Кусково

Большой дворец Шереметевых и другие здания Почётного двора усадьбы "Кусково" на берегу Большого пруда.
Увеличить

Большой дворец Шереметевых и другие здания Почётного двора усадьбы "Кусково" на берегу Большого пруда.

Кусково – усадьба графов Шереметевых на востоке современной Москвы, сохранившаяся практически без изменений со второй половины XVIII века. В 1932 в усадьбу переведён Государственный музей керамики.

В прошлом – роскошная летняя резиденция Петра Борисовича Шереметева, предназначенная для пышных приемов и многолюдных театрализованных празднеств. Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750-1770-е годы. Жемчужиной Кусково можно назвать Дворец, расположенный на берегу Большого пруда. Вместе с Церковью и Колокольней, а также Кухонным флигелем, он образует ансамбль Почетного двора. Со стороны противоположного фасада к Дворцу примыкает садово-парковый комплекс – ныне единственный в Москве французский регулярный парк. Главную ось парка задаёт газон-партер, обильно украшенный скульптурой, который замыкает Большая каменная оранжерея. По обеим сторонам партера среди аллей разбросаны разнообразные сооружения: Эрмитаж, Грот, Итальянский домик, Голландский домик и др. Экспозиция музея керамики находится в здании оранжереи.

Церковь

Голландский домик - центр «голландского» участка в западной части парка.
Увеличить

Голландский домик - центр «голландского» участка в западной части парка.

Домовая церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, или церковь Спаса Всемилостимого – первое каменное сооружение ансамбля Кусково, построена в 1737-39 гг. В соответствии с принципами барокко была украшена статуями на крыше основного объёма (не сохранились) и фигурами апостолов в нишах 8-гранного барабана. Венчающий купол крест поддерживает фигура ангела с раскинутыми крыльями (реконструкция 1983 г., алюминий, литьё). Подлинное украшение храма - двухъярусное 18-свечное паникадило высотою около 3 м с фигурами серафимов. Стоящую рядом деревянную колокольню в стиле классицизма пристроили в 1792 г. крепостные архитекторы Алексей Миронов и Григорий Дикушин. На колокольне 8 колоколов, реконструированных в 1992 г. по образцам XIX в. Церковь действующая, перед богослужением звонят колокола.

Голландский домик

Построен в 1749-51 гг. по проекту неизвестного архитектора, имеет характерный ступенчатый фронтон и расстекловку окон. В интерьерах использована облицовка голландской керамической плиткой. На первом этаже в помещении кухни на мелких плитках изображены сценки из голландского быта, а в респектабельном зале-гостиной на втором этаже плитки крупные, орнаментные, напоминающие дорогие ковры. Тогда как в Голландии отделка плиткой применялась скупо, в Кусково стены покрыты плитками сплошь от пола до потолка.

Итальянский домик

Находится в восточной части парка на северном берегу Итальянского пруда, строго симметрично Голландскому домику. Это центр «итальянского» уголка, перед ним разбит миниатюрный итальянский сад со ступенчатой террасой, фонтанами и мраморными статуями. Построен в 1754-55 гг. архитектором Юрием Кологривовым с участием Фёдора Аргунова, плафоны написал крепостной художник Пётр Красовский. В здании соединились элементы западно-европейского рококо и раннего классицизма. Первый этаж домика низкий, сумеречный, а на втором - залы с итальянской мебелью и картинами. До наших дней сохранились отделка парадного зала и деревянная резная лестница. Больший из залов второго этажа имеет выход в лоджию и интересен наборным паркетом, а также плафоном с изображением Дианы.

Грот

Грот в Кусково увенчан шпилем в форме струи фонтана.
Увеличить
Грот в Кусково увенчан шпилем в форме струи фонтана.

Укрытие от летнего зноя на западном берегу Итальянского прудика. Построено в формах зрелого европейского барокко в 1755-1761 крепостным архитектором Федором Аргуновым. Скульптурное убранство фасадов принадлежит Михаилу Зимину. Сложный ракушечный интерьер, создающий образ морского дна, исполнил мастер "гротического дела" Иоганн Фохт по аналогии с "ракушечным залом" Нового дворца Фридриха II в Потсдаме. Грот олицетворяет стихию камня и воды. Рёбра купола сделаны из белого лужёного железа и имитируют струящийся фонтан. Изнутри в главном зале стены расписаны под мраморовидный камень, а в боковых кабинетах отделаны разнообразными раковинами, перламутром и камнями с берегов Средиземного моря. В экспозиции грота - картины из ракушек и керамика на "водные" темы.

Большая каменная оранжерея

Оранжерея построена в 1761-62 предположительно Фёдором Аргуновым. Это протяжённое здание, центральная часть которого есть самая высокая точка регулярного парка. Двухэтажная оранжерея имеет трёхчастное деление с восьмигранной танцевальной залой в центре и застеклёнными галереями, ведущими в зимний сад. В танцевальной зале на уровне второго этажа отведён внутренний балкон для музыкантов.

Павильон "Эрмитаж"

Построен в 1765-67 гг. Карлом Бланком в формах раннего классицизма. Центрическое здание Эрмитажа, служившее местом для уединённых бесед, находится в стороне от главного партера парка. Постройка замыкает перспективу 8 парковых аллей, со стороны каждой из 4 диагональных аллей видна высокая ротонда-башенка. Ощущение слитности Эрмитажа с окружающим парком усилено балконами второго этажа. В центре второго этажа находился стол с подъёмным механизмом, который сервировался внизу и поднимался вверх к гостям, так чтобы прислуга не нарушала их уединения. По легенде, Екатерина II позаимствовала идею этого механизма для своего дворца в Царском Селе.

Большой Дворец

Пандус Большого дворца
Увеличить
Пандус Большого дворца

Центр архитектурного ансамбля Кусково, расположенный на берегу Большого пруда. Сооружён в 1769-75 гг. под руководством Карла Бланка по французскому проекту (вероятно, Шарля де Вайи) в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Построен целиком из дерева, за исключением каменного цоколя, окрашен в цвет "утренней зари". С самого начала Дворец предназначался только для приёма гостей, что определило его внутреннюю обстановку, дошедшую до нас в подлинном виде. Парадные залы Дворца расположены в его западной половине, открытой для посещений. Помещения образуют анфиладу: после входа через Парадные сени следуют прихожая-гостиная, Шпалерная, Малиновая гостиная, Парадная спальня, затем кабинет-конторочка, прихожая с лестницами и антресолями, диванная, кабинет редкостей и библиотека, повседневная опочивальня, картинная. Заключает ансамбль танцевальный зал. В убранстве интерьеров используются живописные плафоны, гобелены, резьба, наборный паркет и мебель, изразцовые печи. Интерьер украшают картины второстепенных европейских художников XVI-XVIII вв., среди которых выделяются портрет Екатерины II кисти Рокотова и портреты наследника (будущего Павла I) с женой работы Левицкого. Дворец не отапливается, при влажности воздуха более 80% закрыт для посещения.

Американская оранжерея

Находится в северной стороне парка к востоку от Большой каменной оранжереи. Оригинальная постройка не дошла до наших дней, на её месте сейчас находится современная реконструкция. Оранжерея входила в структуру усадьбы наряду с парадными зданиями и служила для разведения экзотических растений. Здесь находится основная экспозиция музея керамики, представляющая русский и европейский фарфор XVIII-XX вв.

Швейцарский домик

Позднейшая постройка дворцово-паркового комплекса, датируемая 1860-70 гг. Её создатель – "дворцовый архитектор" Николай Леонтьевич Бенуа. Первый этаж с резным крыльцом и маленькими окнами построен из характерного для Швейцарии мелкого кирпича. Второй этаж – деревянный, обильно украшенный резьбой, с балконами и двускатной крышей.

Ссылки

"Вокруг света" о Кускове

Путеводители

К этой странице обращались 16 336 раз(а).