Минск

Минск. Дом Правительства
Увеличить
Минск. Дом Правительства

Минск — столица Белоруссии, (белорус. Мінск) на реке Свислочь, административный центр Минской области и Минского района. Расстояние до Москвы 750 км (по железной дороге, фирменный поезд 007М "Славянский экспресс" проходит это расстояние за 6 ч. 29 мин [1]). Жители города называются "минчане"

Население 1 млн 829 тыс. чел. (оценка на 1.1.2009) [2]

Площадь города 256 км2. Город делится на 9 городских районов: Заводской, Ленинский, Октябрьский, Партизанский, Первомайский, Московский, Советский, Фрунзенский, Центральный [3]

Карты города: здесь; Карта-панорама центра Минска; Исторические карты Минска XII-XX вв.; Трехмерная карта Минска; Карта автодорог Минска; Интерактивная карта Минска с маршрутами общественного транспорта

Телефонный код 8-10-375 17

Физическая география

Площадь Независимости. Костел святого Симеона и святой Елены (белоруc. Касцёл сьвятога Сымона і сьвятой Алены, Красный костел), 1897-1910 гг., арх. Томаш Пояздерский, Владислав Маркони. Во время Великой Отечественной войны фасад здания был сильно поврежден, после войны его отреставрировали, но в здании разместились киностудия "Савецкая Беларусь", а затем Дом кино. Церкви костел вернули в 1990 г.
Увеличить
Площадь Независимости. Костел святого Симеона и святой Елены (белоруc. Касцёл сьвятога Сымона і сьвятой Алены, Красный костел), 1897-1910 гг., арх. Томаш Пояздерский, Владислав Маркони. Во время Великой Отечественной войны фасад здания был сильно поврежден, после войны его отреставрировали, но в здании разместились киностудия "Савецкая Беларусь", а затем Дом кино. Церкви костел вернули в 1990 г.

Географические координаты Минска (53º51´ с.ш., 27º32´ в.д.) [4]. Исторический центр города — на правом берегу реки Свислочь, при впадении в нее Немиги], на небольшом холме. Минск расположен на юго-восточном склоне Минской возвышенности, имеющей моренное происхождение. Она образовалась во время Сожского оледенения, последнего, достигшего этой территории. В пределах города лежит часть территории двух соседних низменностей — Столбцовской (на юго-западе) и Центральноберезинской (на юго-востоке). Возле города проходит водораздел бассейнов Балтийского и Черного морей. Через Минск протекает река Свислочь, в которую в пределах городской черты впадают еще шесть небольших речек. Все они относятся к Черноморскому бассейну. Высота над уровнем моря в пределах города колеблется от 184 до 280 м, что вместе с двумя с надпойменными трассами реки Свислочь обусловливает сложный рельеф местности.

Климат умеренно-континентальный, со значительным влиянием атлантического морского воздуха. Зимы в Минске относительно мягкие, небольшие заморозки часто сменяются оттепелями, в осенне-зимний период отмечаются высокая облачность и длительные, но необильные осадки. Наиболее холодная погода наблюдается с января по февраль: в этот период случаются морозы до -25°С и ниже, которые обусловлены холодными арктическими циклонами. Устойчивость снежного покрова наблюдается с конца декабря, но в отдельные годы (примерно через каждые 20-25 лет) осадки в виде снега имеют лишь кратковременный характер, и постоянного снежного покрова в течение всей зимы не бывает. В летние месяцы преобладают теплые дни с частыми, но непродолжительными дождями. В весенний период отмечается ясная, солнечная погода, но нередки и кратковременные грозы. Для осени характерны затяжные необильные осадки. Среднегодовая температура в Минске положительная: +5,5°С, среднемесячная температура января -8,2°C, среднемесячная температура июля +19,7°C. Для климата характерны умеренные западные ветры и высокая влажность воздуха (особенно в осенне-зимний период). Характерным погодным явлением для города являются туманы, при которых уровень видимости в городе снижается до 1 км и менее [5]

История Минска

Важные ресурсы по истории Минска:

  1. Минск старый и новый
  2. Достопримечательности Минска

Средневековый Минск

Кафедральный собор Минска (Минский Свято-Духов Кафедральный собор, Свято-Духовая церковь), построен в 1633-1642 гг. как храм католического монастыря бернардинок. В 1860 г. был освящен в честь святых Мефодия и Кирилла. В 1870 г. здесь был открыт Свято-Духов мужской православный монастырь, а главный престол монастырского храма освятили в честь Сошествия Святого Духа. Монастырь существовал до 1918 гг. Собор вернули церкви в 1943 г. Пострадал во время Великой Отечественной войны, не раз реконструировался, последняя серьезная реконструкция была в 1980-х гг. В соборе находится Минский образ Божией Матери (1500 г.) и частица святых мощей великомученицы Варвары
Увеличить
Кафедральный собор Минска (Минский Свято-Духов Кафедральный собор, Свято-Духовая церковь), построен в 1633-1642 гг. как храм католического монастыря бернардинок. В 1860 г. был освящен в честь святых Мефодия и Кирилла. В 1870 г. здесь был открыт Свято-Духов мужской православный монастырь, а главный престол монастырского храма освятили в честь Сошествия Святого Духа. Монастырь существовал до 1918 гг. Собор вернули церкви в 1943 г. Пострадал во время Великой Отечественной войны, не раз реконструировался, последняя серьезная реконструкция была в 1980-х гг. В соборе находится Минский образ Божией Матери (1500 г.) и частица святых мощей великомученицы Варвары

Точная дата основания Минска неизвестна, но город по названием Меньск или Менеск [6] впервые упоминается в "Повести временных лет" под 1067 в связи с междоусобной войной, приведшей к битве между полоцким князем Всеславом Брячиславичем и сыновьями киевского князя Ярослава Мудрого.

По сведениям летописей, войско Ярославичей захватило и разрушило Меньск, который тогда находился на реке Менке в 16 км на запад от современного города [7], и направилось на Немигу. В то время название Немига относилось не только к реке, но и к детинцу, построенного в месте слияния рек Немиги и Свислочи. Позднее на него было перенесено название Менск. Битва на Немиге 3 марта 1067 была настолько жестокой и кровавой, что у противников не осталось сил ни сражаться дальше, ни догонять отступавших.

Новое опустошение Меньска произошло в 1084, когда город захвачен войсками Владимира Мономаха, но уже в начале XII в. при князе Глебе Всеславиче отстроился и стал стольным городом отдельного Минского княжества, в которое входили земли бассейнов рек Свислочи, Друти и Березины. Именно Глеб укрепил княжеский посад, так что в 1116 город смог выдержать 2-х месячную осаду. В 1146 в Минске княжил сын Глеба Всеславича — Ростислав Глебович, которому пришлось бороться с соседним Полоцким княжеством.

В конце XIII Минского княжества попало в сферу влияния литовских князей, а в первой четверти XIV вошло в состав Великого княжества Литовского. В 1441 великий князь литовский Казимир Ягеллончик включил город Минск в число городов, пользовавшихся особыми привилегиями, а приемник Казимира — Александр Ягеллончик в 1496 или 1499 дал Минску самоуправление, так называемое "магдебургское право". В XV — XVI были возведены крепостные укрепления, монастыри, ратуша и улицы, застроенные домами феодалов, купцов, богатых ремесленников. В первой половине XVI город подвергся нескольким опустошениям — нападениям сына крымского хана Мехмет-Гирея и русских войск, моровой язве. В 1569 в результате Люблинской унии Минск в составе Великого княжества Литовского вошел в Речь Посполитую.

Минск в XVII — XVIII

После войн царя Алексея Михайловича с Польшей за Малороссию в XVII, нескольких моровых поветрий и Северной войны, в начале XVIII Минск постепенно пришел в упадок. В январе 1793 город отошел к России.

Губернский город

С декабря 1796 Минск стал губернским городом, но его развитие было нарушено Отечественной войной 1812, когда с июня по ноябрь он был оккупирован войсками Наполеона. В середине XIX город превратился в крупный промышленный и транспортный центр. В 1871 Минск был соединен с центром России, Польшей, Прибалтикой и Украиной Московско-Брестской [8] и в 1873 Либаво-Роменской железными дорогами [9]. Были построены 2 депо и мастерские, водопровод (1874), появилась конка (1892), электростанция (1894), телефонная связь (1890). На этот период в городе с населением 91 тысяч человек действовало 58 фабрично-заводских предприятий.

Минск в XX веке

В ходе Первой мировой войны 1914-1918, революции 1917 и последовавшей Гражданской войны в Минске неоднократно менялась власть: советские, германские, польские войска входили в город и покидали его. 1 января 1919 был опубликован "Манифест об образовании Белорусской Советской Социалистической Республики". 5 января 1919 правительство Белорусской Советской Республики переехало в освобожденный Минск, который стал столицей республики. C 1922 Белоруссия вошла в состав Советского Союза.

К 1929 было налажено автобусное и трамвайное сообщение. В 1933 построен аэропорт [10].

28 июня 1941 в Минск вошли танки Хайнца Вильгельма Гудериана. Они вместе с пехотой положили начало оккупационному режиму, который продолжался до 3 июля 1944. После Великой Отечественной войны город был поднят из руин, фактически заново построен, и превратился в один из главных центров СССР машиностроения и высоких технологий с развитой культурой, здравоохранением, образованием, транспортом и наукой. В 1952 в городе появился троллейбус, в 1982 открылся международный аэропорт "Минск-2" [11], в 1984 — метрополитен[12].

С 1991 Минск — столица независимой Республики Беларусь.

Транспорт Минска

Железнодорожный

В здании железнодорожного вокзала Минска (белорус.Мінскі чыгуначны вакзал). Новое здание вокзала было открыто 30 декабря 2002 г.[13]
Увеличить

В здании железнодорожного вокзала Минска (белорус.Мінскі чыгуначны вакзал). Новое здание вокзала было открыто 30 декабря 2002 г.[13]

По железной дороге Минск связан со всеми крупными городами Белоруссии, Россией, Украиной и странами Европы. Через Минск из Москвы и Санкт-Петербурга следуют составы в Калининград, Варшаву, Вильнюс, Берлин и другие европейские города. В Минской области железнодорожными перевозками руководит «Минское отделение Белорусской железной дороги». Главная станция Минска - Минск-Пассажирский, где расположено современное здание Минского железнодорожного вокзала - первого образца постсоветской архитектуры Белоруссии.[14] На территории города находятся и другие станции - Минск-Восточный, Минск-Северный, Институт Культуры, Столичный, Курасовчина, Радиаторный, Масюковщина, Лебяжий, Тракторный, Степянка, Озерище.

Также на территории Минска рядом с Парком Челюскинцев функционирует Детская железная дорога им. К. С. Заслонова, которая в основном выполняет функцию образовательного учреждения профессиональной подготовки и дополнительного образования детей. При дороге работает Учебный центр юных железнодорожников. Но осуществляются и пассажирские перевозки туристов. Протяженность пути Минской Детской железной дороги - 3790 м, она включает в себя всего три станции - Заслоново, Пионерскую и Сосновый Бор, а от обычной железной дороги отличается шириной колеи, которая составляет 750 мм.[15]

Авиатранспорт

В Минске два аэропорта - "Минск-1" и "Минск-2" или Национальный аэропорт "Минск". Аэропорт "Минск-1", построенный в 1933 г., находится в черте города, в его южной части, всего в 4,5 км и в 10 минутах езды от исторического центра. Отсюда осуществляются регулярные рейсы в Калининград, Москву, Гомель. Периодически поднимается вопрос о закрытии этого аэропорта, так как он мешает городу, но в то же время есть планы по развитию услуг и расширению направлений полетов. Возможно, в скором будущем отсюда можно будет улететь без пересадок регулярными рейсами в Симферополь, Одессу, Краснодар, Воронеж, Кутаиси, Батуми и др. Аэродром «Минск-1» может принимать воздушные суда Ан-12, Як-42, Ту-134 и другие, максимальная взлетная масса которых не превышает 61 тонны, а также вертолеты. В здании аэропорта есть VIP терминал для обслуживания официальных лиц и делегаций, прилетающих на чартерных и личных самолетах.

Национальный аэропорт "Минск" ("Минск-2") - главный аэропорт не только Минска, но и всей Белоруссии. Он расположен в 42 км к востоку от Минска, был запущен в эксплуатацию в 1982 г., в 1989 г. приобрел статус международного, а в 1993 г. открылось новое здание аэровокзального комплекса с современным техническим оснащением. Взлетно-посадочная полоса длиной 3640 м и шириной 60 м позволяет принимать все типы воздушных судов с максимальной взлетной массой 365 т (в том числе и многие модели Боингов). Аэропорт "Минск" обслуживает грузопассажирские перевозки и служит базой для национальной авикомпании Белоруссии - Белавиа. Отсюда можно улететь в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, Бейрут, Баку, Астану, Ашхабад, Ереван, Тбилиси, Киев, Тель-Авив, Стамбул, Абу-Даби и практически во все столицы стран Европы. А с Минском аэропорт связан автобусным сообщением, автобусы отправляется от автовокзалов Восточный и Московский.

Междугородные и международные автобусы

В Минске три автовокзала - "Центральный", "Московский", "Восточный" и три автостанции - "Дружная", "Юго-Западная" и "Автозаводская". Автовокзал "Центральный" на Привокзальной площади с 2007 г. находится на реконструкции, новое здание планируется открыть в 2011 г., пока же рядом с железнодорожным вокзалом работает автостанция "Дружная", откуда отправляются пригородные, междугородные и международные автобусы по ряду направлений.

Автовокзал "Восточный" обслуживает пригородные, междугородные и международные рейсы по всем направлениям.

Автовокзал "Московский", запущенный в эксплуатацию в 1999 г. обслуживает междугородные и пригородные рейсы московского и витебского направлений, а также отсюда отправляются международные автобусы.

Автостанция "Юго-Западная" и автостанция "Автозаводская" обслуживают междугородные и пригородные рейсы.

Из Минска на автобусе можно уехать в Россию, Польшу, Украину, Германию, Бельгию, Францию, Латвию, Литву, Эстонию, Чехию и др. страны Европы.

Грузовые и пассажирские перевозки в Минской области обеспечивает Республиканское унитарное предприятие «Миноблавтотранс».[16], а международные маршруты в страны Европы в основном организует компания Ecolines.

Городской общественный транспорт

Минский метрополитен. Станция метро Немига (белорус. Няміга) Автозаводской линии. Открыта 31 декабря 1990 г. Станция мелкого заложения, односводчатая, имеет два выхода - ко Дворцу спорта и к Троицкому предместью
Увеличить
Минский метрополитен. Станция метро Немига (белорус. Няміга) Автозаводской линии. Открыта 31 декабря 1990 г. Станция мелкого заложения, односводчатая, имеет два выхода - ко Дворцу спорта и к Троицкому предместью

Общественный транспорт Минска представлен автобусами (на 2010 г. - 169 маршрутов), троллейбусами (на 2010 г. - 64 маршрута), трамваями (на 2010 г. - 7 маршрутов), маршрутными такси (на 2010 г. - 100 маршрутов) и метрополитеном. В часы пик перевозки осуществляют 949 автобусов, 814 троллейбусов и 107 трамвайных вагонов, а также 1066 автобусов малой вместимости (маршрутных такси) и 49 электропоездов метро. Протяженность маршрутов наземного общественного транспорта (без учета маршрутных такси) составляет 2737,42 км, из них автобусных - 1996,6 км, троллейбусных - 643,705 км, трамвайных - 97,115 км. Протяженность двух линий минского метрополитена (Московской и Автозаводской)- 30,316 км.[17] За наземные перевозки пассажиров отвечает государственное предприятие "Минсктранс", а линии метро находятся в ведении КУП "Минский метрополитен".

Автострады

Городской автобус в Минске
Увеличить

Городской автобус в Минске

Самая важная автострада, проходящая через Минск (правда, город можно объехать по объездной), - трансъевропейский автомобильный транспортный коридор II (МТК №2, участок на территории Белоруссии называется трасса М1, на территории Европы - магистраль E30, , на территории России - трасса М-1 "Беларусь"), БерлинВаршаваБрестМинскМоскваНижний Новгород. Коридор, протяженность которого по территории Белоруссии - 610 км[18], соединяет страны Европы (в частности Германию и Польшу), Белоруссию и Россию[19]. Это один из 9 основных международных транспортных коридоров Европы, Европейским Союзом ему присвоен высший приоритет среди трансъевропейский коридоров, так как по нему проходят основные торговые потоки между Западом и Востоком. [20] Данная автотрасса связывает Минск с Брестом [21]

Помимо автострады М1 через Минск проходят другие трассы республиканского значения, самые важные из них - М2, соединяющая столицу Белоруссии с национальным аэропортом "Минск", М3 Минск - Лепель - Витебск, М4 Минск - Могилев, М5 Минск - Бобруйск - Гомель, М6 Минск - Лида - Гродно, М7 Минск - Ошмяны - Вильнюс, соединяющая Беларусь с Литвой[22], Р1 Минск — Дзержинск, Р23 Минск — Микашевичи (через Слуцк и Солигорск), Р28 Минск — Молодечно — Нарочь, Р58 Минск — Калачи — Мядель. [23]

Также Минск опоясывает магистраль М9 Минская кольцевая автомобильная дорога (МКАД), протяженностью 56,2 км. Она была построена в 1956-1963 гг., а в 2001-2002 г. была реконструирована в связи с увеличением транспортной нагрузки.[24][25]

Прокат транспорта

Промышленность Минска

Площадь Победы (белорус.Пло́шча Перамо́гі, до 1958 г. Круглая площадь). Памятник-обеслиск воинам и партизанам, павшим в боях с фашистами во время Великой Отечественной войны, открыт в 1954 г., арх. Г.В. Заборский, В.А. Король, скульпторы З.И. Азгур, А.О. Бембель, А.К. Глебов, С.И. Селиханов. Высота обеслиска 38 м, увенчан орденом Победы
Увеличить
Площадь Победы (белорус.Пло́шча Перамо́гі, до 1958 г. Круглая площадь). Памятник-обеслиск воинам и партизанам, павшим в боях с фашистами во время Великой Отечественной войны, открыт в 1954 г., арх. Г.В. Заборский, В.А. Король, скульпторы З.И. Азгур, А.О. Бембель, А.К. Глебов, С.И. Селиханов. Высота обеслиска 38 м, увенчан орденом Победы

Наиболее крупные производства и предприятия:

Банки в Минске

ВУЗы

Музеи и достопримечательности

Самые старинные строения — церкви и монастыря: Кафедральный собор Иисуса, Марии и Св. Барбары (XVII в.), Женский бернардинский монастырь (1642), Мужской бернардинские монастырь (1624), Иезуитский костел (XVII - XVIII вв.), Красный костел (1908), Троицкий костел (1864), церковь Александра Невского (1898), Жилой дом (XVIII в. - дом Станислава Монюшко) и др.

Музей валунов (Парк валунов), расположенный в микрорайоне Уручье-2. Уникальный музей Белоруссии, в коллекции которого около 2000 валунов, объединенных по тематическим направлениям - «Карта Беларуси» (камнями выложены границы государства и места расположения городов), «Живительные провинции», «Петрографическая композиция», «Форма ледниковых валунов» и «Камни в жизни человека». Организация музея началась в 1976 под руководством научного сотрудника Института геохимии и геофизики НАН Беларуси Валерия Винокурова, открытие состоялось в 1985 г.
Увеличить
Музей валунов (Парк валунов), расположенный в микрорайоне Уручье-2. Уникальный музей Белоруссии, в коллекции которого около 2000 валунов, объединенных по тематическим направлениям - «Карта Беларуси» (камнями выложены границы государства и места расположения городов), «Живительные провинции», «Петрографическая композиция», «Форма ледниковых валунов» и «Камни в жизни человека». Организация музея началась в 1976 под руководством научного сотрудника Института геохимии и геофизики НАН Беларуси Валерия Винокурова, открытие состоялось в 1985 г.

Музеи Минска:

Театры, концертные залы, дворцы спорта, цирк, планетарий, зоопарк

СМИ Минска

Национальная библиотека Беларуси - символ страны, 2002-2006 гг., арх. М.К. Виноградов, В.В. Крамаренко. Строилась в том числе и на отчисления граждан Беларуси
Увеличить
Национальная библиотека Беларуси - символ страны, 2002-2006 гг., арх. М.К. Виноградов, В.В. Крамаренко. Строилась в том числе и на отчисления граждан Беларуси

Газеты и журналы

Интернет-СМИ

Радио и телевидение

Ссылки

Литература

  • Егоров Ю. Градостроительство Белоруссии. М., 1954

Избранные материалы "Вокруг Света" о Минске

Статьи

Материалы "Телеграфа"

Альманах «Полдень. XXI век»

  • История русской фантастики (автор "Старика Хоттабыча" Л.И. Лагин учился в консерватории, а затем в Институте народного хозяйства имени Карла Маркса в Минске)

Примечания

  1. Расписание поездов
  2. Данные о населении Минска, ежегодник "Беларусь в цифрах-2009"
  3. Официальный сайт Мингорисполкома
  4. Координаты международного аэропорта Минск-1
  5. Природа Минска
  6. Происхождение названия города неясно — возможно, оно происходит от небольшой речки Менки, на которой был основан Менск (этимология балтийского гидронима "мень" — маленькая). Со временем речка пересохла или затерялась в заболоченной низине к северу от Замчища (места, где стоял замок). А позже ее, возможно, переименовали в Немизу (Немигу), по имени проходившей рядом древней немизской дороги или с возникшей на ней улицы с тем же названием. Другие считают, что название города образовано от древнерусского слова "мена", "менять". Поскольку здесь на пересечении торговых путей происходил обмен товарами. Позднее, в XVII в., под влиянием польского языка слово Менск трансформировалось в современную форму — Минск

  7. Это событие, правда, не подтверждается археологией, поскольку поселение на реке Менке (так называемое Строчицкое городище) прекратило свое существование до того, как появились первые сообщения о Минске в русской летописи. Это было обширное селище, т.е. неукрепленное поселение. Сохранившиеся там валы и ров были сооружены не ранее XIV — XV вв. Нет и археологических свидетельств разрушения поселения в результате военных действий (Минск старый и новый)

  8. История создания железных дорог России
  9. История создания железных дорог России
  10. Аэропорт Минск-1
  11. Национальный аэропорт Минска
  12. Минский метрополитен; Минское метро; Схема линий
  13. О станции Минск-Пассажирский на портале Белорусской железной дороги
  14. О станции Минск-Пассажирский на портале Белорусской железной дороги
  15. Минская Детская железная дорога
  16. Транспорт в Минской области
  17. О транспорте Минска на портале Минского городского исполнительного комитета
  18. Департамент "Белавтодор" Трансъевропейские магистрали
  19. Транспортные коридоры Европы
  20. Беларусь. Трансъевропейские транспортные коридоры
  21. Подробная карта участка трассы М1 Минск-Брест
  22. Карта автодороги Минск-Вильнюс
  23. Подробная карта автодорог Белоруссии
  24. Автомобильная карта Минска
  25. Минск. Схема проезда

--Axenophontov 07:09, 5 января 2007 (MSK)

К этой странице обращались 69 782 раз(а).