Еврипид

Еврипид. Мраморный бюст работы неизвестного скульптора, римская копия греческого оригинала 330 года до н.э. Музеи Ватикана, Рим
Увеличить
Еврипид. Мраморный бюст работы неизвестного скульптора, римская копия греческого оригинала 330 года до н.э. Музеи Ватикана, Рим

Еврипид, Эврипид, Εύριπίδης (греч.), Euripides (англ.), родился 27 сентября 480 года до н.э. или 485 до н.э. на Саламине[1]; умер в 406 году до н.э. в македонской Пелле [2]) — древнегреческий драматург, последний из трех великих афинских трагиков, младший современник Эсхила и Софокла, "философ на сцене"[3].

Жизнь и творчество

Происхождение

Согласно легенде, Еврипид родился 27 сентября 480 до н.э. — в день победы греков над персами в решающем морском сражении Греко-персидских войн у острова Саламин, где его родители, как и другие афиняне, нашли себе убежище. Однако такая датировка вызывает сомнения, потому что свидетельствует о намерении античных критиков связать всех 3 трагиков с Саламинской победой. Более вероятной датой рождения Еврипида следует считать 485 до н.э.: именно этот год отмечен в заслуживающей большего доверия Паросской хронике (Marmor Parium)[4]. Из античного жизнеописания Еврипида известно, что его родителями были Мнесарх, или Мнесархид, и Клито, занимавшаяся продажей трав на рынке. Но и эта традиция внушает сомнения, так как опирается на "факты" из комедий Аристофана, афинского комедиографа, пародировавшего и высмеивавшего Еврипида[5]. Из других античных свидетельств известно, что Еврипид некоторое время служил при храме Аполлона Зостерия[6], а следовательно, принадлежал к знатному и обеспеченному афинскому роду[7].

Образование и драматургия

Еврипид получил прекрасное образование, посещая лекции Анаксагора и Протагора, обладал богатейшей библиотекой и был другом знаменитых философов — Сократа, Архелая и Продика. Никакого видимого участия в общественно-политической жизни Афин Еврипид не принимал, что, однако, не мешало ему отликаться на самые острые вопросы современности: большая часть пьес драматурга была написана в период тяжелейшей Пелопонесской войны (431 до н.э. — 404 до н.э.). Впрочем, первоначально Еврипид готовился стать профессиональным атлетом, некоторое время занимался рисованием, но в возрасте 25 лет посвятил себя драматургии, поставив трагедию "Пелиады" (455 до н.э.) на празднике, посвященному Дионису. До конца своей жизни Еврипид написал около 90 пьес: 18 дошли до нас полностью, остальные сохранились во фрагментах[8]. Самая ранняя из его достоверно датируемых трагедий, "Алкеста", относится к 438 году до н.э.. Остальные 17 пьес написаны в промежутке между 431 до н.э. и 406 до н.э.: "Медея" — 431 до н.э., "Гераклиды" — около 430 до н.э., "Ипполит" — 428 до н.э., "Киклоп", "Гекуба", "Геракл", "Просительницы" — между 424 до н.э. и 418 до н.э., "Троянки" — 415 до н.э., "Электра" — около 413 до н.э., "Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена" — около 412 до н.э., "Андромаха" и "Финикиянки" — около 411 до н.э., "Орест" — 408 до н.э., "Ифигения в Авлиде" — 407 до н.э., "Вакханки" — 406 до н.э.[9] Сюжеты драм взяты из разных мифологических циклов, причем 9 из них связаны с историей Троянской войны. В течение жизни Еврипид 5 раз участвовал в поэтических состязаниях, но только 3 раза получил первую награду при жизни[10], а 2 раза уже после смерти ("Вакханки", "Ифигения в Авлиде")[11].

Последние годы

Неблагоприятная обстановка, сложившаяся для Еврипида в Афинах, вынудила драматурга покинуть родной город в 408 до н.э., и после недолгого пребывания в фессалийской Магнесии[12] он принял приглашение македонского царя Архелая. В Пелле Еврипид написал 2 трагедии — "Архелай" в честь легендарного Темена, мифического предка своего покровителя, основателя Теменидской династии и первой македонской столицы Эг, а также — "Вакханок". В Македонии Еврипид и умер в возрасте 74 лет в 406 до н.э.[13] В том же году Софокл, незадолго до своей смерти, почтил память Еврипида в проагоне[14] перед праздником Дионисий в Афинах. Афиняне почтили память Еврипида, поставив ему пустую гробницу (кенотаф)[15].

Политические и нравственные аспекты творчества Еврипида

Произведения Еврипида отражают противоречивые общественные настроения в Афинах эпохи Пелопонесской войны. В нескольких трагедиях драматурга сделаны довольно резкие выпады по отношению к противникам Афин. Так, в "Андромахе" в самом неприглядном свете выставлен царь Спарты Менелай и его жена Елена с дочерью Гермионой, которые, вероломно нарушив слово, не останавливаются перед тем, чтобы убить ребенка Андромахи, рожденного ею от сына Ахилла Неоптолема. Речи Андромахи, посылающей проклятия на голову спартанцев, несомненно, выражали негативное отношение самого автора и его современников к Спарте. Всем была известна жестокость спартанцев к пленным и к порабощенным илотам. В "Оресте" спартанцы также изображены жестокими и вероломными людьми. Так, отец Клитемнестры Тиндар требует казни Ореста за убийство им матери, хотя известно, что Орест совершил это преступление по воле бога Аполлона. Отвратителен в своей подлости и трусости и Менелай. Когда Орест напоминает ему о помощи его отца Агамемнона в войне против Трои и просит оказать поддержку, то Менелай отвечает, что не имеет силы для борьбы с жителями Аргоса и может действовать лишь хитростью[16]. В "Просительницах" в заявлении Иолая от лица Гераклидов, что они никогда не должны поднимать оружие против афинян как своих спасителей, также очевидно прослеживаются обвинения действий Спарты и Аргоса в первые годы Пелопонесской войны. В той же пьесе изображаются родственники воинов, павших под стенами Фив по время братоубийственной войны между Этеоклом и Полиником. Фиванцы не разрешают семьям убитых взять трупы для погребения, и тогда родственники обращаются за помощью к Афинам. В этом видна прямая аллюзия на события после битвы при Делии в 424 до н.э., когда после победы над афинянами фиванцы отказались выдать для погребения трупы убитых воинов. Для Еврипида этот поступок является нарушением общепризнанного нравственного закона.

В эпоху непрекращающихся войн Еврипид рассмотрел вопросы войны и мира сквозь призму мифологических сюжетов. Трагедия "Гекуба" пронизана антивоенными настроениями, в ней изображены безмерные страдания побежденных, ни в чем не повинных жен, матерей и детей. После взятия Трои ахейцы уводят в плен родственников царя Приама, и Еврипид восхищается величием духа троянок. Гордая дочь ГекубыПоликсена, предпочитает умереть, чем жить в рабстве[17]. "Троянки" также посвящены войне греков с троянцами, но традиционная мифологическая трактовка изменена автором, и вместо восхваления подвигов ахейцев они изображены жестокими людьми, бесчеловечно обращающимися с пленными троянками. Посланец сообщает семье Приама, что жена царя Гекуба станет рабыней Одиссея, ее старшая дочь Кассандра — наложницей Агамемнона, младшую дочь Поликсену принесут в жертву на могиле Ахилла, жену Гектора Андромаху отдадут в наложницы сыну Ахилла Неоптолему. Победители убивают и сына Андромахи, хотя ребенок ни в чем не виноват перед греками[18]. Еврипид осуждает захватническую войну, полагая, что правда на стороне троянцев, защищавших свою родину, тогда как греки пошли войной на Трою из-за развратной Елены, которая, увлекшись красотой и сказочными богатствами Париса, сама бросилась в его объятия. Вполне возможно, что трагедия "Троянки", поставленная перед народом Афин в 415 до н.э., была предупреждением против затеянного Алкивиадом похода в Сицилию, обернувшегося в 413 до н.э. чудовищной катастрофой, когда бо́льшая часть афинян попала в плен и была продана в рабство, а стратеги Никий и Демосфен были казнены.

Еврипид допускал войну только как средство обороны и защиты справедливости. В "Просительницах" Тесей, выразитель взглядов поэта, ведет войну против фиванцев лишь до тех пор, пока не наносит им поражения, но останавливает свое войско, когда оно уже могло ворваться в побежденный город. И в "Гераклидах" афиняне настаивают на освобождении взятого в плен Эврисфея, в противоположность Алкмене, олицетворяющей спартанскую жестокость. Надо знать, говорит поэт, что победа не приносит прочного счастья. "Безумен тот из смертных, кто разоряет города, храмы и могилы, святыни умерших: предав их опустошению, впоследствии он сам погибнет", — такое предупреждение делает Посейдон в начале "Троянок".

Патриот Афин Еврипид воспевал самопожертвование граждан ради спасения родного города. Так, в трагедии "Гераклиды" дочь Геракла, юная Макария, жертвует собой, чтобы спасти родной город и своих братьев и сестер. В "Финикиянках" Менекей, сын Креонта, узнав, что для победы родины над врагами требуется принесение его в жертву, без колебаний, тайно от отца, отдает свою жизнь. Самопожертвование является основным мотивом трагедии "Ифигения в Авлиде", где героиня добровольно отдает себя в жертву ради блага Греции. В недошедшей до нас трагедии "Эрехтей" мать принесла в жертву свою дочь для спасения Афин.

В некоторых трагедиях Еврипид под видом событий мифологического прошлого показывал благородные деяния афинского государства, всегда готового встать на защиту попранной справедливости. Так, некогда Афины вступились за детей Геракла ("Гераклиды"), добились воздания погребальных почестей погибшим участникам похода семерых против Фив ("Просительницы").

Идеальное государственное устройство для Еврипида — это демократия, о чем свидетельствует одна из сцен в "Просительницах", где Тесей принимает под свое покровительство жен и матерей павших под Фивами воинов. Когда из этого города в Афины является посол для переговоров, то драматург вводит в пьесу спор на тему о наилучшем государственном устройстве[19]. Фиванский посол доказывает непригодность демократии в виду того, что власть принадлежит толпе, которой заправляют ловкие демагоги. Тесей в ответ на это разоблачает гнусность тирании, прославляет свободу и равенство, царящие в демократическом государстве.

Основой афинской демократии Еврипид считал средние социальные слои мелких собственников и ремесленников. Тип такого гражданина, живущего плодами своего труда, показан в образе крестьянина, фиктивного мужа Электры. Сама Электра отмечает его высокое благородство, а Орест, познакомившись с ним, размышляет о несоответствии, которое наблюдается в натурах людей. Сын благородного отца оказывается негодным, а человек из бедного и ничтожного рода — благородным. Поэтому выше надо ценить не происхождение, а нравственные свойства людей ("Электра", 367-398). Внешнее положение не изменит нравственных качеств: негодный всегда останется негодным, но никакое несчастье никогда не совратит благородного. Немалое значение в этом имеет и воспитание ("Гекуба", 595-602).

В то же время Еврипид понимал опасность влияния на афинское общество демагогии, считая ее благодатной почвой для возникновения тирании. В "Оресте" выписан образ оратора — наглого крикуна, который, как полагали уже античные критики, был списан с кого-то из современных Еврипиду демагогов, может быть с Клеофонта. Подобным же демагогом драматург неоднократно представлял и Одиссея ("Гекуба", 130-131, 254-257; "Троянки", 277-291; "Ифигения в Авлиде", 525-527).

Национальное и мировое значение Еврипида

Когда насмешки комедиографов с течением времени потеряли свою актуальность, а драмы Эсхила и Софокла утратили новизну, трагедии Еврипида по своему духу оказались удивительно современны грекам уже IV до н.э., прочно войдя в золотой фонд классической греческой литературы[20]. С эпохи эллинизма творчество Еврипида приобрело еще бо́льшую популярность и широко распространилось по всему античному миру. Понимание души человека, оригинальность сюжета, интересное видение интриги, простота языка и изящество разговорной речи были близки и понятны и ценителям высокого искусства, и обычным людям. Пьесы так трогали публику, что даже тиран Александр Ферский, спокойно закапывавший своих врагов живьем в землю, заплакал на спектакле "Троянок" [21], а жители Абдер[22], по рассказу Лукиана, после постановки "Андромеды" пришли в такое лихорадочное состояние, что буквально помешались на трагедии. Все они были бледны и худы, и произносили ямбы и громко кричали, чаще всего исполняя монологи из Еврипидовой "Андромеды". Такое состояние продолжалось с ними долгое время, пока не началась зима и наступивший сильный холод не прекратил их бред.[23].

Для критиков и грамматиков Александрии простота языка Еврипида была не столь интересна, зато они с увлечением изучали вариации сюжетов известных мифов и пытались избавить тексты пьес от позднейших интерполяций. Афинский ученый Филохор, известный своим сочинением по истории Аттики, написал одну из первых биографий Еврипида, а Дикеарх и Каллимах систематизировали корпус сочинений трагика. Еврипид также стал довольно рано известен и в Риме: уже первый римский просветитель Ливий Андроник, переводивший греческую поэзию на латынь, в первую очередь стремился познакомить римскую публику с трагедиями Еврипида. Творчески перерабатывали драмы Еврипида видные римские поэты — Энний, Овидий, Сенека.

После перерыва в эпоху Средневековья интерес к Еврипиду вновь возник в период Возрождения и классицизма. Трагедии Еврипида оказали влияние на Корнеля, Расина и Вольтера. Античного драматурга высоко ценили Гёте и Шиллер. Увлекались Еврипидом и романтики Тик, Байрон, Шелли, Теннисон. В России драмам Еврипида подражали (например, "Андромаха" Петра Катенина), а также переводили отдельные его произведения. Главная заслуга в переводе драм Еврипида на русский язык принадлежит Иннокентию Анненскому[24]

Цитаты

  • Жизнь как театр; в ней часто весьма дурные люди занимают лучшие места
  • Кого боги хотят наказать, того лишают разума
  • Большая армия всегда в беспорядке
  • Храбрости учат, как учат ребенка говорить
  • Ты женщина. И если ты могла быть честною не реже, чем нечестной, считай себя счастливой
  • Не верь женщине, даже если она говорит правду
  • Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с невзгодами жизни
  • Звание свободного человека дороже всего
  • Бог войны не любит нерешительных
  • Молчание — знак согласия
  • Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою
  • Истинное мужество — осторожность
  • Кто знает, эта жизнь не есть ли смерть, и смерть не есть ли то, что жизнь для смертных
  • Существует ли более сильное и более мучительное страдание, чем бегство из родной страны?
  • От малой искры до пожара людей язык доводит...
  • Невоздержанный язык — худшее из зол
  • О Зевс! Зачем ты дал людям верные признаки отличить настоящее золото от поддельного, тогда как у человека нет на теле ни одной приметы, по которой можно было бы узнать мерзавца
  • От подношений и боги становятся сговорчивыми
  • Когда двое говорят и один из них сердится — тот, кто уступает, — умнее
  • От дара подлых рук добра не жди
  • У истинных друзей все общее
  • Лишь ласковый имеет дар пленять
  • Прекрасно сказано, что в споре двух сторон суд обе стороны обязан выслушать
  • Как нельзя порицать за невольный проступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние
  • Безумен тот из смертных, кто разоряет города, храмы и могилы, святыни умерших: предав их опустошению, впоследствии он сам погибнет

Сочинения

Ссылки

Русскоязычные ресурсы

Зарубежные ресурсы

Литература

  • Анненский И. Ф. Художественная обработка мифа об Оресте, убийце матери в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида // ЖМНП, № 7-8, 1900
  • Беляев Д. Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. Казань, 1878
  • Денисов Я. А. Эврипид и его значение в истории греческой трагедии. Харьков, 1901
  • Толстой И. И. Трагедия Еврипида "Елена" и начало греческого романа // Статьи о фольклоре. М.-Л., 1966.
  • Croally N. T. Euripidean Polemic: The Trojan Women and the Function of Tragedy. Cambridge, 1994
  • Kovacs D. Euripidea. Leiden, 1994
  • Murray G. Euripides and his age. Oxford, 1965
  • Segal Ch. Dionysiac Poetics and Euripides' Bacchae. Princeton, 1982
  • Sommerstein A. H. Greek Drama and Dramatists. N.Y., 2002
  • Webster T. B. L. The Tragedies of Euripides. L., 1967
  • Zunst G. The political plays of Euripides. Manchester, 1955

"Вокруг света" об Еврипиде

Статьи

Телепрограммы

Примечания

  1. Остров Саламин расположен в Сароническом заливе в 2 км от порта Пирей и в 16 км к западу от Афин
  2. Пелла стала новой столицей Македонии в начале IV до н.э. (после переноса столицы из Эг) и находилась на берегу озера Лудиас, соединявшегося с Фермейским заливом.
  3. Такой титул дали Еврипиду древние критики (Афиней. Пир софистов. IV, 48; XIII, 11).
  4. Паросский мрамор — плита с надписью, найденная на греческом острове Парос, содержащая погодную хронику политической, религиозной и культурной истории Греции начиная с царствования первого мифического царя Афин Кекропа (1580 до н.э.) и до 263 до н.э. Сохранилось 2 больших фрагмента Паросского мрамора — в музее Пароса и в музее Эшмолеан в Оксфорде.
  5. Аристофан. Ахарняне, 478; Женщины на празднике Фесмофорий, 387
  6. Согласно Павсанию (Описание Эллады. I, 31, 1) на мысу Зостер находились жертвенники Аполлона, Артемиды, Латоны и Афины. Зостер находится на западном побережье Аттики, на полпути между Пиреем и Сунием. Название Зостер — в переводе "пояс", было дано этой местности или вследствие того, что мыс просто напоминал по форме пояс, или же потому, что это имя также относилось к Афине Воительнице (зостер — воинский пояс, закрывавший брюшную и паховую области тела).
  7. На должности служителей при храмах, а тем более жрецов, в демократических полисах, подобных Афинам, избирались лица, обладавшие достаточными материальными средствами к жизни, чтобы не добывать себе пропитание каким-либо ремеслом: Латышев В. В. Очерк греческих древностей
  8. Всего 92 пьесы, включая 8 сатировских драм. Считается, что 75 — 80 из них являются подлинными и нам известны их названия; собрание фрагментов в издании А. Наука "Euripidis Tragoediae" (Lipsiae, 1869-1891) насчитывает 1117 номеров: отрывки № 842-1091 из неизвестных пьес; № 1-841 относятся к пропавшим пьесам, названия которых нам известны, — "Андромеда", "Антиопа", "Беллерофонт", "Кресфонт", "Эрехтей", "Эдип", "Фаэтон", "Телеф".
  9. Одно из этих произведений — сатировская драма "Киклоп"; 19-я трагедия "Рес", как сейчас полагают, ошибочно приписана Еврипиду.
  10. Первая награда в 441 до н.э. (трилогия, в которую входила драма "Ипполит")
  11. Эти 2 трагедии поставлены в 405 до н.э.
  12. Магнесия — в юго-восточной части Фессалии, в центральной Греции
  13. Недостоверная традиция сообщает, что Еврипид, как мифический Актеон, был растерзан собаками. По другой, такой же вымышленной версии, трагика растерзали разгневанные женщины.
  14. Проагон — предварительное состязание перед театральными представлениями в честь праздника Великих Дионисий проходило после 444 до н.э. в специально построенном для этого Одеоне: Маринович Л. П. Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология
  15. Гробница Еврипида находилась на пути из Пирея в Афины. (Павсаний. Описание Эллады, I, 2,2)
  16. Здесь Орест восклицает: "Ты ничто как царь, а сердцем трус негодный. Друзей в беде покинув, ты бежишь".
  17. Умирая, не унижаясь перед врагами, он говорит матери: "Родная... успокойся... Не надо унижаться"
  18. Труп ребенка приносят обезумевшей от горя бабке Гекубе, оплакивающей своих близких: "Что поэт напишет на твоем надгробном камне? "Аргивянами мальчик сей убит из страха" — стих, постыдный для Эллады"
  19. Вопрос о лучшем государственном устройстве относился к числу наиболее популярных тем рассуждений у древних греков. См.: Геродот. История. III, 80-82 (cпор 3 персов о государственном устройстве); Аристотель. Политика. VI, 9.
  20. В одной комедии греческого драматурга Филемона какой-то поклонник Еврипида восклицал: "Если бы мертвые имели сознание, я повесился бы, чтобы увидеть Еврипида".
  21. Плутарх. Пелопид, 29. (Сравнительные жизнеописания)
  22. Абдеры — древнегреческий город во Фракии, в устье Неста, впадающего в Эгейское море
  23. Лукиан. Как следует писать историю, 1-2.
  24. Еврипид. Трагедии: в 2 т. Перевод Иннокентия Анненского / РАН; Изд. подгот. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо. М.: Ладомир, "Наука", 1999. (Литературные памятники); М. Л. Гаспаров. Еврипид Иннокентия Анненского; Анненский, кроме того, написал еще несколько подражаний, развивая сюжеты не дошедших до нас трагедий.

--Axenophontov 08:30, 26 октября 2007 (MSD)

К этой странице обращались 42 774 раз(а).