалке (род Viola) и малине.

Перламутровки бывают нескольких цветовых форм – ярко-рыжие и дымчато-зеленые.

В конце сентября это одни из немногих бабочек, которые еще летают в лесу. К сожалению, к этому времени их прекрасные крылья сильно повреждаются, становятся дырявыми и обтрепанными.

На нижней стороне крыльев перламутровок находятся особые зеленовато-серебристые пятна, за которые эти бабочки и получили название перламутровок. С помощью этих пятен бабочки узнают особей своего вида.

“Paphia” – Пафия – одно из имен греческой богини Афродиты, данное ей по названию святилища на Кипре у места, где богиня любви и наслаждения вышла из моря.

Парусник (хвостоносец) махаон (Papilio machaon), семейство Парусники (Papilionidae), в Красной Книге Московской области

Swallowtail
 Парусник махаон на недотроге (Impatiens) в Парке 50-тилетия Октября, Москва
Парусник махаон на недотроге (Impatiens) в Парке 50-тилетия Октября, Москва

Гусеница парусника махаон
Гусеница парусника махаон

Парусники – одни из самых крупных и красивых бабочек мира. Роскошные «хвостики» и своеобразный парящий полет заставляют наблюдателей принимать этих насекомых за диковинных птиц. К сожалению, в Московской области парусников становится все меньше и меньше. Здесь зарегистрированы только 4 вида – Махаон, Подалирий, Аполлон и Мнемозина. Увы, Аполлон уже давно не встречается, Подалирий попадается лишь в теплые годы как редкий мигрант с юга, а вот Махаон изредка встречается даже в Москве. Наблюдать за Мнемозиной обычно отправляются на юг области, например, в Приокско-Терассный заповедник.

Махаоны летают с середины мая по июнь и с июля по август. Бабочки живут всего несколько недель и погибают после спаривания и откладки яиц. Яркие, нарядные гусеницы – зеленые в черную полоску и красную крапинку – кормятся на сныти, борщевике, тмине, дикой моркови, укропе и других зонтичных.

Махаон (греческая мифология) - сын Асклепия (Эскулапа), брат Подалирия, врач-хирург, и предводитель греческой армии из Фессалии во время Троянской войны.

Пестрянка луговая (жимолостная, Zygaena lonicerae), семейство Пестрянки (Zygaenidae)

Narrow-Bordered Five-Spot Burnet
 Пестрянки луговые, самец и самка на дербеннике иволистном (Lythrum salicaria), Кубинка-2
Увеличить

В начале июля на сухих лужайках появляются группы маленьких ярких бабочек с булавовидными усиками – пестрянок. Летают они до августа.

В основном в Подмосковье встречаются четыре очень и очень похожих вида – пестрянка таволговая, пестрянка горошковая, клеверная и луговая. Все они черные с сине-зеленым блеском и красными пятнами на крыльях. Самая крупная – пестрянка таволговая, у нее на каждом крыле по шесть красных пятен. У луговой и горошковой пестрянок по пять пятен, сами бабочки гораздо более мелкие.

Более редко встречающаяся у нас щавелевая пестрянка окрашена по-другому – она металлически-зеленая.

Гусеницы пестрянок желто-зеленые с черными пятнами и длинными седыми волосками. Кормятся в основном на клевере и лядвенце из семейства бобовых. Гусениц и маленькие коконы, прикрепленные к черешкам клевера, можно найти в июне.

Летают пестрянки медленно, словно к ним привязаны гири, на цветах тоже сидят спокойно – если они сидят парочками, их даже можно брать в руки. Такое спокойствие объясняется просто – пестрянок никто не ест, они ядовиты (в их телах накапливаются соли синильной кислоты), о чем и предупреждает эта контрастная окраска. Сами пестрянки тоже очень устойчивы к ядам – их не убивает даже цианистый калий. Однако такая устойчивость не делает их менее уязвимыми перед человеком – в тех местах, где скашивают траву и перекапывают почву, пестрянок мало.

Внешне самцы от самок отличаются только толщиной брюшка. В мире насчитывается около 900 видов пестрянок. Некоторые окрашены очень интересно и имеют сложный рисунок из блестящих пятен. Пестрянки зеленая, скабиозовая, горошковая, таволговая, луговая занесены в Красную Книгу Москвы. В Красную Книгу Московской области занесены пестрянка лядвенцевая и пестрянка-эльфиат.

Шелкопряд (коконопряд) травяной (Euthrix potatoria), семейство Коконопряды (Lasiocampidae) Drinker
Шелкопряд травяной, самка, Московская область, Кубинка-2
Шелкопряд травяной, самка, Московская область, Кубинка-2

Шелкопряд травяной, гусеница
Шелкопряд травяной, гусеница

Коконопряды – крупные ночные бабочки, тяжелые, пушистые, всем своим обликом напоминающие плюшевых игрушечных зверьков. У самцов роскошные гребнистые усы, у самок усики тоньше, зато общие размеры крупнее, а брюшко очень толстое. Найти этих ночных бабочек нелегко, а вот их яркие и лохматые гусеницы нередко попадаются на глаза в высокой траве, особенно во влажных биотопах.

Маленьких гусеничек шелкопряда травяного можно увидеть в сентябре-октябре на лютиках, осоке и злаках. В мае-июне попадаются перезимовавшие, подросшие гусеницы – длиной в человеческий палец. Издалека они напоминают черные «паровозики» с лохматыми белыми колесами и желтыми полосами. «Potatoria» в переводе с латыни означает «пьющий, пьяница». Говорят, эти гусеницы совсем не способны обходиться без влаги и при ее недостатке могут схватить другую гусеницу, в том числе своего же вида, и выпить из нее всю жидкость (своего рода каннибализм).

Самки шелкопряда травяного ярко-орхристые, самцы – темно-бурые. Толстая самка днем очень спокойна, если подставить ей палец – может на него перейти. Самое трудное – отыскать эту бабочку в высокой траве, и результат таких поисков – всего лишь везение и дело случая.

Коконопряд малинный (Macrothylacia rubi), семейство Коконопряды (Lasiocampidae) Fox Moth
Коконопряд малинный, самец
Коконопряд малинный, самец
Гусеница коконопряда малинного, 01.09.2009, Московская область, Кубинка-2
Гусеница коконопряда малинного, 01.09.2009, Московская область, Кубинка-2
Гусеница коконопряда малинного
Гусеница коконопряда малинного

Ночные бабочки элегантного облика – темно-коричневые с двумя светлыми поперечными полосами на крыльях. Длина переднего крыла до 3,5 см. Самки обычно сидят ночью неподвижно на кустах и испускают феромоны, на запах которых и слетаются самцы. «Вынюхивают» самок они с помощью своих роскошных усов.

Маленькие бархатисто-черные гусеницы с рыжими поясками встречаются с июля, а к осени они уже вырастают в огромных пушистых «монстров», которых видно издалека. Вопреки названию, малинный коконопряд довольно всеяден – питается клевером, злаками, дубом, дикой малиной. В поисках пищи и при подготовке к зимовке обеспокоенные гусеницы бродят по лесным тропинкам, где, к сожалению, часто погибают под ногами невнимательных дачников. Я всегда смотрю под ноги, и нередко даже успеваю спасти гусениц из-под чьих-то ног, а то и из-под колес велосипедов и машин. Как и все лохматые гусеницы, испуганные гусеницы коконопряда раздражают кожу человека своими волосками, вызывая крапивницу – кожа краснеет и чешется. Но если их не пугать, какое-то время они спокойно ползают по рукам.

Если неожиданно дотронуться до гусеницы, она сворачивается клубочком и падает в густую траву.

Бабочки летают с середины мая по июль.

Бражник липовый (Mimas tiliae), семейство Бражники (Sphingidae) Lime Hawk-moth
Бражник липовый. 31.05.2009. Московская область, Наро-Фоминский район, д.Плесенское
Бражник липовый
Бражник липовый

Бражников с другими бабочками не спутаешь – это преимущественно сумеречные пушистые существа с толстыми брюшками и узкими крыльям.

Бражники – самые быстрые бабочки, некоторые развивают скорость до 54 км в час. На цветы они никогда не садятся – пьют нектар прямо на лету, опустив вниз длиннющий хоботок и быстро-быстро вибрируя крыльями. Из-за этой особенности, а так же из-за толстенького пушистого тела и узких крыльев иногда этих бабочек принимают за птиц. Так рождаются «сенсации» – иногда поступают сообщения, что на Кавказе, на Алтае или в Крыму появились колибри! Я и сама, когда была совсем маленькой, первый раз завидев бражников над нашими петуниями на балконе, воскликнула: «Колибри?». Обычно бражники вылетают в сумерках. Их интересуют ароматные цветки вроде флоксов и жимолости. Ночью бражников можно приманить на яркий свет и сфотографировать. Если найти днем дремлющую молодую бабочку или тяжелую от яиц самку, то можно тихонько подставить ей палец, и она на него взберется.

Нижние крылья у липового бражника приятного оранжевого цвета, но он их прячет, когда сидит. У многих бражников передние крылья ровные, а у этого вида они словно бы изрезанные зубчатыми ножницами.

Бражник липовый летает с мая по июль. Гусеницы питаются в основном липой. Осенью они устраивают себе гнездышко в земле, окукливаются и зимуют. Интересно, что самка этого бражника откладывает всего лишь по 1-2 яичка на лист, так что встретить массовые скопления столь красивых гусениц (зеленых с сиреневым отливом и голубым рогом) невозможно.

По латыни семейство Бражники носит название Sphingidae – Сфинксовые, а сфинкс – таинственное, непонятное существо. «Mimas» – Мимас в древнегреской мифологии – сын Урана и Геи, змееногий гигант. Убит Посейдоном. «Tilia» – липа по-латыни. Многие виды бражников занесены в Красную Книгу. Почти у всех гусениц бражников на задней части тела есть специальный рог – отпугивать врагов.

Средний винный бражник (Deilephila elpenor), семейство Бражники (Sphingidae) Elephant Hawk-moth
Гусеница среднего винного бражника, 16.07.2009. Московская область, Кубинка-2
Гусеница среднего винного бражника, 16.07.2009. Московская область, Кубинка-2
Средний винный бражник
Средний винный бражник

Бабочки этого вида очень привлекательны – бежево-зеленовато-розовые с огромными коричневыми глазами.

Бабочки летают с середины мая до июля в поймах рек над ароматными цветками. Самки прилетают откладывать яйца в заросли иван-чая (Epilobium angustifolium) и других видов кипрея. С июля по сентябрь на кипрее встречаются крупные гусеницы винного бражника. В некоторые годы их очень много, так что не заметить этих существ, похожих на маленьких очковых кобр, трудно. В передней части тела у гусениц есть черные пятна-глазки. При испуге гусеница раздувается, словно кобра, демонстрируя эти угрожающие «глазища». Гусеницы бывают нескольких цветовых морф – коричневые, черные и зеленые. Второе поколение у винных бражников бывает не всегда, а только в благоприятные годы и в основном только на юге.

Любители нередко выводят этих бражников дома. Для этого нужно взять гусеницу вместе с кормовым растением и держать ее в плотно закрытом садке. Гусеницы очень сильные, однажды такая гусеница даже сдвинула гирьки, которыми была прикрыта сетка на садке, и убежала у меня.

Перед окукливанием гусеницы становятся беспокойными – дома они бегают кругами по садку, а в природе – активно переходят тропинки и дороги, где и погибают под колесами и под ногами. Зарывшись в землю, гусеница окукливается. Дома такие куколки хранят на нижней полке холодильника в коробочке с влажным сфагнумом. В апреле-мая куколку достают из холодильника, ставят на подоконник, не забыв поместить рядом веточку. Если вылупившаяся бабочки не найдет подходящую присаду, она не сможет расправить крылья.

Винный бражник назван в честь Эльпенора – друга Одиссея, во хмелю упавшего с крыши. Его тело осталось не погребенным на острове, и душа блуждала во мгле. На юге гусеницы винного бражника иногда встречаются на винограде, за что, видимо, и получили свое название.

Пяденица малая дождевая (Idaea aversata), семейство Пяденицы (Geometridae)

Riband Wave
Пяденица малая дождевая. Московская область, Кубинка-2. 13.07.2009
Пяденица малая дождевая. Московская область, Кубинка-2. 13.07.2009

Когда идешь летом по лесу, из травы то и дело вспархивают маленькие стройные бабочки. Чаще всего они белые или серые, реже – черные, зеленые, но иногда попадаются и со сложным рисунком – в рыжих и черных точках, в квадратиках и зигзагах. Пролетев немного, бабочки прячутся или под листиками, или на стволах деревьев. Это представители второго по численности среди чешуекрылых семейства – пяденицы.

Пяденица малая дождевая – типичный представитель этого семейства. Гусеницы питаются на одуванчике.

Научное название пядениц – геометриды – в переводе с латыни означает «землемеры». Название связано со своеобразным способом передвижения гусениц. Гусеницы всех пядениц маскируются под веточки и палочки. Нередко даже приходится ощупывать ветки, чтобы понять – настоящие они или это гусеницы. Передвигаясь, гусеница приставляет задние ноги к паре передних, выгибая тельце кверху. Затем она цепляется за лист задними ногами, отрывает передние, вытягивается и снова выгибается петлей. Так она передвигается вперед ровно на длину своего тела, как бы меряя пространство.

Если дотронуться до гусеницы пяденицы, она или притворяется веткой, или падает вниз, предварительно закрепившись за лист паутинкой. Когда опасность минует, гусеница поднимется обратно вверх по этой паутинной нити.

В Красную Книгу Московской области занесены пяденицы ракитниковая, линейчатая серая, линейчатая серо-бурая, лесостепная. Большинство пядениц малозаметны, но некоторые впечатляют своим цветом и размером – например, пяденица большая зеленая.

Пяденица березовая (Biston betularia), семейство Пяденицы (Geometridae)

Peppered Moth
Гусеница березовой пяденицы 01.09.2009. Московская область, Кубинка-2
Гусеница березовой пяденицы 01.09.2009. Московская область, Кубинка-2

Бабочки этого вида довольно крупные (длина переднего крыла до 3 см) и красивые, но днем найти их нелегко – они здорово маскируются под стволы берез. Обычно этих бабочек упоминают в учебниках по биологии как пример разнообразной покровительственной окраски – на более темных деревьях встречаются почти черные пяденицы, на более светлых – белые в черных узорах.

Гусеницы встречаются до сентября-октября. Они бывают зеленые и коричневые, на голове есть «рожки». Кормятся на березах, липах, вязах. Чтобы найти таких гусениц, нужно внимательно осматривать все молодые березки в лесу. Бабочки летают ночью с мая по июль.

Металловидка гамма, совка льняная (Autographa gamma), семейство Совки (Noctuidae), подсемейство Металловидки

Silver Y moth
Метлловидка гамма, МО, Кубинка-2
Метлловидка гамма, МО, Кубинка-2
Гусеница металловидки гамма
Гусеница металловидки гамма

Если ночью в окно бьется серая пушистая бабочка – почти наверняка это совка. Совки – самое многочисленное семейство бабочек мира (свыше 20 тысяч видов). Летают они в основном по ночам, крылья часто с волнистым рисунком, тельце тяжелое, пушистое.

Большинство совок окрашены в серые и бурые тона, но встречаются и более интересные виды – зеленые, красные и даже розовые. Одна из крупнейших бабочек мира – Агриппина – тоже относится к семейству совок. Живет в Центральной и Южной Америке, размеры ее таковы, что она с трудом умещается на женской ладони.

Гусеницы многие совок – толстенькие, неповоротливые существа, бархатистые на ощупь. Окраски они бывают разной, но чаще всего попадаются зеленые и коричневые.

Садоводы считают совок вредителями, но на самом деле не все они интересуются дарами садов и огородов. Самый известный «грызун» наших полей – совка озимая. Ее гусеница грызет стебли и корешки капусты, томатов и других культур. Если заселить дачу жабами и дроздами – они будут кушать этих гусениц. Еще на гусениц охотятся осы-аммофилы и наездники, поэтому желательно не поливать ядами свою дачу, иначе вместо гусениц погибнут все полезные насекомые.

Зеленые гусеницы металловидки гаммы многоядны – едят и клевер, и злаки, и крапиву.

Обычно у совок окукливание происходит на почве, но гамма предпочитает окукливаться на стеблях растений, в рыхлом коконе.

Бабочка получила название за рисунок на крыльях, напоминающий букву Гамма (γ; Γάμμα) греческого алфавита. Это бабочки среднего размера, окрашены в серые тона. В разных регионах цвет варьирует от коричневого до черного.

Иногда бабочки мигрируют с севера на юг и обратно.

Толстоголовка желтая (Thymelicus sylvestris), семейство Толстоголовки (Hesperiidae)

Small Skipper
Толстоголовка желтая, 29.08.2009, Кубинка-2
Толстоголовка желтая, 29.08.2009, Кубинка-2

Интересная группа дневных бабочек, внешне похожая на ночных. Толстоголовки – небольшие бабочки (размах крыльев 25-36 мм) с крупной головой, большими, широко расставленными глазами и широко расставленными усиками. Концы усиков часто загнуты в виде крючочков.

Окраска преимущественно рыжая, золотистая, коричневатая. Самцы некоторых видов складывают передние крылья в виде кармашка, пряча таким образом особые пахучие чешуйки. Эти чешуйки выделяют феромоны, привлекающие самок, а необычные строение усиков необходимо для улавливания феромонов. Гусеницы живут на дикорастущих злаках и других травах в свернутых листьях. Любят мятлики и другие злаки, которые человек считает сорняками. Зимуют гусеницы, яйца и куколки. Всего в мире встречается около 3500 видов толстоголовок. Большинство обитает в Южной Америке. Желтые толстоголовки встречаются с мая по август на лесных опушках и лугах. Отличить эту золотисто-коричневую бабочку от других похожих толстоголовок не просто. Очень похожи на этот вид и лесные толстоголовки (Ochlodes sylvanus, они темнее) и крепкоголовки (Carterocephalus silvicola), но у них на нижней стороне крыльев есть рисунок в виде темных кружочков. Бабочки лакомятся нектаром самых разных цветов – от живучки ползучей до клевера.

Толстоголовка мальвовая (Pyrgus malvae), семейство Толстоголовки (Hesperiidae)

Grizzled Skipper
Толстоголовка мальвовая, 28.05.2009, Кубинка-2
Толстоголовка мальвовая, 28.05.2009, Кубинка-2

Летает эта бабочка с мая по август. Самец от самки внешне слабо отличается. Гусеницы кормятся на землянике, лапчатке, манжетке, лесной мальве. Куколка зимует в паутинном гнезде, в почве.

В переводе с греческого «пиргос» (πύργος) – башенка для игры в кости. Кости, как известно, пятнистые, может, за это бабочка и получила свое название.

Глазок цветочный, глазок черно-бурый (Aphantopus hyperantus), семейство Бархатницы, или Сатиры (Satyridae)

Ringlet
Глазок цветочный. 09.07.2009. МО, Кубинка-2
Глазок цветочный. 09.07.2009. МО, Кубинка-2

В основном все бархатницы среднего размера, бархатистые, окрашенные в шоколадные, серые и бурые тона, с глазками как на верхней стороне крыльев, так и на нижней. В Подмосковье встречается несколько видов бархатниц, отличающихся размерами и оттенками. В Красную Книгу Москвы занесена бархатница Ликаон (Hyponephele lycaon).

Гусеницы глазка цветочного питаются на злаках – мятлике, вейнике и других. Серо-коричневая гусеница зимует, а в конце мая окукливается. Бабочки летают с июня по август, полет медленный, словно бы задумчивый.

В греческой мифологии сатиры – лесные божества с козлиными ногами, демоны плодородия и веселья, любители алкоголя и жизнерадостных песен.

Отряд Прямокрылые (Orthoptera)

Кто из нас в детстве не интересовался кузнечиками? Они похожи на маленьких игрушечных роботов, и при этом умеют петь. Взрослея, мы забываем о своих детских увлечениях, лишая себя радости общения с насекомыми. И напрасно.

В Московской области обитает 45 видов Прямокрылых. Наблюдая за ними, можно узнать много интересного.

Саранчовые (кобылки и коньки) относятся к подотряду Короткоусых прямокрылых, а кузнечики и сверчки – Длинноусых прямокрылых. Хотя внешне они все похожи, их разделяет происхождение, строение и поведение.

Кузнечики поют, вибрируя надкрыльями, а кобылки легонько пощипывают ногой-«смычком» себя за бока. «Уши» у кобылок на брюшке, а у кузнечиков – на ногах. У самок кузнечиков есть длинные яйцеклады, похожие на шпаги и ятаганы, а у саранчовых такого «оружия» нет. Настоящие кузнечики любят закусить мертвыми и малоподвижными насекомыми. Если их посадить в одну банку – пообкусывают друг другу усы и головы. Саранчовые предпочитают питаться зеленью. У кузнечиков крупные челюсти, которыми они умеют сильно щипаться. У саранчовых обычно и размеры скромнее, и челюсти не такие крупные.

Подробности

Кобылка болотная большая (Stethophyma grossum), подсемейство Эдиподины (Oedipodinae), в Красной Книге Московской области

Large marsh grasshopper
Кобылка большая болотная, 31.08.2009, Кубинка-2
Кобылка большая болотная, 31.08.2009, Кубинка-2

Нимфа болотной кобылки
Нимфа болотной кобылки
Нимфа большой болотное кобылки, 31.08.2009, МО, Кубинка-2
Нимфа большой болотное кобылки, 31.08.2009, МО, Кубинка-2

Хотя большие болотные кобылки в Красной книге Московской области, в некоторых заболоченных местах их довольно много. Песенки самцов похожи на тихое прерывистое цыканье – «Цык-цык, цык-цык». Поначалу даже не догадываешься, что эти звуки издают насекомые.

Это цыканье не спутаешь с громким треском мелких кобылок и бесконечным «сверчанием» кузнечиков. Болотные кобылки – одни из самых крупных наших кобылок. Но они мельче певчих кузнечиков – это те зеленые насекомые со «шпагами», которые сидят в кустах и трещат по вечерам. Нимфы (личинки) болотных кобылок бывают желтого, зеленого и ярко-красного цвета. Нимфы кобылок и кузнечиков похожи на взрослых, но не умеют летать. Они растут, линяют несколько раз, сбрасывая тесную «шкурку». После последней линьки у нимф появляются крылья, и они превращаются в имаго – взрослых насекомых, способных петь и летать. С наступлением морозов большинство взрослых прямокрылых погибает, зимуют их яйца. На стадии имаго в основном зимуют только прыгунчики – семейство Tetrigidae.

Зеленчук непарный (Chrysochraon dispar), семейство Саранчовые настоящие (Acrididae), подсемейство Гомфоцерины (Gomphocerinae) Large Gold Grasshopper
Зеленчук непарный, самец и самка, 31.07.2009, Кубинка-2
Зеленчук непарный, самец и самка, 31.07.2009, Кубинка-2

Когда в начале лета в Подмосковье раздается первый робкий треск, многие думают, что это кузнечики поют. Но крупные кузнечики появятся позднее, а первыми у нас начитаю петь кобылки, коньки и зеленчуки.

Этот вид интересен ярким половым диморфизмом – самцы зеленоватые, мелкие, с хорошо развитыми надкрыльями, самки – крупные, с длинным брюшком и короткими надкрыльями. Обычно самки приятного светло-коричневого цвета, а нимфы самок бывают красноватые. Голова у зеленчука непарного удлиненно треугольная. Лоб сильно наклонный. Усики мечевидные, или ясно, хотя иногда и слабо, расширены и уплощены в основной части. Верхние створки яйцеклада самки короткие и толстые с округлой выемкой по верхнему наружному краю у середины. Длина тела самца 16.8-19.1 мм, самки 22.0-26.0 мм. Питаются зеленчуки злаками, например, мятликом. Обитают в основном на влажных лугах.

Кузнечик певчий (Tettigonia cantans), семейство Настоящие кузнечики (Tettigoniidae)

Small Green Bush-cricket
Кузнечик певчий, самка, 31.07.2009, Кубинка-2
Кузнечик певчий, самка, 31.07.2009, Кубинка-2

Кузнечик певчий, самец, 10.09.2009, МО, Наро-Фоминский р-н, с.Плесенское
Кузнечик певчий, самец, 10.09.2009, МО, Наро-Фоминский р-н, с.Плесенское

В начале лета раздается лишь робкое поскрипывание мелких кобылок и коньков, а в конце июля подрастает «тяжелая артиллерия» - кузнечики, гиганты среди наших насекомых (2-4 см длиной).

В отличие от Саранчовых (кобылки, коньки) у Настоящих кузнечиков длинные усы-ниточки, а у самок имеются яйцеклады, которые испуганные люди принимают за жало или «шпагу». Временами певчих и зеленых кузнечиков принимают за «вредную саранчу» и убивают. Иногда дети хватают кузнечиков за голову, а потом возмущаются, что они кусаются (особенно мощные челюсти у серых кузнечиков). Но зачем же мучить животных? К тому же, они хищники – питаются мелкими насекомыми, а молодая зелень у них на десерт. Другой похожий вид – кузнечик зеленый – отличается длиной надкрыльев – у самок они доходят почти до кончика яйцеклада, в результате зеленые кузнечики выглядят более длинными и стройными. Самочка, которая запечатлена на фото, сидела посреди дороги. Я медленно подставила ей руку и перенесла в траву – она тут же улетела. Самцы по вечерам сидят в кустах и громко поют, поскольку их не видно, некоторые думают, что это цикады кричат. Зимуют яйца. Нимфы появляются в конце мая.

Пластинокрыл обыкновенный (Phaneroptera falcata), надсемейство Кузнечиковые

Sickle-Bearing Bush-Cricket
Пластинокрыл обыкновенный, самка. 13.09.2009. МО, Кубинка-2.
Увеличить
Пластинокрыл обыкновенный, самка. 13.09.2009. МО, Кубинка-2.

Раньше эти изящные кузнечики считались более южным видов, но теперь они все чаще встречаются и в Московской области. Эти невесомые, изящные существа здорово летают – издалека похожи на зеленых бабочек. Длина до 20 мм. Питаются в основном свежей зеленью, предпочитают злаки, молодые дубы, виноградную лозу.

Самцы любят сесть повыше – на пижму, на злаки – и тихонечко напевать «Цвир-цвир, цвир-цвир».

Отряд Двукрылые (Diptera)

Семейство мухи-журчалки (Syrphidae)

Hoverflies
Эрисирф (Episyrphus balteatus), 17.08.09, Кубинка-2
Эрисирф (Episyrphus balteatus), 17.08.09, Кубинка-2
Личинка журчалки, 16.09.09
Личинка журчалки, 16.09.09
Жручалка спиломия глазастая на васильке луговом, 22.09.2009, МО, Кубинка-2
Жручалка спиломия глазастая на васильке луговом, 22.09.2009, МО, Кубинка-2
Пчеловидка из рода Eristalis, 14.10.09
Пчеловидка из рода Eristalis, 14.10.09

Летом над цветами жужжат яркие мухи, похожие на пчел и ос – журчалки. Одни из них размером с крупных пчел (пчеловидки, шмелевидки), другие – мелкие, стройные (сирфы, парасирфы, сферофории). Определять всех этих двукрылых до вида непросто, но помогает в этом специальный ресурс по двукрылым

У журчалок глаза не такие, как у перепончатокрылых, талия более «толстая» и крыльев всегда два. Однако некоторые журчалки настолько точно имитируют определенные виды перепончатокрылых, что только уткнувшись в них носом, понимаешь, это – мухи, а не осы или пчелы. В отличие от ос, журчалки совершенно безобидны, жала у них нет, хоботок – не колющий, а сосущий. Питаются взрослые журчалки нектаром, а личинки питаются илом, гнилой древесиной и мелкими насекомыми, в частности любят тлей. Такие личинки – друзья садовода. Осенью личинок журчалок можно видеть во множестве на деревьях и травах. Они похожи на медлительных плоских гусениц. Взрослые журчалки – прекрасные опылители. Крупные виды из рода Eristalis, похожие на пушистых коричневых пчел, летают над сложноцветными до поздней осени. Журчалки – умелые летуны, они даже способны летать задом наперед. Подолгу зависая над цветами, на одном месте, они общаются друг с другом и «журчат».

Семейство Ктыри (Asilidae)

Robber flies.
Ктырь, 14.08.09
Ктырь, 14.08.09

Стройные мухи, настоящие ястребы мира насекомых. Полет у ктырей стремительный, тихий, так что уследить за этими мухами трудно. Обычно их можно увидеть сидящими на стволах деревьев вниз головой, где они греются на солнце или высматривают добычу – мух, ос, пауков, комаров. Людьми ктыри совершенно не интересуются, но если их схватить рукой, они в порядке самозащиты нанесут болезненный укус (говорят, похож на пчелиный). Поймав свою жертву, ктырь погружает ее в «кому» с помощью специального яда, и высасывает кровь.

Определять виды ктырей непросто, многие весьма похожи. Если, к примеру, мухи-журчалки все разного цвета и степени «пушистости», то ктыри – почти все серые и черные. У некоторых видов забавные названия, к примеру, Satanas gigas – буквально, Сатана гигантский (его размер около 5 см, так что это муха-гигант).

Семейство Долгоножки (Tipulidae)

Crane flies
Долгоножки, спаривание, 25.05.09
Долгоножки, спаривание, 25.05.09
Долгоножка пьет нектар на зонтичных. "Маскируется" под осу. Ноги у этого вида настолько длинные, что насекомое запуталось в цветках, 23.06.09
Увеличить

При виде долгоножки одни убегают, другие пытаются ее прихлопнуть, приняв за малярийного комара. Но присмотритесь – у нее нет ни жала, ни хоботка, кусаться ей попросту нечем. Длинные ноги нужны для защиты – хищник не в силах понять, где тут конечности, а где – брюшко и голова, он хватает комара-гиганта за ногу, а нога отламывается. Такое явление называется автотомией – защитным самокалечением. Долгоножек очень много видов, и некоторые довольно красивы – с красными полосками, с шахматным рисунком и т.д. Что касается малярийных комаров – то это очень мелкие существа, меньше некоторых видов лесных комаров. Летом можно встретить самок огородных долгоножек, которые летают над тропинками и тыкаются в них брюшком – откладывают яйца. Личинки питаются корешками трав. Личинки других видов обитают в воде. Взрослые либо совсем не питаются, либо пьют нектар.

У всех долгоножек хорошо видны жужжальца (характерный признак отряда Двкурылые) – парные булавовидные органы пониже крыльев. Когда-то двукрылые были четырехкрылыми. Но они эволюционировали, и задняя пара крыльев видоизменилась, превратившись в такие вот придатки – жужжальца. На жужжальцах находятся особые сенсорные органы. Если их заклеить или повредить – мухи и комары не смогут ориентироваться, будут летать на одном месте.

Ежемуха толстокрылая (Ectophasia crassipennis), семейство Ежемухи (Тахины)

Tachinid Fly
Ежемуха толстокрылая на цветках золотарника, 15.09.09
Ежемуха толстокрылая на цветках золотарника, 15.09.09

В конце лета на цветах появляется много небольших нарядных ежемух. Свое название они получили за волоски, которыми утыкано их тело. Ежемуха толстокрылая – одна из самых красивых наших ежемух. Она небольшая, с толстыми разноцветными крылышками, которые муха держит в форме «самолетика». Все ежемухи кормятся нектаром цветов, а вот их личинки – паразиты гусениц, клопов и других насекомых. Однажды я видела гусеницу пяденицы, из которой выходили личинки ежемух – жутковатое зрелище, поскольку жертва еще была жива и даже кушала лист ивы. Обычно личинки питаются, не задевая жизненно важных органов хозяина, и только перед окукливанием выделяют вещества, которые убивают гусеницу. Я нередко нахожу гусениц совок и даже волосатых стрельчаток, на которых прилеплены 1-5 яиц ежемух. Выглядят они как белые штрихи. Отодрать их невозможно, они словно пришиты. Благодаря таким паразитическим свойствам некоторых ежемух используют в сельском хозяйстве для борьбы с совками, колорадским жуком и другими фитофагами.

Слепень бычий (Tabanus bovinus), семейство Слепни (Tabanidae)

Giant horse-fly
Глаза и хоботок слепня, 24.07.02
Глаза и хоботок слепня, 24.07.02
Слепень, самец, 24.07.09
Слепень, самец, 24.07.09

Вблизи слепни выглядят привлекательно – рыжеватые пушистые полосатики с огромными глазами. Глаза слепней переливаются зелеными, розовым и другими цветами. У самок слепня глаза разделены лобной полосой, у самцов такой полосы нет, а брюшко заострено на конце. У слепня сложный ротовой аппарат в нижней части которого находится что-то вроде острых ножей. Этими «ножами» самка слепня разрезает кожу, а затем погружает в кровь хоботок. В слюне содержатся токсины, которые вызывают отек и боль.

Слепни – любители растительных соков, кровь пьют только самки и только несколько раз в жизни – когда приходит пора откладывать яйца. Как только кровь переваривается, яйца созревают.

Больше всего «кусючих» мух встречается на заболоченных местах. Дождевки, златоглазики, бычьи и прочие слепни держатся возле воды, потому что им постоянно надо пить. Большая потеря влаги ведет к гибели. Самки откладывают яйца на растения вблизи водоемов, а личинки живут или на берегу, или на дне. Юные личинки питаются гнилыми остатками растений, а более взрослые обычно хищничают. Развиваются они 2-4 года, а взрослые слепни живут только одно лето. Слепни по своему жизненному циклу похожи на комаров, у тех тоже только самки – кровососы.

Многие думают, что слепень и овод – это одно и тоже. Однако разница между этими насекомыми примерно такая же, как между уткой и гусем. Встретить слепней совсем не трудно – они часто ударяются о проезжающие машины и падают на дорогу. Много их попадается на влажных лугах и там, где пасутся лошади и коровы. Оводы обычно менее заметны и больше интересуются животными, чем людьми. У оводов глаза примерно в два раза меньше, темные, широко расставленные. Сами оводы не такие стройные, как слепни, четких полосок на теле у них нет. Оводы не умеют кусаться – они вообще не питаются, хоботки недоразвиты. Подкожные оводы (семейство Hypodermatidae) досаждают животным так – самки откладывают яйца в нос и на кожу овец, коров, лошадей. Личинки мигрируют под кожей до 9 месяцев. Затем они собираются на спине животного, кожа прорывается, личинки выходят на поверхность.

Отряд Перепончатокрылые (Hymenoptera)

Подробности

Шмель каменный (Bombus lapidarius), семейство Настоящие пчелы (Apidae)

Red-tailed bumblebee
Шмель каменный, самка, на лапчатке кустарниковой. 22.08.09. Наро-Фоминский р-н, с. Плесенское
Увеличить

Шмели обычно устраивают свои колонии в земле или среди камней. В норках могут жить от 50 до 500 особей. Колония состоит из крупных плодовитых самок, мелких бесплодных самок-рабочих и трутней – самцов без жала, не умеющих собирать мед.

В Московской области встречается свыше 31 вида шмелей. С каждым годом увеличивается количество видов шмелей, которые становятся редкими. Сейчас в Красную книгу Москвы занесено 13 видов шмелей. Шмели поражают своей выносливости – когда холодает до плюс 5, они продолжают опылять цветы. Но иногда холод, голод и болезни приводят к настоящему шмелиному мору – то и дело в Москве и области можно обнаружить множество мертвых шмелей вдоль тропинок. Шмелей ослабляют и мелкие клещи – чем шмель слабее, тем больше на нем сидит клещей. Шмель, который запечатлен на моем снимке, прилетел в холодный день в сад и упал на тропинку. Я его отогрела в домике и подкормила водой с медом, после чего он снова смог летать. Это один из самых красивых и крупных наших шмелей – угольно-черный с темно-рыжим брюшком. Определять шмелей непросто – многие очень похожи в своей желтой полосатости, но этот крупный шмель резко отличается от других. Встречается он не так часто, как другие шмели и лишь в определенных биоценозах.

Земляная пчела андрена кларкелла (Andrena clarkella), семейство Андрены (Andrenidae)

Clarks Mining Bee
Самец андрены
Самец андрены
Самка андрены принесла пыльцу в норку. 28.04.2009 МО, Кубинка-2
Самка андрены принесла пыльцу в норку. 28.04.2009 МО, Кубинка-2
Самка андрены принесла пыльцу в норку
Самка андрены принесла пыльцу в норку
Ранней весной на цветках мать-и-мачехи можно встретить таких вот симпатичных рыже-черных пчёл, похожих на маленьких шмелей. Это самки земляных пчёл-андрен. Характерный признак этого вида – красные голени задних ног. Еще у нас встречается другой похожий вид – Andrena varians –, с черными задними ногами.

Самцы андрен совсем не похожи на самок, они мелкие, худые, с длинными усами, коричневые или серые. Самцов андрен разных видов трудно отличить между собой, к тому же их можно спутать с другими мелкими пчелками – галиктами. У самцов нет жала, так что можно смело брать их в руки. Впрочем, самки тоже довольно миролюбивы.

Весной я нашла целое поселение андрен на песчаном склоне под деревянным мостиком возле пруда и с интересом наблюдала за ними каждый день. Насчитала 8 самок и 1 самца. Они бегали туда-сюда кругами, рыли норки, улетали, снова прилетали, принося на волосках задних ног пыльцу. Ни секунды не сидели на месте, так что сфотографировать их было трудно, проще записать на видео. Андрена роет норку, пропитывает ее специальным водонепроницаемыми секретом, потом делает «конфетку» из пыльцы и нектара, кладёт в норку, сверху откладывает яичко и зарывает норку. Вылупившаяся личинка будет питаться этой «конфеткой».

Здесь же снуют мелкие мухи и пчелки – это паразиты, которые ждут момента, чтобы отложить свое яйцо в норку или даже на саму пчелу. Самки андрен – довольно спокойные существа. Я сидела прямо посреди колонии, и они не обращали на меня внимания. А паразиты пчел вели себя особенно нагло – они даже не реагировали, если я пыталась прогнать их палочкой.

Пилильщик зеленый (Rhogogaster viridis), семейство Пилильщики настоящие (Tenthredinidae)

Sawfly
Пилильщик зеленый. 13.08.2009. МО, Кубинка-2
Пилильщик зеленый. 13.08.2009. МО, Кубинка-2
Ложногусеницы пилильщика. 15.09.2009
Ложногусеницы пилильщика. 15.09.2009
Личинка пилильщика из рода Eriocampa на листе ольхи. 29.08.2009
Личинка пилильщика из рода Eriocampa на листе ольхи. 29.08.2009
Личинка пилильщика Nematus ventralis. 13.08.2009
Личинка пилильщика Nematus ventralis. 13.08.2009

Хотя пилильщики и похожи на мелких ос, «мордочка» у них совсем не хищная, жала тоже нет. Питаются нектаром и пыльцой, иногда – мертвыми и малоподвижными насекомыми. Яйцеклад самок похож на пилочку, которой они пробуравливают отверстия в растениях, откладывая туда яйца.

Личинки ос любят «мясцо» – родители кормят их личинками насекомых, в том числе своих собратьев по отряду Перепончатокрылые. Личинки пилильщиков хотя и родня осам – вегетарианцы. Родители их не кормят, они сами бродят среди травы, жуют листья и выглядят довольно привлекательно по сравнению с личинками ос – похожи на черноглазых гусениц. Личинки некоторых пилильщиков серьезно повреждают смородину и крыжовник, так что приходится собирать их вручную. Аппетит у них отменный – группа личинок способна объесть куст за несколько дней.

От гусениц бабочек ложногусеницы пилильщиков отличаются количеством ножек, строением головы, большими черными глазами. Очень часто все тело личинки как бы переливается, светится. Если дотронуться до личинки, она сворачивается в клубочек и падает в траву, «брыкается» или поднимает брюшко вверх, становясь в позу вопросительного знака. Некоторые личинки очень симпатичные, покрытые белым восковым налетом (из-за чего кажутся пушистыми), а есть, например, и такие, которые похожи на капли грязи или птичьего помета – такая у них маскировка. Куколка пилильщика зимует в почве, весной появляется взрослое насекомое.

Семейство Наездники настоящие, ихневмониды (Ichneumonidae), подотряд Стебельчатобрюхие

(Apocrita)

Ichneumon Wasps
Наездник-ихневмон, самка. 29.08.2009. МО, Кубинка-2
Наездник-ихневмон, самка. 29.08.2009. МО, Кубинка-2

Наездник-амбилит (Amblyteles armatorius), самец, 11.09.2009, МО, Кубинка-2
Наездник-амбилит (Amblyteles armatorius), самец, 11.09.2009, МО, Кубинка-2

При виде самок наездников, вооруженных длинным яйцекладом, многие пугаются, и напрасно – жала у них нет, а прокалывать яйцекладом кожу человека они не собираются. Самки наездников откладывают яйца в тела насекомых и их личинок. Одни виды безошибочно находят личинок жуков под корой дерева и ловко протыкают яйцекладом ствол, другие же садятся верхом на гусениц, пауков и личинок клопов, и протыкают их покровы. Поэтому второе название наездников – паразитические осы.

Личинки наездников в теле гусениц развиваются медленно, поедая жировые ткани. Гусеница живет и растет вместе с наездниками. Но однажды они разрывают покровы, вылетают наружу, а гусеница погибает. Мелких наездников-хальцид и других перепончатокрылых используются в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями. Наездники – крупнейшее по числу видов семейство – до 100 000 видов. Размеры – от 2 мм до 4 см с яйцекладом до 1, 7 см. Взрослые питаются нектаром и пыльцой. Определение до вида затруднено, и зачастую подвластно только узким специалистам по наездникам.

Аммофила песчаная (Ammophila sabulosa), семейство роющие осы (Ampulicidae)

Digger wasp
Эта оса укладывалась вечером на ночлег. Походила туда-сюда, вцепилась челюстями в цветок золотарника, оттопырила брюшко и так повисла. Осы и пчелы часто спят в такой позе. 22.09.2009. Кубика-2
Увеличить

Весьма похожа на наездника и ведет себя примерно так же. Аммофила роет маленькую норку и прикрывает ее камешком. Затем она выискивает гусеницу озимой или другой совки и выкапывает ее из-под земли.

Оса жалит гусеницу последовательно в каждый сегмент, в каждый нервный узел, пока жертва не будет полностью парализована. Аммофила несет гусеницу в норку, откладывает на нее яичко и прикрывает норку камешком. Как оса находит свою норку? Она запоминает расположение окружающих предметов – камней, шишек, травы. Вылупившаяся личинка осы будет питаться этими «живыми консервами».

Отряд Стрекозы (Odonata)

В Московской области отмечено 60 видов стрекоз. Название отряда произошло от слова «odon» – зуб. Зубов у стрекозы нет, но челюсти огромны. У водных личинок – наяд – челюсти представляют собой специальный ловчий аппарат – маску.

Стрекозы условно делятся на «летунов» и «присадников». Если долго наблюдать за ними, можно заметить, что одни виды (например, бабки) целый день летают над водоемами, а другие виды (скажем, симпетрумы) то и дело присаживаются на излюбленную ветку или травинку. Хотя сидят стрекозы неподвижно, их голова постоянно в движении – своими огромными фасеточными глазами эти хищники высматривают комаров, слепней и другую добычу. Иногда стрекозы поднимают вверх брюшко - видимо, это нужно для терморегуляции. Заметить комара стрекоза способна на расстоянии 10 метров.

Подробности

Коромысло синее (Aeshna cyanea), семейство Коромысла (Aeschnidae), подотряд Разнокрылые (Anisoptera)

Southern Hawker
Коромысло синее, самец (вверху) и самка (внизу), 24.09.08, Кубинка-2
Коромысло синее, самец (вверху) и самка (внизу), 24.09.08, Кубинка-2

Коромысла – самые крупные наши стрекозы. Когда они появляются летом в лесу и летают над тропинками, патрулируя свои участки, кажется, что это порхают диковинные птицы.

Чтобы удержаться вдвоем в полете, стрекозы образуют так называемое брачное кольцо.

Самец выделяет сперматофор (мешочек с семенем) и помещает его в углубление на груди. Потом он подлетает к самке, и, пока она зачарованно разглядывает его ярко-голубые бока, крепко хватает «невесту» за голову придатками-«клещами». Затем самец таскает самку по воздуху туда-сюда, пока она не поднимет конец своего брюшка к тому месту, где припасен сперматофор.

Оплодотворенные яйца самки стрекоз откладывают прямо в воду или же внутрь водных растений. Личинки – наяды – хищники, живущие в воде два-три года. Однажды они выходят из воды, линяют, сбрасывают старую шкурку, обретают длинные крылья и улетают, чтобы прожить свое короткое и прекрасное лето. Коромысла и некоторые другие виды стрекоз летают до октября.

Стрекоза обыкновенная, симпетрум (Sympetrum vulgatum), семейство Настоящие стрекозы (Libellulidae), подотряд Разнокрылые (Anisoptera)

Vagrant Darter

Стрекоза обыкновенная, самец, на руке, 07.09.08, МО, Кубинка-2
Стрекоза обыкновенная, самец, на руке, 07.09.08, МО, Кубинка-2

У Разнокрылых стрекоз задняя пара крыльев с расширенным основанием.

Стрекозы из рода симпетрум – самые распространенные в Подмосковье. Это стрекозы среднего размера. Самцы и самки различаются окраской, причем с возрастом окраска меняется. Самцы бывают желтые и красноватые, самки – бурые, серые. Стрекозы легко «приручаются» – если стоять неподвижно на солнечной полянке, они садятся на руки, на плечи.

Стрелка голубая (Enallagma cyathigerum), семейство Стрелки (Coenagrionidae), подотряд Равнокрылые (Zygoptera)

Common Blue Damselfly

Стрелка голубая, самец, 24.07.09, МО, Кубинка-2
Стрелка голубая, самец, 24.07.09, МО, Кубинка-2

Равнокрылые (стрелки, лютки, красотки, плосконожки) – мелкие нарядные стрекозы, летающие медленно, у самой земли. Некоторые настолько изящны, что их не разглядишь, пока не нагнешься к траве. Разнокрылые – непревзойденные летуны, не даром в честь стрекозы из рода Либеллула даже назван вертолет, а вот Равнокрылые летают не слишком стремительно.

Наяды Равнокрылых снабжены жабрами на конце брюшка, с помощью которых личики гребут, словно веслами. Наяды Разнокрылых плавают по-другому – они словно торпеды, выпускающие струйки воды из брюшка. Когда самка стрелки откладывает яйца внутрь водных растений, она нередко погружается под воду, увлекая за собой самца. Если спаривающиеся стрекозки запутаются в тине или грязи, то они погибнут. Иногда я нахожу таких «утопленников». На снимке как раз такая стрекоза. Она подсохла и улетела.

Лютка дриада (Lestes dryas), семейство Лютки (Lestidae), подотряд Равнокрылые (Zygoptera)

Emerald Spreadwing

Лютка дриада, самка, 12.07.08
Лютка дриада, самка, 12.07.08

Лютки отличаются от стрелок металлическим блеском и тем, что умеют складывать крылья над брюшком. Красотки (род Calopterix) из подотряда Равнокрылые – очень яркие стрекозы, самцы насыщенных синих цветов, самки – зеленых, причем у красоток красиво окрашены и крылья в синие или черные цвета. Иногда красоток принимают за синих бабочек, живущих у воды.

Отряд Клопы (Hemiptera)

Подробности

Клоп рапсовый (Eurydema oleracea), семейство Щитники (Pentatomidae)

Клопы рапсовые, самка (справа) и самец на сурепке, 09.05.2010, МО, Кубинка-2
Клопы рапсовые, самка (справа) и самец на сурепке, 09.05.2010, МО, Кубинка-2

Про клопов обычно говорят, что они вонючие, да еще и вредят садам. Действительно, у многих клопов есть пахучие железы на груди. Они отпугивают врагов и привлекают особей своего вида. Но чтобы клоп испустил свой резкий запах, нужно его напугать, схватить. Если собирать урожай малины и других ягод внимательно, то садоводу не придется нюхать клопов, а то и случайно съедать их. Некоторые клопы приятно пахнут зелеными яблоками.

Хотя многие клопы сосут соки растений, они редко наносят здоровым деревьям и травам большой вред. Некоторые клопы – хищники, они охотятся на гусениц, тлю, личинок жуков. Клопы весьма разнообразны по окраске и форме, есть даже палочковидные хищные клопы, которых принимают за палочников.

Отряд Жуки (Coleoptera)

Жуков в Московской области огромное количество – одних только божьих коровок около 52 видов. В садах чаще всего попадаются на глаза представители семейства Жужелицы – быстрые и ловкие хищники, уничтожающие гусениц и слизней. На мёртвых птицах и другой падали можно обнаружить жуков семейства Мертвоеды, в траве – Щелкунов, на стволах деревьев и на цветках – Усачей, на листьях деревьев – Листоедов.

Подробности

Фрачник обыкновенный (Lixus iridis), семейство Долгоносики (Слоники – Curculionidae)

Фрачники, самец и самка, на зонтичном, 20.05.2010, МО, Кубинка-2
Фрачники, самец и самка, на зонтичном, 20.05.2010, МО, Кубинка-2

Это один из самых приметных наших слоников, потому что остальные слишком мелкие – 2-8 мм. Например, красивых крапивных долгоносиков без лупы трудно разглядеть.

Многие слоники покрыты волосками и чешуйками, в которых преломляется свет, что делает этих жучков очень красивыми. Самые крупные слоники живут в тропиках – до 6 см длиной.

Правильное название их хоботка – головотрубка. На ее конце находится грызущий ротовой аппарат. Едят слоники зелень. Личинки похожи на мелких гусениц, живут в стеблях растений, некоторые – в трухлявых пнях. Личинки фрачника любят зонтичные, в том числе укроп.

В мире около 70 тыс. долгоносиков, в России – свыше 4 тыс.видов.

Чаще всего я встречаю в лесу мелких серых слоников, которые сидят в цветах бодяка и предаются любви. Если дотронуться до слоника, он обычно падает в траву лапками кверху – прикидывается мертвым.

Отряд Ручейники (Trichoptera)

Ручейник

Ручейник, 09.05.2010, МО, Кубинка-2
Ручейник, 09.05.2010, МО, Кубинка-2

Ручейники похожи на бабочек, но крылья их покрыты не чешуйками, а волосками, а личинки живут в стоячих водоемах, в домиках-трубочках. У каждого вида трубочка выглядит по-своему. Строят они эти домики из песка, камушков, растений. Личинки ручейников способны выделять шелковые нити, как и гусеницы бабочек. Питаются личинки детритом – всякой мертвой мелочевкой на дне. Взрослые живут всего пару недель, почти не питаются.

Рыбаки собирают личинок ручейников (называя их «шитиками») на дне стоячих водоемов и используют как приманку для рыбы.

Отряд Уховертки (Dermaptera)

Подробности

Уховертка (Forficula auricularia), семейство Уховертки (Forficulidae)

European earwig
Уховертка на ворсянке, 30.08.09, МО, Кубинка-2
Уховертка на ворсянке, 30.08.09, МО, Кубинка-2

Безобиднейшее европейское ночное насекомое. Питается листьями, лепестками, плодами и мелкими насекомыми.

Не кусается, не ядовита, человеческими ушами не интересуется.

Если развернуть сложенные на «затылке» крылья, то они примут форму уха или веера. Отсюда и название. Клещи нужны уховертке чтобы складывать крылья в сорок слоев, а так же чтобы удерживать добычу, изогнувшись в гимнастической позе.

Самка уховертки – заботливая мать. Она охраняет свои яйца и личинок, зимуют с ними, «вылизывает» новорожденных. После смерти матери личинки ведут самостоятельный образ жизни.

Однажды мы купили азиатские персики. Разломав один из них, я обнаружила внутри уховертку, которая выела серединку. Испуганное животное заметалось по столу. Так азиатские уховертки распространяются по миру. Говорят, иногда они наносят большой ущерб урожаю, но я с этим не сталкивалась. Нередко в народе уховерток ошибочно называют двухвостками. Но двухвостки, или вилохвостки (Diplura) — отряд скрыточелюстных шестиногих. Это бледные мелкие существа, живущие в почве. Они охотятся на мелких беспозовночных, в том числе подур – тех мелких белых существ, которые заводится в переувлажненной почве.

Класс Паукообразные (Arachnida)

Класс Арахниды (Паукообразные) включает: пауков, клещей, сенокосцев, скорпионов, фринов, телифонов.

Отряд Пауки (Araneae)

Отличить пауков от насекомых легко – у них не шесть, а восемь ног. Глаз шесть или восемь. Возле головы находятся педипальпы (ногощупальца) и хелицеры – особые «лапки» с ядовитыми коготками. Пищеварение у пауков внешнее.

Мировая фауна Паукообразных изучена слабо, но одно можно сказать точно – в умеренной зоне нет смертельно опасных для человека пауков. Однако аллергикам не стоит смахивать с себя паука – можно случайно придавить его, и паук от испуга цапнет. Лучше аккуратно сдуть животное или подставить ему травинку – паук на нее переберется. Реакция у аллергиков может быть самой разной – от легкого покраснения до сонливости и повышения температуры. Пауки очень боятся людей, и нужно сильно постараться, чтобы они укусили. Обычно такое происходит, если садовод, не глядя, копошится руками в кустах с клубникой, где обитают пауки или если ребенок ловит крестовиков.

Подробности

Охотник каемчатый, доломедес (Dolomedes fimbriatus), семейство Бродячие охотники (Pisauridae)

Great Raft spider
Доломедес со своей жертвой – цикадкой пенницей слюнявой (Philaenus spumarius), 04.09.09
Увеличить

Все пауки (кроме центральноамериканского вида Багира Киплинга – Bagheera kiplingi) – хищники. Они охотятся на разных насекомых, принося пользу садоводу.

Доломедесы – довольно обычные в наших краях пауки – сидят повсюду возле воды на цветах и листьях. Иногда они бегают по воде, охотясь на мелких рыбок. Доломедесы бывают нескольких цветовых форм – желтоватые, коричневые, черные. Сетей не строят. Цикадки здорово прыгают, но пауки все-таки умудряются их ловить. Личинки пенниц кормятся на сочных растениях, прикрывшись сверху пышной пеной из пузырьков. Высосать все соки из растения пенница вряд ли сможет, но иногда она переносит болезни плодовых культур, заражая персики и другие деревья.

Семейство пауки-волки (Lycosidae)

Wolf spiders

Паук-волк, самка с коконом, 26.06.08
Паук-волк, самка с коконом, 26.06.08

Пауки-волки – высокоразвитые, быстрые пауки. В наших краях встречается несколько схожих видов пауков-волков серой и коричневой окраски, в тропиках и на юге обитают более крупные виды, например, тарантулы. Яд даже тропических видов для человека не смертелен.

Пауков-волков ноги кормят – целыми днями эти животные бегают по окрестностям в поисках жуков, мух, личинок насекомых. Сетей они не строят, но иногда строят домики-норки, затянутые паутиной.

Самцы при спаривании вводят самке мешочек со спермой педипальпами. Самки не едят самцов. После спаривания самка плетёт кокон, в который откладывает яйца. Затем самка заматывает кокон в несколько слоев, превращая его в шарик. Паучиха носит с собой шарик около трех недель. Если она вдруг роняет кокон, то нервно прочесывает местность, пока не найдет его. Затем она прижимает свое сокровище к груди и прикрепляет его липкой паутинкой. Коконы бывают белоснежные, серые, голубоватые, коричневые. Вылупившихся паучат самка носит на спине, пока они не подрастут и не научатся сами добывать пищу. Затем мамаша сплетает для них сеть-купол и развешивает на ней паучат. Некоторые виды пауков носят на себе паучат до полной потери сил, пока не умрут.

Мизумена косолапая (Misumena vatia), семейство Пауки-крабы (бокоходы, Thomisidae)

Goldenrod Crab spider

Мизумена в цветке чистяка весеннего поймала мелкую пчелу, 04.05.09
Мизумена в цветке чистяка весеннего поймала мелкую пчелу, 04.05.09

Мизумена поймала муху-журчалку, МО, Кубинка-2, 05.05.2010
Мизумена поймала муху-журчалку, МО, Кубинка-2, 05.05.2010

Когда весной пытаешься понюхать цветы, то вдруг обнаруживаешь, что в каждом пятом цветке засел паук. Эти цветочные пауки бывают розовые, белые, желтые, зеленоватые, коричневые. Если белого паука пересадить с белой ромашки на голубой колокольчик, то примерно за сутки паук станет розовато-голубого цвета.

Пауки-крабы относятся к паукам-засадчикам – то есть они не строят сетей, а целый день сидят неподвижно, приглашая мух, пчёл и бабочек в свои смертельные объятия. Парализовав добычу ядом, паук несколько дней высасывает из нее соки. Если поднести к мизумене палец, то она вовсе не схватит его, а испуганно спрячется под цветком, снизу, так что не бойтесь наблюдать за паучками.

Крестовик обыкновенный (Araneus diadematus), семейство Крестовики (Araneidae)

European garden spider or cross spin

Крестовик на своей сети, 04.09.09
Крестовик на своей сети, 04.09.09
Крестовик спрятался от человека на дереве
Крестовик спрятался от человека на дереве

Пожалуй, самый известный наш паук. Развесив красивую круглую сеть на лугу или в лесу, паук сидит посередине и поджидает мух или комаров. Если он не голоден, то пеленает добычу паутинкой и оставляет до лучших времен. Если в сеть попадается кто-то крупный и ядовитый (скажем, шершень), крестовик обрывает паутинку и сбрасывает насекомое вниз.

Когда приближаешься к крестовику, он испуганно удирает по сигнальной нити и прячется. Осенью самка прячет кокон с яйцами под корой дерева или еще в каком укромном месте, а весной появляются паучата. Молодые паучки расселяются по воздуху – выпустив паутинку, они взлетают на ней.

Хеиракантиум (Cheiracanthium) или желтосумый паук, семейство Miturgidae (ранее - Clubionidae)

Желтосумый паук, МО, Наро-Фоминский р-н, 10.05.2010
Желтосумый паук, МО, Наро-Фоминский р-н, 10.05.2010
Желтосумый паук
Желтосумый паук
Яд этих бледно-желтых пауков с читается наиболее сильным среди европейских паучьих ядов. После укуса несколько дней могут наблюдаться тошнота и головные боли. Однако чтобы такой паук укусил, сначала надо его найти – я видела хеиракантиумов всего пару раз. Они прячутся в домиках из листьев, стянутых паутиной. Спугнутый паук вовсе не грозит человеку огромными хелицерами, а прячется. Чтобы паук укусил, нужно схватить его. Иногда такое происходит случайно при сборе земляники, например.

Отряд Сенокосцы (Opiliones)

Сенокосец обыкновенный (Phalangium opilio), семейство Phalangiidae

Common harvestman
Сенокосец, 13.09.09
Сенокосцы – безобидные существа, отчасти похожие на пауков, отчасти – на насекомых. Особенно много взрослых сенокосцев можно увидеть осенью в лесу, где они греются на деревьях или бродят по тропинкам.

В случае опасности сенокосец отбрасывает ногу. Нога шевелится, отвлекая врага. За это сенокосцев в народе еще называют косиножками. У сенокосцев есть как черты строения насекомых, так и черты строения пауков. В отличие от пауков, которые едят только мягкие внутренности живых насекомых, предварительно растворив их пищеварительными ферментами, сенокосцы метут все подряд, даже гнилые плоды и хлеб. Причем у них есть специальные «челюсти», чтобы это все пережевывать.

Пауки обычно показывают самке танцы, она очаровывается, а в это время мелкий самец быстренько помещает в самку сперматофор (мешочек со спермой) и убегает (если успеет). Сенокосцы не танцуют, и сперматофоров у них нет. Зато самцы дерутся из-за самок. Победитель спаривается с самкой, подобно жукам и прочим насекомым. Самка откладывает яйца в почву при помощи яйцеклада. Зимуют яйца и молодь. В теплых краях взрослые живут до двух лет. Некоторые сенокосцы сильно пахнут йодом, поэтому птицы их не едят.

Гаичка (Parus atricapillus) прилетела за грецкими орешками, МО, Кубинка-2, 5.02.10

Класс Птицы (Aves)

В Московской области встречается около 300 видов перелетных и зимующих птиц. Летом наблюдать за ними можно в местах гнездований, а зимой – на кормушках. В некоторых парках гаички, большие синицы и поползни настолько привыкают к людям, что даже садятся на руки. В особенно суровые зимы из десяти оставшихся у нас зимовать птах до весны доживают одна-три. Остальные умирают от голода. Птиц надо кормить регулярно, ведь они привыкают и ждут. Самые сообразительные птички точно запоминают, в какое время приходит человек и как он выглядит. Осенью любителя пернатых встречают лишь несколько робких синиц, но к декабрю вся окрестная пернатая живность знает, где можно поживиться и прилетает сюда. Иногда на кормушках можно наблюдать сразу около сотни больших синиц, лазоревок, гаичек, несколько больших пестрых дятлов, поползней, полевых воробьев, стайки снегирей. Убирать кормушки лучше в мае, предварительно помыв с мылом и просушив.

Чем кормить птиц зимой?

Пшено и крошки на корм птицам не подходят – они малопитательны и невкусны, это все равно что посадить людей на диету из сухарей. Я готовлю такую смесь – семена подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза (все это можно заготовить летом), слегка раздавленные грецкие орехи, арахис, лещина, изюм, сухие вишни, шишечки хмеля, черноплодная рябина, конопляное семя (продается в зоомагазинах). В большую кормушку забираются и белки, поэтому арахиса туда почти не кладу, он им вреден. Зато они любят кедровые орешки. Поползни, синицы, дятлы не откажутся и от подвешенных на веточки кусочков сала – несоленого, сырого свиного. Если вы выращиваете подсолнухи или нашли поля подсолнухов – неплохо бы заготовить несколько головок и вывешивать их зимой синичкам прямо за окном или на балконе. Некоторые птицы любят несоленый творог и несоленый белый сыр. Простые кормушки можно делать из чего угодно – из больших пакетов из-под сока, пластиковых коробочек, пластиковых бутылок. Большие кормушки-домики можно сделать из фанерных ящичков.

Подробности

Поползень обыкновенный (Sitta europaea), семейство Поползневые (Sittidae), отряд Воробьинообразные (Passeriformes)

Eurasian Nuthatch

Поползень возле кормушки, 11.12.2009, МО, Кубинка-2
Поползень возле кормушки, 11.12.2009, МО, Кубинка-2

Поползней насчитывается около 20 подвидов. Эти дымчато-белые птицы отличаются размером и окраской – бывают поползни как с чисто-белым брюшком, так и с полностью или частично рыжим. Как и у многих птиц, у поползня через глаз проходит черная полоска. Согласно одной теории такие полосы нужны для маскировки, согласно другой – это что-то вроде прицелов, позволяющим птицам сфокусироваться на добыче. Летом поползни питаются насекомыми, а зимой – семенами.

С апреля поползни заняты в лесу гнездованием, и человек редко их встречает. Самка выдалбливает в мягкой гнилой древесине невысоко от земли дупло. В первой половине июня 5-8 птенцов уже вылетают из гнезда. С наступлением холодов поползни присоединяются к стайкам синиц и кочуют вместе с ними в поисках пищи. В стае птицы чувствуют себя в большей безопасности, так им легче и корм искать, и за врагами (ястребы, вороны, кошки) следить. Первым делом поползни выбирают из кормушки орехи, затем берут семена. Наевшись, поползень начинает делать запасы, пряча семена в древесные щели. О своем приближении к кормушке поползень сообщает звонким свистом «Тюй-тюй-тюй!». Некоторые поползни быстро привыкают к человеку и берут орешки прямо с ладони.

Большая синица(Parus major ), семейство Синициевые (Paridae), отряд Воробьинообразные (Passeriformes)

Great Tit

Большая синица, 08.12.2009, МО, Кубинка-2
Большая синица, 08.12.2009, МО, Кубинка-2
Большая синица, 11.02.10, МО, Кубинка-2
Большая синица, 11.02.10, МО, Кубинка-2
Самая крупная (14 см), известная и распространенная из наших синиц. У самцов черный «галстучек» на желтой груди более широкие и длинный, доходит до черной гузки. Синицами этих птиц называют не потому, что сверху они голубоватого окраса, а потому, что среди их позывов часто слышится «Синь-зинь!». Разнообразие этих позывов велико, все их можно услышать, если подолгу наблюдать за синичками. В феврале синицы уже заводят весенние трели, похожие на перезвон колокольчиков, а зимой они перекликаются между собой привычным «Пинь-пинь-пинь» или «Ци-ци-ци-фии». При виде кошки или другой опасности, большие синицы разлетаются с громким треском «Пинь-тара-ра! Цирррерре-ре!».

Гнездятся большие синицы в дуплах, дуплянках, нишах домов и старых крыш. Обычно за весенне-летний сезон синицы делают две кладки. Яйца 12-14 дней насиживает самка, самец ее кормят. Летом в парках людям чаще всего попадаются слетки синиц и дроздов. Слетки окрашены бледнее взрослых птиц, выглядят как бы взъерошенными, и нередко слишком доверчивы.

Слеток – молодая птица, только что вылетевшая из гнезда. По сути дела, слетки – это птичьи подростки, еще не умеющую хорошо летать и не способные прокормить себя. Слетки разлетаются подальше от гнезда, чтобы хищникам было труднее поймать их всем разом. Птенцы прячутся в кустах и подают звуковые сигналы, чтобы родители могли найти их. Даже если родителей не видно, они всегда держатся рядом со слетками и докармливают их несколько недель. Самое правильное, что можно сделать для спасения таких «сироток» – посадить их на ветку и уйти. Выращенные в неволе синицы, дрозды, зяблики и другие птички не обучены премудростями взрослой жизни, не умеют сами добывать корм, не способны общаться с собратьями и защищаться от хищников. Выпустить таких выкормышей на волю – все равно, что убить их своими руками. Поэтому, беря в дом любого птенчика, за исключением стрижа, нужно помнить – вы приобретаете питомца на долгие годы – скажем, большая синица живет до 15 лет. В природе большие синицы питаются насекомыми, пауками, семенами. В неволе синиц, как и других насекомоядных, можно угощать мешанкой из сваренных вкрутую яиц, творога, мелко протертой говядины (вся пища должна быть без соли!) и витаминов. В дальнейшем придется позаботиться о заготовке муравьиных куколок, мелких сверчков, мучного червя и прочего полезного корма.

Синицы-«разведчики» караулят меня возле подъезда. Как только я выхожу с кормом, они летят за мной к кормушке. Птицы узнают «кормильца» по походке, одежде, голосу, фигуре.

Натуралисты называют больших синиц "большаками".

Лазоревка (Parus coeruleus), семейство Синициевые (Paridae), отряд Воробьинообразные (Passeriformes)

Blue Tit

Лазоревка
Лазоревка
Лазоревка. 04.02.10, Кубинка-2
Лазоревка. 04.02.10, Кубинка-2

Заметно мельче большой синицы, а в окраске преобладают чисто-голубые тона. Голубая шапочка и черная «подводка» на глазах придает этим синичкам кокетливое и милое выражение. Встречаются лазоревки гораздо реже больших синиц и гаичек – обычно в кочевых стайках зимой попадается всего одна-две лазоревки. Питаются гусеницами, личинками в галлах – болезненных наростах на деревьях, семенами. Как и все синицы, приносят большую пользу садоводу, поэтому мудрые дачники устраивают для пернатых друзей дуплянки на участке.

Песенки лазоревок звонкие и тонкие: «Ти-пи-чу-лю-лю!» или выкрики «Ци-ци-трр-тэ-тэ». Если найти дупло с лазоревкой, то оттуда раздастся громкое шипение – так самка отпугивает врагов, имитируя шипение змеи или гул пчелиного роя.

Гаичка буроголовая, пухляк (Poecile montanus) и гаичка черноголовая (Poecile palustris)

Willow Tit

Гаичка, 08.12.2009, МО, Кубинка-2
Гаичка, 08.12.2009, МО, Кубинка-2
Гаичка. 20.12.2009, МО, Кубинка-2
Гаичка. 20.12.2009, МО, Кубинка-2

Гаичек два очень схожих вида и несколько подвидов, лучше всего определять их по голосам. Все виды гнусаво покрикивают «Ци-джээ-джээ», а буроголовые кричат еще и «Ци-ци-гее-гее». Пение – свист «Тиу-тиу-тью». Хотя птички мельче больших синиц, обычно они гораздо смелее – в поисках семечек прыгают прямо под ногами и садятся на руки.

Эти птички выглядят хрупкими, но у них необычайно сильный клюв, которым гаички легко выдалбливают себе дупла в гнилой древесине. Добыв семечку или орех из кормушки, гаички зажимают находку в лапках и долбят клювом – повсюду возле кормушки слышится этот громкий стук. Летом гаички питаются мелкими насекомыми, пауками и их яйцами.

В Москве гаички встречаются не во всех парках, а вот у нас в Подмосковье их много. Эти отважные птицы садятся на руки, на голову, на фотокамеру. Несколько раз гаички садились мне даже на нос! Птички эти почти невесомые, так что мой нос не пострадал. Такое «приручение» происходит не сразу, нужно время. Любимое лакомство этих непосед – давленые грецкие орехи. Если гаичкам предложить только семечки и арахис, они долго будут копошиться на ладони, недовольно попискивая.

Белая трясогузка (Motacilla alba), семейство Трясогузковые (Motacillidae), отряд Воробьинообразные White Wagtail
Трясогузка белая. Наро-Фоминский р-н, д.Плесенское
Трясогузка белая. Наро-Фоминский р-н, д.Плесенское
Трясогузка белая
Трясогузка белая
Слеток трясогузки, 03.07.2008. МО, Кубинка-2
Слеток трясогузки, 03.07.2008. МО, Кубинка-2
Лесной конёк (Anthus trivialis)
Увеличить
Лесной конёк (Anthus trivialis)

Трясогузку с другой серо-белой птицей не спутаешь – постоянно покачивая хвостом, она бегает возле водоемов на тонких длинных ногах и ловит насекомых, а при приближении человека улетает с торопливым щебетаньем. Трясогузки – одни из первых насекомоядных птиц, которые прилетают к нам весной. В Подмосковье это обычно происходит 3-10 апреля. В это время лед на реках сходит, в результате чего появилась народная примета – «Трясогузка лед хвостом разбивает».

Летом часто можно встретить слетков трясогузок –худеньких серых птенцов, напоминающих юных балерин на длинных тонких ножках. Обычно они целой «бандой» по три-четыре птенца следуют за родителями, выпрашивая корм. Слетки не пугливы и подпускают довольно близко. Помимо белой трясогузки иногда можно встретить возле рек желтую трясогузку (Motacilla flava) – яркую птицу с желтой грудью. В лесу и на лугу нередко попадаются птички, очень похожие длиной хвоста и размерами на трясогузок, но воробьиного цвета – это коньки (род Anthus) семейства Трясогузковые (Motacillidae). У самца конька интересный токовой полет – взлетев на макушку дерева, он планирует вниз, распустив хвост и напевая «Сиу-сиу-сиу».

Зяблик (Fringilla coelebs), семейство Вьюрковые (Fringillidae)

Chaffinch

Зяблик, самец
Зяблик, самец

Если ранней весной кто-то красновато-коричневый поёт у вас над головой «Фьит-фьит-ля-ля-ви-чиу-кик», то почти наверняка это самец зяблика. Издалека этих птиц принимают за воробьев, но при ближайшем рассмотрении видно, что у самцов коричнево-розовые грудки, пепельно-серые головы с голубоватым отливом и поперечные белые полосы на крыльях. Сероватые самки прилетают на несколько дней позже самцов, за что птичка и получила свое научное название – Fringilla coelebs (коэлебс – вдовец, холостяк).

Зябликов в наших краях так много и поют они так громко, что после ежедневных прогулок по весеннему лесу в голове постоянно крутятся их песенки. В пасмурную погоду и по вечерам самцов можно найти по так называемому «рюмлению», когда они повторяют ритмичное «Рю… Рю… Рю…». Зяблики с удовольствием посещают кормушки, наполненные семечками подсолнуха. Приучить их садиться на руку, как синиц, вряд ли удастся, но подпустить человека на расстояние ближе метра они вполне способны. Питаются зяблики насекомыми и семенами. Гнезда устраивают на березах и елях на высоте 2-4 метра. За сезон бывает две кладки. В октябре птицы сбиваются в стаи и мигрируют на юг – Закавказье, Казахстан, Египет.

Снегирь обыкновенный (Pyrrhula pyrrhula), семейство Вьюрковые (Fringillidae)

Eurasian Bullfinch

Снегирь, самец. МО, Кубинка2, 13.01.2008
Снегирь, самец. МО, Кубинка2, 13.01.2008

Выследить снегирей в лесу по голосам нетрудно – это очень странные приглушенные звуки, похожие на скрип старых качелей: «Жю-жю-жю…». Некоторые даже не догадываются, что это птицы кричат. В феврале снегири начинают насвистывать свои флейтовые меланхоличные песенки, причем поют и самцы, и самки. Каждый год Союз Охраны Птиц России выбирает Птицу Года. В 2008 это был снегирь обыкновенный, в 2009 году – лебедь.

Снегирь – вовсе не зимний гость. Просто летом он хорошо прячется, а зимой прилетает поближе к еде, и на белом снегу его легко заметить. К тому же, летом яркий наряд снегиря бледнеет. Научное название Pyrrhula с латыни так и переводится – «огненный» (произносится – «пиррула», вспомните похожие слова – «пиротехника», например). На красные наливные яблочки похожи только самцы, а самки окрашены в серые тона. Отлов и продажа снегирей запрещены. Да и зачем их мучить, если можно наблюдать в природе. Особенно занятно поведение сереньких самочек – они сварливы, держат самцов под «каблуком». Кормить снегирей можно почками деревьев, семенами липы, березы, шишечками хмеля, семечками тыквы и подсолнуха, ягодами черемухи и рябины (из ягод они выковыривают семена, а мякоть выплевывают). Толстые клювы снегирей работают как щипцы. Снегирь сядет на кормушку и давай лущить семечки – только треск стоит. В отличие от синиц, снегири не могут совершать акробатические трюки, поэтому кормушки для них должны быть как можно более удобные и неподвижные, не шатающиеся на ветру.

Зеленушка (Carduelis chloris), семейство Вьюрковые (Fringillidae)

European Greenfinch

Зеленушка, самка, МО, Кубинка-2, 07.04.2009
Зеленушка, самка, МО, Кубинка-2, 07.04.2009
Зеленушка, самец
Зеленушка, самец

Наблюдать весной за стайками зеленушек – большое удовольствие. Самцы зеленушек умудряются одновременно кормить самочек, щебетать и гонять от кормушки снегирей, воробьев и синиц.

Зеленушки любят гнездиться в еловых и сосновых рощах. Нередко на одной елке можно обнаружить целую колонию зеленушек. В отличие от других мелких пташек, они почему-то не убирают за своими детьми, и к концу мая гнездо зеленушек можно узнать по его сильной загрязненности. Птенцов зеленушки кормят личинками и семенами, а сами питаются семенами разных трав, деревьев, обожают семечки и конопляное семя. Зеленушки – родичи канареек, их пение похоже, но оно более грубое. Приятная трель «Кли-кли-кли-кли-кли» обычно заканчивается неприятным жужжащим «Джжж-ижжже». Самцы ярко-зеленые, самочки сероватые с зелено-желтыми полосами на крыльях. Зимой зеленушки кочуют по родным местам или улетают в Предкавказье.

Щегол (Carduelis carduelis), семейство Вьюрковые (Fringillidae)

European Goldfinch

Щегол, самец
Щегол, самец

Самец щегла – каштаново-белая маленькая птица с красной «маской» на голове и ярко-желтыми полосами на крыльях. Благодаря этой нарядной «маске» и желтым полосам спутать щегла с другими птицами трудно. Когда щеглы перелетают с дерева на дерева, они поют: «Циии-пить, ци-пить, ирглить-ирлить, фриу-фриу-фриу, попить, попить, пить-пить…».

Питаются щеглы насекомыми и семенами, особенно любят репейник и чертополох. Гнезда устраивают на высоких деревьях (4-6 метров), на опушке леса. Весной, когда большие стаи птиц кочуют с юга на север, щеглы особенно бросаются в глаза. Летом, когда они разбиваются на пары, эти лесные птицы малозаметны. Холодов щеглы не боятся, а кочуют потому, что снег засыпает семена.

Свиристель обыкновенный (Bombycilla garrulus), семейство Свиристелевые (Bombycillidae)

Bohemian Waxwing

Свиристель
Свиристель

В октябре, когда темнеть начинает уже в пять вечера, а холодные ветра завывают за домом, раздается громкое и оптимистичное «Свирриии!». Если выйти на улицу и поднять голову, то можно издалека увидеть стайки этих крупных, размером со скворца, ярких птиц с розовыми хохолками. Они настолько бросаются в глаза, что их замечают даже вечно занятые москвичи, но по незнанию называют «хохлатыми дроздами».

Искать свиристеля лучше на ягодных кустах, например, на боярышнике. Часть ягод не переваривается, так что благодаря свиристелям из семян в новых местах вырастают новые растения. Зимой свиристели кочуют с громким «Свиррр, свиррр», поедая ягоды, а летом гнездятся в Северной Америке, Европе и Азии. Поют и самцы, и самки. Это дружелюбные, неконфликтные в стаях птицы. Гнездо размещают на елях и соснах на высоте 2-16 м. Летом птицы и сами кормятся мелкими насекомыми, и птенцов выкармливают комарами. В гнездовой период свиристели очень скрытны.

Мухоловка-пеструшка (Muscicapa hypoleuca), семейство Мухоловковые (Muscicapidae) Pied flycatcher

Мухоловка-пеструшка, самец, 04.05.2009, МО, Кубинка-2
Мухоловка-пеструшка, самец, 04.05.2009, МО, Кубинка-2
Самка мухоловки-пеструшки возле гнезда
Самка мухоловки-пеструшки возле гнезда
Гнездо мухоловки-пеструшки, 09.06.2009
Гнездо мухоловки-пеструшки, 09.06.2009
Слеток мухоловки-пеструшки, 28.06.2009
Слеток мухоловки-пеструшки, 28.06.2009

Довольно обычный для Московской области вид. Самки серо-коричневые, самцы черно-белые, словно бы в строгом фраке. Поют они так: «Цитру-цитру-три» или «Печи-печи-кули-чи».

Зимуют эти пичуги в Африке, а летом радуют нас своими трелями и прехорошеньким внешним видом. Мухоловки-пеструшки селятся в щелях и дуплах деревьев. Можно привлечь их в сад и дуплянками – нечто вроде скворечника с отверстием диаметром не больше 2,6 – 3 см. Дуплянку лучше прикреплять на высоте 2 метра, можно чуть ниже, если поблизости не бродят не в меру шаловливые кошки и хулиганы. Питаются мухоловки мелкими насекомыми, в конце лета – некоторыми ягодами. Улетают на юг уже в начале осени. В начале июня появляются светло-голубые яйца, а уже в конце июня в дупле никого нет, лишь по окрестным кустам пищат серые слетки.

Зарянка, или малиновка (Erithacus rubecula), семейство Дроздовые (Turdidae)

European Robin

Молодая зарянка пробует петь. 01.07.08. МО, Кубинка-2
Молодая зарянка пробует петь. 01.07.08. МО, Кубинка-2

В апреле, в сумерках и на рассвете в гуще старых деревьев слышится нежная, звонка трель зарянки. Если птицу потревожить, она издаст треск: «Тик-тик-тик-тик!».

Облик зарянки характерен – этакое оливковое яблочко на ножках с одним красным «бочком». Общий тон оперения – серовато-оливковый, грудь, горло и бока рыжие, живот белый. Гнездится малиновка обычно на земле или невысоко от земли. Питается в основном беспозвоночными. Зимовать улетает на юг Европы и на Кавказ. Иногда малиновки задерживаются в Москве до ноября-декабря, если найдут пауков под корой дерева и ягоды волчьего лыка, бересклета, черемухи.

Соловей (Luscinia luscinia), семейство Дроздовые (Turdidae)

Thrush Nightingale

Соловей
Соловей
Соловей, 25.05.2009, МО, Кубинка-2
Соловей, 25.05.2009, МО, Кубинка-2
Когда человек впервые видит соловья, то удивляется – неужели прекрасное «журчащее» пение принадлежит этот скромной серой птице? Чаще всего соловьев можно найти среди зарослей цветущей черемухи.

Весной соловьи соревнуются друг с другом в пении и даже дерутся. Чтобы сделать такой снимок, нужно найти «соловьиное» место и выманить птицу на открытое место с помощью записи голоса «соперника». Лучше всего использовать магнитофон с колонками, но подойдет и громкая запись на мобильном телефоне. Записи в формате mp3 нетрудно загрузить из Интернета. Гнездятся соловушки обычно на земле, среди густых кустов. Самцы поют с начала мая до конца июня. Во второй половине июня появляются птенцы. Едят соловьи мелких гусениц, жуков, слизней.

Овсянка обыкновенная (Emberiza citrinella), семейство Овсянковые (Emberizinae)

Yellowhammer

Самочка овсянки ищет семена на земле. 26.04.2009. Наро-Фоминский р-н, д.Плесенское
Овсянка, самец
Овсянка, самец
Летом на заборах и проводах в дачных поселках нередко можно увидеть птиц грязно-желтого цвета. Они чуть крупнее воробья, хвост гораздо длиннее. Птички распевают свое звонкое «Зинь-зинь-зинь-зиииинн-циик», которое можно услышать в пении канареек овсяночного напева.

Для запоминания песенок разных птиц их «переводят» на человеческий язык. В песни овсянки нам слышится что-то вроде «Музик-музик-сенно-веззи-ии!», а немцам – «Wie-wie-wie-hab-ich-dich-lieb» («Как я люблю тебя!»). Говорят, мелодию для своей Пятой симфонии Бетховен позаимствовал у овсянки. Зимой овсянки кочуют на юг, в поисках конюшен, где можно поживиться овсом, в апреле возвращаются и устраивают гнездышки прямо на земле, у опушки леса. Яйца белые с розоватым оттенком. Птенцов выкармливают насекомыми. Существует несколько подвидов овсянки – например, в Казахстане встречается овсянка с красноватой грудкой.

Чечевица (Carpodacus erythrinus), семейство Вьюрковые

Common Rosefinch

Чечевица, самец, 31.05.09, Наро-Фоминский р-н
Чечевица, самец, 31.05.09, Наро-Фоминский р-н
Чечевица, самка, 23.06.09, МО, Кубинка-2
Чечевица, самка, 23.06.09, МО, Кубинка-2
Каждое лето мое внимание привлекают птицы с кроваво-красной грудью и головой – самцы чечевиц. Усевшись на ветку повыше, они самозабвенно выкрикивают свое название «Че-че-ви-ца» или насвистывают четкое «Ви-тю ви-дел? Ви-тю ви-дел?». Это «витьканье» продолжается даже тогда, когда птенцы уже вылупились. Самец сидит поблизости, смотрит на самку и свистит. На даче, в овраге возле дома – отовсюду доносится постоянное «Ви-тю ви-дел?», но попробуйте подобраться к птичке поближе или найти гнездо! Обычно гнезда запрятаны на заболоченном участке, в самой гуще кустов, среди крапивы, колючих веток.

Весной мне удавалось выманивать самцов на открытые участки с помощью записей голоса «соперника», но летом они теряли к ним интерес, и прятались высоко на дереве. Иногда к чечевицам можно подобраться, когда они перелетают стайками со слетками, выискивая семена в траве и кустах. Самки и молодежь окраской и размерами похожи на воробьев, только клюв более толстый. С тихим щебетом они порхают по кустам, щелкая семена. Когда-то чечевицы жили только в Сибирь|Сибири, но постепенно распространились по всей России. Однако осенью они улетают туда, куда улетали их предки – в Китай и Индию.

Полевой воробей (Passer montanus) и городской воробей (Passer domesticus), семейство Воробьиные (Passeridae)

House Sparrow

Домовой воробей
Домовой воробей

Tree Sparrow

Полевой воробей
Полевой воробей
У нас обитают два вида воробьев – полевые и городские. Городские в Москве настолько смелые, что берут семечки с руки. Полевые – более стеснительные и пугливые. Осенью они летают большими стаями возле дач, выискивая семена сорных растений.

У городских воробьев самочки равномерно серые, а самцы – с черными пятнами. У полевых воробьев и самцы, и самки окрашены одинаково нарядно – на белых щечках есть черные пятна. Свои весенние песенки самцы воробьев начинают исполнять уже в феврале. Усевшись возле дупла или щели под крышей, самец громко возвещает: «Чив-чив», что означает – я нашел отличное жилье, невесты – заходите, полюбуйтесь.

Крапивник (Troglodytes troglodytes), семейство Крапивниковые (Troglodytidae)

Winter Wren

Самец крапивника несет строительный материал для гнезда, 25.04.09, МО, Наро-Фоминский р-н, д.Плесенское
Слёток крапивника, 14.06.09
Слёток крапивника, 14.06.09
Крапивник - одна из самых маленьких птиц России.

Хотя птиц с такой окраской немало, крапивника с другими не спутаешь – у него очень забавный вздернутый кверху хвост.

Давно хотела понаблюдать за крапивниками, и вдруг – такая удача – самец решил устроить гнездо в овражке возле нашей дачи! Нашла я его по голосу – для такой мелкой птички у него довольно сильный голос, крапивник поет громче зяблика. Поначалу мне даже показалось, что он запел прямо у меня в ухе. Самец крапивника свил шарик из сухой травы между корней вывороченных деревьев, напротив ручья. Затем начал устилать гнездо мокрыми палыми листьями. Вылавливал он их прямо из ручья. Птичка ни минутки не сидела на месте, поэтому у меня получилось много смазанных кадров, где крапивник держит в клюве листья. Прыгая между гнездом и ручьем, самец успевал еще и время от времени вспархивать на макушку куста и пропевать свою мажорную трель. Обычно самец строит основу нескольких гнезд, а самка потом выбирает самое лучшее. Крапивник любит строительное дело, поэтому возится с дизайном гнезда до конца мая. Зато птенцы после появления из яиц уже через 12 дней выпархивают из гнезда. Пропустишь одну неделю на даче – и все, опять не успеешь сфотографировать слётков.

Птенцов крапивники воспитывают вдвоем. Кормят их мелкими насекомыми, например, гусеницами бабочек и пилильщиков. Центр происхождения крапивниковых – Америка, сейчас их там насчитывается около 70 видов. Причем тут троглодиты, невежественные люди? – спросите вы, глянув на название крапивника. По-гречески Τρωγλοδῦται – живущий в норе или пещере. Например, я видела людей-троглодитов в горах Туниса, прямо в пещерах они соорудили себе жилище. Крапивник тоже в некотором роде «пещерное» существо – шныряет между корней кустарников, у обрывов, в то время как многие другие птицы вьют гнезда на макушках высоченных деревьев.

Чайка озерная (Larus ridibundus), семейство Чайковые (Laridae), отряд Ржанкообразные (Charadriiformes)

Black-headed Gull

Озерная чайка и белая трясогузка, 25.05.09
Озерная чайка и белая трясогузка, 25.05.09
Эта чайка крупнее голубя, но мельче серебристой чайки. Довольно обычный для Московской области вид. В Москве количество гнездящихся особей сокращается, поэтому чайка озерная занесена в Красную Книгу Москвы.

В Подмосковье крупные колонии чаек и других водных птиц можно наблюдать на Нарских прудах (по Минскому шоссе 50 км от Москвы, потом по указателю "Рыбхоз" налево до Асаково). Нарские пруды – это система из нескольких прудов, на одних много рыбаков, на других довольно тихо, и можно наблюдать за пернатыми. Здесь встречается: несколько видов куликов, гусей, уток (чернеть, крохаль, гоголь, широконоска, свиязь, шилохвость, чирок-свистунок), чаек, цапли, выпи, чомги, скопы, коршуны, луни, ремезы – птички, которые строят гнезда на тростниках в виде подвесных «варежек» с входом в месте «пальца». В брачный период озерные чайки очень нарядны – белые с шоколадной «маской» на голове. Лапки и клюв красные. Зимой голова светлеет, остаются лишь отдельные темные пятнышки. Голоса этих чаек представляют собой «хохот» и трескучее «Кьярр! Кьярр!». Питается насекомыми, грызунами, мелкой больной рыбок, то есть рыбакам эти чайки не конкуренты. В гнезде обычно три коричневато-пятнистых яйца. Зимуют на Черном и Средиземном морях, в Африке и Китае. Многие остаются зимовать в больших городах, если находят незамерзающие водоемы.

Класс Амфибии, или Земноводные (Amfibia)

Земноводных в наши краях немного, и почти все они в Красной Книге Московской области: обыкновенный тритон (Triturus vulgaris vulgaris), гребенчатый тритон (T. cristatus cristatus), краснобрюхая жерлянка (Bombina bombina), обыкновенная чесночница (Pelobates fuscus fuscus), серая жаба (Bufo bufo), зеленая жаба (B. Viridis), травяная лягушка (Rana temporaria), остромордая лягушка (R. arvalis arvalis), «зеленые» лягушки Rana ridibunda (озерная), R. lessonae (прудовая), R. esculenta (съедобная).

Отряд Бесхвостые (Anura)

Подробности

Травяная лягушка (Rana temporaria), семейство Настоящие лягушки (Ranidae)

Common Frog
Спаривание травяных лягушек, 26.04.09, МО, Наро-Фоминский р-н, д.Плесенское
Спаривание травяных лягушек, 26.04.09, МО, Наро-Фоминский р-н, д.Плесенское
Детеныш травяной лягушки на пальце, 05.08.09
Детеныш травяной лягушки на пальце, 05.08.09
Травяная лягушка – самый массовый представитель Земноводных Подмосковья.

В конце апреля интересно наблюдать за свадьбами лягушек в Подмосковье. Подойдя к оврагу 26 апреля, я услышала громкое урчание, как будто сломанный двигатель ремонтируют – это лягушки завели свои весенние свадебные песенки. Еще один признак наступления брачной поры – горло самца окрашивается в голубой цвет, а сам он светлеет, в то время как самка темнеет, становясь красноватой. Заглянула в ручей – так и есть, толпы лягушек, наверное, особей 30, а то и больше, сидели парочками в воде, на дне плавала икра, а по траве прыгали одинокие самцы, пока не нашедшие пару. Самцов, как правило, намного больше, чем самок, поэтому самцы и сидят целый день на шее у самки, чтобы она сопернику не досталась. Как видите, самка лягушки крупнее и толще самца, но это только в период размножения, когда в животе у нее много икры (от 800 до 4000 икринок).

Если в водоеме много лягушек светло-голубого окраса, то это другой вид – лягушка остромордая (Rana arvalis). В брачный период самцы остромордых лягушек приобретают приятный голубой оттенок.

Зимуют лягушки обычно на дне водоемов, среди палой листвы. Через 2-6 дней после того, как лягушки пробуждаются от зимней спячки, они устраивают свадьбы. Продолжается это около двух недель. Головастики появляются из икры через 5-25 дней (зависит от погоды), а в лягушат они превращаются где-то через 2 месяца. Свадьбы лягушки играют в 2-3 года, живут до 17 лет. Чем больше на даче лягушек, тем лучше – они едят гусениц, мух, червей, жуков.

Лягушка озерная (Rana ridibunda), семейство Настоящие лягушки (Ranidae)

Marsh Frog

Лягушка озерная, 10.05.09
Лягушка озерная, 10.05.09
Травяные лягушки обычно живут во влажных лесах, а в водоемы заходят только в брачный период. Озерные лягушки ведут другой образ жизни – они постоянно сидят в прудах и озерах, замаскировавших под зеленую тину. Озерные лягушки несколько крупнее, «объемнее» травяных. Травяные – коричневые, а озерные – зеленые. Когда самцы распевают свои песни, погрузившись под воду, наружу торчат только глаза и раздувшиеся резонаторы.

Живут озерные лягушки до 11 лет. Питаются комарами, мухами, жуками, червями.

Серая жаба (Bufo bufo), семейство Жабы (Bufonidae) Common toad

Серая жаба, 13.08.09
Серая жаба, 13.08.09

Серая жаба
Серая жаба
Детеныш серой жабы, 10.08.09, Кубинка-2
Детеныш серой жабы, 10.08.09, Кубинка-2
В августе на дачных участках можно встретить множество лягушат, а в лесу – немножко жабят. Приходится смотреть под ноги, чтобы не оборвать эту недавно зародившуюся жизнь.

Лягушки гладкие, а жабы в пупырышках. Взрослые жабы обычно не прыгают, а степенно вышагивают, ведут в основном ночной образ жизни. Это неуклюжие добродушные животные. Едят слизней, гусениц, комаров, жуков и других насекомых. Половозрелыми становятся в 3-4 года, в домашних условиях живут до 30 лет. Жабы хорошо приручаются. Пищу берет с пинцета. Самцы отличаются от самок более мелкими размерами и наличием брачных мозолей на больших пальцах передних конечностей. Они помогают им удерживаться на спине самки при спаривании. Жабы в отличие от лягушек откладывают икру парным шнуром.

Мне очень нравятся голоса жаб – нежные, мелодичные. Жабы не квакают, они блеют, булькают, стонут (самцы в брачный период) и даже воркуют (если их напугать). Зимуют жабы в земляных норах далеко от воды.

Не смотря на разговоры о ядах и бородавках, серых и зеленых жаб можно гладить и держать в руках. Пупырышки выделяют специальный секрет, который увлажняет кожу жаб. А еще он обладает бактерицидными свойствами. Кожные и околоушные железы продуцируют яд, но он не способен проникнуть через кожу человека. У человека бородавки на руках обычно появляются из-за вируса папилломы человека. Передается он от человека к человеку, жабы им не болеют. Людям со «слабым» иммунитетом приходится мыть руки несколько раз на дню, протирать дверные ручки спиртом и стараться не трогать поручни в общественном транспорте. Очень важно следить за красотой рук – любые микротравмы, даже от удаления заусениц щипчиками – «ворота» для инфекции и бородавок.

Смертельно ядовитых жаб у нас нет, а вот в Америке обитает знаменитая жаба-ага (Bufo marinus), которую позднее еще и в Австралию завезли для борьбы с гусеницами. Если потревожить жабу-агу, из ее кожи начинает сочиться яд. Он вызывает аритмию, конвульсии, в тяжелых случаях приводит к остановке сердца.

Класс Пресмыкающиеся (Reptilia)

Делится на отряды: Крокодилы (Crocodilia), Клювоголовые (Rhynchocephalia), Черепахи (Testudines), Чешуйчатые (Squamata). В Московской области встречаются только Чешуйчатые, да и то их здесь крайне мало, почти все в Красной Книге: прыткая ящерица (Lacerta agilis), живородящая ящерица (L. vivipara), веретеница ломкая (Anguis fragilis colchicus), обыкновенная медянка (Coronella austriaca), обыкновенный уж (Natrix natrix), обыкновенная гадюка (Vipera berus).

Отряд Чешуйчатые (Squamata)

Подробности

Обыкновенная гадюка (Vipera berus), семейство Гадюковые (Viperidae)

European adder

Голова ужа овальная, чешуи крупные, зрачок округлый. Голова гадюки треугольная, зрачок вертикальный. Из-за этого кажется, будто бы гадюка выглядит злой, а уж – добрым. Часто у ужей есть позади глаз желтые пятна.

В Кубинке и под Наро-Фоминском я гадюк никогда не видела, а вот под Звенигородом на болотах их много, так что весной нужно внимательно смотреть под ноги. Смертность от укуса гадюк составляет меньше 1% (осы и пчелы в этом смысле опаснее). Однако если вовремя не оказать квалифицированную помощь, возможны серьезные осложнения, особенно если укус был произведен в голову или шею.

Что делать, если укусила ядовитая змея (в наших краях это только гадюка)? Успокоиться, принять анальгин, супрастин, валериану, в первые 20 минут отсосать из ранки яд, отплевывая содержимое, обработать ранку перекисью водорода, наложить шину на конечность, обильно напоить пострадавшего водой, немедленно доставить в больницу. Нельзя накладывать жгут, делать разрезы, прижигать место укуса, пить алкоголь.

Ящерица живородящая (Lacerta vivipara), семейство Настоящие ящерицы (Lacertidae)

Viviparous lizard

Взрослая ящерица живородящая, 4.06.09
Взрослая ящерица живородящая, 4.06.09
Детеныш ящерицы живородящей, МО, Кубинка-2, 03.08.09
Детеныш ящерицы живородящей, МО, Кубинка-2, 03.08.09
Детеныши ящерицы живородящей, 15.08.08
Детеныши ящерицы живородящей, 15.08.08
Самый распространенный в области вид. В конце марта, как только солнце пригреет, эти очаровательные существа просыпаются и греются на поваленных бревнах. Окраска этого вида варьирует от светло-коричневого и зеленоватого до почти черного.

Брюхо, внутренняя поверхность бедер и основание хвоста у самцов обычно кирпично-красные или оранжевые с темными пятнышками. У самок — беловатые, кремовые, желтоватые или зеленоватые, обычно без пятен.

Ящерица – лучший друг садовода, потому что питается гусеницами, моллюсками, саранчовыми, мухами. Беременность – 70-90 дней. Малыши (от 2 до 12) появляются с конца июня. Длина их тела – до 22 мм без хвоста. Половозрелость наступает в два года.

В сентябре-октябре ящерицы уходят на зимовку в земляные норки или под кору деревьев. Живут до 5-8 лет. Каждый год я наблюдаю за ящерицами возле дома и в лесу, и мне это никогда не надоедает. Удивительно сообразительные и интересные существа. Однажды я нашла выводок ящериц (семь малышей) в дупле у основания березы и все лето наблюдала, как они растут, как охотятся на мелких личинок, как греются на солнце.

OKuvykina, очерк в работе