Волгоград

Волгоград. Мемориал на Мамаевом кургане
Увеличить
Волгоград. Мемориал на Мамаевом кургане

Волгоград - город в России. Расположен в европейской части страны, на Нижней Волге. Административный центр Волгоградской области.

Расстояние от Москвы 1071 км (по железной дороге). Скорый поезд №001И "Волгоград" проходит это расстояние за 18 часов 51 минуту. Самолет Боинг 737-500, вылетая из московского аэропорта "Домодедово", приземляется в аэропорту "Волгоград (Гумрак)" через 1 час 18 мин.

Телефонный код 8442******

Население

Население 1 млн 019 тыс. чел. (оценка на 2013) [1] 981.9 тыс. человек (на 1.1.2009)[2]. Жители города называются волгоградцы.

Климат

Климат области континентальный, с холодной, малоснежной зимой и продолжительный, жарким, сухим летом. Весна короткая, осень теплая и ясная.

Особенностью континентального климата являются большие амплитуды колебания температур. Среднемесячные амплитуды в области 30-32°, а максимальных и минимальных температур -70-80°. [3], годовое количество осадков в среднем 3000-500 мм. Две трети осадков приходится на теплый период (с апреля по октябрь). Большое количество их выпадает летом, когда испаряемость, к сожалению, превышает осадки, а потому в случае засухи почти бесполезны.[4]

Среднесуточная температура воздуха летом +11-12°С, зимой -10-11°.[5]

Физическая география

Географические координаты Волгограда 48°48'с.ш. 44°28' в.д. [6]

Рельеф - город находится на высоком правом берегу Волги, на ее излучине, в месте наибольшего сближения рек Волги и Дона. Волга оказывает огромное влияние на геологические процессы, природу города и окрестностей. В районе Волгограда она разветвляется на отдельные рукава, из которых самый большой и важный - Ахтуба. Город вырос на южном краю Приволжской возвышенности, которая тянется на север до самой Чувашии. К югу от города начинается Сарпинская низменность с цепью Сарпинских озер.

Административное деление

Площадь города 565 км2. [7]

Город разделен на 8 административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский и Красноармейский, к Волгограду отностся также поселки городского типа Водстрой, Горьковский, Гумрак, Южный.

Карта

Интерактивная карта города

История Волгограда: Царицын - Сталинград - Волгоград

1589-1925 Царицын

Хронология сверена по изданию: "Волгоград. Четыре века истории." Волгоград, 1989. Даты в скобках - по старому стилю.

Царицын первой половины XVII века. Рисунок Адама Олеария, 1636
Увеличить
Царицын первой половины XVII века. Рисунок Адама Олеария, 1636

1555: Русские караулы в районе устья реки Царицы, на Переволоке - так назвалась местность между Волгой и Доном в районе их наибольшего сближения, где была возможность волоком доставить грузы с одной реки на другую. Название реки Царица, возможно, от татарского "сара-цын" - "жёлтый(золотой) песок".

1589, 12 (2) июля грамота царя Федора Иоанновича воеводе князю Григорию Осиповичу Засекину, которому поручено строить на Переволоке новый город. Первое письменное упоминание о Царицыне. [8] Воевода Засекин избрал для города "Царицын остров" против устья реки Царицы. 12 июля 1589 считается днем основания Царицына-Волгограда.

1603: Посланник императора Рудольфа II по дороге в Персию останавливался в Царицыне на правом берегу Волги: первое свидетельство о нахождении города на современном месте

1607, июль: город занял самозванец Ивашка-Айгуст. Оставив гарнизон, двинулся к Саратову, взять который не смог. На Дону его войско разбили поляки и Лжедмитрий II, сам Ивашка-Айгуст был повешен. 3 ноября (24 октября) мятежников выбил из города присланный царем Василием Шуйским отряд воеводы боярина Шереметьева.

1615: стрельцы отстроили город и острог заново, 12 (2) марта они получили за это от царя в награду по рублю (каждому из 6 командиров)

1670 14 (4) августа: Степан Разин занял Царицын, 14 (4) октября его, тяжело раненого под Симбирском, привезли в струге в Царицын. Поправившись, Разин вернулся в Кагальницкий городок на Дон, где и был выдан властям.

1671, ноябрь: Царицын очищен от разинцев и окончательно занят царскими войсками.

1695, 17 (7) июля: первое посещение Царицына главой российского государства. Во время первого Азовского похода царь Петр I останавливался в Царицыне.

1697: учреждение таможни

1706: городской посад сгорел дотла; быстро восстановлен по приказанию Петра. Царицын – важный опорный пункт на Переволоке, лежащей на пути набегов кубанских и крымских татар.

1708, 17 (7) июня: во время восстания казаков под руководством Кондратия Булавина отряд мятежников во главе с Игнатом Некрасовым занял Царицын. После осады была взята царицынская крепость, командиры перебиты; комендант воевода Афанасий Турченинов обезглавлен

30 (20) июля: полки, присланные из Астрахани губернатором П.М. Апраксиным, отбили Царицын [9]

1717: опустошительный набег крымских и кубанских татар с участием казаков-некрасовцев, сожгли посад, разграбили, двинулись дальше. Всего после набега в неволю угнали 12 тыс. русских людей. Петр приказал срочно сооружать укрепленную линию между Волгой и Доном. [10]

1720: построено грандиозное защитное сооружение: земляной вал длиной 60 верст от Царицына до Дона, южнее Качалинского городка. Высота вала составляла 12 м, перед ним был ров, по верху частокол. Строительством руководил генерал-майор Кропотов. Линия преградила путь набегам и позволила заселить междуречье Волги и Дона.

1722, 31 (20) декабря: Петр I приехал в Царицын на обратном пути из Персидского похода. Царь предписал реконструировать городскую крепость и заселить окрестности города украинцами.[11]

1740: Царицынская крепость отстроена по плану, начертанному Петром во время его пребывания в городе в 1722.

1740-е: Рыбу, фрукты и овощи из Царицына начали поставлять в Москву и Петербург.

1765, 22 (11) апреля: агент евангелического братства гернгутеров Петр Конрад Фриз заключил с правительством Екатерины договор о создании немецкой колонии Сарепта Сидонская в 30 верстах к югу от Царицына. Сарепта в советское время получила название Красноармейск, ныне Красноармейский район Волгограда.

1767: колония добилась процветания; гернгутеры Сарепты начали первыми в России выращивать горчицу. Был создан особый сорт - сарептская горчица.

1774, 1 сентября (21 августа): город пытался штурмовать Пугачев. 6-тысячный гарнизон под командованием коменданта полковника Цыплетева вел бой 5 часов. Узнав, что на подходе к городу карательный отряд полковника Михельсона, Пугачев прекратил штурм и ушел в Сарепту.

Екатерина II за участие в восстании расформировала Волжское казачье войско и упразднила Царицынскую сторожевую укрепленную линию, которая к тому времени была уже не нужна, так как южным рубежом в 1774 стала река Кубань. Волжские казаки были переселены в шесть станиц между Моздоком и Азовом.

1808, 12 июля (30 июня): городской магистрат заключил соглашение с отставным сержантом Иваном Власовым об открытии в Царицыне первой школы, где 26 мальчиков и 7 девочек учились писать, читать и считать.

После 1780 Царицын до самой революции 1917 оставался уездным городом, и до отмены крепостного права - одним из самых мелких

Население Царицына, чел.:
1803 938
1825 4055
1861 6748

Население занималось в основном огородничеством, в городе была только мелкая промышленность: 3 кирпичных, 2 свечных, горчичный и пивной заводы.

Случайность, давшая городу новую жизнь

В эпоху отмены крепостного права на Переволоке был город гораздо крупнее Царицына - Дубовка, ныне центр Дубовского района Волгоградской области. В 1861 году население Дубовки составляло 12893 чел., вдвое больше Царицына. Как и в Царицыне, там имели большое влияние фурщики, перевозившие товары на фурах между Волгой и Доном. Когда решался вопрос, где строить железную дорогу между двумя реками, правительство сначала склонялось к Дубовке. Но тамошний городской голова счел, что дубовские фурщики в этом случае разорятся. Царицынские купцы не испугались риска. 17 (5) мая 1862 было объявлено об открытии железной дороги Царицын-Калач, движение началось в июле. Дорога сразу же превратила Царицын в важный транспортный узел и один из крупнейших портов на Волге, и начался его стремительный подъем.

Рост численности населения Царицына, чел.:
1897 56,5 тыс.
1903 79,8 тыс.
1914 134 тыс.

Здание пожарной каланчи - одно из немногих сохранившихся старинных зданий города
Увеличить

Здание пожарной каланчи - одно из немногих сохранившихся старинных зданий города

Уездный Царицын обогнал такие губернские города, как Пермь, Тверь или Орел. В 1870 Грязе-Царицынская дорога соединила порт на Волге с Центральной Россией и Прибалтикой, царицынские купцы начали формировать цены на всероссийском рыбном рынке. В 1897 построена железная дорога на Северный Кавказ (через Тихорецк), в 1900 - на Донбасс.

1867: с началом промышленной разработки на озере Баскунчак соли Царицын получил преимущественное право ее переработки.

Конец 1860-х: возникло промышленное производство арбузов.

1872, 13 (1) октября: первая в городе постоянная театральная труппа дала первый спектакль, с 1882 представления проходили в специально арендованном помещении.

1875: первая мужская гимназия (Александровская)

1878: построена нефтебаза братьев Нобель

1879: между Баку и Царицыным стал курсировать первый в мире самоходный паровой танкер "Зороастр"; началось производство железнодорожных цистерн для перевозки нефти и мазута.

1880: рядом с нефтебазой построен городок Нобеля с электростанцией, нефреперегонным заводом и механическими мастерскими

1881: братья Максимовы основали лесозаводы, ставшие к 1916 крупнейшими в России.

1885: первая городская газета "Волжско-Донской листок"

1887: первая женская гимназия (Мариинская)

1890: открыт водопровод

1894, 18 (5) января: первая библиотека

1895: заработала телефонная станция с 90 абонентами

1896: ремесленное училище

1897, 12 мая (30 апреля): заложен металлургический завод общества "Урал-Волга", в 1898 пущена первая мартеновская печь. Предприятие затем носило названия завод ДЮМО, Французский завод; ныне ВМЗ "Красный Октябрь".

1900, 13 (1) января: в доме бр. Серебряковых открылась товарная биржа. Царицынские биржевики контролировали лесной, керосиновый, горчичный, рыбный, хлебный, соляной рынки, влияли на рынок металлоизделий.

1905: волна забастовок на всех предприятиях; открыта городская больница

1908: электрическое освещение улиц.

1913: открыта бактериологическая лаборатория, на базе которой затем организован Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт

1913, 24 (9) апреля: открыто трамвайное движение. Царицын – единственный в России уездный город, имевший трамвай.

6 августа (24 июля): заложен орудийный завод, ныне ПО "Баррикады".

1914: построена канализация

1917 17 (4) ноября: царицынский Совет взял власть в городе в свои руки.

1918: первые попытки белых захватить Царицын

1918, 2 июня: упразднена городская дума и ее управа

Национализация промышленности, безработица

1919, 30 июня: армия А.И. Деникина взяла город.

Барон П.Н. Врангель принимает парад белых частей в Царицыне. 29 июня по старому стилю (11 июля) 1919.
Увеличить
Барон П.Н. Врангель принимает парад белых частей в Царицыне. 29 июня по старому стилю (11 июля) 1919.

1920, 3 января: в город вступила Красная армия.

1920, 10 мая: первый губернский съезд Советов закончил оформление Царицынской губернии в отдельную административно-территориальную единицу; с этого дня Царицын в той или иной форме остается областным центром.

1921: голод - только в самом городе голодало 30 тыс. чел. Помощь голодающим; расцвет мелкого бизнеса в эпоху НЭПа; восстановление промышленности.

1925, 10 апреля: ВЦИК постановил переименовать Царицын в Сталинград, Царицынскую губернию в Сталинградскую в ознаменование заслуг И.В. Сталина как одного из организаторов обороны Царицына в 1918 - 1919

1925 - 1961 Сталинград

1930, 31 мая: открыт Тракторный институт (ныне Политехнический) - первый ВУЗ города

17 июня: пуск Сталинградского Тракторного Завода (СТЗ им. Дзержинского, ныне ТК "ВкТЗ") – первого тракторного завода в России.

8 ноября: пуск турбины №1 СталГРЭС

1931, 10 июля: территория города постановлением ВЦИК расширена с 109,7 км2 до 335,2 км2. В черту города включены Спартановка, Рынок, Купоросный, Сарепта-Дамба, Красноармейск (Сарепта).

В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 г.), СталГРЭС, судоверфь.

1940: в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий. 3 из 5 советских тракторов собирал СТЗ; действовала самая современная Сталинградская судоверфь, завод "Красный Октябрь" по многим сортам стали занимал первое место в стране.

В годы Великой Отечественной войны

1941: СТЗ перешел на выпуск танков "Т-34", до конца года собрано более 1000 машин; с потерей Курской железной дороги важнейшим транпортным путем на Кавказ стали железные дороги, проходящие через Сталинград

1 ноября: первая бомбежка

1942, 5 апреля: директива Гитлера о необходимости захвата Сталинграда

1942, май: бомбардировки города стали ежедневными.

21 июня: Сталинград на военном положении.

12 июля: образован Сталинградский фронт (12 дивизий 160 тыс. чел., 400 танков, 700 самолетов); полоса фронта длиной 500 км

17 июля: 62-я и 64-я армии Сталинградского фронта вступили в бой с наступающей 6-й армией генерал-полковника Фридриха Паулюса, превосходящей весь фронт в силе и технике (у Паулюса 270 тыс. чел., 500 танков, 1200 самолетов). Начало Сталинградской битвы.

25 июля: немецкие летчики приступили к минированию Волги.

28 июля: приказ наркома обороны Сталина №227 "Ни шагу назад".

19 августа: фашисты ценой огромных потерь приблизились на 80 км к Сталинграду, Гитлер приказал взять Сталинград 25 августа.

23 августа: у Латошинки немцы вышли к Волге; бои на северной окраине города, где советские зенитчики прямой наводкой стреляли по лавине из 200 наступающих танков.

23 августа - 14 октября: из города эвакуировано 400 тыс. чел. С этого дня снабжение только по Волге.

12 сентября: Гитлер вызвал Паулюса в свою ставку под Винницей и приказал в ближайшие дни взять весь город.

Во главе прикрывающей окраины 62-й армии поставлен генерал-лейтенант В.И. Чуйков

14 сентября: бои за Мамаев курган; на помощь армии брошено ополчение завода «Красный Октябрь» и других предприятий, 75 тыс. чел.; через переправу пришла 13-я армия генерал-майора Александра Ильича Родимцева, отбросила наступавших. Мамаев курган - высота 102,0 - имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправы через Волгу. 62-я армия всеми силами удерживала эту высоту, Мамаев курган несколько раз переходил из рук в руки. Здесь сражались воины пяти стрелковых дивизий: 112-й, 13-й гвардейской, 95-й, 284-й дивизий; также 10-й дивизии войск НКВД.

Сталинград стал городом-фронтом. В уличных боях, кроме сухопутных войск и авиации, участвует Волжская военная флотилия: 7 канонерок, 14 бронекатеров, 33 тральщика, 2 пл. зенитные батареи, ж/д батарея, 2 батальона морской пехоты.

15 сентября: вокзал отбит у противника ротой автоматчиков.

17 сентября: враг подтянул к вокзалу две роты автоматчиков и 20 танков и снова перешел в атаку. В этот день вокзал 4 раза переходил из рук в руки.

4 октября: бои за СТЗ и "Красный Октябрь". Наступали одновременно 7 немецких дивизий, из них то 2, то 3 танковые; к 8 октября противник сумел продвинуться на 400 м.

17 октября: СТЗ взят немцами весь, 62-я армия рассечена, поселок Рынок отрезан.

5 ноября: остановилась работа городской электростанции.

К середине ноября тактика "активной обороны", применяемая 62-й армией, позволила остановить продвижение гитлеровских войск в городе. Противник исчерпал резервы и перешел к обороне.

19 ноября: начало операции "Уран": окружение группировки врага, сражающейся в Сталинграде, силами 3-х фронтов: с севера предстояло наступать войскам Донского и вновь созданного Юго-Западного фронтов. С юга удар наносил Сталинградский фронт, соединения которого до встречи с войсками, идущими с севера, должны были пройти до 100 км. На всю операцию по окружению отводилось трое-четверо суток. Войска Юго-Западного и Донского фронтов получили приказ о наступлении в ночь с 18 на 19 ноября, Сталинградского - в ночь с 19 на 20 ноября.

23 ноября: кольцо окружения сомкнулось в Калаче-на-Дону.

1943, 8 января: первое предложение Паулюсу о сдаче; отвергнуто[12]

24 января: советские войска подошли к окраинам Сталинграда с запада.

25 января: 62-я армия отбила Мамаев курган.

26 января: 62-я армия соединилась с 21-й, наступавшей с запада: немецкая группировка в Сталинграде разрезана надвое.

31 января: сдалась южная группировка противника, фельдмаршал Паулюс со всем штабом взят в плен в здании городского универмага

2 февраля: в 16 часов сдалась северная группировка, Сталинградская битва закончилась.

В этом крупнейшем в истории сражении были окружены и разгромлены немецко-фашистские 6-я и 4-я танковая армии, румынские 3-я и 4-я армии, итальянская 8-я армия. Фашистский блок потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 млн человек - четверть всей своей живой силы на Восточном фронте. Уже 10 января Гитлер признал перед высшими офицерами, что отныне идет война за выживание, а не за овладение территориями.

В ходе боев уничтожено 90% жилого фонда города, и все до одного предприятия.

31 июля: первая плавка стали на разрушенном заводе "Красный Октябрь"

Памятник послевоенной архитектуры - железнодорожный вокзал в Волгограде
Увеличить
Памятник послевоенной архитектуры - железнодорожный вокзал в Волгограде

1945: принят генеральный план реконструкции города; предусматривающий постройку новых зданий по новым проектам с сохранением прежней сетки улиц.

1945, 1 мая: Сталинград удостоен почётного звания города-героя[13]

Портал "Сталинградская битва"

Сталинград послевоенный

1948: заработало в полном цикле производство на заводе "Красный Октябрь"

1949: СТЗ вышел на проектную мощность.

1952, 27 июля: открыт Волго-Донской канал, берущий начало в Сталинграде

1958, 31 октября: в ходе стротельства ГЭС у истока Ахтубы перекрыта Волга.

1958, 22 декабря: Сталинградская ГЭС дала первый ток (с 9 сентября 1961 – Волжская ГЭС, к 1962 достигнута мощность 2,56 МВт)

1959: пуск алюминиевого завода.

1961, 10 ноября: Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город переименован в Волгоград

Волгоград после 1961

1967: пуск химкомбината им 50-летия Октября, ныне ОАО "Каустик"

1967, 15 октября: открыт памятник-ансамбль на Мамаевом кургане. Главный монумент - статуя Матери-Родины высотой 52 м, в руках статуи меч длиной 29 м, весом 14 тонн.

1974: открыт Дворец спорта

1975: команда "Баррикады" получила нынешнее название - "Ротор".

1980, 1 сентября: - торжественное открытие Волгоградского государственного университета.

1984: пуск скоростного трамвая, часть маршрута проходит под землей (3 станции).

1987, 20 сентября: первое празднование Дня города; с тех пор проходит в сентябре.

1989, 3 мая: родился миллионный житель города. Волгоград - 20-й по счету миллионный город СССР.

1993: начало производства автобусов "Волжанин", г. Волжский (город-спутник Волгограда)

1996, 25 сентября: городская Дума приняла устав города

1999, 9 мая: пуск троллейбусного завода

2000, 31 мая: теракт: взрыв в жилом районе. Погибло 2, ранено 12 чел. [14]

2006: размещение большого государственного заказа на стратегические и тактические ракетные комплексы [15]

30 мая: по обвинению в злоупотреблениях арестован бывший мэр Е. Ищенко [16]

октябрь: начало серии загадочных отравлений суррогатом - эпидемия токсического гепатита [17]

2007, 20 мая: на выборах мэра Волгограда победил депутат облдумы, представитель КПРФ Роман Гребенников [18]

Промышленность Волгограда

Волгоград вместе с городами-спутниками: Волжский, Краснослободск, Горьковский - важнейший промышленный центр юга России и Поволжья.

Важнейшие предприятия:

Транспорт

Городской

Метротрам
Волгоградский метротрам

Скоростной трамвай для Волгограда - аналог метро. Линия протяжённостью 13,5 км проходит вдоль главной магистрали, проспекта Ленина, и соединяет Центральный район города с северными промышленными — Тракторозаводским и Краснооктябрьским. В центральной части города линия проходит под землёй.

Наземный общественный транспорт

Автобусы, трамваи и троллейбусы

Междугородный

Железная дорога

В черте Волгограда расположено несколько крупных железнодорожных станций Приволжской железной дороги: Волгоград-2, Татьянка, им. Максима Горького, Сарепта. Главная пассажирская станция Волгоград-1, здесь каждые сутки проходят десятки пассажирских поездов[19] и пригородных электропоездов. Вокзал заново выстроен после Великой Отечественной войны.

Волгоградский речной вокзал — крупнейшее сооружение подобного типа в Европе
Увеличить
Волгоградский речной вокзал — крупнейшее сооружение подобного типа в Европе

Волгоград - центр Волгоградского отделения Приволжской железной дороги.

Аэропорт
Международный аэропорт "Волгоград (Гумрак)" - официальный портал

Речной транспорт

Волгоградский речной порт

Автомобильный транспорт

Автовокзал Волгограда

Через город проходят автомагистраль федерального значения М6 «Каспий» и европейский маршрут Е40. [20]

Достопримечательности Волгограда

Волгоградский государственный музей-панорама "Сталинградская битва" представляет собой музейный комплекс, в состав которого входит панорама "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом" (самое крупное живописное полотно России, размер полотна 16 х 120 м, 2000 м2 и 1000 м2 предметного плана) и музей "Сталинградская битва", где в 8 экспозиционных залах представлено более 3500 экспонатов, действуют 4 диорамы (размер полотна 5 х 25 м каждая), уникальная портретная галерея советских полководцев и военачальников, принимавших участие в Сталинградской битве.

Историко-мемориальный комплекс "Мамаев курган"- "главная высота России". На Мамаевом Кургане возведён памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы". Центральная фигура композиции — скульптура "Родина-мать зовёт!".

Дом Павлова - четырёхэтажный дом облпотребсоюза, по улице Пензенской, 61, на "Площади имени 9-го января". В период обороны Сталинграда в конце сентября 1942 разведывательная группа, возглавляемая сержантом Павловым, захватила и закрепилась в нем.

Государственный историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник "Старая Сарепта".

ВУЗы Волгограда

СМИ Волгограда

Ссылки

Литература

О Сталинградской битве

Воспоминания

Художественная литература

Избранные материалы "Вокруг света" о Волгограде

Статьи

Телепрограммы

Примечания

  1. Федеральная служба государственной статистики. База данных показателей муниципальных образований
  2. Федеральная служба государственной статистики о городах Волгоградской области; на 1.1.2008 население - 983.9 тыс. чел.: Федеральная служба государственной статистики России о Волгоградской области; на 1.1.2006 - 992 тыс. чел.: Федеральная служба государственной статистики России; по данным переписи населения-2002 числилось 1 млн 011,4 тыс. чел.: Данные переписи-2002
  3. Архив погоды в Волгограде
  4. Погода в Волгограде
  5. Погода в Волгограде
  6. Координаты метеостанции Волгограда
  7. Информационный портал Volgograd.info
  8. Полный текст грамоты (по изданию "Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической Комиссией". Т.1 СПб., 1846, С. 212-213.):

    1589 июля 2 Грамота воеводе князю Григорию Засекину с товарищами, об отправлении в Астрахань судов, присланных из Казани для возки леса к новому городку, построенному на Переволоке.

    От царя и великово князя всеа Руссии, на Переволоку, воеводам нашим, князю Григорию Осиповичу Засекину, да Роману Васильевичу Олферьеву, да Ивану Афанасьевичу Нащокину. Которые суды отпущены ис Казани на Переволоку, для лесовой возки, с вами со князем Григорьем и с Иваном, и как даст Бог город и острог сделаете, и вы бы у себя на Переволоке оставили для тутошних посылок ис тех судов сколько пригоже, которые для тутошних дел пригодятся, а лутчие б естя суды отослали в Астрахань на наши обиходы астраханские; а сколько каких судов от себя в Астрахань пошлете, и вы бы о том в Астрахань отписали к боярину нашему и воеводам ко князю Федору Михайловичу Троекурову с товарищи, да к дьяку к Меньшому к … да к нам бы естя о том отписали же, сколько каких судов у себя на Переволоке оставите и что пошлете в Астрахань, чтоб нам про то ведомо было. Писан на Москве, лета 7097, июля в 2 день. За приписью дьяка Дружины Петелина.

    Из рукописи XVII века, in fo (л. 506), содержащей в себе Разряды 1531-1609 годов. Сличено со списком, находящимся в Разрядной книге, in fo (л. 176) – Обе рукописи принадлежат Археографической Комиссии.

  9. Согласно рапорту, царские войска «тех злодеев воровских казаков побили многое число и живых побрали». Игнат Некрасов ушел с отрядом 2000 чел. на Кубань, откуда продолжал совершать набеги. В 1740 некрасовцы эмигрировали в Турцию.
  10. Эта линия была им задумана еще в 1694.
  11. Флотилия вмерзла в волжский лед в 155 верстах от Царицына, Петр 20 декабря прибыл в город на санях. Подарил городскому магистрату свои картуз и трость со словами (по легенде): "Вот вам трость; как я управлялся ею с друзьями своими, так вы обороняйтесь ею от врагов ваших". Трость длиной 1,64 м хранится в Областном краеведческом музее

  12. Ультиматум советского командования командующему 6-й немецкой армией генерал-полковнику Паулюсу, 8 января 1943 г.
  13. Информационный портал о Сталинградской битве
  14. Хроника агентства "РИА-новости"
  15. Сообщение агентства "РИА-новости"
  16. Сообщение агентства "РИА-новости"
  17. Сообщение агентства "РИА-новости"
  18. Сообщение агентства "РИА-новости"
  19. Расписание движения поездов по станции Волгоград-1
  20. Информационный портал auto.volgograd.ru

OKornilova

К этой странице обращались 78 883 раз(а).