Кирилл (Константин Философ)

Образ Святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. По канону текст на странице в руках Кирилла принято писать кириллицей
Увеличить

Образ Святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. По канону текст на странице в руках Кирилла принято писать кириллицей

Кирилл, Κύριλλος (греч.), Кюрилъ (старославянск.) - имя в монашестве, принятом за 50 дней до смерти; в миру носил имя Константин, Κωνσταντίνος (греч.), Костянтинъ (старославянск.); за любовь к размышлению получил прозвание Философ. Родился в 827 в Солуни, ныне Салоники, Греция; умер 14 февраля 869 в Риме. Православный миссионер, создатель первого славянского алфавита. Вместе со своим старшим братом Мефодием перевел на славянский язык богослужебные книги. Имя Кирилла увековечено в названии одного из современных алфавитов - кириллицы.

Причислен к лику святых и католической церковью, и православной церковью - как Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский, то есть Святой, подобно апостолу принесший веру целому народу, в данном случае славянам.

Образование и преподавательская деятельность Константина

Константин родился в семье друнгария - полкового командира. С детства отличался отличной памятью, красотой и способностью к языкам. Кроме родного греческого с малых лет владел славянским языком. Отец Константина друнгарий Лев умер, когда мальчику было 12 лет. Его взял на воспитание государственный канцлер Феоктист, опекун малолетнего императора Михаила III. Вместе с императором Константин обучался во дворцовом училище Магнаура в Константинополе. Полученное там образование можно сравнить с университетским. Училище окончил на 22-м году жизни, но отказался от выгодного брака с крестной дочерью канцлера и карьеры на государственной службе.

Чтобы оставить Константина при себе, Феоктист назначил его библиотекарем храма Святой Софии (это было единственное предложение, на которое молодой человек согласился), для чего было необходимо принять сан священника. Константин всю жизнь прожил в безбрачии, но до начала миссионерской деятельности своего прихода не имел. Административные обязанности главного библиотекаря настолько утомили его, что он скрылся в монастыре на берегу Мраморного моря. Его разыскали через полгода, и предложили читать курс философии в родном училище.

Константин проявил себя в дискуссиях с иконоборцами и в 852 получил ответственное задание - был отправлен в Багдад для диспута с самыми учёными мусульманскими богословами. Не дав себя убедить, муллы отдали должное учености Константина. Они устроили ему экзамен по всем наукам; во всех дисциплинах его познания превосходили познания самих экзаменаторов. На вопрос: "Откуда ты все это знаешь?" он отвечал, что арабы просто не так давно знакомы с науками и потому их поражает человек, получивший систематическое образование в Греции - на родине наук. «Один человек,— говорил он,— доставши немного морской воды, носил ее везде с собою и всем говорил: «Посмотрите, вот вода, которой нет ни у кого, кроме меня». Но встретил он один раз жителя морского берега; и этот сказал на его хвастанья: «Не сошёл ли ты с ума, что носишься, как с дивом каким, с бутылкой протухлой воды? У нас целое море этой твоей воды». Так-то и вы - немного усвоили себе просвещение и думаете, что имеете право гордиться; но все науки заимствованы вами у нас». Однако по возвращении продолжать работу преподавателя Константин не смог по причине разногласий с ректором училища, Львом Философом - завистником и скрытым иконоборцем, не терпевшим рядом с собой восходящую звезду. 10 лет Константин прожил у своего брата Мефодия в монастыре на горе Олимп.

Миссионер и создатель азбуки

В 862 году император дал Константину новое поручение - отправиться к союзнику Византийской империи хазарскому кагану для участия в диспуте. В этом путешествии его сопровождал Мефодий, который с тех пор не расставался с братом. Повелитель Хазарского каганата отличался веротерпимостью. Важные сановники при дворе могли исповедовать и ислам, и иудаизм, и христианство. Но у христиан, в основном греков, не было подготовленного богослова, который мог бы на равных спорить с раввинами и муллами. По дороге к хазарам Константин побывал в Крыму, произвел там археологические раскопки и обнаружил захоронение Святого Климента, третьего папы римского. Эту находку он позже использует для того, чтобы добиться личной встречи с действующим римским папой, когда направится в Рим сопровождать мощи.

Константин произвел самое благоприятное впечатление при дворе кагана, но эффект не был закреплен. Через 6 лет в надежде на военную помощь Хивы хазарская держава перешла в ислам, что, впрочем, ее не спасло от разгрома дружинами киевского князя Святослава.

Другой славянский князь, глава Моравского княжества (на территории современных Венгрии и Словакии) Ростислав обратился к императору с просьбой прислать образованных священников. Моравцы к тому времени уже приняли крещение, только служба велась на латинском языке. Просьба Ростислава диктовалась политическими мотивами - он желал заменить немецких священников на греческих, причем с ведома и одобрения римского папы, у которого с немецким духовенством были свои счеты. Император выбрал для этой миссии Константина потому, что он из Солуни и хорошо говорит по-славянски. Никто не поручал Кириллу придумывать славянскую азбуку. Он предпринял это на свой страх и риск, желая, чтобы славяне понимали, о чем их молитвы: "...когда молюсь на незнакомом языке, то дух мой молится, а разум мой остается бесплодным".

Надпись на глаголице, высеченная на стене собора Вознесения Девы Марии в Загребе. Воспроизводит текст надписи на плите, найденной на острове Крк. Это самый старый текст, в котором встречается слово "хорват"
Увеличить

Надпись на глаголице, высеченная на стене собора Вознесения Девы Марии в Загребе. Воспроизводит текст надписи на плите, найденной на острове Крк. Это самый старый текст, в котором встречается слово "хорват"

В 863 Кирилл предложил глаголицу, все буквы которой были оригинальны. Придуманная позже на основе греческого алфавита кириллица названа в честь человека, давшего славянским народам собственную письменность. Именно в Болгарии, на родине кириллицы, празднование дня славянской письменности проходит с наибольшим размахом, и 24 мая (день памяти святых Кирилла и Мефодия) в этой стране праздничный нерабочий день.

За 3 с половиной года службы Константина и его славянских учеников на славянском языке имели такой успех, что завистливое немецкое духовенство стало жаловаться высшим иерархам католической церкви. Константин с трудом прорвался в Рим для объяснений, используя как повод сопровождение мощей Святого Климента. Он сумел добиться одобрения своей деятельности со стороны лично римского папы, и в соборе Святого Петра состоялась служба на славянском. Путешествия, непосильный труд и постоянная борьба подорвали здоровье Константина. Он почувствовал, что ему не суждено уехать из Рима, и принял схиму под именем Кирилл. Его похоронили в церкви Святого Климента, мощи которого он обнаружил и доставил. В XIX веке, в годы первой римской республики, останки Кирилла были извлечены из подземелья базилики Святого Климента и на время затерялись. Часть его мощей монахи-доминиканцы обнаружили в 1960-е годы; захоронение было возобновлено.

Ссылки

"Вокруг света" о Кирилле

Статьи

Телепрограммы

Материалы "Телеграфа"

К этой странице обращались 19 585 раз(а).