Буряты

Мама и дочка в праздничных костюмах в Улан-Баторе. Монгольские буряты. 2007 г.
Увеличить

Мама и дочка в праздничных костюмах в Улан-Баторе. Монгольские буряты. 2007 г.

Буря́ты, буряад (самоназвание), Buryats или Buriyads (англ.), Burjaten (нем.), Bouriates (франц.) — титульная нация Республики Бурятия в составе Российской Федерации, Усть-Ордынского Бурятского округа на юго-востоке Иркутской области и бывшего Агинского Бурятского автономного округа в Читинской области, который в 2008 вошел в состав Забайкальского края. Говорят на бурятском языке северной подгруппы монгольской группы алтайской языковой семьи. В бурятском языке выделяют западную и восточную группу диалектов. Всего - 15 диалектов, некоторые из них различаются на уровне непонимания. Диалекты соотносятся с племенным делением бурятского народа. Основными субэтносами являются эхириты, булагаты, хоринцы, хонгодоры и селенгинцы, причем последнее название не этническое, а географическое. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект. До 1931 буряты пользовались старомонгольским алфавитом на основе уйгурского письма, в 1931 была введена латинская графика, а в 1939 - вариант кириллицы. Традиционные занятия у западных бурятов - скотоводство и земледелие, у восточных - только скотоводство (мелкий рогатый скот, коневодство, верблюдоводство). Западные буряты исповедуют православие и шаманизм, а восточные - буддизм ламаистского толка. По антропологическому типу буряты принадлежат центрально-азиатскому типу монголоидной расы.

Бурятская семья в своей юрте. Гравюра и рисунок Е.М. Корнеева (1780-1839), 1809 г.
Увеличить

Бурятская семья в своей юрте. Гравюра и рисунок Е.М. Корнеева (1780-1839), 1809 г.

Расселение

По данным переписи 2010 г. в Российской Федерации проживало 461,4 тыс бурят. [1] (По данным переписи 2002 г. – 450 тыс. чел., из которых в Республике Бурятия проживало 272,9 тыс. человек, в Усть-Ордынском Бурятском округе - 54 тыс. и в бывшем Агинском Бурятском округе - 45 тыс. бурятов[2]. За пределами России буряты живут во Внутренней Монголии на севере Китая (25 тыс.) и в Монголии (80 тыс., 1998 г.).

Этимология этнонима

Этноним "бурят" (бурийат) впервые встречается в "Сокровенном сказании монголов" (ок. 1240) [3] в рассказе о событиях 1207, когда старший сын Чингиз-хана Джучи подчинил это племя. Существует, по крайней мере, 7 объяснений этимологии этнонима "буряты"[4]. По наиболее распространенной версии, этноним "бурят" связан с именем предка всех монголов Буртэ-Чино, который восходит к почитанию волка ("бури" монг. из тюрк.) в качестве тотемного животного[5]. Племя же булагатов, имевшее прародителя Буха-нойона, считается основным ядром бурятского народы - первоначального носителя этнонима "буряты". По другой версии, степняки-монголы именовали северных жителей Предбайкалья бураад - "лесные" жители от слова "бураа" - "густая роща", "лесная чаша". В русских документах XVII-XVIII вв. бурятов именовали "братские люди". "Братские люди" - это твердое произношение русскими этнонима "буряты". Первые известия о бурятах русские служилые получили в 1609, когда название упоминается в документах Сибирского приказа[6].

Семья забайкальских бурятов в юрте. Литография из книги: Pauli G.F.Ch. Description ethnographique des peuples de la Russie. Saint-Pétersbourg, 1862.
Увеличить

Семья забайкальских бурятов в юрте. Литография из книги: Pauli G.F.Ch. Description ethnographique des peuples de la Russie. Saint-Pétersbourg, 1862.

Этническая история

X в.: распространение монгольских племён в Прибайкалье и монголизация местных тунгусо-маньчжурские племена. Монголоязычные хори-туматы разбили тюрок-курыкан и захватили Предбайкалье. Оставшиеся курыкане ассимилировались монголами и стали предками западных бурят. К XIII в. союз хори-туматов распался[7].

1207-1727: территория Бурятии входит в состав Монгольской империи (1207-1368), а позднее находится в зависимости от монгольских ханов, которым платили дань. Монголы дали бурятам свою десятичную военную организацию. В 1691 монголы из-за угрозы со стороны джунгаров приняты в китайское подданство[8].

1609: в документах Сибирского приказа впервые встречается словосочетание "брацкая землица". С 1620-х гг. начинается проникновение русских в Бурятию. В 1631 был основан Братский острог (совр. Братск), В 1641 - Верхоленский острог, в 1647 – Осинский, в 1648 – Удинский (совр. Нижнеудинск), в 1652 - Иркутский острог, в 1654 – Балаганский острог, в 1666 - Верхнеудинск - этапы колонизации края. Многочисленные военные столкновения бурятов с русскими казаками и ясачными бурятами относятся к 1-й половине XVII в. Особенно часто буряты нападали на остроги - символы русского господства[9].

1648-1658: принятие русского подданства западными бурятами, назначение им уплаты ясака. В 1630-х - 1660-х гг. часть племен перекочевала в Монголию, однако, после начала гражданской войны в Монголии и вторжения джунгарского правителя Галдана-Бошокту-хана (1671-1697) в 1688, началось обратное переселение монголов в Бурятию, продолжавшееся с 1665 по 1710 (хондогоры). Во 2-й половине XVII в. русское подданство приняли восточные буряты, куда с 1672 стали часто вторгаться отряды монголов [10].

Хамба-лама - верховный лама Бурятии, сидящий в центре, - в Гусиноозёрском (Тамчинском) дацане. Фотография 1886 г.
Увеличить

Хамба-лама - верховный лама Бурятии, сидящий в центре, - в Гусиноозёрском (Тамчинском) дацане. Фотография 1886 г.

XVII-XVIII вв.: ламаистский буддизм из Монголии проник к бурятскому населению Забайкалья в начале XVII в. Первоначально эта религия была распространён среди селенгинских и джидинских бурятов, пришедших незадолго до этого из Монголии, а в конце XVII-начале XVIII в. буддизм распространился на территории всего Забайкалья. В 1741 императрица Елизавета Петровна (1741-1762) узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них, т.е. буддизм был официально принят как религия Российской империи[11].

Бурятский лучник. Фотография конца XIX-начала XX в. Стрельба из лука - национальный вид спорта бурятов.
Увеличить

Бурятский лучник. Фотография конца XIX-начала XX в. Стрельба из лука - национальный вид спорта бурятов.

XVII-XIX вв.: этногенез бурятского народа. Ко времени прихода русских буряты состояли из из 5 основных племен: булагаты - на Ангаре и ее притоках Унге, Осе, Иде и Куде; эхириты (эхэриты) - по верховьям Куды и Лены и притокам последней Ман-зурке и Анге; хонгодоры - на левобережье Ангары, по низовьям pек Белой, Китоя и по Иркуту; хоринцы - на западном берегу Байкала у р. Бугульдеихи, на острове Ольхон, на восточном берегу Байкала в Кударинской степи, по р. Уде и у Еравнинских озер; табунуты (табангуты) - по правобережью р. Селенги в районе низовьев Хилока и Чикоя. Две группы булагатов жили отдельно от остальных бурят: ашехабаты в районе современного Нижнеудинска, икинаты в низовьях р. Оки. Также в состав бурятов входили отдельные группы, жившие на нижней Селенге, - атаганы, сартолы, хатагины и другие. Это были отдельные племена (не союзы), которые выплачивали дань монгольским ханам или другим бурятским племенам. После присоединения к Россия бурятам было предоставлено право свободно исповедовать свою религию, жить согласно своим традициям, с правом выбора своих старейшин и глав. В XVII в. бурятские племена (булагаты, эхириты и, по крайней мере, часть хондогоров) формировались на основе монгольских племенных групп, живших на периферии Монголии. В состав бурятов вошло некоторое число этнических монголов (отдельные группы халха-монголов и джунгаров-ойратов), а также тюркские, тунгусские и енисейские элементы. После присоединения к России также прекратились внутренние конфликты, начался процесс консолидации различных групп и племён, обладавших культурной и языковой близостью, образовав к концу XIX в. новую социальную общность - бурятский народ, располагавший экономической и культурной общностью. Смешиванию с русскими и распространению русской культуры способствовало переселение в XVIII-XIX вв. в Забайкалье старообрядцев-семейских, а в конце XIX - начале XX в. - крестьян - аграрных переселенцев. Результатом крещения бурятов явилось складывание новой этнической группы бурятов - метисов карымов[12].

1689, 1727: два договора России с Китаем, согласно которым территория по обоим берегам озера Байкал отходя от Внутренней Монголии к России: 27 августа 1689 был заключен Нерчинский договор, включавший пункты о границе, определенные, впрочем нечетко. Второй договор, подписанный в Кяхте 21 октября 1727, окончательно разграничил границу[13].

1727: создание Иркутской епархии, которая развернув миссионерскую работу, стала распространять православие среди бурятов. Христианизация усилилась во 2-й половине XIX в. В начале XX в. в Бурятии функционировал 41 миссионерский стан и десятки миссионерских школ. Наибольших успехов христианство добилось у иркутских бурят[14].

1731-1851: служба бурятов в русской армии в качестве отдельных отрядов. В 1731 вооруженные силы России, расположенные в Забайкальском крае, состояли из пехотного полка, роты драгун и 5000 бурятских и эвенкийских конников. В сентябре 1735 7 пограничным родам селенгинских и 11 родам хоринских бурят за службу были выданы знамена подразделений. В 1766 из бурят были сформированы 4 полка для содержания караулов по Селенгинской границе: 1-й ашебагатский, 2-й цонгольский, 3-й атаганский и 4-й сартольский. Казаки, служащие в полках, освобождались от ясака и получали жалование 6 рублей в год. Во главе бурятского казачьего войска стояли выборные начальники: атаман, четыре полковых есаула, сотники, пятидесятники и десятники. В 1851 при формировании Забайкальского казачьего войска туда были введены 1-й, 2-й, 3-й русские полки, 4-й тунгусский и 5-й и 6-й бурятские полки[15].

Бурятская семья из Баргузинского ведомства. Фотография начала XX в.
Увеличить

Бурятская семья из Баргузинского ведомства. Фотография начала XX в.

1810: указ императора Александра I (1801-1825), согласно которому каждый взрослый бурят в Иркутской области получил 30 десятин земли - начало оседания западных бурятов на землю, хотя и тут полукочевое скотоводство оставалось важнейшей отраслью экономики, в то время как восточные буряты оставались чистыми кочевниками[16].

1917-2008: формирование национального государства и "социалистической нации" у бурятов. В 1917 было образовано первое национальное государство "Буряад-Монгол улс" ("Государство Бурят-Монголия") во главе с Бурнацкомом. В 1921 была образована Бурят-Монгольская автономная область в составе Дальневосточной республики, а в 1922 Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР. В 1923 они объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В 1937 из состава Бурят-Монгольской АССР выведен ряд районов, из которых были образованы бурятские автономные округа - Усть-Ордынский и Агинский. В 1958 Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР, которая в 1992 была преобразована в Республику Бурятия. 1 марта 2008 в результате объединения Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области был образован Забайкальский край[17].

Ссылки

Богатые селенгинские буряты из Забайкалья. Фотография рубежа XIX-XX вв.
Увеличить

Богатые селенгинские буряты из Забайкалья. Фотография рубежа XIX-XX вв.

Материалы электронных изданий

Литература

  • Базаржапов В.Б. Буряты на службе отечества. Улан-Удэ, 2005.
  • Бардаханова С.С., Соктоев А.Б. Система жанров бурятского фольклора. Новосибирск, 1992.
  • Басаева К.Д. Преобразование в семейно-брачных отношениях бурят. Улан-Удэ, 1974.
  • Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. 2-е изд. Улан-Удэ, 2008.
  • Булаев В.М., Дашидондоков Ш.-Н.С. Образ жизни населения как отражение национальной самобытности (на примере бурят Восточного Забайкалья). Улан-Удэ, 2002.
  • Буряты: Традиции и культура. Фотоальбом. Улан-Удэ, 1995.
  • Буряты в XVII-XVIII вв.: демографическая история и этнические процессы. Улан-Удэ, 2000.
  • Буряты/ Под ред. Н.Л. Жуковой. М., 2004.
  • Быт бурят в настоящем и прошлом. Улан-Удэ, 1980.
  • Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят.Л., 1969.
  • Галданова Г.Р. Закаменские буряты: Историко-этнографические очерки (вторая половина XIX- первая половина XX веков). Новосибирск, 1992.
  • Галданова, Г.Р.; Герасимова, К.М.; Дашиев, Д.Б. Ламаизм в Бурятии XVIII - начала XX века: Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск, 1983.
  • Галданова Г.Р., Потапов Л.П. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987.
  • Дугаров Д.С., Неклюдов С.Ю. Исторические корни белого шаманства: На материале обрядового фольклора бурят. М., 1991.
  • Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. Новосибирск, 1991.
  • Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX— XX вв.). Новосибирск, 2000.
  • Жукова Н.Л. Республика Бурятия: этнорегиональная статистика, 1991-1993 гг. М., 1994.
  • Жукова Н.Л. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы. М., 1997.
  • Жукова Н.Л. Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001.
Бурятка в национальной одежде на фоне дома и юрты - двух форм жилищ у бурятов. Воспроизведено по книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. II. Paris, 1812.
Увеличить

Бурятка в национальной одежде на фоне дома и юрты - двух форм жилищ у бурятов. Воспроизведено по книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. II. Paris, 1812.

  • Залкинд Е.М. Общественный строй бурят в XVIII-первой половине XIX в. М., 1970.
  • Затеев В.И. Формирование и расцвет бурятской социалистической нации. Улан-Удэ, 1961.
  • Зориктуев Б.Р. Современный быт бурятского села. Новосибирск, 1982.
  • Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001.
  • История Бурят-Монгольской АССР Т. 1. 2 изд. Улан-Удэ, 1954.
  • История Бурятской АССР. Т. 2, Улан-Удэ, 1959.
  • Кудрявцева Ф.А. История бурят-монгольского народа (от XVII до 60-х гг. XIX в.). М.; Л., 1940.
  • Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск, 1983.
  • Обряды в традиционной культуре бурят. М., 2002.
  • Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов. Л., 1937.
  • Павлинская Л.Р. Буряты. Очерки этнической истории. СПб., 2008.
  • Подгорбунский И.А. Буряты: физический тип и духовная личность бурят. Иркутск, 1908.
  • Религия в истории и культуре монголоязычных народов России/ Под ред. Н.Л. Жукова. М., 2008.
  • Санданов В.Д. Стрелы летят в цель. Улан-Удэ, 1989.
  • Серебренников И.И. Буряты, их хозяйственный быт и землепользование. Т.1. Верхнеудинск, 1925.
  • Современность и традиционная культура народов Бурятии: Сборник статей. Улан-Удэ, 1983.
Бурятский шаман из Забайкалья. Открытка на основе фотографии 1904 г.
Увеличить

Бурятский шаман из Забайкалья. Открытка на основе фотографии 1904 г.

  • Татаринов М. Описание о братских татарах, сочиненное Морского корабельного флота штюрманом ранга капитана Михаилом Татариновым. Улан-Удэ, 1958.
  • Уланов А.И. Древний бурятский фольклор. Улан-Удэ, 1974.
  • Ханхараев В.С. Буряты в XVII-XVIII вв. Улан-Удэ, 2000.
  • Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972.
  • Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монголы:история и современность. Раздумья монголоведа. Улан-Удэ, 2000.
  • Чуковская Л. Декабрист Николай Бестужев - исследователь Бурятии. М., 1950.
  • Hoetzsch O. Rußland in Asien: Geschichte einer Expansion. Stuttgart, 1966.
  • Witzenrath Ch. Cossacks and the Russian Empire, 1598—1725: manipulation, rebellion and expansion into Siberia. London, 2007.

"Вокруг света" о бурятах

Статьи

Бурятский князь-тайши. Фотография XIX-XX вв.
Увеличить

Бурятский князь-тайши. Фотография XIX-XX вв.

Материалы "Телеграфа"

Телепрограммы

Примечания

И.В. Сталин (1879-1953), изображенный в бурятской национальной одежде олицетворяющим заботливого руководителя бурятского народа, 1936 г.
Увеличить

И.В. Сталин (1879-1953), изображенный в бурятской национальной одежде олицетворяющим заботливого руководителя бурятского народа, 1936 г.

  1. Официальный портал Республики Бурятия
  2. Население по национальности владению русским языком по субъектам Российской Федерации)
  3. "Сокровенное сказание монголов", § 239
  4. См.: Бертагаев Т.А. Об этнонимах "бурят" и "курикан"// Этнонимы. М., 1970; Санжеев Г. Д. Некоторые вопросы этнонимики и древней истории монгольских народов// Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Улан-Удэ, 1983; Митрошкина А.Г. К этимологии этнонима бурят// Проблемы бурятской филологии и культуры. Иркутск, 1995; Зориктуев Б.Р. О происхождении и семантике этнонима бурят// Монголо-бурятские этнонимы. Улан-Удэ, 1996.
  5. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972.
  6. Мельхеев М.Н. Происхождение географических названий Иркутской области. Иркутск, 1964. С. 28.
  7. Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов. Л., 1937; Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. 2-е изд. Улан-Удэ, 2008.
  8. Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов. Л., 1937; Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. 2-е изд. Улан-Удэ, 2008.
  9. Hoetzsch O. Rußland in Asien: Geschichte einer Expansion. Stuttgart, 1966; Witzenrath Ch. Cossacks and the Russian Empire, 1598—1725: manipulation, rebellion and expansion into Siberia. London, 2007.
  10. Залкинд Е.М. Присоединения Бурятии к России (1958); Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. М., 1964; Кычанов Е.И. Повествование об ойратском Галдане Бошокту-Хане. Новосибирск, 1980.
  11. Жукова Н.Л. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы. М., 1997.
  12. Ханхараев В.С. Буряты в XVII-XVIII вв. Улан-Удэ, 2000.
  13. Кудрявцева Ф.А. История бурят-монгольского народа (от XVII до 60-х гг. XIX в.). М.; Л., 1940.
  14. Свидетельства о насильственном обращении в православие в XIX веке; Бадмаев А.А. Некоторые новые данные о христианизации предбайкальских бурят// Сибирская Заимка. № 3. 2001; Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII-начале XX веков. Ч.1. Иркутск, 2006.
  15. Румянцев Г. Бурятские и эвенкийские казаки// Газета "СМ номер один". № 40. 13.10.2005.
  16. Кудрявцева Ф.А. История бурят-монгольского народа (от XVII до 60-х гг. XIX в.). М.; Л., 1940.
  17. Затеев В.И. Формирование и расцвет бурятской социалистической нации. Улан-Удэ, 1961.

--Anefedkin 19:16, 22 июня 2010 (MSD)

К этой странице обращались 87 461 раз(а).