Госавтоинспекция МВД России (ГИБДД)

Сотрудник ГИБДД на посту у Исаакиевского собора. Санкт-Петербург, июнь 2007
Увеличить
Сотрудник ГИБДД на посту у Исаакиевского собора. Санкт-Петербург, июнь 2007

Государственная Автоинспекция МВД России (Государственная инспекция безопасности дорожного движения, сокращенно ГИБДД МВД РФ, ГИБДД, ГАИ) официальный портал http://www.gibdd.ru - ведомство в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации , отвечающее за безопасность дорожного движения на территории России [1]

Структура современного ГИБДД

ГИБДД входит в состав милиции общественной безопасности, подчиняясь Департаменту обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. В современном ГИБДД чётко разделены дорожно-патрульная служба (строевые подразделения ГИБДД - полки, батальоны, роты, взводы ДПС), служба организации движения (в территориальных управлениях, отделах и отделениях), служба технического осмотра и регистрации (межрайонные отделы технического осмотра и регистрации транспортных средств) и регистрационно-экзаменационные подразделения, ведающие выдачей удостоверений на право управления транспортными средствами.

Существует особый тип подразделений ГИБДД ("на спецтрассах"), которые обеспечивают организацию и управление движением на особо важных магистралях, как правило, федерального значения (например, 4-й отдел ДПС УГАИ Москвы на спецтрассе обеспечивает организацию и регулирование движения на Тверской, 1-ой Тверской-Ямской улицах, Ленинградскому проспекту и шоссе, вплоть до аэропортов Шереметьево-1 и -2).

История ГИБДД и предшествующих ему ведомств

Важнейшие ресурсы по истории ГИБДД:

От ОРУДа к ГАИ

1919: Исполком Моссовета создал автомобильную инспекцию при авточасти транспортного отдела.

22 ноября 1922: инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом. Первый жезл был красного цвета с желтой рукояткой, длиной 11 вершков.

1925: создана служба по регулированию дорожного движения. В Москве, для упорядочения движения на улицах были выделены "самокатчики" - 50 милиционеров на велосипедах.

1928: в штаты Московской городской милиции впервые была включена должность "инспектор по регулированию уличного движения".

1931: при управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы образован полноценный отряд регулирования уличного движения ОРУД. При ОРУДе была образована инспекция про выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом.

1932: установлены первые в России светофоры - мачтовый и висячий для регулирования уличного движения в Москве. Первый - на пересечении ул. Кузнецкий мост и Петровки, второй на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная.

15 мая 1933: Всесоюзное Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог при СНК СССР (ЦУДОРТРАНС) утвердило согласованные с Главным управлением Рабоче-Крестьянской милиции "Правила движения автомобильного транспорта на дорогах СССР".

2 июля 1933: Всесоюзный комитет стандартизации СТО утвердил общесоюзный стандарт "Знаки дорожные для регулирования и безопасности автогужевого движения".

5 ноября 1934: Совет народных комиссаров СССР принял решение организовать при ЦУДОРТРАНСе Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ)".

23 июля 1935: Положение о Государственной автомобильной инспекции ЦУДОРТРАНСа. Однако не успели еще полностью укомплектовать новое подразделение, как ЦИК и СНК СССР своим постановлением передали ЦУДОРТРАНС в НКВД СССР.

3 марта 1936: СНК СССР включил Госавтоинспекцию в состав Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР.

3 апреля 1936: народный комиссар внутренних дел СССР издал приказ № 111 "О работе Государственной автомобильной инспекции".

3 июля 1936: постановлением Совета народных комиссаров № 1182 утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Согласно данному Положению, на ГАИ были возложены следующие задачи:
- борьба с авариями и хищническим использованием автотранспорта;
- разработка технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта;
- наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров;
- количественный и качественный учет автопарка и т.д.

1941-1945 Мобилизация автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд фронта. ГАИ проводит учет техники и осмотр состояния автомобилей, подлежащих направлению в действующую армию.

От ГАИ к ГИБДД

24 мая 1956: согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 382 "О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте" Госавтоинспекция Управления милиции МВД РСФСР получила право:
- лишать водителей прав на управление автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом сроком до 1 года за управление транспортом в нетрезвом состоянии;
- запрещать эксплуатацию автомобилей и мотоциклов личного владения, если владельцы управляют ими без водительских удостоверений.

1 января 1961: первые единые для всей территории СССР Правила движения по улицам и дорогам. Также в 1961 службу ОРУД объединили с ГАИ, но служба продолжала носить двойное название "РУД - ГАИ".

1965: первые автогородки для детей в Ленинграде и Симферополе.

1968: повсеместно введено изучение правил дорожного движения в общеобразовательных школах и профтехучилищах. Ввод в эксплуатацию первой ЭВМ для регулирования (Москва, управление движением одновременно на семи перекрестках).

1969: разрозненные ранее силы дорожного надзора - наследники РУД, были преобразованы в ДПС и сведены в строевые подразделения, обслуживающие территорию городов, дороги общегосударственного или республиканского значения. Разработаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора (позднее дорожно-патрульной службы) и подразделений по организации движения (позднее - дорожного надзора).

1975: в Алма-Ате введена в строй первая очередь системы "Город", рассчитанная на полную автоматизацию регулирования движения в масштабе всего города с использованием ЭВМ. Первая международная научно-техническая конференция по безопасности дорожного движения стран - членов СЭВ.

1976 - 1980: построены станции технической диагностики Госавтоинспекции в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Баку.

1979: введено обязательное применение ремней безопасности на передних сидениях легковых автомобилей.

1988: распоряжением Совета Министров СССР создан научно-исследовательский центр по безопасности дорожного движения (ВНИЦБД) МВД СССР (на правах института), образовано Министерство внутренних дел РФ и в нем Управление Госавтоинспекции.

1992: упразднено МВД СССР. Управление Госавтоинспекции МВД РФ преобразовано в Главное Управление Госавтоинспекции МВД Российской Федерации. На базе упраздненного ВНИЦБД МВД СССР образован научно-исследовательский центр Госавтоинспекции МВД России (на правах института).

23 мая 1992: постановлением Правительства РФ № 354 утверждено "Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РФ".

1992: введен в действие пусковой комплекс автоматизированной информационно-поисковой системы розыска транспортных средств (АИПС "Розыск") с обязательной сверкой регистрируемого автотранспорта с базой данных угнанного и похищенного автотранспорта).

18 декабря 1992: приказом МВД РФ утверждено Положение о Главном управлении государственной автомобильной инспекции МВД России.

30 июля 1993: приказом МВД России № 362 введены новые государственные регистрационные знаки транспортных средств.

23 октября 1993: постановлением СМ Правительства РФ утверждены новые "Правила дорожного движения РФ".

29 июня 1995: постановление Правительства РФ №647 "Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий". Введены в действие с 1 января 1996.

10 декабря 1995: Президент РФ утвердил Федеральный закон (№196-Ф3) "О безопасности дорожного движения", принятый Государственной Думой 15 октября 1995.

1996: решением Госстандарта РФ научно-исследовательский центр ГАИ МВД России аккредитован в качестве органа по сертификации технических средств организации дорожного движения и технических средств контроля и надзора за движением.

ГИБДД и современность

1 июня 1998: Минюст РФ утвердил приказ МВД "О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России".

15 июня 1998: указом Президента РФ Государственная автомобильная инспекция переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Также этим Указом утверждено новое Положение о ГИБДД МВД РФ. Редакцией Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679 внесены изменения в текст Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения (госавтоинспекции).

31 июля 1998: постановление Правительства РФ № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 31.12.2005 г.)

20 апреля 1999: приказ МВД РФ № 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 28.03.2005 г.)

1 июля 2000: вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 № 370 "О внесении изменений и дополнений в Правила дорожного движения".

25 апреля 2002: издан Федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

26 декабря 2002: постановление Правительства РФ № 930 «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов»

1 июля 2007: новая редакция Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД.

Необходимая информация

Ссылки

"Вокруг света" о ГИБДД

Статьи

Телеграф

Примечания

  1. Указы Президента РФ от 15.06.98 № 711 и от 02.07.2002 № 679 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения"

OKornilova

К этой странице обращались 38 127 раз(а).