Мадрид

Королевский дворец, 1738 — 1755. Арх. Филиппо Юварру, Джованни Баттиста Тьеполо, Вентура Родригес, Франческо Сабатини
Увеличить

Королевский дворец, 1738 — 1755. Арх. Филиппо Юварру, Джованни Баттиста Тьеполо, Вентура Родригес, Франческо Сабатини

Мадрид, Madrid (по-испански, произносится "мадрит") – столица и крупнейший город Испании, центр автономной области Мадрид[1], граничащей с автономными областями Кастилии и Леона и Кастилия–Ла Манча.

Мадрид является столицей с 1561 года.

В Мадриде находится правительство Испании и резиденция испанского монарха. Мэром (алькальдом) города является Альберто Луис Гальярдон.

Карта города с возможностью поиска по названию улицы

Население 3213,3 тыс. чел. (1.1.2008)Национальный институт статистики Испании, население городов и провинций на 1.1.2008

Площадь города 605,77 км².

Общие данные

Происхождение названия

Во времена мусульманских завоеваний это место получило название Маира (Mayra)[2], означающее "мать воды" (madre de agua исп.) или "поток воды" (sangradera de agua исп.), с мосарабским суффиксом "it", который является ни чем иным, как латинским суффиксом "etum" (обозначает "изобилие"). Следовательно Мадрид был местом, где изобилует Маира, а именно, вода.

Таким образом, в мусульманскую эпоху в городе было два имени, латинское Matrice, которое использовали мосарабы [3], и арабское Mayrit. Настоящее имя стало гибридом между латинским и арабским, эволюционировавшее после христианского завоевания в: Магдерит (Magderit), Маидрид (Maydrid), Маьедрид (Maiedrid).

Символ города

Символом Мадрида является медведь, тянущийся к красным плодам зеленого земляничного дерева[4]. Они окружены семью шестиконечными серебряными звездами на синем бордюре. [5]

Нет достоверной версии того, почему появился такой герб. Однако, есть поверье, что раньше на месте, где сейчас расположен Мадрид, находилась роща земляничных деревьев и водилось множество медведей.

Также есть версия, что медведь и дерево символизировали некую договоренность между гражданскими и церковными властями об использовании охотничьих угодий.

С 1967 года на мадридской площади Пэурта дель Соль (Puerta del Sol исп.) стоит статуя "Медведь и земляничное дерево" ("El Oso y el Madrodo" исп.), выполненная из бронзы и камня.

Флагом города является вышеописанный щит на малиновом фоне.

Физическая география

Географические координаты 40° 24′ с.ш. 3° 41′ з.д.[6]

Средняя высота над уровнем моря 655 метров, является самой высокой столицей Европы.

Мадрид расположен на плоскогорье Месета (Meseta исп.) на берегах реки Мансаранес (Manzanares исп.) в центральной части Испании. Всего в 10 километрах находится Холм Ангелов – географический центр Испании.

В 52 километрах к северо-западу расположена горная гряда Сьерра-де-Гуадаррама (Serra-de-Guadarrama исп.), которая защищает город от влажных северных ветров.

Климат

Климат Средиземноморский континентальный. [7]

Мадрид – самый солнечный город Европы (приблизительно 2770 часов солнца). Среднегодовая температура здесь составляет +14,6 С°.

Зима достаточно холодная по сравнению с побережьями; небольшое количество осадков в виде дождя. Средняя температура +6 С°. Иногда опускается ниже нуля, выпадает снег. Зима – самое пасмурное время года.

Весна - одно из самых приятных времен года для посещения Мадрида, хотя и выпадает самое большое количество осадков. Средняя температура +16 С°.

Лето из теплого июня со средней температурой +21 ° перетекает в жаркий, душный август с температурой +30 С°. Самые безоблачные месяцы в году: июль, август.

Осень, как и весна, очень мягкая с температурой от +20 С° в сентябре до +9 С° в ноябре.

Влажность умеренная, от 46% в июле до 74% в декабре.

За год выпадает 436 мм осадков.

Устройство города

Транспорт

Воздушный

В Мадриде 2 аэропорта.

Аэропорт Барахас (исп. Barajas) является самым большим в Испании и одним из ведущих аэропортов Европы. Из города до него можно добраться на метро по линии №8, на специальных автобусах или такси. [8]

Также сеть аэропорт Куатро Виентос (букв. Аэропорт Четырех Ветров, Cuatro Vientos исп.), предназначенный для военного использования и обучения пилотированию. Он был построен первым.


Туристический билет

Tourist Travel Pass - Созданный специально для туристов экономный абонемент двух типов:

А, действующий только на транспорт в Мадриде.

Т, действующий еще и на автобусах в регионе Мадрид и в города Гвадалахара (Guadalajara исп.) и Толедо (Toledo исп.), линиях Metro Sur, TFM (линия 12 Puerta de Arganda- Arganda del Rey), Metro Ligero (легкое метро) ML2 и ML3, и трамвай в Parla.

Продаются на 1,2,3,5,7 дней.

Стоимость от 4 до 20.8 за А-абонемент и в 2 раза дороже за Т-абонемент.


Метро

12 линий обычного метро и 3 линии легкого составляют одну из крупнейших систем метро в Европе. Метро охватывает практически весь город.

Время работы с 6:00 до 1:30.

Стоимость поездки 1 .

Официальный сайт метро Мадрида

Автобусы

Комфортабельные муниципальные автобусы компании «Эмпреса Мунисипаль де Транспортес» EMT оснащены специальными пандусами, кондиционерами, световыми табло и местами для инвалидов.

Время работы с 6 утра до 23.00 часов.

Ночью работают 12 специальных маршрутов, отходящих с площади Сибелес (Cibeles исп.), которые называются "совы" (Buho исп.).

Стоимость поездки 1 . Метробус (10 поездок на метро или в автобусе) – 6.70

Пригородные автобусы

С международного автобусного терминала Эстасьон-Сур (Estacion Sur исп.) автобусы следуют во все крупные города Испании.

Официальный сайт терминала Эстасьон-Сур

Терминал Ауто Рес (Auto Res исп.) связывает столицу с Валенсией, Эстремадурой и Андалусией.

Терминал Континэнталь Ауто (Continental Auto исп.) обслуживает северные маршруты.

Пригородные поезда

Через Мадридский вокзал Аточа (Atocha исп.) проходят 13 линий пригородных поездов, принадлежащих национальной железнодорожной компании "Ренфе" (Renfe исп.)[9].

Стоимость билета зависит от дальности пригородной поездки, но в пределах Мадрида в поездах действительны обычные билеты.

Направления: юг, восток и запад Испании – Толедо, Куэнка (Cuenca исп.), Аранхуэс (Aranjuez исп.), Алькала-де-Энарес (Alcalá de Henares исп.), Гвадалахара (Guadalajara исп.).

Здесь же базируется Пуэрта де Аточа (Puerta de Atocha исп.) – станция отправления скоростных поездов AVE в Кордову и Севилью.

Так же с этого вокзала отправляются поезда в северном направлении: Авила (Ávila исп.), Эскориал (Escorial исп.), Саламанка (Salamanca исп.), Сеговия (Segovia исп.), делая остановку на втором мадридском вокзале Чамартин (Chamartín исп.).

Подвесная дорога

На высоте 40 м от земли подвешена канатная дорога длиной в 2,5 километра. С максимальной скоростью 3,5 м/с на фуникулёре можно добраться от Пинтор Росалес (Pintor Rosales исп.) до Саса де Кампо (Casa de Campo исп.), наблюдая главные мадридские достопримечательности.

Однако следует иметь в виду, что с сентября по март дорога работает не каждый день. Точное расписание и стоимость можно узнать на официальном сайте

Стоимость проезда (в один конец/туда и обратно)

Взрослые 3.50/5.00

Дети (3-7 лет) 3.40/4.00


Автомагистрали

Все основные трассы Испании берут свое начало в Мадриде, от нулевого километра, обозначенного медной доской на тротуаре площади Пуэрта дель Соль. Ограничение по скорости: 120 км/ч.

Существует два типа автострад: бесплатные (А) и платные (R). Семь основных автомагистралей имеют радиальное направление.

Платные автомагистрали R-2, R-3, R-4 и R-5 параллельный бесплатным. Ни служат для разгрузки.

Существует также несколько окружных трасс: М-30, опоясывающая центр города, М-40, проходящая через жилые районы, М-45 и М-50.

Направления:

А-1 Аранда-де-Дуэро (Aranda de Duero) – Бургос (Burgos) – Миранда-де-Эбро (Miranda de Ebro) – Витория (Vitoria) – Сан-Себастьян (San Sebastián)

А-2 Гвадалахара (Guadalajara) – Сарагоса (Zaragoza) – Лерида (Lérida) – Барселона

А-3 Валенсия (Valencia)

А-4 Кордова – Севилья (Sevilla) – Херес (Jerez) – Кадис (Cádiz)

А- 5 Талавера де ла Рейна (Talavera de la Reina) – Навалморал де ла Мата (Navalmoral de la Mata) – Мерида (Mérida) – адахос (Badajoz) – граница с Португалией

А-6 Медина-дель-Кампо (Medina del Campo) – Бенавенте (Benavente) – Асторга (Astorga) – Понферрада (Ponferrada) – Луго (Lugo) – Ла-Корунья (La Coruña)

А-42 Толедо

Связь в Мадриде

Интернет в Мадриде есть везде. Вы можете бесплатно воспользоваться Wi-Fi на многих площадях и скверах, а также в таких общественных местах, как кафе, бары, рестораны, отели.

Код Мадрида: 34 91

112 – единая служба спасения.

Если вы не говорите по испански, то вам доступна служба помощи иностранным туристам по телефону: 902 102 112.

Locutorio – переговорные пункты, которые можно найти в центре города. Отсюда можно недорого позвонить в любой город мира. Также на улицах множество монетных телефонов-автоматов.

В Испании действует сеть стандарта GSM, но приобрести временную сим-карту для вашего телефона невозможно.


Краткий исторический очерк

Территория Мадрида была заселена еще в эпоху нижнего палеолита (около 100 тыс. лет назад).

Мусульманский Мадрид

Первое упоминание о Мадриде относится к IX в., когда Кордовский эмир Муххамед I (сын Абд ар-Рахмана II) построил крепость на холме близ реки Мансанарес(Manzanares исп.)[10] для защиты подступов к Толедо от леонцев и кастильцев (около 852-886). Тогда почти весь Иберийский полуостров был оккупирован мусульманами.

Благодаря обильному снабжению водой, близости к полям для возделывания, лесам, орашаемым землям, которые позволяли непрерывно снабжать крепость продовольствием, здесь был создан Алька́сар (Alcázar [[испанский язык|исп.], القصر‎‎ араб.‎‎, "крепость") и образовалось небольшое поселение, вместе они занмиали площадь в 17 гектар.

Со смертью халифа Альмансора в 1002 году ускорилось деление халифата Кордовы на маленькие царства, которые назывались "taifas". Это обстоятельство было использовано христианскими королевствами Леоном и Кастилией, которые имели все условия для расширения на территории ислама.

Средневековвый Мадрид

1085: Кастильский король Альфонсо VI Храбрый продолжил завоевания своего отца Фернанда I взятием Толедо, однако город подвергался нападениям альморавидов

В течении XI века была построена стена, охватывающая площадь в 33 гектара, хотя сам город занимал меньшую территорию по сравнению с сельскохозяйственными наделами

1202: король Кастилии Альфонсо VIII одобрил Мадридский Фуэрос (общий свод законов в государствах Пиренейского полуострова), который был подготовлен Городским советом с согласия короля, и в нем было закреплено местное право, которое должно было регулировать жизнь в городе. Эта юрисдикция действовала до 1346 года.

1212: после победы Альфонсо VIII в Заболоченных долинах Тулузы (1212), в Мадриде постепенно начинается расцвет городской жизни

XIV в.: в городе продолжалось динамичное развитие. Появились два новых пригородных поселения - Сан Хинес (San Ginés исп.) и Санта- Круз (Santa Cruz исп.), которые произошли из существовавших в этих местах скитов.

Разростающийся город все чаще стали посещать монархи династии Трастамара

1329: Фердинанд IV Кастильский собрал в Мадриде кортесы, сословное представительство духовенства, светской аристократии и городов, учреждённое в 1307 году.

1346: городской совет по инициативе Альфонсо XI ратифицировал возрастающую важность Мадрида в кастильской геополитике. Однако это предполагало потерю самоуправления, гарантированного мадридским фуэрос 1202 года.

XV в.: территория Мадрида начала выходить за пределы крепостных стен. В течении первой половины века участки осваиваемой земли были переданы во владение мусульман и евреев. С 1453 года ближайшие к крепостным стенам наделы, которые считались самыми ценными, уступили представителям местной олигархии.

1474: после смерти Энрике IV в Мадриде споры из-за наследования трона стали причиной гражданской войны между сторонниками Хуаны ла Бельтранеха и Изабеллы I Католической, результатом которой стали повсеместные разрушения.

1480: к этому моменту на территории города уже не осталось свободных площадей под застройку из-за резко возросшего количества горожан. Как следствие, продолжили занимать незаселенные земли за пределами города.

1520 - 1521: восстание кастильских городов, в результате которого произошло дробление земель.

1535: территория Мадрида увеличилась до 72 гектаров. К этому моменту полностью структурированной являлась только территория внутри крепости. Кузницы и скотобойни были перенесены за крепостную стену.

Мадрид - столица Испании

1561: Филипп II назначил Мадрид постоянной резиденцию королевского двора, столицей государства. Причиной такого решения стали географическое положение города в центре страны, близость к реке и лесам, удобная крепость, сильная церковь и слабая знать. Это событие становится поворотным моментом в судьбе города. К этому моменту в городе проживало уже 12700 человек.

1565: город разросся до 134 гектаров, в него перебрались не только семья короля и его свита, но и все муниципальные учреждения государства.

1580 – 1680: "Золотой Век" - так назывался этот период в связи с тем, что, начиная с правления Филиппа II, которого в то время считали самым могущественным монархом в мире, начался расцвет испанской империи, сопровождающийся появлением выдающихся представителей искусства, литературы, и театра, таких как Диего Веласкес, Лопе де Вега, Мигель Сервантес. Кроме того, Испания получала грандиозные денежные средства из своих колоний в Южной Америке, из-за чего считалась самой богатой страной в мире

1597: число жителей достигло 90 тыс. человек. Почти за 40 лет мадридское население увеличилось в 4 раза! Город стал одним из 20 самых населенных городов Европы. Самые старые городские зоны были подвергнуты перестройке и реорганизации. Возникла проблема с расселением королевских поданных. Королю пришлось реквизировать около 20% домов города для этих целей. Те, кто препятствовал обязательному поселению, были обременены специальным налогом.

1601: Совет Палаты (Consejo de la Cámara исп.) издал официальный указ о перемещении королевского двора из стремительно развивающегося Мадрида в Вальядолид (Valladolid исп.). Это решение принадлежало Герцогу Лерма (Duque de Lerma исп.), который сумел убедить в его целесообразности и короля Фелипе III. Это привело к спаду экономики Мадрида.

1606: королевский двор вновь переехал в Мадрид, так как Вальядолид оказался не слишком для него удобным местом. Правительство города договорилось о денежном даре в 250 тыс. дукатов, часть которого предназначалась Герцогу Лерма, а другая часть шла на строительство новых апартаментов для королевы в замке.

1623, 15 ноября: Филипп IV провел торжественную церемонию, заложив первый камень Мадридского собора. К началу XVII в. население города достигло 130 тыс. человек, а площадь увеличилась до 700 гектар.

1625: для проверки ввозимого в Мадрид продовольствия была построена новая стена. Поэтому размер города не изменялся в течении следующих 200 лет.

Мадрид во время правления Династии Бурбонов

XVI - XVII вв.: династия Габсбургов правила Испанией практически 2 века, начиная с 1516 года с правления Карлоса I, императора Священной Римской Империи, и закончила свое пребывание у власти после смерти Карлоса II в 1700 году.

1700: после смерти последнего из испанских Габсбургов разгорелась война за испанское наследство между Филиппом Анжуйским из династии Бурбонов и Карлом из дома Габсбургов. Мадрид дважды пережил оккупацию. К власти пришла династия Бурбонов. Под французским влиянием город претерпел положительные структурные изменения. До этого Мадрид значительно уступал таким городам Испании, как Севилья и Барселона.

1734: на Рождество сгорела главная крепость Мадрида, поэтому королевский двор был вынужден переехать в дворец Буэн Ретиро (Buen Retiro исп., букв. "Благое Уединение").

1766: жители устроили бунт на улицах города из-за запрета носить национальную испанскую одежду, принятого маркизом Скиллаче. Этот указ был создан с целью сокращения уличной преступности, так как длинные плащи горожан скрывали холодное оружие, а шляпы скрывали лица. Однако это было воспринято, как ущемление национальных интересов. Правителю Карлосу III пришлось скрыться в своей загородной резиденции.

XVIII в., конец: к территории города прибавилось еще 100 гектар, а население увеличилось до 190 тыс. человек.

1759 - 1808: во время правления Карлоса III, который считается любимым королем Испании и Карлоса IV были проведены важные реформы в области налогообложения, образования, восстановление флота, а также были возвращены многие потерянные территории

1808 - 1814: Испания и Мадрид были оккупированы войсками Наполеона. Восстание 2 мая 1808 года до сих пор отмечается в городе, как официальный праздник, несмотря на то, что было подавлено в течении нескольких дней.

XIX в., первая половина: стала периодом глубоких изменений, перехода от монархической Испании к строительству нового конституционного государства.

1809 - 1810: во время правления Хосе I Бонапарте, которого удостоили прозвищем "Король Площадей" (rey plazuelasисп.), на месте монастырей появились площади Святой Анны (Santa Ana исп.), Кортес (Cortes исп.), Мостенсес (Mostenses исп.), Сан-Мартин (San Martín исп.), Рамалес (Ramales исп.). Эти преобразования придали городу более рациональный и функциональный характер.

1833: после смерти Фердинанда VII либералы, пользуясь случаем, предоставленным руководством Марии Кристины де Бурбон (María Cristina de Borbón исп.), были готовы строить либеральное государство.

1834 - 1836: первым конституционным мэром Мадрида стал Хосе Вискаино, известный как Marqués viudo de Pontejos.

1836: в результате перепланирования города было снесено 38 из 68 существующих монастырей. В руки зарождающейся буржуазии перешло 540 поместий и собственность религиозных орденов.

1844: был принят окончательный вариант по созданию большой площади рядом с Королевским Дворцом, который требовал сноса многих близлежащих зданий.

1850: был построен оперный театр, спроектированный Антонио Лопес Агвадо (Antonio López Aguado исп.).

1860: в результате сноса построенной в XVII веке городской стены и город приобрел 3-хзональную структуру: исторический центр, зона расширения в пределах транспортного кольца и пригород.

1840: недостаток жилья, возникший как следствие того, что владельцы домов, защищенные законом о найме жилья 1842 (Ley del Inquilinato de 1842 исп.), завышали цены на аренду, делая их недосягаемыми для иммигрантов и рабочих, стремящихся в город. В 1852 дело слегка улучшил закон, благодаря которому бедное население получило возможность получить относительно доступное жилье в 2-х районах: пригород Чамбери (arrabal de Chamberí исп.) и Портилло де Эмбахадорес (Portillo de Embajadores исп.).

1846 - 1849: хозяин постоялого двора Романос предложил 2 общих плана городской реформы, которые должны были улучшить план по расширению города, предложенный в 1846 году Мерло. В план входило создание маленьких улочек, расширение и вырвнивание существующих, увеличение количества муниципальных служб. Тем временем площадь Пуэрта дель Соль превратилась в центр коммерческой, административной и финансовой деятельности, что также подтолкнуло правительство на реформу прилегающих улиц.

1851: открытие железной дороги.

1852: открытие канала Изабеллы II

1868: расширение города за счет сноса еще одной крепостной стены, которой город был окружен в течении почти 2.5 веков

XIX в., последняя четверть: население Мадрида достигло почти 500 тыс. жителей

1878: принятие закона, направленного на строительство жилых кварталов для рабочих, которые были не в состоянии оплачивать съемное жилье

1883: создание Комиссии по общественным реформам (Comisión de Reformas Sociales исп.). К концу XIX века в Мадриде наметился спад промышленности и стало заметно отставание в развитие от других европейских столиц.

1898: Испания начало войну с США за обладание Кубой, Пуэрто-Рико и Филиппинскими о-вами. Правительство отказалось от выгодных условий, предлагаемых США, и потеряло все, за что воевало.

Мадрид стал центром зарождающегося революционного движения против монархии.

1906: покушение на императора Альфонсо XIII. Начало политической борьбы, создание крупного рабочего профсоюза UGT (Union General de Trabajodores исп.). Благодаря умеренным реформам, грамотному распределению денежных средств, в стране произошел подъем экономики, а Мадрид стали называть столицей капиталов (Capital de Capital исп.).

1900 - 1910: население Мадрида увеличилось на 60 тыс. и достигло 599 тыс. 807 чел., превзойдя численность населения других европейских столиц.

1911: закон о строительстве специальных районов, ориентированных на представителей среднего класса. Первым таким районом стала Колония де ла Пренса (Colonia de la Prensa исп.), предназначенная для журналистов. Особое значение для города имело строительство широкого проспекта Гран Виа (Gran Vía исп.), соединяющего площадь Пуэрта дель Соль с Северной Станцией (Estación del Norte исп.). Проект был осуществлен архитекторами Хосе Лопес Сальяберри и Франсиско Андрес Октавио. Также были построены: в 1910 - 1918 гг. - проспект Графа Пеньяльвер в честь мэра, который предпринял его открытие; проспект Пи и Маргаль в 1922 - 1924 гг., проспект Эдуардо Дато в 1926 - 1931 гг. Повсеместно была произведена электрификация трамвайных линий и развитие узкоколеек; проведение газа, электричества и телеграфа, а также и канализации.

1914 - 1918: испанский нейтралитет в течении Первой Мировой Войны превратило Мадрид в место пересечения политических и экономических интересов. Обширное строительство архитектурных памятников превратили Мадрид в одну из крупнейших столиц Европы, площадь которой превышала уже 1200 гектаров

Мадрид во время диктатуры Мигеля Прима де Ривера, Франциско Франко

1923, 13 сентября: в Мадриде произошел государственный переворот, в результате которого была установлена диктатура генерала Мигеля Прима де Ривера (Miguel Prima de Rivera исп.), хотя официальным правителем так и оставался Альфонсо XIII. Время его правления отмечено обострением классовых и сословных противоречий, поэтому в городе нередко возникали стихийные погромы и мятежи

1927, 17 мая: королевский указ о строительстве архитектором Лопесом Отеро (Lopez Otero исп.) Университетского района (Ciudad Universitaria исп.) в северо-западной чести города на площади в 320 гектаров.

1929: к этому времени в Мадриде действовали 4 телефонных центра (Gran Vía, Jordán, Salamanca, Delicias), охватывавшие 24.800 линий, обслуживавших 33.500 устройств. Город обслуживали 44 трамвайных линии, 2 линии метрополитена с 300 станциями, 10 линий городских автобусов, 63 линии пригородных автобусов, 7 железнодорожных станций, связывающих город с множеством городков и пригородов, 2 аэропорта: военный Хетафе (Getafe исп.) и Барахас (Barajas исп.).

1930: закончено строительство проспекта Гран Виа. Парк Каса де Кампо перешел под муниципальную юрисдикцию

1936 – 1939: гражданская война в Испании. На протяжении 3-х лет при вмешательстве СССР, Германии и Италии Мадрид стал полем боя за новую власть. Линия фронта проходила практически в черте города. Несмотря на активное сопротивление, в 1939 году город пал и к власти пришел генерал Франсиско Франко, установивший свою диктатуру на 40 лет. В гражданской войне погибло почти 1 млн человек.

1940: открытие торговой биржи; Закон о подавлении масонства и коммунизма.

1941: учреждение Национальной Сети Испанских Железных дорог (RENFE, Red Nacional de Ferrocarriles Españoles исп.); создание Национального Института Промышленности.

1942: принятие Закона об обязательном медицинском страховании

1944: создание трудового кодекса

1949: ликвидация трамвайного движения в центре Мадрида.

1953: 23 театра и 133 кинотеатра.

1950: население Мадрида достигло 1,5 млн человек.

Мадрид после смерти генерала Франко до сегодняшних дней

1975, 20 ноября: смерть генерала Франциско Франко.

1947: Испания снова была объявлена королевством.

Ссылки

"Вокруг света" о Мадриде

Статьи

  • Сентябрь 1981 Отжившие призраки (демонстрации против сторонников режима Франко на улице Аточа; "дело Аточа" - расправа наемных убийц над людьми, боровшимися против фашизма; беспорядки в районе квартала Маласанья по вине Бласа Пиньяра, президента партии "новая сила"; Митинг "правых"; захват парламента правой группировкой «Альмендрос» под руководством Пиньяра)

  • Ноябрь 1983 Огни Мадрида (разговор автора о нелегкой жизни с испанцем, который вернулся в Мадрид после нескольких лет жизни в СССР, обсуждение газетной статьи о безработице среди молодежи; выступления франкистов; туристы из Англии в городе; гражданская война; американские военные базы на территории страны)

Примечания

  1. Официальный сайт автономно области Мадрид
  2. История происхождения названия на официально сайте истории Мадрида
  3. Мосарабы - христиане Пиренейского полуострова, жившие на захваченной арабами в VIII в. территории и воспринявшие арабский язык и культуру.
  4. Земляничное дерево - род вечнозеленых деревьев со съедобными плодами, похожими на землянику.
  5. глава I, раздел III и IV Церимониального регламента муниципального совета
  6. Географические координаты Мадрида
  7. Описание климата Мадрида по данным многолетних наблюдений метеостанции AEMET
  8. Официальный сайт аэропорта Барахас
  9. Официальный сайт национальной железнодорожной компании "Ренфе"
  10. . Сейчас на этом месте находится Королевский дворец (Palacio Real исп.)
К этой странице обращались 72 173 раз(а).