Гус, Ян

Ян Гус. Неизвестный художник XVI века
Увеличить
Ян Гус. Неизвестный художник XVI века

Ян Гус, Jan Hus (чеш.), Ioannes Hus или Hussus (лат.), John Huss (англ.) (родился, предположительно, в 1369 в селе Гусинец в 5 км от города Прахатице, Чешское королевство, ныне город Гусинец в Южно-Чешской области Чехии; погиб на костре 6 июля 1415 в Констанце, Германия, ныне федеральная земля Баден) — проповедник, философ, реформатор и борец за права чешского народа. Римско-католическая церковь назвала его учение еретическим, и Гус был заживо сожжен. Казнь Гуса положила начало гуситским войнам.

Пять столетий спустя, 17 декабря 1999, на международном симпозиуме в Ватикане, римский папа Иоанн Павел II выразил глубокое сожаление по поводу мученической смерти Гуса и отдал дань уважения величию его духа. [1] На симпозиуме создали "гуситскую комиссию" во главе с кардиналом Милославом Влком. Вопрос о реабилитации проповедника не ставился, но комиссия высказала мысль, что "надо переписать историю заново без эмоций" и "учение Гуса может стать мостом между разобщенными христианскими церквями". [2]

Детство и юность Гуса

Ян Гус родился в селе Гусинец на юге страны, недалеко от баварской границы. День его рождения, а также год не определены с полной достоверностью. Но год рождения Гуса вычисляют, зная год его поступления в Пражский университет, хотя в XIV и XV веках на университетских скамьях и в низших классах рядом с мальчиками часто сидели бородатые юноши. Как бы то ни было, принято считать, что Гус родился в 1369 году.

Сведения о детстве и отрочестве Гуса довольно скудны. Настоящее имя его "Ян из Гусинца" еще школьными товарищами было сокращено до Гуса, а Гус по-чешски означает, как и по-русски, "гусь". Так школьное прозвище Гуса вошло в историю.

Честь быть родиной великого реформатора оспаривают два чешских поселка — Гусинец у Праги и Гусинец у Прахатице, где сохранился дом проповедника.[3]

Ян Гус. Раскрашенная гравюра на дереве, между 1530 и 1540
Увеличить
Ян Гус. Раскрашенная гравюра на дереве, между 1530 и 1540

О родителях Гуса известно только, что у них было еще несколько сыновей. В очень раннем возрасте Гуса отправили в Прагу учиться. В столице он жил, как и все тогдашние небогатые школьники, добывая себе пропитание пением и прислуживанием в храмах. В сочинениях Гуса сохранились отрывочные замечания об этом периоде жизни: "Когда я был голодным мальчуганом, я делал из хлеба ложечки, которыми ел горох до тех пор, пока наконец не съедал и ложки". Очень рано Гус стал помышлять о карьере священника: вероятно, с этой целью он и был отдан родителями в ученье. По словам Гуса, его представление о священстве было связано в первую очередь с хорошим достатком.

По окончании низших школ Гус записался в Пражский университет на факультет "свободных искусств" (по-чешски — "свободных умений"), почти соответствовавший тому, что немцы называют философским факультетом, с тем, однако, различием, что он был необходимой подготовительной ступенью к трем высшим факультетам. В университете Гус, по его собственным словам, не уклонялся ни от чего, участвуя и во всем важном, и во всем легкомысленном. Впрочем, легкомыслие Гуса ограничивалось самыми невинными забавами. Несмотря на рвение Гуса к учебе, профессора не признали в нем особенных способностей. В экзаменационных списках он находился в числе "средних". Зато сам Гус многих из своих профессоров вспоминал с большим уважением и признательностью: одного называл "ясным оратором", другого — "прекрасным проповедником, подобным трубному гласу".

Достоверно известно, что степень бакалавра свободных искусств Гус получил в 1393. В следующем году он приобрел степень бакалавра богословия, еще два года спустя, в 1396, был уже магистром свободных искусств. Дальше этого Гус не пошел. Он не добивался степени доктора богословия и на всю жизнь остался магистром.

Проповеди и атака на католическую церковь

С 1398 Гус преподавал богословие в Пражском университете, в 1401 — 1402 был деканом факультета свободных искусств, в 1402 — 1403 и 1409 — 1410 – ректором университета. С 1402 года Ян Гус стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага), которая превратилась в центр распространения реформаторских идей. Именно в это время друг Яна Гуса Иероним Пражский привез из Оксфорда сочинения Джона Уиклифа, запрещенного в Чехии. Гус попал под влияние идей Уиклифа и открыто объявил себя сторонником его учения. В своих проповедях Гус осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, призывал лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, требовал реформы церкви, выступал против немецкого засилья в Чехии вообще и в Пражском университете в частности. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства. Проповеди Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к "дешевой" церкви. Кроме этого, король Вацлав IV стал на сторону Гуса и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.

Ян Гус выступает перед церковным судом в Констанце 6 июля 1415. Худ. Вацлав Брожик, 1883
Увеличить

Ян Гус выступает перед церковным судом в Констанце 6 июля 1415. Худ. Вацлав Брожик, 1883

Конфликт с духовенством и изгнание

1409 — 1412 – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформационного учения. Вслед за Уиклифом он поставил авторитет Священного писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное писание. К 1410 — 1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.

В 1412 Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от церкви и интердиктом на Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть столицу и в течение двух лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая проповедовать в Южной и Западной Чехии. В изгнании Ян Гус написал опус "О церкви" (1413) с критикой всей организации католической церкви и церковных порядков. Гус отрицал особое положение папы, но не отвергал католические догматы и не призывал к уничтожению феодальной собственности насильственным путем. Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково. Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими слоями населения. В дальнейшем ученики и последователи Яна Гуса начали причащать простой народ и вином.

Казнь Гуса

Ян Гус на костре. Гравюра на дереве, 1563
Увеличить
Ян Гус на костре. Гравюра на дереве, 1563

В учении Яна Гуса церковь увидела опаснейшую ересь. В 1414 проповедника вызвали в немецкий город Констанц на церковный собор, чтобы предотвратить раскол в церкви[4] и осудить ереси. Брат короля Вацлава IV император Священной Римской империи Сигизмунд I Люксембургский предоставил проповеднику охранную грамоту. Гус поехал в Констанц в надежде отстоять свои убеждения в диспуте с целым Собором. Но несмотря на охранную грамоту, Гуса остановили в пути и заточили в темницу Готлибен. Через 70 голодных и беспросветных дней, 5 июня 1415 его привезли в Констанц, где потребовали отречения, не предоставив слова. 1 июля 1415 узнику вручили текст отречения, составленного в мягких выражениях. Гусу предлагалось отречься только от тех статей его учения, которые он сам находил еретическими, так что он мог еще избежать смерти.

6 июля Яна Гуса привели в кафедральный собор и зачитали приговор, по которому, в случае если он не отречется от своих взглядов, его отправят на костер. Ян Гус произнес: "Не отрекусь!", после чего его лишили сана священника и сразу же казнили. Та же участь в 1416 постигла и его друга Иеронима Пражского. Прах Яна Гуса попал в воды Рейна. А его казнь всколыхнула чешское общество и положила начало гуситскому движению. Ян Гус был объявлен чешским святым.

Точки над “i”. Реформа чешской орфографии

Гус стал основоположником чешской латинской графики с диакритическими (от греч. διακριτικός — различительный) значками, которые упростили чешское письмо. В результате над согласными буквами появились специальные значки (точки и черточки), показывающие, как должны произноситься данные буквы. До идеи Гуса для обозначения одного звука приходилось писать несколько согласных букв подряд. Удобная система правописания с диакритическими знаками, предложенная Гусом, укоренилась в чешском языке и впоследствии повлияла на реформы правописания в других языках (словацкий, литовский). В результате реформ процесс чтения и письма стал проще и ближе к нормам устной речи. А это в свою очередь облегчило распространение грамотности в народе[5].

Благодаря реформе чешской орфографии и сочинения Гуса стали доступны народу, его язык понимали и горожане, и крестьяне, и рыцари. Любопытно, что в своих сочинениях Гус прямо обращался к широким читательским кругам (в частности труд "О познании истинного пути к спасению"). Гус выработал особый доходчивый стиль полемики, не отвлеченной, а жизненно мотивированной, и по существу утвердил в чешской литературе новый тип прозы.

Кроме этого, Гус перевел на чешский язык Библию, которую сожгли вместе с ним.

Связано с именем Гуса

Памятник Яну Гусу в Праге
Увеличить
Памятник Яну Гусу в Праге
  • 6 июля — государственный праздник Чехии — день Магистра Яна Гуса.

  • Родной дом Гуса (Husův domek) в Гусинце [6]

  • Дом Гуса (Husův dům) в Прахатице [7]

  • 670-летняя Гусова липа в деревне Хлыстов [8]

  • Вифлеемская часовня в Праге — место важнейших проповедей Гуса [9]

  • Памятник Яну Гусу на Староместской площади в Праге, скульптор Ладислав Шалоун.

Цитаты

  • О, святая простота! О sancta simplicitas! (лат.) [10]

  • Не отрекусь! (6 июля 1415)

  • Я выбираю не между жизнью и смертью, а между правдой и ложью[11]

Сочинения Яна Гуса

Литература

Ссылки

Примечания

  1. Обращение папы к участникам международного симпозиума по Яну Гусу (на английском языке)
  2. Выступление Влка в 2004 году
  3. По словам профессора чешской истории Петра Чорнего: "Самые древние письменные свидетельства о доме Гуса относятся к началу XVII столетия, но с 1480 года есть подтверждения того, что мать Гуса водила маленького Яна в школу в Прахатице. С другой стороны, есть свидетельства о том, что некий Ян из Гусинца готовился к принятию сана священника в 1400 году. Там называется Ян, сын Михала, из Болеславского края. Это бы указывало, скорее, на Гусинец у Праги. Но тут есть одна проблема: те, кто добивались сана священнослужителя, не должны были непременно подавать прошения из мест своего рождения, это можно было сделать и из места, где они жили или работали в данный момент. В таком случае проблема остается неразрешимой. Если Ян родом из Гусинца, а, скорее всего, так и есть, поскольку Гус во всех документах указывал, что был рукоположен в сан в 1400 — 1401 году, то его отца звали Михал. Как звали его мать, неизвестно, но ясно, что это была очень набожная женщина. У Гуса был также брат, который имел двух сыновей. И эти сыновья не отличались послушанием. Известно, что Гус не хотел, чтобы его племянники стали священниками, потому что хороших священников из них бы не вышло".

  4. Одновременно три священнослужителя называли себя римскими папами, двоих из них Собор низложил 29 мая 1415
  5. Сайт казахстанского культурного центра в Чешской республике/ Трактат "О чешской орфографии"
  6. Портал города Гусинец; описание на чешском языке с иллюстрациями
  7. Прахатице, Гусова ул., 71; О доме Гуса на портале города Прахатице, на английском языке; подробнее на чешском
  8. Список природных памятников в окрестностях Прахатице
  9. Вифлеемская часовня — туристическая информация
  10. По легенде, Гус произнёс эти слова, стоя на костре, когда увидел, что старушка (в другом варианте крестьянка), не понимая, за что сжигают Гуса, и простодушно веря в его еретичество, бросила в костёр принесённый с собой хворост. Однако биографы Яна Гуса отрицают этот факт. (Филиппов М. М. Ян Гус, его жизнь и реформаторская деятельностью Глава 5)
  11. Было сказано в день казни.
К этой странице обращались 69 168 раз(а).