Грибы

Калоцера клейкая (Calocera viscosa), семейство Дакримицетовые (Dacrymycetaceae), отдел Базидиомицеты (Basidiomycota), порядок Дакримицеты (Dacrymycetales), Фото  Адаменко Татьяна

Калоцера клейкая (Calocera viscosa), семейство Дакримицетовые (Dacrymycetaceae), отдел Базидиомицеты (Basidiomycota), порядок Дакримицеты (Dacrymycetales), Фото Адаменко Татьяна

Грибы — царство живой природы, но не животные, и не растения. Раньше их относили с растениям и изучали в разделе "Низшие растения" — водоросли, грибы и лишайники.

Так же, как и растения, грибы способны к неограниченному росту, адсорбтивному питанию (путем всасывания) и не способны к передвижению. Но, в отличие от растений, грибы не способны к фотосинтезу, зато обладают характерным для животных гетеротрофным типом питания. Гетеротрофы от греческих слов ἕτερος ("другой") и τροφή ("пища") — используют для своего питания готовые органические вещества. К гетеротрофам относятся человек, все животные, некоторые растения, большинство бактерий, грибы. Грибы откладывают гликоген, а не крахмал, основой их клеточной стенки является хитин, а не целлюлоза, используют в обмене мочевину. Все это сближает грибы с животными.

Описано свыше 120 тыс. видов грибов, но считается, что их не меньше, чем семенных растений — 300 тыс. видов. Каждый год описывается около тысячи видов грибов. Изучает грибы наука микология.

Основа тела гриба — мицелий (грибница)состоит из тонких переплетающихся нитей — гиф. Обычно говорят, что гриб надо выкручивать или аккуратно срезать, чтобы не повредить грибницу.

Десятипятнистая коровка (Calvia decemguttata) на волоконнице земляной (Inocybe geophylla), семейство Паутинниковые (Cortinariaceae), порядок Агариковые. У волоконниц волокнистая ножка. Волоконницы ядовиты, Фото  Адаменко Татьяна

Десятипятнистая коровка (Calvia decemguttata) на волоконнице земляной (Inocybe geophylla), семейство Паутинниковые (Cortinariaceae), порядок Агариковые. У волоконниц волокнистая ножка. Волоконницы ядовиты, Фото Адаменко Татьяна

Здесь я приведу краткую занимательную справку о грибах из своей книги "Клад на подоконнике: секретные материалы садовода". Она поможет не погрязнуть в длинном и сложном рассказе о грибах:

"Наш мир просто кишит грибами. Их невидимые споры витают в воздухе и садятся на одежду, а сами грибы активно участвуют в приготовлении сдобных булочек, сыров и даже лекарств. Грибы — это не только жареные шампиньоны или крепенькие боровички в лесу. Грибы бывают такие маленькие, что их с трудом можно разглядеть в микроскоп. А есть настолько огромные, что занимают целую поляну. К примеру, гриб трутовик диаметром 4 м растет сейчас в Великобритании… Некоторые исследователи считают, что у нас с грибами был общий предок. Грибы не могут фотосинтезировать и питаются готовой пищей, как и люди. Как хорошо, что мы пошли немного другим эволюционным путем! Гораздо приятнее передвигаться на своих двоих, чем торчать в лесу на одной ноге, пока тебя не съест какой-нибудь лось.

Кстати, об одной ноге и нахлобученной на нее шляпке. Это плодовое тело, предназначенное для распространения спор. А сам гриб, вернее, грибница, спрятана в почве. Она выглядит как переплетение тонких нитей и трубочек (гиф), с помощью которых гриб питается. Если некоторые растения кошмарны (вспомни "челюсти" венериной мухоловки), то и некоторые грибы тоже просто созданы для съемок в фильмах ужасов! Так, гриб кордицепс китайский (Cordyceps chinensis) — вылитый монстр из фильма "Чужой". Его споры попадают в тело жертвы и прорастают. Представь себе кинокадр — из глаз или рта гусеницы вылезают черные стромы (переплетения гиф). Насекомое погибает. Но это еще не все! Китайцы собирают трупы насекомых с живущими в них кордицепсами и готовят лекарства. Говорят, отлично помогает от бронхита и даже раковых опухолей.

Геаструм, земляная звездочка, зведовик, семейство Звездовиковые (Geastraceae), порядок Звездовиковые, класс Агарикомицеты. При созревании наружная оболочка плодовых тел разрывается, и становится похожей на звезду. Внутри находится спороносный мешок. Фото  Адаменко Татьяна

Геаструм, земляная звездочка, зведовик, семейство Звездовиковые (Geastraceae), порядок Звездовиковые, класс Агарикомицеты. При созревании наружная оболочка плодовых тел разрывается, и становится похожей на звезду. Внутри находится спороносный мешок. Фото Адаменко Татьяна

Еще более коварны хищные грибы-гифомицеты. Они раскидывают под землей сети и ловушки. Есть, например, такая ловушка, с помощью которой недобрые люди ловят енотов. Зверек попадает лапкой в веревочную петлю, она затягивается и поднимает енота в воздух. Там он и болтается вниз головой. По такому же принципу действуют приспособления гифомицетов. Ползет себе по делам какой-нибудь червячок-нематода, да и попадает в ловушку. Правда, отличие от людей гифомицеты не освобождают пойманных в ловушку существ, а тут же их съедают.

Но могу тебя успокоить хотя бы немножко: на людей грибы с ловушками не охотятся.

В российских лесах встречается другой удивительный гриб — веселка обыкновенная (Phallus impudicis). Этот родственник дождевика никого не ест, зато его плодовое тело растет со скоростью полсантиметра в минуту! Оно увеличивается прямо на глазах, после чего начинает источать аромат тухлого мяса. Так веселка привлекает распространителей спор — мух и слизней. Некоторые родственники веселки способны светиться в темноте зеленым, голубым, белым светом! Дети в Бразилии даже используют такие грибы в качестве игрушек. Представь себе, как удобно — отправиться вместо "Детского мира" в лес и, порывшись в опавших пальмовых листьях, набрать "живых фонариков".

Гериций ветвистый, ежевик (Hericium ramosum), семейство Герициевые (Hericiaceae), порядок Сыроежковые (Russulales), класс Агариковые. Красивый, но невкусный. Коричневые грибы справа — чешуйчатка (Pholiota squarrosa), семейство Строфариевые, порядок Агариковые. Фото  Адаменко Татьяна

Гериций ветвистый, ежевик (Hericium ramosum), семейство Герициевые (Hericiaceae), порядок Сыроежковые (Russulales), класс Агариковые. Красивый, но невкусный. Коричневые грибы справа — чешуйчатка (Pholiota squarrosa), семейство Строфариевые, порядок Агариковые. Фото Адаменко Татьяна

Родственники грибов — миксомицеты, или слизевики — смущают ученых еще больше. Они похожи на улиток и умеют быстро передвигаться. Когда люди в первый раз увидели, как склизкие комочки бегают по земле, они страшно перепугались!

Среди грибов немало зловредных — они вызывают болезни человека и высших растений, разрушают дома и книги. Но много и полезных. К примеру, с помощью дрожжей мы готовим булочки. Даже первое эффективное лекарство, которое спасло людей от смертельных болезней — воспаления легких, заражения крови и прочих напастей, было получено из гриба! В 1928 году британский микробиолог Александр Флеминг открыл зеленую плесень Penicillium notatum[1]. Это был гриб, вырабатывающий антибиотик пенициллин. При желании некоторые грибы, скажем, шампиньоны можно вырастить дома. Для этого нужно приобрести пакет с грибницей, поставить его во влажном месте и регулярно поливать. Недель через 5-6 появятся плодовые тела."

Ядовитые грибы

Не смотря на все страшилки про отравление грибами, в России существует всего три вида безусловно ядовитых грибов — таких, за употреблением которых следует смерть. Даже мухомор можно сварить, слить воду и съесть. Но с этими тремя шутки плохи — бледная поганка (Amanita phalloides (Fr.) Secr)., белая поганка (мухомор вонючий, Amanita virosa Secr.) и строчок обыкновенный (Gyromitra esculenta (Fr.) Fr.).

Действующее начало у поганок — аманитины и фаллоидины, бициклические токсические (ядовитые) полипептиды, в основе которых – индольное кольцо. Аманитины действуют на клеточное ядро гепатоцитов (более ядовитые, но медленнее действующие), а фаллоидины — на эндоплазматический ретикулум клеток печени (менее ядовитые, но действующие быстрее). Яды термостойкие, не удаляются при нагревании. Для отравления достаточно съесть половину или даже треть одного гриба (на вкус они нормальные). После начала действия полипептиды невозможно нейтрализовать или вывести из организма. От шампиньонов отличаются наличием общего и частного покрывала (признак семейства) и белой окраской пластинчатого гименофора (от греч. ὑμένιον — "тонкая плёнка" и φορέω — "несу", это то, что находится под шляпкой).

В строчках содержится т.н. гельвелловая кислота (смесь органических кислот), а также токсин гиромитрин, действие которого аналогично действию токсинов бледной поганки.

Гельвелловая кислота полностью выводится при варке грибов, а содержание гиромитрина в плодовых телах сильно колеблется в зависимости от условий произрастания строчков (на бедных глинистых почвах его ничтожно мало). Во влажном климате и на богатых почвах строчки бывают смертельно ядовиты.

Строфария сине-зеленая (Stropharia aeruginosa), семейство Строфариевые (Strophariaceae), порядок Агариковые (Agaricales), Фото  Адаменко Татьяна

Строфария сине-зеленая (Stropharia aeruginosa), семейство Строфариевые (Strophariaceae), порядок Агариковые (Agaricales), Фото Адаменко Татьяна

И о ядовитых, но не смертельно, грибах.

Мухоморы (красный — Amanita muscaria (Fr.) Hooker и пантерный — Amanita pantherina (Fr.) Secr.) также признаются ядовитыми грибами, вызывающими отравления. Действующее начало: мускарин и мускаридин (М-холиномиметики), буфотенин (галлюциноген) и иботеновая кислота (инсектицид, «мухоморный» эффект). Выводятся при кипячении (проверить в интернете!). Мухомор пантерный, кроме этого, содержит алкалоиды белены — гиосциамин и скополамин, вызывающие эйфорию, возбуждение и галлюцинации.

К ядовитым грибам и видам с предполагаемой ядовитостью относят (кроме Amanita и строчков) следующие макромицеты: ложные опята (серно-жёлтый и кирпично-красный), энтолома весенняя (Entoloma verna Lund), некоторые гигрофоры (Hygrophorus), паутинники (Cortinarius), волоконницы (Inocybe), говорушки (Clitocybe), зонтики (Lepiota), шампиньон желтокожий (Agaricus xanthoderma Gen.). Химический состав и конкретный механизм действия токсинов этих грибов ещё не выяснены[2]

Бокальчик круцибулеподобный (Crucibulum crucibuliforme),  порядок Гнездовковые (Nidulariaceae), порядок Агариковые, отдел Базидиомицеты. Плодовое тело похоже на бочонок. Покрыто войлочной пленкой. Позднее пленка разрывается, обнажая "яйца" — спорохранилица, затем "яйца" разлетаются с брызгами дождя. Фото Адаменко Татьяна

Бокальчик круцибулеподобный (Crucibulum crucibuliforme), порядок Гнездовковые (Nidulariaceae), порядок Агариковые, отдел Базидиомицеты. Плодовое тело похоже на бочонок. Покрыто войлочной пленкой. Позднее пленка разрывается, обнажая "яйца" — спорохранилица, затем "яйца" разлетаются с брызгами дождя. Фото Адаменко Татьяна

Мутинус Равенелли (Mutinus Ravenelii), семейство Весёлковые(Phallaceae), класс Агарикомицеты. Как и у всех веселковых, плодовое тело проходит 2 стадии развития: стадию "яйца" (на фото слева) и стадию "ножки" (более взрослый гриб справа). Верхушка последней покрыта густой слизью, содержащей миллионы спор гриба. Слизь имеет скверный (для человека) запах тухлого мяса, который привлекает мух, распространяющих, таким образом, споры. В Москве этот редкий гриб находили на Лосином острове, в ГБС РАН и в Сокольниках. Гриб поразительно быстро растёт — за четыре часа он вытягивается и начинает пахнуть, а уже через пару дней, после спороношения, полегает. Фото  Адаменко Татьяна

Мутинус Равенелли (Mutinus Ravenelii), семейство Весёлковые(Phallaceae), класс Агарикомицеты. Как и у всех веселковых, плодовое тело проходит 2 стадии развития: стадию "яйца" (на фото слева) и стадию "ножки" (более взрослый гриб справа). Верхушка последней покрыта густой слизью, содержащей миллионы спор гриба. Слизь имеет скверный (для человека) запах тухлого мяса, который привлекает мух, распространяющих, таким образом, споры. В Москве этот редкий гриб находили на Лосином острове, в ГБС РАН и в Сокольниках. Гриб поразительно быстро растёт — за четыре часа он вытягивается и начинает пахнуть, а уже через пару дней, после спороношения, полегает. Фото Адаменко Татьяна

Отравление грибами: первая помощь

1) Отравление с основным действием на органы пищеварения. Если грибы несвежие или их не обработали должным образом, можно отравиться сыроежками (Rassula), груздями, волнушками (Lactarius), рядовкой (Trichoploma pardinum). В таком случае нужно вызвать рвоту и дать активированный уголь.

2) Отравление с основным действием на нервную систему. Такое отравление можно получить при употреблении волоконницы (Inocybe patoullardii), говорушки (Citocybe rivulosa) и некоторых других грибов. При отравлении мускарином человек исходит потом, дыхание замедляется, зрачки сужаются. При таком отравлении нужно обязательно вызвать врача. Перед этим стимулировать рвоту, дать активированные уголь и сердечные средства. Отравление одновременно мускарином и "грибным атропином" выражается в возбуждении, опьянении, конвульсиях, потере сознания, зрачки расширяются, пульс учащается. Обычно это случается при употреблении мухомора красного (Amanita muscaria) и мухомора пантерного (Amanita panthetina). Поможет в этом случае только врач.

3) Отравление с основным действием на протоплазму. При употреблении бледной поганки (Amanita phalloides) через 8-12 часов начинается рвота, мышечные спазмы, ослабление сердечной деятельности, вскоре наступает смерть. Спасти может только немедленная врачебная помощь [3].

Разнообразие грибов

Грибы делятся на Низшие и Высшие: Аскомицеты (сморчки, спорынья), базидиомицеты (все те грибы, что мы едим или считаем ядовитыми), несовершенные грибы — дейтеромицеты(Deuteromycota, пенициллин, аспергилл). К бизадиомицетам относится около 30% всех грибов.

К Низшим грибам относятся: Blastocladiomycota, Хитридиомицеты (Chytridiomycota), Гломеромицеты (Glomeromycota), Microsporidia, Neocallimastigomycota, Зигомицеты (Zygomycota, в том числе хищные грибы Zoopagales, питающиеся амебами и червями-нематодами и мукоровые — Mucorales, которые портят пищу и вызывают микозы).

Отдельной группой стоят Миксомицеты — это не грибы, а грибоподобные организмы. Долгое время слизевикам, или миксомицетам (от греческого μύξα — "слизь" и μύκης (gen. μύκητος) — "гриб"), отводилось место в царстве грибов. Но в середине XIX века немецкий ботаник Антон де Бари убедился, что имеет дело с совершенно необычными созданиями[4].

Рассмотрим для примера слизевик ликогалу (Lycogala epidendrum). Его спороношения часто встречаются на отмершей древесине — это маленькие, до 1,5 см в диаметре, мягкие шарики. Изначально они окрашены в кремовый или розовый цвет и заполнены жидким содержимым, но при созревании буреют и подсыхают. Как только до них дотрагиваешься, из отверстия на верхушке вылетает темное облачко спор. Такой слизевик напоминает маленький гриб-дождевик.

Вот спора летит и попадает в какое-то приятное влажное место на старой древесине. Оболочка споры разрывается, из нее выходят 1-4 подвижных клеток, похожих на амеб. Называют их миксамебы. Клетки двигаются, питаются бактериями, делятся надвое. Если условия для развития плохие, то клетки покрываются плотной оболочкой и впадают в состояние покоя.

Позднее миксамебы сливаются попарно и быстро растут. Образуется гигантская (несколько сантиметров в диаметре) многоядерная клетка — плазмодий. Этот плазмодий двигается со скоростью 0,1-0,4 мм в минуту. Если слишком солнечно — плазмодий перебирается в тень. Если наступает засуха или голод, плазмодий затвердевает, превращаясь в склероций. В таком состоянии слизевик может пребывать более десятка лет. Подросший и окрепший миксмомицет выползает на свет. Часть массы преобразуется в плодовые тела. Затем происходит спороношение.

Грибы и человек

Грибы содержать много хитина (от греч. χιτών — одежда, кожа, оболочка), поэтому малопитательны и плохо усваиваются. Однако их вкусовые качества великолепны, поэтому грибы пользуются большой популярностью в кулинарии. К безусловно съедобным грибам относятся рыжики (Lactarius, семейство Сыроежковые) — их можно есть даже сырыми. Остальные грибы необходимо отваривать, сливая воду.

На Западе дорогими деликатесами считаются трюфели (род Tuber), а в Японии — грибы мацутаке (Armillaria matsutake, пахнет корицей). Высоко ценятся редко встречающиеся надземные плодовые тела сморчков (Morchella) и лопастиков (Helvella). Они наряду с трюфелями и некоторыми дрожжами (класс Saccharomycetes) относятся к аскомицетам, тогда как большинство других съедобных и ядовитых грибов — базидиомицеты. Аскомицеты (от греч. ἀσκός — мешок, сумка и μύκης — гриб) так названы за способ размножения — их споры развиваются в сумке (аске).

Базидиальные грибы, базидиомицеты (Basidiomycetes) (от греч. basidion — фундамент и μύκης — гриб) — класс высших грибов, имеющих особые органы размножения — базидии. Под микроскопом базидии похожи на бейсбольные биты. Зрелая базидия имеет 4 одноклеточные споры (базидиоспоры), расположенные на особых выростах — стеригмах. При прорастании каждая базидиоспора даёт септированный (разделенный перегородками) первичный — гаплоидный (с одинарным набором непарных хромосом) мицелий, или грибницу.

На Тайване в пищу используется головневый гриб Ustilago esculenta, развивающийся на водяном рисе (Zizania latifolia). Похожи они на черные или серые наросты на соцветиях. Из съедобных грибов люди выращивают шампиньон двуспоровый (Agaricus bisporus), вешенку устричную (Pleurotus ostreatus), шиитаке (Lentinus edodes).

Издавна грибы используют в фунготерапии. Самим лечиться грибами не рекомендуется. Лучше проконсультироваться с фунготерапевтом и обратиться в грибную аптеку.

Тубифера ржавая (Tubifera ferruginosa), миксомицет, порядок Лициевые, семействоТубиферовые. Миксомицеты (отдел Mycetozoa) не грибы, а отдельная группа грибообразных организмов. Интересны тем, что перед образованием спор подвижны. Скорость движения плазмодия миксомицета — до 1 см в час (но бывают и более шустрые). Ползут они не хаотично, а туда, куда "задумали". Некоторые — долгожители. Могут дремать по 10 лет в ожидании благоприятных условий развития., Фото  Адаменко Татьяна

Тубифера ржавая (Tubifera ferruginosa), миксомицет, порядок Лициевые, семействоТубиферовые. Миксомицеты (отдел Mycetozoa) не грибы, а отдельная группа грибообразных организмов. Интересны тем, что перед образованием спор подвижны. Скорость движения плазмодия миксомицета — до 1 см в час (но бывают и более шустрые). Ползут они не хаотично, а туда, куда "задумали". Некоторые — долгожители. Могут дремать по 10 лет в ожидании благоприятных условий развития., Фото Адаменко Татьяна

Список некоторых целебных грибов:

• Мухомор красный (Amanita muscaria, класс базидиомицеты) — помогает при артрите, ревматизме, невралгии, остеохондрозе

• Весёлка обыкновенная (Phallus impudicus, класс базидиомицеты) — помогает при миоме, язве желудка, гипертонии, ожогах, ранах

• Шиитаке (Lentinus edodes, класс базидиомицеты) — помогает при раковых заболеваниях, гриппе, гипертонии

• Рейши (Ganoderma lucidum, класс базидиомицеты) — используют при аллергии, бронхиальной астме, сердечно-сосудистых, психических заболеваниях

• Кордицепс (Cordyceps cinensis, класс аскомицеты) — используют при гепатите, болезнях мочеполовой системы, стенокардии, лейкозах

• Строчок (Gyromitra esculenta, класс аскомицеты) — помогает при радикулите, артрите, остеохондрозе, бронхите

• Чайный гриб (симбиоз уксуснокислых бактерий и дрожжей, класс аскомицеты) — помогает при стоматите, ангине, гастрите, ожогах, обморожениях, атеросклерозе, геморрое

• Тибетский гриб помогает при язве желудка, дисбактериозе и синдроме раздраженного кишечника

• Чага (стерильная форма Inonotus obliquus, класс базидиомицеты) — помогает при раковых заболеваниях, гастрите, язвенной болезни

• Мейтаке, "гриб японских гейш" (Grifola frondosa, класс базидиомицеты) — помогает при избыточном весе, предменструальном синдроме (ПМС), климактерических явлениях, снижении иммунитета

• Дождевик (Lycoperdon sp., класс базидиомицеты) — остановит кровотечения и поможет при заживлении ран

Главное, не забывать, что при тяжелых болезнях помогает комплексное лечение — не стоить бросать все лекарства и лечиться только грибами.

Аурикулярия уховидная, или иудино ухо (Auricularia auricula-judae), семейство Аурикуляриевые (Auriculariaceae), класс Агарикомицеты. Иуда Искариот повесился на бузине, а гриб чаще всего можно увидеть растущим именно на бузине. В Японии этот гриб называют древесная медуза, а в Китае — древесные уши. Продавцы корейских салатов в России называют его черным грибом. В Азии аурикулярия уховидная ценится за вкусовые, а больше за лечебные свойства. На вкус гриб сладковатый и хрустящий. Он содержит много белка, богат минералами и растительными волокнами. Фото  Адаменко Татьяна

Аурикулярия уховидная, или иудино ухо (Auricularia auricula-judae), семейство Аурикуляриевые (Auriculariaceae), класс Агарикомицеты. Иуда Искариот повесился на бузине, а гриб чаще всего можно увидеть растущим именно на бузине. В Японии этот гриб называют древесная медуза, а в Китае — древесные уши. Продавцы корейских салатов в России называют его черным грибом. В Азии аурикулярия уховидная ценится за вкусовые, а больше за лечебные свойства. На вкус гриб сладковатый и хрустящий. Он содержит много белка, богат минералами и растительными волокнами. Фото Адаменко Татьяна

Фунготерапия — занятие неспешное. С ее помощью не вылечишь болезнь за неделю. Гастрит лечить чагой приходится около трех лет, а ревматизм — мухоморовой мазью несколько недель. Тибетский гриб принимают год, пока не появится стойкий эффект. И если пациенту обещают немедленный эффект от чудо-грибов, это всего лишь рекламный трюк. Опытный фунготерапевт всегда предупреждает, что пациенту нужно запастись терпением.

Благодаря грибам можно избавиться даже от тяги к спиртному. Давно известно антиалкогольное средство из грибов навозников (Coprinus). В них обнаружен тетраэтилтиурамиддисульфид, который окисляет попадающий в организм спирт. Выпив настойку навозника вместе с вином или водкой, человек травится. Его тошнит и рвет. А при регулярном применении у человека вырабатывается стойкая неприязнь к зеленому змию.

Особым интересом как у женщин, так и у мужчин пользуются грибные препараты для похудения. Это прежде всего японский гриб мейтаке — "танцующий", входивший когда-то в рацион гейш. Девушкам приходилось дегустировать все блюда, подаваемые гостя — так они проверяли, не отравлены ли блюда. Чтобы не растолстеть при такой жизни, гейши регулярно ели эти грибы в качестве жирорасщепляющего средства. В современные методики похудения входит несколько грибов — это трутовик лекарственный, шиитаке и мейтаке. Они работают комплексно: воздействуют на печень, нормализуют работу кишечника и помогают расщеплять жировые клетки. Впрочем, такой недуг, как ожирение, вызывается разными причинами, поэтому применение грибов не является гарантированным средством похудения для всех и требует индивидуальной консультации врача.

А теперь о редкостях, таких, например, как дождевик гигантский, или лангерманния (Langermannia gigantean), из которого выделено антибиотическое и противоопухолевое вещество кальвацин. Лангерманния помогает при крапивнице и ларингите, но отыскать ее труднее, чем другие дождевики.

Близкий родственник дождевика — веселка обыкновенная (Phallus impudicis). Если вам посчастливится найти ее, понаблюдайте за ней, и вы увидите "фокус": веселка растет прямо на глазах, со скоростью 5 миллиметров в минуту! Целебны только совсем молодые плодовые тела, схожие по размеру с гусиным яйцом. Если же веселка будет больше (переросшую, как правило, можно узнать по запаху протухшего мяса), то она не годится для лечения. Выглядит переросшая веселка не слишком притягательно, она склизкая и вонючая. Грибные фитонциды веселки обладают большей силой, чем знаменитый шиитаке. Они убивают вирусы герпеса, гриппа, гепатита. Применяется этот гриб и в комплексном лечении злокачественных опухолей, а также при атеросклерозе и гипертонии.

Лечиться можно и ядовитыми грибами. Выяснилось, что и среди них немало полезных, но препараты на их основе должны быть изготовлены только в современных лабораториях и продаваться в аптеках. Одним из самых известных в этой группе является мухомор красный (Amanita muscaria). Хотя среди мухоморов есть и съедобные, например, мухомор розовый Amanita rubescens), различать виды рода Аманита способен только опытный грибник. В мухоморе обнаружены пигмент мускаруфин, обладающий антибиотическим действием, алколоид мускарин — природный анальгетик, а также антигистаминные вещества, снимающие аллергические реакции, и вещества, подавляющие дерматомикозы. Также для целей фунготерапии применяются экстракты грибов из семейства агариковых (Agaricaceae). Они способны снижать уровень холестерина в крови. Грибы родов Boletus, Calvatia, Lentinus подавляют активность вирусов гриппа и даже — иммунодефицита человека (ВИЧ).

Клавикорона крыночковидная (Clavicorona pyxidata), семейство Амилостереовые (Amylostereaceae) , порядок Сыроежковые, класс Агарикомицеты. Высота 5-10 см. Съедобная, с перечным вкусом, но очень твердая. Фото  Адаменко Татьяна

Клавикорона крыночковидная (Clavicorona pyxidata), семейство Амилостереовые (Amylostereaceae) , порядок Сыроежковые, класс Агарикомицеты. Высота 5-10 см. Съедобная, с перечным вкусом, но очень твердая. Фото Адаменко Татьяна

Множество грибов помогают человеку сбраживать разные вещества и получать вкусные продукты. Например, для получения сыров используют грибы Penicillium camemberti (голубая культурная плесень Камамбера) и Penicillium roqueforti (плесень Рокфора). Вино получают с помощью дрожжевых грибов Saccharomyces cerevisiae. Лекарства-антибиотики получают из пеницилла отмеченного (Penicillium notatum = Penicillium chrysogenum). Некоторые грибы, например, боверия боссиана (Beauveria bassiana) заражают и убивают фитофагов — то есть насекомых, которые повреждают растения в садах. Из боверии делают препарат "Боверин"» для опрыскивания культур от белокрылки и трипсов.

Поскольку грибы заселяют все подходящие субстраты, они приносят человеку не только пользу. Гниль клубней картофеля вызывают грибы порошистой парши (Spongospora subterranean), фрукты заражают Penicillium digitatum, P. Italicum. Кстати, эти пенициллы нередко еще и вызывают аллергию. Одно время я изучала пыльцу, которая витает в воздухе. В специальную ловушку Буркарда часто попадались и споры грибов, вызывающих аллергию.

Различные грибы разрушают мертвую древесину живых деревьев, например, опенок, другие заселяют заготовленную древесину, а некоторые специализируются на деревянных постройках, например, домовой гриб Serpula lacrymans. Множество грибов поражают растения — черная ржавчина злаков (Puccinia graminis), ложная мучнистая роса табака (Peronospora tabacina), пурпурная спорынья (Claviceps purpurea).

Кстати, о спорынье. Она похожа на черные рожки на злаках. В Средние века из-за употребления хлеба из зерна, зараженного спорыньей, возникали эпидемии эрготизма. Эрготизм, или антонов огонь — отравление алкалоидами спорыньи. В результате отравления наблюдались судороги, расстройства психики, при употреблении больших доз человек погибал. Сейчас в малых дозах спорынью используют для лечения нервных расстройств, мигрени, страхов, для остановки маточного кровотечения. В 1938 году из спорыньи химическим путем был получен препарат ЛСД, а позднее открыли галлюциногенное воздействие ЛСД на человека.

Меластица волосковая (Melastiza chateri), семейство Пиронемовые (Pyronemataceae), порядок Пецициевые, класс Аскомицеты. Плодовые тела диаметром 1-2 см. Фото  Адаменко Татьяна

Меластица волосковая (Melastiza chateri), семейство Пиронемовые (Pyronemataceae), порядок Пецициевые, класс Аскомицеты. Плодовые тела диаметром 1-2 см. Фото Адаменко Татьяна

Болезнь растений обычно протекает в три этапа. 1. Гриб проникает в ткани сквозь устьица или прорывают гифами кутикулу. 2. Гриб распространяется по растению. 3. Гриб развивает органы спороношения. Не все растения терпят такую агрессию. У некоторых образуется пробковая ткань или противогрибные метаболиты. Сейчас выведено множество культур, устойчивых к грибковым заболеваниям.

Различные грибы вызывают микозы человека. Заразиться можно путем вдыхания помета птиц, через ранки, через различные предметы гигиены. Многие, к сожалению, сталкивались с дрожжеподобными грибами, вызывающими молочницу (Candida albicans), с черной плесенью (Aspergillus fumigatus), вызывающей астму и аллергию и с грибком ногтей и стоп трихофитоном (Trichophyton rubrum, Trichophyton interdigitale, Trichophyton tonsurans). Однако крепкий человек при постоянных контактах нередко не заболевает, зато у него вырабатывается иммунитет. Но при стрессах и ослаблении организма грибы легко проникают внутрь и заражают человека.

Волшебные грибы

Как известно, многие наркотики являются лекарственными веществами — все зависит от дозы и способа применения. Так же и с галлюциногенными грибами – при грамотном подходе они могут послужить медицине. Как я уже говорила, небезызвестный препарат ЛСД получен из гриба спорыньи, которую в былые времена использовали в акушерстве.

Спорынья внешне не похожа на сыроежки или боровики и вместе с дрожжами относится к классу аскомицетов, или сумчатых грибов (Ascomycetes). Как и следует из названия, для этих грибов характерно образование сумок — структур, содержащих споры. Если регулярно прогуливаться по краям полей среди ржи и пшеницы, то можно обнаружить странные черно-фиолетовые "рожки" на колосках.

Эти тверденькие образования — склероции, зимняя стадия гриба. Они содержат ядовитые алкалоиды, вызывающие токсикоз, судороги и проводящие к смерти. До начала XIX века вспышки эрготизма (нервного заболевания, спровоцированного спорыньей) в Европе регулярно уносили сотни жизней людей и домашних животных. В наше время вещества, выделенные из склероциев спорыньи, с большой осторожностью применяют для лечения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Аскокорине мясокрасная (Ascocoryne sarcoides), семейство Гелоциевые (Helotiaceae), класс Леоциомицеты, отдел Аскомицеты. Фото  Адаменко Татьяна

Аскокорине мясокрасная (Ascocoryne sarcoides), семейство Гелоциевые (Helotiaceae), класс Леоциомицеты, отдел Аскомицеты. Фото Адаменко Татьяна

Славу таинственных галлюциногенных грибов вместе со спорыньей делят мухоморы и псилоцибе (родовое название Psilocybe означает "лысая голова"). Если у нас сбор грибов — занятие невинное, то в США человека с лукошком могут остановить и допросить. О "романе" жителей Америки с грибами-галлюциногенами известно еще из рукописей XVI — XVII вв., где описаны культуры ацтеков и майя. Индейские жрецы и шаманы регулярно использовали псилоцибе в религиозных церемониях, а в храмах майя найдены статуэтки шляпочных грибов.

Однако культ "божественных грибов" известен не только в Центральной Америке, но и у нас на Чукотке, где археологи нашли наскальные изображения "грибных шаманов" — людей с головами-шляпками. Кроме того, древние скандинавы перед боем настраивались на нужный лад поедая мухоморы — это возбуждало и придавало свирепости. В наше время исследователи продолжают искать повсюду "грибной след". Например, есть предположение, что красно-белый наряд Деда Мороза позаимствован северными народами у… мухомора во время галлюциногенных "путешествий".

Энцелия шелушистая (Encoelia furfuracea), семейство Склеротиниевые (Sclerotiniaceae), класс Аскомицеты. Фото  Николай Владимиров

Энцелия шелушистая (Encoelia furfuracea), семейство Склеротиниевые (Sclerotiniaceae), класс Аскомицеты. Фото Николай Владимиров

Долгое время информация о грибах-галлюциногенах была доступна только избранным, но в XX веке мода на псилоцибе захлестнула США — исследователи, хиппи, писатели и просто любопытствующие зачастили в Мексику. Они изучали действие "волшебных" грибов (magic mushrooms) на самих себе, публиковали подробные отчеты и даже… руководства по выращиванию псилоцибе. К слову, хранение и сбор таких грибов во многих странах, в том числе в России, преследуется по закону.

Россиянам не так просто добраться до Мексики, зато нас необыкновенно вдохновляют книги Карлоса Кастанеды и Виктора Пелевина. В Интернете открыты сайты, повествующие не только об опыте древних ацтеков и майя, но и о современных грибных "трипах". Экстремалы утверждают, будто съесть штук тридцать псилоцибе — это совершенно безопасно, хотя всякий здравомыслящий человек понимает — опасно и очень. Новоявленные "путешественники" упирают на то, что галлюциногены якобы не ядовиты и не вызывают привыкания.

Типичный эффект грибов-галлюциногенов — иллюзия ощущения "выхода из тела", краски становятся ярче, мир меняется, слышны голоса "шаманов". За рубежом псилоцибин применяют для лечения некоторых психических заболеваний, а также проводят опыты по разработке препаратов, помогающих при потере памяти. Псилоцибин не менее опасен, чем алкалоиды спорыньи, но некоторые подростки считают, что в жизни "все надо попробовать на себе". Попробовать действительно можно, но только один раз — такое "хобби" приводит к разрушению психики и даже летальному исходу. Не даром так много самоубийств, в том числе известных людей, совершено в состоянии наркотического опьянения. Одурманенному "путешественнику" мерещатся лестницы и двери, которых не существует, и он падает откуда-нибудь с крыши. И уж совсем не стоит верить, будто бы, отведав мухоморов, человек начнет писать, как Пелевин! Самое меньшее, что грозит мухомороеду — тошнота и диарея.

Литература