Ломоносов, Михаил Васильевич

Михаил Васильевич Ломоносов, портрет работы Г. Преннера. Единственное достоверное прижизненное изображение в живописи
Увеличить

Михаил Васильевич Ломоносов, портрет работы Г. Преннера. Единственное достоверное прижизненное изображение в живописи

Михаил Васильевич Ломоносов[1] (родился 19 ноября, 8-го по старому стилю 1711 в деревне Мишанинской[2], ныне село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области[3]; умер в Санкт-Петербурге 15 апреля, 4-го по старому стилю 1765 [4]) - выдающийся русский ученый, совершивший открытия во многих областях науки; поэт, создатель господствующей поныне формы поэзии на русском языке; первый русский профессор.[5] Появился на свет в семье черносошных крестьян-поморов[6] Василия Дорофеевича и Елены Ивановны[7] Ломоносовых; окончил жизнь помещиком, академиком Петербургской академии наук в генеральском звании.

Имя Ломоносова носят его родное село, город Ломоносов (Ораниенбаум) и подводный хребет на дне Северного Ледовитого океана.

Детство и юность

Основным занятием жителей Поморья была рыбная ловля и зверобойный промысел - и Михаил еще с детства на протяжении 10 лет помогал отцу в морском промысле - добыче трески и палтосины на Мурмане, а также ходил с ним к Соловецким островам на Белом море и даже в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену. Обладая пытливым умом, мальчик к 14 годам хорошо овладел грамотой и пристрастился к чтению - немало образованных людей было и на Курострове. Местный дьяк поведал Ломоносову, что "для обретения большого знания и учености требуется знать язык латинский, а этому можно было обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге". Страсть к знаниям и тяжелая обстановка в семье (отец к тому времени уже дважды овдовел и третья его жена очень враждебно относилась к пасынку) заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться. Получив паспорт 18 декабря (7 декабря по старому стилю) 1730 года, молодой помор в начале января 1731 прибыл в Москву.

Обучение

Ломоносов скрыл свое крестьянское происхождение и поступил в "Спасские школы" - так называлась в то время Славяно-греко-латинская академия. Благодаря природному уму, большому таланту и огромному трудолюбию, Ломоносов, несмотря на тяжелое материальное положение и настоятельное требование отца вернуться обратно, смог за время пребывания в академии овладеть точными и гуманитарными науками. В ноябре 1735 среди лучших учеников он отправился в Петербургскую академию наук, а в 1736 в Марбургский университет (Германия) для дальнейшего обучения горным наукам и металлургии. 3 года в Марбурге Ломоносов учился у знаменитого в то время в Европе ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа, познакомился с математическим методом, в это же время изучал химию и физику и не оставлял и своих литературных занятий. В 1739 для продолжения обучения горным наукам Ломоносов прибыл во Фрайбург к И. Ф. Генкелю. Здесь же, узнав о победе русских войск над Турцией, написал большое литературное произведение - "Оду на победу над турками и на взятие Хотина 1739 года", которая, по словам Белинского, положила начало русской литературы. Однако пребывание во Фрайбурге осложнялось нерегулярной отправкой из Петербурга средств на содержание русских студентов. Мелочная опека и слежка за перепиской со стороны Генкеля привели Ломоносова к решению вернуться на родину. Сразу сделать это ему не удалось, и он почти год скитался по Германии и Голландии. Только в июне 1741 Ломоносов прибыл в Петербургскую академию наук.

Академия наук

30-40-е года были самым неустойчивым и противоречивым временем в истории Академии, когда интересы науки приносились в жертву частным интересам людей, возглавлявшим ее. Многие видные ученые покинули Академию, а всеми делами заправлял правитель Канцелярии И. Д. Шумахер, борьба с которым, видимо, подорвала здоровье Ломоносова. Первоначально молодого ученого назначили в помощь профессору ботаники и естественной истории И. Амману для составления Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В 1742 Ломоносов получил место адъюнкта Физического класса, что открыло ему путь к самостоятельному творчеству и предоставило определенные права: участие в заседаниях Академического собрания. Ломоносов избрал главным своим занятием химию и представил в Академию проект о постройке химической лаборатории, но только через 6 лет ему удалось его осуществить. За это время в результате интриг Шумахера он был арестован и отправлен под 8-месячный арест (1743-1744), где серьезно заболел. Однако, несмотря на тяжелое материальное положение, болезнь и моральные унижения, он продолжил свои научные занятия и подготовил несколько работ, в которых развивал свои естественнонаучные и философские взгляды. Он также собрал материалы для написания "Риторики" и приступил к составлению ее первого варианта. В середине 40-х, когда Ломоносов стал известен в правительственных кругах как авторитетный эксперт по проведению серьезных аналитических исследований, он смог наконец получить звание профессора химии, представив на суд академиков диссертацию "О металлическом блеске" (1745). С упрочением материального положения Ломоносов обзавелся наконец собственным домом и участком (на набережной Мойки), где построил мозаичную лабораторию, небольшую астрономическую обсерваторию и лабораторию для химических исследований (1757). Работая в химической лаборатории, Ломоносов достиг значительных успехов в изготовлении прозрачных стекол и добился разрешения на постройку в окрестностях Ораниенбаума (совр. Ломоносов) в деревне Усть-Рудица специальной фабрики цветного стекла (1752)[8]. Несмотря на то, что слава Ломоносова как ученого и поэта росла, его материальное положение всегда оставалось тяжелым.

Педагогическая и общественная деятельность

Став адъюнктом, Ломоносов уже в 1742-1746 стал выступать с публичными лекциями по естественной истории, физике и химии, причем с 1746 - на русском языке. Он также предложил увеличить число учащихся гимназии при Академии за счет студентов семинарий, которые потом могли бы стать слушателями Университета. В 1754, опираясь на поддержку фаворита императрицы Елизаветы мецената графа И. И. Шувалова, Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, предполагая возможность поступления в университет представителей податных сословий. Глубоко продумал он и систему обучения в университете, предусматривая организацию трех факультетов (философского, юридического и медицинского) без включения богословского, настаивая на невмешательстве церковных властей в преподавание и обсуждение научных трудов профессоров и студентов. 5 мая (26 апреля по старому стилю) 1755 был открыт Московский университет. Заветным желанием Ломоносова-педагога было создание независимого от Академии наук Петербургского университета. Он разработал структуру и систему управления университета: расширил программу университетского преподавания, ввел новые предметы, а необходимым условием успешной деятельности считал автономное правление во главе с проректором, избираемым из числа профессоров. Однако его усилия оказались тщетными, и только в 1819, через 54 года после смерти ученого, состоялось открытие университета в Санкт-Петербурге.

Последние годы жизни

В 1758 Ломоносову было поручено заведование Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при Академии наук. Географический департамент занимался составлением "Атласа Российского", и Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для его составления. Другим значительным вкладом в науку можно считать сочинение Ломоносова "О сохранении и размножении российского народа" (1761), где ставился вопрос о ряде законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство. В 1760 Ломоносов был единогласно избран почетным членом Шведской академии наук. Но несмотря на то, что его научные успехи получили признание не только в России, но и за границей, положение ученого в Академии оставалось чрезвычайно тяжелым. Его смелые начинания вызвали недовольство чиновников Академии и высокопоставленных вельмож. Большие страдания приносила и обострившаяся болезнь. Поэтому в июле 1762 года Ломоносов подал прошение об отставке. Отставку приняли, но тут же отменили, и до конца жизни, несмотря на происки врагов, ученый сохранял за собой руководство Географическим департаментом.

В середине 1764 незадолго до смерти Ломоносов написал "Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей и дел с начала сего корпуса до нынешнего времени", в которой раскрыл причины неудовлетворительного состояния Петербургской академии.

Огромная научная и организационная деятельность, постоянная борьба и тяжелая болезнь истощили силы ученого, и 15 апреля (4 апреля по старому стилю) 1765, в 5 часов вечера, простившись с женой и дочерьми, Ломоносов скончался на 54-м году жизни.

По словам А. С. Пушкина, Ломоносов, "соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".

Избранные сочинения М. В. Ломоносова

Цитаты

  • Если ты что хорошее сделал с трудом, труд минется, а хорошее останется, если что худое с удовольствием, то удовольствие пройдет, а худое останется

  • Кто слова утаить не может, тот и важной тайны не удержит

  • Малый человек и на горé мал, исполин велик и в яме

  • Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова

  • Если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимется у другого[9]

  • Могущество России прирастать будет Сибирью

  • Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие

  • Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве отнимет[10]

  • За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю... Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет, стоял за них смолоду, на старости не покину

  • Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть

  • Кто достигнет старости, тот почувствует болезни от роскошей, бывших в юности, следовательно, в молодых летах должно от роскошей удаляться

  • Кто малого не может, тому и большее невозможно

  • Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит

  • Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник

  • Науки юношей питают

  • Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек

  • Неусыпный труд все препятствия преодолевает

  • Ничто не происходит без достаточного основания

  • Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением

  • Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку

  • Повелитель многих языков, язык российский не только обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе

  • Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирать материалов для разума

Ссылки

О Михаиле Васильевиче Ломоносове

Литература

  • Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). М., 1952
  • Павлова Г. Е., Федоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). М., 1988

"Вокруг света" о Михаиле Васильевиче Ломоносове

Статьи

Телепрограммы

Материалы "Телеграфа"

Вопрос-ответ

Примечания

  1. Сам себя Ломоносов называл именем Михайло.
  2. Позже, в XIX веке, она слилась с соседней деревней Денисовской, образовав село Ломоносово
  3. Ломоносово находится на большом острове Ку́ростров, расположенном на Северной Двине прямо напротив Холмогор; в начале XVIII века относилось к Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии.
  4. Ломоносов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.
  5. Первыми русскими профессорами были Михаил Ломоносов и Василий Тредиаковский.
  6. Поморы были свободными, не крепостными крестьянами, которые жили на юго-западном берегу Белого моря c XII в.
  7. Девичья фамилия Елены Ивановны - Сивкова.
  8. Самой значительной мозаикой, собранной под руководством Ломоносова, является "Полтавская баталия", украшающая ныне главную лестницу здания Академии наук в Санкт-Петербурге
  9. Это авторская формулировка закона сохранения массы, как это записано в письме Леонарду Эйлеру. Дальше Ломоносов пишет: "это всеобщий закон природы - сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т. д."
  10. Из письма М. В. Ломоносова к И. И. Шувалову, 1761

--Axenophontov 08:49, 20 декабря 2006 (MSK)

К этой странице обращались 76 179 раз(а).
Рейтинг@Mail.ru