Леонардо да Винчи

Портрет Леонардо да Винчи, предположительно работы его ученика Франческо Мельци. 1510-1512.Портрет немного поправлен самим Леонардо.Королевская библиотека в Виндзорском замке, Англия
Увеличить

Портрет Леонардо да Винчи, предположительно работы его ученика Франческо Мельци. 1510-1512.

Портрет немного поправлен самим Леонардо.

Королевская библиотека в Виндзорском замке, Англия

Леонардо да Винчи, Leonardo da Vinci (ит.), полное имя Leonardo di ser Piero da Vinci (Леонардо, сын господина Пьеро да Винчи), при жизни имя также часто писалось Lionardo в итальянских документах и Lyenard de Vince (Льенар де Вэнс) во французских (родился 15 апреля 1452 по юлианскому календарю в городке Винчи или в расположенной от него в 3 км деревне Анкьяно, Anchiano (см. карту), ныне область Тоскана, Италия; умер 2 мая 1519 по юлианскому календарю в поместье Кло (Клу, Cloux), ныне Кло-Люсе, Clos Lucé в городе Амбуаз, Amboise, департамент Эндр и Луара, регион Центр, Франция) - один из наиболее известных художников мира[1]; также один из самых талантливых людей в истории - учёный-исследователь, инженер, изобретатель, музыкант, архитектор, литератор, театральный художник-постановщик и режиссер, дизайнер одежды - добившийся во всех областях своей деятельности блестящих результатов, часто намного опережая своё время.

Биография

Детство и юность

Город Винчи. На заднем плане - колокольня церкви Санта-Кроче, где крестили новорожденного Леонардо
Увеличить

Город Винчи. На заднем плане - колокольня церкви Санта-Кроче, где крестили новорожденного Леонардо

Дом в Анкьяно, где, как принято считать, появился на свет Леонардо да Винчи
Увеличить

Дом в Анкьяно, где, как принято считать, появился на свет Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи. Вид на Монсуммано. Фрагмент. Флоренция, галерея Уффици.Самый ранний дошедший до нас образец почерка Леонардо - датировка рисунка: 5 августа 1473 года [2]
Увеличить

Леонардо да Винчи. Вид на Монсуммано. Фрагмент. Флоренция, галерея Уффици.

Самый ранний дошедший до нас образец почерка Леонардо - датировка рисунка:

5 августа 1473 года [2]

Леонардо - внебрачный сын сера Пьеро ди Антонио да Винчи.[3] Его отец был нотариусом, постоянно работавшим во Флоренции. Профессия передавалась в семье по наследству с 1339 года. Судя по записи в старой нотариальной книге, сделанной дедом Леонардо, Антонио, мальчик родился 15 апреля в 22.30: "1452. Родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля, в субботу, в три часа ночи. Получил имя Лионардо". Ночное время отсчитывалось от заката, так что "3 часа ночи" - это примерно 22.30. Мать Леонардо, Катерина, была "хорошей крови", т. е. красавицей, но из более низкого класса общества. Сер Пьеро не мог на ней жениться; возможно, он был также связан контрактом со своей будущей первой женой. Тем не менее незаконнорожденный Леонардо был как дитя любви принят в семью, а Катерину выдали замуж за друга семьи, гончара Антонио ди Пьеро Бути дель Вакка по прозвищу "Задира" (Аккатабрига, Accatabriga) из городка Кампо-Дзеппи. Аккатабрига всю жизнь находился в хороших отношениях с семейством да Винчи и в 1472 году выступил свидетелем при заключении контракта между Пьеро да Винчи и его братом Франческо, любимым дядей Леонардо.

Место рождения Леонардо на свет точно не известно. Возможно, он родился в фамильном доме в Винчи. Но по традициям того времени незаконнорожденные дети членов почтенных семейств появлялись на свет в одном из загородных владений. В случае с Леонардо это был дом в деревне Анкьяно, который считается его родным. Крещение ребёнка состоялось 16 апреля в баптистерии церкви Святого Распятия (Санта-Кроче) в Винчи. Внебрачный сын был принят в семейство да Винчи, его имя значится в фискальных документах, которые подавал властям Антонио.

Неизвестно также, с кем провёл своё детство Леонардо - с отцом или с матерью. Зигмунд Фрейд, анализируя записи Леонардо, пришёл к выводу, что в детстве ему недоставало внимания отца. Вместе с тем он всю жизнь демонстрировал уверенность в себе и сознание своего необычайного таланта - черты, нехарактерные для детей из неполной семьи.

В любом случае, он вырос в сельской местности - на ферме Аккатабриги или в поместье да Винчи. С детства у Леонардо сохранилась любовь к растениям и животным. Из любви к ним он отказался от мяса и стал вегетарианцем (не принуждая к этому своих ближних), чтобы не "жить, убивая других" и не быть "ходячим кладбищем". Леонардо носил льняную одежду, предпочитая её шёлку и коже, которые стоят жизни живым созданиям, ощущающим боль.

Все, знавшие Леонардо, отмечали его природное обаяние, великодушие и тонкость обхождения. Он вырос остроумным и осторожным. С годами осторожность перешла в скрытность. Это привело к тому, что несмотря на 10 тыс. листов записей, оставшихся от Леонардо, мы очень мало знаем о нём и его личной жизни.

Мальчиком Леонардо научился писать и считать. Вероятно, он в 10-11 лет стал посещать имевшуюся в Винчи начальную школу, scuola d'abaco. Обучение там велось на итальянском языке, латынь Леонардо осваивал самостоятельно уже в зрелом возрасте. С раннего детства он рисовал и лепил, играл на музыкальных инструментах, изучал основы некоторых ремёсел. Внебрачным детям нельзя было обучаться в университете, и систематического образования Леонардо не получил. Сам себя он называл "неграмотным", "omo sanza lettere". Писал он не только левой рукой, но справа налево и в зеркальном отражении: рукописи Леонардо да Винчи читают при помощи зеркала. Его рукописи содержат ошибки[4], сокращения собственной системы и слова тосканского диалекта; при этом отсутствуют знаки препинания, кроме редких точек.

Самый ранний дошедший до нас образец его почерка - подпись к пейзажу, изображающему холм Монсуммано в 8 км к северо-западу от Винчи. В верхнем левом углу рисунка 2 строки:

Di di santa Maria delle neve
addi 5 daggosto 1473
В день Мадонны снегов
5 августа 1473 года

Здесь зеркально написаны не только буквы, но и цифры. Редкие надписи, сделанные "как полагается", - пояснения к изображению для посторонних - написаны с усилием.

Самый образованный человек своего времени, Леонардо да Винчи, постиг все науки самоучкой. Для него "неграмотность" означала неиспорченность, свободу от чужих идей и заблуждений. Он с гордостью подписывался "Leonardo Vinci dissepolo della sperientia" - "Леонардо Винчи, ученик опыта".

Оригинальность для Леонардо была особенно важна в искусстве. В "Трактате о живописи" он писал, как после римлян живопись пришла в упадок оттого, что художники "всё время подражали один другому <...> После них пришел Джотто, флорентиец. Родившись в пустынных горах, где жили только козы и подобные животные, он, склоненный природой к такому искусству, начал рисовать на скалах движения коз, зрителем которых он был; и так начал он делать всех животных, которые ему встречались в округе: таким образом он превзошел не только мастеров своего века, но и всех за многие прошедшие столетия". [5]

Приблизительно в 1466 году отец забрал Леонардо учиться и работать в своей конторе во Флоренции напротив дворца Барджелло. Юношу стали обучать математике, в которой он показал необычайную сметливость. Его вопросы ставили учителя в тупик. Около 1467 года Леонардо стал подмастерьем флорентийского художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо, Andrea del Verrocchio - первого и единственного учителя Леонардо.

Ученик флорентийского мастера Верроккьо, около 1467 - 1472

Болонский терьер у ног ангела принадлежит, по мнению искусствоведов, кисти Леонардо.Андреа дель Верроккьо. "Товия и ангел", 1468-1470. Лондон, Национальная галерея
Увеличить

Болонский терьер у ног ангела принадлежит, по мнению искусствоведов, кисти Леонардо.

Андреа дель Верроккьо. "Товия и ангел", 1468-1470. Лондон, Национальная галерея

Золочёная медная сфера, венчающая фонарь на куполе собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, поднята и укреплена мастерами студии Верроккьо при участии молодого Леонардо да Винчи 27-30 мая 1471
Увеличить

Золочёная медная сфера, венчающая фонарь на куполе собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, поднята и укреплена мастерами студии Верроккьо при участии молодого Леонардо да Винчи 27-30 мая 1471

Согласно биографу Вазари, сер Пьеро отобрал несколько рисунков сына и "отнёс их Андреа Верроккьо, который был его лучшим другом, и настоятельно попросил ему сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Поражённый теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро <...> и тут же договорился, чтобы мальчик поступил к нему в мастерскую, что Леонардо сделал более чем охотно и стал <...> упражняться во всех областях, куда входит рисунок".[6] Во Флоренции XV века художником считался только тот, кто мог нарисовать фигуры людей объёмными. Согласно контракту, мальчиков учили рисунку, основам перспективы, принципам изображения человеческого тела и работе с красками; также учитель снабжал их бумагой и моделями. Верроккьо был лучшим рисовальщиком своего поколения и, возможно, лучшим педагогом: у него учились Перуджино и Гирландайо.

Студия, или боттега (словом bottega - "лавка", "магазин" - называли тогда художественную мастерскую широкого профиля [7]), Верроккьо располагалась на виа Гибеллина. Это было промышленное предприятие, где одновременно готовили формы для отливки колоколов, шили сбрую и отделывали сёдла, делали и обжигали керамику, изготовляли флаги и знамёна, создавали скульптуры из мрамора, дерева, бронзы и терракоты, ковали доспехи и занимались сваркой. Знакомство со всеми этими прикладными видами искусства впоследствии пригодилось Леонардо. Он овладел ювелирным делом, техникой изготовления форм, а также резьбы по камню и дереву. По свидетельству современников, Леонардо занимался скульптурой, выполняя фигуры херувимов-путти на крупных скульптурах Верроккьо, а также лепил головы стариков и женщин. [8] Научившись своими руками делать кисти, растирать краски, изготавливать глазурь и наносить позолоту, подмастерье начинал писать красками.

Верроккьо не занимался фресками,[9] в его мастерской картины писали на деревянных досках, чаще из белого тополя. Сначала контуры рисунка рисовали на большом листе бумаги, называвшемся "картон"[10], потом эти контуры накалывали тонкой иглой. Прижимая картон к доске, его присыпали толчёным углём или пемзой, и пыль проникала через дырочки, оставляя следы на грунтованной белоснежной доске.

В боттеге Леонардо учился писать яичной темперой - смесью красок с яичным желтком. [11] Она быстро сохнет и становится на несколько тонов светлее. Как декоративное дополнение к темпере использовали масляную краску, рецепт которой был незадолго до того завезен из Фламандии. [12] Масло добавляло картинам свет и блеск. Если на быстро сохнущей темпере тени изображали линиями и штриховкой, то масляные краски сохли медленнее и позволяли работать кистью, добиваясь совершенства, что было чрезвычайно важно для Леонардо. [13] Эксперименты с новой техникой стали причиной утраты и порчи многих его произведений, но позволили живописцам следующих поколений избежать роковых ошибок.

В исполнении заказов на картины Верроккьо участвовали все ученики студии. В 1470 году Леонардо были поручены детали картины "Товия и ангел". По всей видимости, именно он написал собачку, рыбу и завитки волос юноши.[14] Леонардо, выросший на природе, любил изображать животных и растения. Вазари сообщает, что он всегда держал кошек и собак. Плоды и листья он рисовал настолько тщательно, что остальные художники изумлялись, "откуда у человека может быть столько терпения".

В 1468 fabbriceria, т. е. строительный отдел главного флорентийского собора - Санта-Мария дель Фьоре - заказал мастерской Верроккьо исполнить замысел архитектора Бруннелески, который полвека назад построил здание этого собора со знаменитым куполом. Нужно было увенчать фонарь на вершине купола золочёным шаром с крестом. Такая медная сфера должна была иметь диаметр 8 футов (примерно 2 м), её вес составлял более 2 тонн. Перед мастерами встала трудная инженерная задача - сварить сферу, поднять её над куполом и припаять. В решении этой задачи участвовал молодой Леонардо. 27 мая 1471 сферу подняли на купол с помощью подъёмного крана и 3 дня приваривали пламенем, которое зажигали, нагревая металл на солнце при помощи вогнутых зеркал.

В процессе работы Леонардо ознакомился с чертежами Бруннелески, идеи которого позже вдохновили его на изобретение многих механизмов и машин. Тогда же он впервые увидел организацию работ в ходе реализации масштабного инженерного проекта.

Член флорентийского братства художников, 1472-1481

Андреа дель Верроккьо, Леонардо да Винчи. "Крещение Христа". Между 1470 и 1475. Флоренция, галерея Уффици
Увеличить

Андреа дель Верроккьо, Леонардо да Винчи. "Крещение Христа". Между 1470 и 1475.

Флоренция, галерея Уффици

1 июля 1472 Леонардо вступил во флорентийское братство художников, которое называлось Компанья ди Сан-Лука (Общество Святого Луки, покровителя живописцев), уплатив 32 сольди [15] за право членства. С этого момента он официально считался практикующим художником, "dipintore". Леонардо продолжал работу с Верроккьо уже не как ученик, а как партнер.

"Крещение Христа"

Старший брат Верроккьо, аббат общины Сан-Сальви (chiesa di San Salvi)[16] Симоне ди Чьоне помог получить заказ - образ "Крещение Христа". Верроккьо писал Христа и Иоанна Крестителя, Леонардо - коленопреклонённого ангела и пейзаж на заднем плане. Этот пейзаж сильно напоминает вид на Монсуммано (илл. см. выше).

Вазари рассказывает, что это была последняя картина Верроккьо: "Когда Андреа писал на дереве образ с изображением св. Иоанна, крестящего Христа, Леонардо сделал на нем ангела, держащего одежды, и, хотя был еще юнцом, выполнил его так, что ангел Леонардо оказался много лучше фигур Верроккьо, и это послужило причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении".

Специалисты не склонны верить этому анекдоту. Фигура измождённого Иоанна Крестителя, писанная Верроккьо с собственной скульптуры Христа, также производит глубокое впечатление. После этой картины Верроккьо создал и другие, не дошедшие до нас. Но ангел Леонардо написан уже в том стиле, который 18 лет спустя маркиза Изабелла д'Эсте назовёт "мучительно-нежным". Оценив этот стиль в начале XVI века, богатые заказчики до конца жизни Леонардо будут осаждать его требованиями повторить нечто подобное для них.

Во всяком случае, это последняя дошедшая до нас совместная работа Леонардо и его учителя. Сохранились две картины, написанные Леонардо в мастерской Верроккьо, но заказанные персонально ему: "Благовещение" и "Мадонна с гвоздикой".

Леонардо да Винчи. "Благовещение". Около 1472. Флоренция, галерея Уффици
Увеличить

Леонардо да Винчи. "Благовещение". Около 1472.

Флоренция, галерея Уффици

"Благовещение"

Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ Флоренции. Очевидна характерная для Леонардо тяга к природному ходу вещей. Благовещение празднуется 25 марта, и для создания весеннего настроения лужайка перед домом Марии усыпана цветами. В дальнейшем Леонардо будет показывать флору только в естественных условиях и в точном соответствии с сезоном, который задан сюжетом.

В отступление от канона крылья архангела - не во весь его рост, а более короткие, как у настоящей птицы. Позже неизвестный художник удлинил их краской каштанового цвета, так что через концы крыльев просвечивает первоначальный пейзаж.

Леонардо да Винчи. "Мадонна с гвоздикой". Около 1473. Мюнхен, Старая Пинакотека
Увеличить

Леонардо да Винчи. "Мадонна с гвоздикой". Около 1473.

Мюнхен, Старая Пинакотека

"Благовещение", картина 20-летнего художника, сочетает новаторские черты и лирику с цитатами и ошибками. В правой части картины есть ученические просчёты в перспективе. Так, уходящая к кипарису стена коротковата, а стоящий перед Девой аналой слишком велик. Кажется, что он ближе к зрителю, чем Мария, отчего художнику пришлось удлинить её правую руку, лежащую на книге. И тем не менее современники увидели в этой картине работу гения. Одно только великолепное изображение тканей и драпировок - отличительная черта Леонардо - вызывало восхищение большинства его коллег.

"Мадонна с гвоздикой"

Писаный на доске образ дошёл до нас в плохом состоянии, и сейчас нельзя увидеть деталей, которыми восхищались современники. Стеклянная ваза с цветами была выпотевшей, так что роса на ней казалась натуральным конденсатом, выступившим на картине. На Мадонне брошь из топаза, которую унаследуют "Мадонна Бенуа" и "Мадонна в скалах".

В мастерской Верроккьо Леонардо создал ещё несколько картин, которые пока числятся утраченными. Это картон "Адам и Ева, согрешившие в земном раю" для портьеры, изображение на которой было выткано по заказу Медичи в подарок португальскому королю Фернанду I, и "Голова Медузы", картина маслом на дереве.

Итальянские почтовые ящики в форме львиной морды произошли от ящиков для анонимных доносов, размещённых в церквях. [17] В апреле 1476 в такой ящик был брошен донос на Леонардо да Винчи
Увеличить

Итальянские почтовые ящики в форме львиной морды произошли от ящиков для анонимных доносов, размещённых в церквях. [17]

В апреле 1476 в такой ящик был брошен донос на Леонардо да Винчи

Донос на Леонардо

В начале апреля 1476 года анонимный блюститель нравственности написал донос ночной страже Флоренции [18] на 17-летнего помощника или ученика ювелира Якопо Сальтарелли. Юноша якобы оказывал интимные услуги "дюжинам мужчин", и назывались имена 4 из них: ювелир Паскуино, Леонардо, камзольщик Баччино и аристократ Торнабуони.

Во Флоренции обвиняли в гомосексуализме примерно 130 чел. в год, виновным признавали каждого пятого. Содомия как страшное преступление каралась штрафом, позорным столбом, клеймлением, ссылкой, даже сожжением на костре (чрезвычайно редко). Ночная стража была обязана арестовать обвиняемых. Они были освобождены "вплоть до судебного разбирательства" и оправданы 7 июня 1476. [19]

В наши дни большинство исследователей не сомневаются в "нетрадиционной сексуальной ориентации" Леонардо, хотя он имел также связи с женщинами. Ему удалось избежать наказания, но обвинение и предварительное заключение сильно повлияли на жизнь и дальнейшую карьеру молодого человека. Возможно, из-за слишком громкого скандала только Леонардо среди всех видных флорентийских художников не пользовался покровительством правителя Лоренцо Медичи (Лоренцо Великолепного). В характере художника усилились скрытность и подозрительность, как и его ненависть к любой несвободе или каким-то ограничениям. Скрытность оставила многие его идеи незаписанными, а записанные - неизданными. Показательно, что одним из первых изобретений Леонардо-механика стала машина для выламывания решёток из темниц, представляющая собой винт с упором и воротом. Так, в 1480 году был предложен существующий ныне способ взлома стальных дверей при помощи домкратов. [20]

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры дe Бенчи. Около 1476-1478. Вашингтон, Национальная галерея искусств
Увеличить
Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры дe Бенчи. Около 1476-1478. Вашингтон, Национальная галерея искусств
Леонардо да Винчи. "Мадонна Бенуа". Около 1478-1482. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Увеличить
Леонардо да Винчи. "Мадонна Бенуа". Около 1478-1482. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. 1481-1482 Флоренция, галерея Уффици
Увеличить
Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. 1481-1482 Флоренция, галерея Уффици

Командировка в Пистойю

Во время судебного разбирательства Верроккьо получил сразу 2 заказа на работу в Пистойе - городе в 35 км от Флоренции, с начала XV века подвластном Флорентийской Республике.[21] Мастерская должна была расписать алтарь с изображением Мадонны и святого Доната и изваять мраморный кенотаф в честь кардинала Никколо Фортагуэрри для главного городского собора (Дуомо, Duomo, или собор Сан-Дзено, San Zeno). Чтобы Леонардо мог заработать и оправиться после суда, его командировали в Пистойю. Там он руководил работой молодого Лоренцо ди Креди, расписавшего алтарь (1476-1485, это первая датированная работа ди Креди), и сделал терракотовую модель кенотафа. В Пистойе друзьями Леонардо стали местные поэты, с которыми он долго не терял связи.

Единственная сохранившаяся статуя работы Леонардо да Винчи создана в Пистойе около 1477 года. Это небольшое терракотовое изваяние ангела на пьедестале около западных врат церкви деревни Сан-Дженнаро, San Gennaro (между Луккой и Пистойей, в 11 км к востоку от Лукки).

Портрет Джиневры дe Бенчи

Джиневра де Бенчи, Ginevra de' Benci, родилась в 1457 году. Семейство банкиров Бенчи во всей Флоренции уступало в богатстве только фамилии Медичи. Отец Джиневры, Америго де Бенчи, меценат и коллекционер, был директором одного из банков Медичи. Считается, что он заказал портрет по случаю свадьбы дочери с торговцем тканями Луиджи ди Бернардо Николлини (1474). Но вероятным заказчиком мог также быть венецианский посол Бернардо Бембо, влюбленный в Джиневру. Их роман, по свидетельству современников, был платоническим, дань тогдашней моде на платоновскую философию. Джиневра считалась идеалом молодой флорентийки: красота и стихотворческий дар, соединённый со вкусом и воспитанием.

Её портрет стал первым портретом Леонардо, он писан маслом по деревянной доске. До нашего времени дошёл частично: первоначально был поясным. Можжевельник за спиной девушки обыгрывает её имя (по-итальянски можжевельник - "джинепро", ginepro). На обратной стороне доски Леонардо поместил эмблему с латинским девизом "Virtutem forma decora", "Форма украшает добродетель". Согласно близкому художнику и самой Джиневре учению Платона, внешняя красота сопутствует красоте духовной. На эмблеме ветка можжевельника - символ Джиневры - окружена венком из листьев лавра и пальмы. Это детали герба Бембо, что подчеркивает связь между ними. Бембо был послом во Флоренции с января 1475 по апрель 1476 и с июля 1478 по май 1480. После его отъезда муж Джиневры отправил свою супругу "для поправки здоровья" в деревню, где она умерла около 1520 года.

"Мадонна Бенуа", или "Мадонна с цветком"

Исследователи считают, что это одна из 2 мадонн, о которых Леонардо пишет, что начал их в 1478 году. Вероятно, они были среди первых заказов собственной студии Леонардо, открытой им в 1477. Художник отказался от сохранявшихся канонов в изображении Богоматери. Её прическа и одежда - по флорентийской моде того времени, вместо традиционного красного платья и синего плаща (так она была одета и в более ранних работах самого Леонардо). Марии 16 лет, как в Писании. Она ещё девочка и весело играет с ребёнком. А тот задумчиво сжимает в руке символ будущих мук Христа - цветок, напоминающий крест. Прежде считали, что это жасмин, но сейчас сходятся на том, что это растение семейства крестоцветных; скорее всего, луговой сердечник.

Картина стала предметом подражания младших современников Леонардо, в том числе Лоренцо ди Креди и Рафаэля. Местонахождение "Мадонны с цветком" в XVI-XVII веках неизвестно. Были сведения, что эта картина когда-то существовала. Ряд эскизов в европейских музеях явно имел к отработке её композиции: "Мадонна с кошкой" в Британском музее, "Мадонна с корзиной" в Лувре, наконец, самый близкий к итоговому художественному решению эскиз с пучком луговой травы - также в Британском музее.

В конце XVIII века "Мадонна с цветком" оказалась в Петербурге, в коллекции крупнейшего русского знатока живописи - артиллерийского генерала Алексея Ивановича Корсакова. У его наследников Мадонну приобрёл астраханский купец-рыбопромышленник Александр Петрович Сапожников; затем она досталась в приданое его внучке Марии Александровне Бенуа [22], которая выставила её на всеобщее обозрение в 1908 году при подготовке выставки картин из частных российских собраний. К 1912 году у европейских специалистов не осталось сомнений в подлинности картины. [23] Мария Бенуа пожелала, чтобы работа Леонардо осталась в России, и уступила её Императорскому Эрмитажу дешевле, чем были готовы платить европейские антиквары - за 150 тыс. рублей против 500 тыс. франков (190 тыс. руб.) в Лондоне. Благородство владелицы было оценено обществом: выплаты производились в рассрочку и продолжались после революции, когда Эрмитаж перестал быть Императорским.

Купец Сапожников, приобретя картину в 1824 году, обнаружил, что доска, на которой она написана, сгнила. Тогда же, в 1824 году, воспитанник Академии Художеств реставратор Эрмитажа Евграф Егорович Короткий перевёл "Мадонну" на холст. В процессе перевода авторским грунтом картины пришлось пожертвовать.

"Поклонение волхвов"

Леонардо да Винчи. Эскиз всадников для картины "Поклонение волхвов". Около 1481. Англия, Кембридж, Музей Фитцуильяма.

"Святой Иероним"

Леонардо да Винчи. Святой Иероним. 1480-1482. Ватикан, Пинакотека Ватикана.

Первый миланский период, 1482-1499

"Мадонна в скалах". Светотень.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483-1485. Париж, Лувр.
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1493-1499. Лондон, Национальная галерея.

Первые проекты летательных аппаратов

Автопортрет Леонардо да Винчи (1505), обнаруженный в 2008 в частной коллекции в Ачеренца[24], ныне выставлен в Музее древнего народа Лукании, Museo delle Antiche Genti di Lucania, в Вальо-Базиликата (Vaglio Basilicata). Область Базиликата, Италия
Увеличить

Автопортрет Леонардо да Винчи (1505), обнаруженный в 2008 в частной коллекции в Ачеренца[24], ныне выставлен в Музее древнего народа Лукании, Museo delle Antiche Genti di Lucania, в Вальо-Базиликата (Vaglio Basilicata). Область Базиликата, Италия

Леонардо да Винчи. Человек, приводящий в действие вертикальный орнитоптер. 1487-1490. Париж, Библиотека Французского института. Записная книжка B, лист 80.

Размышления об идеальном городе

Леонардо да Винчи. Наброски строений идеального города. 1487. Париж, Библиотека Французского института. Записная книжка B, лист 36.

"Мадонна Литта"

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1480-1489. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

"Портрет музыканта"

Леонардо да Винчи. Портрет музыканта. Около 1488-1490. Милан, Амвросианская Пинакотека.

"Дама с горностаем"

Леонардо да Винчи. "Дама с горностаем" (портрет Чечилии Галлерани). Около 1488-1490. Краков, Народный музей, Коллекция Чарторыйских.

Леонардо да Винчи. Рисунок, известный как "Витрувианский человек", или "Homo ad circulum". 1490. Венеция, Галерея Академии.

Леонардо да Винчи. Пять гротескных голов. Рисунок, около 1494 г. Англия, Виндзорский замок, Королевская библиотека, RL 12495r.

Дружба с математиком и бухгалтером Лукой Пачоли

Якопо Барбари. Портрет фра Луки Пачоли. 1495. Неаполь, музей Каподимонте
Увеличить

Якопо Барбари. Портрет фра Луки Пачоли. 1495. Неаполь, музей Каподимонте

 Многогранник-ромбокубооктаэдр, на 26 гранях которого построены пирамиды. Иллюстрация Леонардо да Винчи к книге "Божественная пропорция", около 1498
Увеличить

Многогранник-ромбокубооктаэдр, на 26 гранях которого построены пирамиды. Иллюстрация Леонардо да Винчи к книге "Божественная пропорция", около 1498

В конце 1495 года в Милан по приглашению Лодовико Моро прибыл монах-францисканец Лука Пачоли, известный как математик и теоретик бухгалтерского учёта. Оставив работу бухгалтера, он стал бродячим учёным, читая лекции в разных городах Италии. В 1494 году вышла его 600-страничная энциклопедия "Сумма арифметики, геометрии и пропорций" ("Summa de arithmetica, geometria e proporzione"). Именно она изображена на портрете работы Якопо Барбари. За спиной Пачоли стоит юный герцог Урбинский Гвидобальдо да Монтефельтро, которому посвящена книга. Фра Лука рисует модель многогранника для своей книги "Божественная пропорция". В рисовании моделей он и сошёлся с Леонардо, который страстно желал изучить математику для расчётов в своих проектах. В "Атлантическом кодексе" есть его заметка: "Научиться у мессера Луки, как умножать квадратные корни". Не вся математика далась Леонардо: он так и не сумел научиться решать квадратные уравнения. Все предложенные им математические законы природных процессов - линейные.

Единственные рисунки Леонардо, опубликованные при его жизни массовым тиражом, как раз и есть иллюстрации, сделанные к труду Луки Пачоли "Божественная пропорция". Леонардо нарисовал 60 правильных многогранников и других геометрических тел, о которых шла речь в тексте. Книга была окончена 14 декабря 1498 года, рукописная копия была подарена Лодовико Моро и его зятю Галеаццо Сансеверино, покровителю математиков, инженеров и актёров. В посвящении к изданию 1509 года Лука Пачоли писал, что иллюстрации выполнены "самым достойным художником, мастером перспективы, архитектором и обладателем всех достоинств Леонардо да Винчи Флорентийцем в городе Милане, где мы работали во славу великого герцога этого города, Лодовико Мария Сфорца, в годы его здравия с 1496 по 1499".

Тайная вечеря

"Тайная вечеря", роспись базилики Санта-Мария-делле-Грацие, 1495-1497.

В Мантуе, Венеции и Флоренции, 1500-1502

Леонардо да Винчи. Портрет Изабеллы д'Эсте. Около 1499-1500. Париж, Лувр.

Работа для Чезаре Борджиа, 1502-1503

Леонардо да Винчи. Набросок будущего моста через залив Золотой Рог в Стамбуле. 1503 г. Париж, Библиотека Французского института. Записная книжка L, лист 29.

Флоренция, 1503-1506

Леонардо да Винчи. Эскиз головы воина, сделанный для фрески "Битва при Ангиари". Около 1504 г. Будапешт, Музей изобразительных искусств.
Копия, сделанная предположительно в 1603 году Питером Паулем Рубенсом с фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари", написанной в 1504-1505 гг. на стене Зала Совета в Палаццо Синьории, Флоренция. Центральная часть фрески: "Бой за знамя". Париж, Лувр.

Второй миланский период, 1506-1513

Леонардо да Винчи. Так называемый Веймарский лист - рисунок с гипотезой о механизме действия зрительного нерва. Около 1506-1508. Графическое собрание Шлоссмузеума, Веймар, Германия.

Рим, 1513-1516

Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. Около 1515-1517. Париж, Лувр.

Во Франции, 1516-1519

Леонардо да Винчи. Эскиз костюма бедного узника для празднества при французском дворе. 1518. Англия, Виндзорский замок, Королевская библиотека.

Судьба наследия Леонардо

Цитаты

Леонардо да Винчи. Так называемый Туринский автопортрет, около 1517-1518.Из-за влажности в бумаге вступили в реакцию соли железа, она покрылась "лисьими пятнами" - бурыми крапинками ржавчины.Турин, Королевская библиотека
Увеличить

Леонардо да Винчи. Так называемый Туринский автопортрет, около 1517-1518.

Из-за влажности в бумаге вступили в реакцию соли железа, она покрылась "лисьими пятнами" - бурыми крапинками ржавчины.

Турин, Королевская библиотека

  • Жалок тот ученик, который не превзошёл своего учителя. [25]

  • Наука - капитан, практика - солдаты. [26]

  • Истина - единственная дочь времени. [27]

  • Когда в споре оперируют ссылками на авторитеты, то задействуют не ум, а скорее память. [28]

  • Кто боится опасности, тот от неё и погибает. [29]

  • Желающий разбогатеть в течение одного дня будет повешен в течение одного года. [30]

  • Кто мало думает, тот много ошибается. [31]

  • Я думаю сначала провести опыт, а потом найти доказательства, почему этот опыт должен пройти именно так. И это верное правило, которому приходится следовать наблюдателям природных явлений. [32]

  • Движение - причина любой жизни. [33]

  • Никакой процесс нельзя провести быстрей и проще, чем он проходит в природе. [34]

  • Порицай своего друга наедине и хвали на людях. [35]

  • Кто других обижает, тот себя не бережёт. [36]

  • Совета спрашивай у того, кто охотно признает свои ошибки. [37]

  • Проще спорить в начале дела, чем в конце. [38]

  • Если ты будешь один, ты будешь целиком принадлежать самому себе. [39]

  • Мелкая причина порождает крупные развалины. [40]

  • Живопись - это наука и законная дочь природы, потому что она порождена самой природой. [41]

  • Кто не ценит жизни, тот её не заслуживает. [42]

  • Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь. [43]

  • Если хорошо проведённый день - это день, который ты проспал в своей постели, то хорошо прожитая жизнь - это когда ты умираешь в своей постели. [44]

  • Когда я думал, что учусь жить, я учился умирать. [45]

Произведения Леонардо да Винчи в музеях мира

Картины

"Профиль молодой невесты". Пастель, пергамент. Милан, 1480-1490.Этот рисунок в 1998 был куплен анонимным швейцарским коллекционером на аукционе "Кристи" как "работа неизвестного немецкого мастера конца XV века" за 21850 долларов. В 2008 цифровые технологии позволили установить, что это работа Леонардо, частично реставрированная в XIX веке
Увеличить

"Профиль молодой невесты". Пастель, пергамент. Милан, 1480-1490.

Этот рисунок в 1998 был куплен анонимным швейцарским коллекционером на аукционе "Кристи" как "работа неизвестного немецкого мастера конца XV века" за 21850 долларов. В 2008 цифровые технологии позволили установить, что это работа Леонардо, частично реставрированная в XIX веке

Графика

Записные книжки

Сочинения

Набросок карты Европы, сделанный Леонардо примерно в 1493 году. Великое Княжество Московское обозначено как "Россия", Rossia."Атлантический кодекс", стр. 1006 об.
Увеличить

Набросок карты Европы, сделанный Леонардо примерно в 1493 году. Великое Княжество Московское обозначено как "Россия", Rossia.

"Атлантический кодекс", стр. 1006 об.

В оригинале

В переводе

Ссылки

Литература

Картина-"обманка", нарисованная Леонардо на странице собственной рукописи около 1487-1490.Париж, Библиотека Французского института. Записная книжка B, лист 23
Увеличить

Картина-"обманка", нарисованная Леонардо на странице собственной рукописи около 1487-1490.

Париж, Библиотека Французского института. Записная книжка B, лист 23

Биографии

Вклад Леонардо в науку и технику

Художественная литература

"Вокруг света" о Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи. Этюд головы девушки. Около 1475-1480. Флоренция, галерея Уффици
Увеличить
Леонардо да Винчи. Этюд головы девушки. Около 1475-1480. Флоренция, галерея Уффици

Статьи

Материалы "Телеграфа"

Около 1508 года Леонардо первым правильно объяснил, почему растущая Луна вечером видна целиком и почему её большая часть пепельного цвета. Дело в том, что эта часть Луны вечером освещена светом, отражённым от Земли. Леонардо показал, что Луна вообще не светит сама, как думали прежде."Некоторые полагали, что Луна имеет некоторое количество собственного света. Такое мнение ложно, ибо они основывали его на той светлоте, которая видна между рогами растущей Луны... Такая светлота порождается в это время от нашего Океана и внутренних морей, которые освещаются уже зашедшим Солнцем". ("Лестерский кодекс", стр. 752-753)
Увеличить

Около 1508 года Леонардо первым правильно объяснил, почему растущая Луна вечером видна целиком и почему её большая часть пепельного цвета. Дело в том, что эта часть Луны вечером освещена светом, отражённым от Земли. Леонардо показал, что Луна вообще не светит сама, как думали прежде.

"Некоторые полагали, что Луна имеет некоторое количество собственного света. Такое мнение ложно, ибо они основывали его на той светлоте, которая видна между рогами растущей Луны... Такая светлота порождается в это время от нашего Океана и внутренних морей, которые освещаются уже зашедшим Солнцем". ("Лестерский кодекс", стр. 752-753)

Телепрограммы

Новости "Вокруг света"

Мост в Норвегии, построенный в 2001 году по эскизу Леонардо да Винчи
Увеличить
Мост в Норвегии, построенный в 2001 году по эскизу Леонардо да Винчи

Путеводители "Вокруг света"

Примечания

Леонардо да Винчи. Старик и эскизы водяных течений. Предположительно нарисовано на вилле в Ваприо, 1512. Королевская библиотека, Виндзорский замок, Англия
Увеличить
Леонардо да Винчи. Старик и эскизы водяных течений. Предположительно нарисовано на вилле в Ваприо, 1512.

Королевская библиотека, Виндзорский замок, Англия

На фреске "Афинская школа" Рафаэль Санти придал Платону черты Леонардо да Винчи. 1509-1510. Музеи Ватикана, Станца делла Сеньятура
Увеличить

На фреске "Афинская школа" Рафаэль Санти придал Платону черты Леонардо да Винчи. 1509-1510.

Музеи Ватикана, Станца делла Сеньятура

"Тайная вечеря". Фреска, написанная в 1495-1497 гг. Леонардо вместе с мастерами его студии на стене базилики Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, после реставрации 2000 года
Увеличить

"Тайная вечеря". Фреска, написанная в 1495-1497 гг. Леонардо вместе с мастерами его студии на стене базилики Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, после реставрации 2000 года

  1. "Вокруг света": данные социологов об известности разных живописцев
  2. Пейзаж, нарисованный 5.8.1473, целиком
  3. Словом "сер", ser уважительно называли нотариусов.
  4. Немало ошибок и в арифметических вычислениях Леонардо.
  5. "Трактат о живописи", 483. С. А. 141 r.
  6. Предположительно именно Леонардо послужил моделью для выполненной по заказу Пьеро Медичи скульптуры "Давид" - одного из лучших произведений Верроккьо (около 1466, сейчас в галерее Уффици).
  7. Сходство студии-боттеги с лавкой усиливалось тем, что работы и обслуживание клиентов происходили на первом этаже, а на втором жили хозяин и его подмастерья.
  8. Скульптуры Леонардо не дошли до нашего времени, либо их авторство невозможно доказать.
  9. Фрески во Флоренции 1460-х гг. писали мастера студии Гирландайо.
  10. "Картон" - от итальянского cartone - "большой лист бумаги".
  11. Для иллюстрации рукописей использовали темперу не на желтке, а на белке.
  12. Изобретение масляных красок приписывают фламандцу Яну ван Эйку. Вазари пишет, что в Италии маслом начали писать сначала в Неаполе, затем в Урбино и Венеции, и только потом - во Флоренции.
  13. В дальнейшем Леонардо разовьёт технику работы маслом до прежде недосягаемых высот вместе со своим однокашником Перуджино, который передаст секреты масляной живописи Рафаэлю.
  14. Исследования показывают, что они выполнены левой рукой.
  15. На 32 сольди можно было купить 10 кг телятины.
  16. В наши дни в церкви находится Музей фрески "Тайная вечеря" Андреа дель Сарто.
  17. Во Флоренции ящики для доносов назывались tamburi - "барабаны", позже по всей стране они получили прозвище "bocca della verità" - "уста истины".
  18. Ночная стража, Уффициали ди Нотте, Ufficiali di Notte - организация, которая блюла нравы монастырей и граждан Флоренции. Существовала с 1432 по 1502 гг., боролась с проституцией и однополой любовью.
  19. В архиве Ночной стражи сохранилась нотариально заверенная копия доноса, на которой стоит пометка: "absolute cum conditione ut retamburentur" - "отпущены при условии, что явятся по первому требованию".
  20. Изображения "машин для открывания темниц изнутри" можно видеть на листах 1094, 394, 394 об., 32, 9 "Атлантического кодекса".
  21. Пистойя ближе к Винчи, чем Флоренция, по другую сторону хребта Монте-Альбано.
  22. Газета "Волга" о семье Сапожниковых и браке Марии Александровны Сапожниковой и Леонтия Бенуа
  23. О. Г. Махо. Леонардо да Винчи. "Мадонна с цветком". Санкт-Петербург, Издательство Государственного Эрмитажа, 2007.
  24. Breve Nota sugli Studi Eseguiti
  25. Tristo è quel discepolo che non avanza il suo maestro. Aforismi, запись в "Кодексе Форстера" MS, лист 66.
  26. La scienza è il capitano, e la pratica sono i soldati. Aforismi; из "Кодекса Форстера", кн. III.
  27. La verità sola fu figliola del tempo. ("Записная книжка M", стр. 83) Это перефразировка высказывания античного автора Авла Геллия. Но у древнего было сказано, что "истина - дочь времени" (Temporis filia veritas (лат.) - Аттические ночи. XII.11), а у Леонардо она "единственная дочь".
  28. Chi disputa allegando l'autorità, non adopra lo 'ngegno, ma più tosto la memoria. ("Атлантический кодекс", стр. 76)
  29. Chi teme i pericoli non perisce per quegli.
  30. Chi vol essere ricco in un dì è impiccato in un anno.
  31. Chi poco pensa molto erra. ("Записная книжка H", стр. 119)
  32. ...perché mia intenzione è allegare prima l’esperienza, e poi colla ragione dimostrare perché tale esperienza è costretta in tal modo ad operare. E questa è la vera regola, come gli speculatori delli effetti naturali hanno a procedere... (Леонардо о философии науки)
  33. Il moto è causa d'ogni vita. "Записная книжка H", стр. 846
  34. Принцип "Ogni azion naturale è generata dalla natura nel più brieve modo che trovar si possa" предвосхищает третий закон Коммонера "Природа знает лучше". Есть у Леонардо также более лаконичный вариант: "Nessuna azione naturale si po' abreviare." - "Никакое действие природы не сократить" ("Кодекс Арундел", стр. 9).
  35. Reprendi l'amico tuo in segreto e laldalo in paleso. ("Записная книжка H", стр. 16)
  36. Chi altri offende, sé non sicura.
  37. Dimanda consiglio a chi ben si corregge.
  38. Più facilmente si contasta al principio che alla fine.
  39. ...se tu sarai solo, tu sarai tutto tuo "Трактат о живописи", 48
  40. Di lieve cosa nascesi gran ruina.
  41. Pittura... è scienza e legittima figlia di natura, perché la pittura è partorita da essa natura...
  42. Chi non stima la vita, non la merita. ("Записная книжка I", стр. 15)
  43. La vita bene spesa longa è. ("Кодекс Тривулицио", 34)
  44. Sì come una giornata bene spesa dà lieto dormire, così una vita bene usata dà lieto morire. ("Кодекс Тривулицио", 32)
  45. Quando io crederò imparare a vivere, e io imparerò a morire.
К этой странице обращались 163 000 раз(а).
Рейтинг@Mail.ru