Бодхгая

Дерево Бодхи
Увеличить
Дерево Бодхи

Бодхгая, बधगय (на санскрите - «место пробуждения возле Гаи»), Bodhgaya/Buddhagaya (англ.)[1] - город в Индии. Расположен на северо-востоке страны, в штате Бихар), округ Гая, район Садар, на западном берегу реки Фалгу. Известен как место, где Сиддхартха Гаутама (Будда) достиг просветления. Один из главных центров буддийского паломничества.

Географические координаты 24º42' с.ш., 84º59' в.д.[2]. Рельеф – холмистая равнина. Расстояние до Дели около 1100 км, до Калькутты 475 км[3]. Ближайшая железнодорожная станция в Гае (17 км на север), от нее полчаса на такси. Ближайший аэропорт в Патне (135 км на север), поездка туда на автобусе занимает 3 часа.

Население

Население 30,9 тыс. чел. (2001). Местные жители говорят на языках хинди, бходжпури и английском.

Климат

Город расположен в зоне жаркого тропического климата. Летом (апрель-июнь) температура колеблется от +28 до +48ºС. В сезон дождей (август-сентябрь) она понижается до +20 +28ºС. Средний уровень осадков в этот период около 119 мм. Лучшее время для посещения Бодхгаи – зима (ноябрь-февраль), когда столбик термометра понижается до +14 +24ºС.

История

Будда в позе алмазной несокрушимости
Увеличить
Будда в позе алмазной несокрушимости

В 35 лет (564 до н.э.), после 6-летней аскезы в пещере в верховьях реки Фалгу, притоке Ганга, Сиддхартха Гаутама дошел до крайности истощения. Стало понятно, что чрезмерный пост не привел ни к чему, кроме как к помутнению сознания. Желая напиться из реки, обессиленный аскет свалился в нее. От смерти его спасло только мелководье – в жару река почти пересохла. Течение вынесло Гаутаму на берег рядом с местечком Гая. Здесь его обнаружила местная крестьянка Суджанта. Пожалев Гаутаму, она принесла ему еды. Поев, Сиддхартха расположился под большим баньяном, растущим на берегу Фалгу. Совершив омовение, бывший принц наполнил водой глиняный горшок, в котором Суджанта принесла ему еды, и бросил его в реку. Однако горшок не утонул, что Сиддхартха расценил как хорошее предзнаменование. Так, он решил расположился под баньяном и не вставать до тех пор, пока не достигнет понимания истинного порядка вещей.

По преданию, к Будде явился демон Мара. Чтобы вывести аскета из состояния медитации, он напустил бурю, землетрясение и тучи насекомых. Но тот оставался непреклонен. Тогда Мара, памятуя о веселой юности царевича, подослал к нему своих дочерей. Но Будда нашел силы, чтобы прочитать им небольшую проповедь о бессмысленности потакания страстям. После этого демоны отчаялись помешать ему. На 49-й день Сиддхартха постиг устройство вселенной и стал Просветленным. В этот момент снова появился Мара и потребовал доказательства великого события. На это сидящий Будда коснулся правой рукой земли, и та ответила: «Я свидетельствую это» - именно эта поза (поза алмазной несокрушимости) является наиболее часто изображаемой в буддийском искусстве.

О древней истории Бодхгаи почти ничего не известно. Судя по материалам археологии, там, скорее всего, существовала небольшая монашеская община. Центром паломничества местечко стало намного позже - в III веке до н.э., когда индийский царь Ашока (правил в 268-232 до н. э.), покровительствующий буддизму, построил в Бодхгае большой храм Махабодхи. О его форме мы можем судить лишь по барельефам ступы в Бхархуте (I в. до н.э.). Наиболее полные сведения о Бодхгае принадлежат китайским путешественникам – Фа Сяню (V в. н.э.) и Сюанцзяну (VII в. н.э.). Последний описывает Бодхгаю как крупный религиозный центр с большим количеством храмов. Однако все это было разрушено в результате мусульманского завоевания Индии и образования Делийского султаната (XIII в.). Тибетский путешественник Дхармасвамин, посетивший город в 1234 году, сообщает, что от былого великолепия там остались лишь руины. Святыня обрела второе рождение во второй половине XIX века, в первую очередь, благодаря археологическим изысканиям сэра Александра Каннингхэма (1814-1893), полковника колониальных войск, возглавившего в 1861 археологический комитет Британской Индии. Сегодня Бодхгая – крупный религиозный центр, где насчитывается более 150 культовых построек[4]. Нет ни одной буддийской школы, которая не имела бы здесь своего храма или представительства. Ежегодно город посещают более 400 тыс. туристов и паломников[5].

Главные достопримечательности

Дерево Бодхи

Дерево Бодхи (Бо), или «Дерево Просветления», как называют его индийцы, - это баньян, (индийская смоковница), или Ficus religiosa, по-латыни. Под ним находился Будда в момент просветления. Правда, это не именно то дерево, а его пра-правнук. Первым, кто посягнул на священную реликвию, был сам Ашока, исповедовавший первоначально индуизм. Царь хотел сжечь его на ритуальном костре, однако дерево не загорелось. Вместо этого оно начало светиться. Раскаяние и обращение царя к буддизму последовали столь скоро, что ему удалось спасти святыню, отмочив корни в воде и молоке. Позже, Ашоке пришлось спасать Бо от собственной жены, враждебно настроенной против новой религии. Он был вынужден построить вокруг святыни 3-х метровую стену. А вот принцесса Цейлона Сангхамитта, была, напротив, столь расположена к буддизму, что специально приезжала к Ашоке, дабы взять с собой отросток священного дерева и посадить его в саду Анурадхапура. Дерево, выросшее из него, сохранилось до сих пор. По мнению ученых, его возраст составляет 2150 лет[6]. Именно благодаря ему, индийским буддистам удавалось не раз воскрешать главную реликвию Бодхгаи.

Через 50 лет после смерти Ашоки, к власти в Индии пришел князь Пусьямитра (правил 185-151 г. до н.э.), основатель новой династии Шунга. Пусьямитра был радикальным противником буддизма, и по его приказу священный баньян был уничтожен. Только после смерти Пусьямитры индийским буддистам удалось привезти из сада Сангхамитты новый росток священной смоковницы и тайно посадить его в Бодхгае. Это дерево благополучно росло на протяжении 800 лет, пока не погибло от рук бенгальского князя-индуиста Шашанги (правил в середине VI в. н.э.). Однако из сада Анурадхапура был вновь доставлен священный росток. Сюанцзян, посетивший Бодхгаю столетием позже, сообщал, что высота дерева превосходила 20 м.

Можно сказать, что дальнейшее существование священного дерева было вполне благополучным. Его не тронули ни мусульмане, ни европейские колонизаторы. Оно умерло от старости, сваленное ветром в 1876 году. Стараниями Александра Каннингхэма, на Цейлон была направлена делегация за новым отростком баньяна. Сейчас он превратился в 24-х метровое дерево. Под ним находится Алмазный Трон – каменная плита, на которой, по преданию, сидел Будда в момент просветления. Любой паломник считает за большую удачу поймать листик упавший со священного дерева и вынесенный ветром за высокую загородку. Еще лучше – получить стружки от спиленного священного сучка. Однако в 2000 году листья святыни начали чернеть. Японские ученые определили, что это последствие возжигания перед ней газовых ламп: из-за большой интенсивности горения на листьях образовалась пленка копоти, мешавшая фотосинтезу. С тех пор использование таких светильников в Бодхгае запрещено.

Храм Махабодхи

Храм Махабодхи ранним утром
Увеличить
Храм Махабодхи ранним утром

Храм Великого Просветления (санскр. Махабодхи), был построен еще Ашокой в III веке до н.э. К I веку н.э. он потребовал капитального ремонта, средства на который пожертвовали Суранги и Махадеви – жены местных князей Субата и Брахмамитры. О том, как выглядел храм в то время, мы знаем мало, так как во II веке его полностью перестроил кушанский царь Хувишка (правил 131-162 гг.). Махабодха стал одной из первых построек на территории Индии, выполненных из кирпича. Однако его 52-метровая башня, увенчанная ступой и покрытая барельефами была завершена лишь в VI веке. В X веке в храме установили позолоченную статую Будды, сидящего в позе алмазной несокрушимости. После мусульманского разорения в XIII веке, Махабодхи был частично разрушен, частично занесен землей. В заброшенных помещениях с XVI века располагалась математическая школа индуистов. Храм был возвращен буддистам Александром Каннингхэмом, который с 1861 вел на его территории археологические раскопки. Реставрация Махабодхи была завершена в 1880. В 2002 храм был включен в список охраняемых объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО[7].

Другие достопримечательности

В Бодхгае есть и другие, не менее почитаемые места поклонения. Эти священные объекты, связаны с жизнью Будды в продолжении семи недель после просветления. Все они компактно сгруппированы вокруг Дерева Бо и Махабодхи. Однако по данным археологов, это не соответствует действительности: радиус их разброса должен быть не менее 2-3-х км. Но верующих это не беспокоит.

Храм Неморгающего Взора

Храм Неморгающего Взора стоит на месте, откуда во вторую неделю после просветления (первую он провел под священным баньяном на Алмазном Троне) Будда, не отводя глаз и не моргая, взирал с благодарностью на дерево Бодхи. Храм расположен на возвышении справа от восточного входа Махабодхи.

Храм Драгоценной Прогулки

Храм Драгоценной Прогулки выстроен рядом с небольшой дорожкой около священного дерева, по которой Будда ходил в размышлениях всю третью неделю после просветления. Сама дорожка находится у северной стороны храма. Она выложена кирпичом, и ее украшают 19 каменных лотосов – символических отпечатков следов Будды.

Храм Драгоценного Знания

Колонна Ашоки
Увеличить
Колонна Ашоки

Алтарь Драгоценного Знания обозначает место, на котором Будда провел свою четвертую неделю. Здесь он размышлял обо всех явлениях Вселенной. Сам алтарь не велик (3х4 м), его окружает стена и решетчатая дверь. По преданию, боги украсили алтарь множеством драгоценных камней. Но уже Сюанцзян, посетивший Бодхгаю в VI веке, сетовал на то, что все драгоценности превратились в обычную гальку.

Колонна

Колонна, стоящая слева от ступеней восточного входа храмовый комплекс Бодхгаи, обозначает место пребывания Будды в течении пятой недели. Именно здесь он принял решение посвятить остаток жизни проповеди нового учения.

Озеро Мучалинды

Озеро Мучалинды – царя нагов (змей). На шестую неделю Будда начал медитировать на берегу небольшого озера, располагавшегося неподалеку. Однако демон Мара снова наслал на него ужасную бурю. Неожиданно на помощь святому пришел змеиный царь Мучалинда. Он выплыл из глубины озера, обвил тело Гаутамы и раскрыл над ним свой капюшон, защищая от молний и урагана. Сейчас на берегу священного озера стоит небольшой храм, а сам водоем украшает скульптура, изображающая Будду под защитой змеиного царя.

Дерево Раджаянта

Дерево Раджаянта. Медитируя под ветвями Раджаянты, Будда встретил своих первых учеников. Это были двое купцов – Тапусса и Бхаллика. Им было дано познать тайны нового учения. В качестве реликвии купцы взяли с собой несколько волосков с головы Будды. Считается, что они до сих пор хранятся в пагоде Шведагон (Бирма).

Ссылки

Официальные ресурсы

Будда учительствующий. Барельеф на храме Махабодхи в Бодхгае.
Увеличить
Будда учительствующий. Барельеф на храме Махабодхи в Бодхгае.

Прочие ресурсы

Путевые заметки

Примечания

  1. В Индии часто пишут раздельно: Bodh Gaya.
  2. Координаты храма Махабодхи - объекта из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  3. О транспортных средствах, связывающих Гаю с крупнейшими городами Индии, см. портал округа Гая
  4. Список основных на портале буддийских паломников.
  5. Данные Российской Ассоциации буддистов школы Карма Кагью, 2006.
  6. Романов А. Там, где жил и проповедовал Будда // Азия и Африка сегодня. 1992. №2.
  7. О храме Махабодхи - объекта из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО

--PKotov 18:42, 25 июля 2007 (MSD)

К этой странице обращались 25 240 раз(а).